На чем можно рисовать масляными красками: Масляные краски, на чем рисовать?. Блог школы рисования
06.11.2020 Разное
Рисование масляными красками для начинающих
Содержание
Бытует мнение, что масляная живопись является самой простой. Считается, что сама техника достаточно легкая, а в процессе рисования можно вносить правки когда угодно без последствий. Это абсолютный миф, поскольку исправленная картина будет плохо выглядеть от неудачного исполнения и может погибнуть еще в процессе работы.
Как подготовиться к работе? Инструменты и материалы
Вовсе необязательно покупать много дорогих инструментов, чтобы начать практику. В качестве палитры можно использовать даже старую тарелку. Различают краски для студентов и художников — первые стоят меньше и отлично подойдут для старта.
Масло производится в тубах разного объёма. Начинающему достаточно 22 мл для всех видов красок. Отдельно стоит отметить белила, их купите в емкости объемом 115 мл., так как обычно при работе их требуется гораздо больше для создания смесей.
Инструменты
Кисти достаточно приобрести в трех размерах. Рекомендуем №8 из свиной щетины с округлым кончиком. Такая хорошо подойдет для окрашивания больших участков. Средняя №6 – идеальное решение для повседневных задач. Художники советуют выбирать среднюю плоскую кисть с прямоугольным концом. Третья кисть должна быть небольших размеров, мягкой, круглой, нейлоновой №4. Она – хорошее решение для тонкой работы. При покупке внимательно осматривайте кисти. Зажим ворса должен быть максимально плотным.
Шпатели или мастихины используются, чтобы на палитре комбинировать краски. Также ими можно накладывать краски на полотно вместо кисти или вместе с ними. У шпателя должно быть длинное лезвие и круглый кончик.
Выбрать мастихин
В качестве палитры можно взять старую мелкую тарелку или крупный лист стекла. В магазинах продают обычные деревянные палитры (с отверстием под большой палец).
Магазинные экземпляры следует протереть льняным маслом перед использованием — промасливание уплотняет поверхность и не позволяет краскам впитываться.
Дополнительные аксессуары и материалы
Для жидкости для рисования и промывки потребуются чашечки. Они представляют собой емкости из металла, которые прикрепляют на краю палитры. В качестве чашечек можно воспользоваться жестяной крышкой от банки.
Емкость для промывки кистей нужна, чтобы наливать в нее вайт-спирит или скипидар. Подойдет емкость из-под джема. Не храните кисти непромытыми с остатками краски, иначе они затвердеют и будут непригодными для работы.
Хлопчатобумажная ветошь или полотенца пригодятся для того, чтобы очистить кисти или вытереть лишнюю краску. Например, если требуется взять другой оттенок той же кисточкой.
Разбавительпозволит разжижить цвет или подобрать его. Художники советуют пользоваться чистым скипидаром или вайт-спиритом. Первый дороже и пахнет лучше. Можно подобрать и другие разбавители с менее резким запахом.
Если предпочитаете создавать медленно сохнущие глянцевые картины, купите льняное масло.
Подрамник и мольберт
В продаже есть два варианта холстов – на жестком картоне и на подрамнике. Первые дешевле. Вторые уже грунтованные, фактически являются хлопчатобумажной тканью, которая натянута на деревянную раму. Деревянные клинья в задней части конструкции позволяют подтянуть ткань при провисании. Материал чутко реагирует на изменение в температуре и влажности, а шероховатая поверхность холста хорошо удерживает краску.
Когда пишете картины маслом, важно иметь возможность регулировать угол наклона холста. В продаже есть большие деревянные, облегченные из металла или настольные мольберты. Если мольберта нет, можно установить картину на столе и просто прислонить ее к стенке.
Важное условие – нужно предотвратить ее скольжение.Какой нужен лак?
Картина может просыхать несколько месяцев. Дольше всего будут сохнуть белила. После просыхания работу следует полакировать. Это нужно, чтобы защитить холст от влияния воздуха, из-за которого изображение может потемнеть. Начинающему художнику потребуется бутылка лака для живописи. Покрывать лаком нужно дважды – для ретуши и чистым живописным составом. Чтобы получился первый состав, смешайте один к одному скипидар и живописный лак. Лакировать рекомендуется широкой художественной кистью или с мягким волосом. Картину следует располагать по горизонтали, работая сверху вниз. После этого следует подождать час до высыхания. По прошествии часа нанесите чистый живописный лак.
Основы рисования: как работаем с красками, как наносим, как смешиваем
Большая часть оттенков – результат смешивания красок. Только три цвета являются самостоятельными – синий, желтый и красный. Остальные – продукт смешения трех главных. Если смешать желтый и красный цвет, можно получить оранжевый. Добавив в синюю краску красную получаем фиолетовую. Если будете в разных пропорциях смешивать основные краски, получите различные оттенки ярких и не слишком цветов. Опытные художники это знают и не ищут под каждый тон краску, а думают, сколько нужно добавить в конкретный цвет красного, синего или желтого.
Однако часто в результате смешивания краски утрачивают свою яркость. Поэтому покупают ярко-оранжевые, салатовые, фиолетовые оттенки. Иногда может потребоваться черная краска, поскольку в результате смешения цветов черный цвет будет не слишком темным.
Чтобы осветлить краски, к ним добавляют белила. Живописец должен приучиться к тому, что у оттенка меняется светосила. Постичь искусство точного подбора света можно только долгой практикой.
Картину пишут не сверху вниз или не от угла, а от соотношения светлого и темного. Сначала намечают самые темные места, затем самые светлые. После этого сравнивают эти места между собой и наполняют полотно элементами.
Сколько ждать, пока застынут краски?
Масло – это связующий компонент, который дает возможность добиться яркости, контрастности изображения. Однако именно из-за масла краска может высыхать несколько дней или даже недель. Однако благодаря этому можно иногда внести небольшие коррективы после завершения картины.
На скорость застывания краски влияет:
- Толщина слоя. Чем маски жирнее, тем дольше высыхают.
- Наличие разбавителя. С его помощью можно регулировать скорость высыхания слоя. Если хотите сократить срок сушки, используйте в качестве разбавителя скипидар.
- Натуральные масла. Их присутствие на полотне увеличивает срок высыхания.
- Температура. В прохладной комнате краска сохнет дольше, чем в более теплой. Высокая влажность воздуха увеличивает срок твердения. Водный пар может повлечь появление пленки с обилием жидкости внутри. Впоследствии в месте затвердевания слоя краски могут появиться трещины. Если живописец поставит работу у радиатора отопления, полотно или подрамник может испортиться.
- Освещение. Большое влияние на скорость высыхания влияет свет в помещении. В темной комнате картина будет высыхать в десять раз медленнее, чем в светлой.
- Состав краски . При покупке красок обращайте внимание на их состав. Продукты на полимеризованных маслах быстрее сохнут. Также быстрее сохнут краски с оксидом железа, свинцом и кобальтом в составе. Медленно высыхают продукты со слоновой сажей и кадмием, поэтому избегайте этих компонентов.
Как ускорить сушку?
Чтобы краска на картине высыхала быстрее, следуйте таким советам:
- Прямые солнечные лучи – ваш верный друг и товарищ. Активный ультрафиолет по своей силе может сравняться с сиккативом. Однако долгое воздействие может напрочь испортить картину.
- Полотно без разбавителя быстрее полимеризируется. Часто разбавитель замедляет многослойную сушку. Если требуется быстро написать картину, можно воспользоваться быстросохнущими красками. Однако из-за них по прошествии нескольких лет могут возникнуть трещины на холсте.
- Обработайте холст грунтовкой гессо перед нанесением красок. Грунтовка увеличивает срок жизни полотна и частично впитывает масло из первого слоя. В итоге полотно быстрее высохнет. Однако учтите, что нанесенная грунтовка должна полностью просушиться перед стартом работы.
- Для ускорения сушки лучше брать гладкий и ровный холст. Если холст слишком текстурный и рельефный, в выемки будет попадать много краски, которая долго просыхает.
- Наносите краски тонкими мазками. Особенно это относится к первому слою. Если первый слой будет очень толстый, потом он будет очень долго сохнуть.
Работа со слоями
Всегда наносите краски ровно. Если будете ждать, когда высохнет каждый слой, и только после этого наносить следующий, то работать станет гораздо сложнее. У вас не будет шанса поправить работу в процессе. Если на затвердевший слой краски наносят новый слой или совсем другой рисунок, такая работа требует большой осторожности.
Одной из частых трудностей является смешивание слоев. Когда один слой наносится поверх другого, они могут перемешаться. Чтобы не откладывать работу на несколько дней, мастера рекомендуют использовать специальные быстросохнущие белила или белую подмалевку. В отличие от стандартных титановых белил, они не требуют долгого периода высыхания.
Среди главных преимуществ масляных красок – возможность нанесения толстого слоя, чтобы передать трехмерность изображения. У акварели и пастели нет таких свойств. При работе рекомендуется начинать с толстого слоя, а потом переходить в тонкий, добавляя мелкие детали. Так можно создать эффект переднего плана.
Примерная последовательность рисования
Подготовительный рисунок на холсте наносите углем. Он легко ослабляется и усиливается. Его просто зафиксировать лаком для волос и закрепить краской. Еще один вариант – нанесение изображения кистью или пером с помощью туши. Желательно не использовать простой карандаш — он перемешается с краской и загрязнит слой.
