Рисование пальчиками отлично подходит для твоего творческого развития и даже помогает твоей моторике – важному физическому навыку. Конечно, этот способ рисования поначалу покажется тебе непривычным или неаккуратным, но это всегда очень весело!
Немного истории: такой способ рисования был разработан Рут Фэйсон Шоу в 1920-х годах для детей в её школе. Она искала более творческий способ самовыражения для учеников младших классов и разработала краску, которая легко смывается, на ощупь похожа на грязь, равномерно распределяется на бумаге и не слишком быстро сохнет. В основном это был жидкий крахмал, смешанный с сухой темперой (пигмент) или мелом, толчёным в порошок.
Существует множество идей для рисования пальцами — от деревьев с листьями в форме пальцев до узоров, сделанных с помощью отпечатка руки. Ты можешь использовать рисование пальцами, чтобы создать изображения чего угодно, от снеговиков до воздушных шаров. Также можно сочетать рисование пальцами с коллажем или привычным рисованием кистью.
Для начала ознакомься с нашими советами
Собери свои материалы. Подготовь краски и бумагу для рисования, убедись, что под рукой есть ёмкость с водой или влажные салфетки, а также бумажные полотенца для уборки. Также тебе могут понадобиться газеты, пластиковая скатерть или коврики для рисования, чтобы краска не попадала на пол и стол, и халат или фартук, чтобы не испачкать одежду.
Предотврати большой беспорядок. Рисование пальцами может быть очень грязным занятием – чтобы не тратить время потом на длительную уборку, накрой стол газетой или большой пластиковой скатертью.
Начни рисовать. Попробуй смешивать цвета – например, жёлтую краску с красной для получения оранжевого. Повтори процесс с другими сочетаниями цветов. Держи под рукой пульверизатор – он пригодится, чтобы сбрызнуть бумагу водой, если краска начнёт сохнуть.
Сделай отпечатки ладоней на бумаге. Приготовь отдельно цветную бумагу, чтобы оставить отпечатки ладоней, когда закончишь рисовать. Это поможет не только убрать лишнюю краску с рук перед мытьём, но и позволит тебе создать ещё одну «картинку» на память, которую ты можешь повесить на стену или использовать такую «принтованную» бумагу в дальнейшем для другого творческого занятия.
Приготовь «станцию уборки» — тебе понадобится ёмкость для посуды с тёплой мыльной водой и ещё одна с чистой водой. Положи рядом стопку бумажных полотенец. В процессе рисования ты сможешь быстро ополаскивать руки от краски, а не бегать каждый раз в ванную комнату.
По окончании рисования рисунки стоит повесить на прищепки, иначе бумага будет скручиваться после высыхания.
Пошаговая инструкция для рисования пальцами
Шаг 1: Подготовь бумагу
Отрежь лист бумаги размером не менее 40 на 55 сантиметров. При необходимости накрой рабочую поверхность стола пластиковой плёнкой — рисование пальцами всегда получается влажным и неаккуратным! Тщательно смочи обе стороны бумаги губкой или промой бумагу под проточной водой.
Ты получишь разные результаты с каждым типом бумаги – как и для привычного способа рисования, существует также специальная бумага для рисования пальцами с глазурованной поверхностью, которая удерживает краску. Такая бумага доступна в магазинах школьных принадлежностей.
Шаг 2: Смешай цвета
Краска смешивается с жидким крахмалом на влажной бумаге. Хотя ты можешь предварительно смешать краски для пальцев в банках или использовать готовые пальчиковые краски, ты получишь лучшие результаты, смешав цвета с крахмалом на бумаге. Налей одну столовую ложку (15 мл) жидкой крахмальной смеси на бумагу, затем добавь краску, чтобы получить желаемый цвет. Используйте от 2 капель до 1 чайной ложки краски. Смешай краску с крахмалом, затем равномерно распредели краску по бумаге ладонью или запястьем. Для бумаги меньшего размера уменьши количество используемой краски. Краска, нанесённая слишком толстым слоем, при высыхании может треснуть или отслоиться.
Шаг 3: Фантазируй!
Используй свои пальцы и ладони, чтобы создавать разнообразные рисунки. Если краска засохнет, выдави с влажной губки несколько капель воды на бумагу и продолжай! Когда рисунок будет закончен, возьми бумагу за края и положи аккуратно на газету, чтобы она высохла. Если бумага скручивается, повесь её на прищепки или придави края монетами или другим предметом. Высохшие рисунки можно попросить прогладить взрослых горячим утюгом с оборотной стороны, чтобы они лежали ровно.
Рецепты для приготовления пальчиковых красок
Под руководством взрослых ты можешь самостоятельно приготовить дома пальчиковые краски. Эти рецепты не требуют особых кулинарных навыков и не займут много времени.
Пальчиковая краска
Ингредиенты:
— кукурузный крахмал
— акриловые краски
— вода
— по желанию масло перечной мяты или гвоздики
Смешай 45 г (3 столовые ложки) кукурузного крахмала с 40 мл (3 столовые ложки) холодной воды в небольшой кастрюле. Перемешай, чтобы получилась паста. Добавь 250 мл (1 стакан) кипящей воды. Быстро размешай, чтобы не образовались комочки.
Помешивай, пока смесь не загустеет и не станет прозрачной. Если необходимо, подержи кастрюлю на слабом или среднем огне.
