Пастель художественная что это такое – какие бывают виды, как выбрать и на чем рисовать сухой пастелью


27.12.2019 Facebook Twitter LinkedIn Google+ Разное


Пастель — Википедия. Что такое Пастель

Пасте́ль [-тэ́-] (от лат. pasta — тесто) — группа художественных материалов, применяемых в графике и живописи (согласно теории искусства, работа пастелью на бумаге относится к графике). Чаще всего выпускается в виде мелков или карандашей без оправы, имеющих форму брусков с круглым или квадратным сечением.

Разновидности

Пастель бывает трёх типов — «сухая», масляная и восковая. Масляная пастель производится из пигмента с льняным маслом путём прессовки. Аналогично производится «сухая» пастель, за тем исключением, что не используется масло. Основу замеса восковой пастели составляют воск высшего качества и пигменты. Масляная пастель считается материалом учебным, в то время как её сухой аналог используется как в учебных целях, так и в чисто художественных. В технике «сухой» пастели широко используется приём «растушёвки», что придаёт эффект мягких переходов и нежности цвета.

Существует два основных вида сухой пастели: твёрдая и мягкая. Мягкие пастели состоят в основном из чистого пигмента, с небольшим количеством связующего вещества. Подходят для широких насыщенных штрихов. Твердые пастели реже ломаются, так как содержат большее количество связующего вещества. И прекрасно подходят для рисунка, ведь сторону палочки можно использовать для тона, а кончик для тонких линий и проработки деталей.

Для рисования пастелью нужна фактурная поверхность, которая будет удерживать пигмент. Рисунки пастелью обычно выполняются на цветной бумаге. Тон бумаги подбирается индивидуально, учитывая задачи рисунка. Белая бумага мешает оценить насыщенность главных цветов.

Есть три типа бумаги для пастели: наждачная бумага — предназначена для художественных работ, продаётся в листах большого формата; пастельная доска — выполняется из крошечных частиц пробки; бархатная бумага — имеет бархатистую поверхность. Бархатная бумага позволяет использовать в работе минимальное количество фиксажа. Также можно использовать бумагу для акварели, при необходимости тонируя её с помощью чая или кофе.

Исправления обычно вносят на ранних стадиях рисунка. Для удаления большого количества цвета используют широкие кисти из щетины. При этом планшет с рисунком надо держать вертикально, это позволит лишним частичкам падать вниз и не втираться в бумагу. Также используется ластик или кусочек хлеба (белый — без сдобы). Но этот метод неприменим при работе на наждачной и бархатной бумаге. Лезвием бритвы можно соскоблить тонкие штрихи.

Для защиты пастельного рисунка от смазывания и осыпания его надо зафиксировать. Для этого подойдет обычный лак для волос или специальный фиксатор. Будет достаточно пары легких распылений. Зафиксированный рисунок слегка теряет свою пастельность, цвета становятся более глубокими.

История возникновения

Пастель получила своё название от слова «а пастелло», которым именовали приём рисования одновременно чёрным итальянским карандашом и красной сангиной, иногда с подкраской другими цветными карандашами, применявшийся итальянскими художниками XVI века, в том числе и Леонардо да Винчи. В XVIII веке пастель становится уже самостоятельной техникой и получает особую популярность во Франции, где её использовали такие известные художники, как Франсуа Буше, Морис Кантен де Латур, Шарден, позднее Грёз, Жан Этьен Лиотар, Жан Юбер, Делакруа, а также в Англии (Фрэнсис Котс не только работал в этой технике, но и усовершенствовал технологию производства красок). Выдающимся пастелистом была и итальянская художница Розальба Каррьера. Среди её учеников — крупнейший пастелист Швеции Густаф Лундберг. Затем наступил период, когда о пастели забыли, и интерес к ней вновь пробудился только во второй половине XIX века.

Некоторые ведущие художники-импрессионисты охотно пользовались пастелью, ценя её за свежесть тона и быстроту, с какой она позволяла им работать. Манера Дега, например, отличалась удивительной свободой, он накладывал пастель смелыми, ломаными штрихами, иногда оставляя проступающий сквозь пастель тон бумаги или добавляя мазки маслом или акварелью. Одним из открытий художника стала обработка картины паром, после чего пастель размягчалась и её можно было растушевывать кистью или пальцами. Дега не только по-новому использовал технику пастели, но и создавал с её помощью картины, превосходящие по размеру произведения других художников, выполненные пастелью. Иногда он сшивал для этого вместе несколько листов, чтобы получить поверхность нужного ему размера.

Пастель в русском изобразительном искусстве

В России пастель появилась в первой половине XVIII столетия, привезенная иностранными художниками. На протяжении всего XVIII века создателями произведений в этой технике были мастера так называемой россики — иностранные живописцы, работавшие в России. Они выполняли, почти исключительно, портреты на заказ. Распространение в среде русских художников техника пастели получила несколько позже. Скорый в изготовлении, исполняемый зачастую в один сеанс, пастельный портрет получил широкое распространение, стал одним из самых любимых видов заказного изображения, выполняя некоторым образом функцию фотографии. Эпоха расцвета пастельного портрета в России приходится на первую треть XIX столетия. Это связано, по-видимому, с подъемом усадебной культуры, с вошедшими в моду фамильными портретными галереями. Ведущий мастер этого времени — Карл-Вильгельм (Карл Иванович) Барду, берлинский уроженец, прославившийся, прежде всего, как автор пастельных портретов. С 1806 года Барду-младший жил в Москве, где исполнил множество портретов членов семей московского дворянства. На одном из них — «Портрет молодого человека»(1811) — запечатлен известный русский поэт пушкинского круга Е. А. Баратынский в детстве.

Наряду с другими графическими и живописными техниками, пастель использовал Александр Орловский, обучавшийся в Европе живописец, рисовальщик, гравер и литограф, обладатель «быстрого карандаша» (по выражению А. С. Пушкина). Первые десятилетия творческого пути активно работал пастелью и Алексей Гаврилович Венецианов. В 1807 году Венецианов поступил на статскую службу, а в свободное время ходил в Эрмитаж и копировал пастельными карандашами картины Луки Джордано и Бартоломе Эстебана Мурильо. Позже Венецианов поднес два жанровых крестьянских портрета пастелью императрице Елизавете Алексеевне, за что получил бриллиантовый перстень, а в 1823 году, подарил «картину в сельском домашнем виде пастельными красками» Александру I. По-видимому, это и был один из шедевров знаменитого живописца, ныне принадлежащий Русскому музею — «Очищение свеклы».

С 1840-х годов в Россию из Европы приходит мастерство дагерротипии, а в конце 1840-х появляется способ тиражирования фотографических изображений. Впечатляющая новация на время вытеснила с художественного рынка акварельный, миниатюрный и пастельный портрет, поэтому в России в 1840—1860-е годы пастель находит крайне редкое употребление. Середина XIX столетия отмечена единичными работами в технике пастели, авторами которых были Сергей Константинович Зарянко, Наталья Егоровна Макухина («Портрет художника Ковригина»), Пётр Алексеевич Оленин («Портрет Ивана Андреевича Крылова»), Павел Петрович Соколов, Иоганн-Адольф Тимм. Использовал пастель и Константин Маковский («Вакханка». 1860).

В 1890-х годах пастельная техника в России фактически переживает второе рождение. Почти все пастели Исаака Ильича Левитана относятся к 1890-м годам. До того Левитан к этой технике не обращался вовсе, а впоследствии — после 1894 года — лишь в отдельных случаях. В коллекции Русского музея — три пастели мастера: «Хмурый день» (1895) «Долина реки» (1890-е) и одна из вершин творчества Левитана — «Луг на опушке леса» (1898). Особое место пастель занимала в творчестве Валентина Александровича Серова («Портрет княгини Мусиной-Пушкиной», 1895). Для «Портрета Елены Павловны Олив» (1909) одной пастели оказалось недостаточно, и вместе с ней художник использовал акварель, и гуашь. В пастельных работах Бориса Кустодиева («В ложе»; «Цветущая глициния», 1912) — переплетение тенденций отечественного искусства рубежа XIX и XX столетий, интерес к театру, миру кулис («Танцовщица в кабаре»,1904; «Цирк», 1905; «В ложе», 1912), присутствие легкой ностальгической нотки по национальному прошлому («Дети в маскарадных костюмах», 1909). Пластические возможности пастели позволили художнику Леониду Пастернаку передать атмосферу дома Льва Толстого («Лев Толстой с семьей в Ясной Поляне», 1902).

