Нарисовать рисунок к сказке о царе салтане: Нарисовать рисунок о царе салтане


03.04.2023 Facebook Twitter LinkedIn Google+ Разное


Содержание

Что нарисовать к сказке о царе салтане. Конспект занятия в старшей группе по художественному творчеству

Дети

Урок о том как рисовать царя Салтана подготовлен по просьбе Марии Журавской, наверно одной из самых маленьких наших читательниц. Картинку взял я из мультфильма. Это момент, в котором царь Салтан сильно рассержен новостями от торговцев и хочет навестить неизвестный остров, на котором живет князь Гвидон и его прекрасная жена. Мультфильм снят по одноименной сказке , которого я уже тоже успел нарисовать ранее. Можете попробовать и его изобразить, но после того как изобразите Салтана:

Как нарисовать царя карандашом поэтапно

Шаг первый. Изобразим с помощью геометрических фигур тело царя. Голову можно круглую сделать, у меня как-то так получилось:
Шаг второй. Изображаем корону, нос картошкой и бороду царя.
Шаг третий. Добавим нахмуренные брови и волосы. На царской одеже изобразим несколько символов, это обязательно надо. Без них царь не царь.
Шаг четвертый. Дабы картина казалась живой надо еще добавить теней. Повторите как у меня:
Хотите еще рисунки героев из сказок? У меня есть, вот.

В этом уроке мы рассмотрим, как нарисовать сказку Пушкина, как нарисовать сказку о царе Салтане карандашом поэтапно. Нарисуем 2 иллюстрации к сказке. Сказка о царе Салтане — это сказка, по которой есть много мультфильмов и фильмов. Она довольно длинная, о том, что царь встретил царицу, родила она ему сына, когда он был на войне и отослала ему гонца, чтоб он обрадовался. Однако завистники послали другого гонца и в письме было написано, что родила царица не то сына, не то дочь, не то невиданную зверюшку. Царь поверил и разозлился. Послал с ответом другого гонца. Однако те же завистники, послали своего и сказали, чтоб царевну с ребенком поместили в бочку и бросили в океан. Вот этот эпизод мы будем рисовать. Потом еще нарисуем второй эпизод, где говорится о белке, которая живет в хрустальном замке и шкарлупа от орех золотая.

Итак, начнем с белки и закончим океаном с бочкой, где сидит Царевна и сынок, который растет не по дням, а по часам.

Вот скриншот с советского мультфильма, однако мы всю картину не будем рисовать.

Нарисуйте вот такой домик, чтоб было ровненько используйте линейку. Т.е. рисуем прямоугольник, сверху него треугольник, по бокам дополняем по прямоугольнику. Дальше на внешней стороне отделяем колонны, рисуем вход и вместо лестницы будет просто спуск, на верхнем отделении будет сидеть белка.

Вот готовый рисунок хрустального замка с белочкой по сказке Пушкина «Сказка о царе Салатане».

Теперь рисуем эпизод. когда бочка плывет по морю, а там находятся Царевна и сын Царевич.

С правой стороны листа рисуем волны.

Потом бочку.

Детализируем бочку, и проводим линию, т.к. часть бочки находится в воде.

Рисуем волну, просто кривизной изображайте ее.

Стираем часть бочки под волной и дорисовываем брызги, горизонт, волну слева.

Теперь можно закрасить.

Можете использовать краски акварель или гуашь.

Специально для детей и взрослых — начинающих художников: рисуем белку, схемы и советы.

Белка – любимое детьми животное, персонаж многих сказок и мультфильмов. Ее часто изображают на Новогодних открытках как проворную помощницу Деда Мороза. После визита в зоопарк или прогулки в лесу ребенок, увидевший рыжую проказницу на дереве, возможно, кормивший ее из рук, захочет ее нарисовать. В помощь ему и родителям – советы и пошаговые инструкции.

Как нарисовать белку поэтапно карандашом для детей и начинающих?

Тем, кто учится рисовать, и детям лучше всего начинать рисунки с геометрических форм, напоминающих отдельные части будущей целой фигуры.

  1. Так, для белки такими формами станут два овала. Один, напоминающий яйцо, должен быть размещен ровно, а другой, поменьше, должен помещаться, например, сверху, слева от большого.
  2. Овал размером поменьше (там, где будет голова) должен иметь наклон влево, располагаться на расстоянии от большего (того, где будет тело).
  3. Теперь можно подойти к прорисовыванию шеи, для этого плавными линиями нужно соединить голову и тело.
  4. Следующий этап – на большом овале, на теле, рисуются бедро и задняя лапка, а она
    крупная и устойчивая. Передняя лапка маленькая, плавно изогнутая, и на ней будут крохотные пальчики.
  5. Передняя лапка изогнута таким образом, как будто белка поднесла к себе орешек.
  6. В рисунке уже угадывается зверек, но ему не хватает его отличительной и самой заметной детали – хвоста!
    Хвост у белки, как правило, выше ее самой, выше ее головы. Он пушистый, но пока это лишь его контуры, поэтому стоит нарисовать плавный изогнутый овал, из которого потом будет детализироваться хвостик. Хвостик детализируется с помощью зигзагообразных штришков разных размеров. Это придаст ему вид пушистости.
  7. Теперь можно перейти к прорисовыванию глазок, носика, пальчиков на передних лапках. Пусть они очень маленькие, но белочка крепко держит в них орешек, и такая детализация придаст рисунку живости.
  8. А еще не забыть про ушки! Ушки у белки торчком, с кисточками!

Чтобы рисунок получился оживленнее, стоит добавить полоску на тельце белки, которая как бы разделяет ее спинку и животик, ведь шерсть там разная.

ВИДЕО: Рисунки карандашом, Белка

Как легко нарисовать белку по клеточкам?

Рисунки по клеточкам называются графическими диктантами, и, на самом деле, это очень увлекательное занятие.