После этого начните лессировку. Нанесите прозрачный слой краски. Он сэкономит материал и добавит глубины. Лессировку нужно делать с помощью лессировочных масляных красок.
Важно тщательно просушить первый слой масляной краски. Сушить нужно в теплом, светлом и хорошо проветриваемом помещении. Не сушите возле обогревателя, иначе слой пожухнет или краски поменяют цвет.
После этого наступает этап подмалевки. Закладываются основные цветовые сочетания, фактуры. Подмалевок делают полулессировочными, а также укрывистыми красками с белилами в местах, где это требуется. Полутени, освещенные места, блики – все это наносится на этапе подмалевка. На этой стадии прописывают цвето-тональные отношения тонким слоем краски. Формы объектов и предметов пока не прописывают.
Уже сейчас должна читаться идея и компоновка композиции. На этой стадии не рекомендуется использовать мастихин и слишком фактурные кисти. Выбирайте упругие кисти средних габаритов.
Прозрачные тени и полутени с прошлого слоя должны оставаться нетронутыми.
Подмалевок следует сушить от трех дней до недели до полного высыхания слоя. Профессиональные художники обычно рисуют несколько картин одновременно, чтобы не терять времени. Это практично, поскольку можно рассчитать скорость высыхания красок и втрое увеличить продуктивность труда.
Затем художник прописывает основные формы, объекты. Им придается объем в цветах и полутенях. Чтобы придать фактурности, можно рисовать мастихином.
Затем наступает этап длительной просушки, который занимает порядка месяца. Слой должен высохнуть полностью или хотя бы до середины.
После этого изображение детализируют с помощью нескольких выразительных деталей. Их прописывают красками средней консистенции. Важные элементы размещают в центре композиции и ближе к переднему плану. Особое внимание уделяют контрасту картины.
На последнем этапе смахивают лишние детали и списывают задний план. В качестве главного приема может послужить лессировка, которую наносят на просохший слой. После чего картину сушат до полного высыхания и покрывают лаком.
Как хранить масляные краски и готовые картины
Краски рекомендуется хранить в деревянном ящике подальше от отопительных приборов и огня в сухом месте. Если они в тюбиках, следите, чтобы емкость не треснула. В случае хранения смеси не допускайте контакта с воздухом. В открытой емкости краску можно хранить три дня, ее уже нельзя повторно разбавлять.
Чтобы хранить небольшой объем, сделайте пакет из фольги и выдавите из нее воздух. Масляные краски можно замораживать. Остатки можно герметично запаковать и положить в морозильную камеру. Там они могут храниться долго.
Картины лучше всего хранить на подрамнике, подальше от жары и влажности. Возле картины нежелательно курить, на нее не должна попадать копоть. Если ее постоянно трогать пальцами, то со временем рисунок потускнеет. Следует избегать прямого попадания солнечных лучей, однако не стоит прятать холст в чулане. Идеальное решение – рассеянный свет.
Бумага для рисования маслом
Мастера, работающие с красками на масляной основе, знают, что качество картины зависит не только от уровня мастерства, но и от типа выбранной «основы».
После того как вы доведете прорисовку штрихов и линий до автоматизма, можете выбрать тканевые полотна, выполненные из льна или хлопка. А на первых этапах вам понадобится качественная бумага для рисования маслом.
О секретах выбора подходящей «основы» мы расскажем в обзоре.
Виды бумаги для масляных красок
Оптимальное решение – прогрунтованный картон. Он плотный, по текстуре напоминает холст, изготовленный изо льна или хлопка.
Его единственный недостаток в том, что он молниеносно впитывает влагу из краски, поэтому не стоит ожидать красивого глянцевого эффекта.
Второй вариант, который подойдет для начинающих живописцев, – специальная бумага для рисования маслом. Ее отличительные особенности:
- плотность: от 300 г/кв.м;
- рельефная текстура: она напоминает холщовые полотна;
- натуральная основа: целлюлоза.
Она обеспечивает стойкость цвета и фактуры масляных красок, а также форму «основы».
Найти наборы бумаги, подходящие для работы с этим материалом, можно у брендов ARCHER HUILE, Royal Talens, Fabriano и других. Как правило, они делают пометку, что набор предназначен для рисования маслом.
Для изготовления наборов бумаги используется натуральные материалs – хлопок и целлюлоза. Их соединяют методом прессовки. Вы получаете плотный лист полотна, сохраняющий яркость красок и их консистенцию.
Почему нельзя использовать офисную бумагу для творчества
Что касается более традиционных вариантов, то скажем сразу, что офисная бумага для рисования маслом – неподходящее решение. Причин несколько:
- Она недостаточно плотная: на обратной стороне останутся следы от масляной краски.
- У нее гладкая текстура: это значит, что краска будет растекаться, несмотря на густую и плотную консистенцию.
- Она быстро деформируется: на участках, пропитанных красками, появляются царапины, небольшие разрывы.
Если хочется немного потренироваться в нанесении мазков, тогда офисная бумага вполне подойдет. Но помните, что это временная замена более плотному полотну.
Только обязательно подложите под листы офисной бумаги старую газету или картон, чтобы на поверхности стола не оставалось следов от краски, поскольку ее достаточно трудно вывести.
Как проверить качество бумаги
Начинающему мастеру важно почувствовать «контакт» с полотном. Кисть должна плавно скользить по бумаге, а мазки – быть густыми и насыщенными.
Если вы подбираете бумагу для работы с краской на масляной основе впервые, то можно провести «тест-драйв» для образцов от разных брендов. В профильных магазинах разрешают нанести пару штрихов на поверхность «основы», чтобы оценить, насколько комфортно вам работать с материалом.
Покупайте бумагу для работы с масляными красками в профильных магазинах. И помните о лайфхаках, о которых шла речь в нашем обзоре. Они помогут выбрать качественный образец.
Желаем вдохновения и ярких работ!
Основы для масляной живописи. На чём рисовать маслом? — Ghenadie Sontu Fine Art
Из сказанного выше следует, что дерево как основа для живописи масляными и другими красками употребляется с давних пор. В средние века были распространены доски, изготовленные из нескольких частей. Цельные, как и клееные, доски изготовлялись из различных пород древесины. На Руси живописцы, как правило, использовали для этих целей породы деревьев, произрастающих в средней полосе: березу, ольху, сосну, а также дуб и бук.
Большая часть картин, написанных на деревянной основе, хорошо сохранилась до наших дней, несмотря на то, что у этого материала есть целый ряд недостатков: он коробится, растрескивается, поражается микроорганизмами и личинками жуков-точильщиков.
Доски под основу для масляной живописи готовят из древесины без смолистых включений и сучков, хорошо выстругивают и отшлифовывают. Доска под основу может быть, как уже говорилось, целиковой или склеенной из отдельных дощечек, или в виде фанеры. Доску вымачивают в горячей воде несколько часов для удаления растворимых в воде веществ и свертывания белковых веществ, являющихся одной из главных причин порчи древесины. После этого доску осторожно высушивают при температуре не выше 50 °C во избежание возможности растрескивания и долгое время выдерживают в сухом месте. Для уничтожения микроорганизмов, находящихся в древесине, доски пропитывают антисептиком, например раствором сулемы.
Стекло применяется для прозрачной живописи. По стеклу (без предварительной его грунтовки) пишут очень тонко разведенными скипидарным лаком масляными красками, причем теми, которые имеют большую прозрачность. Стекло для этой цели берется толстое, зеркальное, с матовой поверхностью, так как на матовом стекле благодаря его шероховатости краски не скользят при нанесении и держатся крепче, чем на гладком.
В качестве основы под масляную живопись используются различные металлы, которые являются исключительно прочным материалом по сравнению с холстом, деревом, картоном, бумагой и т. д. Обычно это пластины или доски различного размера и толщины, сделанные из меди, железа, цинка, свинца и алюминия. Поверхность металлических основ, предназначенных под живопись, обычно промазывается тонким слоем чесночного сока, обладающего клеящей способностью, и покрывается 2–3 тонкими слоями масляной краски. Иногда употребляли грунтовочные смеси, состоящие из горшечной глины, красной жженой земли и умбры, стертых на льняном масле. В некоторых случаях для того, чтобы грунт хорошо держался, поверхность металла подвергается насечке в виде сплошной сетки из неглубоких линий. Некоторые художники XVII в. покрывали металл тонкими листочками червонного золота для предохранения красочного слоя от вредного воздействия металлической основы.
Медь. Для основы под масляную живопись использовались листы меди толщиной 0,2–0,5 см, изготовленные почти из чистой красной меди. Поверхность медного листа покрывалась сетью продольных и поперечных линий, сделанных острым инструментом. Это способствовало более прочному сцеплению грунтовых слоев с металлом. Затем поверхность доски протиралась чесночным соком, который ее обезжиривал. В качестве грунта использовалась смесь горшечной глины, красной жженой земли и умбры, стертых на льняном вареном масле. Некоторые художники применяли в качестве грунта свинцовые белила, красную жженую охру, умбру, которые стирали на льняном или ореховом масле.