Пастель становится излюбленной техникой членов художественного объединения «Мир искусства» — Александра Николаевича Бенуа, Бориса Михайловича Кустодиева, Константина Андреевича Сомова, Мстислава Валериановича Добужинского, Леонида Осиповича Пастернака и других. Эта техника тем более оказалась востребованной, чем менее её практиковали приверженцы академизма или позднего передвижничества. Художники расширяют жанровый арсенал пастели. Так, у Александра Бенуа чаще преобладают пастельные пейзажи, у Сергея Малютина — лирические портреты, у Леона Бакста — обстановочные портреты, изображения детей и плакат (афиша для «Детского базара», 1899), у Александра Головина — эскизы театральных декораций.

Для Зинаиды Серебряковой («Портрет сына Александра», 1921) пастель до конца дней оставалась излюбленной техникой. В манере «non finito» («незавершенности») созданы портреты детей, с тонко проработанным лицом и едва намеченной одеждой, а также — «балетная серия», где фигуры лишь намечены расплывчатым контуром. «Марокканская серия» (1928, 1932) целиком выполнена в пастели.

Художественные особенности

Работа мягкими палочками пастели требует шероховатого ворсистого основания, способного удержать красочный порошок. В старину художники рисовали даже на замше. В настоящее время в качестве основания для пастели используют чаще всего специальную бумагу, шероховатый картон или наклеенный на картон холст. Некоторые художники готовят основание сами. Пастелью можно рисовать и писать. Иногда художник передает форму в основном линией, штрихом, контуром, а все цветовое решение проводит как подкраску, всего несколькими тонами. Получается подкрашенный рисунок.

Но можно пастелью создавать и настоящую живопись, передавая всю сложную гамму цветовых отношений натуры. Дега говорил, что пастель позволяет ему стать «колористом с линией». При этом художник может добиться цветового звучания многоцветными мелкими штрихами. Штрихи эти можно смешивать, растирая пальцем, растушевкой или сухой кистью, но можно оставлять и в чистом виде, подобно мозаике.

Пастель спрессовывается меньше, чем мел, а потому ложится на бумагу с большей цветовой плотностью и формирует бархатистые штрихи с мягкими, рыхлыми краями. Пастель находится на грани между рисунком и живописью. В ней соединяются линия и цвет: ею можно рисовать и писать, работать штриховкой, живописным пятном, сухой или мокрой кистью. Особенность пастели в том, что при минимуме связующего красящая масса представляет отдельные частицы пигмента, отражаясь от которых свет рассеивается в разные стороны, придавая красочному слою особую лучистость, бархатистость, специфическую «пастельную» мягкость.

Пастель может давать и очень насыщенный и очень слабый тон, однако у неё есть большой недостаток: слой пастели, нанесенный на поверхность, чрезвычайно недолговечен и при малейшем касании может разрушиться. Для того чтобы избежать этого, поверхность обрабатывают специальным составом, предохраняющим рисунок, но цвета при этом заметно темнеют. Художников постоянно волновала проблема сохранности произведений, ставшая темой многих ученых трактатов. Изобретались различные фиксативы, но даже самые совершенные из них изменяли первоначальный тон пастели, искажали её колористическую гамму, губили её природную бархатистость. Самое надежное сохранение пастели — в хорошей окантовке под стекло. В этом случае пастельное произведение может жить, не теряя своей прелести, столетия. Пример тому знаменитая «Шоколадница» из Дрезденской галереи. Картина, поражающая зрителей свежестью и чистотой красок, кажется только что законченной, хотя создана она в XVIII веке. Таким образом, лучше всего просто использовать рамы со стеклом и паспарту — окантовкой из плотного картона, чтобы даже стекло не касалось работы. Но у пастели есть и технические достоинства. Пастель не выгорает на солнце, не темнеет и не трескается, не боится температурных перепадов. Новые технологии изготовления пастельных красок, тонированных бумаг и абразивных холстов, современная окантовка уникальной графики подготовили базу для нового расцвета и широкого распространения искусства пастели как среди художников, так и среди любителей живописи.

Пастель привлекает мастеров живописи благородством, чистотой и свежестью цвета, бархатистой поверхностью фактуры, живостью и волнующей вибрацией штриха. Тонкость и изящество техники пастели в сочетании с необычной звучностью красок и богатством фактуры создают мир, который завораживает зрителя ощущением непосредственности творчества. Если художник работает в пастели небрежно, все её достоинства исчезают. Масляные краски позволяют многократно переписывать, счищать, накладывать множество слоев; пастель же требует точности, интуитивного «чутья» по отношению к выбираемому цвету, потому что после изменить его уже чаще всего невозможно: чистый, тот самый знаменитый «мерцающий» пастельный тон таков лишь при первозданном нанесении. В то же время пастель позволяет удивительным образом смешивать и накладывать цвета. Лучшие пастели — это множество красочных слоев; чистых, но просвечивающих «сквозь». Отсюда — бархатистость и глубина, которая неизменно притягивает.

Работа в технике пастели предполагает растушевку пигмента или «вбивание» его в основу — так, чтобы несколько штрихов или пятен, нанесенных рядом, соединились и «заиграли» цветом, не смешиваясь полностью. Лучше всего это достигается кончиками пальцев — ни один другой материал и инструмент с ними не сравним. Близость художника к своему творению, их «соприкасаемость» сообщает глубину и тонкость происходящему.

Пастель, безусловно, требует очень хорошего освещения — тогда проявляется бесконечность оттенков, игра просвечивающей многослойности. Лучше всего — дневной свет, но — рассеянный, падающий по касательной. При разном освещении картина будет производить совершенно разное впечатление. Новый луч или иной угол зрения — и вы увидите новые краски и детали. Это притягивает и завораживает. При достойном освещении пастель оживает.

Литература

  • Малиновский К. В. История коллекционирования живописи в Санкт-Петербурге в XVIII веке. — СПб.: Издательство «Крига», 2012. — С. 536. — ISBN 978-5-901805-49-7.

Ссылки

wiki.sc

Милые Штучки: Пастель — виды и применение

Пастель – один из старейших материалов для творчества. Пастелью писали свои шедевры Леонардо да Винчи, Дега, Ренуар и многие другие великие художники. Пастель позволяет не только создавать шедевральные живописные полотна, ее можно использовать как вспомогательный материал во многих других техниках – от декупажа до лепки из полимерной глины. Пастель отличается живыми, яркими цветами и, в то же время, бархатистой, мягкой структурой.


Стенд с сухой пастелью в магазине «Милые штучки» (Одесса, ул. Новосельского, 66)

Пастель выпускается в форме мелков и карандашей. Состав пастели довольно прост – она состоит из пигмента и связующего вещества. В качестве связующего вещества могут использоваться воск, минеральные масла, гуммиарабик, другие клеящие вещества.

Сейчас на рынке представлено три основных вида пастели: сухая пастель, масляная и акварельная.

Сухая пастель 

Это и есть та самая пастель, которой писали свои картины великие художники. Выпускается в форме мелков или карандашей. Сухая пастель делится на мягкую и твердую. Чем больше в составе пастели содержание связующего вещества, тем она тверже. Некоторые виды пастели, самые мягкие, могут состоять только из пигмента. Мягкая пастель содержит больше пигмента, бархатистая, легко крошится. Она ложится на бумагу широкими, бархатистыми мазками. В состав мягкой пастели входит обыкновенный белый мел, что придает цвету матовость. При помощи мягкой пастели создается красивая текстура изображения, ее легко растушевывать и смешивать, накладывая мазки один на другой. Хотя некоторым художникам сложно контролировать этот мягкий материал — мелки легко ломаются, нанесенная пастель размазывается, сложно контролировать ширину штриха и его направление. Работа с мягкой пастелью требует особой аккуратности. Мягкая пастель используется в огромном количестве видов рукоделия. Ракрошенная пастель (пастельный порошок) используется в лепке и декупаже, а также во многих других техниках. Ею можно тонировать волосы. Мягкая пастель выпускается в форме мелков.

Твердая пастель дает более четкие, тонкие штрихи чем мягкая, но она менее яркая. Твердая пастель часто выпускается в форме мелков и пастельных карандашей. Пастельные карандаши удобны в использовании, позволяют наносить более аккуратные штрихи, не пачкают руки.

Для рисования сухой пастелью требуется специальная бумага с шероховатой текстурой, которая удерживает этот податливый материал.