Смешай 60 мл (1/4 стакана) холодной воды и по желанию ароматическое масло. Масло поможет сохранить краски, к тому же у них появится приятный аромат. Накрой кастрюлю, чтобы не пропускать воздух для охлаждения смеси.
Ты можешь добавлять цвета в жидкий крахмал по несколько капель за раз прямо на бумаге для рисования пальцами или подготовить цвета в отдельных контейнерах, по одному для каждого цвета.
Краска для пальцев без кулинарии
Ингредиенты:
— белая мука
— холодная вода
— темперная краска или пищевой краситель
С помощью венчика медленно смешай в миске 240 г (2 стакана) белой муки с двумя стаканами холодной воды. Разложи смесь по отдельным ёмкостям и добавь красители.
Необязательно: для более текстурированной пальчиковой краски сначала добавь в муку немного песка или соли.
Блестящая краска для рисования пальцами
Ингредиенты:
— кукурузный сироп
— пищевой краситель
Смешай отдельные порции кукурузного сиропа с выбранными красителями. Храни смеси в небольших пакетах на молнии или в герметичных контейнерах. Эта краска хорошо подходит для плотной бумаги. Когда картины высохнут, они будут выглядеть очень блестящими!
Смешай два ингредиента в миске. Такой пищевой краской можно рисовать на бумажных тарелках или вощёной бумаге.
Съедобная краска для пальцев со взбитыми сливками
Ингредиенты:
— готовые десертные взбитые сливки
— пищевой краситель
Смешай пару пищевых красителей с порцией взбитых сливок – такими вкусными красками можно рисовать на плотной бумаге.
ПРИМЕЧАНИЕ. «Съедобные» рецепты не предназначены для полноценного перекуса!
Несколько идей для рисования пальцами
Самый простой способ в преддверии Пасхи – нанеси на бумагу цветные отпечатки пальцев, а затем используй цветные шариковые ручки, чтобы превратить отпечатки в кроликов или пасхальные яйца.
Рисовать можно не только на бумаге – попроси у родителей ненужный горшок для цветов и используй свою фантазию, чтобы украсить его и превратить в цветущую лужайку.
Элемент рисования пальцами можно добавить и в твой привычный рисунок – например, создать объёмный эффект на ракушке.
Имитация листьев отпечатками пальцев – самый лучший способ начать! Вместо ствола также можно обвести силуэт руки карандашом и затем закрасить его краской.
Методика «Рисование пальцем»
Методика «Рисование пальцем»
Психодиагностика психолога в школе —
Проективные тесты исследования личности
Автор: Рут Ф. Шоу
Проективная методика исследования личности. Описана Рут Ф. Шоу (Ruth F. Show) в 1932 г. Методика рисования пальцами родилась в Риме для преодоления специфических проблем, возникавших в её школе. Эта школа была местом, где встречались дети различных национальностей, говорящие на разных языках, и рисование пальцами должно было стать таким методом самовыражения, который бы подходил всем и не зависел от вербализации. Мисс Шоу обратила внимание психологов на свою новую образовательную методику, когда заметила, что та помогает её юным ученикам избавиться от подавленности, преодолеть страхи и укрепляет их уверенность в себе.
В дальнейшем разрабатывалась П. Наполи (1946,1951) и др. как личностная методика.
Обследуемому предлагают влажный лист бумаги и набор красок. Рисунок выполняется пальцем, который окунается в краску. Базисное утверждение, на котором основывается метод, заключается в том, что рисование пальцами — это форма экспрессивного поведения, анализируя которое можно раскрыть значимые характеристики личности. В этом отношении рисование пальцами перекликается с другими формами художественного самовыражения, позволяющими максимум экспрессивного поведения и требующими минимум адаптации. По мнению авторов и психологов, имеющих значительный опыт практического применения данной методики (Спринг, Мосс, Лайл, Розенцвейг, Дарбин и др.), наиболее значимые ассоциации субъект выдаёт в процессе рисования, когда изобразительная деятельность приводит его к наибольшему эмоциональному накалу. В это время его ассоциации являются более искренними проявлениями личности, чем полученные в любые другие моменты. В ряде случаев испытуемого просят рассказать о том, что получилось после завершения рисунка. Рекомендуется также составлять серию таких «картин», созданных одним и тем же лицом за сравнительно длительный период.
Считается, что в силу слабой структурированности тестовой ситуации создаются наиболее благоприятные условия для самовыражения. Это сближает тест с методикой свободных ассоциаций. Для использования всех преимуществ данного метода и процессуального анализа, экспериментатор должен присутствовать все время проведения теста и фиксировать, как и какие цвета выбирает субъект, как использует пространство, как двигается, а также спонтанные высказывания и подходы к работе.
Общие подходы к интерпретации основаны на учёте следующих основных показателей: 1. Наблюдение общего поведения. 2. Распределение времени. 3. Использование пространства и местоположение. 4. Цвет. 5. Светотени. 6. Мазки. 7. Содержание. 8. Движения и жесты. 9. Ритм. Существует интерпретационная схема, где каждый из указанных показателей достаточно подробно раскрыт и обоснован с учётом имеющегося диагностического опыта.