Зная, что медь при окислении приобретает зеленоватый цвет, живописцы XVII и XVIII вв. с целью предохранения красочного слоя живописи от вредного воздействия окислов меди покрывали поверхность медной доски листовым золотом, которое наклеивалось с помощью чесночного сока, после чего грунтовали масляной краской. Грунт наносился тонкими слоями, как правило, 2–3 раза.
На медных досках писали некоторые свои работы такие художники, как М. Караваджо, А. Ватто, О. Фрагонар, Ф. Буше, В. Боровиковский, И. Аргунов и др. В большинстве случаев живописные работы, выполненные на медной основе, хорошо сохранились.
Железо в качестве основы живописного произведения применяется крайне редко из-за своей подверженности быстро окисляться, покрываясь тонким слоем ржавчины. В число немногих художников, кто использовал железо в качестве основы, были Н. Пиросманишвили, многие произведения которого написаны на загрунтованных железных листах, а также В. Серов.
Цинк. Цинковые доски являются малопригодным материалом для основы под масляную живопись вследствие своей подверженности температурным изменениям. Из-за сильного сжатия и расширения цинковые листы не дают прочного сцепления красочного слоя с поверхностью металла. Кроме того, масляные краски, в состав которых входят свинцовые или медные соединения, вступая в соприкосновение с цинком, быстро чернеют и осыпаются. На цинковых досках крупнейшими русскими мастерами конца XIX в. было написано много произведений религиозной живописи, которые, к сожалению, в этой связи плохо сохранились.
Олово. В масляной живописи неоднократно в качестве основы применялись оловянные листы, набитые на доски с целью предупреждения деформирования мягкого листа олова.
Олово относится к металлам, которые окисляются с трудом, стойки к воздействию внешних атмосферных влияний. Впервые олово как основание под живопись стали применять в XVII в. западноевропейские художники, они писали по тонким оловянным доскам, загрунтованным масляной краской. Специалисты утверждают, что сохранность живописных работ, сделанных на оловянных основах, хорошая.
Несмотря на ряд перечисленных достоинств металлы не рекомендуется применять в качестве основы под масляную живопись. На это есть три очень важные причины.
Во-первых, металлы очень сильно изменяются в своем объеме под влиянием колебаний температуры, отчего происходит быстрое расшатывание и осыпание наложенных на них красок, чему способствует также недостаточно крепкая связь грунта и красок с поверхностью металлов.
Во-вторых, различные металлы по-разному действуют после высыхания масляных красок: одни сохнут быстрее, другие медленнее, в зависимости от того, на какой металл краски нанесены.
В-третьих, большинство металлов подвержено в той или иной степени коррозии, отчего наложенный на них слой красок разрушается.
Линолеум представляет собой джутовую или какую-либо другую ткань, покрытую под давлением горячей смесью, состоящей из вареного сгущенного льняного масла, очень мелких пробковых или древесных опилок, смолы и краски. Линолеум обладает большой прочностью и эластичностью. По своему составу линолеум близок к связующему масляных красок.
Грунтуется линолеум с обратной стороны, так как на глянцевой поверхности грунт не может прочно держаться, даже вместе с живописью осыпается. На линолеуме И. Репиным написано несколько картин.
Масляная живопись. Как рисовать масляными красками на холсте
ТехникаПоскольку масляная краска использует масло в качестве связующего элемента, ей требуется некоторое время для полного высыхания.
Это является и преимуществом и недостатком в то же время. Это является преимуществом, когда художнику необходимо определенное время для работы и это дает возможность смешивать краски прямо на поверхности холста. Это свойство масла становится недостатком, если необходимо быстро положить краску на область закрашенную другим цветом.
Импастометод, при котором создается картина трехмерной текстуры путем наложения толстых слоев краски. Это удобно и быстро осуществить при помощи шпателя.
Подмалёвкаявляется монохромной живописью, в которую добавляются последующие слои краски различных цветов. С помощью наложения слоев краски можно создать интересные цветовые и объемные эффекты.
Лессировкананесение нового тонкого слоя прозрачной краски на предварительно высушенный слой.
Живопись шпателемЖивопись шпателем требует большое количество краски, которые быстро накладываются на поверхность картины, создавая объемную текстуру. Этим шпатель похож на технику импасто. Не все типы красок годятся для техники импасто. Наиболее подходят для этого масло и акрил.
При создании объемной структуры картины нужно учитывать, как эти объемные элементы будут работать с цветом и светом, поскольку такая живопись, в некоторой степени, приобретает свойства скульптуры. Эффект будет зависеть от того, как свет падает на картину, от угла зрения и т.д.
Для картины, выполняемой шпателем необходимо подобрать подходящую основу. Поскольку краска кладется толстым слоем, при высыхании она превратиться в достаточно жесткую и тяжелую структуру. Поэтому бумага для этой цели не подойдет. Лучше использовать хорошо натянутый холст, доску, оргалит.
Как рисовать масляными красками
Масляные краски достаточно сложный материал и освоить живопись маслом по-быстрому не удастся. Даже великие мастера могут не раз править и переделывать свои работы, доводя их до совершенства. Но наряду с трудностями масляная живопись открывает новые горизонты в творчестве, даёт возможность делать лёгкие эскизы и более полные глубокие работы, воплощает игру света и тени, создаёт перелив и плавное перетекание цветов.
Не важно, художник Вы с многолетним стажем или только начинаете осваивать изобразительное искусство, собираетесь создать шедевр или сделать небольшой набросок — для начала нужно выбрать масляные краски, кисти, холст и другие необходимые инструменты.
Перед тем как приступить к работе с цветом, нужно перенести рисунок на холст. Если Вы решили написать портрет, то последовательно нарисуйте глаза, рот, нос, овал лица, шею, волосы. Сделать это можно с помощью карандаша, угля или копирки. После нанесения рисунка, его нужно закрепить на холсте. Делается это для того, чтобы краска лучше прилипала к основе. К тому же частицы материала, которым наносился рисунок, могут вмешиваться в краску, меняя тем самым ее цвет. Сделать это лучше при помощи специального фиксажа. Можно сделать набросок сильно разбавленными масляными красками, в этом случае закрепление не понадобится.
Существуют две основные техники работы с масляными красками: за один прием – Аля Прима и многослойная.
Профессиональные художники для написания портрета обычно выбирают технику многослойной прописи, так как она даёт возможность лучше передать глубину и раскрывает все возможности живописи маслом. Суть такого способа в том, что нарисовав контур, делают подмалевки – расставляют на полотне световые пятна и теневые акценты. Делают это тонким слоем сильно разведенной краской. Затем картина прописывается более густо во всем разнообразии цветов и оттенков. И в заключение делается лессировка — нанесение полупрозрачных цветов на уже подсохшие основные. Это позволяет создать глубокий цвет с эффектом перелива.
Недостаток такого способа в том, что на создание картины уходит от шести до двенадцати месяцев.
Если Вы решили освоить технику многослойного написания картин, то Вам следует изучить некоторые нюансы, связанные со свойствами масляных красок. Если не дать первоначальному слою просохнуть, то при вторичной прописке масло может пожухнуть – стать матовым. Такие дефекты можно устранить при помощи ретушного лака. Также можно использовать и масло, при этом остатки, не впитавшиеся в краску, убираются на следующий день при помощи промокашки. В древности мастера протирали сильно высохшую краску разрезанной луковицей или чесноком, это улучшает сцепление слоев между собой.
Каждый новый слой по толщине должен быть равен предыдущему, либо стоит накладывать краску более густо. Но ни в коем случае не тоньше, иначе при высыхании краска просто потрескается.
Со временем масляные краски становятся немного прозрачными, и те нежелательные места, которые были замазаны, начинают просвечивать сквозь верхний слой. Поэтому окончательно избавится от нежелательных элементов можно только соскаблив их, пока они еще не высохли.
Гораздо быстрее создаются работы в технике Аля Прима. К тому же этот способ проще и отлично подойдет для начинающих. Смысл написания картин по этой технике состоит в том, чтобы завершить всю работу до того как краски застынут. То есть от начала работ у художника в запасе есть не больше трёх-четырёх дней. Короткие сроки могут стать и преимуществом если Вы решили написать портрет «по-быстрому». На сроки высыхания влияет толщина мазка: чем гуще краска — тем больше времени на это потребуется. Поэтому здесь чаще пользуются разведенными красками, иногда позволяя им просвечивать через масло. Это создает эффект легкости и света.
Рисование масляными красками
Масляные краски, несомненно, материал профессиональных художников. Художественные галереи предпочитают картины написаные маслом картинам акриловой живописи, и такого же мнения зрители. Его популярности среди меценатов сильно способствуют его 500-летняя история и тот факт, что большинство знаменитых картин выполнено маслом.
Рисуем масляными красками различные рисунки
Художников масляные краски привлекают замечательной консистенцией сливочного масла, возбуждающим запахом и своей универсальностью. Масло не только лучше лессирует, чем какой-либо другой красочный материал, но и особенно хорошо сохраняет следы кисти и мастихина.
