Наброски природы: Набросок пейзажа в цвете — 45 фото


29.10.1971 Facebook Twitter LinkedIn Google+ Разное


Содержание

Зарисовки природы в произведениях Сига Наоя Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

Т. В. Лукьяненко,

аспирант кафедры японской филологии ДВГУ

ЗАРИСОВКИ ПРИРОДЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ СИГА НАОЯ

Зарисовки картин природы в японской литературе, будь то поэзия или проза, всегда несли в себе идею причастности человека ко всему существующему на земле, идею неразрывной связи человека с миром. Мысль о единстве человека и природы, пришедшая в Японию вместе с буддизмом, нашла отклик в сердцах народа потому, что эта традиция существовала и в древней национальной культуре японцев.

Известный учёный, знаток японской литературы В.Н.Горегляд пишет: «Представления о неразрывной связи человека с окружающей природой уже имели много нюансов, обусловленных разнообразными мировоззренческими представлениями, но основа этих представлений была заложена, по-видимому, первобытными верованиями японцев»1. Можно сказать, что каждый японец относится к цветку, дереву, камню, ко всей живой и неживой природе традиционно почтительно и бережно.

Отношение к природе японского писателя Сига Наоя (1883—1972) было своеобразным: оно расходится с традиционными восточными представлениями. Само понятие «природа» для него — не только окружающий мир растений и животных, но прежде всего природа человека, та, что соотносится с понятием «мудрость». Человек обладает естественной «мудростью», которой его наделяет природа ради здоровья и выживания. Эта «мудрость», считал Сига, свойственна не только человеку, но и животным»2. Она, эта мудрость, особого свойства, корни её уходят глубоко в биологическую суть человека, она служит основой его физического и духовного здоровья. Такое понимание природы он отражает в своих произведениях и высказывает пожелание, чтобы все люди были внимательны к этой «мудрости» и следовали ей.

Интересно отметить, что Сига Наоя критически относился к определённым литературным произведениям, например к таким, как «Отелло», «Гамлет», «Ромео и Джульетта», они были, по его мнению, «трагедиями человеческого безрассудства»3. Он полагал, что «в каждом случае трагедия могла быть предотвращена, если бы главные герои стали «мудрее»4. Он также осуждал и писателей-натуралистов, имеющих пристрастие смаковать безобразные явления жизни. Сига прямо заявляет: «Опасно для здоровья, если человек часто потакает своим порокам и следует безрассудству»5. Отсюда его эстетические

критерии: прекрасно то, что связано с природой. Задачей искусства он считал проникновение в суть естества.

Начинающий прозаик записал в дневнике от 27 мая 1911 г.: «Назначение искусства заключается в том, чтобы приблизиться к наиболее глубокому пониманию красоты природы. Нужно наблюдать за природой взглядом художника, взглядом, нацеленным на открытие красоты. Воспроизведение природы такой, какой её видит обычный человек, не является искусством»6.

Сига считает, что художники слова всё больше забывают природу и создают искусство только из самого искусства, а оно подобно, как сказал писатель, «невыразительному лицу красивой принцессы,

рождённой в знатной семье»7.

Спустя 38 лет он продолжал подчёркивать значение природы как источника литературы и искусства: «Я всё ещё придерживаюсь мнения, что единственная вещь, от которой человек может зависеть, это природа. Появились различные литературные, художественные течения, но я не могу представить иного пути, кроме следования природе»8. Из этого ясно, что Сига Наоя на протяжении многих лет оставался верен избранным эстетическим идеалам: человек зависит от своей природы, от своего естества. Однако природа в общепринятом смысле (имеются в виду пейзажные зарисовки — цветы, деревья, горы, реки) значила для него не много. Это подтверждается тем, что картины и предметы природы нечасто встречаются на страницах его рассказов. Главное внимание в своих эгобеллетристических произведениях он обращал на человеческую природу. Сига полагал, что «главная цель в жизни — стать духовно сильным человеком, это необходимо для того, чтобы преодолеть несчастья, суметь выжить в борьбе за идеалы»9, рига Наоя добивался полного соответствия между идеальным писателем и

идеальным человеком: «Я хочу быть свободным, естественным,

10

честным, энергичным и беззаботным» . Он считал ,что естественная красота — «это красота сильных существ, живущих интенсивной жизнью, она создаёт впечатление энергии и силы. Сильное прекрасно. Когда сильные существа становятся главными героями рассказа, они излучают мощный импульс прекрасного»11. Такой Сига Наоя представлял красоту человеческой природы.

