Пастель техника: суть пастели, разновидности, история происхождения. Картины известных художников-пастелистов разных эпох


27.05.2023 Facebook Twitter LinkedIn Google+ Разное


суть пастели, разновидности, история происхождения. Картины известных художников-пастелистов разных эпох

  • Виды пастели
  • История пастели
  • Известные художники, работавшие в технике пастели

Пастель — это графическая и живописная техника, в которой для создания произведений искусства используют цветные мелки или карандаши без оправы. Пастелью также называют художественные материалы разных оттенков в форме тонкого бруска с округлым или прямоугольным сечением. Общее название техники и материалов происходит от латинского слова pasta — «тесто».

Пастель. Жан-Этьен Лиотар. «Шоколадница», 1745

Пастель — уникальная техника изобразительного искусства. С графикой ее роднит использование линий и штриховки в процессе написания картины, а с живописью — большое разнообразие выразительных возможностей.

Пастель. Алексей Веницианов. «Крестьянская девушка с серпом во ржи», 1820

Виды пастели

Пастель большинства разновидностей изготавливают методом прессования.

Основой для ее производства служат красящий пигмент и связующее вещество. В зависимости от химического состава и свойств различают 4 основных вида пастели:

  • Сухая. Не содержит других ингредиентов помимо пигмента и вяжущих веществ. Легко ложится на бумагу, позволяет смешивать различные цвета для получения разнообразных оттенков. Этот материал легко смешивается с красками других типов и характеризуется повышенной устойчивостью к воздействию солнечного света. Но изображение получается весьма хрупким. Чтобы предотвратить осыпание мельчайших частичек пигмента, картину размещают за особым антибликовым стеклом в раме или покрывают специальным фиксатором.
  • Масляная. В ее составе дополнительно присутствует натуральное льняное масло. Такой материал на ощупь кажется жирным. Его можно размыть специальным растворителем, а нанесенный рисунок не требует дополнительной фиксации. Масляная пастель почти не растушевывается, а ее различные цвета плохо смешиваются.
  • Восковая. При ее изготовлении в бруски добавляют натуральный или искусственный воск. Такие мелки не пачкают руки, их часто используют для рисования дети, а профессиональные художники — напротив, крайне редко. С этим материалом любят работать книжные иллюстраторы, так как готовый рисунок хорошо держится на бумаге, а цвета на картинке получаются очень яркими и насыщенными.
  • Акварельная. По химическому составу отличается от восковой пастели наличием особых водорастворимых компонентов. Созданный ею рисунок можно размыть с помощью воды, чтобы получить весьма достоверное акварельное изображение с тонкими цветовыми переходами и эффектом воздушности.

Пастель. Валентин Серов. «Баба с лошадью», 1899

Сухую пастель дополнительно разделяют на несколько подвидов:

  • Твердая. Содержит максимальное количество связующего вещества и минимальное соотношение красящего пигмента. Обычно выпускается производителями в форме прямоугольных брусков (для нанесения контуров и основных линий) или особых карандашей с пастельным стержнем (для прорисовки мелких деталей).
  • Мягкая. В ее составе больше красящего пигмента. Требует крайней осторожности при использовании, так как мелки легко ломаются при сильном нажатии. Чаще всего продается в виде округлых брусков. Очень хороша для растушевки изображения.
  • Ультрамягкая. Содержит минимальное количество связующего вещества, поступает в продажу в небольших баночках. Для нанесения на бумагу и смешивания цветов используют особые спонжи (аппликаторы) из поролона.

Пастель. Жан-Батист Симеон Шарден. «Автопортрет», 1771

Профессиональные живописцы и графики при написании картин одновременно используют несколько наборов сухой пастели (твердой, мягкой и ультрамягкой). Такой подход позволяет значительно расширить творческие возможности и создавать разнообразные по манере исполнения произведения.

Пастель. Морис Кантен де Латур. «Автопортрет», 1750

Пастельная техника рисования требует от художника наличия хороших профессиональных навыков и бережного обращения с материалом. В настоящее время для создания картин используют специальную бумагу или картон, гораздо реже — холст. Мелками мастер прорисовывает основные линии и штрихи, а кончиками пальцем выполняет растушевку — умело создает на поверхности картины мягкие тональные переходы и элементы светотени.