Достоинства данной методики: 1. Свобода от двигательных ограничений. Рисование пальцами требует минимального участия той группы мышц, которые отвечают за мелкую моторику, поэтому в этом отношении она является прекрасным средством самовыражения как для тех, кто не испытывает трудностей такого плана, так и для людей с физическими недостатками. Люди, страдающие физическими недостатками, откроют в рисовании пальцами прекрасный источник самовыражения, который компенсирует их ограничения. Рисование пальцами очень эффективно в случаях слепоты, глухоты, спастических проявлениях. 2. Свобода от культурного влияния. Рисование пальцами привлекает минимум культурных или усвоенных ценностей, поэтому реакции не подвержены влиянию стандартных шаблонов. Как и почерк, рисование пальцами нельзя отнести к какому-либо стилю. Субъект не может в зависимости от своего предыдущего опыта считать рисунки плохими или хорошими, приемлемыми или неприемлемыми, правильными или неправильными. Возможно, наибольшее значение имеет тот факт, что рисование пальцами является средством самовыражения, которое относительно не подвержено влиянию языкового фактора, который часто выступает в качестве сильного сдерживающего агента в эмоциональном плане. 3. Свобода от социального давления. Социальное давление можно определить как личностный аспект культуры, нарушающий свободу самовыражения индивида. А рисование пальцами — это социально санкционированная «игра с грязью», которая позволяет индивиду вывести свои агрессивные импульсы. Она приводит к удовлетворению деструктивных влечений, в то же время, не будучи деструктивной, и позволяет субъекту пренебречь социальными запретами и табу без страха возмездия. При рисовании пальцами ситуация носит игровой характер и страх, который может обнаружить у себя субъект, минимизирован. 4. Процессуальный и последовательный анализ. Возможно, наибольшее достоинство метода рисования пальцами состоит в том, что проводящий тестирование имеет возможность наблюдать процесс достижения субъектом конечного продукта (процессуальный анализ). Следует чётко отличать от последовательного анализа. Возможны также наблюдения, связанные с изменениями от рисунка к рисунку когда во время одного или нескольких сеансов появляется несколько законченных рисунков (последовательный анализ). Он может быть использован в целях проверки достоверности. Его можно также использовать для определения степени изменения выдаваемых субъектом проявлений на разных стадиях диагностики или терапии. 5. Нет проблемы эквивалентных форм. Ещё одно преимущество методики заключается в том, что не существует проблемы эквивалентных форм при повторном рисовании. Каждый раз ситуация рисования является для субъекта новым увлекательным приключением, и каждый рисунок представляет собой новый пункт в тестировании. 6. Многовариантность целевого использования методики. Методика может проводиться как при индивидуальном, так и групповом обследовании. Она также подходит в качестве эффективного средства психотерапевтического воздействия на личность. Многие исследователи рассказывают о различных формах использования этого метода. Шоу и Лайл отмечают, что он позволяет добиваться проявления фантазии у детей. Мосс рассказывает о его применении для стимулирования свободных ассоциаций, Спринг указывает на его ценность при работе с анальными импульсами. Розенцвейг и Дарбин разрабатывали диагностический аспект этой методики, они пытались выяснить, как выражаются личностные особенности психотических пациентов в больнице для душевнобольных. Флеминг, работая со взрослыми невротиками, пыталась соотнести их поведение, выраженное во время рисования, с их личностными характеристиками. Наполи провёл сравнительное исследование целого ряда диагнозов и сопроводил его подробным отчётом о значении различных показателей рисунка для интерпретации. В своей более ранней публикации Наполи выделил в таких рисунках критерии, которые можно диагностировать как параноидные и шизофренические признаки. Эртоу и Кэйдис исследовали роль метода рисования пальцами в интегрированных психотерапевтических программах. Таким образом, метод рисования пальцами получает все возрастающее признание, однако он не так тщательно изучен, как большинство других проективных методик. Тем не менее, уже сейчас ясно, что рисование пальцами может предоставить адекватные показатели для определения базовых характеристик индивида.