Однако в его литературном наследии встречаются произведения и другого рода. Это небольшие миниатюры, посвященные маленьким созданиям природы — птицам, животным, насекомым, цветам: «Жуки» («Хонэн но муси»), «Воробей» («Судзумэ»), «Вьюнок» («Аса-гао»), «Внезапный ливень» («Сюу»). В них он подчёркивает естественную красоту животного и растительного мира. Например, в рассказе «Любители и профессионалы» автор описал сцену борьбы обезьянки с ядовитой змеёй. Их схватку он сравнивает с искусством фехтования. Сига подмечает прекрасную естественную грацию, ловкость животных в минуту опасности. Поведение животных восхищает его и наводит на мысль, что именно у природы человек заимствует всё рациональное, а значит — прекрасное.

12. Зак. 1071

Душа Сига Наоя открыта прекрасному. Здесь традиционно человек и природа находятся в непосредственном эстетическом контакте. «В картинах и образах природы японец видел живую аналогию человеческому бытию. Он искал и находил в природе отклик на собственные душевные движения»12. Эта взаимосвязь обогащает душу, делая её чуткой к красоте. У Сига эстетические взгляды несколько своеобразны.

Есть у него небольшая зарисовка, озаглавленная «Вьюнок». В ней уже во второй фразе автор поясняет, что ценит это растение не за его цветы, а за целебные листья: «Вот уже десять лет я высаживаю вьюнки. Скорее, я их высаживаю для лечебных целей, нежели для красоты. Их листья хорошо помогают от укусов вредных насекомых» 3.И далее очень квалифицированно разъясняет, как нужно пользоваться листьями вьюнка для лечения: «Нужно взять несколько листочков вместе с цветами и растереть между ладонями. Полученный сок и листья приложить на место укуса. Очень скоро проходит боль и зуд»14.

Ну чем не инструкция по применению снадобья? Вызывает удивление столь необычный художественный приём в его рассказе. Сига, современный человек, отступает от традиционного художественного описания — сосредоточенного созерцания и любования цветами. Более того, он безжалостно срывает цветки вьюнка, вспомнив, что его внучке-школьнице необходимы цветы для гербария. Он «стал срывать по одному цветку красных, ярко-синих, красно-коричневых вьюнков»15. Сига не волнует красота этих цветов, им руководит целесообразность. Как замечает Уэда Макото: «Его не привлекали японские цветы, которые, как ему казалось, слишком пассивны в отстаивании своего права на жизнь»16.

Традиционно цветы для большинства японцев являются не только предметом эстетического поклонения или философского раздумья, для них цветы — живые существа. Так, в стихотворении поэтессы XVIII в. Фукуды Тиё (1703—1773) «Вьюнок» передано трепетное отношение автора к этому цветку:

За ночь цветок обвился вокруг бадьи моего колодца…

У соседа воды возьму17.

Не только красота цветка тронула поэтессу, она не могла повредить растение, которому и без того отпущена короткая жизнь. К писателю не приходит подобная мысль. Но всё же в его рассказе видим, что Сига не остаётся сухим рационалистом, он любуется прелестью вьюнка, цветы навевают ему воспоминания: «Любуясь по утрам вьюнками, я открыл для себя очарование этих прелестных цветков, свежая красота их кажется привлекательной. Живая красота цветов вьюнка почему-то неожиданно напомнила мне мою юность»18.

Наблюдается некая противоречивость в эстетической оценке цветов. В самом деле, вначале автор как бы не замечает их красоты. Он высаживает вьюнки не для красоты, а с лечебной целью. Делает это обдуманно, намеренно, видит в них пользу, но впоследствии распустившиеся цветы привлекают его внимание. Сига признаётся: «Я

никогда не думал, что цветы вьюнка так красивы»19. Выходит, он видит красоту цветов, любуется ими и не забывает при этом, что они «пассивны в отстаивании своего права на жизнь»20. Но они живут, несмотря на то, что природой им определена короткая жизнь. Они сильны перед судьбой: зная, что скоро погибнут, цветы во время расцвета полны жизненных сил, подобно юности, прекрасной, но мимолётной. Именно эта сила красоты заставила писателя восхищаться ими.

