Натюрморт нарисовать – Ой!
02.01.2020
Разное
Как нарисовать простой натюрморт на графическом планшете?
Одни из первых картин, которые в художественных классах начинают рисовать дети — это простые натюрморты. И это не удивительно, ведь в обычных предметах скрыто множество геометрических фигур и цветовых пятен. Простому человеку эти нюансы не слишком заметны, но художник сможет узреть в обычном предмете не только общую форму, но и его внутреннее построение, лишь взглянув на предмет. Практика рисования натюрмортов развивает умение правильно держать карандаш и делать ровные линии, а также с легкостью передавать объем предметов. Воспользуемся этой практикой в обучении рисования на графическом планшете.
Схема создания рисунка на планшете подобна рисованию на бумаге карандашами или акварелью, но есть и свои секреты, которые отличаются от привычной зарисовки на бумаге. Давайте, с помощью этого подробного и поэтапного урока, узнаем, как нарисовать простой натюрморт, на котором будет изображен небольшой чайник, два яблока и ткань. Всю использованную в рисунке палитру цветов, я сохранила в дополнительном изображении (вы можете найти его в конце урока). Эта палитра поможет в обучении рисования простого натюрморта точно в точно такой же цветовой гамме, которую использовала и я.
Инструменты и материалы:
- Графический планшет и перо (использовался Wacom Intos Draw, но подойдет любой), подключенный к компьютеру или ноутбуку.
- Программа Adobe Photoshop.
Вы также можете использовать цветные карандаши, ластик и лист бумаги.
Этапы работы:
Шаг 1. Создаем в программе Adobe Photoshop новый документ с такими параметрами: ширина – 1024 пикс. и высота – 724 пикс. Фон должен быть белым, а не прозрачным. Диаметр кисти делаем — 9. Начнем построение с чайника, который будет расположен на левой части листа. Прорисуем осевую линию, по которой отмечаем высоту чайника (с крышечкой). Двумя горизонтальными линиями наметим ширину горлышка и донышка. Нижняя часть будет немного меньше верхней:
Шаг 2.
В центре осевой линии нарисуем сплюснутый круг. Рисуем именно эту фигуру, потому что эта сфера входит в основу данного предмета, которая дает округлую форму:Шаг 3. На горлышке наметим половинку узкого эллипса, а на верхушке крышечки сделаем круг:
Шаг 4. Добавляем боковые линии, чтобы получилась целостная форма. Левая и правая сторона должны быть максимально симметричными:
Шаг 5. Для завершенности построения чайника остается добавить носик (справа) и ручку (слева). Аккуратно рисуем их, чтобы размер был гармоничен для общего вида посуды:
Шаг 6. Справа от чайника расположим два круга, которые в последствии станут яблоками. Левое яблоко будет на первом плане, а правое – на заднем (из-за этого часть его не видна):
Шаг 7. Добавляем детали на яблоке, прорисовав хвостики:
Шаг 8. Убираем дополнительные линии построения чайника, они больше не нужны:
Шаг 9. Теперь разместим ткань (драпировку) для полной композиции рисунка. Большая часть расположилась по правой стороне у яблок. Края ткани будут на левой стороне натюрморта:
Шаг 10. Ткань имеет складки, поэтому изобразим это на ней, добавляя тонкие линии (можно диаметр кисти уменьшить):
Шаг 11. Построение мы начинали с чайника, поэтому не будем менять традиции и цвет тоже начнем с этого предмета. Сначала прорисуем бежевый оттенок, который будет покрывать всю поверхность чайника, но оставим место для бликов:
Шаг 12. Далее прорисуем темно-бежевым цветом, но оставим больше пустых частей:
Шаг 13. Коричневый по праву послужит тенью на чайнике, а значит – самым темным цветом на этой поверхности. С помощью этого оттенка можно передать не только тень, но и фактуру чайника:
Шаг 14. Теперь можно смело перейти к яблокам, сделав их поверхность бежевым:
Шаг 15. Далее окрасим плоды в бледно-красный цвет:
Шаг 16. Перемещаемся к заднему фону, теперь добавляя темно-красный:
Шаг 17. Остается бордовым оттенком изобразить тень на яблоках, придав им тем самым зрелости:
Шаг 18. Ткань закрасим в бледно-голубой цвет, не оставляя бликов и пустых мест:
Шаг 19. Немного затемним голубой и прорисуем тень на драпировке, перемещаясь к заднему фону (вправо):
Шаг 20. Заднюю часть ткани окрасим в более яркий голубой цвет:
Шаг 21. Фон прорисуем двумя оттенками бежевого:
Шаг 22. Падающую тень под предметами окрасим в темно-коричневый. Работа завершена. Сохраняем иллюстрацию:
Используемая палитра цветов:
Вот мы и научились рисовать простой натюрморт легко и просто. Нашей задачей было научиться изображать предметы, основываясь на геометрические формы. Такой подход прост и удобен в рисовании любых фигур, как карандашом, так и на графическом планшете.