  1. Можно сделать расчет по клеткам, чтобы изобразить фигурку животного.
  2. Можно попробовать двигаться по клеткам самому, начав с основания, то есть, с задних лапок белочки, на которых она сидит. Дальше будет движение вверх, с приданием объема телу и хвосту, переход к голове и вырисовывание ушек.
  3. В конце нужно не забыть поставить точки в углу соответствующих клеток на месте глазок и носика белки.


Белка по клеточкам: графический диктант.

Как нарисовать белку из сказки о царе Салтане?

Белка в сказке о царе Салтане не простая. Как известно, она затейница и искусница.

Рисунок: белка из сказки о царе Салтане.

Изображение должно передать белку в движении, в хорошем настроении, возможно, в плясе, ведь она песенки поет, с драгоценными орешками разбирается.

  1. А еще в сказке белка живет в теремке, а такие теремки имеют крышу-маковку, цветные резные украшения на стенах и колоннах.
  2. Важно нарисовать такой белке орешки с золотыми скорлупками и изумрудными ядрами. Например, восьмигранники вполне подойдут, чтобы изобразить изумруды.
  3. Рисунок лучше начинать с белки. В этот раз белке нужно нарисовать обе задние и обе передние лапки, как будто она повернулась вполоборота.
  4. Когда дело дойдет до детализации, нужно постараться, чтобы глазки у белки выглядели лукаво и задорно. Может, придется делать попытку несколько раз.
  5. После того, как белочка будет готова, нужно нарисовать ей красочный домик, пару мешочков – для золотых скорлупок и для драгоценных каменьев.


Белка из сказки о царе Салтане в теремке.

ВИДЕО: Белка картинки. КАК НАРИСОВАТЬ БЕЛКУ карандашом поэтапно?

Как нарисовать белку на дереве?

Сначала нужно определиться, как хочется нарисовать белку – статично сидящей на ветке или в прыжке, перепрыгивающей с ветки на ветку, или взбирающейся по стволу.



В зависимости от того, каков будет рисунок, выбирать можно из вариантов:

  1. Сначала рисуется белка, как, например, было описано выше, а потом ей под лапки пририсовывается ветка.
  2. Если хочется нарисовать белочку в движении по стволу, то тогда пропорции ее тела нужно начинать рисовать несколько по-другому, но, снова-таки, начиная со схем, а это несколько вытянутых окружностей. Сверху – маленькая – для головы, потом тело и хвост. После все окружности превращаются в части тела белки, производится детализация.
    Ствол дерева, по которому взбирается белка, лучше сделать слегка наклоненным.
  3. В конце рисунку нужно придать реалистичности и объемности, нанеся штриховку, обозначающую затененные места.

Белка на дереве возле дупла: рисунок для детей.

Чижова- Cоложенцева Ольга
Конспект занятия в старшей группе по художественному творчеству. Рисование по сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»

Конспект Занятия в старшей группе по изобразительной

деятельности.

Рисование по сказке А . С. Пушкина «Сказка о царе Салтане »

Цель : Учить видеть сказочный образ героев в сказке А . С. Пушкина «Сказка о царе Салтане » ;

Создать у детей настроение для передачи сюжета сказки А . С. Пушкина «Сказка о царе Салтане » ;

Учить детей использовать цвет и оттенки. Уточнить знания детей, что такое колорит картины, тона и оттенки. Использовать в своей работе материал : акварель, гуашь, восковые мелки, свечу.

Материал :

Репродукции иллюстраций по сказке А . С. Пушкина «Сказка о царе Салтане

»

Запись литературного чтения сказки А . С. Пушкина «Сказка о царе Салтане » ;

Текст сказки А . С. Пушкина «Сказка о царе Салтане »

Ход занятия:

Ребята, послушайте, отрывок из какой сказки я сейчас вам прочитаю :

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

«Кабы я была царица, —

Говорит одна девица, —

То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир».

«Кабы я была царица, —

Говорит ее сестрица, —

То на весь бы мир одна

Наткала я полотна».

«Кабы я была царица, —

Третья молвила сестрица, —

Я б для батюшки-царя

Родила богатыря».

Ребята, кто написал эту сказку ? (ответы детей) .

Да, это А. С. Пушкин , а сказка называется «Сказка о царе Салтане » .

В этой сказке происходит много чудес. Кто — нибудь может вспомнить и рассказать нам о них ?

Дети :

Про царь лебедь

Вот идет молва правдива :

За морем царевна есть ,

Что не можно глаз отвесть :

Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выплывает, будто пава;

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит

Про белочку

Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом;

Белка там живет ручная,

Да затейница какая!

Белка песенки поет

Да орешки все грызет,

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые,

Ядра – чистый изумруд;

Слуги белку стерегут.

Про богатырей

В свете есть иное диво :

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Разольется в шумном беге,

И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря,

Все красавцы удалые,

Великаны молодые,

Все равны, как на подбор,

С ними дядька Черномор.

Это диво, так уж диво,

Можно молвить справедливо!»

Ребята, а какие краски вы могли бы взять, чтобы нарисовать иллюстрации к этой сказке и передать в своих рисунках каждое из чудес, которое описывается в этом произведении. Например, царевну , которая выходит из моря.

Если сделать море голубым с белыми прожилками, то получится Царевна — лебедь выходит из спокойного теплого моря, а сама она в белом платье, на

Лбу у нее яркая звезда, на плече длинная русая коса. А для изображения моря вздутого, бурливого мы возьмем наоборот, темные синие оттенки, можно даже черный цвет взять для волн, из такого неспокойного моря будут выходить Тридцать три богатыря, одежда их на фоне моря будет желтая, блестящая, как чешуя.

Ребята, а сейчас мы с вами отправимся в музей сказок , где и увидим иллюстрации к сказке А . С. Пушкина «Сказка о царе Салтане »

Когда войдешь в музей искусства

Откроешь тайну красоты

Слилось в ней все :

И мысль, и чувство

Талант, художник , чудо, ты

Художник может все нарисовать : и корову, и траву, и деревья, и цветы, и лес, и дом. Ведь у него профессия такая — дарить прекрасное, и этот труд чтут все люди на земле.