Особенности проведения процедуры тестирования. Необходимое оборудование. 1. Бумага: Стандартный лист представляет собой большое прямоугольное бумажное полотно 22 х 16 дюймов (56 х 41 см), с глянцевой поверхностью для рисования и матовой обратной стороной, на которой регистрируются дата проведения, личные данные и другая необходимая информация. Бумага меньшего размера также годится, но большие листы дают субъекту больше простора для самовыражения. Все время сеансов следует придерживаться однажды выбранного размера: важно, чтобы субъект, работал на одинаковых листах. Это обеспечит большее единообразие проявлений. 2 Краски: Субъекту предлагают шесть основных цветов: синий, чёрный, красный, коричневый, зелёный и жёлтый. Краски содержатся в баночках и имеют устойчивую пастообразную консистенцию, и субъекту необходимо приложить усилия, чтобы начать рисовать. После необходимых манипуляций с красками и водой (эмоционально стимулирующий процесс) получается однородная рабочая масса. Краски не причинят вреда, если их проглотят, и легко отмываются с любой поверхности. 3. Место для рисования: Высота стола должна соответствовать потребностям индивида. Удобно, когда уровень столешницы находится чуть ниже локтя субъекта в положении стоя. Около стола должно быть достаточно свободного пространства для того, чтобы субъект мог ходить вокруг него во время работы. Поверхность стола должна быть без трещин, и предпочтительно, чтобы она была сделана из таких материалов, как линолеум, или зеркальное стекло. Размеры поверхности должны быть больше чем размеры предназначенного для работы листа. 4. Емкости: Стандартное оборудование включает в себя большую ёмкость длиной около 17 дюймов (43 см) для смачивания бумаги, сосуд меньшего размера для обрызгивания и увлажнения и ведро для уборки. Все это желательно, но необязательно. Достаточно, если имеется раковина и подходящих размеров стол со свободным пространством вокруг него. Проведение теста: Существуют различные мнения относительно того, как следует знакомить субъекта с материалами для рисования пальцами. Достоинства каждого метода меняются в зависимости от целей экспериментатора. Наиболее приемлемой процедурой, основанной на практическом опыте, является следующая. Перед тем как субъект зайдёт в помещение, ёмкости должны быть наполнены водой, краски открыты, а лист помещён на столе. Субъекту даётся инструкция: «Здесь имеется шесть основных цветов, которые можно использовать в любых сочетаниях для получения любого эффекта. Мы не используем кисти, потому что у нас есть десять пальцев. Пять на одной руке и пять на другой. Это гораздо больше чем одна кисть. Делайте все, что вы хотите сделать и скажите мне, когда закончите». Если у субъекта уже есть опыт подобного рисования, достаточно сказать: «Давайте сделаем ещё один рисунок». Если субъект будет просить дальнейших, более конкретных инструкций, его заверяют, что он может рисовать все, что он хочет и так, как он хочет. Во времени ограничений не даётся. В среднем работа занимает пятнадцать-двадцать минут, в крайних вариантах — от десяти минут до одного часа. Количество расходуемого времени в значительной степени варьирует в зависимости от возраста испытуемого. После окончания рисунка его просят придумать название и задают вопрос, может ли субъект как-либо соотнести свой рисунок с собственной жизнью. Детей просят придумать рассказ, связанный с рисунком. Основные положения интерпретации (диагностические основы) Многие обобщения, представленные ниже, выведены на основе клинического опыта и анализа 700 рисунков. Они предлагаются в качестве экспериментальных гипотез и, конечно, требуют дальнейшей верификации. Наблюдение общего поведения. Как правило, клиницисты соглашаются с тем, что определённые аспекты поведения индивида в клинической или тестовой ситуации имеют большое диагностическое значение. Ситуация рисования пальцами во многих отношениях напоминает игровую и предоставляет уникальную возможность получения таких данных о поведении, которые можно интерпретировать. Поведение субъекта до и во время рисования включают в себя позу субъекта, скорость его движений, частоту дыхания и спонтанные высказывания. Уникальными факторами, характерными только для метода рисования пальцами, являются реакция на влажность и тактильные ощущения испачканности. Можно определить значение каждого отдельного аспекта поведения, однако вместе все поведенческие реакции формируют целостную картину, по которой обычно можно судить об общей установке или настроении субъекта. Для удобства, выявленные из поведенческих характеристик установки и настроения можно суммировать под понятиями «дистанция» и «вовлеченность».
В ситуации рисования пальцами субъект может проявить две различные тенденции: 1. «Дистанция», которая показывает стремление индивида отделить себя от задания; 2. «Вовлеченность», отражающая намерение полностью участвовать в процессе. У субъекта одновременно присутствуют обе тенденции, их сила варьируется и одна из них доминирует. Дистанция. Часто первая реакция индивида в ситуации рисования пальцами предполагает доминирование Г I Л «дистантной» тенденции. Такое поведение можно классифицировать следующим образом: а) Пространственно-физическое. Выражается в манере индивида подходить к столу и краскам. Субъект может стараться держаться от них настолько далеко, насколько это возможно. Либо он может держать одну руку за спиной, погружая в краску или в воду только один палец или вытягивать как можно дальше от себя руку, используя палец как карандаш или инструмент, как будто он не является частью его самого. В крайнем случае, можно наблюдать сочетание всех этих поведенческих проявлений. б) Вербальное. Дистанцированная позиция может выражаться и в вербальном поведении субъекта. Он может проявить признаки замешательства. Он может попытаться избежать самостоятельных действий и переложить ответственность на экспериментатора. Он может задавать такие вопросы типа: «А как мне это делать?», «Что я буду рисовать?», «Кто сделал эти краски?». Все эти запросы направлены на то, чтобы субъект мог оставаться вне ситуации. в) Невербальное. «Дистантная» тенденция может выражаться в беспорядочных движениях рук, быстром переключении внимания, неловкости в движениях. Она также может проявляться в попытках манипуляции или привлечения тщательного планируемого, стереотипичного поведения, такого как настойчивое рисование геометрических фигур. Может показаться, что дистанцируемые тенденции противоречат ранее заявленному утверждению, что рисование пальцами способствует спонтанному участию и что примеры отвержения этого метода редки. На самом деле тенденция к дистанцированному поведению начинает уменьшаться с того момента, как субъект каким-либо образом вошёл в ситуацию рисования, к тому же ситуация настолько эмоционально заряжена, что способна сломить любую степень дистанцированности. Дистантная тенденция может иметь различную глубинную мотивацию. Это может быть инфантильный негативизм, враждебность, осторожность или неудовлетворённость. Осторожность лучше всего видна в предвосхищающей реакцию на влагу и грязь. Это как раз тот случай, когда дистанция может быть быстро преодолена. После контакта с сыростью и «грязью» субъект может испытать сильное чувство удовлетворения и тогда перейти к ярко выраженному «вовлечённому» поведению. Вовлеченность.В противоположность индивидам с дистанцированным поведением, есть субъекты, которые готовы сразу же погрузиться в ситуацию рисования целиком. Такое поведение представляет вовлечённую тенденцию. В процессе рисования субъект может задействовать не только пальцы, но и движения всего тела. В его мимических жестах будет выражаться восторг или гнев, к ритмичным движениям присоединяются ладони, плечи и спина. Субъект может покрывать краской своё тело, дети особенно любят размазывать её по животу. Некоторые испытуемые наслаждаются длительным мытьём рук в воде. Поведение, показывающее доминирование «вовлечённой» тенденции, лучше всего описать словами «погружение в работу». Мотивация, лежащая в основе вовлечённого поведения опять, же может быть различной. Она может быть представлена стремлением к удовольствию или удовлетворению, в частности от контакта с водой и «грязью», или это может быть агрессия и враждебность. Некоторая степень вовлеченности присутствует уже с того момента, когда индивид вообще попадает в ситуацию рисования пальцами. Процессуальный анализ часто выявляет изменения в поведении субъекта в сторону увеличения степени вовлеченности.