Рекомендую вам посмотреть все уроки по рисованию натюрмортов на моем сайте.
Также стоит обратить внимание, что натюрморт мы рисовали на графическом планшете и при повторении урока с помощью карандашей, некоторые этапы можно упростить или вовсе опустить. Если у вас возникнут вопросы, то обязательно задавайте их в комментариях к уроку. А пока закрепляйте полученные знания, повторяя пройденный материал
Как нарисовать сложный натюрморт на графическом планшете? Как нарисовать вазу с цветами на графическом планшете?Похожее
fenlin.ru
Основы рисунка — А. Ф. Шембель
Рисование натюрморта
Все, кто рисует с натуры, обязательно проходят через разные этапы усложнения работы. Процесс обучения рисунку на определенном этапе связан с рисованием натюрморта (от франц. nature morte — мертвая натура).
Мир природы и вещей, окружающих человека в повседневной жизни, — неисчерпаемая сокровищница форм и цветовых оттенков. Простота и пластическое совершенство бытовых предметов, утонченность и нежность цветов, своеобразное строение и сочность фруктов и овощей и многое другое всегда были объектами внимания художников. Рисунки и произведения живописи, в которых воплощаются в образную форму бытовые предметы, орудия труда, овощи, фрукты, снедь, дичь, букеты цветов и т.п., называются натюрмортами.
Натюрморты могут быть «увиденными» прямо в жизни и «поставленными» специально для решения разных изобразительных задач. И те, и другие привлекают внимание, поэтому натюрморту уделяют столь много места в изобразительном творчестве, что он стал по праву самостоятельным жанром. «Увиденный» натюрморт — это изображенное художником природное группирование предметов, а «поставленный» — составленное из сознательно подобранных предметов, необходимых для воплощения определенного замысла автора.
Изображение натюрморта имеет свою определенную закономерность и методическую последовательность. Совершенно непозволительно, например, лишь начав рисунок, заняться детальной проработкой незначительных мелочей, если не определена еще основная форма, не решена тональная идея постановки. Это сразу же приводит к дробности рисунка, которую потом неопытному рисовальщику исправить невероятно трудно и подчас невозможно. Кроме того, подобная спешка ведет к ошибкам в пропорциональных отношениях, а отсюда — к неудаче, неверию в свои силы и разочарованию.
Помните, что в изобразительной практике существует проверенный метод последовательной работы над рисунками, основанный на принципе: от общего к частному и от частного вновь к обогащенному деталями общему.
Рис. 21
Работа над натюрмортом начинается с отбора и размещения определенных предметов: в нашем задании — гипсовая модель призмы и деревянная ваза для карандашей, кистей и т.п. (рис. 21). Отбор компонентов натурной постановки должен быть логически оправданным, наполненным смысловой связью. Вещи желательно выбирать выразительные по форме и объему.После того как натюрморт поставлен, вы выбираете определенное место, откуда постановка хорошо видна (мы уже говорили о наиболее оптимальном расстоянии от рисующего до натурного объекта: оно должно составлять примерно три размера самой натуры).
Выразительность и правдивость изображения натюрморта зависят от вашей способности наблюдать, компоновать, строить рисунок, моделировать его тоном и т.д.
Перед непосредственной работой над рисунком целесообразно выполнить одну-две зарисовки постановки для поиска рациональной и эффектной компоновки изображения на бумаге. Зарисовки желательно выполнять быстро, основываясь на первом, еще очень свежем впечатлении от постановки, стремясь передать в них характерные особенности натуры, взаимосвязь и пропорции формы каждого предмета, отношение площади изображения к площади формата листа.
После того как в зарисовке вы определили композицию изображения, можно перейти к непосредственной работе на формате. Учитывая характер постановки, вы уже выбрали формат — горизонтальный или вертикальный.
Рис. 22
Теперь перед вами стоит задача пройти несколько этапов рисования натюрморта. Таких этапов, т.е. отдельных моментов — стадий или ступеней в развитии чего-либо, в работе над рисунком обычно не более четырех.
Безусловно, начальным этапом любого изображения является композиционное размещение его на листе бумаги. У вас уже есть зарисовка, используйте которую отнюдь не механически.
Здесь главное место уделяется определению всей ширины и всей высоты предметов сразу для ограничения поля изображения, тут же намечаются легкими линиями позиции каждого из тел относительно друг друга и плоскость, на которой они поставлены.