С масляной краской вовсе не так трудно обращаться, как вам может показаться. Однако вам придется купить много аксессуаров и вам потребуется большое пространство для сушки и хранения картин. Если вы хорошо организованы, можно свести беспорядок к минимуму, хотя у многих живописцев, кажется, больше краски на ковре и ручках двери, чем на холсте прежде чем они научаться рисовать масляными красками. Предупреждение художникам, пишущим маслом: не игнорируйте законов, присущих данной технике. Если вы не будете следовать правилам, то у вас может совершенно не получиться то, что вы задумали, и вам будет сложно научиться рисовать масляными красками.Масляные краски, смешиваемые с водой
Самым интересным шагом в развитии живописи с момента появления акриловых красок в 60-е годы XX века стало внедрение масляных красок, смешиваемых с водой. Строгие регламентации относительно применения растворителей привели к сокращению использования масляных красок в художественных школах. Масляные краски, смешиваемые с водой, оказались решением проблемы. Они имеют те же характеристики, что и традиционное масло, но растворяются и смываются водой.
Алкидные масляные краски
Эти быстросохнущие масляные краски становятся сухими на ощупь за 18-24 часа вместо обычных 2-12 дней. Они также более прозрачны, чем обычное масло, что делает их отличным средством для лессировки. Алкидные краски также идеальны для живописи на воздухе при рисовании природы или животных .
Масляные карандаши
Масляные краски могут быть смешаны при рисовании с воском для получения твердых карандашей для живописи. Они чрезвычайно выразительны, но быстро расходуются, если вы пишете большие холсты. Высококачественные масляные карандаши превосходят масляную пастель, которая менее насыщена пигментом и менее стойка.Рисуем Пастелью. Как использовать пастель в рисовании
Хотя пастель относят к живописным материалам, ее техника похожа на рисование. Пастель выпускается в широком диапазоне, включающем сотни чистых цветов. Большой диапазон необходим, поскольку, в отличие от масляных красок, пастель не может смешиваться для получения производных цветов. Однако цвета могут быть смешаны либо физически на бумаге, либо посредством штриховки. Пастель непрозрачна, и работать лучше на тонированном грунте, который объединяет картину и иногда помогает создать определенное настроение.
Недостаток пастельной живописи — порошкообразная, хрупкая поверхность, которая затрудняет ее хранение. Эта хрупкость уменьшается применением фиксатива, но не используйте его чрезмерно, так как изменения цвета будут слишком велики. Лучший способ хранения пастельной живописи — паспарту, которые потребуют дополнительных расходов, но предохранят законченные работы от трения друг о друга.
Рисуем используя Мягкую пастель
Лучшая пастель для рисования — мягкая и жирная, которая оставляет на бумаге нужное количество краски. Пастельные карандаши большого диаметра предпочтительнее, чем малого, так как они не так легко ломаются и наносят больше краски при каждом штрихе.
Твердая пастель в рисовании и живописи
Твердая пастель выпускается, хотя в более ограниченном диапазоне. Она хороша для окончательной отделки, для наложения бликов и особенно подходит для работы линиями.
Водорастворимые карандаши и мелки
Водорастворимые карандаши — еще один рисовальный материал, который начинающие иногда рассматривают как мостик между рисунком и живописью. Однако творческие результаты отличаются от тех, которые достигаются при применении обычных акварельных красок, и качество пигмента не так высоко, как в лучших акварельных красках. Выпускаются также более толстые водорастворимые мелки, которыми можно оставлять более широкие следы и выполнять более плотную штриховку, что делает их скорее материалом живописца.
Оценка визуальных качеств масляной краски
Какие бы иные причины ни побудили вас выбрать масляную краску для рисования, ее визуальные качества, безусловно, были определяющими. Поэтому рисование масляными красками очень популярно среди художников. Дело не в том, что один тип масляной краски привлекательней другого при рисовании или в чем-то превосходит его. Это связано с тем, что вы чувствуете, когда смотрите на картину, и как это чувство пробуждает в вас желание писать свои собственные рисунки масляными красками, используя такой материал для рисования как масляная краска.
~ К началу страницы ~
Масляная живопись. С чего начать?
07.09.2020
Сегодня поговорим о том, с чего начать новичкам при работе с масляными красками.
Чтобы писать картины масляными красками, нужно разбираться в инструментах, которыми будет создаваться картина, знать особенности красок при их нанесении, подобрать нужный холст и многое другое. Новички же, увидев множество приспособлений, разнообразных красок и кистей, могут попросту потеряться среди всего этого разнообразия и не понимать с чего же следует начать. Разберёмся в этих вопросах поподробнее.
Для начала следует правильно выбрать краски и холст.
Покупать сразу много красок не стоит, для начала Вам хватит максимум 12 цветов, но чтоб входили такие цвета как: белый, чёрный, красный, синий, жёлтый. Если из этих основных цветов Вы уже умеете смешивать и получать новые цвета, то минимума в 5 цветов будет вполне достаточно. Со временем будете пополнять палитру красок, уже будете понимать какие цвета у Вас тратятся быстрее и какого цвета нужно купить больше. Ознакомьтесь с таблицей цветов товара, определите какие краски Вам нравятся больше. Хорошо бы знать в какой цветовой гамме будет картина: пастельные цвета, или же яркие разноцветные или же будут преобладать серые оттенки. Всё это нужно продумать перед покупкой красок.
Холст желательно должен представлять из себя льняное полотно. Оно может быть как гладкое, так и зернистое, с различными неровностями. Полотно с большой зернистостью подходит для рисования различных рельефов, стволов деревьев, кирпичных стен. На таких полотнах можно работать крупными мазками. Световые переходы на таком полотне передать неудастся, для этого подойдёт гладкое полотно, мелкозернистое. Кстати, именно для начинающих художников полотно лучше выбирать именно мелкозернистое. На нём можно предварительно сделать рисунок карандашом.
Кисти.
Для масляной живописи лучше выбирать кисти из натурального волоса, щетинные или колонковые. Лучше всего подходит кисть из колонка, но так как такие кисти по цене могут позволить себе не все, то можно использовать кисти из хорька или белки. По номерам можно различить размеры кистей. Поначалу можно купить щетинные кисти №2, 4, 6, 8, 10, 12. Со временем Вы поймете, какие кисти для Вас удобнее. Очень важно держать кисти в чистоте. (О том, как правильно ухаживать за кистями, можно прочитать в нашем блоге).
Лаки.
Есть такие, которые используются непосредственно с красками. Сначала кисть макают в лак, затем в краску и наносят на холст. Другая форма лака, это когда его наносят уже на готовую живопись. Лаки нужны для защиты картины от повреждений и для блеска красок.
Растворители.
Это очень нужная вещь на завержающей стадии, для лёгкого очищения кистей от красок. Кисти сначала держат в растворителе, чтоб масляная краска сошла, а затем уже промывают в мыльной воде.
Тройник.
Тройник — это средство для разбавления масляных красок. Состоит из льняного масла, скипидара и лака. Если у Вас вдруг нет тройника, то вместо него может подойти и разбавитель. Обычно, тройник наливают в маслёнку.
Маслёнка.
Ёмкость для краски или растворителя называется маслёнкой. Они бывают пластиковые и железные. Маслёнки обычно крепятся на палитру, для чего имеют удобные прещепки. Лучше брать маслёнку с крышечкой, чтобы краска не проливалась и не засыхала.
Палитра.
Визитная карточка любого художника — это, конечно же, палитра. Они бывают разных размеров и форм. Краски на палитре лучше располагать по краям, место в центре подойдёт для смешивания.
Мастихины.
Это лопаточки, которыми наносят или убирают краски с холста или с палитры. Бывают также разных размеров. Есть даже специальные живописные приёмы, когда картина рисуется не кистями, а тольео мастихинами.
Мольберт.
Удобнейшая вещь для создания живописи. Можно оценивать со стороны свою картину, отойти подальше или присмотреться вблизи. Перед мольбертом можно работать как стоя, так и сидя. Покупая мольберт, обратите внимание на его прочность, крепления, размеры.
Этюдник.
Этюдник — это чемоданчик, который можно взять с собой и рисовать вне дома. Положить в него можно всё необходимое: краски, растворители, кисти, палитру, картон и др. Этюдники бывают разных размеров, с ножками, которые можно регулировать по высоте и без них. При покупке этюдника также следует обратить внимание на материал, крепления и размеры.
Мы разобрали самые основные моменты перед началом работы над масляной живописью. И теперь можно начинать творить!
10 советов по рисованию маслом для начинающих
Художники рисуют масляными красками сотни лет, и масляные краски по-прежнему пользуются популярностью во всем мире благодаря своей универсальности, качеству и цвету. Хотя начать рисовать маслом довольно легко, это немного больше, чем акрил, поскольку вы работаете с токсичными растворителями и средами, а время высыхания намного дольше. У отдельных художников, которые рисовали какое-то время, есть свои любимые бренды, кисти, палитры и среды, но вот несколько общих советов, которые могут быть вам полезны, если вы только начинаете работать с масляными красками.
Начни с маленьких картин
Маленькое рисование дает вам возможность опробовать технику и поэкспериментировать с цветом, не вкладывая в процесс слишком много времени или материала. Вы можете купить небольшие холсты размером 8х10 дюймов или холстовые доски или даже попробовать нарисовать маслом на бумаге. (Не забудьте сначала сделать гипс из бумаги).
Организуйтесь
Обустройте пространство в хорошо вентилируемом помещении, где вы можете держать свои палитры и принадлежности наготове, а картины — на виду.Это даст вам возможность увидеть и подумать о своей работе, даже если вы на самом деле не рисуете. Это также упростит процесс рисования, так что вы будете склонны рисовать чаще, даже если возможно, ежедневно. Ваша работа быстро улучшится, если вы будете много рисовать. Это практика создания искусства.
