Раскраска сказка о царе Салтане. Распечатать картинки из сказок Пушкина.
На Главную
Список раскрасок
Как скачать раскраски?
Как распечатать раскраску?
Рекламодателям
раскраски для девочек и мальчиков
Девочкам
Мальчикам
Антистресс
Новый Год
Малышам
Детские
Праздники
Фрукты-овощи
Трафареты
Животные
Обучающие
Мультики
Аниме
Природа
Сказки
Цветы
Онлайн
Статьи
Раскраски для девочек
Мокси
Мой маленький зоомагазин
Мишки Тедди
Май Литл Пони
Лалалупси
Сердечки
Феи
Принцессы Диснея
Принц
Покахонтас
Платья
Хелло китти
Феи Динь Динь
Эвер афтер хай
Эквестрия герлз
Эльза и Анна
Братц
Балерины
Ангелы
Винкс
Монстр Хай (Школа монстров)
Барби
Тотали спайс
Золушка
Принцесса Жасмин
Принцесса Белль
София Прекрасная
Кукла
Одежда для детей
Шиммер и Шайн
Королевские питомцы
Доктор Плюшева
Шарлотта земляничка
Лего Френдс
Минни Маус
Бантик
Любовь
Зублс
Мия и я
Свадьба
Чародейки
Топ-модель
Пупсик
Бумажная кукла
Жених и невеста
Ариэль
Куклы ЛОЛ
Принц и принцесса
Сердце
Бусы
Сильвания фэмили
Раскраски для мальчиков
Бэтмен
Автобус
Раскраски Бен 10
Энгри Бёрдс
Машинки Хот вилс
ЛЕГО
Черепашки ниндзя
Корабль
Человек Паук
Солдаты
Военная техника
Трансформеры
Трактор
Танки
Супергерои
Строительная техника
Самолеты
Роботы
Пираты
Майнкрафт
Звездные войны
Железный человек
Машины
Мотоциклы
Рыцари
Макс Стил
Замок
Поезд с вагонами
Лего Ниндзяго
Спорт
5 ночей с Фредди
Халк
Вертолёт
Ракета
Вспыш и чудо машинки
Дэдпул
Растения против зомби
Камаз
Мстители
Полиция
Лего Нексо Найтс
Лего Звёздные войны
Капитан Америка
Ниндзя
Велосипед
Мортал Комбат
Экскаватор
Футбол
Бетономешалка
Хоккей
Монстры
Мусоровоз
Подъёмный кран
Могучие Рейнджеры
Лего Бионикл
Комбайн
Бамблби
Троллейбус
Египтус
Автоботы
Меч
Конструктор
Человек муравей
Тор
Лего Марвел
Аниматроники
Андертейл
Боб строитель
Лук и стрелы
Череп
Оружие
Росомаха
Пистолет
Спецназ
Оптимус Прайм
Подводная лодка
Зомби
война
Автомат
Военный самолет
Инструменты
Флеш
Рыбалка
Пароход
Космический корабль
Катер
Cнайпер
Удочка
Спецтехника
Парусник
Вампир
Военный вертолет
Годзилла
Тоботы
Антистресс (для взрослых)
Город
Сложные узоры
Сложные раскраски
Москва
Мандалы для раскрашивания
Арт терапия
Кремль
Петух и Курица
Харли Квинн
Граффити
Деревня
Призрачный гонщик
Дудлинг
Кототерапия
Мозаика
Байтерек
Статуя Свободы
Сумерки
Комната
Кухня
Биг Бен
Крест
Мост
Животные антистресс
Цветы антистресс
Мандала животные
Антистресс буквы
Новогодние раскраски
Снегурочка
Зимние виды спорта
Санта Клаус
Снежинка
Снеговик
Новогодняя елка
Новогодние игрушки
2014 год Лошади
2016 год Обезьяны
2015 год козы и овцы
Дед Мороз на санях
Дед мороз и Снегурочка
2017 год Петуха
Письмо Деду морозу
Новый 2018 год Собаки
2019 год Свиньи
Новогодний венок
Новогодние часы
Новогодние украшения
Новогодняя гирлянда
Новогодний шар
Новогодний костюм
Новогодние маски
Новогодние открытки
Новогодние поросята
Раскраски для малышей
Солнышко
Звезда
Веселый клоун
Ваза
Теремок
Телефон для детей
Свинка пеппа
Семья
Расписание уроков
Школа
Паровозик
Натюрморт с фруктами
Одежда
Мяч
Мальчик и девочка
Мальчик
Колокольчик
Карандаш
Гномик
Ферби бум
Домик
Часы
Девочка
Игрушки
Краски
Сумка
Посуда
Портрет
Смайлики
Подкова
Мебель
Тарелка
Варежка
Матрешка
Обувь
Торт
Воздушные шарики
Цветик семицветик
Зонтик
Пирамидка
Бен и Холли
Корона
Еда
Конфеты
Самовар
Дедушка
Облака
Бабушка
Чайник
Котики вперёд
Пегас
Подарок
Сладости
Корзинка
Юху и его друзья
Шапка
Рюкзак
Мороженое
Король
Юла
Портфель
Детская площадка
Домик в деревне
Цирк
Пицца
Сыр
Ферма
Карета
Сад
Пирог
Алмаз
Спиннер
Тетрадь
Грузовичок Лева
Паровозик Тишка
Привидение
Кольцо
Телепузики
Бабушка и дедушка
Шарики
Бассейн
Младенец
Эмемдемс
Ведьмы
Вода
Карта
Спокойной ночи малыши
Дом
Портрет мамы
Губы
Компьютер
Рука
Деньги
Окно
Дверной замок
Корзина
Детский сад
Кружка
Очки
Банка
Глаза
Лицо девушки
Ручка
Индеец
Ножницы
Лицо
Лицо девочки
Музыкальные инструменты
Книга
Ключ
Лампочка
Люди
Ракушка
Телевизор
Лампа
Лодка
Пылесос
Утюг
Футболка
Ведро
Перо
Танцы
vse-raskraski.ru
Как нарисовать принцессу Лебедь
В этом уроке мы рассмотрим, как нарисовать принцессу Лебедь карандашом поэтапно из сказки Пушкина «Сказка о царе Салтане». Принцесса Лебедь — это лебедь, которая превращается в настоящую принцессу с длинной косой.