Более привлекательными для Сига Наоя были явления природы, характеризующиеся ритмом, движением, экспрессией. Рассказ под названием «Внезапный ливень» относится именно к таким. В нём чуть более ста слов. Прекрасному стилисту Сига Наоя с блеском удалось показать в рамках небольшого объёма миниатюры мощь, бешеный разгул стихии. Уже в первых строчках рассказа чувствуется напряжённое затишье. Вершина горы Футагояма, небольшое дерево у окна, с листьев которого осторожно падают капли воды, — всё вдруг словно затаило дыхание в ожидании грозы. Вот и первые признаки её: «загремел гром, внезапно налетевший порыв ветра стряхнул с веток крупные капли и понёсся дальше. Вдруг оглушительно, сотрясая воздух, рванул яростный удар грома, с небес на мир обрушиваются потоки воды»21.

Это кульминация. «Напряжение спадает медленно и

постепенно. Кажется, что ливень исчерпал свои силы и превратился в неторопливый и величавый дождь»22.

Экспрессия данного рассказа передаётся с помощью глаголов и глагольных форм, составляющих треть его лексики. Ритм захватывает. При чтении создаётся впечатление, что мы присутствуем при этом событии и вместе с автором наблюдаем буйство грозы. Вместе с ним от начала и до конца следим за динамикой «неприрученной энергии». Ощущение нашего присутствия объясняет сам писатель: «Я предпочитаю поместить читателей в той же точке, где находится автор, и позволить им оттуда наблюдать за развитием действия»23.

Совершенно иные чувства испытывал Сига от горных пейзажей, лесов, спокойных и полноводных рек. Известный литературный критик Уэда Макото, исследовавший творчество Сига Наоя, писал: «Сига не впечатляла красота гор и рек, потому что они безжизненны и не ведут борьбы за существование»24.

Видимо, поэтому в большинстве его художественных произведений отсутствует описание красивых ландшафтов. Исключение составляет известный эпизод — кульминационный момент романа «Путь в ночи» («Анъя коро»), когда главный герой Кэнсаку проводит ночь на священной горе Дайсэн.

Разочарованный, уставший от жизни герой романа поднимается на гору. Он готов умереть. Изнемогая от усталости, «часто отдыхая, он медленно продвигался вверх по дороге, которая прорезала сосновый бор. Соляные поля, которые тянулись всю дорогу от Такама-цу, постепенно оказались внизу.

Из труб хижин, стоящих рядом с тем местом, где вскипала морская вода, поднимались толстые белые колонны дыма, безмятежные

в тихом вечернем воздухе. Где-то вдали колонны сливались воедино. Этот пейзаж значительно ослабил его меланхолию»25.

Далее автор описывает необыкновенную красоту природы, поразившую героя, поднявшегося на гору. Ночь он провёл в часовне. На рассвете Кэнсаку окидывает взором лежащий внизу мир: «Небольшой кустарник разросся на песке около часовни. В центре каждого листика светилась маленькая ягода, похожая на красный боб. Лист был похож на перевёрнутую человеческую ладонь, ласково предлагающую драгоценную ягоду. Огромная стрекоза кружила вокруг него, то отлетая, то снова возвращаясь. Всё в этом живом существе было прекрасно: её огромные глаза цвета зелёного нефрита, чёрные и жёлтые полосы жёсткой линии её тела от тугой тонкой талии до кончика хвоста, и особенно её чёткие, стремительные движения. Всё то, что он видел вокруг, очаровывало его… И, когда он мысленно оглянулся назад, на своё собственное прошлое, большая часть которого была потрачена на никчемное общение с тем или другим человеком, он почувствовал, что теперь перед ним раскрылся новый для него мир»26.

Краткость и отточенность фразы, изящество и выразительность речи— всё это привлекает и глубоко волнует читателя. Создаётся впечатление, что если во фразе окажется хоть одно неверное или неточное слово, то нарушится гармония создаваемого мира.

Сига Наоя — прекрасный стилист. «Ни один современный японский писатель-прозаик не пользовался таким языком, каким пользовался Сига Наоя. Я могу только назвать его язык проникновенной правдой о том, что Сига Наоя видел, слышал и интуитивно чувствовал. Его язык — это язык традиционного японского поэта, переведённый в современную прозу»27, — сказал о стиле писателя американский переводчик и исследователь Мак Клеллан.