Инвестируйте в кисти
Покупайте краски профессионального уровня, так как вы можете их себе позволить, а не студенческого уровня. Профессиональный сорт имеет большее соотношение пигмента к связующему.Купите всего несколько кистей более высокого качества — для начала подойдет три разных размера. Вы можете покупать больше и экспериментировать с различными формами, когда будете рисовать больше. Вы можете использовать синтетические кисти, сделанные для акриловых красок для масла, но есть также ряд кистей для натуральных волос, которые можно использовать с маслом. Щетки из щетины (борова) используются чаще всего.
Загрунтуйте поверхность покраски
Вы можете рисовать на самых разных поверхностях — холсте, дереве, бумаге — но что бы вы ни выбрали, важно нанести на окрашиваемую поверхность грунтовку, называемую гипсом, чтобы масло не просачивалось на поверхность и защищало поверхность от кислот, содержащихся в ней. краску и обеспечьте поверхность, на которую краска будет легче держаться.Вы также можете использовать предварительно загрунтованные доски или холст и нанести на них еще один или два слоя левкаса, если вам нравится более гладкая поверхность. Амперсанд Гессоборд — это приятная гладкая и прочная поверхность для работы.
Общие сведения о цвете и смешивании цветов
Основные цвета краски не являются «чистыми», а скорее склоняются к либо к желтому, либо к синему, делая их теплыми, если к желтому, или холодными, если к синему. Это влияет на то, как смешиваются основные цвета для получения вторичных цветов.
Используйте ограниченную палитру окраски
Не думайте, что вам нужно использовать все цвета в своей картине одновременно.Начните с монохромной картины, картины только одного оттенка плюс его оттенки (добавлен черный) и оттенки (добавлен белый). Вы можете использовать любой цвет в зависимости от того, хотите ли вы холодного или теплого рисунка. Это позволит вам почувствовать краску. Когда вы будете готовы, добавьте в свою палитру теплые и прохладные оттенки каждого основного цвета, а также земляные тона, такие как жженая сиена, жженая умбра и желтая охра.
Начните с эскиза маслом
Это тонкий подмалевок, состоящий из красителя и скипидара (или заменителя скипидара без запаха, такого как скипидар). Он быстро высохнет, так что вы сможете добавлять последующие слои краски и цвета, не дожидаясь слишком долгого высыхания. Жженая сиена полезна для обозначения ценностей и композиции, независимо от того, работаете ли вы на белом холсте или сначала тонируете его нейтральным серым.
Понять заказ краски
Краска густая поверх тонкой, жирная над постной, медленно сохнущая над быстросохнущей. Это означает использование более тонкой краски и меньшего количества масла в первых слоях, что позволяет сэкономить более густую краску и более высокое содержание масла для последующих слоев.Это обеспечит высыхание более ранних слоев и предотвратит растрескивание рисунка. Начните с подмалевки краской и скипидаром, затем переходите к живописной среде, состоящей из комбинации скипидара и льняного масла в соотношении 2: 1. Льняное масло может желтеть с возрастом (что более заметно на светлых тонах), но сохнет быстрее, чем другие масла.
Очистите кисть
По окончании рисования важно очищать кисть между красками и водой с мылом. Картина маслом может испачкаться. Держите под рукой бумажные полотенца и тряпки, чтобы стереть с кистей излишки краски и скипидара. Во время рисования имейте в наличии два контейнера: один для скипидара для очистки кисти между красками, а другой — для среднего для смешивания с краской.
Сохраняйте порядок
Масляные краски и среды токсичны при попадании внутрь или попадании на кожу. Держите их подальше от домашних животных и маленьких детей. Утилизируйте краски, растворители, тряпки, бумажные полотенца и одноразовые бумажные поддоны или бумажные тарелки (которые также можно использовать в качестве поддонов) надлежащим образом.Вы должны намочить или замочить тряпку и бумагу в воде, прежде чем выбросить их, так как они легко воспламеняются, могут нагреваться при высыхании, а иногда и самопроизвольно возгораться.
5 советов по рисованию маслом для начинающих
После того, как вы усвоили меры предосторожности, вы можете медленно приступить к и выяснить, какие материалы и инструменты вам нравятся больше всего. Как правило, художник, только начинающий работать с масляной краской, захочет собрать набор кистей, тряпок, палитру, поверхности для рисования (обычно называемые опорами), грунтовку, скипидар, среду и несколько тюбиков с краской.
Для художника, который преподает по всей Великобритании в таких школах, как Манчестерская школа искусств и Лондонская школа изящных искусств Слейда, самым важным инструментом является кисть. «Если вы хорошо ухаживаете за своими щетками, они прослужат вам всю жизнь», — отметила она. Начните с множества различных видов, ищите вариации по форме — круглые, квадратные и веерные формы — некоторые примеры — и материала, такого как соболь или щетина. Валенгин советует покупать их лично в магазине, а не онлайн, а .Таким образом, вы можете физически наблюдать за качеством и различиями щеток, прежде чем покупать их.Что касается красок, Валенгин рекомендует инвестировать в менее дорогие краски, если вы новичок. Тюбик высококачественной масляной краски объемом 37 мл может стоить более 40 долларов, поэтому лучше покупать более дешевые краски, пока вы все еще практикуетесь и экспериментируете. Продолжая рисовать, вы обнаружите, какие марки и цвета вы предпочитаете. «В конце концов, вам может понравиться этот красный цвет у этого бренда, а затем вы обнаружите, что предпочитаете этот синий цвет у другого бренда», — предположил Валенджин.«Как только вы немного больше узнаете о цветах, вы сможете инвестировать в подходящие пигменты».
Чтобы дополнить кисти и краски, не забудьте купить мастихин, чтобы смешивать краски. Использование кисти со временем может привести к повреждению щетины. Для палитры многие художники вкладывают деньги в большой кусок стекла, но Валенгин отмечает, что если вам случится найти запасной кусок стекла, лежащий поблизости, вы можете использовать его, просто обмотав края изолентой.
Чтобы загрунтовать холст или другие основы, многие художники используют акриловый гипс — густую белую грунтовку — но вы также можете использовать клей для кожи кролика, который сохнет прозрачно.Вам также понадобится растворитель, например, скипидар, чтобы разбавить краску, и большинство художников обычно держат под рукой несколько разных видов масляных средств. Некоторые средства, такие как льняное масло, помогут краске высохнуть немного быстрее, а другие, например, масло для стоячей, увеличивают время высыхания.
Масляная краска сохнет очень медленно , и даже если поверхность кажется сухой, краска под ней может быть влажной. При использовании масляных красок вы всегда должны помнить об этих двух правилах: 1) рисовать от худого до толстого (или «жирного над постным») и 2) никогда не накладывать акрил поверх масла.Рисование «от худого к толстому» означает, что вы должны начинать рисование с тонких смывок краски, и по мере того, как вы наносите слой, вам следует добавлять меньше скипидара и больше среды на масляной основе; В противном случае слои краски высохнут неравномерно, и со временем поверхность вашего произведения искусства потрескается. То же самое касается наслоения акрила и масла — если вы не хотите, чтобы краска трескалась, всегда наносите масло поверх акрила.
10 техник и советов по рисованию эфирным маслом
Техника масляной живописи может показаться ошеломляющей, когда вы только учитесь рисовать. Хотя со всеми типами красок нужно учиться, масла по своей природе могут быть особенно неумолимыми. Мы уже видели, как художники могут улучшить свою работу с помощью общих практических техник рисования, но в этой статье мы рассмотрим конкретно техники рисования маслом.
Эти советы могут изменить ваш рабочий процесс и вдохнуть новую жизнь в ваши картины маслом. Начните с просмотра видео ниже, в котором представлены 10 основных техник масляной живописи, которые вам нужно знать, чтобы начать рисовать уверенно.
Пока вы здесь, вы также можете изучить наше руководство по рисованию на холсте для начинающих или нашу сводку о том, как рисовать … уроки.
Теперь давайте рассмотрим эти техники масляной живописи более подробно.
01. Держите кисть правильно
Держите кисть за конец для максимального контроляНа кисти есть много разных захватов, которые художник может использовать во время рисования. Однако есть один метод, который следует знать каждому художнику: чтобы добиться максимальной плавности и чувствительности мазков, держите ручку кисти как можно дальше.
Поначалу это может показаться неудобным, но он обеспечивает максимальную степень контроля, поскольку позволяет рисовать всей рукой, а не только запястьем. Чтобы получить дополнительные советы по использованию кистей, ознакомьтесь с нашим руководством о том, как выбрать кисть для рисования и как чистить кисти.
02. Управляйте ориентацией кисти
Использование любого угла вашей кисти увеличивает вашу универсальностьВ процессе рисования очень легко забыть, что ваша кисть имеет две стороны или две ориентации! Вы не ограничены тем, что всегда наносите широкие мазки плоской стороной кисти, так как каждую кисть можно повернуть набок, чтобы линии или мазки были более четкими.Научившись управлять линиями с помощью ориентации кисти, вы сможете рисовать быстрее и универсальнее.