Итак, вперед, в прекрасное. Ребята, перед вами иллюстрации. Они словно живые. В этих картинах художник как бы остановил время, в них запечатлены его впечатления о прочитанных чудесах этого произведения. Ребята, а что вы чувствуете, когда смотрите на эти репродукции?

Ответы детей :

Мне хочется войти в эту картину и превратиться в такую же красавицу девицу.

А мне хочется станцевать красивый танец и передать всю прелесть этого чуда в движении.

А мне хочется превратиться в дядьку Чернамора и быть таким же сильным как он.

Физкультминутка «Кем я себя чувствую» .

Под музыку входит красавица лебедь :

Все в сборе?

Здравствуйте, я рада.

Вы так красивы, я гляжу!

А я из сказки к вам пришла

Меня зовут Царевна — лебедь .

Навстречу к вам спешила я.

Я вас попрошу нарисовать те чудеса , которые вам понравились в сказке , но с условием : мне нужно, чтобы я обязательно увидела, что нарисовать вам помогла сказка А . С. Пушкина «Сказка о царе Салтане » .

После этого дети рисуют чудеса из сказки .

Готовые работы выставляются на выставке и ети комментируют их, вспоминая цитаты из сказки .

В этом уроке мы попробуем нарисовать Сказку о царе Салтане. Каждый из нас знаком с старыми русскими сказками. Они пропитаны добром и справедливостью, храбростью и силой духа. Естественно, они не могут не полюбиться зрителям. Сегодня мы нарисуем сюжет из «Сказки о царе Салтане». На ней изобразим царя и его царевну, которую он так любит. Картина пропитана нежностью и чувственностью.

Инструменты и материалы для рисования:

1. Белый лист бумаги;

2. Простой карандаш;

3. Ручка черная;

4. Цветные карандаши.

Этапы работы:

Фото 1. Нарисуем силуэты лиц царя Салтана и царевны;

Фото 2. Лица будут располагаться в профиль. Добавим черты лица. Сверху дорисуем головные уборы. У царя Салтана выглядывают волосы;

Фото 3. Прорисуем лица: глаза, брови и рот. У нарисованного царя Салтана добавим усы и бороду. Добавим одежду. На царе надеты варежки;

Фото 4. Прорисуем пальца на руке царевны и изображение солнца на одежде царя;

Фото 5. На заднем фоне изобразим колонны;

Фото 6. Лица и руку царицы штрихуем бежевым цветом;

Фото 7. Коричневым зарисуем волосы, бороду, усы и брови царя;

Фото 8. Черной ручкой наведем контур;

Фото 9. Губы и румянец на щеке сделаем розовым;

Фото 10. Голубым карандашом прорисуем одежду. Оттенок можно регулировать нажатием на карандаш;

Фото 11. Плащ и узор на варежке сделаем красным;

Фото 12. Синим прорисуем головные уборы и рукав царя;

Фото 13. Коричневым штрихуем варежку и рисунок на одежде царя;

Фото 14. Для фона применим желтый и голубой. На изгибах усиливаем цвет. Работа завершена.

Иллюстрации к «Сказке о царе Салтане» Пушкина (картинки, рисунки)

«Сказка о царе Салтане» является одной из самых известных сказок выдающегося русского поэта А. С. Пушкина.

В этой статье представлены иллюстрации (картинки, рисунки) к «Сказке о царе Салтане» Пушкина таких художников-иллюстраторов, как И. Я. Билибин и Н. А. Богатов.

Смотрите:

Все материалы по «Сказке о царе Салтане»

Все материалы по творчеству Пушкина

Иллюстрации к «Сказке о царе Салтане» Пушкина (картинки, рисунки)

Художник Н. А. Богатов

«Три девицы под окном….»

«…Туча по небу идет, Бочка по морю плывет.»

«…И дивясь, перед собой Видит город он большой…»

«. ..В чешуе, как жар горя, Тридцать три богатыря…»

«…Он над ней жужжит, кружится — Прямо на нос к ней садится…»
(щмель, он же князь Гвидон, садится на нос Бабарихе)
Ткачиха, повариха и сватья баба Бабариха

«…Говорят, царевна есть, Что не можно глаз отвесть.»
Царевна Лебедь

«Царь слезами залился, Обнимает он царицу, И сынка, и молодицу…»


Художник И. Я. Билибин 

Царь Салтан слушает разговор сестер под окнами

Царь Салтан отправляется на войну и прощается с женой

Царица и царевич плывут по морю в бочке

Царевна Лебедь

Царица с сыном видят чудесный город на острове
Князь Гвидон беседует с Лебедем 
Князь Гвидон в виде комара направляется в царство Салтана

Корабельщики на приеме у царя Салтана
рассказывают об чудо-острове князя Гвидона
33 богатыря и дядька Черномор  

Царь Салтан с семьей и гостями пируют

Художник М. В. Нестеров (из издания 1916 г.)

   


Три сестрицы и царь Салтан

Царица с сыном и бояре

Царевич и царевна Лебедь

Царица и царевич на дивном острове

Купцы на приеме у царя Салтана 

33 богатыря высаживаются на остров

Царь Салтан видит супругу и знакомится с царевной Лебедь

Это были иллюстрации (картинки, рисунки) к «Сказке о царе Салтане» А. С. Пушкина художников И. Я. Билибина и Н. А. Богатова.