Правда, природа показана в восприятии героя романа — Кэнсаку. Однако так же чувствует её и сам автор. Сига Наоя верит в действенную, преобразующую силу красоты. Красота и покой пейзажа помогают Кэнсаку преодолеть страх смерти, и он чувствует себя готовым умереть в любую минуту.

Почему Сига, прежде равнодушно, даже негативно относящийся к горным пейзажам, в романе «Путь в ночи» отступил от своей позиции? Может, потому, что традиционно почтительным было отношение японцев к горам. Герой романа не просто поднялся на горное возвышение, а на священную гору Дайсэн. В Японии с незапамятных времён горы противопоставлялись равнинам, японцы считали их священным местом, связующим звеном между человеком и небесами. Почитание гор нашло отражение в древнеяпонском ритуале «куни-ми» — «восхождение на гору» с целью очищения, о чём упоминается в «Кодзики» и «Манъёсю».

Для тех, кто вступил на путь Будды и решил удалиться на горные склоны, чтобы окончательно порвать все связи с суетным миром, наградой была свобода и безыскусная жизнь в гармонии с самим собой.

Пребывание в горах воспринималось как ритуальное очищение. И Кэнса-ку словно пробуждается, к нему приходит озарение: как мелочна и ничтожна жизнь человека, лишившего себя общения с природой.

Вывод, который делает герой романа Кэнсаку, — это кредо самого Сига Наоя, верившего в «мудрость» природы, в её неисчерпаемые жизненные силы.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Горегляд В.Н. Дневники и эссе в японской литературе X—XIII вв. М., 1975.

С.212.

2 Ueda Makoto. Modern Japanese Writers and the Nature of Literature. Standford University Press, 1989. P. 85.

3 Там же. С. 92.

4 Там же. С. 101.

5 Там же. С. 90.

е Сига Наоя. Сосаку ёдан (Беседы о творчестве). Токио, 1990. С. 89. 7 Ueda Makoto. Op. cit. P.’ 92. ‘Там же. С. 1О5. «Там же. С. 106.

10 Там же. С. 107.

11 Там же. С. 101.

12 Воронина И.А. Классический японский роман («Гэндзи моногатари». Мураса-ки Сикибу). М., 1981. С. 192.

13 Сига Наоя. Хаииро но цуки. Банрэки акаэ (Серая луна. Старинная ваза). Токио, 1995. С. 217.

14 Там же. С. 217.

15 Там же. С. 218.

‘• Ueda Makoto. Op. cit. P. 104.

17 Григорьева Т.П. Мудрецы, правители и мастера // Человек и мир в японской культуре. М., 1985. С. 162.

» Сига Наоя. Хаииро но цуки. Банрэки акаэ (Серая луна. Старинная ваза). С. 217. ‘«Там же. С. 218.

20 Ueda Makoto. Op. cit. P. 104.

21 Нихон но мэйдзуйхицу (Японские дзуйхицу). Токио, 1990. Т. 43. С. 16.

22 Там же. С. 17.

23 Ueda Makoto. Op. cit. P. 109.

24 Там же. С. 104.

25 Shiga Naoya. A Dark Night’s passing. Tokyo, 1977. P. 137. и Там же. С. 374.

27 Me Ctellan Edwin. Translator’s preface // Shiga Naoya. A Dark Night’s passing. Tokyo, 1977. P. 10.

Taras V. Lukyanenko

Post graduate of Oriental Studies Institute Shiga Naoya’s Nature Sketches

The author of the article has tried to consider an original view on nature of the modern Japanese writer Shiga Naoya (1883—1972). Shiga aimed not only to describe fascination of surrounding animate and inanimate nature but also bring to light the essence and beauty of human nature. In Shiga’s opinion nature is the only thing on which a person may depend. In Shiga’s view the beauty of nature has created the impression of energy and power.

Рисуйте наброски | Блог О.Рубцовой

Для художника главное — острота его чувств. Да, именно яркое ощущение, брошенное на полотно каким бы то ни было способом- экспрессивно ли кистью или вдохновенно и нежно тонкой вьющейся линией, наиболее выразительно, более всего интересно.

А ведь с одной стороны хорошей картины стоит изумленный зритель, с другой незримо присутствует творец, художник. 