Это эпизод из мультфильма, когда лебедь превратилась в принцессу.
Рисуем лицо, оно очень маленькое, на картинке просто показано в большем увеличении. Рисуем форму лица, потом глаза, нос и рот. Дальше шею, ухо, челку и сбоку начало короны.
Рисуем корону и звезду.
Чтоб легче нарисовать тело, мы сначала построим скелет, потом уже будем рисовать платья и рукава.
Нарисуйте кисти рук и волну у ног принцессы Лебедь.
Рисуем украшения на платье, косу, сережки в виде звезд, шаль. Можете детализировать пальцы.
Теперь рисуем берег, вокруг море и волны, выше небо с облаками. От принцессы идет сияние.
Вот и все, рисунок принцессы Лебедь готов, можете раскрасить море и небо, как на картинке в самом начале урока.
Смотрите еще уроки по сказкам:
1. Конек-Горбунек
2. Жар-птица
3. Красная шапочка
4. Иван Царевич
5. Буратино
www.lesyadraw.ru
Урок 9 ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ «СКАЗКИ О ЦАРЕ САЛТАНЕ» А. С. ПУШКИНА (карандаш) | Поурочные планы по ИЗО 3 класс
Урок 9 ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ «СКАЗКИ О ЦАРЕ САЛТАНЕ» А. С. ПУШКИНА (карандаш)
15.11.2013 15427 0
Цели: ознакомить с понятием
«иллюстрация», творчеством художников-иллюстраторов; обучить умению простейшими
средствами передавать основные события сказки; развивать умение сопереживать
героям литературного произведения, наблюдательность и внимание, логическое
мышление; пробуждать интерес и любовь детей к творчеству художников детской
книги, к оформительской графике.
Оборудование:
Изобразительный ряд:
иллюстрации И. Я. Билибина к «Сказке о царе Салтане» А. С. Пушкина;
иллюстрация «Сказочные звери» Т. А. Мавриной;
образец педагогического рисунка
«Сказка о царе
Салтане» (карандаш).
Литературный ряд:
отрывок из «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе
Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди» А. С. Пушкина.
Музыкальный ряд: музыка из оперы Н. А. Римского-Корсакова
«Сказка о царе Салтане» («Белка», «Богатыри», «Царевна-лебедь»).
Ход урока
I. Организация класса.
1. Приветствие
учащихся.
2. Проверка
готовности к уроку.
3. Подготовка
красок к работе.
II. Постановка темы урока.
Учитель. Сегодня продолжим разговор о сказке, начатый на
предыдущем уроке, и выполним иллюстрацию к «Сказке о царе Салтане, о сыне его
славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне
лебеди» А. С. Пушкина.
III. Актуализация знаний учащихся.
Учитель. Пушкинские сказки… Невозможно перечислить всех
художников, которые работали и продолжают работать над этой неисчерпаемой
темой.
А какие сказки А. С. Пушкина
вы знаете? (Ответы детей.)
Молодцы!
IV. Вводная беседа.
Слово учителя. А теперь вспомните хорошо всю «Сказку о царе
Салтане». О ком в ней говорилось?
О каком времени идет рассказ?
Какие представления о добре и зле рассматриваются
в этой пушкинской сказке?
Как вы считаете, справедливый ли конец у этой
сказки?
Сегодня вы будете выполнять рисунки к одной из
самых известных сказок Пушкина. Ваши рисунки покажут, насколько хорошо вы
знаете это литературное произведение и наколько самостоятельно и оригинально
можете передать свое отношение к прочитанному. Вы сегодня не только
воспроизведете в своих рисунках отдельные эпизоды, сцены из любимой сказки или
образы полюбившихся героев, но и вам придется активно домысливать возможное
развитие сюжета. Надо будет выразить свое отношение к содержанию этого
произведения, к героям сказки.
Иллюстрации к сказкам.
Сказка – особый жанр: ведь в них воспроизводится мир вымысла, мир народной
фантазии.
Вы, ребята, помните, как в детстве, когда вы еще не умели читать,
рассматривали иллюстрации, пытаясь понять сказку, вглядывались в
образы сказочных героев. Красочные картинки помогали понять характеры героев: добрые
они или злые, хитрые или простодушные, смешные или печальные, глупые или умные.
Иллюстрации открывали волшебный мир фей, троллей, гномов, колдунов. Захватывали
дух картинки с превращениями, погонями и долгожданным счастливым концом. Только
в сказочной иллюстрации можно было прикоснуться к волшебному ковру-самолету, к
сапогам-скороходам, скатерти-самобранке, к волшебной палочке. Как это было
здорово – попасть в сказку, пройти через все приключения, стать одним из ее
героев!
Лучшие мастера умеют воплотить мир сказки в своих рисунках, не лишая его
столь близкой детскому сознанию озорной выдумки, нарядной красочности. Конечно,
иллюстрации могут быть различны. В одних иллюстрациях преобладает яркая
фантазия, другие могут быть более спокойными, повествовательного характера.
Важно только, чтобы иллюстрации учили нас добру, справедливости, смелости,
способствовали формированию личности.
V. Анализ произведений
изобразительного искусства.
Иллюстрации И. Я. Билибина.
– Сегодня мы с вами рассмотрим
иллюстрации к сказке Пушкина, выполненные крупным мастером графического
искусства И. Я. Билибиным. С творчеством этого русского
художника-иллюстратора вы уже познакомились на прошлом уроке.
Поэтично и трогательно оформление сказок художником, он создал небывалые
образы, мудрые в их национальной самобытности.
Что позволило Билибину
выразить смысл сказки столь глубоко и подлинно?
Где он находил основу для своих произведений?
Сказочные образы оживали в окраинных землях Руси –
на Севере, пейзажи и народное искусство которого стали истоком большинства его
графических работ. Именно Билибину, петербуржцу, потомку аристократического
рода, суждено было стать вдохновенным выразителем нашей старины. Будущий
художник учился в Петербургском университете. Но студент-юрист все больше
увлекался русской историей и фольклором, что и стало его призванием. После
занятий в школе Общества поощрения художеств, у известного педагога и художника
Антона Ашбе, в школе княгини М. К. Тенишевой у И. Репина, в Академии
художеств, он вернулся к исконным корням и языку народного искусства.
