О васнецове художнике кратко: Краткая биография Васнецова Виктора для детей, жизнь художника


10.10.1973 Facebook Twitter LinkedIn Google+ Разное


Краткая биография Васнецова

Виктор Михайлович Васнецов

Виктор Михайлович Васнецов — основоположник «неорусского стиля». Это художник, имя которого и картины известны многим. Виктор Васнецов родился 15 мая 1848 года в селе Лопьял в Вятской губернии. Его отец был православным священником. В семье воспитывался еще один сын (Аполлинарий). Он также стал художником.

Сначала Виктор обучался в Вятском духовном училище. Потом он поступил в семинарию. Васнецов развивал свой талант. Юноша брал уроки рисования у учителя Н.М. Чернышева. Отец понял, что у сына другое призвание. Он разрешил ему уйти с предпоследнего курса семинарии. Поэтому юноша поехал в Санкт-Петербург и стал студентом Императорской Академии художеств. Васнецову нравились уроки рисования. Он хорошо учился и получил три серебряные медали.

Во время учебы Васнецов периодически приезжал в Вятку. Он познакомился с Эльвиро Андриолли, польским художником и иллюстратором. Виктор не мог самостоятельно учить младшего брата живописи. Об этом он попросил своего друга.

После окончания Академии художеств Васнецов ездил за границу. В 1869 году начинающий художник впервые показал свои работы. Он выставлял картины на выставках передвижников, в Академии.

Виктор Васнецов был женат один раз. Его избранница — Александра Рязанцева. Она происходила из купеческой семьи. В семье появилось пятеро детей. Художник всегда считал, что мало времени уделяет своим близким. Ему сложно было оторваться от картин. Супруга всячески помогала мужу в быту и в творчестве. Внук Виктора Михайловича также стал художником. Андрей Владимирович был живописцем и монументалистом.

Васнецов — великий мастер. В его коллекции представлены картины разного жанра. Это бытовые сюжеты, сказка, станковая живопись, былинно-исторические мотивы. Известной картиной Васнецова является «Аленушка». Сегодня она хранится в Государственной Третьяковской галерее. Автор закончил работу над картиной в 1881 году. Его муза — простоволосая девушка из Ахтырки. В ее глазах была тоска и одиночество.

«Витязь на распутье» — еще один шедевр известного автора. Сюжет взят из былины «Илья Муромец и разбойники». Васнецов создал несколько вариантов картины. К примеру, в эскизе витязь повернут к зрителю лицом, также на картине была изображена дорога. В 1882 году художник представил зрителям окончательный вариант.

«Богатыри» — шедевр, над которым художник работал 20 лет. Васнецов хотел воскресить образы защитников Древней Руси. У него это получилось. Художник показал героическое прошлое народа и его великое будущее. Отдельного внимания заслуживают картины «Ковер-самолет», «Преферанс», «Царевна-лягушка», «Кощей Бессмертный».

Огромное место в жизни Васнецова занимает религиозная тема. Художник расписывал стены во Владимирском соборе, в храме Спаса на Крови. Также он принимал участие в оформлении интерьера храма Александра Невского в Софии.

Васнецов был не только художником, но и архитектором. Он разработал проект церкви Спаса Нерукотворного, собственного дома, особняка И. Е. Цветкова.

Виктор Васнецов скончался 23 июля 1926 года в Москве. Великого русского художника похоронили на Лазаревском кладбище. Позже прах Васнецова перенесли на Введенское кладбище.

Краткая биография Виктора Васнецова для детей 3 класс самое главное

  • Биографии
  • /
  • Васнецов Виктор Михайлович

Всем нам знакомы картины «Аленушка», «Богатыри».  Кто же этот гений, сумевший так колоритно  описать нам в красках   нам волшебные моменты наших предков, показать  Древнюю Русь  во всей ее мощи в образах мужественных героев.  Это – прославленный В.В.  Васнецов.

Виктор Михайлович  появился на свет в 1848 году в семье деревенского батюшки. Детские годы  его пролетели в  селе Рябово, которое издревле было известно  природными богатствами, искусством народных мастеров.  Семейство их было большое, и поэтому жили они почти впроголодь.

Мальчик рано остался без матери, и поэтому все знания и навыки передал ему отец. Немалую роль в образовании внука сыграла его бабушка, которая обучала его  рисованию.

Виктор начал рано увлекаться рисованием, и имел желание  в будущем  продолжить обучение, но так как его отец пребывал в сане духовника, по религиозным  правилам, сына он отправил  в церковное училище. Дальше юноша обучается   в  Вятской духовной академии, но живописью никогда не перестает  заниматься.  Возможно, Виктор Михайлович  так бы и рисовал чисто для себя, если бы не встреча с польским ссыльным   Э.Андриоли, который помог юноше поступить учиться  в Петербуржскую Академию художеств.

В 1878 году он отбывает в Москву, где пройдет жизнь Васнецова и его брата Аполлинария именно здесь.

Здесь он близко сходится  с основоположником популярной галереи  П.М.Третьяковым, от которого получает заказ на оформление фасада здания.  Заводит дружбу с Мамонтовым, состоятельным господином.  Именно, часто бывая у него в гостях в усадьбе под воздействием частых бесед с приезжающими туда художниками, музыкантами, у Васнецова появились такие шедевры, как «Аленушка», «Иван-царевич на сером волке».