Вы захотели научиться быть с той стороны, противоположной зрителю? Научиться создавать произведения, к которым люди не будут равнодушны? Для этого важно самим стать самыми чуткими зрителями окружающей действительности, но знаете ли вы, что это не просто дар от природы, а также внимание, которое способен развить в себе каждый человек?

Правда, каждый. По- разному он потом это выразит, но сможет выхватить самое острое, самое смешное или самое прекрасное в том, что сейчас кажется нам с вами обыденным и привычным.

Самый простой способ научиться рисовать- это дружба с блокнотом. Поставьте себе цель — один скетчбук в неделю и приготовьте несколько графических инструментов для начала.

Пускай это будут простые карандаши (несколько из диапазона 4B-12B), черные маркеры, уголь или угольный карандаш, мультилайнеры толщиной от 0,1 мм до 0.8 мм, синтетическая или беличья круглая кисть номер три и черная тушь, пригодится также кисть с резервуаром для воды (art brush). Последнюю можно заправить тушью или чернилами.

Бумага подойдет любая, главное, чтобы она была светлой, то есть белой или цвета слоновой кости. Прошивка обложки также пусть будет удобной. Кому- то удобна пружина, кому- то клеевой книжный корешок, тут все на любителя. 

Теперь постарайтесь пообещать себе, что будете при любой возможности рисовать. Лучше всего, если это будут люди или животные, причем с натуры, но это совсем не обязательно. Просто это интересно, а когда интересно что- то делать, то это дается проще.

Только как же рисовать человека, если вы никогда не изучали пластическую анатомию, если у вас плохо с пропорциями? Этот вопрос мне задают все ученики, которых я убедила параллельно с изучением азов изобразительной грамоты рисовать наброски.

Все очень просто. Художник работает от общего к частному. Мы так видим мир- сначала утром мы видим общую картину за окном, оцениваем яркость солнечного света, чтобы понять, насколько нам уже с утра нравится этот день, и только потом рассматриваем предметы вокруг себя, а также присматриваемся к виду из окна. Так мы оцениваем все, что нас окружает: от общего к частному.

Поэтому если посмотреть на человека, которого вам сейчас кажется сложным рисовать, можно увидеть, что он очень нам знаком в своей анатомии. Мы узнаем этого человека, когда приходим завтракать: это один из домочадцев. Мы его ни с кем не перепутаем, потому что в его лице, в пластике, есть что- то такое неуловимо родное, знакомое.

Но если мы попросим этого близкого человека позировать нам, выяснится, будто мы его совсем не знаем: вроде, глаза правильно нарисовали, и нос похож, и уши на месте, и прическа такая, как надо, а в целом, «что- то есть», и все.

И мелькнет в голове разочарование: не художник я, пойду- ка заниматься привычными делами….

Но познакомьтесь с блокнотом. Не нужно сразу его загружать долгими беседами с вашим новым другом карандашом. Пускай первая встреча ограничится пятью минутами. Мало? Но ведь карандаш и блокнот почти незнакомы, им еще не очень интересно, они немного друг друга стесняются, да?

А о чем они могут успеть пообщаться пока утренний домочадец застыл за чаем? Можно успеть уловить то, что каждый и по памяти скажет: голова, две руки, две ноги и позвоночник.

Пускай первые штук сто ваших набросков будет еще короче, ведь люди так не любят замирать на месте. Пусть каждый рисунок будет по две- три минуты, и пока не станут получаться руки из плеч, а ноги правильной длины и характерные в коленных сгибах, не ищите анатомию Готфрида Баммеса. Его атлас очень хорош, он помогает разобраться в динамике, он поможет вам прочувствовать натуру, но позже, когда за три положенных минуты вы сможете улавливать общее напряжение модели.

Сто набросков- это много? Если вы только начинаете рисовать, вам может показаться, что да. Но на них уйдет всего лишь 300 минут, а это всего лишь пять часов времени!

Итак, всего пять часов на зубрежку: две руки, две ноги, голова. Табуретка, стол, чашка чая. По утрам. Перед работой. Быстрее, свободнее. Удобнее всего пока использовать мягкие карандаши. Выберите карандаш под свою руку. Скорее всего, цельнографитный, может быть, цанговый или деревянный. Чем мягче его грифель, тем легче пойдет линия. Пока не прибегайте к помощи ластика. Работайте не на чистоту и качество, а на количество и скорость. Это будет первая ваша задача. 