На следующем этапе рисования натюрморта вы должны уточнить место каждого из двух предметов в изображении и определить их пропорциональные отношения. В этом промежутке работы выявляйте также конструктивную основу формы. Здесь решение всех задач данного этапа изображения основывайте на внимательном анализе постановки. Форму стройте пока одними линиями, видя свой рисунок «каркасным», но соблюдайте известную меру, чтобы они у вас не выглядели всюду одинаковой толщины (рис. 22).
Третий по счету этап работы проведите как дальнейшее уточнение формы тел, имеющих объемность и рельефность. Эти признаки предметов воспринимаются только при условии светотени. Поэтому вам надлежит не только наметить большой свет и большую тень, но и определить легкими штрихами все основные градации (постепенные расположения) светотени. Об этих закономерностях распределения света, полутонов, собственной и падающей теней говорилось в учебнике не один раз, и вы о них знаете. Нужно только внимательно следить в натуре и сравнивать на бумаге, насколько один предмет темнее или светлее другого. Помимо этого не забывайте также о различии в рисунке технических приемов работы карандашом, чтобы уже на этой стадии рисования выявить различие фактур предметов. Все вместе взятое и рассмотренное с позиций перспективного построения, объемности и рельефности форм, тонового решения, материальности ведет вас к последнему этапу работы над рисунком натюрморта (рис. 23).
Рис. 23
Заключительный этап предусматривает процесс завершения работы — обобщение всего линейного и тонального строя изображения. Если передний и дальний планы прорисованы подробно, оба тела постановки разрушают цельное восприятие рисунка, нет мягкости переходов в моделировке формы тоном, то такое изображение нуждается в доработке, которая и является обобщением. В таком случае необходимо смягчить дальний план, разрушить в нем четкие границы (создать впечатление глубины), «приблизить» к переднему плану один предмет и «отдалить» другой, где-то в нужном месте высветлить, в ином, наоборот, уплотнить тон и таким образом добиться цельности рисунка (рис. 24).
Все этапы работы над рисунком натюрморта не являются оторванными друг от друга стадиями изображения. Здесь проходит последовательный, логически обусловленный единством и неделимостью процесс, следствием которого должен быть правильно скомпонованный, верно построенный, в меру проработанный тоном, выразительный учебный рисунок натюрморта.
А теперь очень подробно рассмотрим, как протекает процесс создания рисунка натюрморта, составленного из гипсового геометрического тела — шестигранной призмы и деревянной вазы для хранения рисовальных инструментов.
После того как формат выбран, определяют, какого размера будет нанесено на бумагу изображение, тем более, что в предварительных зарисовках вы ищете пропорциональные соотношения изображения и формата. Пропорции вплетаются в -зрительное восприятие в соответствии со строением глаза и принципами его работы. Каждый рисующий определяет отношения величин и, не удивляйтесь, отличает среди них отношение «золотого — сечения». Вы видите в постановке, что стоящая вертикально ваза смотрится более предпочтительно, нежели лежащая под углом к ней призма. Значит, в своем рисунке вазе вы уделите особое внимание, и размещение изображения на бумаге станете связывать с ней. Она-то и расположится в рисунке не иначе, как в отношении пропорций «золотого сечения».
Такой характер зрительного восприятия подтверждается многочисленными опытами, проводившимися в разное время в ряде стран мира.
Немецкий психолог Густав Фехнер в 1876 г. провел ряд экспериментов, показывая мужчинам и женщинам, юношам и девушкам, а также детям нарисованные на бумаге фигуры различных прямоугольников, предлагая выбрать из них только один, но производящий на каждого испытуемого самое приятное впечатление. Все выбрали прямоугольник, показывающий отношение двух его сторон в пропорции «золотого сечения» (рис. 25). Опыты иного рода продемонстрировал перед студентами нейрофизиолог из США Уоррен Мак-Каллок в 40-х годах нашего века, когда попросил нескольких добровольцев из числа будущих специалистов привести продолговатый предмет к предпочтительной форме. Студенты некоторое время работали, а затем вернули профессору предметы. Почти на всех из них отметки были нанесены точно в районе отношения «золотого сечения», хотя молодым людям совершенно не было ничего известно об этой «божественной пропорции». Мак-Каллок потратил два года на подтверждение этого феномена, так как сам лично не верил, что все люди выбирают эту пропорцию или устанавливают ее в любительской работе по изготовлению всевозможных поделок.
Рис. 24
Интересное явление наблюдается при посещении зрителями музеев и выставок изобразительного искусства. Многие люди, сами не рисовавшие, с поразительной точностью улавливают даже малейшие неточности в изображении предметов в графических изображениях и в живописных картинах. Это, вероятно, признаки эстетического чувства человека, которое «не согласно» с разрушением гармонии формы и пропорций. Не с таким ли требованием чувства прекрасного связывается феномен «золотой пропорции» (как только не называют эту пропорцию — «божественной» «золотой» «золотым сечением», «золотым числом»)? Не зря, видно, во все века цивилизации человечества «золотая пропорция» возводилась в ранг главного эстетического принципа.