Пастель. Орест Кипренский. «Портрет П. А. Оленина», 1813

История пастели

История пастели насчитывает более 500 лет. Авторство создания этой техники принадлежит французскому художнику Жану Перреалю (Jean Perréal). Придворный живописец сопровождал короля Людовика XII в ходе военных походов и делал зарисовки важных событий. Именно Перреаль в конце XV — начале XVI века изобрел пастельный мелок на основе сухого красящего пигмента и прозрачной смолы разных видов акации (гуммиарабика).

Пастель. Жан-Франсуа Милле. «Букет маргариток», 1866

Уже к концу XVI века новый художественный материал приобрел большую популярность во Франции, а затем в Англии и Италии. Пастелью начали массово писать портреты на заказ лучшие художники того времени.

Пастель. Зинаида Серебрякова. «Портрет Наташи Лансере с кошкой», 1924

Пик популярности пастельной живописи в Европе наступил в XVIII веке, когда в искусстве господствовал стиль рококо. Этому способствовала возможность создания тончайших цветовых переходов при помощи новой техники. Но постепенно масло вытеснило пастель из широкого обращения.

Пастель. Илья Репин. «Портрет Александры Боткиной», 1901

Интерес к ней вновь пробудил в середине XIX века Эдгар Дега (Edgar Degas). Гениальный французский импрессионист изобрел новый метод растушевки. Он обрабатывал пастельный рисунок паром, а затем пальцами или кистью растирал штрихи и линии. Работы Дега произвели фурор в живописи, но к началу ХХ столетия пастельная техника снова утратила популярность.

Пастель. Исаак Левитан. «Долина реки», 1895

Несмотря на то, что в последующие 100 лет появились новые пастельные краски, лишь немногие художники современности предпочитают много работать с этим материалом. Но произведения старинных мастеров до сих пор завораживают ценителей искусства.

Пастель. Розальба Каррьера. «Портрет женщины в турецком костюме», 1741

Известные художники, работавшие в технике пастели

Пастель. Эдгар Дега. «Голубые танцовщицы», 1887

Многие известные художники использовали пастельные краски для написания картин. Одни из них всю жизнь оставались верными этой технике, другие — уделяли ей лишь небольшую часть своего времени, но добились всеобщего признания. Среди них:

  • Розальба Каррьера (Rosalba Carriera). Выдающаяся итальянская художница создавала очень нежные портреты знати в стиле рококо и имела оглушительный успех у парижской публики.
  • Густав Лундберг (Gustaf Lundberg). Величайший художник Швеции XVIII века написал множество парадных портретов пастельными красками и при жизни нажил огромное состояние.
  • Жан-Этьен Лиотар (Jean-Étienne Liotard). Швейцарский мастер живописи, автор знаменитой «Шоколадницы» был самым модным портретистом Франции в середине XVIII века.
  • Эдгар Дега. Великий импрессионист по достоинству оценил воздушность пастели и научился с ее помощью изящно передавать мимолетные движения героев на своих картинах. Его «Голубые танцовщицы» переполнены тонкими цветовыми сочетаниями и богатством фактуры.
  • Исаак Левитан. Гениальный русский мастер пейзажа создал несколько очаровательных шедевров пастельными красками в период 1890-1895 гг.

Пастель. Эжен Делакруа. «Негр в тюрбане», 1826

Портал Very Important Lot предоставляет всем желающим уникальную возможность принять участие в арт-аукционах и приобрести произведения искусства в режиме онлайн.

На сайте также можно без посредников купить картины у современных художников.

    • Добавить фото

    Вы можете отправить одновременно до 4 фотографий

    Больше новостей

    Ян Брейгель Младший — талантливый последователь гениального отца: биография и картины художника Американское серебро — от колониальных времен до современности Сергей Сольми: художник, родом из хипповской Системы Сальватор Роза — гений итальянского барокко и герой романтиков Орнамент — многогранное искусство создания причудливых узоров Картины «Адам» и «Ева» из коллекции Строгановых останутся в музее США Кто такие «малые голландцы» Картина «Взятие снежного городка» Василия Сурикова — жизнерадостная сцена народной забавы Любопытные факты из жизни и творчества знаменитых художников. Часть 2 Места силы Винсента Ван Гога