Следите за линией. Если вы не будете стремиться к перфекционизму и чистописанию, пытаясь делать ее красивой и «живой» в первой сотне рисунков, однако перестанете бегать карандашом по одному месту, к сто первому быстрому наброску она уже станет намного точнее и увереннее. Начнется формирование почерка, и это уже повод начать ставить перед собой задачи.

Линия уже более послушна, возможно, она стала живее, и иногда подчеркивает более темные места, а может быть, за время рисования она ищет пятно, пытаясь подштриховывать его. Самое время попробовать кистевые материалы. Маркер или кисть помогут выделить пятно тени. Попробуйте разные маркеры и найдите свой. Помните, что каждая рука имеет свой неповторимый нажим, а каждый человек свой почерк, и чутко выбранный инструмент становится другом и соратником в поиске самой сути изображаемого.

Итак, еще через пять часов и сто набросков (тут количество набросков важнее, чем количество часов, кстати) вы уже схватываете самые привычные пропорции: рука, согнутая в локте, ноги, таз, плечевой пояс, наверное, вам уже удается посадить модель на стул. 

Если вас удовлетворяет результат, можете уже открыть учебник динамической анатомии Баммеса. Если пока рисуете, но ощущение, что блуждаете в лесу, рисуйте до тех пор, пока не поверите в то, что изображаете.

Именно ощущение самоконтроля — признак того, что можно копать глубже. Мы как будто ищем клад, который зарыт глубоко под толщей неведомых слоев знаний, и этот клад- свобода изображения. Но чтобы достать его, нужно слой за слоем убирать все, что сверху. И ведь как не получится землю раскопать, не освоив лопаты, так и слои знаний не сдвинуть без карандаша. Только мы как будто бы не копаем вглубь, а строим лестницу из рисунков вверх, чтобы дотянуться до этих всех художественных истин.

И вот вы уже проверяете себя по Баммесу. Ну как, становится ли легче рисовать? Не удивляйтесь, что в атласе речь будет идти часто о динамике, а вы, вроде, неподвижного человека рисуете. На самом деле, анатомия для художников так и называется, «пластическая», — потому что это анатомия поз. Все подчиняется простой конструкции человека: позвоночник, к нему крепятся кости грудины, таз, верхние и нижние конечности, череп.

Костей, образующих скелет, много, а еще больше мышц, этот скелет двигающих и влияющих на позу человека. Поэтому любое напряжение мышцы- это уже динамика.

Продолжайте рисовать много, каждый раз ограничивая себя во времени, чтобы прийти к ощущению самоконтроля. Не сразу будет получаться увидеть внутри человека его конструкцию, но каждый набросок — это шаг к этому ощущению. 

Несколько сотен набросков вызывают привыкание. Вы уже чувствуете, как растете, у вас складывается почерк, но не все пока удается. Однако чем больше вы рисуете, тем проще и виртуознее ваши наброски, выполненные за две- три минуты.

Практика- великая сила. И учитель в каждом из нас. Будьте строги к себе в постановке задач. 

Первая — укладываться в отведенное время. И самое продуктивное, для развития скорости реакции, — время короткое. В программе нашей школы рисуют наброски от 30 секунд до двух минут, и это хорошо развивает глаз и быстро ставит руку.

Вторая задача- чистота линии. Лучше сделать больше рисунков, чем больше линий. Дива натура, самая интересная и полезная для художника, ждать не любит.

Третья задача — пропорции. О том, что руки короче ног, а локти и колени не сгибаются только лишь под прямым углом вполне способен уловить глаз человека, для анатомии рано.

Четвертая задача — пятно, потоки, пластика. Об этом лучше расскажет преподаватель уже на основе выполненных рисунков, тут книжка тоже даст лишь теоретическую информацию.

Наконец, пятая задача- проверка нарисованного согласно главным законам :

  • опорные точки, 
  • оси, 
  • анатомия. 

Самое главное, — это вы и ваш друг- блокнот. С тонкой писчей бумагой и карандашом: в метро, в кафе, на работе, дома. С акварельной бумагой и кистью: в зоопарке, на пленэре, в биологическом музее.

Слово «набросок» имеет родство со словом «бросать», то есть «набрасывать» свою идею или сюжет. И он помогает яснее мыслить. Он учит и он же потом служит выражением внутреннего ощущения, брошенного на бумагу.