Для вас композиционные основы построения рисунка натюрморта не должны быть камнем преткновения, ибо человек наделен способностью хорошо видеть окружающую обстановку в пределах поля ясного зрения (под углом 36°). Именно пропорциональные величины в пределах поля ясного зрения хорошо различаются глазами, и ваша задача распознать их, чтобы правильно построить рисунок. Дело в том, что рисующий человек видит предметный мир так же, как и не рисующий. Однако, если вы возьмете произвольную точку зрения для построения рисунка, произойдет искажение. Вам надо помнить, что в построении изображения все взаимообусловлено: точка зрения, поле ясного зрения и расстояние до предметов изображения. Значит, в процессе компоновки изображения нужно выделить такую часть замкнутого пространства (листка бумаги), которое включало бы предметы натюрморта и часть окружающей среды (фона). Объекты изображения не должны быть ни слишком большими, ни маленькими. Иначе крупное изображение «выходит» из формата, а маленькое «тонет» в нем. Чтобы подобного не произошло, старайтесь рассматривать лист бумаги и размеры изображения как единое целое композиционного решения рисунка натюрморта.
После организации плоскости бумаги предметы нужно нарисовать так, как их видит глаз и как они существуют в действительности. Для этого вы уточняете перспективные изменения формы вазы и призмы и одновременно пытаетесь сразу понять их объективное устройство, конструкцию, анализируете условия освещения. Светотень на предметах распределяется по тем же законам, с которыми вы познакомились при рисовании гипсовых моделей геометрических тел.
Каждый рисунок является одновременно новым познанием предметного мира, которое сопровождается овладением знаниями, приобретением опыта, новых навыков и моторикой движений руки. Разместив рисунок на плоскости и передав пока в легких линиях границы формы каждого из двух предметов и такими же легкими штрихами наметив объемность вазы и призмы, вы продолжаете работу, переходя к следующему этапу. Теперь вы продолжаете дальше уточнять характерные особенности формы, все время сравнивая рисунок с натурой. Затем приступаете к работе отношениями, предусматривающими определение правильных пропорций, соотношение пространственных планов, деталей и целого.
Рис. 25
Метод работы отношениями дает возможность рисовальщику овладеть знаниями и умениями в той степени, в какой они влияют на развитие человека как художника-профессионала.
Итак, первые стадии вашего рисунка: решить задачи компоновки, наметить общий силуэт натюрморта, выделить оба предмета и показать пропорции, одновременно почувствовать связь форм, соответствие их общему строю изображения. При работе отношениями уточняют рисунок, сравнивая и сопоставляя, т.е. соизмеряя изображение с целым и частей друг с другом. На этом же этапе ведения рисунка вы должны приступить и к выявлению объемности и рельефности форм объектов изображения, прорабатывая их по принципу — от общего к частному. Только так вы будете все время видеть целое — ив строении, и в пропорциях, и в тоне.
Когда у вас появилась убежденность в верности рисунка и правильности намеченных светотональных отношений, можете смело переходить к моделировке формы постепенно насыщаемым плотностью тоном.
На этом важном этапе работы — передача правдивого изображения натюрморта, каким его видит наш глаз и как он существует в пространстве, — нужно все время видеть натуру цельно, т.е., прикасаясь карандашом к тому или иному месту в рисунке, не терять из виду всю постановку и весь рисунок в целом. Все время помните, что вы накапливаете знания, умения и навыки постепенно и последовательно и соответственно ведете работу над натюрмортом. Тональные отношения в натуре не могут быть в точности переданы в рисунке из-за несоответствия подлинного света и белизны бумаги друг другу. Передать их можно только путем следования пропорциональным натуре отношениям светотени, и вы знаете, что от такой передачи зависит качество тонального рисунка.
Во время моделирования рисунка тоном, когда вы всю работу ведете от общего к частному, непременно наступает момент, связанный с большим желанием взяться за окончательную проработку того или иного места изображения, которое очень привлекательно в постановке. Вот здесь и переходите к частному, соблюдая принципы рисования.
В практике как учебного, так и творческого рисования встречаются два часто соприкасающихся друг с другом технических способа прокладки карандашом тона на бумаге — штриховка и тушевка.