В.В. Васнецов имел  многосторонний  талант. Его роспись Владимирского собора в Киеве до настоящего времени вызывает восхищение у жителей и гостей города. Занимался оформлением спектаклей.

 В маленьком  переулке   столицы расположен  красивый  расписной дом, который был сделан по проекту самого художника. В этом здании он творил и здесь и скончался.

 В настоящее время  здесь бывает  множество  детей. Все они приходят, чтобы познакомиться с жизнью самого  великолепного  художника  России и полюбоваться его  прекрасными картинами.

 3 класс для детей

15.05.1848 появился на свет знаменитый художник Виктор Михайлович Васнецов в селе Лопьял. В роду Васнецова была целая династия священников; его отец, дед, прадед – все были священниками.

В 1850 году семья перебирается в село Рябово из-за отцовской службы. Задатки художника у Васнецова проявились еще в раннем возрасте, но безденежье в семье заставило отдать его в духовное училище. Позже он, будучи подростком, проходил обучение в Вятской духовной семинарии.

В 1867 году, бросив учебу, отправился сдавать вступительные испытания в Академию художеств в Петербурге. Так как в то время он был совсем беден, ему пришлось выставить для продажи два произведения – «Молочница» и «Жница». Деньги за эти картины, он получил только в северной столице.

Учеба

Васнецов поступил в Академию художеств сразу же, но не понял, что после экзаменов его приняли, и по такому недоразумению он первый год не учился.

1867-1868 годы он учился в Школе Общества поощрения художеств, где встретился с Крамским, в будущем который будет его советчиком и другом. В следующем же году обучения начинающий художник знакомится с другими великими мастерами. Дружба его с ними была крепкой и повлияла на его становление в художественном мире. После учебного года Васнецов удостаивается множества наград за свои произведения, но этот период был для него тяжким, он переживал смерть отца, заботится о брате, тоже желающим стать художником, трудился для получения хоть каких-то денег. За эти годы художник создал огромное количество иллюстраций к азбукам и сказкам.

В 1874 году награждается бронзовой медалью на выставке в Лондоне. В том же году участвует в другой выставке, на которой критики в восторге от его произведений.

Свободное творчество

Со временем ему начала надоедать обучение в стенах Академии. Профессора не понимали его стремление рисовать картины на русско-народные темы.

Весной 1867 года Васнецов отправляется на год в Париж, где уже создают шедевры его знакомые художники. Во французской столице художник участвовал в парижском «Салоне» со своими произведениями — «Чаепитие в трактире» и «Акробаты». На родину Васнецов вернулся уже опытным живописцем, он усовершенствовал свою технику, понял, что же все-таки он хочет писать и создавать. Наиболее важную роль сыграло знакомство с семьей Мамонтова, создавшего вокруг себя общество деятелей культуры, позже названное Абрамцевским кружком. Именно этот кружок снова вдохновил Васнецова, снова привлек его русский колорит, его эстетическая значимость.

В 1880 году будет окончено одно из самых его знаменитых творений — «После побоища Игоря Святославича с половцами». Картины тех годов вызывают споры между передвижниками.

В 1885 году Васнецов приглашен для украшения Владимирского собора в Киеве. Он соглашается, и в работе над этой церковью он видит свое настоящее призвание. Над этим собором художник трудился около десятка лет.

В 1893 году Васнецов вступает в Академию Художеств как один из членов После 1905 года тесно общался с Союзом русского народа, но не был его членом, финансировал и оформлял монархические издания.

В 1915 году совместно с другими художниками-современниками создал Общество возрождения художественной Руси.

Семья

В 1877 году Виктор Васнецов вступает в брак с Александрой Владимировной Рязанцевой. У них было пять детей, и прожили они совместно счастливо 49 лет.

 Смерть

 Виктора Васнецова не стало 23 июля 1926 года. Художник был погребен на Лазаревском кладбище, после разрушения прах художника был перепохоронен на Введенском кладбище.

 3 класс для детей и учеников

Интересные факты и даты из жизни

Другие:

← Винсент Ван Гог↑ БиографииБулычев Кир →

Популярные люди
  • Дежнёв Семён Иванович

    В 1630 году Дежнев из Великого Устюга вместе с 500 вольными людьми отправляется служить в Сибирь. В 1961 состоит в отряде Михаилы Стадухина. Казаки добираются до устья Индигирки, тем самым землепроходцы впервые открывают эту реку.