    История пастельной живописи Техника пастели

    Слово пастель произошло от итальянского слова pasta — тесто или паста. Пастель представляет собой цветные мелки из тонко размолотой смеси из красящего пигмента, мела или особого сорта глины и связующее гуммиарабика.
    Пастель занимает промежуточное положение между живописью и графикой. С технологической точки зрения пастель является графикой, а по своим выразительным возможностям пастель может быть отнесена к живописи.
    Пастельные мелки, состоящие из сухого красочного пигмента, скрепленного смолой акации (гуммиарабиком), изобрел в конце XV века французский художник Жан Перреаль для быстрых зарисовок военной компании Людовика ХI.
    Художник познакомил с новой техникой Леонардо да Винчи, который назвал новую технику colorire a secco (окрашивать сухим способом) и использовал ее в этюде к портрету Изабеллы д’Эсте Мантуанской (1499).
    В начале XVI века пастель заняла прочное место в европейской художественной жизни. В это время был очень популярен французский карандашный портрет, исполнявшийся с натуры черным мелом, сангиной и пастелью в один-два сеанса. Итальянцы называли такое сочетание художественных материалов a pastello.
    Техника пастели достигла своего расцвета в XVIII веке. В 1663 году техника пастели получила официальное признание и равные права с живописью, когда в Королевскую Академию живописи и скульптуры приняли Дюмустье как первого признанного художника-пастелиста. В 1698 году в Академию был принят французский портретист Жозеф Вивьен — популяризатор техники пастели. Французский Салон 1704 года демонстрировал двадцать портретов пастелью в натуральную величину художника Жозефа Вивьена. Успех выставки повлиял на стремительный рост популярности данной техники. Расцвету пастельной живописи во Франции поспособствовал и приезд в Париж в 1720 году знаменитой венецианской художницы-пастелистки Розальбы Каррьеры (1675-1757), ставшей портретисткой французской королевской семьи. Розальба Каррьера — первый художник, работающий только в технике пастели.
    В России эта техника стала известна в середине XVIII века, сначала в виде коллекции работ европейских мастеров, а затем получила широкое распространение только в жанре камерный портрет. В конце XIX века пастель постепенно вытесняется другими графическими техниками, в частности растет популярность соуса. С появлением в искусстве России конца XIX века эстетики модерна и символизма пастель стала снова популярна. В советские времена пастели уделялось мало внимания, приоритет отдавался обучению работе мягкими материалами (сангина, соус, уголь, мел). Отход от пастели объяснялся буржуазностью техники, несоответствием ее выразительных средств нуждам народа.
    В настоящее время общества художников-пастелистов существуют во всем мире и они объединены в Международную ассоциацию пастельных обществ (IAPS).

    Технология производства пастели

    С момента своего возникновения и приблизительно до конца XVIII века художники изготавливали пастель вручную. Пастель делали из увлажненной водой тестообразной массы из красочного пигмента, небольшого количества связующего вещества и минерального наполнителя. Получившуюся массу прессовали, разрезали на палочки и сушили.
    Несмотря на пятисотлетнюю историю, технология производства пастели сильно не изменилась, с тех пор сильно увеличился цветовой диапазон — сейчас пастель имеет более 1500 оттенков. Практически все операции по производству этого материала выполняются вручную. Качество пастели определяется тонкостью помола пигмента и тщательностью замеса красящих веществ со связующими. Выпекают пастель в специальных железных печах для просушки при температуре от 60° до 80°.

    Секреты пастельной техники

    • Для основы пастели используют торшон, наждачную бумагу, рыхлый или ворсистый картон, замшу, пергамент, холст.
      Плохо подобранные материалы основы затрудняют работу над картиной или делают ее недолговечной.
      Старайтесь избегать крайностей в выборе цвета бумаги — практически для любых задач подходит лист серого цвета.
    • Масляной пастелью можно рисовать в технике alla prima, предварительно прокрывая основу разбавителем.
    • Пастельные штрихи втираются пальцами, ладонью, специальными растушками, кожаными валиками, шелковыми квадратными щеточками-кистями, мягкими тампонами и даже бумажными салфетками (для крупных областей).
      Виртуозно владея техникой растирания пастели, можно добиваться фотореалистичной точности изображения. Розальба Каррьера и Жан Батист Симеон Шарден растирали пастель, но для выразительности оставляли в работах нерастертые участки.
    • Штриховать пастелью можно в различных направлениях, прямыми как у «Голубых танцовщиц» Дега или дугообразными штрихами. Штрихи можно пересекать под разными углами или накладывать параллельно друг к другу.
    • Пастель соединяет возможности живописи и рисунка. Ею можно рисовать или писать, работать штриховкой или живописным пятном, сухой или мокрой кистью.
    • Эдгар Дега растворял пастель горячей водой и наносил ее жесткой кистью на холст в сочетании с сухими корпусными штрихами. Иногда он обрабатывал растертый пигмент паром и наносил пасту тонким слоем, получая прием лессировки.
    • Современные лаки для фиксации пастели не являются панацеей, вдобавок они меняют тон и структуру красок.