03. Меняйте давление
Изменяя давление, вы также меняете текстуру.Избегайте «тяжелых рук» при работе с кистью. Иногда давление, которое вы прикладываете с помощью удара, может иметь значение между совершенством и беспорядком. Чем сильнее вы нажимаете, тем больше краски будут смешиваться и образовывать гребни по бокам мазков. Ознакомьтесь с тем, как ваши легкие, средние и тяжелые мазки выглядят на холсте, и соответствующим образом меняйте давление, чтобы добиться желаемых эффектов.
04. Используйте силу живописи
Живопись может удивительным образом изменить вашу краскуМасляная живопись — это не только краска. Абсолютно важной частью управления краской является использование художником среды рисования — обычно смеси растворителя и масла, используемой для модификации краски и ее различного поведения. Добавление большого количества медиума сделает вашу краску ровной и прозрачной, как смывка, а добавление небольшого количества медиума придаст краске консистенцию, напоминающую майонез.
05. Держите цвета чистыми
Держите кисти в чистоте, чтобы не испачкать свой цветБудьте осторожны, когда берете краски из груды краски на палитре. Убедитесь, что ваши кисти чистые, иначе вы испортите цвета, которые хотите использовать. Очень важно сохранять интенсивность цветов прямо из тюбика, поэтому не забывайте регулярно и часто чистить кисти — даже между мазками, если это необходимо.
06. По возможности используйте двухцветные смеси.
Чем меньше красок вы смешаете, тем ярче будет полученный цвет.Взяв из каждого ворса при смешивании, получится тусклая и менее интенсивная смесь.Практикуйтесь в смешивании того, что вам нужно, используя только два цвета и белый. Расширяя свои познания в области цвета и совершенствуясь в смешивании, вы будете рисовать намного эффективнее и быстрее, и это принесет пользу вашей работе.
07. Не смешивайте слишком много
Смешивайте столько, сколько необходимоКогда смешанные цвета сначала сталкиваются друг с другом, в смеси появляются крошечные несоответствия, которые помогают добавить яркости и интересности вашей краске. Итак, когда вы комбинируете цвета для создания смеси, важно убедиться, что вы смешиваете их ровно столько, сколько необходимо, прежде чем наносить мазок. Если вы перепутаете два цвета, вы превратите интересную смесь в ровную и неинтересную кучу красок.
08. Не экономьте на краске
Используйте столько краски, сколько необходимо для реализации вашего виденияИногда вам нужна тонкая краска, но в других случаях вам нужен толстый мазок для достижения желаемого эффекта, поэтому убедитесь что вы используете достаточно краски, чтобы создать нужный тип мазка. Не сдерживайте краску за счет вашей картины. Если вы постоянно водите кистью по тонкой лужице краски на своей палитре, то, вероятно, пришло время переделать эту смесь.
09. Попробуйте кисть «мокрое по мокрому» вместо сухой.
Используйте влажный или сухой эффект в ваших интересах.Помните, что вы можете рисовать прямо на влажную поверхность или подождать, пока она высохнет, и нанести на нее влажную краску. Краски будут сливаться с холстом при работе «мокрый по мокрому», что отлично подходит для получения переходов или градиентов. Рисование сухой кистью даст вам более текстурный эффект, который идеально подходит для рисования кирпича или грязи.
10. Не забывайте мастихин
Иногда лучшая кисть для работы — это совсем не кистьМастихин — это не просто мастерок, которым вы смешиваете краску! Иногда его можно довольно эффективно использовать для создания интересных мазков.Мастихин особенно полезен для создания текстурных и непредсказуемых мазков — эффектов, которые сложно воспроизвести кистью.
Статьи по теме:
11 Принадлежности для рисования эфирными маслами для начинающих
Вам интересно попробовать рисовать маслом, но не знаете, с чего начать? В этом посте вы узнаете, какие материалы для рисования эфирными маслами понадобятся вам, чтобы начать фантастическое художественное путешествие.
Изучение цветовых блоков под руководством мастера Джозефа Дольдерера
Принадлежности для масляной живописи поначалу могут показаться запутанными и даже немного пугающими: помимо краски вам придется запастись такими вещами, как скипидар и уайт-спирит. Но как только вы поймете роль, которую играет каждый ресурс, вы сможете начать рисовать, хорошо понимая, как каждый материал играет в процессе рисования.
Вооружившись этими принадлежностями, вы будете готовы начать исследовать удивительный мир техники масляной живописи для создания изобразительного искусства.
1. Краска
Очевидно, вам понадобится масляная краска. Но какого типа и каких цветов? У вас есть несколько вариантов:- Если вы только начинаете, вы можете приобрести комплект, в котором есть все необходимые вам цвета.
- Если вам удобно смешивать цвета, вы можете начать с самого минимума и просто купить отдельные тюбики с белой, черной, красной, синей и желтой красками. Для начала подойдут пробирки на 200 мл.
Когда я учился в художественной школе, нам дали следующий список «эфирных» масляных красок на покупку:
Необходимо:
Белый титан, черный цвет слоновой кости, красный кадмий, перманентный малиновый ализарин, синий ультрамарин, желтый светлый кадмий и желтый кадмий.
Не обязательно, но приятно иметь:
Трубка фтало-синего поменьше может быть полезна, но это довольно насыщенный цвет, поэтому вам, вероятно, не понадобится большая трубка. Приятно иметь под рукой пару зелени, например, виридиана, и несколько приятных земляных коричневых оттенков, таких как жженая сиена, жженая охра, сырая сиена и сырая охра.
Убедитесь, что вы покупаете масляную краску, а не водорастворимую масляную краску. Водорастворимая масляная краска — отличный продукт, но мы говорим не об этом.
2. Щетки
Вам не нужно разориться и покупать все виды кистей, когда вы только начинаете рисовать масляными красками. Как только вы начнете рисовать, вы быстро узнаете, к каким формам и размерам кисти вы стремитесь, и каких эффектов вы надеетесь достичь.
Для начала, выбора из одной или двух маленьких, средних и больших круглых кистей, соответственно, должно быть достаточно, чтобы научить вас, каковы ваши предпочтения в рисовании.
3. Скипидар или уайт-спирит
Используя масляную краску, вы не моете кисти в воде; вместо этого вы очищаете их раствором для разбавления краски. Хотя «скипидар» — это универсальная фраза для этого вещества, в наши дни его обычным заменителем стали смеси уайт-спирита без запаха.
4. Емкость для чистки кистей
Вам понадобится какой-то сосуд для хранения скипидара или уайт-спирита для очистки кистей во время рисования.Емкость со змеевиком внутри (иногда называемая «силикоил») идеально подходит для очистки кистей. Вы можете заполнить его смесью скипидара или минерального спирта и аккуратно потереть щетиной щетину о спираль, чтобы удалить излишки краски. Подобные банки продаются в магазинах художественных товаров.
5. Льняное масло или масляная среда
Многие новички не понимают разницы между льняным маслом (или масляными средами, такими как галкидное масло) и скипидаром или уайт-спиритом.Как и уайт-спирит, льняное масло разбавляет масляную краску. Однако его масляная основа делает его более мягким средством для разбавления масляной краски для достижения идеальной консистенции без потери текстуры краски. Вы будете использовать льняное масло почти так же, как воду для разбавления акварельной краски.
6. Газетная бумага или тряпки
Имейте под рукой газетную бумагу или тряпки, чтобы очистить щетку и высушить щетину после того, как окунете ее в чистящий раствор. Ткани — это прекрасно, но в зависимости от того, как часто вы меняете цвета, вы можете сэкономить больше на простой газетной бумаге.
7. Поддон
Не нужно быть бородатым европейским художником, чтобы пользоваться палитрой. На самом деле, это просто термин для обозначения поверхности, на которой вы смешиваете краску. Это может быть большой кусок стекла или керамики или даже одноразовые книжки с палитрами, продаваемые в магазинах товаров для искусства. Однако убедитесь, что он достаточно велик для того, что вы делаете. Вам нужно много места, чтобы смешивать цвета и «разложить» по палитре, не чувствуя себя слишком тесным.
Примечание автора: хотя это анекдотично в отличие от технических советов, я считаю, что для начинающих хорошее практическое правило — иметь пространство палитры, которое составляет примерно половину размера вашего готового холста.Итак, если вы работаете на холсте размером 16 × 20 дюймов, палитра размером примерно с лист бумаги для принтера должна быть идеальной. Попробуйте этот метод, когда вы только начинаете, и посмотрите, как он вам подходит.
8. Окрашиваемая поверхность
Когда вы будете готовы рисовать маслом, вам понадобится что-нибудь для рисования. Вопреки распространенному мнению, это не обязательно должен быть холст. Если вы обработаете поверхность левкасом, который действует как «грунтовка» и не дает краске испортить поверхность под ней, вы можете рисовать практически на любой поверхности, от толстой бумаги до дерева и да, популярного предварительно натянутого холста. .
9. Карандаши
Эскиз от Craftsy member tottochan
Некоторые художники предпочитают делать «набросок» краской прямо на рабочей поверхности, другие предпочитают карандаш. Поскольку масляная краска непрозрачна, вы можете использовать мягкий карандаш с широким концом, например угольный.