  • Леонард да Винчи

    Гениальный изобретатель, художник, ученый был рожден в апреле 15-го числа в 1452 году в Италии (близ Флоренции). Также он был отличным писателем. Многие ученые считают его одним из гениальных людей не только эпохи Возрождения,

  • Терешкова Валентина

    О первой женщине-космонавте известно немало. Валентина Терешкова завоевала большую популярность у людей всего мира, и, в первую очередь, у россиян. Родилась она 6 марта 1937 года. Ее родители родом из Белоруссии, отец был трактористом,

  • Гаврилина Валерия Александрович

    Родился великий советский и российский композитор 17 августа 1939 году в Вологде. Родители, у талантливого автора симфонической и хоровой музыки, обычные труженики. Мама работала директором детского дома, а отец — заведующим районного отдела народного

  • Зигмунд Фрейд

    Зигмунд Фрейд родился в Фрайберге, в 1856 году, и являлся самым старшим ребенком из восьми детей. Его семья переехала в Вену, когда Фрейду было четыре года. Он учился в подготовительной школе в Леопольдштадте, где он преуспел в греческом,

  • Боголюбский Андрей

    На сегодняшний день точная дата появления на свет Боголюбского никому не известна. Примерно называют две даты. Это 1111 и 1113 годы. Очень скудны сведения о детстве и юности Боголюбского Андрея. Доподлинно известно, что мальчик получил достойное

Семь героев Диснея в русском искусстве

Все мы смотрели мультфильмы Диснея в детстве, и многие пересматривают их даже во взрослой жизни. Однако оригинальные сюжеты появились в ранние исторические периоды, когда сказки имели место только в устных или письменных повествованиях. Именно поэтому художники стали создавать визуальные образы известных сказочных персонажей. В частности, русские художники черпали свое вдохновение в народных легендах и мифах лишь в середине XIX века. Виктор Васнецов (1848-1926) и произведения Михаила Врубеля (1856-1910) — замечательнейшие образцы чарующих образов русской сказки!

Спящая красавица

Спящая красавица — одна из самых популярных сказок. Оригинальная история появилась в средневековой Европе и повествует о юной принцессе, которой было суждено уснуть в день своего 16-летия. Русский поэт Василий Жуковский опубликовал русскую версию этой сказки «Спящая царевна » в 1832 году. Это был перевод 9 Шарля Перро.0009 La Belle au Bois Dormant  и братьев Гримм  Dornröschen   , но адаптированные к русским традициям и культуре.

Персонажи Диснея в русском искусстве: Виктор Васнецов, Спящая царевна , 1926, Третьяковская галерея, Москва, Россия.

Русский художник Виктор Васнецов был вдохновлен картиной Жуковского «Спящая царевна». Вы видите на кровати красавицу-царевну, одетую в богато вышитое золотое русское платье. Ее длинные темные косы свисают так же, как и ее руки. Вокруг нее много людей, которые тоже заснули. Также рядом с кроватью царевны лежат сонный медведь и лиса. На заднем плане лес и розовые кусты окружают старый царский дворец. Триста лет прошло в ожидании героя, разбудившего Спящую Царевну.

Особенности русской сказки

Кстати, есть еще одна версия сказки о спящей царевне, написанная поэтом Александром Пушкиным, Сказка о мертвой царевне , которая ближе к гриммовской Белоснежке . Вы спросите, не «воровали» ли русские поэты сюжеты у своих европейских коллег? Ответ и да, и нет.

Летом 1831 года Жуковский и Пушкин жили в Царском Селе под Петербургом. Там они вступили в необычный спор: кому лучше написать сказку на русский манер.

Таким образом, поэты написали сказки на основе европейских сказок и добавили некоторые детали из русского фольклора. Например, русская Белоснежка была помолвлена ​​еще до начала истории. Также вместо семи карликов хозяевами дома, где пряталась Царевна от ревнивой мачехи, были двенадцать богатырей (богатырей). Узнав о присутствии в их доме молодой и красивой княгини, богатыри предложили царевне стать женой одного из них. Однако Царевна отвергла их всех из-за своей верности жениху и вместо этого стала «сестрой» богатырей. Тем временем князь Елисей (возлюбленный Царевны) искал ее по всему свету, просил Солнце, Луну и Ветер указать ему дорогу к его прекрасной девице. В остальном сказка осталась без изменений.

Принцесса-лягушка

Мультфильм Диснея Принцесса и лягушка (2009) переносит нас в Новый Орлеан, США. Американский музыкальный фильм развлекает зрителей веселыми танцами и джазовой музыкой. Как и картина Виктора Васнецова Лягушка-царевна ! Художник запечатлел сцену бала в царском дворце. Царевна изображена танцующей среди придворных музыкантов с шалью в руке. Ее безупречные движения выглядят живыми и искренними. А теперь давайте вкратце расскажем сказку о Царевне-Лягушке.

Персонажи Диснея в русском искусстве: Виктор Васнецов, Царевна-лягушка , 1900-е годы, Музей Виктора Васнецова, Москва, Россия.

Царь хочет, чтобы его трое сыновей женились, поэтому он создает тест, чтобы помочь им найти невест. Царь велит каждому царевичу пустить стрелу, и по царским правилам каждый царевич найдет свою невесту там, где попадет его стрела. Лягушка подбирает стрелу младшего сына.

Цесаревич женится на лягушке с отвращением и сожалением. Тем временем царь хочет проверить способности своих невесток готовить и ткать ковры. Удивительно, но работа лягушки намного лучше, чем у других жен, и царь очень рад лично познакомиться с младшей женой. К удивлению Ивана, во дворец входит красивая, веселая и умная Василиса Премудрая. Оказывается, лягушка на самом деле заколдованная царевна, вынужденная провести три года в лягушачьей шкуре. Иван тайно возвращается в их дом и сжигает лягушачью шкуру в огне. Если бы принц был терпелив, Царевна-лягушка была бы освобождена, но вместо этого он теряет ее. Затем он намеревается найти и освободить ее от проклятия.