Правила работы с сухой пастелью

Сухая пастель легко крошится, при работе с ней образовывается много мелкой цветной пыли. Поэтому при работе с сухой пастелью нужно придерживаться нескольких простых правил:

1. Не сдувайте мелкие крошки пастели. Иначе можно потом обнаружить цветные пятна в самых неожиданных местах.

2. Не держите еду или питье возле рабочего места. Если, разумеется, Вы не планируете есть пастель.

3. После работы с пастелью желательно подмести пол и провести влажную уборку. Если это проблематично, лучше застелить пол вокруг рабочего места бумагой или газетами и аккуратно выбросить их после работы.

4. Если Вы работаете с пастельными мелками, а не с карандашами, желательно работать в перчатках. Пигмент хорошо въедается в кожу и смывается только за несколько раз.

5. Если закрепляете работу фиксажем или лаком, желательно делать это в хорошо проветриваемом помещении.

6. Держите рядом влажные салфетки, для того чтобы можно было быстр протереть руки или стол от пастели.

7. Очищайте пастель перед ее укладкой обратно в коробку.

Хранение пастели

Пастель не любит высоких температур и прямых солнечных лучей. Идеальная температура для хранения пастели – +18-+20 градусов по Цельсию. Также желательна влажность не выше 50-55%. Для того, чтобы уберечь пастель от влаги, в коробку с пастелью можно насыпать слой риса. Рис отлично впитывает влагу.  Работы из пастели для хранения часто закрепляют специальным фиксажем или лаком-спреем. Подойдет даже обычный лак для волос. Однако от этого цвета пастельного рисунка искажаются, он теряет свою мягкость и бархатистость. Так что лучшее решение для хранения пастельных рисунков – в рамке со стеклом. При этом между рисунком и стеклом обязательно должно оставаться свободное пространство – рисунок не должен касаться стекла.


Использование пастели в декупаже

Пастель широко используется в декупаже для тонирования поверхностей, а также для выделения трещинок кракелюра. Для этого используется сухая пастель, которую предварительно «стачивают» канцелярским или любым другим ножом. Полученным порошком тонируют поверхность (можно использовать для этого обычные ватные палочки) или втирают его в трещинки кракелюра, чтобы визульно подчеркнуть их.


Работа в технике «декупаж», затонированная при помощи сухой пастели


Использование пастели в лепке полимерной глиной

Пастелью (пастельным порошком) можно тонировать работы из полимерной глины для создания нежных тональных переходов. Чаще всего это делается до запекания работы. Тонируют ватными палочками или кистью, после запекания покрывают лаком.

Также можно вмешивать пастельный порошок в полимерную глину (как запекаемую, так и самозастывающую). При этом либо тщательно размешивают глину, добиваясь абсолютно равномерного окраса глины, либо наоборот – при помощи глины создают видимость разводов, трещинок, вплоть до имитации натуральных камней.

Тонирование сухой пастелью цветов из полимерной глины 


Другие варианты применения

Сухую пастель можно применять для тонирования работ во многих техниках. Однако, применять пастель можно не только для художественных работ или рукоделия. При помощи сухой пастели можно создать неповторимый образ, затонировав ею волосы.

О том, как правильно тонировать волосы сухой пастелью мы расскажем в следующей нашей статье.


Акварельная пастель


У акварельной пастели восковая, влажная текстура. Это уникальный материал. Она сочетает в себе все преимущества пастели и при этом в ее состав входят водорастворимые компоненты. Нанесенный такой пастелью рисунок по текстуре похож на рисунок твердой пастелью, но при попадании на него воды приобретает все свойства акварели. Это позволяет сочетать в одной работе четкость рисунка твердой пастелью и легкость, прозрачность акварельного рисунка.  

Акварельная пастель мягче акварельных карандашей, дает более фактурный штрих. При необходимости создания эффекта акварели  ее размывают кисточкой, смоченной обычной водой. При использовании акварельной пастели смешивать цвета гораздо легче, чем при использовании любых других сортов пастели. 


Акварельная пастель активно используется в скрапбукинге, в частности она очень популярна при раскрашивании оттисков, сделанных штампами. Такие раскрашенные оттиски очень красивы и часто используются в открытках, альбомах, других скрап-работах.

 Масляная пастель


Отличие масляной пастели от сухой в том, что в состав связующего вещества входит минеральное масло. Цвета у масляной пастели не такие матовые, как у сухой пастели. Также масляная пастель отличается от сухой тем, что практически не пачкается, законченные рисунки труднее смазать и они не требуют фиксации. 

Рисовать масляной пастелью можно на любой поверхности. Также, как и с акварельную, масляную пастель можно размывать. Размывают-растушевывают масляную пастель растворителем (специальным или для масляных красок). Для этого используется кисточка или растушевка (специальная палочка из спресованной бумаги), смоченная в растворителе. Работать с растворителем нужно в хорошо проветриваемом помещении и  с особой аккуратностью. Масляная пастель также используется в скрап-работах для раскрашивания оттисков. 


Автор обзора: Ирина Риттори  

Обзор создан специально для магазина «Милые Штучки», копирование без размещения активной ссылки на источник запрещено.

hobby4youodua.blogspot.com

Пастель Википедия

Пасте́ль [-тэ́-] (от лат. pasta — тесто) — группа художественных материалов, применяемых в графике и живописи (согласно теории искусства, работа пастелью на бумаге относится к графике). Чаще всего выпускается в виде мелков или карандашей без оправы, имеющих форму брусков с круглым или квадратным сечением.

Разновидности[ | ]

Пастель бывает трёх типов — «сухая», масляная и восковая. Масляная пастель производится из пигмента с льняным маслом путём прессовки. Аналогично производится «сухая» пастель, за тем исключением, что не используется масло. Основу замеса восковой пастели составляют воск высшего качества и пигменты. Масляная пастель считается материалом учебным, в то время как её сухой аналог используется как в учебных целях, так и в чисто художественных. Так же масляную пастель часто используют в качестве материала для набросков и зарисовок, так как она отлично растушёвывается и даёт мягкую линию. Однако такое применение данной техники пригодно не на всей бумаге и требует по большей части специальной шероховатой бумаги, а также дальнейшего закрепления рисунка лаком, во избежания отпечатков. В технике «сухой» пастели широко используется приём «растушёвки», что придаёт эффект мягких переходов и нежности цвета.

Существует два основных вида сухой пастели: твёрдая и мягкая. Мягкие пастели состоят в основном из чистого пигмента, с небольшим количеством связующего вещества. Подходят для широких насыщенных штрихов. Твердые пастели реже ломаются, так как содержат большее количество связующего вещества. И прекрасно подходят для рисунка, ведь сторону палочки можно использовать для тона, а кончик для тонких линий и проработки деталей.

Для рисования пастелью нужна фактурная поверхность, которая будет удерживать пигмент. Рисунки пастелью обычно выполняются на цветной бумаге. Тон бумаги подбирается индивидуально, учитывая задачи рисунка. Белая бумага мешает оценить насыщенность главных цветов, хотя в ряде работ под определённые задачи она уместна и так же доступна для художника. В «сухой» пастели художники так же используют приём, когда при тонком наложении слоя пастели, цветная или белая бумага просвечивается через штрихи или растушёвку и даёт как бы «свет изнутри». Такой приём можно встретить в пейзажах и портретах.

Есть три типа бумаги для пастели: наждачная бумага — предназначена для художественных работ, продаётся в листах большого формата или альбомом-склейкой; пастельная доска — выполняется из крошечных частиц пробки; бархатная бумага — имеет бархатистую поверхность. Бархатная бумага позволяет использовать в работе минимальное количество фиксажа. Также такая бумага наиболее популярна из-за большого выбора как цвета, так и размера отдельного листа. Можно использовать и бумагу для акварели, при необходимости тонируя её с помощью чая или кофе. В продаже имеется специальная бумага для пастели с различной текстурой под определённые задачи. Каждая такая бумага имеет свою степень шероховатости и расположения зерна в бумаге. От выбора бумаги будет зависеть вид итоговой работы; на сплошной, гладкой бумаге пастель не будет работать. Пигмент при растирании мелка об бумагу должен проваливаться в прорези (место между зёрен), так пастель приобретает глубину и свою индивидуальную бархатистость, за которую так и ценят этот материал.