В 1905 году была издана «Сказка о царе Салтане» А. С. Пушкина,
иллюстрированная И. Я. Билибиным.
Примечание. Антон Аше (Ажбе) – живописец и педагог, родился 30.05.1862 г. в городе
Доленьчице (Словения).
Рассмотрим обложку и иллюстрации.
Обложка книги украшена сложным орнаментом,
напоминающим узор нарядной старинной парчи, декоративные украшения страниц,
сочиненные художником, связаны с содержанием сказки. (См. Приложение 1.) Иллюстрации к сказке гармонично сочетаются с текстом, написанным красивым
стилизованным шрифтом. Все это представляет собой единое художественное целое.
В своих иллюстрациях Билибин развернул основные эпизоды пушкинской сказки.
Одна из лучших иллюстраций – «Бочка по морю плывет». Тяжелая бочка как бы
соскальзывает с высокого гребня упругой белопенной волны. Над бушующим морем
синее небо, усеянное яркими звездами. По нижнему краю листа идет орнамент,
мотив которого напоминает или резьбу по дереву, или старинные вышивки, или
знаменитое вологодское кружево. (См. Приложение 2.)
На другой иллюстрации изображен сказочный город, на который с радостным
удивлением взирают князь Гвидон и его мать. (См. Приложение 3.) Далее мы
видим то прекрасную лебедь, то богатырей, выступающих из морской пучины.
В иллюстрациях к «Сказке о царе Салтане» И. Я. Билибин стремился передать
очарование старины. С поразительным мастерством и большим знанием изображал он
старинные костюмы и утварь. Однако он не просто воссоздавал их
подлинный облик, а
изобретательно, талантливо
фантазировал, что и позволяло ему передать особую, праздничную атмосферу
сказки. При этом рисунки И. Я. Билибина чуть суховаты, им присуща подчеркнутая
графичность, линия играет в них определяющую роль, а цвет вместе с тщательной
проработкой деталей придает им характер узорчатого ковра.
Иллюстрации Т. А. Мавриной.
Иллюстрации Татьяны Алексеевны Мавриной (1902–1996) привлекательны прежде всего безудержно-веселой яркостью красок. Как
и Билибин, она подлинный мастер книги: обложка, иллюстрации, затейливые заглавные
буквы, да и весь текст художница исполняет сама. Как и у Билибина, стиль ее
произведений ярко индивидуален. Однако в отличие от Билибина, склонного к
стилизации изображаемого под русскую старину, Маврина в своих рисунках, тоже
обращаясь к образам прошлого, трактует их более поэтически непосредственно. Не
только образы пламенеющей алой киноварью новгородской иконы XIV–XV веков, но и
знаменитые народные картинки – лубки, а также ярко раскрашенные глиняные
дымковские игрушки, расписные подносы Жостова, деревянные игрушки богородских и
загорских резчиков, произведения народной керамики, ковроткачества, расписные
прялки, туески и многое другое невольно приходят на память, когда смотришь ее
иллюстрации к сказкам. (См. Приложение 4.)
На рисунках Мавриной в изобилии встречаются диковинные постройки,
напоминающие нарядные русские храмы и терема XVI–XVII веков. В представлении
художницы щедрая красочность народного искусства сродни богатой фантазии
произведений устного народного творчества. При этом Маврина всегда стремится
раскрыть глубокую человечность образов русских сказок, их жизненную основу.
«Когда рисуешь сказку, – пишет она, – то применяешь разные способы рассказа в
рисунках. Если хочешь приблизить ее к реальности, даешь горизонт, перспективу,
если хочешь повысить сказочность, фантастичность, то рисуешь в более условном
пространстве, как на иконах и в миниатюрах.
И все-таки никогда не отрываешься от реальности, чтобы не уйти в схему и
стилизацию. Как ни фантастична сказка, она близка к человеку и питается
повседневной жизнью».
Эти творческие принципы Маврина положила и в основу своей работы над
«Сказкой о царе Салтане» (1958).
Вот чудо-город князя Гвидона, он стоит на высоком
холме, и в архитектурных мотивах, использованных в этом рисунке, можно узнать диковинное
узорочье архитектуры конца XVII века, а знаменитый московский собор Василия
Блаженного как бы глядит на нас сквозь фантастическую оболочку, созданную
Мавриной.
В 1959 году Т. А. Маврина исполнила декоративное панно «Едет флот царя
Салтана», в котором нашли свое воплощение те же художественные принципы.
Морская синь заливает почти всю плоскость листа, гребешки и завитушки волн и
облаков прямо перекликаются между собой. Легкие кораблики, теснясь к
«краснокрылому» (иначе не скажешь) кораблю царя Салтана, бегут «на раздутых
парусах» прямо в сказочное княжество Гвидона. В этом нарядном декоративном
панно сконцентрирован весь мир пушкинской сказки.
В своей эмоциональной непосредственности искусство Мавриной очень близко к
народному искусству. Однако художница не подделывается под народный стиль. Язык
ее рисунков всегда остается самобытным. Он
бодрый, жизнерадостный, а
элементы народного искусства
вплетаются в него целостно-органично. Все это делает рисунки Т. А. Мавриной
по-настоящему доходчивыми, а поэтому и горячо любимыми нашими ребятами.
VI. Работа над новым материалом.
Учитель. Рассмотрим рисунки. (См. Приложения 5, 6.)
На них изображены
внутренние покои старинного
русского дворца, старинная
посуда, одежда, вооружение (изображена русская резьба по дереву – фрагменты или
изделия).
Изображение старинного интерьера лучше передает особенности русских
народных сказок.
Я зачитаю вам отрывки из сказки, а вы будете рассказывать о композиции,
которую можно выполнить к каждому из этих фрагментов. Постарайтесь придумать
выразительные сюжеты для своих работ и обдумать их композиции.
Видит: весь сияя в злате,
Царь Салтан сидит в палате
На престоле и в венце,
С грустной думой на лице;
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Около царя сидят –
Четырьмя все три глядят.
Царь Салтан гостей сажает
За свой стол и вопрошает:
«Ой вы, гости-господа,
Долго ль ездили? куда?
Ладно ль за морем, иль худо?
И какое в свете чудо?»…
Гости дале – торопливо
Смотрят – что ж? княгиня – диво:
Под косой луна блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама-то величава,
Выступает, будто пава,
И свекровь свою ведет.