Аладдин из русской сказки

Следующий диснеевский персонаж, чье альтер-эго встречается на полотне Виктора Васнецова, — Аладдин. Однако в русской сказке главным героем является Иван-царевич, которого старшие братья пренебрегают и считают дураком. Тем не менее его смелое и доброе сердце помогает ему подружиться с существами из волшебного мира. Например, Иван помогает могущественной ведьме Бабе Яге, которая дает ему ковер-самолет и показывает, где найти волшебную птицу Жар Птицу (которая заперта в клетке).

Персонажи Диснея в русском искусстве: Виктор Васнецов, Ковер-самолет , 1880, Государственный художественный музей, Нижний Новгород, Россия.

Через сорок лет после написания оригинальной картины, вдохновленной этой историей, Васнецов нарисовал вторую версию «Ковер-самолет» . На этот раз Иван летит по ковру со своей возлюбленной Еленой Прекрасной. Напоминает сцену из диснеевского мультфильма « Аладдин » (1993), не так ли?

Персонажи Диснея в русском искусстве: Виктор Васнецов, Ковер-самолет , 1926, Музей Виктора Васнецова, Москва, Россия.

Возлюбленные улетают от беды к счастливому будущему. Розовые и лиловые облака окружают их и придают полотну романтический оттенок.

Русалки в русских сказках

Сказок о русалках и мифологических морских существах существует множество. Самый популярный из них был написан датским писателем Гансом Христианом Андерсеном. Дисней визуализировал историю о юной русалке, покинувшей свое подводное царство ради любви.

Удивительно, но русская народная сказка повествует о юном музыканте Садко, который покидает землю, чтобы развлекать Морского царя. Довольный своим талантом, Морской царь предлагает Садко выбрать себе невесту. Русский художник Илья Репин нарисовал сцену выбора невесты. Экзотические красавицы в маскарадных костюмах проходят мимо Садко, но он смотрит на Чернавку (брюнетку), которая стоит в стороне. Репин уделял внимание деталям и свету: рыбки, плавающие среди девушек, ракушки, морские звезды, пузыри погружают нас в подводное царство. Мягкий свет морской пучины освещает фигуры невест.

Персонажи Диснея в русском искусстве: Илья Репин, Садко , 1876, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия.

Украинские русалки

Интересно, что в русской мифологии у русалок обычно не рыбий хвост, а межпальцевые перепонки. В основном русалки – это девушки-утопленницы, покончившие жизнь самоубийством из-за несчастной любви. На картине русского художника Ивана Крамского «

Русалки » мы видим группу украинских русалок. Иван Крамской черпал вдохновение в романе Николая Гоголя «9».0009 Майская ночь или Утопленница . Николай Гоголь был известным украинским писателем, известным своими романами, основанными на украинской мифологии. Чтобы понять концепцию картины, прочитайте следующую цитату из Майская ночь :

В тонком серебристом тумане мелькали легкие девушки, словно тени, в белых, как луг и усыпанных ландышами, рубашках.

 — Николай Гоголь, Майская ночь или Нарисованная девочка , 1831 .

Чарующий мир русской сказки: Иван Крамской, Русалки , 1871, Третьяковская галерея, Москва, Россия.

Художник запечатлел выход русалок на сушу. По украинской традиции русалки могут вернуться в наш мир только в Русалочную неделю. В это время они посещают дома, где жили до своей смерти. Семьи девочек, которые, вероятно, стали русалками, оставляют одежду и еду, чтобы угостить своих русалок. Другие люди украшают свои дома камышом, чтобы защитить себя от «непрошенных гостей». Кстати, эта традиция жива до сих пор!

Чем славянские русалки отличаются от западных? Ну, а русские русалки ни красотой, ни вокальными данными не отличаются от обычных женщин. Лица русалок кажутся на картине такими же, потому что только лунный свет отражает их красоту.

Царевна-Лебедь

Нежная, чистая и загадочная Царевна-Лебедь стала самым замечательным персонажем русских сказок. Петр Чайковский написал музыку к знаменитому балету «Лебединое озеро, », который является шедевром русского музыкального и балетного искусства.

Царевну Лебедь можно встретить в Сказке о царе Салтане русского поэта Александра Пушкина. Позже русский артист Михаил Врубель был вдохновлен своей женой, исполнившей партию Лебедя в одноименной опере.

Персонажи Диснея в русском искусстве: Михаил Врубель, Царевна-Лебедь , 1900, Третьяковская галерея, Москва, Россия.

На этой картине изображена настоящая русская красавица: бледное лицо с большими голубыми глазами, обрамленными тонкими темными бровями, выражающими грусть. Складки платья имеют тот же цвет и структуру, что и ее огромные белоснежные крылья. Невозможно угадать, где переход от перьев к подолу ее царского одеяния. Таинственная и трепетная фигура Царевны Лебеди, удаляющейся и прощающейся со своими зрителями, напоминает девятку Чайковского.0009 Умирающий лебедь .