Смотрите:

Все материалы по «Сказке о царе Салтане»

Все материалы по творчеству Пушкина

Сказка о царе Салтане Царевна-лебедь Пушкинская сказка Стоковое Изображение от ©orensila #241311730

Изображения

ВидеоРедакцииМузыка и звуковые эффекты

Инструменты

EnterpriseЦены

Все изображения

ВойтиРегистрация

Образец

Чтобы загрузить это изображение,


создайте учетную запись Уже есть учетная запись? Войти

Я согласен с Пользовательским соглашениемПолучать рассылки и специальные предложения

Сказка о царе Салтане Царевна-лебедь сказка Пушкина. Изолированные на белом фоне открытой книги иллюстрации

— Вектор от orensila

Похожие лицензионные векторы:

Та ​​же серия:

Похожие стоковые видеоролики:

Мария девственница и Иисус детские ясли персонажи, 4k видео animationReligion icon design, Video AnimationCute virgin mary персонаж яслей, 4k видео анимацияСвященник читает Библию на свадебной церемонииВекторная карикатура на путешествие пары пенджабских сардаров. Объясняющий видео анимационный персонаж. Анимированный саморисунок непрерывной линии рисует деловой человек рукопожатием своего коллеги, чтобы заняться проектом. Концепция деловой встречи. Полноразмерная однострочная анимационная иллюстрация. Дуа, намаз, молитва, ислам, исламская икона Старый винтажный дергающийся плохой сигнал Экранный эффект 4K Animation. Twitch, Noise, Glitch Loop с альфа-каналом. Священник в золотой одежде читает молитву в церкви. В правой руке он держит массивное распятие, а в левой маленькую библию. Его мантия украшена хитрым орнаментом. Благословение от министраСчастливого Рождества, персонаж младенца Иисуса, 4k видео-анимацияИд Мубарак,Ид-Аль-Адха и Ид-Аль-Фитр С праздником. Ид Масджид мечеть. Красивая концепция исламского дизайна 4k EidMubarak с Рамаданом. Празднование религиозного азиатского мусульманского фестиваля с альфа-каналом. Священник читает Библию на свадебной церемонии, поздравительные открытки Рамадана. Рамадан МубаракЧеловек, читающий и изучающий Святую Библию, персонажи Девы Марии и Иисуса, детские ясли, 4k видео анимация

Информация об использовании

Вы можете использовать это бесплатное векторное изображение «Сказка о царе Салтане, принцессе-лебеде, сказке Пушкина» в личных и коммерческих целях согласно Стандартной или Расширенной лицензии. Стандартная лицензия распространяется на большинство вариантов использования, включая рекламу, дизайн пользовательского интерфейса и упаковку продуктов, и позволяет издавать до 500 000 печатных копий. Расширенная лицензия разрешает все варианты использования стандартной лицензии с неограниченными правами печати и позволяет вам использовать загруженные векторные файлы для продажи, перепродажи продукта или бесплатного распространения.

Это стоковое векторное изображение можно масштабировать до любого размера. Вы можете купить и скачать его в высоком разрешении до 5001×4149. Дата загрузки: 30 января 2019 г.

    Инструменты

    Фоно -фоновые фон Удалите четкий фоновый поиск видео для фотографий 4K Изображение AUPSCALER

    DESPITPHOTOS

    Язык

    Информация

    • Часто задаваемые вопросы
    • Все документы
  • 44444444444444444444444444444444444444444444
  • Доступно на
  • Контакты и поддержка

    • +49-800-000-42-21
    • Свяжитесь с нами
    • Depositphotos Отзывы

    © 2009-2023. Depositphotos, Inc. США. Все права защищены.

    Вы используете устаревший браузер. Чтобы работать в Интернете быстрее и безопаснее, бесплатно обновитесь сегодня.

    МИХАИЛ ВРУБЕЛЬ «ЦАРЕВНА ЛЕБЕДЬ»: «Открой эту тайну, царь…» *

    * Цитируется по: Либретто Владимира Бельского (по Пушкину) к опере Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». См.: http://az.lib.ru/b/belxskij_w_i/text_1900_skazka_o_tzare_saltane.shtml

    Композиция «Царевна-лебедь» (ГТГ) была создана Михаилом Врубелем в 1900 году, когда он оформлял декорации для Николая Римского- Корсакова в Русской частной опере Саввы Мамонтова. Как и изображения из серии «Демон», эта картина излучает непостижимый магнетизм. Много загадок осталось как об истории создания картины, так и об образе волшебной девы-птицы из сказки. Среди наиболее важных из них — личность модели для прекрасной Царевны-Лебедя. Действительно ли в композиции фигурирует Надежда Ивановна Забела-Врубель — жена и муза художника, а также великолепная оперная дива, исполнившая Царевну-Лебедь в опере Римского-Корсакова, — или это композиционный образ, рожденный воображением художника?


    Михаил ВРУБЕЛЬ. Царевна-лебедь. 1900
    Холст, масло. 142,5 × 93,5 см.
    © Третьяковская галерея, Москва. Деталь

    Перед созданием «Царевна-Лебедь» художник много лет искал русский национальный мотив, «музыку целого человека», как он выразился[1]. Эта идея материализовалась в образах могучих богатырей из русских былин (панно «Микула Селянинович и Волга» (1896 г., нынешнее местонахождение неизвестно) и панно «Богатырь» (189 г.).9, Русский музей)). Врубель работал над ними одновременно с оформлением декораций к операм Римского-Корсакова «Садко» (1897) и «Царская невеста» (1899). В 1898 году Врубель писал композитору: «Благодаря вашему благотворному влиянию я решил посвятить себя исключительно жанру русских сказок»[2]. Их творческое сотрудничество началось в декабре 1897 года, когда Врубель вместе с Константином Коровиным и Сергеем Малютиным создавал декорации для «Садко». Надежда Ивановна Забела-Врубель, жена художника, в это время репетировала партию Ольги в опере Римского-Корсакова «Псковитянка» и пробовалась на роль Волховой. Хотя в первых двух спектаклях «Садко» было представлено еще примадонна Частной оперы Эмилия Негрин-Шмидт, в третий вечер дочь морского царя Волхову исполнила Забела, покорившая композитора оперы своей душевностью. Михаил Гнесин вспоминал: «Нет, увидев однажды это существо, нельзя было не попасть под ее чары навсегда! Эти волшебные широко расставленные глаза, пленительно-женственная, призывно-наивная улыбка, стройное и гибкое тело, красивые длинные руки <...>. Я хотел, чтобы Морская Царевна <...> вошла в жизнь слушателей и зрителей и осталась с ними навсегда! Те, кто видел исполнение Забелы-Врубель в роли Волховой, испытали эти эмоции с особой силой!»[3]. Творческий союз композитора, живописца и гениального певца открыл новую главу в музыке и изобразительном искусстве, посвященную «внутреннему национальному подтексту»[4], который так вдохновлял Врубеля. Партитура Римского-Корсакова была также сильным стимулятором, пробудившим в живописце особое синтетическое видение, принесшее его искусство в этот мир.