Исправления обычно вносят на ранних стадиях рисунка. Так как пастель не самый кроющий материал из возможных, рисунок под неё должен быть лёгким, что бы штрих от пастели мог перекрыть линию карандаша. В частых случаях предварительный рисунок делают или самим пастельным мелком, очень схожим с цветом бумаги, или очень светлым по тону, или достаточно жёстким карандашом (HB — h5 и далее). Если карандаш будет не достаточно жёсткий, то при дальнейшем покрытии пастелью по бумаге она будет смешиваться с карандашом и давать «грязь» (нечистый цвет), что в технике пастели непозволительно. Для удаления большого количества цвета используют широкие кисти из щетины. При этом планшет с рисунком надо держать вертикально, эт

ru-wiki.ru

Пастель | Блог художника

Пробовал я рисовать пастелью, занятие конечно интересное, я думаю что всем стоит попробовать. Мне было просто весело, как в детстве цветными карандашами. И не важно получится у меня что-то классное или будет обычный набросок. Мелки приятно держать в руках, приятно ими рисовать. Все познается в сравнении. Может это Ваш материал?

АССОРТИМЕНТ. ПРОИЗВОДИТЕЛИ

В советское время пастель производилась только на комбинате Художественного фонда в Подольске. Естественно, что даже такой огромный комбинат не мог обеспечить этим материалом всю стану. Поэтому школа пастельной живописи у нас так и не возникла. Сегодня, при том широчайшем ассортименте, который появился на рынке, возможности у художников самые обширные. Несколько российских заводов производят качественную пастель по вполне доступным ценам. Основной костяк традиционно находится в Петербурге — «Олки», «Аква Колор», «Спектр». Подольский комбинат сегодня преобразован в ЗАО «Подольск-Арт Центр», он по-прежнему принадлежит Художественному фонду. Целью своей работы это предприятие видит производство высококачественной пастели по самым доступным ценам, которые позволили бы творить любому художнику, невзирая на его материальное положение. Кроме того, масляную пастель наборами по 12 и 24 штуки производит «Гамма».
Вот далеко не полный перечень импортных производителей сухой, масляной пастели, а также пастельных карандашей в деревянной оболочке, представленных на нашем рынке: Talens (Нидерланды), Conte (Франция), Schminke (Германия), Lyra (Германия), Faber-Castell (Германия), Stabilo (Германия), Koh-I-Noor (Австрия, Чехия), Cretacolor (ТМ Koh-I-Noor Hardtmuth, Австрия), LeFranc&Bourgeois (Франция), Daler Rowney (Англия), Caran d’Ache (Швейцария), Apa-Ferrario (Италия), Maimeri (Италия), Bruynzeel (Голландия), Bosung (Китай), Derwent (Англия), Pentel (Япония), Titi (Корея), Adel (Турция), Jolly (Австрия), Sennelier, Sakura, Crayon.
Остановимся подробнее на отдельных фирмах.

«ПОДОЛЬСК-АРТ ЦЕНТР»

При изготовлении пастели на Подольском художественном комбинате используются светоустойчивые пигменты с минимальным количеством связующего, что и делает пастель сухой. Пастель выпускается в виде цилиндрических стержней длиной 65 мм, диаметром 9-10 мм, наборами по 10, 12, 30, 60, 130, 185, 268 штук, а также наборами по 10 штук одного цвета или тона. Набор пастелей из 30 штук включает только основные цвета, а наборы из 60, 130, 185, 268 штук имеют еще по 2-5 дополнительных полутонов, менее интенсивных по цвету, чем основные. Пастель продается также россыпью — она вручную завернута в клеенчатую упаковку, на каждый мелок нанесен номер. Пастель дает очень хорошую растяжку на бумаге и накладывание цветов друг на друга. Если говорить о градации твердости-мягкости, она является средне-мягкой.
Вот что рассказал мне Олег Александрович Воронцов, генеральный директор предприятия, о нынешнем производстве пастели: «Мы добиваемся того, чтобы: а) была хорошая расколировка, то есть набор цветов; б) пастель была мягкая в работе, и при этом карандаши не рассыпались; в) пастель была экологически безопасной. Мы получили гигиенические сертификаты в Госсанэпиднадзоре России и в США, в Калифорнии. В Америке наш продукт имеет высшую категорию экологической безопасности.
Наша цель сегодня такова — давать профессионалам как можно более дешевую качественную продукцию. Цены мы согласовываем с Союзом художников России, с которым постоянно сотрудничаем и по оценке качества продукции. Кроме того, мы работаем с Российской академией художеств, с Международной конфедерацией художников. Устраиваем мини-выставки, на которых художники пробуют наши материалы, тестируют их. Мы сегодня являемся материально-технической базой изобразительного искусства России. Мы — не приватизированное предприятие, которое работает на художников, для художников и принадлежит художникам. Мы являемся экспортерами, нашу продукцию признали за рубежом и охотно покупают. Мы поставляем ее под торговой маркой Yarka, которая объединяет продукцию четырех русских заводов — нашего, «Завода художественных красок», «Гаммы» и «Художественных материалов».

«ОЛКИ»

Пастелью петербургской компании «Олки» можно работать без использования специальных пастельных карандашей, применяющихся для проработки мелких деталей или штриховой техники. При этом растушевка пастели тоже не вызывает проблем. Такая универсальность удобна для работы в любой технике как для профессионалов, так и для начинающих художников и любителей. Особенное значение имеет и точность цветовой гаммы пастели, позволяющая передать любые цветовые нюансы, фактуру и игру света.
Ценны эти свойства пастели в учебном процессе, где сознательное ограничение ассортимента материала способствует концентрации внимания.
При желании, пастель «Олки» можно использовать, как акварельный карандаш, работая по влажной бумаге или размывая пастельный рисунок влажной кистью.
Для пастели «Олки» характерна тонкая градация цветов: от насыщенных до слабоинтенсивных. При большом цветовом разнообразии четкость цветовой гаммы позволяет добиваться выразительности, используя минимальное количество пастельных карандашей. От цветового аскетизма классического рисунка до декоративной яркости некоторых видов пастельной живописи — таков диапазон цветовой гаммы пастели «Олки», заслуженно оцененной как в России, так и за рубежом — эта компания уже много лет является неизменным поставщиком пастели в Германию и Швейцарию.

«АКВА-КОЛОР»

Петербургская компания «Аква-Колор» производит пастель по оригинальной технологии с использованием природных и синтетических пигментов. Пастель «Аква-Колор» отличается мягкостью штриха, легкостью растушевки и хорошим сцеплением с поверхностью, чистотой цветовой гаммы. Использование в составе пастели гуммиарабика позволяет совмещать технику пастели и акварели — размывать пастельные штрихи,

blogproart.ru

Пастель

ПАСТЕЛЬ

ПАСТЕ́ЛЬ (франц. pastel, от итал. pastello, от pasta — «тесто») — материал, техника и разновидность рисунка, в котором используются цветные мелки. — группа художественных материалов, применяемых в графике и живописи. Чаще всего выпускается в виде мелков или карандашей без оправы, имеющих форму круглых брусков или брусков с квадратным сечением.

Пастель, по существу, представляет собой мягкие цветные карандаши нежных цветов и оттенков. В состав ее входят спрессованные пиг­мент, каолин, бланфикс, мел, часовярская глина, белая сажа.

Исходный материал для изготовления пастельных карандашей — пигмент, глина, мел, клей. Техника ее приготовления очень простая: в фарфоровую ступку замешивают пигмент с водой до тестообразной массы. Если пигмент не содержит глины, то его растирают с незначительным количеством связующего вещества (гуммиарабик, мел, гипс, трагант, декстрин, вода и т. д.). Хорошо размешав пастообразную массу, ее формуют и просушивают в металлической или стеклянной трубке. Таким образом, пастели придают форму палочек. Освобожденные из формы палочки высушивают при умеренном тепле. Если необходимо цвет пастели разбелить, то к пигментной массе добавляют мел, белую глину (каолин), гипс, магнезию, тальк, чем больше добавляют разбеливателя, тем светлее становится пастель. Белый цвет получается из чистого мела или сухих белил. Твердость пастели зависит от количества связующего вещества.

Характерной особенностью пастели является бархатистость и матовость цвета, получить которые в живописи невозможно никакими дру­гими материалами.

В отличие от обычных карандашей пастель толще, ее не заключают в деревянную оправу, а используют, оборачивая бумагой.

Пастель дает матовый бархатистый, несколько разбеленный тон.

Пастель сохраняет цвет при смешении и перекрывании красочных слоев. В этом отношении техника пастельного рисунка противоположна акварели и темпере. Разбеленностъ тонов делает ее похожей на гуашь.