Снегурочка

В 2013 году диснеевский мультфильм Frozen покорил сердца всего мира, особенно песня Let It Go . Удивительно, но в русских сказках тоже есть Снегурочка. Она единственная дочь Мороза (мороза) и Весны (весны). Она живет со своим отцом Морозом в лесу, но мечтает жить среди людей.

Персонажи Диснея в русском искусстве: Виктор Васнецов, Снегурочка , 1899, Третьяковская галерея, Москва, Россия.

Виктор Васнецов изобразил момент побега Снегурочки из отчего дома. Она хочет познать огонь любви, способный убить ее замерзшую душу, и поэтому колеблется. Тем не менее, Снегурочка заставляет себя познать любовь и обжигает ее огнем.

Мулан из русской сказки

Образы женщин-воительниц распространены во многих культурах, и Россия не исключение. В русских сказках женщина-воительница называется «поленица» или «богатырша». Самая известная из них – Василиса Микулишна.

Персонажи Диснея в русском искусстве: Сергей Соломко, Василиса Микулишна , 1911. Все художники.

Жена боярина Ставра Годиновича из Чернигова, Украина. Однажды на балу во дворце князя Владимира в Киеве Ставр хвастается своей красивой и сильной женой Василисой. Ревнивый Владимир запирает Ставра и приказывает Василисе приехать в Киев. Верные друзья предупреждают юную поленицу об опасности, поэтому она строит план по спасению мужа. Василиса в мужском восточном платье изображает из себя татарского посла.

Однако племянница князя Владимира, Забава Путятична, сразу понимает, что она женщина в маске. Владимир пытается проверить этого гостя, чтобы узнать, мужчина он или женщина. Василиса обманывает его и женится на Забаве Путятичне. На свадебном пиру татарский посол жалуется, что «музыканты плохие», и приказывает Ставру присоединиться к празднованию. Далее посол уговаривает Владимира отдать ему Ставр и, наконец, показывает всем свое истинное лицо. Василиса Микулишна сокрушала врагов своей хитростью и силой. Затем счастливые супруги возвращаются в Чернигов и живут долго и счастливо.

Рынок Самарканд — Рынок Самарканд

Обратно к списку

А

Иссупов Алексей Владимирович

(Вятка 1889 — Рим 1957)

Рынок Самарканд

подпись «Алессио Иссупов» (справа внизу)
холст, масло
65 x 80 см 900½ 2 Описание Документы

Зажиточный казах бай пришел купить тубитеку или такию, плоскую шапку, часто используемую во время церемоний или для молитв. Богато одетый в традиционный казахский костюм, его одежда и лошадь говорят о том, что он состоятельный человек. У узбекского торговца есть хорошо укомплектованный прилавок с гордо выставленными бухарскими коврами, матрасами korpe , которые до сих пор дарят на свадьбу, и разноцветными головными уборами. Две из трех фигур приостановили свой торг и повернулись, чтобы встретиться взглядом со зрителем, поскольку они спокойно отмечают наш интерес к красочной экзотике сцены. Свободные быстрые мазки, которые использует Алексей Владимирович Иссупов, создают ощущение непосредственности и схваченного момента. Иссупов всегда был плодовитым и добросовестным рисовальщиком на протяжении всей своей жизни, так как эта среда также позволяла достичь чувства спонтанности. Прилавок битком набит товарами, которые сливаются в темных нишах, предполагая изобилие сказочных товаров. Хотя выполнено преимущественно в палитре желтовато-коричневых и красных тонов, в работе присутствует значительное тональное разнообразие.

Разнообразие цветов, например, ярко-розовый на фоне темно-бордового, помогает передать яркое сияние и невероятную жару Самарканда.

Расположенный вдоль великого «Шелкового пути», в таких городах, как Самарканд, велась оживленная торговля коврами, и настоящая работа отражает этот центральный аспект повседневной жизни. Торговля коврами в Узбекистане и ее репутация были таковы, что многие ковры также экспортировались в другие страны мира, и важность дизайна ковра была очевидна в восточной поговорке: «Положи свой ковер, и я посмотрю». что у тебя на сердце». Например бухарские ковры, которые можно увидеть в

Самаркандский рынок, , имел дизайн, напоминающий классический бухарский узор, который, как говорят, был вдохновлен русскими. Гюль, или «роза» на персидском языке, так назывался наиболее типичный бухарский мотив. Восьмиугольный круглый рисунок со слегка закругленными углами, это был узнаваемый мотив, который будет равномерно повторяться на ковре. Ковры изготовлялись кочевниками, большей частью туркменским племенем текке, обитавшим в закаспийских степях. Ковры Бухары, которые были известны своей высококачественной шерстью и износостойкостью, имели грубую красную основу.