10. Станок
Многие, но не все художники предпочитают писать с мольберта. Это не обязательно, но может помочь вам избавиться от суеты во время рисования.Если вы только начинаете, неплохо было бы начать с базового. Попробуйте найти подержанный мольберт (их часто можно найти на дворовых распродажах и в подержанных магазинах) или купите небольшой настольный мольберт с минимальными вложениями. Рисование на этом «стартовом» мольберте может сообщить вам о ваших предпочтениях, так что, когда придет время купить хороший, вы будете знать, что ищете.
11. Покраска одежды
Рано или поздно на вас неизбежно появятся пятна от краски.Так что не надевайте то, что вам не нравится, когда вы рисуете маслом!
Что вы считаете «эфирным» маслом?
Что можно и чего нельзя делать в масляной живописи
Сообщение от Сотрудник ARTEZA
У всех нас есть возможность творить, и мы хотим предоставить инструменты и предметы искусства, чтобы подпитывать ваше самовыражение.
Живопись маслом остается одним из самых популярных художественных средств с 1400-х годов, когда она была разработана. Художникам нравится универсальность масляных красок — то, как вы можете создавать бесконечное количество цветов, текстур и эффектов, просто смешивая несколько масел вместе.
Но в то же время многих художников это пугает. Многие художники продолжают рисовать темперой и акриловыми красками, потому что боятся, что масла будут слишком токсичными или слишком долго сохнут.Точно так же многие художники избегают экспериментов с ними, потому что думают, что среда будет слишком сложной.
На самом деле живопись маслом не так уж отличается от других видов красок. Да, при работе с этой средой необходимо соблюдать определенные меры предосторожности. Однако, если вы заранее поймете, что и чего не следует делать, вы обнаружите, что картина маслом не только весело и безопасно, но и открывает целый новый мир художественных возможностей.
Мы назвали несколько вещей, которые можно и нельзя делать, чтобы помочь вам начать работу:
ДЕЙСТВИТЕЛЬНО использовать потенциал среды
Самая большая разница между масляными красками и акриловыми красками заключается в том, что их нужно разбавлять растворителями. Поскольку масло и вода не смешиваются, в конце концов, добавление воды в масла не сделает их более жидкими, как это происходит с акриловыми красками.
Существует множество различных растворителей и разбавителей для красок, которые можно использовать для разбавления красок.Если вы просто хотите немного смягчить краски или разбавить их, как акварель, эти среды помогут вам максимально раскрыть потенциал ваших масел.
ДЕЛАТЬ эксперимент с влажностью
Одна из причин, по которой масла продолжают оставаться популярным средством, заключается в том, что они могут делать то, чего не могут сделать многие другие краски. Художники, работающие масляными красками, смогли создать великолепные эффекты, экспериментируя с техникой «мокрый по мокрому», когда художник наносит влажную краску на уже влажную поверхность.
Есть бесконечный потенциал, когда дело доходит до экспериментов с влажностью и временем высыхания. Хорошая вещь в масляных красках заключается в том, что они сохнут дольше, чем акриловые, что дает вам больше времени на принятие решений и нанесение краски.
ИСПОЛЬЗУЙТЕ мастихин
Мастихин просто необходим для любого мастера масляной живописи. Это не только значительно упрощает смешивание цветов, но также может использоваться для нанесения краски на холст. Раздвигая краску с помощью мастихина, вы сможете создавать толстые плоские участки цвета, которые трудно получить кистью.
Не каждый художник покупает профессиональный мастихин. Некоторые предпочитают использовать для этой работы нож для масла или лопатку.
НЕ красьте слишком редко
В маслах замечательно то, что они позволяют создавать самые странные текстуры. Некоторые из лучших масляных картин используют как тонкие краски, которые впитываются в холст, так и толстые капли краски, которые сходят с поверхности.
Если вы новичок в этой среде, не бойтесь экспериментировать с текстурами. Ваши картины станут намного богаче и динамичнее, если вы будете обильно использовать краски.
Не забывайте о времени высыхания
Как мы уже отмечали выше, масляные картины могут долго сохнуть, в зависимости от того, сколько краски вы используете. Как правило, художники любят их, потому что это дает вам дополнительное время, чтобы посмотреть на свои картины и решить, как их изменить, а значит, поможет вам стать более терпеливым (качество, которым должен обладать каждый художник).
Только будьте осторожны, чтобы ваши дети и домашние животные держались подальше от картины, пока она сохнет (не желайте, чтобы на вашей пейзажной картине были отпечатки лап).Если изделие хорошо вентилируется и находится вне досягаемости, время высыхания не должно иметь большого значения.
Не пренебрегайте кистями
Как художник, твоя кисть подобна твоей волшебной палочке. Это инструмент, который позволяет создавать все прекрасные произведения искусства. Таким образом, вы должны позаботиться о своих кистях.
Приятно то, что растворители довольно легко разрушают масляные краски, поэтому быстрое скрабирование поможет. Регулярно очищая их и следуя другим рекомендациям, которые мы обсуждали выше, вы обнаружите, что масляные краски позволяют создавать произведения искусства, о которых вы даже не подозревали.
Получите учебные пособия, доставленные прямо в ваш почтовый ящик
Хотите больше такого контента?
Подпишитесь, и оно будет отправлено прямо на ваш почтовый ящик.
Руководство по рисованию маслом для школ
Отработанная вода
Для художников-акриловых красок, не желающих сбрасывать сточные воды в канализацию, Golden рекомендует этот процесс по следующей ссылке: https://www.goldenpaints.com/just-paint-article3
Стандарт ASTM
Для получения дополнительной информации о безопасной и экологически чистой очистке и утилизации красок художников, пожалуйста, обратитесь к Стандартному руководству по утилизации отходов красок художников в небольших коммерческих или образовательных учреждениях Американского общества испытаний и материалов D 7355-10. Настройки.
Сокращение отходов
Сокращение студийных отходов — важная задача для многих художников. Уменьшение студийных отходов также имеет экономические преимущества. В частности, художники-масляники имеют все возможности для повторного использования своих лишних материалов в будущих картинах. Вот несколько советов:
Сохранение и повторное использование масляных красок
- Вместо того, чтобы позволять масляным краскам сохнуть на вашей палитре между сеансами рисования, просто заклейте палитру полиэтиленовой пленкой, чтобы предотвратить высыхание масляных красок. быстро.
- Другой вариант — смешать все цвета, оставшиеся в вашей палитре, чтобы создать свой персональный Torrit Grey. Это часто дает интересный нейтральный / серый цвет, который можно хранить в пустых пробирках или герметичных банках для будущего использования.
Утилизация ветоши
Для предотвращения самовозгорания тряпки, пропитанные сафлоровым маслом или льняным маслом, следует как минимум должным образом хранить в защитных контейнерах для масляной тряпки (например, предлагаемых JustRite) до тех пор, пока их не выбросят. . Еще лучше смочите тряпки в воде, поместите их в старую банку или подобный контейнер и выбросьте их вне классных комнат и студий.
Самовозгорание вызывает опасение, если тряпки пропитаны олифой, чаще всего льняным семенами. Это не проблема, если тряпки сами пропитаны гамсолом или масляными красками. Пропитанные гамсолом тряпки следует хранить вдали от источников тепла или пламени, предпочтительно в защитных банках для масляных тряпок.
Утилизация упаковки
Из упаковки (тюбиков, банок и бутылок) следует полностью освободить их содержимое перед утилизацией. Что касается тюбиков, подумайте о приобретении отжима для трубок (www.tubewringer.com), чтобы получить максимально масляный цвет из каждой пробирки. Пустые емкости для малярной среды и Gamsol можно легко переработать. Обратитесь в местное предприятие по переработке отходов, чтобы узнать о переработке пустых туб для краски.
Как получить наиболее полную информацию о безопасности художественных материалов?Маркировка здоровья на художественных материалах
Американское общество тестирования и материалов (ASTM) разработало стандарт маркировки здоровья, принятый в Федеральный закон, на основе токсикологических отчетов, чтобы потребители могли легко распознать материалы, представляющие потенциальный риск для здоровья.
Ищите этот язык на этикетке: «Маркировка здоровья соответствует ASTM D-4236».
Если какой-либо из наших материалов связан с угрозой безопасности, на этикетке будет четко напечатано предупреждение о вреде для здоровья.
Материалы художника должны использоваться так, как они предназначены, и, как часть этого, художники должны разумно использовать и управлять всеми материалами в своей студии.
Персональная защита
Некоторые маляры предпочитают носить перчатки во время покраски, так как это облегчает уборку.Однако при рисовании маслом необязательно надевать перчатки. Масляные краски легко удаляются с рук водой с мылом.
Мы рекомендуем использовать перчатки и респиратор при работе с сухими пигментами.
Пигменты
Художники не контактируют непосредственно с самими пигментами при масляной живописи — пигменты прочно связаны масляным связующим.
Пигменты, используемые в масляных красителях, происходят как из неорганических, так и из органических источников. Многие из неорганических пигментов, используемых в масляной живописи, использовались художниками в качестве красителей с древних времен.Доступ художников к цвету значительно расширился с появлением органических пигментов в 20 веке.
Пигменты, изготовленные из таких материалов, как свинец, ртуть и мышьяк, устарели из-за их токсичности. Подходящие замены этим историческим цветам были введены в последние годы.
Пигменты на основе свинца
Все материалы Gamblin не содержат свинца.