Пастель не темнеет от времени, не жухнет и не теряет яркости цвета. В сравнении с некоторыми старыми картинами, выполненными маслом, с почерневшим красочным слоем, пастель всегда свежа и воздушна. Этот материал был любим художниками французских стилей Регентства и Рококо.

Недостаток пастели заключается в том, что она стирается и осыпается, поэтому требует фиксации. Для лучшего сцепления с изобразительной поверхностью используют шероховатую бумагу, корнпапир или грунтованный холст.

При использовании фиксативов пастель темнеет и меняется в цвете, поэтому художники предпочитают не фиксировать пастельные рисунки, а применяют паспарту и окантовку под стекло.

Термин «пастель» используют также для обозначении синей краски.

Виды пастели


 

Пастель бывает трех типов — «сухая», масляная и восковая. Масляная пастель производится из пигмента с льняным маслом путем прессовки. Аналогично производится «сухая» пастель, за тем исключением, что не используется масло. Основу замеса восковой пастели составляют воск высшего качества и пигменты.

Масляная пастель считается материалом учебным, в то время как её сухой аналог используется как в учебных целях, так и в чисто художественных. В технике «сухой» пастели широко используется приём «растушёвки», что придаёт эффект мягких переходов и нежности цвета.

Существует 2 основных вида сухой пастели: твердая и мягкая.

  • Мягкие пастели состоят в основном из чистого пигмента, с небольшим количеством связующего вещества. Подходят для широких насыщенных штрихов.
  • Твердые пастели реже ломаются, так как содержат большее количество связующего вещества. И прекрасно подходят для рисунка, ведь сторону палочки можно использовать для тона, а кончик для тонких линий и проработки деталей.

История пастели


 

Способу рисования разноцветными мелками предшествовала «техника трех карандашей» — рисунок красно-коричневой сангиной, черным углем, или итальянским карандашом, и белым мелом, которая получила распространение в эпоху Итальянского Возрождения.

Технику рисования «a pastello» в 1584 г. описал в «Трактате об искусстве живописи» («Trattato dell’arte della pittura») Джованни Паоло Ломаццо (1538—1600), художник и теоретик искусства Маньеризма. В трактате даны самые ранние сведения о применении техники пастели в рисунке. В трактате о живописи, описывая этот вид рисования, он рассказывает, что Леонардо да Винчи к «Тайной вечере» делал рисунки черным и красным материалами (сангиной), добавляя к ним цветные мелки. Соединение черного карандаша, сангины с цветными мелками по-итальянски называлось а раstello (тесто). Отсюда и возникло слово пастель.

Появление и распространение техники многоцветного живописного рисования, как и несколько ранее «техники трех карандашей«, связано с изменениями отношения художника к форме и изобразительной поверхности, которые происходили на исходе эпохи Возрождения.

Осязательная ценность формы, культивируемая мастерами флорентийской школы, примат линии и скульптурности в картинах и фресках художников римского классицизма начала XVI в. сменялись более динамичным, экспрессивным и живописным мироощущением в искусстве Маньеризма и зарождающегося стиля Барокко.

Соответственным образом развивались изобразительные средства, для которых художники искали новые материалы.

Техника работы пастелью более всего распространилась во Франции в XVIII в. Французский живописец Даниэль дю Монтье (D. Du Monstier, 1574—1646) разработал рецепты изготовления цветных карандашей. 

В Италии эту технику применяли и другие художники: Ф. Бароччи, Гвидо Рени, ученики Леонардо да Винчи—Больтраффио, Бернардино Луини.

Мастера XVII—XVIII вв. рисовали пастелью по тонированной бумаге или по темному грунту — серому, коричневатому, на котором лучше видны штрихи.

Шедевром искусства в технике пастели является портрет «Шоколадница«, который создал на пергаменте в 1745 г. Жан-Этьенн Лиотар (1702—1789), выдающийся рисовальщик, живописец и эмальер. Лиотар родился в семье французских протестантов, эмигрировавших в Швейцарию в 1685 г., после отмены Нантского эдикта. Портрет служанки, или, как ее вскоре прозвали, «Шоколадницы«, Лиотар создал в Вене. Это произведение отличается удивительной красотой, нежностью «фарфоровых» красок, приглушенных розовато-охристых и серо-зеленых пастельных тонов, гаммы, которой можно достичь только в технике пастели.

В XVIII веке пастель становится уже самостоятельной техникой и получает особую популярность во Франции.  Превосходные образцы рисунков пастелью создали французские мастера Ф. Буше, М.К. де Латур, Ж.М. Наттье, Ж.Б. Грёз, Ш.Ж. Натуар, Ж.Б. Перроно, Л. Токе, Ж.Б. С. Шарден, Лиотар, Делакруа.

В период сентиментализма второй половины XVIII в., как и позднее в искусстве Бидермайера первой трети XIX в., рисование пастелью обрело популярность среди женщин и даже стало чем-то вроде домашнего рукоделия. В технике пастели работала модная художница-портретистка сентиментального направления Э.Л. Виже-Лебрен (1755—1842). Выдающимся пастелистом была и итальянская художница венецианской школы Розальба Каррьера (1675—1757). Она была выдающимся мастером миниатюры в смешанной технике. Затем наступил период, когда о пастели забыли, и интерес к ней вновь пробудился только во второй половине XIX века.

Художники XIX в. применяли смешанную технику. Основные планы прокладывали акварелью, затем рисовали пастелью с использованием кисти и специальных «растушек» — мягких тампонов, полностью скрывающих направление штрихов. Таким образом создавали тончайшие моделировки и нежные цветовые переходы. Применяли также фиксативы, после которых повторно слегка прокладывали «света́».

В конце XIX в. пастель в соединении с акварелью и гуашью использовали французские рисовальщики Эдгар Дега и Анри де Тулуз-Лотрек.

Некоторые ведущие художники-импрессионисты охотно пользовались пастелью, ценя её за свежесть тона и быстроту, с какой она позволяла им работать. Манера Дега, например, отличалась удивительной свободой, он накладывал пастель смелыми, ломаными штрихами, иногда оставляя проступающий сквозь пастель тон бумаги или добавляя мазки маслом или акварелью. Одним из открытий художника стала обработка картины паром, после чего пастель размягчалась и ее можно было растушевывать кистью или пальцами. Дега не только по-новому использовал технику пастели, но и создавал с ее помощью картины, превосходящие по размеру произведения других художников, выполненные пастелью. Иногда он сшивал для этого вместе несколько листов, чтобы получить поверхность нужного ему размера.

В России пастель появилась в первой половине XVIII столетия, привезенная иностранными художниками. На протяжении всего XVIII века создателями произведений в этой технике были мастера так называемой россики — иностранные живописцы, работавшие в России. Они выполняли, почти исключительно, портреты на заказ. Распространение в среде русских художников техника пастели получила несколько позже. Скорый в изготовлении, исполняемый зачастую в один сеанс, пастельный портрет получил широкое распространение, стал одним из самых любимых видов заказного изображения, выполняя некоторым образом функцию фотографии. Эпоха расцвета пастельного портрета в России приходится на первую треть XIX столетия. Это связано, по-видимому, с подъемом усадебной культуры, с вошедшими в моду фамильными портретными галереями. Ведущий мастер этого времени — Карл-Вильгельм (Карл Иванович) Барду, берлинский уроженец, прославившийся, прежде всего, как автор пастельных портретов. С 1806 года Барду-младший жил в Москве, где исполнил множество портретов членов семей московского дворянства. На одном из них – «Портрет молодого человека»(1811) – запечатлен известный русский поэт пушкинского круга Е. А. Баратынский в детстве.

Наряду с другими графическими и живописными техниками, пастель использовал Александр Осипович Орловский, обучавшийся в Европе живописец, рисовальщик, гравер и литограф, обладатель «быстрого карандаша» (по выражению А. С. Пушкина).

Первые десятилетия творческого пути активно работал пастелью и Алексей Гаврилович Венецианов . В 1807 году Венецианов поступил на статскую службу, а в свободное время ходил в Эрмитаж и копировал пастельными карандашами картины Луки Джордано и Бартоломе Эстебана Мурильо. Позже Венецианов поднес два жанровых крестьянских портрета пастелью императрице Елизавете Алексеевне, за что получил бриллиантовый перстень, а в 1823 году, подарил «картину в сельском домашнем виде пастельными красками» Александру I. По-видимому, это и был один из шедевров знаменитого живописца, ныне принадлежащий Русскому музею — «Очищение свеклы».