До написания данной работы в России сложилась традиция запечатлевать инопланетную экзотику Самарканда. Российская империя была настолько обширна, что в Западной России существовал естественный интерес к культурному разнообразию, которое можно было найти по всей Империи. Как один из великих городов Средней Азии, Самарканд был предметом большого интереса. Пожалуй, лучшим примером этого культурного феномена являются работы фотографа Сергея Михайловича Прокудина-Горского (1863-19 гг.).44). В начале 1900-х годов, при поддержке царя Николая II, Прокудин-Горский сформулировал план документирования Российской империи и со специально оборудованным железнодорожным вагоном, оснащенным фотолабораторией, он получил доступ в районы империи, которые были ограничены, завершая обзоры одиннадцати регионов в период с 1909 по 1912 год, а затем снова в 1915 году. Он создал разнообразный визуальный отчет о Российской империи на ее пике, фотографируя и запечатлевая ее людей, культуру, архитектуру, ландшафт и пейзажи, от Кавказа до Средней Азии, в том числе около 170 изображений только Самарканда.

В том же духе этнографического интереса Иссупов написал настоящую работу, сравнимую по чудесному показу ярко раскрашенных шляп и великолепному множеству тканей и ковров, предлагаемых узбекским купцом, с работой Прокудина-Горского.0163 Торговцы тканями на Регистане Самарканд. Самаркандский рынок — прямое свидетельство увлечения Иссупова культурным климатом Средней Азии. Однако он выходит за рамки значительного количества фотографий Самарканда, сделанных Горским, действительно оживляя цвета и существование города.

Самаркандский рынок относится к трехлетнему периоду, с 1918 по 1921 год, когда Иссупов жил и работал в Средней Азии, периоду, который был чрезвычайно важен для его развития как художника, и в это время он создал некоторые из своих самых знаковых произведений. работает. Много лет спустя, обсуждая его творчество, его жена Тамара Николаевна отмечала: «Туркестан был замечательным местом истинного искусства Исупова. Как художник русской школы, он нашел там все, что искал: свет, солнце, тени. .. Он стал гениальным, беспримерным творцом поэзии, оттенков и красок…».¹ Творчество Иссупова. в Самарканде изучил все аспекты города, от изображений некоторых из великих исторических мест города, таких как Медресе Тиля-Кори в Самарканде, (Частная коллекция) к изучению скромной, повседневной жизни узбекского народа. Изучать творчество Исупова в этот период помогает тот факт, что он переработал многие свои композиции в серию цветных открыток под названием Туркестан на картинах А. Исупова, изданных в 1929 г., примером чего является . Восточный кузнец. Медресе Тиля-Кори в Самарканде, пожалуй, более традиционное видение Самарканда; отдаленное грандиозное изображение великолепной архитектуры, красочных толп людей и воспоминание о сильной пыльной жаре города. Хотя этот панорамный вид сильно отличается по композиции от сфокусированного Самаркандский базар, Обе работы посвящены странной и увлекательной культуре Узбекистана, которая была бы столь чужда иссуповскому зрителю в более европейских уголках Российской империи.

Восточный кузнец , как и настоящая работа, является более тщательной работой, изображающей всего несколько фигур и исследующей такие аспекты, как одежда и привычки предметов Иссупова. Однако одной из самых отличительных черт обеих работ является способность Иссупова запечатлеть яркие блики белого солнечного света города. Его способность передать это и его увлечение результирующими контрастами света и тени очевидны в обеих работах. Это особое увлечение светом было очевидно в некоторых из самых ранних работ Иссупова, таких как Чайный домик, , который, хотя и выполнен в гораздо более контролируемой манере, чем Самаркандский рынок, , залит таким же интенсивным светом.

Иссупов родился на Вятке (ныне Киров) в семье иконостасного мастера, и его первыми учителями были иконописцы. Под влиянием другого местного художника, уже известного живописца Аполлинария Михайловича Васнецова, его искусство стало приобретать более самостоятельный характер, и его работы стали появляться на первых вятских художественных выставках. В результате этого первоначального успеха Иссупов решил переехать в Москву, чтобы учиться, хотя ему приходилось продавать эскизы, чтобы финансировать поездку, так как его родители не могли его финансово поддержать. В 19В 08 году он поступил в Московское училище живописи, ваяния и снова попал в поле зрения Васнецова, который, хотя и был старше Иссупова лет на тридцать и находился в расцвете его творчества, распознал талант юноши и ввел его в свой художественный круг. Васнецов «приглашал юношу на чашку чая – проводить вечерние часы в беседах об искусстве… это были как бы вечерние занятия по истории искусств…». как Васнецов и Константин Алексеевич Коровин (1861-1939), или через выставки, где он столкнулся с работами Филиппа Андреевича Малявяна, , чье использование света и цвета должно было оказаться чрезвычайно влиятельным. К тому времени, когда он закончил учебу в 1912 году, Иссупов уже демонстрировал свою способность улавливать атмосферу, умение, очевидное в Самаркандский рынок.

Иссупов впервые посетил Среднюю Азию, когда его отправили в Ташкент в 1915 году в рамках прохождения военной службы. Хотя через два года он вернулся в Москву, демобилизовавшись по состоянию здоровья, он как можно скорее вернулся в Узбекистан вместе с женой. Ирина Любимова предполагает его развитие в творчестве этого периода, включающего Самаркандский рынок, : «Изучая различные этнические типы – их быт, одежду, предметы быта – он расширил тематический диапазон своих картин. Исупов изобразил шумные рынки, чайхану, кузницу, уличные сценки, памятники архитектуры. Обогатилась и его палитра… Художник пишет пейзажи короткими быстрыми мазками, создающими эффект вибрации воздуха, света и цвета, и достигает ощущения светящихся обертонов». Художественный отдел Комитета реставрации и охраны памятников города Самарканда, должность, которая позволила ему по-настоящему погрузиться в культурную историю города.