Штриховка в отличие от тушевки имеет свои ярко выраженные особенности. Опытный рисовальщик может достичь только ею передачи всех тональных и материальных свойств натуры. При этом он пользуется разнообразными по следу карандаша на бумаге штрихами — прямыми и изогнутыми, короткими и длинными, накладывающимися друг на друга в несколько слоев. Следовательно, под штриховкой следует понимать приемы нанесения тона штрихами. Направление штриховки в рисунке очень существенно. Направленными по форме предмета штрихами можно добиться объемности и, наоборот, бессистемно накладываемыми форма разрушается, изображение покрывается бесформенными пятнами.
Мастера рисунка часто пользовались тушевкой — приемом растирания карандашного слоя, плашмя нанесенного грифелем, по поверхности бумаги для получения мягкого сплошного тона с помощью либо растушевки, либо тампонов из бумаги и очень часто ваты. Таким приемом весьма часто и эффектно пользовался Илья Ефимович Репин.
В процессе работы, связанной с передачей светотеневых отношений, определяют самое светлое и самое темное места в натурной постановке и, придерживаясь их как тональных ориентиров, постепенно набирают необходимую светосилу. И все время нужно сравнивать и еще раз сравнивать рисунок с натурой. Для этого можно даже отойти от рисунка на небольшое расстояние, чтобы с несколько отдаленной точки зрения видеть свою работу. Есть еще один прием для сравнения — посмотреть на рисунок в зеркало, находясь вполоборота к изображению. В зеркале должен отражаться также натурный объект. Такое сравнение может помочь увидеть допущенные ошибки в тоне и устранить их. Прием с зеркалом эффективен еще и потому, что он позволяет увидеть свою работу с неожиданной стороны. Каждый рисующий не только привыкает к своему изображению, но и часто, в силу неопытности и еще неумелости, перестает замечать серьезные просчеты в рисунке, не говоря уже о тоне. Такой неожиданный взгляд поможет сразу увидеть тот или иной недостаток, на который оказалось трудно обратить внимание из-за неумения критически отнестись к собственному рисунку.
Последняя стадия работы над рисунком натюрморта связана с умением рисовальщика завершить изображение, т.е. привести изображение в соответствие с общим зрительным впечатлением при цельном восприятии натурной постановки.
Контрольные вопросы- Что такое натюрморт?
- Сколько стадий работы по рисованию натюрморта необходимо пройти?
- Что вы понимаете под термином «компоновка»? Какую роль компоновка играет в рисунке?
- Почему натурную постановку нужно воспринимать не по частям, а цельно?
- Что значит наносить штрихи по форме?
- В чем состоит методическая последовательность работы над натюрмортом?
- Как понимать термин «обобщение рисунка»?
hudozhnikam.ru
Как нарисовать натюрморт из предметов ✏ Рисунки карандашом поэтапно
Рубрика: НатюрмортРисование – дело тонкое, требующее внимательности и терпения, потому, если вы осилили предыдущие уроки и готовы снова приступить к работе, тогда милости просим: начинаем трудиться над воплощением натюрморта с произвольными предметами на плоскости листа.
Содержание:
Первый этап
Второй этап
Тональный натюрморт
Что для этого понадобится? Да, впрочем, всё, что вашей душеньке угодно и на что раскошелится ваша фантазия: начиная от банальных чашечек с чайничками и заканчивая совершенно небанальным оружием (надеюсь, у вас есть на него разрешение?)
То есть, если обобщить, то для натюрморта подойдет абсолютно все, что есть у вас под рукой. Но, не стоит брать для начала предметы с чрезмерно заковыристой формой – сразу отставьте в сторону раритетные турецкие сервизы с неравномерными изгибами. Нет, если вам хочется его нарисовать – то помните, что рисование карандашом требует терпения, а значит, отставьте эту идею на потом, когда она послужит вам еще одной ступенькой для совершенствования.
Первый этап
С чего начать, чтобы нарисовать натюрморт из простых предметов? Итак, после долгих и мучительных раздумий, желанные предметы выбраны и сделана маленькая композиция, планшет, ластик и карандашик средней мягкости уже под рукой, а хорошее, бодрое настроение подталкивает вас к действию…
Надеюсь, вы ознакомились с такими темами, как освещение для натюрморта и композиция рисунка? Если же нет – не страшно, вы можете сделать это прямо сейчас, мы подождем. А если пробелы в понимании заполнены, то включаем один из важнейших рабочих инструментов художника – глазомер, и берем на вооружение толику терпения.
Прежде чем переносить наш натюрморт на планшет или бумагу, нужно найти тот угол обзора нашей композиции, который покажет ее в эстетически более выгодном свете.
Да, безусловно, вам придется покрутиться возле композиции, чтоб оценить ее вид со всех ракурсов. Если, обежав ее со всех сторон, посмотрев на нее со всех углов, вы понимаете, что вам это не нравится, очевидно что-то в композиции натюрморта мешает гармонии. Значит, присмотритесь внимательней и подправьте, наклоните, поверните – ну, на крайний случай, уберите мешающий предмет.