    Типы пастели

    • Сухая пастель — производится из пигмента путем прессовки без добавления масла, для изготовления используются гуммиарабик, камедь, крахмал, мел и снятое молоко.
      Сухая пастель бывает различной мягкости. Очень мягкая пастель формируется в виде брусков и толстых палочек, мягкая — в виде круглых палочек, твердая — в виде тонких, прямоугольных палочек или карандашей.
      Твердая пастель содержит больше связующих веществ и меньше красящего пигмента, поэтому цвета у нее не такие яркие, как у мягкой, она меньше крошится и лучше держится на листе.
      Сухая пастель, как и масляная хорошо сочетается с другими материалами.
    • Масляная пастель — производится методом прессовки из пигмента с льняным маслом путем прессовки, для изготовления используются животные жиры, льняное масло и воск высшего качества. Масляная пастель может содержать различное количество масла и воска — чем выше содержание воска, тем тверже пастель.
      Масляная пастель не ломается и не крошится, она более жесткая и яркая и прекрасно подходит для быстрых набросков на пленэре. Но по своим техническим возможностям масляная пастель уступает сухой.
      Масляная пастель отлично сочетается с масляными, акварельными, гуашевыми или акриловыми красками, сухой пастелью, а так же темперой и цветными чернилами.
    • Восковая пастель — производится из пигмента путем прессовки с добавлением воска. В восковой пастели воска гораздо больше, чем в масляной.
      Восковая пастель считается учебным материалом и мало пригодна для профессиональной работы.

    Как определить качество пастели

    • Хорошая пастель имеет большой диапазон оттенков, отличных по светлоте и насыщенности.
    • Хорошая пастель не должна царапать поверхность.
    • Хорошая пастель должна легко и мягко ложиться, в зависимости от силы нажатия меняется плотность следа.
    • Хорошая пастель должна свободно растираться пальцами до равномерного тона.
    • Хорошая пастель не только хорошо растирается, но и легко смешивается с другими цветами.
    • Хорошая мягкая пастель не должна сильно крошится при штриховке и ломаться в руке.
    • Производители качественной пастели оборачивают середину мелков в бумагу или пленку и продают в наборах с поролоновыми вставками.

    Долговечность

    Антон Рафаэль Менгс — немецкий художник и теоретик искусства XVIII века, из-за хрупкости техники — нежной, как пыльца на крыльях бабочки и столь же недолговечной и исчезающей от неосторожного прикосновения, сравнивал пастель с «бабочками в цветочном саду искусства». Легко разрушающаяся пастель зримо воплощает идею бренности человеческого существования. Дени Дидро высказывал свои опасения знаменитому пастелисту Морису Кантен де Латуру: «взмах крыльев времени не оставит ничего от славы великого мастера и драгоценная пыль исчезнет с поверхности, и часть ее рассеется в воздухе».
    Время показало, что пастель оказалась достаточно выносливой. Это подтверждают хранящиеся в музеях Европы старинные пастели, до сих пор удивляющие свежестью своих красок:

    • «Изабелла д’Эсте» эскиз к портрету. Леонардо да Винчи. 1499. Лувр, Париж
    • «Шоколадница». Жан-Этьен Лиотар. 1774. Дрезденская галерея
    • «Портрет мадам Троншен». Жан-Этьен Лиотар. 1758 — считается одним из мировых шедевров графики
    • «Портрет монахини». Даниель Дюмустье. 1615. Лувр, Париж
    • «Автопортрет». Жан Батист Симеон Шарден. 1771. Лувр, Париж
    • «Портрет Жан Жака Руссо». Морис Кантен де Латур. 1753. Музей искусства и истории, Женева.
    • «Портрет Антуана Ватто». Розальба Каррьера. Музей Байло, Тревизо
      150 пастелей Розальбы Каррьеры хранятся в Дрезденской картинной галерее
    • «Голубые танцовщицы». Эдгар Дега. 1887. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва
    • «Женщина расчесывающая волосы». Эдгар Дега. 1886. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