В 1921 г. Иссупов вернулся в Москву, но столкнулся с трудностями как в финансовом отношении, так и в том, чтобы посвятить себя работе на новое советское государство. После пяти трудных лет он по рекомендации врачей уехал в Италию и здесь снова расцвел в творчестве. Его искусство по-прежнему оставалось привязанным к его родине, с русскими отсылками и мотивами в его работах, и было известно, что он очень хотел вернуться домой, хотя так и не вернулся. Особенно тяжело ему пришлось во время Второй мировой войны, живя при фашистском режиме, и он активно помогал сопротивлению. Несмотря на это, он имел критический и коммерческий успех в своей приемной стране, его хвалили за «широкий мазок, мелкие детали, стремление к правде» и «мягкость цвета». Он умер в Риме в 19 г.57 и был похоронен рядом с другими русскими художниками, в том числе Карлом Павловичем Брюлловым.

¹ Письмо Тамары Николаевны Исуповой В. Н. Москвинову, 7 июля 1964 г.
² Васнецов Всеволод Аполлинариевич, Страницы прошлого (Л., 1976), с. 18.
³ Любимова, Ирина, «Алексей Исупов: Между Россией и Италией», в Журнал «ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ» (№ 2, 2009, т. 23), стр. 20 и 22.
⁴ Там же. цитируется, с. 26.

Обратно к списку

Описание Документы

Зажиточный казах бай пришел купить тубитеку или такию, плоскую шапку, часто используемую во время церемоний или для молитв. Богато одетый в традиционный казахский костюм, его одежда и лошадь говорят о том, что он состоятельный человек. У узбекского купца есть хорошо укомплектованный прилавок с гордо выставленными бухарскими коврами, korpe матрасы, которые до сих пор дарят на свадьбу, и красочные шляпы. Две из трех фигур приостановили свой торг и повернулись, чтобы встретиться взглядом со зрителем, поскольку они спокойно отмечают наш интерес к красочной экзотике сцены. Свободные быстрые мазки, которые использует Алексей Владимирович Иссупов, создают ощущение непосредственности и схваченного момента. Иссупов всегда был плодовитым и добросовестным рисовальщиком на протяжении всей своей жизни, так как эта среда также позволяла достичь чувства спонтанности. Прилавок битком набит товарами, которые сливаются в темных нишах, предполагая изобилие сказочных товаров. Хотя выполнено преимущественно в палитре желтовато-коричневых и красных тонов, в работе присутствует значительное тональное разнообразие. Разнообразие цветов, например, ярко-розовый на фоне темно-бордового, помогает передать яркое сияние и невероятную жару Самарканда.

Расположенный вдоль великого «Шелкового пути», в таких городах, как Самарканд, велась оживленная торговля коврами, и настоящая работа отражает этот центральный аспект повседневной жизни. Торговля коврами в Узбекистане и ее репутация были таковы, что многие ковры также экспортировались в другие страны мира, и важность дизайна ковра была очевидна в восточной поговорке: «Положи свой ковер, и я посмотрю». что у тебя на сердце». Например бухарские ковры, которые можно увидеть в Самаркандский рынок, , имел дизайн, напоминающий классический бухарский узор, который, как говорят, был вдохновлен русскими. Гюль, или «роза» на персидском языке, так назывался наиболее типичный бухарский мотив. Восьмиугольный круглый рисунок со слегка закругленными углами, это был узнаваемый мотив, который будет равномерно повторяться на ковре. Ковры изготовлялись кочевниками, большей частью туркменским племенем текке, обитавшим в закаспийских степях. Ковры Бухары, которые были известны своей высококачественной шерстью и износостойкостью, имели грубую красную основу.

До написания данной работы в России сложилась традиция запечатлевать инопланетную экзотику Самарканда. Российская империя была настолько обширна, что в Западной России существовал естественный интерес к культурному разнообразию, которое можно было найти по всей Империи. Как один из великих городов Средней Азии, Самарканд был предметом большого интереса. Пожалуй, лучшим примером этого культурного феномена являются работы фотографа Сергея Михайловича Прокудина-Горского (1863-19 гг.).44). В начале 1900-х годов, при поддержке царя Николая II, Прокудин-Горский сформулировал план документирования Российской империи и со специально оборудованным железнодорожным вагоном, оснащенным фотолабораторией, он получил доступ в районы империи, которые были ограничены, завершая обзоры одиннадцати регионов в период с 1909 по 1912 год, а затем снова в 1915 году. Он создал разнообразный визуальный отчет о Российской империи на ее пике, фотографируя и запечатлевая ее людей, культуру, архитектуру, ландшафт и пейзажи, от Кавказа до Средней Азии, в том числе около 170 изображений только Самарканда. В том же духе этнографического интереса Иссупов написал настоящую работу, сравнимую по чудесному показу ярко раскрашенных шляп и великолепному множеству тканей и ковров, предлагаемых узбекским купцом, с работой Прокудина-Горского.0163 Торговцы тканями на Регистане Самарканд. Самаркандский рынок — прямое свидетельство увлечения Иссупова культурным климатом Средней Азии. Однако он выходит за рамки значительного количества фотографий Самарканда, сделанных Горским, действительно оживляя цвета и существование города.