Царь глядит – и узнает…
В нем взыграло ретивое!
«Что я вижу? что такое?
Как!» – и дух в нем занялся…
Царь слезами залился.
Обнимает он царицу,
И сынка, и молодицу,
И садятся все за стол;
И веселый пир пошел…
Словесное рисование.
Закройте глаза и придумайте сюжет для своей
иллюстрации.
Вы придумали интересные композиции к этим сюжетам. Особенно мне нравится,
что вы выбрали совершенно особые, оригинальные приемы показа характера героев.
Как вы расположите лист для
своей иллюстрации и почему?
Что будет нарисовано и какого размера?
Что будет главным в вашей иллюстрации, а что
будет являться фоном и окружать персонажей?
Сколько места отведено для изображения земли, неба?
VII. Педагогический рисунок.
Учитель объясняет последовательность выполнения
рисунка и показывает на образцах.
– Выполним рисунок на тему отрывков из «Сказки о
царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и
о прекрасной царевне лебеди» А. С. Пушкина.
Художники очень тщательно продумывают формат иллюстраций. Обратите и вы
внимание на то, как лучше будет смотреться ваша композиция – в вертикальном формате или горизонтальном. Кроме того, размер изображения на листе имеет
большое значение. Размер изображения зависит от композиционного замысла.
Помните о композиционном расположении
главных персонажей сказки –
они должны быть размещены в центре вашей работы.
Большое значение имеет образная характеристика персонажей и способы
передачи сказочности, необычности происходящего.
1. Сначала определяю сюжет и выбираю главного героя. Я выполню иллюстрацию
к следующим словам из сказки:
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд;
Слуги белку стерегут…
Я
решила нарисовать белочку
в хрустальном домике (см. Приложение 7). Теперь надо выбрать формат в зависимости от
моего замысла. Располагаю лист по вертикали. Определяю композиционное решение
эскиза иллюстрации. Намечаю линию пола ниже середины листа. Определяю размеры и
форму домика.
2. Уточняю строение домика. Намечаю размер и тут
же определяю пропорции белочки. Голова белочки похожа на круг, туловище – на
фасолину, хвост – тоже фасолина, но повернутая в другую сторону.
4. Украшаю домик дополнительными элементами, рисую
рядом кучку изумрудов и золотых скорлупок. Рисунок закончен.
VIII. Самостоятельная работа учащихся.
Задание. Выполните самостоятельно рисунок любого из
понравившегося вам эпизода. Постарайтесь передать не только внешнее сходство
изображаемых объектов и героев, но и ваше отношение к ним.
Помните: чтобы выделить наиболее интересное и впечатляющее в выбранном вами
сюжете, надо эти объекты расположить в центре работы и выполнить более крупно.
Обратите внимание на то, как лучше расположить лист – по вертикали или по
горизонтали.
Чтобы вы работали
более увлеченно, фоном для вашей
деятельности будет музыка из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе
Салтане» («Белка», «Богатыри», «Царевна-лебедь»).
IX. Итог урока.
1. Выставка
работ учащихся.
Учитель. А сейчас ребята продемонстрируют лучшие работы.
Эти работы отличаются оригинальным сюжетом. У … (фамилия, имя ученика) грамотно выстроена композиция – главные герои выполнены в центре и крупно. У … (фамилия,
имя ученика) тоже интересное в сюжете, подчеркнуто композиционным
расположением. У … (фамилия, имя ученика) удачное композиционное
расположение главных персонажей сказки, они размещены в центре его работы.
А … (фамилия, имя ученицы) смогла интересно передать образную
характеристику персонажей и сказочность, необычность сюжета.
2. Обобщение
изученного материала.
Как называются рисунки в
книгах?
Кто рисует иллюстрации в книгах?
Для чего нужны книжные иллюстрации?
Можно ли одного и того же героя изобразить
по-разному?
Какими средствами можно выделить главного героя в
иллюстрации?
С репродукциями каких художников вы сегодня
познакомились?
Кто запомнил отличительные особенности
иллюстрации?
Чем отличаются иллюстрации И. Я. Билибина?
tak-to-ent.net
Сказка о царе Салтане… А.С. Пушкин
Три девицы под окном Пряли поздно вечерком. «Кабы я была царица,- Говорит одна девица, — То на весь крещёный мир Приготовила б я пир». — «Кабы я была царица, — Говорит её сестрица, — То на весь бы мир одна Наткала б я полотна».- «Кабы я была царица, — Третья молвила сестрица,- Я б для батюшки-царя Родила богатыря».
Только вымолвить успела, Дверь тихонько заскрипела, И в светлицу входит царь, Стороны той государь. Во всё время разговора Он стоял позадь забора; Речь последней по всему Полюбилася ему. «Здравствуй, красная девица, — Говорит он, — будь царица И роди богатыря Мне к исходу сентября. Вы ж, голубушки-сестрицы, Выбирайтесь из светлицы, Поезжайте вслед за мной, Вслед за мной и за сестрой: Будь одна из вас ткачиха, А другая повариха».
В сени вышел царь-отец. Все пустились во дворец. Царь недолго собирался: В тот же вечер обвенчался. Царь Салтан за пир честной Сел с царицей молодой; А потом честные гости На кровать слоновой кости Положили молодых И оставили одних. В кухне злится повариха, Плачет у станка ткачиха, И завидуют оне Государевой жене. А царица молодая, Дела вдаль не отлагая, С первой ночи понесла.
В те поры война была, Царь Салтан, с женой простяся; На добра коня садяся, Ей наказывал себя Поберечь, его любя. Между тем как он далёко Бьётся долго и жестоко, Наступает срок родин; Сына бог им дал в аршин, И царица над ребёнком, Как орлица над орлёнком; Шлёт с письмом она гонца, Чтоб обрадовать отца. А ткачиха с поварихой, С сватьей бабой Бабарихой Извести её хотят, Перенять гонца велят; Сами шлют гонца другого Вот с чем от слова до слову: «Родила царица в ночь Не то сына, не то дочь; Не мышонка, не лягушку. А неведому зверюшку».
Как услышал царь-отец, Что донёс ему гонец, В гневе начал он чудесить И гонца хотел повесить; Но, смягчившись на сей раз, Дал гонцу такой приказ: «Ждать царёва возвращенья Для законного решенья».