Наброски необходимы ученикам, очень нужны начинающим художникам, ими не гнушаются самые большие художники, они благодарны этому виду графической гимнастики для руки и ума.

(статья проиллюстрирована графикой автора, а также трехминутными набросками учеников Классов живописи и рисования О. Рубцовой)

В качестве превью взята работа художника @fredericforest.

Контур | Природа

Тип статьи

  • Видео: Хранитель генома

    Опухолеподавляющий белок p53 защищает наши клетки от повреждений, а его нарушение связано с широким спектром раковых заболеваний. Препаратов для восстановления функции p53 в опухолях пока нет, но несколько методов лечения находятся в стадии разработки.

    Контур

  • p53: пестрое прошлое и многообещающее будущее противоракового белка

    После ошибочного начала теперь стало понятно, что большинство опухолей проявляют дисфункцию белка p53. Восстановление его противоопухолевых свойств – непростая задача.

    • Майкл Эйзенштейн

    Контур

  • Наглядное руководство по восстановлению хранителя генома

    Во многих опухолях наблюдается дисфункция белка p53, ключевого супрессора рака. Но поскольку причина этой дисфункции различна, то и потенциальные методы лечения тоже должны быть разными.

    • Майкл Эйзенштейн

    Контур

  • Видео: Восстановление сетчатки

    Возрастная дегенерация желтого пятна является ведущей причиной слепоты у пожилых людей, но разрабатываются методы, позволяющие компенсировать самые серьезные повреждения.

    Контур

  • В поисках лечения сухой возрастной макулярной дегенерации

    Множество подходов к предотвращению потери зрения из-за этого заболевания демонстрируют свою эффективность в клинических испытаниях.

    • Майкл Эйзенштейн

    Контур

  • Визуальное руководство по восстановлению сетчатки

    Люди, у которых развивается сухая форма возрастной дегенерации желтого пятна (ВМД), в настоящее время не имеют эффективных средств для сохранения зрения. Но изучаются несколько многообещающих терапевтических возможностей, которые могут изменить ситуацию.

    • Майкл Эйзенштейн

    Контур

  • Хирургическое решение врожденных пороков сердца

    Некоторые дети рождаются с сердцем, в котором отсутствуют или деформированы части сердца. Ряд деликатных операций может исправить повреждения и продлить жизнь этим детям.

    • Бенджамин Плакетт

    Контур

  • Как восстановить разбитое сердце ребенка

    Некоторые дети рождаются с редким заболеванием, при котором правильно работает только одна из нижних камер сердца. Эти дефекты одного желудочка (SVD) можно лечить с помощью сложной серии операций.

    • Бенджамин Плакетт

    Контур

  • Видео: Дети с деформированным сердцем

    Детей, рожденных с одним маленьким или деформированным желудочком, можно лечить с помощью серии операций, но новые методы могут позволить врачам начинать лечение еще в утробе матери.

    Контур

  • Видео: Квантовый мир бриллиантов

    Дефекты алмазов позволяют использовать их для самых разных целей.

    Контур

  • Квантовые алмазные датчики

    Синтетические версии сверхтвердого драгоценного камня стимулируют разработку класса устройств для применения в биомедицине и не только.

    • Нил Сэвидж

    Контур

  • Как работают квантовые алмазы: от визуализации магнитных полей до обнаружения вирусов

    Алмазы, один из самых твердых материалов на Земле, настолько прочны, что могут защищать хрупкие квантовые состояния, которые иначе выжили бы только в вакууме или при сверхнизких температурах. Инженеры осваивают искусство выращивания алмазов с особыми свойствами и обнаружения их квантовых вращений, что открывает ряд приложений для датчиков в науках о жизни и других областях.

    • Нил Сэвидж

    Контур

  • Микробиом кожи

    Кожа поддерживает разнообразное сообщество микроорганизмов, которые тренируют и поддерживают иммунную систему и отражают патогенные угрозы.

    • Майкл Эйзенштейн

    Контур

  • Видео: Здоровый бактериальный баланс

    Взаимосвязанная микробная экосистема может быть ключом к поддержанию дерматологического благополучия.

    Контур

  • Объяснение микробиома кожи и его связи с человеческим телом

    Кишечник — не единственная часть человеческого тела, в которой находится важный микробиом. Поверхность кожи является домом для обширной и сложной микробной экосистемы, которая взаимодействует с иммунной системой и влияет на дерматологическое здоровье.