Лучше всего брать от двух до пяти предметов и уже ими манипулировать. Но, повторюсь, не стоит брать то, что имеет слишком уж изгибисто-заковыристую форму. Осмотрели? Поправили? Чудненько. Приступаем к настоящей «грязной» работе.
Давайте перенесем нашу композицию на плоскость бумаги (или планшета) с учетом отступов по бокам (как сверху-снизу, так и слева-справа). Размеры композиции определяются с помощью глазомера.
Ну вот мы и нашли общие размеры нашей композиции на листе, теперь разделим ее на размеры отдельных предметов. Да-да, именно так, нам нужно разделить место, выделенное для всей композиции, на места для предметов, из которых она состоит. Здесь снова-таки работает наш неутомимый глазомер.
Чтобы передать точность и правдоподобность внешнего вида определенного предмета, нужно определить его форму, то есть сам его принцип действия. Но, важно также помнить и о законах, которые нам рассказывает линейная перспектива.
Ну, вот к примеру, если бы мы захотели взять в качестве одного из предметов композиции свою любимую, зачитанную до дыр книгу, то стоит обратить внимание и на то, что она лежит на столе, то есть на предметной плоскости. В связи с этим она удаляется в перспективу и, соответственно, несколько видоизменяет свою форму. В любом случае, при рисовании предметов натюрморта нужно ощущать то, что каждый элемент композиции расположен на предметной плоскости, а не зависает где-нибудь в воздухе.
Все изгибы, наклоны, повороты и уголочки подчиняются закону, который гласит, что чем они ближе к нам, тем активнее, то есть, выделены более сильно. Если вы рисуете линию, то пусть это будет легко, без излишней строгости, присущей солидным деловым чертежам. Ваша линия не обязана быть ровной по тональности, ведь по краям обычно она выглядит более яркой, а ближе к центру – слабее.
Наметили композицию на вашем листе? Тогда, можем создавать пространство для вашего натюрморта. Собственно говоря, мы уже его создали, осталось только усовершенствовать его с помощью игры светотени и здесь штрих нам в помощь.
Для начала нам нужно еще раз новеньким взглядом окинуть нашу композицию и четко подметить, с какой стороны и как именно ложится свет.
Рассмотрели? Вот теперь тяжко выдохнули накопившееся волнение и взяли остро заструганный карандашик — приступаем к штриховке всего, что прячется в тени или полутени, фиксируем таким образом все падающие тени. Иными словами, отделяем зону света и тени (звучит как-то… глобально, претенциозно и грандиозно, нет? Свет и тень – извечное противостояние сил добра и зла… но, вернемся к нашим баранам, к нашей штриховке). Для этого нам нужно легко налаживать штрихи в легкой тональности.
В случае, если у вас не выходят длинные штрихи, то можно заменить их короткими – рисуйте их в разные стороны, но желательно либо параллельно, либо группами. Не давите сильно на карандашик (силу вашего надавливания может показать штриховка – то, на сколько жирной она выглядит).
Второй этап
С первым этапом, можно сказать более легким этапом, вы справились, с чем вас и поздравляю – хоть и маленький, но все же успех. Следующий этап дает возможность вникнуть в сам процесс работы над натюрмортом – растолковывает и вникает в суть хода работы, объясняет, как же все-таки сделать так, чтобы все взаимодействовало, и процесс рисования становился очевидным и предопределенным.
На самом деле, это все гораздо проще, чем кажется на первый взгляд. Это – как принцип домино, помните? Стоит задеть нечто одно, как изменяется и все остальное. Так и здесь: стоит только задеть какой-то один элемент, как за ним сдвинется и следующий.
Давайте глянем на нашу предметную плоскость (напоминаю: это то, на чем лежит наша композиция – стол, стул, табуретка, полочка, подоконник, пол, потолок (и такое бывает)… в общем, вы поняли) – она находится в горизонтальном положении, а ее грани удаляются в перспективе.
Мы помним, что при удалении свет становится более слабым, гаснет, теперь же давайте попробуем применить это на практике, а именно – еще раз присмотримся к предметной плоскости (возьмем к примеру, самое простое – стол). Давайте мысленно разделим его на две части – более близкую и более отдаленную — и заштрихуем ту, что уходит в пространство. Таким образом, мы покажем, что эта часть плавно скрывается в тени.
Ну как? Вышло? Ура, товарищи: вам удалось показать то, что плоскость именно горизонтальная.