С 1840-х годов в Россию из Европы приходит мастерство дагерротипии, а в конце 1840-х появляется способ тиражирования фотографических изображений. Впечатляющая новация на время вытеснила с художественного рынка акварельный, миниатюрный и пастельный портрет, поэтому в России в 1840–1860-е годы пастель находит крайне редкое употребление. Середина XIX столетия отмечена единичными работами в технике пастели, авторами которых были Сергей Константинович Зарянко, Наталья Егоровна Макухина («Портрет художника Ковригина»), Петр Алексеевич Оленин («Портрет Ивана Андреевича Крылова»), Павел Петрович Соколов, Иоганн-Адольф Тимм. Использовал пастель и Константин Маковский («Вакханка». 1860).

В 1890-х годах пастельная техника в России фактически переживает второе рождение. Почти все пастели Исаака Ильича Левитана относятся к 1890-м годам. До того Левитан к этой технике не обращался вовсе, а в последствии — после 1894 года — лишь в отдельных случаях. В коллекции Русского музея — три пастели мастера: «Хмурый день» (1895), «Долина реки» (1890-е) и одна из вершин творчества Левитана — «Луг на опушке леса» (1898).

Особое место пастель занимала в творчестве Валентина Александровича Серова(«Портрет княгини Мусиной-Пушкиной», 1895). Для «Портрета Елены Павловны Олив» (1909) одной пастели оказалось недостаточно, и вместе с ней художник использовал акварель, и гуашь. В пастельных работах Бориса Кустодиева («В ложе»; «Цветущая глициния», 1912) — переплетение тенденций отечественного искусства рубежа XIX и XX столетий, интерес к театру, миру кулис («Танцовщица в кабаре»,1904; «Цирк», 1905; «В ложе», 1912), присутствие легкой ностальгической нотки по национальному прошлому («Дети в маскарадных костюмах», 1909). Пластические возможности пастели позволили художнику Леониду Пастернаку передать атмосферу дома Льва Толстого («Лев Толстой с семьей в Ясной Поляне», 1902).

Пастель становится излюбленной техникой членов художественного объединения «Мир искусства» — Александра Николаевича Бенуа, Бориса Михайловича Кустодиева, Константина Андреевича Сомова, Мстислава Валериановича Добужинского, Леонида Осиповича Пастернака и других. Эта техника тем более оказалась востребованной, чем менее ее практиковали приверженцы академизма или позднего передвижничества. Художники расширяют жанровый арсенал пастели. Так, у Александра Бенуа чаще преобладают пастельные пейзажи, у Сергея Малютина — лирические портреты, у Леона Бакста — обстановочные портреты, изображения детей и плакат (афиша для «Детского базара», 1899), у Александра Головина — эскизы театральных декораций.

Для Зинаиды Серебряковой («Портрет сына Александра», 1921) пастель до конца дней оставалась излюбленной техникой. В манере «non finito» («незавершенности») созданы портреты детей, с тонко проработанным лицом и едва намеченной одеждой, а также — «балетная серия», где фигуры лишь намечены расплывчатым контуром. «Марокканская серия» (1928, 1932) целиком выполнена в пастели.

В России в 1950-х гг. пастель собственного изготовления использовал художник С. А. Петров, ученик В. И. Шухаева. Он рисовал пастелью на оборотной стороне обычной клеенки.

В конце XIX в. французский живописец Ж.Ф. Раффаэлли (1850—1924) изобрел пастель, не требующую фиксации. Вместо легкого клея он ввел в состав пастели масло, воск и скипидар. Однако такая пастель стала напоминать масляную живопись (подобно масляным краскам она требует просушки), ее цвет потерял привлекательность — светлый матовый тон.

Другое нововведение — совмещение в одном материале качества пастели и темперы. Тем не менее непревзойденной по своим качествам, несмотря на сложность техники, остается классическая французская пастель XVIII в.

Особенности работы пастелью


 

Техника пастели по характеру применения изобразительных средств относится к графическому искусству, а не к живописи. Однако в зависимости от конкретных приемов работы, связанных с определенной эстетикой, произведения, выполненные в этой технике, могут более тяготеть либо к рисунку, либо к живописи.

Пастель использовалась в учебных рисунках чаще как дополнительный материал, входя в смешение с другими материалами рисунка. Некоторые исследователи пастели считают, что пастели принадлежит такое же место в искусстве рисунка, как и в живописи. Однако пастель имеет как сильные, так и слабые стороны. С одной стороны, чистота и звучность ее цвета, простота техники исполнения, с другой—трудности сохранения произведений, исполненных пастелью.

Работа мягкими палочками пастели требует шероховатого ворсистого основания, способного удержать красочный порошок. В старину художники рисовали даже на замше. В настоящее время в качестве основания для пастели используют чаще всего специальную бумагу, шероховатый картон или наклеенный на картон холст. Некоторые художники готовят основание сами. Пастелью можно рисовать и писать. Иногда художник передает форму в основном линией, штрихом, контуром, а все цветовое решение проводит как подкраску, всего несколькими тонами. Получается подкрашенный рисунок.

Но можно пастелью создавать и настоящую живопись, передавая всю сложную гамму цветовых отношений натуры. Дега говорил, что пастель позволяет ему стать «колористом с линией». При этом художник может добиться цветового звучания многоцветными мелкими штрихами. Штрихи эти можно смешивать, растирая пальцем, растушевкой или сухой кистью, но можно оставлять и в чистом виде, подобно мозаике.

Пастель спрессовывается меньше, чем мел, а потому ложится на бумагу с большей цветовой плотностью и формирует бархатистые штрихи с мягкими, рыхлыми краями. Пастель находится на грани между рисунком и живописью. В ней соединяются линия и цвет: ею можно рисовать и писать, работать штриховкой, живописным пятном, сухой или мокрой кистью. Особенность пастели в том, что при минимуме связующего красящая масса представляет отдельные частицы пигмента, отражаясь от которых свет рассеивается в разные стороны, придавая красочному слою особую лучистость, бархатистость, специфическую «пастельную» мягкость.

Пастель может давать и очень насыщенный и очень слабый тон, однако у нее есть большой недостаток: слой пастели, нанесенный на поверхность, чрезвычайно недолговечен и при малейшем касании может разрушиться. Для того чтобы избежать этого, поверхность обрабатывают специальным составом, предохраняющим рисунок, но цвета при этом заметно тускнеют. Художников постоянно волновала проблема сохранности произведений, ставшая темой многих ученых трактатов. Изобретались различные фиксативы, но даже самые совершенные из них изменяли первоначальный тон пастели, искажали ее колористическую гамму, губили ее природную бархатистость.

Самое надежное сохранение пастели — в хорошей окантовке под стекло. В этом случае пастельное произведение может жить, не теряя своей прелести, столетия. Пример тому знаменитая «Шоколадница» из Дрезденской галереи. Картина, поражающая зрителей свежестью и чистотой красок, кажется только что законченной, хотя создана она в XVIII веке. Таким образом, лучше всего просто использовать рамы со стеклом и паспарту — окантовкой из плотного картона, чтобы даже стекло не касалось работы. Но у пастели есть и технические достоинства. Пастель не выгорает на солнце, не темнеет и не трескается, не боится температурных перепадов. Новые технологии изготовления пастельных красок, тонированных бумаг и абразивных холстов, современная окантовка уникальной графики подготовили базу для нового расцвета и широкого распространения искусства пастели как среди художников, так и среди любителей живописи.

Пастель привлекает мастеров живописи благородством, чистотой и свежестью цвета, бархатистой поверхностью фактуры, живостью и волнующей вибрацией штриха. Тонкость и изящество техники пастели в сочетании с необычной звучностью красок и богатством фактуры создают мир, который завораживат зрителя ощущеним непосредственности творчества. Если художник работает в пастели небрежно, все ее достоинства исчезают.

Масляные краски позволяют многократно переписывать, счищать, накладывать множество слоев; пастель же требует точности, интуитивного «чутья» по отношению к выбираемому цвету, потому что после изменить его уже чаще всего невозможно: чистый, тот самый знаменитый «мерцающий» пастельный тон таков лишь при первозданном нанесении. В то же время пастель позволяет удивительным образом смешивать и накладывать цвета. Лучшие пастели — это множество красочных слоев; чистых, но просвечивающих «сквозь» Отсюда — бархатистость и глубина, которая неизменно притягивает.