    Когда в 1899 году отмечалось столетие Александра Пушкина, Врубель предоставил несколько иллюстраций для издания своего собрания сочинений. В марте 1899 г. он писал сестре Анне: «…мой Богатырь еще должен найти покупателя, а мне надо было немедленно взяться за пушкинские иллюстрации[5], и вот я пишу камин для Мамонтова. чтобы держать свои финансы в порядке»[6]. В том же марте по заказу княгини Марии Тенишевой Врубель написал первый набор балалайок[7] для Парижской выставки 1900 года, что видно из его письма к сестре[8]. Искусствовед А. П. Иванов, современник Врубеля, вспоминал в своей монографии: «В марте следующего года [1899 — В.Б.], Врубель по заданию княгини Тенишевой написал несколько бала и айков, изготовленных в кустарной мастерской в ​​Талашкино; на этих небольших изображениях, написанных маслом по дереву, изображены: царевна-лебедь, выходящая из темно-синей пучины озера; русалка, выглядывающая из воды; древний рыцарь, сражающийся с драконом».[9]. Собственно, именно на балалайке Врубель впервые создал образ Царевны-Лебедь, выходящей из темно-синих озёрных глубин. Можно предположить, что выбор сюжета художником не случаен, поскольку в это время он работал над иллюстрациями к собранию сочинений Пушкина и, вероятно, снова и снова перечитывал шедевры поэта. Впервые задуманная Римским-Корсаковым новая опера упоминается в письме композитора к Забеле от 11 июня 189 г.9: «Конечно, в моей новой опере будет роль лирического сопрано, я уже не могу без нее, так пусть без нее обходятся другие композиторы. Моя опера идет быстро»[10]. В его словах легко усмотреть особое значение, которое он придавал таланту певицы, упоминая ее «лирическое сопрано» как необходимый элемент для создания целостной музыкальной картины. Когда Римский-Корсаков начал сочинять музыку к «Сказке о царе Салтане», об этом знал лишь небольшой круг лиц, в том числе и Забела. В одном из своих писем Римский-Корсаков просил ее сохранить эту информацию в тайне: «Прошу вас, дорогая моя Надежда Ивановна, воздержаться некоторое время от упоминания кому бы то ни было о том, что я работаю над оперой. На данный момент в кругу знакомых только моя семья, либреттист, Лядов и Глазунов[11]. Я лишь туманно намекнул об этом Савве Ивановичу в одном из своих писем»[12]. В начале июля 189 г.9, по приглашению Тенишевой Врубель, Забела и концертмейстер последней Б.К. Яновского, все побывали в усадьбе Талашкино.

    В Талашкино Врубель выполнил портрет Тенишевой в образе валькирии (1899, Одесский художественный музей Украина) и, по словам Тенишевой, «в шутку набросал несколько изображений на рамах и деках балалайки, изобилующих потрясающе сочными красками и образов»[13]. Поскольку в мемуарах Тенишевой не указана конкретная дата, мы можем только догадываться, что окончив роспись трех балалаек в марте 189 г.9, Врубель, возможно, написал еще два и сделал 10 эскизов для будущих подобных работ. Среди сохранившихся эскизов особый интерес представляет картина с изображением царевны-лебедя (музей Абрамцево). Эта композиция лишь немного отличается от изображений на балалайке, выполненных Врубелем в марте 1899 года. Проплывая по волнам, фигура Царевны-Лебедь повернута вправо и изображена на фоне бледно-киноварного неба, с исчезающим за верхушками стилизованных елей солнцем.

    Римский-Корсаков передал Забеле первый фрагмент строк Царевны-Лебедь 23 ноября 189 г.9, с надписью: «Дорогой Надежде Ивановне Забеле-Врубель представить ей мою оперу — партию Лебедя. Н.Р.-Корсаков»[14]. Возможно, именно с этого момента внимание художника и певицы целиком сосредоточилось на мире пушкинской сказки, озаренном образом волшебной царевны. Когда существование оперы «Сказка о царе Салтане», по выражению композитора, перестало быть секретом, ее постановку в Частной опере назначили на новый сезон 1900.