Сейчас важно задействовать логику – да-да, мы же не хотим, чтобы наше рисование сводилось всего лишь к слепому копированию, верно? Тогда давайте подумаем. Дальнейшая сторона нашего стола, которая темнее только за счет отдаления, по сути, ну никак не может быть равна по тональности вертикальной стене, которая в свою очередь, прячется в полутени. Из этого следует, что стена будет темнее, чем стол и, чтобы это показать, нужно проложить штрих по стене, но в противоположную сторону уже лежащему (то есть, под противоположенным углом). Есть? Замечаете, как изменился имеющийся рисунок? Чудненько.
Смотрим дальше – причем смотрим и просчитываем, дорогие Шерлоки Холмсы. Давайте посмотрим на изломы нашей горизонтальной плоскости и сравним их с тоном стены. Изломы расположены в тени – полностью в тени, в отличие от стенки, которая, соответственно, прячется всего лишь в полутени. Тень не может быть светлее полутени, следовательно, нужно проложить парочку слоев штриховки на изломы стола. Есть? Идем дальше.
Еще раз осматриваем рисунок и акцентируем свое внимание на дальней стороне нашего стола. Выходит, что его тональность равна тональности теней предметов, которые на нем расположены. Разве так должно быть? Отнюдь. Посему, отделяем их, рисуя еще один слой штриховки по всем теням, полутеням и падающим предметам. Теперь все выглядит более гармонично – тени предметов темнее тени самой предметной плоскости.
Но снова что-то не так, ведь теперь тональность теней предметов соответствует тональности стены – а этого не может быть, ведь, по сути, эти тени, как и сами предметы ближе к нам, а значит, активнее. Следовательно, рисуем еще один слой штриховки по всем теням предметов – и не важно какие, хоть собственные, хоть падающие, а хоть тебе даже и полутени. Вот.
Теперь выходит все правильно: тени на столе темнее стены. Ну что, вырисовывается пространство на бумаге? Уже можно определить, где передний план, а где задний? Если так, то вы просто молодцы.
Но! Не расслабляемся, продолжаем трудиться. Теперь обратите внимание на тени предметов.
Действуем по той же схеме логических умозаключений: разве могут быть полутени равны по тону падающим либо собственным теням? Нет, конечно! Как же тогда мы их будем различать? Поэтому, опять-таки рисуем слой штриха на все виды теней (то есть на падающие и собственные), чтобы показать разницу между ними и полутенями. Выходит нечто вот такое (см. рисунок слева).
Ну как, улавливаете суть действия этих умозаключений? Знаете, какой вопрос возникнет следующим? Правильно: а почему же тогда собственные тени ничем не отличаются от падающих теней?
Накладываем штриховку еще и на падающие тени. Следом за тем, осматриваем тень самой предметной плоскости (нашего стола): она наиболее активная, то есть ближе всего к нам расположена, тогда почему же по тону она гораздо светлее теней предметов? Нет, так дело не пойдет. Затемняем и акцентируем нужные изломы, углы и тени с помощью уже знакомого нам слоя штриховки.
Ну вот. Пора приступать к финалу – к окончанию нашего натюрморта из предметов. Думаете, что это так просто, мол, хлопнул в ладоши, отбросил карандашик, глянул на рисунок и пошел чаёк на кухню пить? Для успешного завершения нашего рисунка нужно учитывать парочку закономерностей.
Активнее будет то, что ближе к нам находится. Так что, внимательно изучите свое творение и попробуйте доработать выделение, ну, скажем, теней падающих.
Далее, мы отлично помним, что при удалении свет гаснет, становится темным, а вот тень в той же ситуации теряет свою активность, то есть, тоже выглядит бледней.
Еще раз осмотрите все предметы вашей композиции и определите их конструктивную основу, базовые признаки геометрических фигур: ну вот, например, яблоко – это шар, стакан – цилиндр.
А теперь объем фигуры выписываем с помощью штриха, причем нужно не забывать о том, как именно ложится светотень на ту или иную фигуру. Свет, тень, полутень, всякие блики и рефлексы – все вырисовывается с помощью именно светотени.
Самый темный полутон на свету светлее самого светлого полутона в тени – зависаем и пытаемся понять это правило. Тени распределяются по мере отдаления от света, вернее от источника света – это правило неукоснительно действует как для общей картинки, так и для каждого элемента на рисунке в отдельности.
Если все предыдущие уроки, немножко подумав, успешно уложились у вас в голове, то окончательный рисунок — натюрморт у вас должен выйти весьма неплохой (см. рисунок справа).
Ну а если не вышло – не расстраивайтесь, будьте упрямы. Вы можете вернуться на предыдущие уроки (как рисовать натюрморт из фигур) –ничего страшного в этом нет, ваш натюрморт абсолютно никуда не сбежит.