    • org/Person»> Майкл Эйзенштейн

    Контур

  • Упадок искусства брахитерапии

    Брахитерапия — признанный метод лечения рака предстательной железы, и многие рекомендуют его, но его использование сокращается, поскольку клиницисты выбирают более яркие методы лечения.

    • Майкл Эйзенштейн

    Контур

  • Держите варианты лечения открытыми

    Людям с раком предстательной железы в настоящее время доступно несколько вариантов лечения. Но один из старейших, брахитерапия, теряет популярность у медиков. Без действий навыки, необходимые для проведения этой эффективной терапии, могут быть утеряны.

    • Майкл Эйзенштейн

    Контур

  • Биоаналоги: имитация биологических препаратов

    Поскольку срок действия патентов на многие биологические препараты скоро истекает, революция биоаналогов вот-вот перейдет на высшую ступень.

    • Майкл Эйзенштейн

    Контур

  • Включите биоаналоги

    Некоторые из наиболее эффективных современных лекарств представляют собой сложные биологические молекулы. По мере того, как их патенты истекают, разработчики лекарств создают подражательные версии, которые могут сделать такие методы лечения более дешевыми и более доступными.

    • Майкл Эйзенштейн

    Контур

  • Цирроз печени: рубцовые войны

    Когда-то считавшийся необратимым, цирроз печени теперь кажется излечимым, и разработка лекарств идет быстрыми темпами.

    • Лиам Дрю

    Контур

коллекций | Природа

  • Природа |

    p53: супрессор опухоли

    Широко известный как «хранитель генома», белок p53 обеспечивает важную защиту от рака, то есть, когда он активен.

    Изображение: Андрей Хросравини

  • Природа |

    Возрастная дегенерация желтого пятна

    Прогрессирующее повреждение сетчатки, наблюдаемое при наиболее распространенной запущенной форме возрастной макулярной дегенерации (ВМД), в настоящее время невозможно замедлить, не говоря уже о том, чтобы остановить. Исследователи используют широкий спектр стратегий, чтобы изменить это.

    Изображение: Рори Уодби-Толли

  • Природа |

    Одножелудочковые пороки сердца

    С некоторыми редкими пороками сердца у новорожденных можно справиться, перенаправив систему кровообращения, и хирурги работают над тем, чтобы вмешаться до рождения плода.

    Изображение: Лора Н-Тамара

  • Природа |

    Синтетические бриллианты

    Первоначально ценившийся как красивый, символический и дорогой драгоценный камень, а затем разработанный как промышленная рабочая лошадка, алмаз теперь вступает в новую область сенсорных приложений, которые зависят от его уникальных квантовых характеристик.

    Изображение: Розанна Ван

  • Природа |

    Микробиом кожи

    На коже человека живут тысячи видов бактерий, грибков, вирусов и архей.

    Изображение: Эндрю Хосравани для журнала Nature

  • Природа |

    Рак простаты

    Людям с раком предстательной железы в настоящее время доступно множество вариантов лечения. Но один из наиболее известных видов лучевой терапии, известный как брахитерапия, похоже, теряет популярность у клиницистов.

    Изображение: Эндрю Хосравани

  • Природа |

    Биоаналоги

    Некоторые из наиболее эффективных новых фармацевтических препаратов представляют собой очень сложные биологические молекулы.

    Изображение: Эндрю Хосравани

  • Природа |

    Цирроз печени

    Долгое время считавшееся необратимым обширное рубцевание печени с циррозом теперь считается обратимым.

    Изображение: Эндрю Хосравани

  • Природа |

    Язвенный колит

    Язвенный колит — изнурительное и неизлечимое состояние. Но исследователи нашли новые способы атаки, и множество предстоящих методов лечения повышают вероятность прочной победы над этой распространенной формой воспалительного заболевания кишечника.

    Изображение: Ирис Аболс

  • Природа |

    восстановление сетчатки

    Изображение: Эндрю Хосравани

  • Природа |

    Повреждение спинного мозга

    В настоящее время исследователи изучают ряд подходов к стимуляции регенерации спинного мозга. В случае успеха жизнь людей с травмой позвоночника снова изменится.

    Изображение: Розанна Ван

  • Природа |

Comments