Работа в технике пастели предполагает растушевку пигмента или «вбивание» его в основу — так, чтобы несколько штрихов или пятен, нанесенных рядом, соединились и «заиграли» цветом, не смешиваясь полностью. Лучше всего это достигается кончиками пальцев — ни один другой материал и инструмент с ними не сравним. Близость художника к своему творению, их «соприкасаемость» сообщает глубину и тонкость происходящему.

Пастель, безусловно, требует очень хорошего освещения — тогда проявляется бесконечность оттенков, игра просвечивающей многослойности. Лучше всего — дневной свет, но — рассеянный, падающий по касательной. При разном освещении картина будет производить совершенно разное впечатление. Новый луч или иной угол зрения — и вы увидите новые краски и детали. Это притягивает и завораживает. При достойном освещении пастель оживает.

Исправление рисунка пастелью


 

Обычно исправления вносят на ранних стадиях рисунка. Для удаления большого количества цвета используют широкие кисти из щетины. При этом планшет с рисунком надо держать вертикально, это позволит лишним частичкам падать вниз и не втираться в бумагу.Также используется ластик или кусочек хлеба (белый – без сдобы). Но этот метод неприменим при работе на наждачной и бархатной бумаге. Лезвием бритвы можно соскоблить тонкие штрихи.

Закрепление рисунков пастелью


 

Фиксация рисунка. Для защиты пастельного рисунка от смазывания и осыпания его надо зафиксировать. Для этого подойдет обычный лак для волос или специальный фиксатор. Будет достаточно пары легких распылений. Зафиксированный рисунок слегка теряет свою пастельность, цвета становятся более глубокими.

Для закрепления рисунков, выполненных пастелью, применяют фиксативы-закрепители, но тогда пастель теряет свою бархатистость, а рисунок свою колористику.

Рисунки, сделанные пастелью, необходимо беречь от сотрясений, прикосновений, а также от влажного воздуха. Ее можно закреплять фиксативами, предназначенными для рисунка. При этом, к сожалению, теряются основные ее достоинства. Есть и другие способы закрепления. Бумагу покрывают раствором желатина, дают высохнуть и затем работают, стараясь делать пастель немногослойной и не очень пастозной. Затем всю бумагу держат обратной стороной над кипящей водой. Желатин при этом растворяется, приклеивая нижние слои пастели. Свой способ закрепления предложил Лорио (18 век). Он ставил работу, выполненную пастелью, вертикально и осаждал на ее поверхность пары, насыщенные раствором рыбьего клея в смеси с уксусом или спиртом. Работы пастелью необходимо окантовать под стекло. Это самый надежный способ сохранить ее от повреждения. Причем стекло не должно касаться поверхности пастели.

При бережном хранении пастель нисколько не меняется. Пастели старых мастеров дошли до нас в своем первозданном виде.

Методы работы пастелью разнообразны. Один из самых распространенных таков: по шероховатому грунту рисуют пастельными карандашами, изредка пальцами рук или растушкой растирая краски, наносимые пастозно. Неудачные места снимают хлебным мякишем.

Часто используют пастель с другими материалами, особенно с углем, который может служить хорошей подготовкой к пастели. При работе пастелью можно пользоваться и кистью (как в технике мокрого соуса). Причем выполненная таким образом пастель как бы самозакрепляется. Для пастели характерны небольшие рисунки, хотя в пору расцвета пастельной техники рисунки иногда достигали огромных размеров. Известно, что Гвидо Рени делал пастелью фигуры человека больше натуральной величины. Обилие красок может ввести художника в заблуждение. Поэтому, приступая к работе, следует внимательно изучить объект изображения и подобрать из всей палитры небольшое количество палочек.

Заметную роль в рисунках с применением пастели играет цвет основы, на которую наносится пастель. Основа может быть белой, серой и цветной. На многих рисунках мастеров мы видим, как органически входит в общий колористический строй рисунка цвет основы (бумага, картон и т. д.).

Пастель дает большие технические возможности художнику. Сохраняя неизменно свой цвет, она не жухнет, не нуждается в просушке. В то же время она требует твердого и крепкого рисунка, иначе все ее положительные качества легко могут превратиться в недостатки.

Пастель выпускается в виде цилиндрических стержней длиной 65 мм, диаметром 9-10 мм, наборами по 25, 50, 126, 146, 185 штук, а также наборами по 10 штук одного цвета или тона. Набор пастелей из 25 штук включает только основные цвета, а наборы из 50, 126, 146 и 185 штук имеют еще по 2-5 дополнительных полутона менее интен­сивных по цвету, чем основные.

Кремниевая пастель


 

Кроме обычной пастели, комбинат производит кремниевую пастель, изготовляемую на основе гидрата окиси кремния, углекислого магния и окиси магния, являющихся связующими пастели. Характерной особенностью кремниевой пастели является ее высокая прочность. Рисунки, выполненные этим материалом и зафиксированные кремниевым фиксативом, не теряют бархатистости и матовости, в то же время при сотрясениях пастель не осыпается, причем рисунки, выполненные кремниевой пастелью, можно даже скатывать в рулон.

Кремниевая пастель выпускается набором из 126 штук. К набору прилагается два флакона фиксатива емкостью 100 — 200 мл.

Основания для работы пастелью


 

Для работы пастельными карандашами необходимы основания, удерживающие пастель, препятствующие ее осыпанию. Наилучшим основанием является замша, на которой написаны некоторые ставшие классическими произведения.

Пастель очень плохо удерживается на бумаге, даже при незначительных толчках она осыпается, поэтому пастелью работают на шероховатой бумаге (например, фильтровальной). Для рисования пастелью нужна фактурная поверхность, которая будет удерживать пигмент. Рисунки пастелью обычно выполняются на цветной бумаге. Тон бумаги подбирается индивидуально, учитывая задачи рисунка. Белая бумага мешает оценить насыщенность главных цветов.

Так как работа пастелью треб

shedevrs.ru

Пастель: советы по использованию

Дорогие читатели, в данной статье мы расскажем вам о пастели, ее видах, технике писания, а также предоставим несколько советов по ее использованию.  

Содержание

Пастель: что это?

Типы пастели

Советы по использованию

Пастель: что это?

Пастель – художественный материал в виде мелков или карандашей. Бруски пастели бывают круглого и квадратного сечения. Выпускаются в оправе и без нее.

Квадратная пастель очень функциональна: гранью бруска можно делать широкие мазки, а ребром – тонкие линии.

Пастель в оправе выглядит как обычный карандаш. Она очень удобна в использовании и, к тому же, не пачкает пальцы.

Типы пастели

Существует 3 основных типа пастели:

  • масляная
  • восковая
  • сухая

Масляная пастель производится из красочного пигмента и льняного масла методом прессования. Считается учебным художественным материалом.

Восковая пастель состоит из высококачественного воска и пигментов.

Сухая пастель производится так же, как и масляная, с тем лишь отличием, что в нее не добавляют масло. Считается профессиональным художественным материалом. При рисовании сухой пастелью часто прибегают к растушевке, что позволяет получить мягкий переход цвета.

Различают твердую и мягкую сухую пастель. В мягкие мелки почти не добавляют связующее вещество, они состоят практически полностью из пигмента. В твердой пастели содержится больше связующего, поэтому они реже ломаются.

Советы по использованию

  1. Для рисования пастелью нужна специальная фактурная бумага, удерживающая пигмент. Часто рисунки выполняют на цветной бумаге, т.к. белая бумага не позволяет в полной мере увидеть насыщенность цветов.
  2. Для пастели выпускают бумагу трех видов: наждачную, бархатную и пастельную доску. Но можно использовать и бумагу для акварели, а при желании даже тонировать ее чаем или кофе.
  3. Чтобы оконченный рисунок не смазывался и не осыпался, его следует зафиксировать. Для этого есть специальные фиксаторы, но можно использовать и обыкновенный лак для волос. Достаточно нескольких распылений.

Спасибо за ваше внимание! Желаем вдохновения и творческих взлетов!

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Пастель: советы по использованию

Проголосуйте

allpainters.ru

Пастель. — Художественные материалы и техники — Статьи от пользователей — Каталог статей

Разновидности

Пастель бывает трех типов — «сухая», масляная и восковая. Масляная пастель производится из пигмента с льняным маслом путем прессовки. Аналогично производится «сухая» пастель, за тем исключением, что не используется масло. Основу замеса восковой пастели составляют воск высшего качества и пигменты. Масляная пастель считается материалом учебным, в то время как её сухой аналог используется как в учебных целях, так и в чисто художественных. В технике «сухой» пастели широко используется приём «растушёвки», что придаёт эффект мягких переходов и нежности цвета.