Диагностические особенности процесса рисования пальцами 1. Распределение времени: Затраченное время можно разделить на три значимых элемента: 1. Продолжительность реакции до начала рисования, 2. Паузы во время рисования, 3. Общее время, затраченное на произведение каждого отдельного продукта и всех рисунков. Продолжительность первой реакции. Она также может служить показателем относительной массы «вовлечённой» или «дистантной» тенденций. Некоторые субъекты сразу же приступают к заданию, другие приходят в замешательство, колеблются, сомневаются. Особенно длительная продолжительность реакции может свидетельствовать о преждевременной тревоге, связанной с реакциями на влагу и грязь. Паузы во время рисования. Они могут быть связаны с неожиданными эмоциональными эффектами, возникшими из-за цветовых сочетаний или размера рисунка, вызывающих страх или тревогу. Столкнувшись с новым цветовым сочетанием, которое, так или иначе, становится для него значимым, субъект может вербально или мимически выразить свой ужас или отвращение. Например, «Ой, это выглядит ужасно! Можно я это выброшу?», «Можно я это смою?», «Как мне сделать это светлее?», «ненавижу этот цвет!». Субъект может даже в ярости разорвать и выбросить лист. Общее время: Общее время рисования отражает то, в какой степени субъект позволяет себе быть вовлечённым в процесс. Некоторые испытуемые не способны отделить себя от ситуации рисования либо потому, что получают через него облегчение, либо из стремления к совершенству. Некоторые могут продолжать рисовать, пока бумага не начнёт рваться. Другие отходят от ситуации так скоро, как только возможно, потому что ситуация может вызывать у них чувство тревоги. 2. Использование пространства и местоположение: При рисовании пальцами большинство индивидов ограничивают себя пределами бумаги и стремятся занять большую часть листа. По этой причине отклонения в использовании бумаги становятся значительными для интерпретации. Обычно наблюдаются два основных вида отклонений. Их можно определить как «экспансия» и «ограничение». Экспансия: Некоторые индивиды выходят за пределы бумаги и рисуют на поверхности стола. Человек с таким поведением может иногда выражать свою экспансивность по-другому. Хотя он и будет в своей работе придерживаться границ бумаги, организация его рисунка будет подразумевать экспансию. Например, это может быть жирная линия, проведённая через весь лист, без начала и конца. Такая экспансивность при рисовании пальцами может говорить об относительно эмоциональных неконтролируемых реакциях. Отмечают, что дети, подпадающие под определение экспансивных при рисовании пальцами, страдают несдержанностью или сверхагрессивностью. Такое наблюдение часто наблюдается у делинквентов. Похоже, это коррелирует с тем, что они не признают авторитетов, и с их ненасытным влечением к импульсивному удовольствию. Ограничение: Эта категория субъектов использует очень малую часть листа. Интерпретация та же самая, что при рисовании. Субъект, отказывающийся использовать своё пространство, предоставляет доказательства своей сдержанности и замкнутости, особенно когда рисунок расположен на самых углах листа или как бы подвешен в пространстве. В таких случаях предполагается, что эта реакция связана с тревожностью. Использование пространства в процессуальном анализе. Когда использование пространства рассматривается посредством процессуального анализа, появляется отличная возможность для наблюдения за процессом формирования картины. Субъект может начать с рисования отдельных элементов по краям листа, а потом заполнить оставшееся пространство деталями, чтобы получилась целостная картина. Таким образом, поступают те индивиды, которые чувствуют сильную потребность в логических действиях или в безопасности. В этих целях субъект также может для начала снабдить лист широкой чёрной рамкой, а уже только потом позволить себе выстраивать свои узоры. И наоборот, субъект может начать с центрального рисунка, который будет ядром всей картины и продолжить работу, дополняя элементы рисунка, пока не покроет весь лист. Например, он может нарисовать маленький дом в центре листа, а затем добавить к нему дорогу, дерево, солнце на заднем плане. Таким образом, при рисовании пальцами имеется возможность наблюдать за развитием концепции картины, потому что мыслительный процесс воплощается в двигательной активности. 3. Цвет: Значения цветов схожи во многих проективных методиках. Цвета — это прямое выражение наших эффектов и эмоций. Субъект может использовать цвет строго в пределах рисунка, то есть, не выходя за границы отдельного объекта. Или цветовое решение может быть выполнено в диффузной манере без твёрдых границ, как при рисовании пламени или светящего солнца, при этом даётся спонтанное выражение эмоциональным порывам. Но в методике рисования пальцами выбору цветов придаётся повышенное эмоциональное значение. Субъект имеет возможность выбирать оттенки и сочетать их таким образом, которым вызовет максимум эмоциональной реакции. Выбор цвета может быть сделан случайно или бессознательно, но однажды, увидев этот цвет на листе, субъект может выдать эмоциональную реакцию; что в свою очередь простимулирует появление новых цветовых эффектов. 