Едет с грамотой гонец И приехал наконец. А ткачиха с поварихой, С сватьей бабой Бабарихой Обобрать его велят; Допьяна гонца поят И в суму его пустую Суют грамоту другую — И привёз гонец хмельной. В тот же день приказ такой: «Царь велит своим боярам, Времени не тратя даром, И царицу и приплод Тайно бросить в бездну вод». Делать нечего: бояре, Потужив о государе И царице молодой, В спальню к ней пришли толпой. Объявили царску волю — Ей и сыну злую долю, Прочитали вслух указ, И царицу в тот же час В бочку с сыном посадили, Засмолили,покатили И пустили в окиян — Так велел-де царь Салтан.
В синем небе. звёзды блещут. В синем море волны хлещут; Туча по небу идёт, Бочка по морю плывёт. Словно горькая вдовица, Плачет, бьётся в ней царица И растёт ребёнок там Не по дням, а по часам. День прошёл, царица вопит… А дитя волну торопит: «Ты, волна моя, волна! Ты гульлива и вольна; Плещешь ты, куда захочешь, Ты морские камни точишь, Топишь берег ты земли, Подымаешь корабли — Не губи ты нашу душу: Выплесни ты нас на сушу!» И послушалась волна: Тут же на берег она Бочку вынесла легонько И отхлынула тихонько. Мать с младенцем спасена; Землю чувствует она. Но из, бочки кто их вынет? Бог неужто их покинет? Сын на ножки поднялся, В дно головкой уперся, Понатужился немножко: «Как бы здесь на двор окошко Нам проделать?» — молвил он, Вышиб дно и вышел вон.
Мать и сын теперь на воле; Видят холм в широком поле, Море синее кругом, Дуб зелёный над холмом. Сын подумал: добрый ужин Был бы нам, однако, нужен. Ломит он у дуба сук И в тугой сгибает лук, Со креста снурок шелковый Натянул на лук дубовый, Тонку тросточку сломил, Стрелкой лёгкой завострил И пошёл на край долины У моря искать дичины.
К морю лишь подходит он, Вот и слышит будто стон… Видно, на море не тихо; Смотрит — видит дело лихо: Бьётся лебедь средь зыбей. Коршун носится над ней; Та бедняжка так и плещет, Воду вкруг мутит и хлещет… Тот уж когти распустил, Клёв кровавый навострил… Но как раз стрела запела, В шею коршуна задела — Коршун в море кровь пролил, Лук царевич опустил; Смотрит: коршун в море тонет И не птичьим криком стонет, Лебедь около плывёт, Злого коршуна клюёт, Гибель близкую торопит. Бьёт крылом и в море топит — И царевичу потом Молвит русским языком: «Ты, царевич, мой спаситель, Мой могучий избавитель, Не тужи, что за меня Есть не будешь ты три дня, Что стрела пропала в море: Это горе — всё не горе. Отплачу тебе добром, Сослужу тебе потом: Ты не лебедь ведь избавил, Девицу в живых оставил, Ты не коршуна убил, Чародея подстрелил. Ввек тебя я не забуду: Ты найдёшь меня повсюду, А теперь ты воротись, Не горюй и спать ложись».
Улетела лебедь-птица, А царевич и царица, Целый день проведши так, Лечь решились натощак. — Вот открыл царевич очи; Отрясая грёзы ночи И дивясь, перед собой Видит город он большой, Стены с частыми зубцами, И за белыми стенами Блещут маковки церквей И святых монастырей. Он скорей царицу будит; Та как ахнет!.. «Толи будет? — Говорит он, — вижу я: Лебедь тешится моя». Мать и сын идут ко граду. Лишь ступили за ограду, Оглушительный трезвон Поднялся со всех сторон: К ним народ навстречу валит, Хор церковный бога хвалит; В колымагах золотых Пышный двор встречает их; Все их громко величают И царевича венчают Княжей шапкой, и главой Возглашают над собой; И среди своей столицы, С разрешения царицы, В тот же день стал княжить он И нарёкся: князь Гвидон.
Ветер на море гуляет И кораблик подгоняет; Он бежит себе в волнах На раздутых парусах. Корабельщики дивятся, На кораблике толпятся, На знакомом острову Чудо видят наяву: Город новый златоглавый, Пристань с крепкою заставой. Пушки с пристани палят, Кораблю пристать велят. Пристают к заставе гости; Князь Гвидон зовёт их в гости, Их он кормит и поит И ответ держать велит: «Чем вы, гости, торг ведёте И куда теперь плывёте?» Корабельщики в ответ: «Мы объехали весь свет, Торговали соболями, Черно-бурыми лисами; А теперь нам вышел срок, Едем прямо на восток, Мимо острова Буяна, В царство славного Салтана…» Князь им вымолвил тогда: «Добрый путь вам, господа, По морю по окияну К славному царю Салтану; От меня ему поклон». Гости в путь, а князь Гвидон С берега душой печальной Провожает бег их дальный; Глядь — поверх текучих вод Лебедь белая плывёт. «Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ты тих, как день ненастный? Опечалился чему?» — Говорит она ему. Князь печально отвечает: «Грусть-тоска меня съедает, Одолела молодца: Видеть я б хотел отца». Лебедь князю: «Вот в чём горе! Ну, послушай: хочешь в море Полететь за кораблём? Будь же, князь, ты комаром». И крылами замахала, Воду с шумом расплескала И обрызгала его С головы до ног — всего. Тут он в точку уменьшился, Комаром оборотился, Полетел и запищал, Судно на море догнал, Потихоньку опустился На корабль — и в щель забился.