Существует 2 основных вида сухой пастели: твердая и мягкая. Мягкие пастели состоят в основном из чистого пигмента, с небольшим количеством связующего вещества. Подходят для широких насыщенных штрихов.Твердые пастели реже ломаются, так как содержат большее количество связующего вещества. И прекрасно подходят для рисунка, ведь сторону палочки можно использовать для тона, а кончик для тонких линий и проработки деталей.

Для рисования пастелью нужна фактурная поверхность, которая будет удерживать пигмент. Рисунки пастелью обычно выполняются на цветной бумаге. Тон бумаги подбирается индивидуально, учитывая задачи рисунка. Белая бумага мешает оценить насыщенность главных цветов.

Есть три типа бумаги для пастели: наждачная бумага – предназначена для художественных работ, продаётся в листах большого формата; пастельная доска – выполняется из крошечных частиц пробки; бархатная бумага – имеет бархатистую поверхность.При работе с бархатной бумагой можно использовать минимальное количество фиксажа. Также можно использовать бумагу для акварели. Протонировать акварельную бумагу можно, используя чай или кофе.

Исправление рисунка пастелью. Обычно исправления вносят на ранних стадиях рисунка. Для удаления большого количества цвета используют широкие кисти из щетины. При этом планшет с рисунком надо держать вертикально, это позволит лишним частичкам падать вниз и не втираться в бумагу.Также используется ластик или кусочек хлеба (белый – без сдобы). Но этот метод неприменим при работе на наждачной и бархатной бумаге. Лезвием бритвы можно соскоблить тонкие штрихи.

Фиксация рисунка. Для защиты пастельного рисунка от смазывания и осыпания его надо зафиксировать. Для этого подойдет обычный лак для волос или специальный фиксатор. Будет достаточно пары легких распылений. Зафиксированный рисунок слегка теряет свою пастельность, цвета становятся более глубокими.

«Храм» Автор: Евгения Гостроус.

 

История возникновения.

Пастель получила своё название от слова «а пастелло», которым именовали приём рисования одновременно чёрным итальянским карандашом и красной сангиной, иногда с подкраской другими цветными карандашами, применявшийся итальянскими художниками XVI века, в том числе и Леонардо да Винчи. В XVIII веке пастель становится уже самостоятельной техникой и получает особую популярность во Франции, где её использовали такие известные художники, как Буше, Латур, Шарден, позднее Грёз, Лиотар, Делакруа. Выдающимся пастелистом была и итальянская художница Розальба Каррьера. Затем наступил период, когда о пастели забыли, и интерес к ней вновь пробудился только во второй половине XIX века.

Некоторые ведущие художники-импрессионисты охотно пользовались пастелью, ценя ее за свежесть тона и быстроту, с какой она позволяла им работать. Манера Дега, например, отличалась удивительной свободой, он накладывал пастель смелыми, ломаными штрихами, иногда оставляя проступающий сквозь пастель тон бумаги или добавляя мазки маслом или акварелью. Одним из открытий художника стала обработка картины паром, после чего пастель размягчалась и ее можно было растушевывать кистью или пальцами. Дега не только по-новому использовал технику пастели, но и создавал с ее помощью картины, превосходящие по размеру произведения других художников, выполненные пастелью. Иногда он сшивал для этого вместе несколько листов, чтобы получить поверхность нужного ему размера.
Художественные особенности

Работа мягкими палочками пастели требует шероховатого ворсистого основания, способного удержать красочный порошок. В старину художники рисовали даже на замше. В настоящее время в качестве основания для пастели используют чаще всего специальную бумагу, шероховатый картон или наклеенный на картон холст. Некоторые художники готовят основание сами. Пастелью можно рисовать и писать. Иногда художник передает форму в основном линией, штрихом, контуром, а все цветовое решение проводит как подкраску, всего несколькими тонами. Получается подкрашенный рисунок.

Но можно пастелью создавать и настоящую живопись, передавая всю сложную гамму цветовых отношений натуры. Дега говорил, что пастель позволяет ему стать «колористом с линией». При этом художник может добиться цветового звучания многоцветными мелкими штрихами. Штрихи эти можно смешивать, растирая пальцем, растушевкой или сухой кистью, но можно оставлять и в чистом виде, подобно мозаике.

Пастель спрессовывается меньше, чем мел, а потому ложится на бумагу с большей цветовой плотностью и формирует бархатистые штрихи с мягкими, рыхлыми краями. Пастель находится на грани между рисунком и живописью. В ней соединяются линия и цвет: ею можно рисовать и писать, работать штриховкой, живописным пятном, сухой или мокрой кистью. Особенность пастели в том, что при минимуме связующего красящая масса представляет отдельные частицы пигмента, отражаясь от которых свет рассеивается в разные стороны, придавая красочному слою особую лучистость, бархатистость, специфическую «пастельную» мягкость.

Пастель может давать и очень насыщенный и очень слабый тон, однако у нее есть большой недостаток: слой пастели, нанесенный на поверхность, чрезвычайно недолговечен и при малейшем касании может разрушиться. Для того чтобы избежать этого, поверхность обрабатывают специальным составом, предохраняющим рисунок, но цвета при этом заметно тускнеют. Художников постоянно волновала проблема сохранности произведений, ставшая темой многих ученых трактатов. Изобретались различные фиксативы, но даже самые совершенные из них изменяли первоначальный тон пастели, искажали ее колористическую гамму, губили ее природную бархатистость. Самое надежное сохранение пастели — в хорошей окантовке под стекло. В этом случае пастельное произведение может жить, не теряя своей прелести, столетия. Пример тому знаменитая «Шоколадница» из Дрезденской галереи. Картина, поражающая зрителей свежестью и чистотой красок, кажется только что законченной, хотя создана она в XVIII веке. Таким образом, лучше всего просто использовать рамы со стеклом и паспарту — окантовкой из плотного картона, чтобы даже стекло не касалось работы. Но у пастели есть и технические достоинства. Пастель не выгорает на солнце, не темнеет и не трескается, не боится температурных перепадов. Новые технологии изготовления пастельных красок, тонированных бумаг и абразивных холстов, современная окантовка уникальной графики подготовили базу для нового расцвета и широкого распространения искусства пастели как среди художников, так и среди любителей живописи.

Пастель привлекает мастеров живописи благородством, чистотой и свежестью цвета, бархатистой поверхностью фактуры, живостью и волнующей вибрацией штриха. Тонкость и изящество техники пастели в сочетании с необычной звучностью красок и богатством фактуры создают мир, который завораживает зрителя ощущением непосредственности творчества. Если художник работает в пастели небрежно, все ее достоинства исчезают. Масляные краски позволяют многократно переписывать, счищать, накладывать множество слоев; пастель же требует точности, интуитивного «чутья» по отношению к выбираемому цвету, потому что после изменить его уже чаще всего невозможно: чистый, тот самый знаменитый «мерцающий» пастельный тон таков лишь при первозданном нанесении. В то же время пастель позволяет удивительным образом смешивать и накладывать цвета. Лучшие пастели — это множество красочных слоев; чистых, но просвечивающих «сквозь» Отсюда — бархатистость и глубина, которая неизменно притягивает.

 

«Бенгальский» Автор: Евгения Гостроус

 

Работа в технике пастели предполагает растушевку пигмента или «вбивание» его в основу — так, чтобы несколько штрихов или пятен, нанесенных рядом, соединились и «заиграли» цветом, не смешиваясь полностью. Лучше всего это достигается кончиками пальцев — ни один другой материал и инструмент с ними не сравним. Близость художника к своему творению, их «соприкасаемость» сообщает глубину и тонкость происходящему.

Пастель, безусловно, требует очень хорошего освещения — тогда проявляется бесконечность оттенков, игра просвечивающей многослойности. Лучше всего — дневной свет, но — рассеянный, падающий по касательной. При разном освещении картина будет производить совершенно разное впечатление. Новый луч или иной угол зрения — и вы увидите новые краски и детали. Это притягивает и завораживает. При достойном освещении пастель оживает.

Как администратор сайта выражаю сердечную благодарность автору за предоставленный материал  и желаю дальнейших творческих успехов!

raduga1927.ru

Comments