4. Светотени: При рисовании пальцами лучше разделять эффекты светотени, происходящие из фактуры поверхности, и те, которые являются следствием идеи глубины или трёхмерной. Эффект фактуры поверхности можно соотнести с ответами типа С по тесту Роршаха, они обычно получаются из-за похлопывающих и ударяющих движений и являются индикаторами сильных чувств. Доминирующий канал восприятия при этом — тактильный. А изображение глубины (фактор К по Роршаху) — это результат формирования концепции картины, а не тактильной стимуляции. Типичные изображения такого рода — это элементы спирали. 5. Мазки: Под «мазками» имеются в виду окончательные продукты движения на поверхности рисунка. Значение мазков при рисовании пальцами близко к значению линий при рисовании карандашами. При рисовании пальцами мазки являются более прямым выражением внутренней динамики субъекта, потому что они являются прямым продолжением движений тела, и нет никакого инструмента-посредника, который бы тормозил момент экспрессии. При интерпретации мазков внимание должно быть сфокусировано на повторяющихся особенностях, а не на каких-либо отдельных примерах. Более того, мазки можно понять только через их общую конфигурацию. Значение мазка определяется его связью с другими мазками. В самом общем интерпретационном значении можно сказать, что характер мазков определяется степенью эмоционального контроля. Грубо можно выделить следующие атрибуты мазков по четырём основным категориям: 1. Направление мазков. Основное направление мазков может быть вертикальным или горизонтальным. Первое может начинаться снизу или сверху, а второе с правого или левого края. Сторона, с которой начинаются мазки, зависит от праворукости или леворукости субъекта, и это тоже нужно принимать во внимание. Элшулер и Хеттнтик идентифицировали вертикальное направление как проявление навязчивых влечений, а горизонтальные как тенденции к самозащите, подверженности страху, открытому сотрудничеству. На некоторых рисунках маленьких детей или людей с психическими расстройствами не наблюдается организации мазков в каком-либо направлении, они беспорядочны и бессистемны. Однако по мере эмоционального роста в процессе терапии или по достижении большей психологической зрелости неорганизованный беспорядок часто превращается в связную структуру. Иногда с помощью процессуального анализа можно на одном рисунке проследить тенденцию к «выправлению», когда субъект начал класть мазки в одном направлении после небольшого периода беспорядочной мазни. 2. Ширина, нажим и многочисленность мазков. Мазки могут быть узкие и слабые, если проводятся кончиками пальцев, или широкими и жирными, когда их проводят рукой, ладонью или локтем. Субъект может варьировать степень нажима и в крайних случаях это выливается в то, что смещаются все нанесённые до этого краски, оставляя белую линию на поверхности бумаги. И, наконец, мазок может быть единичным, то есть сделанным одним пальцем или состоять из двойных или тройных Параллельных мазков по числу задействованных пальцев. Степень нажима свидетельствует об энергетическом уровне субъекта. Сильный нажим говорит о том, что человек полон сил, либо об имеющемся напряжении. Легкие мазки могут говорить о стеснительности или подверженности страхам. Многочисленность мазков — показатель вовлеченности. Если индивид ограничивается единичным мазком, это символизирует меньшую степень вовлеченности, чем при использовании тройного параллельного мазка. 3. Форма и длина мазков. Мазки могут быть угловатые или закруглённые, сплошные или прерывистые, закрытые или открытые. Тенденция к угловатости представляет агрессивный поведенческий паттерн, а если угловатые мазки расположены зигзагообразно, это может обозначать нерешительность индивида относительно своего агрессивного поведения. Длинные мазки свидетельствуют о контролируемом поведении, а короткие характеризуют импульсивное поведение. Прерывистость мазков может быть показателем тревоги, ощущения ненадёжности. Под «закрытостью» подразумевается представляет ли мазок закрытую фигуру сам по себе, например как окружность или восьмёрка. Пример открытой фигуры — это форма полумесяца. Закрытость обозначает фактор замкнутости. Степень открытости показывает степень желания общаться с миром. 4. Фактура мазков. Другая характерная особенность техники рисования пальцами — возможность получения мазков двух видов. Мазок можно прочертить в уже нанесённой краске или наложить на неё новый слой. Последнее, производя эффект рельефности, часто является результатом «цветового возбуждения» и, как уже было отмечено, отражает некоторую расторможённость. Значение прочерченных мазков близко к царапанью и другим агрессивным действиям. Другой аспект в различении мазков касается основного рисунка и фона (переднего и заднего плана). Отношения между мазками заднего и переднего плана имеют значение, хотя в точности оно ещё не определено. Субъект может попытаться изобразить совершенно контрастные фигуры или стараться, чтобы они постепенно слились с задним фоном. Мазки на заднем плане могут создавать эмоциональный фон вокруг основного рисунка, либо основной рисунок может создаваться как реакция на задний план. Например, субъект, который вначале боялся показывать свои агрессивные влечения, может покрыть весь лист мазками мягкой формы. И только после этого он осмелится нарисовать центральную фигуру, раскрывающую эти импульсы. В другом случае субъект может быть серьезно обеспокоен «обнаженностью» центральной фигуры и уравновесит её жирными, энергичными мазками на заднем плане. Очевидно, что комбинации и конфигурации мазков бесконечны. Вертикальная линия может быть проведена от себя или к себе; она может быть прямой или извилистой; угловатой или закруглённой; сделанной сильным или слабым нажимом; может быть изолированной или окружённой другими линиями. 