Ветер весело шумит, Судно весело бежит Мимо острова Буяна, К царству славного Салтана, И желанная страна Вот уж издали видна. Вот на берег вышли гости; Царь Салтан зовёт их в гости, И за ними во дворец Полетел наш удалец. Видит: весь сияя в злате, Царь Салтан сидит в палате На престоле и в венце, С грустной думой на лице; А ткачиха с поварихой, С сватьей бабой Бабарихой Около царя сидят И в глаза ему глядят. Царь Салтан гостей сажает За свой стол и вопрошает: «Ой вы, гости-господа, Долго ль ездили? куда? Ладно ль за морем иль худо? И какое в свете чудо?» Корабельщики в ответ: «Мы объехали весь свет; За морем житьё не худо. В свете ж вот какое чудо: В море остров был крутой, Не привальный, не жилой; Он лежал пустой равниной; Рос на нём дубок единый; А теперь стоит на нём Новый город со дворцом, С златоглавыми церквами, С теремами и садами, А сидит в нём князь Гвидон; Он прислал тебе поклон». Царь Салтан дивится чуду; Молвит он: «Коль жив я буду, Чудный остров навещу, У Гвидона погощу». А ткачиха с поварихой, С сватьей бабой Бабарихой Не хотят его пустить Чудный остров навестить. «Уж диковинка, ну право, — Подмигнув другим лукаво, Повариха говорит: — Город у моря стоит! Знайте, вот что не безделка: Ель в лесу, под елью белка, Белка песенки поёт И орешки всё грызёт, А орешки не простые, Всё скорлупки золотые, Ядра — чистый изумруд; Вот что чудом-то зовут». Чуду царь Салтан дивится, А комар-то злится, злится — И впился комар как раз Тётке прямо в правый глаз. Повариха побледнела, Обмерла и окривела. Слуги, сватья и сестра С криком ловят комара. «Распроклятая ты мошка! Мы тебя!..» А он в окошко, Да спокойно в свой удел Через море полетел.
Снова князь у моря ходит, С синя моря глаз не сводит; Глядь — поверх текучих вод Лебедь белая плывёт. «Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ж ты тих, как день ненастный? Опечалился чему?» — Говорит она ему. Князь Гвидон ей отвечает: «Грусть-тоска меня съедает; Чудо чудное завесть Мне б хотелось. Где-то есть Ель в лесу, под елью белка; Диво, право, не безделка — Белка песенки поёт Да орешки всё грызёт, А орешки не простые, Всё скорлупки золотые, Ядра — чистый изумруд; Но, быть может, люди врут». Князю лебедь отвечает: «Свет о белке правду бает; Это чудо знаю я; Полно, князь, душа моя, Не печалься; рада службу Оказать тебе я в дружбу». С ободрённою душой Князь пошёл себе домой; Лишь ступил на двор широкий — Что ж? под ёлкою высокой, Видит, белочка при всех Золотой грызёт орех, Изумрудец вынимает, А скорлупку собирает, Кучки равные кладёт И с присвисточкой поёт При честном при всём народе: Во саду ли, в огороде. Изумился князь Гвидон. «Ну, спасибо, — молвил он. — Ай да лебедь — дай ей боже, Что и мне, веселье то же». Князь для белочки потом Выстроил хрустальный дом, Караул к нему приставил И притом дьяка заставил Строгий счёт орехам весть. Князю прибыль, белке честь.
Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет; Он бежит себе в волнах На поднятых парусах Мимо острова крутого, Мимо города большого; Пушки с пристани палят, Кораблю пристать велят. Пристают к заставе гости; Князь Гвидон зовёт их в гости Их и кормит и поит И ответ держать велит: «Чем вы, гости, торг ведёте И куда теперь плывёте?» Корабельщики в ответ: «Мы объехали весь свет, Торговали мы конями, Всё донскими жеребцами, А теперь нам вышел срок — И лежит нам путь далёк: Мимо острова Буяна, В царство славного Салтана…» Говорит им князь тогда: «Добрый путь вам, господа, По морю по окияну К славному царю Салтану; Да скажите: князь Гвидон Шлёт царю-де свой поклон».
Гости князю поклонились, Вышли вон и в путь пустились. К морю князь — а лебедь там Уж гуляет по волнам. Молит князь: душа-де просит, Так и тянет и уносит… Вот опять она его Вмиг обрызгала всего: В муху князь оборотился, Полетел и опустился Между моря и небес На корабль — и в щель залез.
Ветер весело шумит, Судно весело бежит Мимо острова Буяна, В царство славного Салтана, И желанная страна Вот уж издали видна; Вот на берег вышли гости; Царь Салтан зовёт их в гости, И за ними во дворец Полетел наш удалец. Видит:весь сияя в злате, Царь Салтан сидит в палате На престоле и в венце, С грустной думой на лице. А ткачиха с Бабарихой Да с кривою поварихой Около царя сидят, Злыми жабами глядят. Царь Салтан гостей сажает За свой стол и вопрошает: «Ой вы, гости-господа, Долго ль ездили? куда? Ладно ль за морем иль худо? И какое в свете чудо?» Корабельщики в ответ: «Мы объехали весь свет; За морем житьё не худо, В свете ж вот какое чудо: Остров на море лежит, Град на острове стоит С златоглавыми церквами, С теремами да садами; Ель растёт перед дворцом, А под ней хрустальный дом; Белка там живёт ручная, Да затейница какая! Белка песенки поёт Да орешки всё грызёт, А орешки не простые, Всё скорлупки золотые, Ядра — чистый изумруд; Слуги белку стерегут, Служат ей прислугой разной — И приставлен дьяк приказный Строгий счёт орехам весть; Отдаёт ей войско честь; Из скорлупок льют монету Да пускают в ход по свету; Девки сыплют изумруд В кладовые да под спуд; Все в том острове богаты, Изоб нет, везде палаты; А сидит в нём князь Гвидон; Он прислал тебе поклон». Царь Салтан дивится чуду. «Если только жив я буду, Чудный остров навещу, У Гвидона погощу». А ткачиха с поварихой, С сватьей бабой Бабарихой Не хотят его пустить Чудный остров навестить. Усмехнувшись исподтиха, Говорит царю ткачиха: «Что тут дивного? ну, вот! Белка камушки грызёт, Мечет золото и в груды Загребает изумруды; Этим нас не удивишь, Правду ль, нет ли говоришь. В свете есть иное диво: Море вздуется бурливо, Закипит, подымет вой, Хлынет на берег пустой, Разольётся в шумном беге, И очутятся на бреге, В чешуе, как жар горя, Тридцать три богатыря, Все красавцы удалые, Великаны молодые, Все равны, как на подбор, С ними дядька Черномор. Это диво, так уж диво, Можно молвить справедливо!» Гости умные молчат, Спорить с нею не хотят, Диву царь Салтан дивится, А Гвидон-то злится, злится… Зажужжал он и как раз Тётке сел на левый глаз, И ткачиха побледнела: «Ай!» — и тут же окривела; Все кричат: «Лови, лови, Да дави её, дави… Вот ужо! постой немножко, Погоди…» А князь в окошко, Да спокойно в свой удел Через море прилетел.