    Врубель начал работу над «Царевной-лебедью» в начале апреля 1900 года, когда вернулся в Москву после длительных гастролей Частной оперы в Киеве (22 февраля — 26 марта). Пока он работал над ней, новая работа Врубеля захватила воображение Екатерины Ге, гостившей в то время у Врубелей в их квартире на Пречистенке, 39. Другим человеком, осведомленным о новой картине, был Римский-Корсаков, который писал Забеле 8 апреля: «Мне интересно посмотреть, как выйдет «Лебедь Михаила Александровича»[15]. Судя по всему, живописца взволновал предстоящий проект оформления. декорации к опере-сказке, и это стало причиной одной из его самых увлекательных работ. Врубель закончил картину очень быстро, потому что 19 апреля, Забела уже писала сестре с разочарованием: «Миша уже продал Царевну-Лебедь и, правда, очень дешево — за 300 рублей, Морозову. [Миша] просил 500, но Морозов торговался о цене, и Миша сразу отказался, хотя на горизонте есть еще один покупатель, но что делать, когда Миша так хочет избавиться от своих работ? Он, однако, теперь подумывает создать новую Царевну-Лебедь для другого покупателя и таким образом отплатить Морозову тем же за то, что он заплатил так мало»[16]. Другим покупателем был Владимир фон Мекк, много лет поддерживавший художника. Третий орден «Царевна-лебедь»[17] был получен от родственника Забелы, коллекционера произведений искусства Якова Жуковского, который хотел купить первое произведение «Царевна-лебедь» до того, как его опередил М. Морозов. На фамильной усадьбе Ге в селе Плиски Черниговской губернии, где Врубели проводили лето вместе с концертмейстером Борисом Яновским, художник создал для барона фон Мека вторую картину «Царевна-Лебедь». По воспоминаниям Яновского, по вечерам Врубель читал вслух сказку Пушкина, что помогло Забеле привыкнуть к партии княжны. День за днем ​​она репетировала роль, как готовилась к Марфе в «Царской невесте», используя свой особый метод. «Она подолгу обдумывала каждую фразу, десятки раз меняла выражение лица, упорно добиваясь нужного тона и согласованности на протяжении всего выступления. Так работал ее метод: сначала она знакомилась с оперой, потом присматривалась к своей роли, психологии героини, эмоциям, отношению к другим персонажам оперы. Наконец, она приступила к тщательной, интеллектуально кропотливой работе над поставленной задачей — созданием образа»[18]. Рефлексивное погружение во внутренний мир образа, который ей предстояло сыграть, отличало Забелу от многих оперных исполнителей того времени. Ее подход был во многом похож на прием русской драматургии конца XIX века.го и начала 20 века, призванные раскрыть сложности психологии человека, весь спектр его чувств и эмоциональных состояний. Именно это имел в виду Римский-Корсаков, когда писал о силе «лирического сопрано» певицы, имея в виду его драматический потенциал. Вдумчивая и тонко настроенная на свой характер, Забела каждый раз играла по-разному, с большой интенсивностью. «Когда публика еще аплодировала Н[адежде] И[вановне] как угорелая дома, она чувствовала себя так, как будто ее связали узлами от досады: «Я знаю, — восклицала она, заламывая руки, — эта Царевна-Лебедь быть моей лебединой песней»[19].] Однако именно для Врубеля опера «Сказка о царе Салтане» стала, можно сказать, лебединой песней: это был его последний проект, связанный с музыкой Римского-Корсакова. Премьера оперы состоялась 21 октября 1900 года и имела исключительный успех. Элементами спектакля, получившими наибольшее количество аплодисментов, стали декорации и костюмы, созданные Врубелем. В воспоминаниях современников спектакль описывается как живое музыкальное полотно, на котором сплелись воедино музыка, живопись и исполнительское искусство. Многие элементы замысла Врубеля удивили публику, поскольку несколько отличались от текста сказки: например, «вместо одинокого дуба он покрыл деревьями остров; вместо безоблачного дня в первом действии он изобразил вечернее и ночное освещение»[20]; «Море господина Врубеля все время какое-то сумрачное и чересчур зловещее»[21]. Не случайно под это описание подходит и картина «Царевна-лебедь», где царевна изображена на фоне того, что можно было бы назвать декорацией. воссоздание волшебного мира сказки, освещенного закатным светом.

    Особый подход художника к натуре выделяет его среди сверстников и дает ключ к пониманию его творческого метода. В частности, когда Врубель разрабатывал фон для картины, он тщательно готовился, выбирая конкретные декорации. Он стремился уловить цветовую гамму определенного времени дня и определенного освещения. Практически во всех его фантазийных композициях — «Демон сидящий» (1890, ГТГ), «Княгиня Волхова» (1897, ГРМ), «Богатырь» (1899, ГРМ), «Пан» (1899, ГТГ), «В сумерках» (1900, ГТГ) — фон представлен в контрасте со светом заходящего солнца или при свете луны (или полумесяц). В некоторых своих композициях Врубель, используя стилизованные приемы, целенаправленно усиливает драматическое освещение («Демон сидит»), использует неестественно яркую цветовую гамму или преувеличивает размеры луны («Княжна Волхова»). В других он очень реалистично изображает последние лучи солнца, падающие на верхушки деревьев и стволы высоких сосен («Богатырь», «Царевна-лебедь») или передает незаметные глазу сумерки («На закате»).

    Образ самой Царевны Лебедей представляет собой сочетание природных и фантастических элементов. Художника волновала задача изобразить духовный мир, невидимый обычному, материалистически настроенному глазу. Однако для достижения реализма в изображении фантастики Врубелю требовался хотя бы один элемент материального мира, точно скопированный с его природного прототипа. Эта двойственность языка художника в полной мере отражена в образе Царевны-Лебедь. Он один оказался способным запечатлеть девушку-птицу в момент ее метаморфозы, когда реальность соединяется с фантазией. Врубель мастерски передал естественную фактуру паутинной ткани, окутывающей принцессу, и блеск сияющих драгоценных камней, украшающих ее головной убор, но ее лицо и фигура представляют собой составной образ. Вот что писала о методе Врубеля Екатерина Ге, ненароком сравнивая его с методом своего тестя, художника из группы «Передвижники»: «Ге писал все с натуры, а Врубель — нет; Врубель был очарован миром сказок, он даже не хотел делать лица и жесты слишком реальными; он как будто нарочно рисовал слишком большие глаза, невероятные жесты, говорящие о том, что у его фигур нет костей». у княжны черты всех тех, кто когда-то был натурщиком Врубеля. Так, Николай Прахов в своих мемуарах отмечает «значительное сходство»[23] образа с его сестрой Еленой Праховой. В годы пребывания в Киеве и во время работы над росписями Кирилловской церкви Врубель, как известно, очень дорожил дружбой с историком Адрианом Праховым и его семьей. Ввиду этого нельзя не упомянуть, что непостижимо таинственные, выразительные глаза Княжны проработаны художником с таким же эмоциональным напряжением, как и глаза на эскизе к иконе «Богородица» (1884 г., нынешнее местонахождение?) . Образ иконы Врубель создал по образцу жены Адриана Прахова Эмилии, сыгравшей судьбоносную роль в жизни художника.