6. Содержание. К содержанию рисунка относятся: 1. Видимое для наблюдателя изображение, то есть объекты, фигуры и абстрактные образы, изображённые им на листе; 2. Высказывания, которые он сделал по ходу или после рисования. Нулевым содержание можно назвать тогда, когда субъект занимается бесцельной мазней и неспособен дать на неё никаких вербальных реакций. Возраст и другие факторы, влияющие на содержание рисунка: Возраст является очень важным фактором при рассмотрении содержания рисунка. Просто мазня будет абсолютно нормальной для трёхлетнего ребёнка, у которого экспрессивность сосредоточена на двигательной способности. В начальной школе у детей доминируют контурные изображения фруктов, домов, деревьев. Эти стереотипные рисунки обычно быстро разрушаются, часто во время одного сеанса, и после этого появляются более динамичные изображения. Как и с цветом, у нормальных школьников наблюдается снижение дезинтегрированной конформности содержания в течение работы. Материал для рисования пальцами провоцирует создание продуктов особого рода. Например, очень часто рисуют пейзажи, в то время как наблюдается заметное нежелание изображать человеческие фигуры. Наиболее часто встречающееся содержание — это разнообразные вариации пейзажных тем. Из-за того, что изображения человека встречаются относительно редко, сложно придать человеческой фигуре какое-то особенное значение для интерпретации. Организация содержания: Организация содержания является значимым диагностическим критерием. Наполи обнаружил, что структура содержания важна для различения параноиков и шизофреников. У второй группы, отмечает Наполи, наблюдается два абсолютно не связанных между собой, независимых слоя или уровня в изображении. Работа сопровождается словесными высказываниями, которые не имеют никакого внешнего отношения к рисунку. Эртоу и Кейдис отмечают, что будет подробно описано позже, взаимосвязь содержания изображения и вербальных выражений — это важный показатель развития эго у детей.
Fingers Drawing — Как рисовать пальцы шаг за шагом
Когда люди берутся за рисование, одна вещь, которая может быть самой удивительной, это то, что вещи, с которыми мы лучше всего знакомы, могут оказаться самыми сложными.
Если вы спросите любого художника, который рисовал людей, он, вероятно, расскажет ужасные истории о рисовании рук и пальцев, так как может быть очень трудно добиться того, чтобы это выглядело правильно.
Когда вы пытаетесь научиться рисовать пальцы, очень полезно иметь под рукой руководство.
К счастью для вас, этот проводник прямо сейчас перед вами!
Наше пошаговое руководство по рисованию пальцев покажет вам, как легко и весело можно рисовать этот сложный предмет.
Шаг 1
В этом руководстве о том, как рисовать пальцы, мы будем рисовать правую руку ладонью к нам. Чтобы начать этот процесс, мы начнем с большого пальца справа и мизинца слева.
Во-первых, вы можете начать с изогнутой линии для левой стороны мизинца.
Затем еще одна изогнутая линия для ладони пойдет под ней, а под ней будет чуть более прямая линия для запястья, и, наконец, вы будете использовать несколько изогнутых линий, чтобы нарисовать большой палец.
Как видно на эталонном изображении, большой палец будет разделен на несколько сегментов. Он также будет прикреплен к запястью с правой стороны.
Не стесняйтесь очень точно следовать эталонному изображению во время рисования! Как только вы нарисуете эти стороны рук, вы будете готовы к шагу 2!
Шаг 2 – Нарисуйте первые два пальца на этом этапе
Продолжая предыдущий шаг, вы можете закончить первые два пальца в этой части. Во-первых, вы можете использовать еще несколько изогнутых линий, чтобы создать сегменты мизинца.
Затем будет небольшой изогнутый зазор, прежде чем вы нарисуете изогнутый контур второго пальца. Затем вы можете нарисовать горизонтальную линию внизу, где второй палец соединится с третьим на следующем шаге.
Шаг 3 – Теперь нарисуйте детали для безымянного пальца.
Ранее мы упоминали, что каждый палец будет разделен на сегменты, и это то, что мы будем рисовать на этом шаге нашего руководства по рисованию пальцев.
Для этого просто добавьте несколько горизонтальных линий в верхней части безымянного пальца и еще одну ниже. Они должны начинаться с правой стороны и не касаться левой стороны.
Это все, что нужно сделать для этого простого шага, так что давайте приступим!
Шаг 4 – Нарисуйте следующие два пальца и некоторые детали ладони
Теперь вы действительно освоились с этим рисунком! Теперь, когда вы можете так хорошо нарисовать эти пальцы, вы можете добавить оставшиеся два пальца.