    Как хранить пастель

    • температурно-влажностный режим: 18-20°С при влажности 50-55%
    • максимальная освещённость 30-50 люкс
    • лучше не пользоваться искусственной подсветкой
    • недопустимо попадание прямого солнечного света
    • очень не благоприятно ультрафиолетовое и инфракрасное излучение, антибликовое стекло предохраняет пастель от этого излучения
    • пастель должна быть надежно защищена от попадания влаги
    • крайне вредны резкие колебания температуры и влажности
    • долго не хранить без рамы и стекла, поскольку пыль с пастели практически не удаляется
    • оформляйте картины используя паспарту, оно создает необходимую прослойку между картиной и стеклом, которая обеспечивает консервацию картины, сохраняя микроклимат и улучшая сохранность
    • хранить в хорошо вентилируемых помещениях
    • пастель не любит сотрясения, ей опасны путешествия.

     

    Литература: Евгения Плотникова, журнал «Наше Наследие» № 78 2006; Дорофеева Ю.Ю., Моисеев А.А. «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС» 2014

    Автор: Руслан Озеров, художественная галерея Арт СПб

    Рубрика: изобразительное искусство, искусствоведение, техники изобразительного искусства

    © Материал подготовлен художественной галереей Арт СПб
    При полном или частичном копировании прямая ссылка на сайт — www.art-spb.ru обязательна!

    Пастель Анимализм Пастель Городской пейзаж Пастель Жанровая композиция Пастель Интерьер Пастель Иппический жанр Пастель Мифологический жанр Пастель Морской пейзаж Пастель Натюрморт Пастель Ню Пастель Пейзаж Пастель Портрет

    Техники пастели — 3 подхода

    Существует бесчисленное множество способов нанесения пастели на поверхность для рисования. Конечно, нет «правильных путей» или «неправильных путей». Художник должен просто выбрать технику, подходящую для желаемого эффекта.

    Почти для всех рисунков пастелью будет использоваться комбинация этих техник.

    Растушевка

    Возможно, наиболее распространенной техникой нанесения пастели является растушевка. Смешивание происходит, когда пастели наносятся слоями на поверхность. Переходы между цветами и оттенками сглаживаются размазыванием или втиранием пастели в поверхность. Результатом являются плавные градации яркости и цвета на объектах.

    Смешивание можно выполнить с помощью пальца, растушевки, ватной палочки или свернутого листа бумаги. Другие инструменты включают защитные перчатки для пальцев. (Растушевку пальцами часто называют «растушевкой».)

    Для растушевки больших площадей я предпочитаю растушевывать пальцем, но для меньших и более точных областей лучше всего подходит растушевка. Смешиваемые пни можно купить по разумной цене в местном художественном магазине, но вы можете заменить их свернутым листом бумаги или бумажным полотенцем.

    Скумблинг

    Скумблинг — это техника нанесения пастели, при которой легкие, но непрозрачные пастельные слои наносятся поверх областей внутри плоскости изображения. На эти области, возможно, уже нанесена пастель, или они могут частично покрывать необработанную поверхность бумаги.

    При использовании скраба обычно происходит оптическое смешение цветов. Оптическое смешение цветов — это когда цвета, расположенные рядом друг с другом, визуально «смешиваются», вызывая восприятие нового цвета. Например, если желтые метки расположены рядом с синими метками или поверх них, зритель может воспринимать цвет как зеленый.

    Как вы понимаете, физическая текстура или зуб бумаги играет важную роль в достижении эффекта. Поскольку потертости обычно наносятся легкими движениями, текстура бумаги «подхватывает» материал в тех местах, где он возвышается, оставляя цвет под ним в углублениях текстуры. Скумблирование, конечно, все еще происходит в рисунках, выполненных на гладких поверхностях. Текстура поверхности — не единственный фактор, влияющий на процесс затирания, но его следует учитывать.

    Оперение

    Растушевка — это техника нанесения пастели, при которой материал добавляется линейным образом. Создаваемые линии могут повторять поперечные контуры объекта, усиливая иллюзию формы, но это не обязательно. Растушевываемые линии могут перекрываться, пересекаться друг с другом или быть широкими. Обычно очереди короткие, но это не правило. Растушевка — это просто еще один метод нанесения пастели через слои цвета.

    С каждым линейным нанесением пастели цвет становится глубже и более четко передает форму объекта.

    При добавлении слоев ожидается некоторое смешивание цветов. Как и в случае с кашированием, также будет происходить оптическое смешение цветов.