    Многие врубелевские образы Забелы носили оттенок фантастики. Екатерина Ге писала: «Врубель выдумал красоту моей сестры и реализовал ее в портретах, хотя, по-моему, он часто преувеличивал ее недостатки, так как находил их особенно милыми»[24]. так как внешний вид и грациозность движений позволяли ей легко исполнять фантастические образы: «И в голове, и в движениях у меня есть особое качество, позволяющее воплощать сверхъестественные существа»[25]. необыкновенный дар, в котором сочетался талант и певческий, и драматический, как отмечал Михаил Гнесин: «В ее пении изгибы мелодии всегда переливались новыми и нежными тонально-эмоциональными оттенками <. ..> и все эти изгибы и переливы грациозно отражались в легких изменениях ее лица и в едва заметных движениях ее гибкого тела. Ты верил каждому ее слову и каждому звуку»[26]. Что же касается жеста Царевны-Лебедя и поворота ее фигуры на картине, то Врубель, скорее всего, «уловил» их, когда Забела деликатно подстраивалась под музыкальную ткань своей героини. Жест принцессы, когда она держит фату левой рукой, можно легко сопоставить с одной из фотографий, на которой Забела изображена в образе принцессы-лебедя. Подобный жест и поворот фигуры характерны и для одной из фигур в этюде «Две морские царевны» (ГРМ, 1898). Характерный жест руки Забелы, с одной точки зрения, напоминает одну из позиций в русском народном танце с шалью, а с другой — вызывает позу античных статуй, начиная со статуй римского богиня скромности и целомудрия Пудичития. Если исходное изображение на балалайке напоминало лишь жест из русской народной пляски, то в картине уже присутствует более глубокая образность, подчеркивающая символику персонажа. Царевна-Лебедь — недостижимый идеал чистоты и целомудрия. Ее задумчивый взгляд указывает на оттенок грусти в предвкушении предстоящего отказа от вольной жизни. Певческие элементы свадебной обрядности северных и северо-западных областей России, на которые, в частности, опирался Римский-Корсаков, включали, кроме веселых вступлений в песни, заупокойные обряды, называемые «оплакиваниями». Преувеличенно грустное лицо Царевны-Лебедя на балалайке, а также ее задумчивый взгляд на картине, по-видимому, связаны с этим традиционным восприятием невесты. Недаром заключительный ариозо Царевны-Лебедь, озаглавленный «Открой эту тайну, царь…», наделен своеобразным символизмом, содержащим такие строки: «Чтобы живые творили чудеса, я спустился с небес. Живу невидимкой В сердцах тех, кто мне дорог. Я несу свет и радость многим на земле, печаль становится сладкой в ​​песне; в сказке страх становится милым. Для них ярче светит солнце, ярче красок у весны, они понимают шепот волн, (они понимают) птиц в лесу».

    Эти строки, напоминающие заклинание, написанные либреттистом оперы Владимиром Бельским, усиливают фантастическое ощущение Царевны-Лебедя. Принцесса становится главным олицетворением идеи совершенной эстетической красоты, преображающей все вокруг себя. Оперный талант Забелы помог подчеркнуть глубокий смысл образа: «Ее Царевна-Лебедь, также запечатленная Врубелем на холсте, — это воплощенная в звуках сказка, подлинное поэтическое видение, созданное народным воображением. Оживите эти кристально чистые звуки солнечными эмоциями и весенней девичьей нежностью, и, может быть, вы услышите и увидите Царевну-Лебедь такой, какой ее интерпретировала Забела и такой, какой она никогда не будет в исполнении других певцов в более поздние времена». 27]

    Композиция Врубеля была не просто изображением девушки-птицы из сказки, она вобрала в себя очарование ранее созданных им на рубеже веков женских образов и символизировала непостижимую красоту, глубоко сокрытую «Душу Мир»[28], который он стремился передать в каждом своем произведении, будь то картина, рисунок или скульптура. Образ, запечатленный на полотне, не был бы столь целостным, если бы не Забела, вдохновившая художника на его создание.

     