Средний палец будет самым высоким из всех пальцев, тогда как указательный палец будет такой же длины, как и безымянный.
Внутри каждого из этих пальцев также будут нарисованы две линии для различных сегментов. Затем будут две слегка волнистые линии в верхней части ладони для некоторой детализации линий в этой области.
После того, как вы нарисовали эти детали ладони, вы готовы к некоторым окончательным деталям и элементам на следующем этапе рисования пальцев.
Шаг 5 — Теперь вы можете закончить окончательные детали и элементы
Пришло время добавить немного цвета в ваш рисунок на последнем шаге нашего руководства о том, как рисовать пальцы. Однако перед этим нам нужно добавить несколько последних деталей.
На этом этапе вы также сможете добавить свои собственные забавные детали! Во-первых, вы должны нарисовать две линии, которые образуют форму буквы Y возле центра ладони.
Затем вы можете закончить детали, добавив несколько горизонтальных изогнутых линий в верхней части запястья.
Это завершает все детали в этом руководстве, но, как мы упоминали , вы можете добавить некоторые детали вашего собственного , прежде чем двигаться дальше!
Эти детали могут включать изменение положения пальцев для более персонализированного изображения.
Теперь, когда вы знаете, как должна выглядеть структура пальцев, вы можете использовать свою руку в качестве ориентира, если хотите изменить положение.
Вы также можете добавить несколько колец на пальцы или даже сделать татуировку на руке! Какие детали вы можете придумать, чтобы добавить к этому вашему рисунку?
Этот последний шаг рисования пальцев будет посвящен тому, чтобы воплотить его в жизнь с помощью невероятных цветов!
Мы показали вам только один способ раскрасить его, но это всего лишь предложение, и вы можете свободно использовать свой собственный выбор цвета.
Одна из забавных идей — использовать инструменты и материалы для рисования, чтобы воспроизвести собственную руку! Это может быть отличным способом придать индивидуальность этому рисунку.
Если вы нарисовали какие-либо дополнительных элементов, таких как татуировки , кольцо или некоторые элементы фона, то вы также можете добавить некоторые удивительные цвета!
Обязательно проявите творческий подход с вашими любимыми цветами и художественными материалами и посмотрите, что получится!
3 Еще несколько советов, которые облегчат рисование пальцами!
Рисовать руки, как известно, сложно, но эти советы по рисованию пальцев облегчат вам задачу!
Этот рисунок пальцев выглядит достаточно подробным, и хотя он немного мультяшный, в нем все же есть реалистичная детализация. Пока вы осваиваете эту картинку, вы можете удалить некоторые из этих деталей.
Один из способов сделать это — сделать изображение еще более мультяшным. Таким образом, вам не придется беспокоиться о добавлении линий в местах разделения пальцев.
Это также потенциально позволит вам создать стиль рисования, который будет более близок к вашим личным предпочтениям. Какие стили вы могли бы использовать, чтобы упростить рисование?
Далее, вы можете упростить рисование пальцами, используя карандаш, чтобы спланировать его. При этом старайтесь использовать самый легкий карандаш, какой только сможете, чтобы потом линии было легко стереть.
Мы предлагаем нарисовать овал для ладони. Затем мы будем использовать более длинные овальные формы для каждого пальца на руке.
Эти формы значительно облегчат получение точной длины и пропорций различных деталей. Затем начните добавлять больше слоев деталей и оттачивайте формы всех аспектов.
Используйте ручку, чтобы добавить последние линии, и тогда у вас на руках будет полная картина!
Использование ссылки всегда полезно при создании любого чертежа. К счастью, идеальная модель у вас буквально на кончиках пальцев!
При рисовании вы можете использовать собственную руку, которая будет помогать вам в рисовании. Использование реальной вещи может помочь вам нарисовать все более мелкие детали.
Это также может помочь, если вы хотите создать другой жест или положение руки. Если вы не хотите использовать свою руку во время рисования, вы можете сфотографировать ее, а затем использовать ее в качестве ориентира.
Вы удивитесь, узнав, насколько это стало проще!
Рисование пальцами завершено!
Ранее в этом руководстве о том, как рисовать пальцы, мы упоминали, что рисовать эти части тела, с которыми мы так хорошо знакомы, может быть сложнее, чем можно подумать!
Наша цель в этом руководстве состояла в том, чтобы показать вам, что это может быть не только проще, но и веселее, чем вы ожидали, когда вы знаете, что делать.
Теперь, когда вы освоили это руководство, вам предстоит сделать этот рисунок своим.
Мы упомянули несколько идей, таких как добавление колец, татуировок или фона, но вы должны обязательно дать волю своему творчеству и посмотреть, что еще вы можете придумать!
Завершение этого руководства — это только начало веселья! Когда вы будете готовы к большему, обязательно посетите наш веб-сайт, чтобы найти еще больше невероятных руководств по рисованию. Мы также часто загружаем новые для вашего удовольствия.
Мы также хотели бы увидеть ваши готовые рисунки пальцев, поэтому, как только это будет сделано, мы надеемся, что вы поделитесь ими на наших страницах Facebook и Pinterest!
Рисунок среднего пальца девушки — Etsy.de
Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.
Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.
Найдите что-нибудь памятное,
присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.
Leave a Comment