Лучше выполнять рисунок одним карандашом – это очень полезно для вас, ведь тогда вы учитесь осознавать, на что способен этот карандашик, а затем, при случае, уже знаете, чем и как он может вам пригодиться в рисунке.
Тональный натюрморт
А теперь о тональном натюрморте. В нем некоторые законы и правила рисунка попросту не учитываются. Здесь, к примеру, имеет очень большое значение выделение материала, из которого сделан тот или иной предмет. Любая вещь, вроде бликов и рефлексов является важной для тонального натюрморта.
Если, к примеру, ваш пистолет из металла – то нужно вырисовывать так, чтобы было видно, что это именно металл, а если ваша конфета завернута в фольгу – то и это должно быть видно.
Любой материал, будь то дерево, пластик, фарфор или глянец должен узнаваться на вашем рисунке. Вы можете сказать, что и в обычном натюрморте это играет важную роль, но в тональном – это приобретает эффект документализации.
Также тональный натюрморт очень трепетно относится к основе самой композиции. То есть, по сути, тонально могут выделяться не все предметы, а лишь те, которые являются смыслом всей композиции, ее суть, ее рассказ.
Обычно это всего один предмет, но бывает и два, и три. Но, по-моему, если делать тональный рисунок, то лучше пусть это будет портрет – и пользы больше, и труда не жалко.
Следующий урок: Композиция в рисунке
Прошу тебя, проголосуй!
Загрузка…risunci.com
Учимся рисовать натюрморт » Prostoykarandash.ru
Натюрмортом называется
изображение ряда предметов неживой натуры. В переводе с французского это
«мёртвая природа». Овощи, фрукты, букеты цветов, разные предметы,
изготовленные человеком, могут быть материалом для натюрмортов. Рисование
натюрморта развивает в ребёнке художественный вкус, ведь подбор предметов в
натюрморте не случаен, а осмыслен и подобран специально. В натюрморте художник
стремится раскрыть красоту формы предметов или их цветовое соотношение.
Прежде чем начинать рисовать, подумаем,
как удобнее их расположить на листе — в длину или ширину листа.
Старайся, чтобы предметы получились у
тебя не кривые, стояли прямо, не падали, были похожи на чайник и чашку, нарисованные
здесь.
Когда будем рисовать низ чайника,
проведём закруглённые линии, помня при этом, что не надо сильно зажимать
карандаш в пальцах и нажимать на него. Проведём закруглённые линии легко и
свободно: они получатся правильнее.
При изображении натюрморта, состоящего
из нескольких предметов, старайся компоновать их так, чтобы они частично
закрывали друг друга — это придаст большую естественность.
На этом рисунке видно, как объём
передан отдельными мазками: там, где нет света, мазки темнее. Более тёмные
мазки расположены и в месте падающей тени. А в месте, куда падает свет, пририсованы
блики.
Попробуем нарисовать натюрморт,
состоящий из четырёх предметов: кувшина, драпировки и двух яблок.
А теперь нарисуем
натюрморт, состоящий из кувшина, тарелки, разделочной доски и ложки.
Композиционно вся группа очень
разнообразна. Лежащая наклонно ложка «перебивает» вертикальность кувшина и
горизонтальность доски с тарелкой, внося, таким образом, разнообразие в
криволинейные формы предметов.

профессиональном уровне. Чаще всего в роли фона при рисовании натюрморта
выступает драпировка. Драпировка [/b]—
это ткань, постеленная на плоскость под предмет или наброшенная на него так,
что образует складки. Драпировками называются шторы, скатерти, покрывала. Драпировка
будет выглядеть по-разному в зависимости от вида ткани, её качества. Жёсткая,
например парча, даёт крупные и торчащие складки, у шерсти складки меньшего
размера, а шёлковые ткани образуют лёгкие, мягкие и мелкие складочки.
Для рисования
драпировки лучше брать ткань гладкую, немнущуюся и однотонную (без узора).
Чтобы узнать тип складок, ткань закрепляют на вертикальной поверхности так,
чтобы складки спадали вниз. Рисуя ткань, закреплённую в одной точке на
вертикальной поверхности, мы прежде всего должны разглядеть, как образуются
складки. Мы видим, что складки образуются в одной точке и, расширяясь,
расходятся вниз. Они также образуют выпуклые и углублённые поверхности.
Углублённые поверхности более тёмные, чем выпуклые.
Начиная штриховку складок, наноси
штрихи по направлению движения складок, а в углублениях — вдоль натяжения
поверхности ткани. Вся драпировка покрывается штрихами, а в тенистых местах тон
усиливается. Складки драпировки должны быть хорошо прорисованы.
Внимание! У Вас нет прав для просмотра скрытого текста.
prostoykarandash.ru
Leave a Comment