Князь у синя моря ходит, С синя моря глаз не сводит; Глядь — поверх текучих вод Лебедь белая плывёт. «Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ты тих, как день ненастный? Опечалился чему?» — Говорит она ему. Князь Гвидон ей отвечает: «Грусть-тоска меня съедает — Диво б дивное хотел Перенесть я в мой удел». — «А какое ж это диво?» — «Где-то вздуется бурливо Окиян, подымет вой, Хлынет на берег пустой, Расплеснётся в шумном беге И очутятся на бреге, В чешуе, как жар горя, Тридцать три богатыря, Все красавцы молодые, Великаны удалые, Все равны, как на подбор, С ними дядька Черномор». Князю лебедь отвечает: «Вот что, князь, тебя смущает? Не тужи, душа моя, Это чудо знаю я. Эти витязи морские Мне ведь братья все родные. Не печалься же, ступай, В гости братцев поджидай».
Князь пошёл, забывши горе, Сел на башню, и на море Стал глядеть он; море вдруг Всколыхалося вокруг, Расплескалось в шумном беге И оставило на бреге Тридцать три богатыря; В чешуе, как жар горя, Идут витязи четами, И, блистая сединами, Дядька впереди идёт И ко граду их ведёт. С башни князь Гвидон сбегает, Дорогих гостей встречает; Второпях народ бежит; Дядька князю говорит: «Лебедь нас к тебе послала И наказом наказала Славный город твой хранить И дозором обходить. Мы отныне ежеденно Вместе будем непременно У высоких стен твоих Выходить из вод морских. Так увидимся мы вскоре, А теперь пора нам в море; Тяжек воздух нам земли». Все потом домой ушли.
Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет; Он бежит себе в волнах На поднятых парусах Мимо острова крутого, Мимо города большого; Пушки с пристани палят, Кораблю пристать велят. Пристают к заставе гости. Князь Гвидон зовёт их в гости, Их и кормит и поит И ответ держать велит: «Чем вы, гости, торг ведёте? И куда теперь плывёте?» Корабельщики в ответ: «Мы объехали весь свет; Торговали мы булатом, Чистым серебром и златом, И теперь нам вышел срок; А лежит нам путь далёк, Мимо острова Буяна, В царство славного Салтана». Говорит им князь тогда: «Добрый путь вам, господа, По морю по окияну К славному царю Салтану. Да скажите ж: князь Гвидон Шлёт-де свой царю поклон».
Гости князю поклонились, Вышли вон и в путь пустились. К морю князь, а лебедь там Уж гуляет по волнам. Князь опять: душа-де просит… Так и тянет, и уносит… И опять она его Вмиг обрызгала всего. Тут он очень уменьшился, Шмелем князь оборотился, Полетел и зажужжал; Судно на море догнал, Потихоньку опустился На корму — и в щель забился.
Ветер весело шумит, Судно весело бежит Мимо острова Буяна, В царство славного Салтана, И желанная страна Вот уж издали видна. Вот на берег вышли гости. Царь Салтан зовёт их в гости, И за ними во дворец Полетел наш удалец. Видит, весь сияя в злате, Царь Салтан сидит в палате На престоле и в венце, С грустной думой на лице. А ткачиха с поварихой, С сватьей бабой Бабарихой Около царя сидят — Четырьмя все три глядят. Царь Салтан гостей сажает За свой стол и вопрошает: «Ой вы, гости-господа, Долго ль ездили? куда? Ладно ль за морем иль худо? И какое в свете чудо?» Корабельщики в ответ: «Мы объехали весь свет; За морем житьё не худо, В свете ж вот какое чудо: Остров на море лежит, Град на острове стоит, Каждый день идёт там диво: Море вздуется бурливо, Закипит, подымет вой, Хлынет на берег пустой, Расплеснётся в скором беге — И останутся на бреге Тридцать три богатыря, В чешуе златой горя, Все красавцы молодые, Великаны удалые, Все равны, как на подбор; Старый дядька Черномор С ними из моря выходит И попарно их выводит, Чтобы остров тот хранить И дозором обходить — И той стражи нет надежней, Ни храбрее, ни прилежней. А сидит там князь Гвидон; Он прислал тебе поклон». Царь Салтан дивится чуду. «Коли жив я только буду, Чудный остров навещу И у князя погощу». Повариха и ткачиха Ни гугу — но Бабариха, Усмехнувшись, говорит: «Кто нас этим удивит? Люди из моря выходят И себе дозором бродят! Правду ль бают или лгут, Дива я не вижу тут. В свете есть такие ль дива? Вот идёт молва правдива: За морем царевна есть, Что не можно глаз отвесть: Днём свет божий затмевает, Ночью землю освещает, Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит. А сама-то величава, Выплывает, будто пава; А как речь-то говорит, Словно реченька журчит. Молвить можно справедливо, Это диво, так уж диво». Гости умные молчат: Спорить с бабой не хотят. Чуду царь Салтан дивится — А царевич хоть и злится, Но жалеет он очей Старой бабушки своей; Он над ней жужжит, кружится — Прямо на нос к ней садится, Нос ужалил богатырь; На носу вскочил волдырь. И опять пошла тревога: «Помогите, ради бога! Караул! лови, лови, Да дави его, дави… Вот ужо! пожди немножко, Погоди!..» А шмель в окошко, Да спокойно в свой удел Через море полетел.