    1. Из письма М. Врубеля к Анне Врубель (Абрамцево, лето 1891 г.) в г. Михаил Врубель: Переписка; Воспоминания о художнике [Врубель. Переписка. Воспоминания о художнике], Л., 1976, с. 57 (далее Михаил Врубель: Переписка; Воспоминания о художнике ).
    2. Из письма М. Врубеля Николаю Римскому-Корсакову (8 мая 1898 г.) в г. Михаил Врубель: Переписка; Воспоминания о художнике , с. 88.
    3. Л. Барсова, Надежда Забела-Врубель глазами современников, Л., 1982, с. 30. (далее Л. Барсова, 1982 г.).
    4. Из письма Михаила Врубеля к Анне Врубель. (Абрамцево, лето 1891 г.) в г. Михаил Врубель: Переписка; Воспоминания о художнике, с. 57.
    5. Врубель создал иллюстрации к стихам «Пророк» и «Египетские ночи» и оформил титульный лист — «1799. А.С. Пушкин» — за А. Пушкин, Собрание сочинений (3 тома), Типография А. Мамонтова, 1899.
    6. Из письма Михаила Врубеля к Анне Врубель (Москва, март, понедельник (1899)) в г. Михаил Врубель: Переписка; Воспоминания художника , с. 63.
    7. В каталоге художественной коллекции Тенишевой упоминается, что Врубель написал только пять балалайок (Озер Джеско, Талашкино: Деревянная посуда из мастерских княгини Тенишевой [ Талашкино. Деревянные изделия мастерских кн. М.Кл. Тенишевой ], 2 тома, т. 1, с. 1, Москва, 2016, с. 35), четыре из которых сейчас входят в музейные собрания: «Богатырь» (1899, Смоленский музей-заповедник), «Морская царевна» (1899, ГТГ), «Царевна-лебедь» (1899, Смоленский музей-заповедник), « Рыбки» с дарительской надписью «На память» (1899, Смоленский музей-заповедник).
    8. Письмо Михаила Врубеля Анне Врубель. (Москва, март, суббота (1899) в Михаил Врубель: Переписка; Воспоминания художника , стр. 63.
    9. А. Иванов, Врубеля, СПб, 1916, с. 36.
    10. Л. Барсова, 1982, с. 52.
    11. Отсылка к композиторам Анатолию Лядову и Александру Глазунову.
    12. Л. Барсова, 1982, с. 52.
    13. Л. Барсова, Врубель: Без комментариев, Санкт-Петербург, 2012, с. 136. (далее Л. Барсова, 2012).
    14. Л. Барсова, 2012, с. 149.
    15. Л. Барсова, 1982, с. 60.
    16. Вы. Ге, «Последние годы жизни Врубеля»] в Михаил Врубель: Переписка; Воспоминания о художнике, с. 274.
    17. Там же.
    18. Б. Яновский, «Воспоминания о Надежде Забеле-Врубель» [«Воспоминания о Н.И. Забеле-Врубель»] в г. Николай Римский-Корсаков: Исследования; Документы; Письма [ Н.А. Римский-Корсаков. Исследования. Материалы. Письма ], в 2 т., т. 1, с. 2, Москва, 1954, с. 340. (далее Яновский Б., «Воспоминания о Надежде Забеле-Врубель»).
    19. Л. Барсова, 19 лет82, с. 65.
    20. Л. Барсова, 2012, с. 164.
    21. Л. Барсова, 2012, с. 173.
    22. Л. Барсова, 2012, с. 58.
    23. Н. Прахов, «Михаил Александрович Врубель» в г. Михаил Врубель: Переписка; Воспоминания о художнике, с. 205.
    24. Вы. Ге, «Последние годы Врубеля» в г. Михаил Врубель: Переписка; Воспоминания о художнике, с. 265.
    25. Б. Яновский, «Воспоминания о Надежде Забеле-Врубель», с. 339 в Николай Римский-Корсаков: Исследование; Документы; Буквы [Н.Д. Римский-Корсаков. Исследования. Материалы. Письма ], в 2 т., т. 1, с. 2, Москва, 1954, с. 339.
    26. Л. Барсова, 1982, с. 23.
    27. С. Дурылин: см. Л. Барсова, 1982, с. 62.
    28. В. Иванов, Matters Native and Universal [Родное и вселенское ], Москва, 1994, с. 189.

    Иллюстрации

    Михаил ВРУБЕЛЬ. Принцесса Лебедь. 1900
    Холст, масло. 142,5 × 93,5 см.
    © Третьяковская галерея, Москва

    Михаил ВРУБЕЛЬ. Эскиз балалайки . 1899
    Бумага, акварель, гуашь, бронзовая краска. 28,4 × 43,8 × 5 см
    © Музей-заповедник «Абрамцево»

    Балалайка-прима («Царевна-Лебедь»). 1899
    Роспись по дереву. 66,5 × 41,5 см. Фото: Алексей Смирнов, 2011
    © Смоленский государственный музей-заповедник

    Михаил ВРУБЕЛЬ. Морская принцесса. Портрет Надежды Забелы-Врубель в образе княжны Волховой. 1898
    Бумага, наложенная на холст, акварель, белила. 160,1 × 61,5 см
    © Русский музей, Санкт-Петербург

    Михаил ВРУБЕЛЬ. Царевна-лебедь. Эскиз. 1900
    Масло на борту. 25,2 × 18,7 см.
    © Третьяковская галерея, Москва

    Михаил Врубель, Борис Яновский и Надежда Забела-Врубель в Талашкино. 1899. Фотография.
    © Отдел рукописей Государственной Третьяковской галереи, Москва. Фонд 92. Ед. 18

    Надежда Забела-Врубель в образе Царевны-Лебедя. Фотография.
    © Театральный музей имени Бахрушина, Москва

    Михаил ВРУБЕЛЬ. Город Леденец. 1900.
    Эскиз декорации к опере «Сказка о царе Салтане». Графитный карандаш, акварель на картоне. 21,9 × 35,4 см.
    © Театральный музей Бахрушина, Москва

    Опера «Сказка о царе Салтане». Картина 1, действие 4. 19:00
    Царевна-Лебедь: Надежда Забела-Врубель, Гвидон: Антон Секар-Рожанский, Милитриса: Елена Цветкова. На переднем плане дирижер Михаил Ипполитов-Иванов. Фотография
    © Театральный музей имени Бахрушина, Москва

    Михаил ВРУБЕЛЬ. В сумерках . 1900.
    Холст, масло. 129 × 180 см
    © Третьяковская галерея, Москва

    Михаил ВРУБЕЛЬ. Кастрюля . 1899.
    Холст, масло. 124 × 106,3 см
    © Третьяковская галерея, Москва

    Виктор ВАСНЕЦОВ. Портрет Елены Праховой . 1894
    Холст, масло. 212,5 × 154,5 см.
    © Третьяковская галерея, Москва

    Елена Адриановна Прахова. Киев, 1899
    Фотография.
    © Фотоархив Третьяковской галереи

    Михаил ВРУБЕЛЬ. Портрет Праховой . 1884-1885
    Бумага, наклеенная на картон, графитный карандаш, гуашь. 43 × 32,3 см
    © Третьяковская галерея, Москва

    Эмилия Прахова. Фотография
    © Фотоархив ГТГ

    Надежда Забела-Врубель в образе Царевны-Лебедя.

    Comments