Самаркандский рынок относится к трехлетнему периоду, с 1918 по 1921 год, когда Иссупов жил и работал в Средней Азии, периоду, который был чрезвычайно важен для его развития как художника, и в это время он создал некоторые из своих самых знаковых произведений. работает. Много лет спустя, обсуждая его творчество, его жена Тамара Николаевна отмечала: «Туркестан был замечательным местом истинного искусства Исупова. Как художник русской школы, он нашел там все, что искал: свет, солнце, тени… Он стал гениальным, беспримерным творцом поэзии, оттенков и красок…».¹ Творчество Иссупова. в Самарканде изучил все аспекты города, от изображений некоторых из великих исторических мест города, таких как Медресе Тиля-Кори в Самарканде, (Частная коллекция) к изучению скромной, повседневной жизни узбекского народа. Изучать творчество Исупова в этот период помогает тот факт, что он переработал многие свои композиции в серию цветных открыток под названием Туркестан на картинах А. Исупова, изданных в 1929 г., примером чего является . Восточный кузнец. Медресе Тиля-Кори в Самарканде, пожалуй, более традиционное видение Самарканда; отдаленное грандиозное изображение великолепной архитектуры, красочных толп людей и воспоминание о сильной пыльной жаре города. Хотя этот панорамный вид сильно отличается по композиции от сфокусированного Самаркандский базар, Обе работы посвящены странной и увлекательной культуре Узбекистана, которая была бы столь чужда иссуповскому зрителю в более европейских уголках Российской империи.

Восточный кузнец , как и настоящая работа, является более тщательной работой, изображающей всего несколько фигур и исследующей такие аспекты, как одежда и привычки предметов Иссупова. Однако одной из самых отличительных черт обеих работ является способность Иссупова запечатлеть яркие блики белого солнечного света города. Его способность передать это и его увлечение результирующими контрастами света и тени очевидны в обеих работах. Это особое увлечение светом было очевидно в некоторых из самых ранних работ Иссупова, таких как Чайный домик, , который, хотя и выполнен в гораздо более контролируемой манере, чем Самаркандский рынок, , залит таким же интенсивным светом.

Иссупов родился на Вятке (ныне Киров) в семье иконостасного мастера, и его первыми учителями были иконописцы. Под влиянием другого местного художника, уже известного живописца Аполлинария Михайловича Васнецова, его искусство стало приобретать более самостоятельный характер, и его работы стали появляться на первых вятских художественных выставках. В результате этого первоначального успеха Иссупов решил переехать в Москву, чтобы учиться, хотя ему приходилось продавать эскизы, чтобы финансировать поездку, так как его родители не могли его финансово поддержать. В 19В 08 году он поступил в Московское училище живописи, ваяния и снова попал в поле зрения Васнецова, который, хотя и был старше Иссупова лет на тридцать и находился в расцвете его творчества, распознал талант юноши и ввел его в свой художественный круг. Васнецов «приглашал юношу на чашку чая – проводить вечерние часы в беседах об искусстве… это были как бы вечерние занятия по истории искусств…». как Васнецов и Константин Алексеевич Коровин (1861-1939), или через выставки, где он столкнулся с работами Филиппа Андреевича Малявяна, , чье использование света и цвета должно было оказаться чрезвычайно влиятельным. К тому времени, когда он закончил учебу в 1912 году, Иссупов уже демонстрировал свою способность улавливать атмосферу, умение, очевидное в Самаркандский рынок.

Иссупов впервые посетил Среднюю Азию, когда его отправили в Ташкент в 1915 году в рамках прохождения военной службы. Хотя через два года он вернулся в Москву, демобилизовавшись по состоянию здоровья, он как можно скорее вернулся в Узбекистан вместе с женой. Ирина Любимова предполагает его развитие в творчестве этого периода, включающего Самаркандский рынок, : «Изучая различные этнические типы – их быт, одежду, предметы быта – он расширил тематический диапазон своих картин. Исупов изобразил шумные рынки, чайхану, кузницу, уличные сценки, памятники архитектуры. Обогатилась и его палитра… Художник пишет пейзажи короткими быстрыми мазками, создающими эффект вибрации воздуха, света и цвета, и достигает ощущения светящихся обертонов». Художественный отдел Комитета реставрации и охраны памятников города Самарканда, должность, которая позволила ему по-настоящему погрузиться в культурную историю города.

В 1921 г. Иссупов вернулся в Москву, но столкнулся с трудностями как в финансовом отношении, так и в том, чтобы посвятить себя работе на новое советское государство. После пяти трудных лет он по рекомендации врачей уехал в Италию и здесь снова расцвел в творчестве. Его искусство по-прежнему оставалось привязанным к его родине, с русскими отсылками и мотивами в его работах, и было известно, что он очень хотел вернуться домой, хотя так и не вернулся. Особенно тяжело ему пришлось во время Второй мировой войны, живя при фашистском режиме, и он активно помогал сопротивлению.

Comments