Князь у синя моря ходит, С синя моря глаз не сводит; Глядь — поверх текучих вод Лебедь белая плывёт. «Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ж ты тих, как день ненастный? Опечалился чему?» — Говорит она ему. Князь Гвидон ей отвечает: «Грусть-тоска меня съедает: Люди женятся; гляжу, Не женат лишь я хожу». — «А кого же на примете Ты имеешь?» — «Да на свете, Говорят, царевна есть, Что не можно глаз отвесть: Днём свет божий затмевает, Ночью землю освещает — Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит. А сама-то величава, Выступает, будто пава; Сладку речь-то говорит, Будто реченька журчит. Только, полно, правда ль это?» — Князь со страхом ждёт ответа. Лебедь белая молчит И, подумав, говорит: «Да, такая есть девица. Но жена не рукавица: С белой ручки не стряхнёшь Да за пояс не заткнёшь. Услужу тебе советом — Слушай: обо всём об этом Пораздумай ты путём, Не раскаяться б потом». Князь пред нею стал божиться, Что пора ему жениться, Что об этом обо всём Передумал он путём; Что готов душою страстной За царевною прекрасной Он пешком идти отсель Хоть за тридевять земель. Лебедь тут, вздохнув глубоко, Молвила: «Зачем далёко? Знай, близка судьба твоя, Ведь царевна эта — я». Тут она, взмахнув крылами, Полетела над волнами И на берег с высоты Опустилася в кусты, Встрепенулась, отряхнулась И царевной обернулась: Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит; А сама-то величава, Выступает, будто пава; А как речь-то говорит, Словно реченька журчит. Князь царевну обнимает. К белой груди прижимает И ведёт её скорей К милой матушке своей. Князь ей в ноги, умоляя: «Государыня родная! Выбрал я жену себе, Дочь послушную тебе. Просим оба разрешенья, Твоего благословенья: Ты детей благослови Жить в совете и любви». Над главою их покорной Мать с иконой чудотворной Слёзы льёт и говорит: «Бог вас, дети, наградит». Князь недолго собирался, На царевне обвенчался; Стали жить да поживать, Да приплода поджидать.
Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет; Он бежит себе в волнах На раздутых парусах Мимо острова крутого, Мимо города большого; Пушки с пристани палят, Кораблю пристать велят. Пристают к заставе гости. Князь Гвидон зовёт их в гости; Он их кормит и поит И ответ держать велит: «Чем вы, гости, торг ведёте И куда теперь плывёте?» Корабельщики в ответ: «Мы объехали весь свет, Торговали мы не даром Неуказанным товаром; А лежит нам путь далёк: Восвояси на восток, Мимо острова Буяна, В царство славного Салтана». Князь им вымолвил тогда: «Добрый путь вам, господа, По морю по окияну К славному царю Салтану; Да напомните ему, Государю своему: К нам он в гости обещался, А доселе не собрался — Шлю ему я свой поклон». Гости в путь, а князь Гвидон Дома на сей раз остался И с женою не расстался.
Ветер весело шумит, Судно весело бежит Мимо острова Буяна, В царство славного Салтана, И знакомая страна Вот уж издали видна. Вот на берег вышли гости. Царь Салтан зовёт их в гости. Гости видят: во дворце Царь сидит в своём венце, А ткачиха с поварихой, С сватьей бабой Бабарихой Около царя сидят — Четырьмя все три глядят. Царь Салтан гостей сажает За свой стол и вопрошает: «Ой вы, гости-господа, Долго ль ездили? куда? Ладно ль за морем, иль худо? И какое в свете чудо?» Корабельщики в ответ: «Мы объехали весь свет; За морем житьё не худо, В свете ж вот какое чудо: Остров на море лежит, Град на острове стоит, С златоглавыми церквами, С теремами и садами; Ель растёт перед дворцом, А под ней хрустальный дом; Белка в нём живёт ручная, Да чудесница какая! Белка песенки поёт Да орешки всё грызёт; А орешки не простые, Скорлупы-то золотые, Ядра — чистый изумруд; Белку холят, берегут. Там ещё другое диво: Море вздуется бурливо, Закипит, подымет вой, Хлынет на берег пустой, Расплеснётся в скором беге, И очутятся на бреге, В чешуе, как жар горя, Тридцать три богатыря, Все красавцы удалые, Великаны молодые, Все равны, как на подбор, С ними дядька Черномор. И той стражи нет надежней, Ни храбрее, ни прилежней. А у князя жёнка есть, Что не можно глаз отвесть: Днём свет божий затмевает, Ночью землю освещает; Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит. Князь Гвидон тот город правит, Всяк его усердно славит; Он прислал тебе поклон, Да тебе пеняет он: К нам-де в гости обещался, А доселе не собрался».
Тут уж царь не утерпел, Снарядить он флот велел. А ткачиха с поварихой, С сватьей бабой Бабарихой Не хотят царя пустить Чудный остров навестить. Но Салтан им не внимает И как раз их унимает: «Что я? царь или дитя? — Говорит он не шутя. — Нынче ж еду!» — Тут он топнул, Вышел вон и дверью хлопнул.
Под окном Гвидон сидит, Молча на море глядит: Не шумит оно, не хлещет, Лишь едва, едва трепещет, И в лазоревой дали Показались корабли: По равнинам окияна Едет флот царя Салтана. Князь Гвидон тогда вскочил, Громогласно возопил: «Матушка моя родная! Ты, княгиня молодая! Посмотрите вы туда: Едет батюшка сюда». Флот уж к острову подходит, Князь Гвидон трубу наводит: Царь на палубе стоит И в трубу на них глядит; С ним ткачиха с поварихой, С сватьей бабой Бабарихой, Удивляются оне Незнакомой стороне. Разом пушки запалили; В колокольнях зазвонили; К морю сам идёт Гвидон; Там царя встречает он С поварихой и ткачихой, С сватьей бабой Бабарихой; В город он повёл царя, Ничего не говоря. Все теперь идут в палаты: У ворот блистают латы, И стоят в глазах царя Тридцать три богатыря, Все красавцы молодые, Великаны удалые, Все равны, как на подбор, С ними дядька Черномор. Царь ступил на двор широкий: Там под ёлкою высокой Белка песенку поёт, Золотой орех грызёт, Изумрудец вынимает И в мешочек опускает; И засеян двор большой Золотою скорлупой. Гости дале — торопливо Смотрят — что ж? княгиня — диво: Под косой луна блестит, А во лбу звезда горит; А сама-то величава, Выступает, будто пава, И свекровь свою ведет. Царь глядит — и узнаёт… В нём взыграло ретивое! «Что я вижу? что, такое? Как!» — и дух в нём занялся… Царь слезами залился, Обнимает он царицу И сынка, и молодицу, И садятся все за стол; И весёлый пир пошёл. А ткачиха с поварихой, С сватьей бабой Бабарихой Разбежались по углам; Их нашли насилу там. Тут во всём они признались, Повинились, разрыдались; Царь для радости такой Отпустил всех трёх домой. День прошёл — царя Салтана Уложили спать вполпьяна. Я там был, мёд, пиво пил — И усы лишь обмочил.
Leave a Comment