    ПРИМЕЧАНИЕ. Для техники растушевки рекомендуется использовать твердую пастель или пастельные карандаши. Поскольку эти материалы более твердые, они будут удерживать более острый наконечник в течение более длительного периода времени и приведут к более точным и контролируемым линиям. В этом нет абсолютной необходимости, поскольку для создания эффекта растушевки также можно использовать мягкую пастель.

    Многослойная пастель

    Опять же, для большинства рисунков в изображении будет использоваться комбинация трех обсуждаемых здесь методов. Очень важно включать в любой рисунок различные знаки.

    Независимо от того, какая техника используется, цель должна состоять в том, чтобы создать на поверхности проявленные слои пастели. Это создает глубину цвета и усиливает иллюзию формы. Эти методы предлагают несколько способов достижения этой цели и превращения рисунка в сплоченную и успешную пастельную картину.

    Пастельные указатели | Основные техники пастели, часть первая

    Обсуждение малоизвестной техники «напыления» в блоге на прошлой неделе заставило меня задуматься о некоторых других техниках нанесения пастели, часто используемых художниками. научиться совмещать традиционные техники рисования и мокрой окраски, такие как растушевка , начес , лессировка , штриховка , перекрестная штриховка и растушевка для облегчения их потребностей.

    Большинство этих техник подпадают под категорию наслоения , при которых одна пастель наносится поверх другой или в нее. Работающий фиксатор, методы смачивания, поверхность зуба и относительная твердость/мягкость пастельного карандаша также играют роль в результате. Всем, кто серьезно относится к рисованию пастелью, полезно хорошо разбираться в этих основных техниках.

    Вот пример смешанной пастельной области, где две пастели были сплавлены, а также пример техник лессировки и лессировки.

    Смешивание говорит само за себя. Он подразумевает объединение двух пастелей путем мягкого растирания их друг с другом. С помощью этой техники можно добиться различных сдвигов цвета и тональности. Это слияние пигмента — один из наиболее распространенных методов, используемых пастелистами для создания тонких нюансов, которые легко передать художнику по мокрым средам. В то время как художник, работающий маслом или акварелью, может смешивать различные пигменты влажными на палитре для достижения желаемого эффекта перед нанесением, пастелист должен делать это на поверхности картины. Сухое смешивание двух или более пастелей лучше всего делать пастелью схожей консистенции (твердость/мягкость). Хотя можно смешать более мягкую пастель со слоем более твердой пастели на поверхности, добиться обратного непросто. Более твердый пастельный стержень будет вытеснять более мягкую пастель, и добиться смешивания может быть труднее.

    Будьте осторожны, не наносите пастель слишком сильно. Чем толще слой пастели, тем труднее будет его контролировать. Смешивание может быть достигнуто путем осторожного подталкивания одного пастельного стержня к другому, часто двигаясь вперед и назад. Более мягкую растушевку можно сделать, слегка размазав пастель рукой или очень мягкой кистью/инструментом. Учтите, что чем больше слоев пастели смазано, тем более тусклым может казаться окончательный результат.

    Шпаклевка и остекление тесно связаны с только что описанной техникой смешивания. Они оба полагаются на тонкое нанесение пигмента поверх другого, чтобы изменить не только цвет, но и ценность. Подкрашивать — значит подкрашивать или осветлять участок тонким слоем более светлого непрозрачного пигмента. Глазуровать — значит затенять или затемнять участок тонким слоем более темного прозрачного пигмента. При работе с влажными средами это обычно делается путем нанесения очень небольшого количества краски сухой кистью или путем разбавления краски большим количеством среды. Со временем определения лессировки и лессировки стали ассоциироваться со способами их нанесения; т. е. шпаклевка выполняется сухой кистью, а лессировка медиумом. Это может сбить с толку мастера, так как все приложение выполняется сухим. Важно помнить, что оба зависят от легкого тактильного применения. Аккуратное перетаскивание одной пастели по другой с использованием края пастельного стержня может привести к эффекту растекания или глазури в зависимости от мягкости или твердости пастели. Полезно поэкспериментировать с техниками мягкой пастели поверх твердой и твердой поверх мягкой, а также с легким нанесением работоспособного фиксатора между слоями шпаклевки/глазурования, чтобы лучше понять возможности. Слегка зернистый эффект, создаваемый этой техникой рисования, может быть очень эффективным при изображении атмосферы и часто усиливает ощущение глубины картины.

Comments