Gamblin был первым, кто разработал заменитель Flake White. Он имеет рабочие свойства свинцовой белила, но не содержит свинца, поэтому не токсичен.Точно так же мы разработали Naples Yellow Hue — бледный, непрозрачный и землисто-желтый. Этот цвет обладает рабочими свойствами традиционного Неаполитанского желтого цвета, но не содержит свинца.
Цвета кадмия и кобальта
Нет кадмиевой пыли или «паров», исходящих от краски в тюбике, на вашей палитре или на вашей картине. Точно так же красители кадмиевого масла Gamblin безопасны на ощупь — нет необходимости работать в перчатках.
Кадмий опасен для здоровья при вдыхании сухой пигментной пыли.Мы рекомендуем использовать респиратор от пыли NIOSH, если вы шлифуете поверхности с высоким содержанием кадмия или работаете с кадмием в форме сухого пигмента.
Источники кадмиевых пигментов, с которыми мы работаем, разработали кадмиевые пигменты, которые практически нерастворимы в пищеварительной системе человека. Они оказались настолько успешными, что кадмиевые краски Gamblin НЕ ТРЕБУЮТСЯ на этикетке с предупреждением о вреде для здоровья Федерального ASTM при контакте с кожей или проглатывании. Если другие бренды имеют предупреждающую этикетку об этом воздействии, пигменты их поставщиков не соответствуют этим стандартам.
Более тридцати лет назад, когда мы впервые начали производить масляные красители, лучшие кадмиевые пигменты были еще более растворимы в организме человека, чем сейчас. Кадмиевые пигменты, с которыми мы работаем сегодня, в значительной степени нерастворимы при приеме внутрь. При этом мы по-прежнему рекомендуем художникам не есть свои краски.
Единственный цвет в нашей линейке, имеющий федеральный знак предупреждения о вреде для здоровья, — это кобальтовый фиолетовый. Пигмент представляет собой соединение кобальта и фосфата. Если вы едите кобальт-фиолетовый, вы можете ожидать, что кобальт попадет в ваше тело.К нему безопасно прикасаться и красить, но нельзя есть. Cobalt Blue — это соединение кобальта и алюминия. Cobalt Green — это соединение кобальта и цинка. Масляные красители, изготовленные из этих соединений, не имеют предупреждений о вреде для здоровья, потому что кобальт не может легко всасываться в организм. Так же, как при использовании кадмия, художники не должны вдыхать пыль от кобальтовых пигментов при шлифовании сухих слоев краски, а художники не должны есть свои краски.
Малярные среды
Художники используют малярные среды для изменения вязкости, текстуры, времени высыхания, уровня блеска и увеличения прозрачности масляных красок. Подход Гамблина состоит в том, чтобы предложить художникам современные средства масляной живописи, которые соответствуют историческим рабочим свойствам, но при этом более безопасны и долговечны.
Традиционные и современные материалы для рисования
Материалы для рисования всегда использовались для изменения рабочих свойств масляных красок, не делая слои краски слишком «жирными». Редко когда чистое масло (100% жирность) использовалось в качестве краски. При создании материалов для рисования масло смешивают с растворителем и часто со смолой.
В традиционных средах эта смола представляла собой натуральную смолу, такую как даммар. В Gamblin мы давно отказались от даммара по двум причинам: даммар не только имеет очень плохие свойства старения, которые он придает пленке краски, но и для его использования требуется сильный растворитель, такой как скипидар.
Среды Gamblin изготовлены из алкидной смолы на основе сои, которая, как было доказано, сохраняет свою гибкость намного лучше, чем среды на основе даммара. Поскольку алкидная смола по существу представляет собой полимеризованное масло, она совместима со связующим льняным маслом красок.Важное значение для этого разговора имеет то, что наша смола позволяет нам создавать среды с самой мягкой формой уайт-спирита без запаха: Gamblin Gamsol. Для художников, которые хотят рисовать маслом без использования каких-либо растворителей, сегодня художникам доступно больше средств рисования без растворителей, чем когда-либо прежде.
Советы и рекомендации по масляной краске | Мой Ривз
Поднимите свое творческое путешествие на новый уровень, когда вы откроете для себя чудеса масляных красок. Эти жемчужины мира искусства поднимут ваши творческие способности на совершенно новый уровень.И для начинающих, и для опытных художников выбор масла в качестве следующего предпочтительного инструмента позволит вам расширить свое воображение при создании великолепных масляных работ.
Новичков не следует пугать масляными красками, так как они были обычным выбором художников на протяжении веков. Они обеспечивают прекрасные, деликатные результаты, а сама краска настолько разнообразна, что позволяет использовать множество способов их использования, что ваши пределы безграничны. В Reeves мы уверены, что использование масляных красок — это неотъемлемая часть вашего творческого пути, который расширит вашу страсть к искусству.Новички не упускают возможность расширить свои художественные знания и навыки, используя эти классические и уникальные краски.
Дайте волю своему воображению, используя одну из оригинальных красок мира. Масляные краски позволят вам проявить свои эстетические способности и раскрыть творческие крылья в полной мере. С помощью масел вы можете передать ощущение старины и создать предметы, которые перенесут вас в прошлое, в давние века, или вы можете создать современные предметы, которые являются самой сутью вашего собственного самовыражения.
Общие сведения о масляных красках
Перед тем, как начать свое приключение с масляной краской, познакомьтесь с тонкостями этого декоративного инструмента, чтобы понять его текстуру, движение и законченный вид, чтобы вы могли эффективно его использовать. Изучение передового опыта техники масляной живописи позволит вам в полной мере использовать свои художественные навыки. Понимание состава масляных красок поможет вам добиться успеха при их использовании.
Итак, что же такое масляная краска? В отличие от своего быстросохнущего акрила, масляная краска — это медленно сохнущая краска, состоящая из частиц пигмента, связующего и растворителя.Цвет происходит от пигмента, а связующим является масло, которое обычно представляет собой льняное масло, однако можно использовать и другие масла, такие как подсолнечное, маковое, соевое и ореховое масла. Растворитель, который обычно представляет собой скипидар или уайт-спирит, добавляется для изменения толщины краски в зависимости от предпочтений художника.
Обожаемая характеристика масляных красок — то, что они прекрасно сочетаются друг с другом, что позволяет создавать различные тона и оттенки, а также создавать мелкие детали и тени.Состав каждого цвета отличается, поэтому разные оттенки могут иметь разное время высыхания. По мере высыхания масляной краски она становится труднее, и, поскольку вы можете использовать разбавители, чтобы повлиять на толщину краски, время высыхания будет отличаться в зависимости от того, насколько она разбавлена. Таким образом, сушка может занять от нескольких дней до более длительного времени.
Советы и рекомендации по использованию масляных красок
Независимо от ваших художественных способностей, эксперименты с масляными красками — это уникальный способ раскрыть слои вашего творчества и развить свою художественную страсть и навыки даже дальше, чем вы когда-либо могли себе представить.Масляная краска вдохновляла художников и дарила нам выдающиеся произведения на протяжении сотен лет, поэтому неудивительно, почему мы продолжаем чтить ее наследие сегодня, продолжая использовать ее в наших собственных художественных практиках.
Уникальная многогранность масляной краскиделает ее идеальной краской для создания различных стилей и открывает широкий выбор поверхностей, на которых вы можете создавать свои произведения искусства. Многие люди ассоциируют картины маслом с холстом, но на самом деле масло можно использовать на многих поверхностях, таких как холст, бумага, дерево и даже на некоторых металлах, таких как медь и алюминий.Однако перед тем, как вы начнете, на большинство поверхностей потребуется предварительно нанести грунтовку, и тип грунтовки будет зависеть от поверхности.
Теперь, когда вы знакомы со свойствами масляной краски, пора овладеть техникой. Для новичков это увлекательная часть вашего творческого пути, а для продвинутых художников вы никогда не сможете практиковаться и совершенствоваться в достаточной степени, поскольку всегда есть новые навыки, которые нужно изучить.
Несмотря на то, что существует большое разнообразие техник масляной живописи, некоторые популярные из них включают в себя слои, которые включают в себя метод рисования слоев снова и снова, чтобы создать эффектный эффект.При этом не забывайте подождать, пока каждый слой полностью высохнет, прежде чем наносить следующий слой. Еще один замечательный совет — начните с светлых тонов и нанесения, а затем с каждым слоем вы можете использовать более толстые и темные оттенки.
Impasto — впечатляющая техника, при которой вы наносите толстые слои краски для достижения трехмерного вида. Этот метод действительно может оживить ваше изделие, а для более эффектного вида используйте мастихин, чтобы краска выступала с поверхности.Эта техника прекрасно работает, особенно для картин, вдохновленных барокко или абстрактным искусством.
Лучшие кисти для масляных красок
Кисть в вашей руке — это корень вашего шедевра, основа вашего творения, откуда исходит волшебство. Использование правильных кистей — один из ключевых компонентов создания прекрасного искусства. Поэтому важно точно знать, какие кисти лучше всего подходят для масляных красок. Мастихиновые ножи также творят чудеса в сочетании с масляными красками.
Кисти для масляной краски имеют длинные ручки и используются в горизонтальном положении, а длинная ручка уравновешивает кисть в руке. Они бывают разных форм и размеров, например плоская кисть; самая адаптируемая из кистей, она имеет волоски прямоугольной формы, а ее узкий вид позволяет наносить как широкие, так и узкие мазки, а также прекрасно работать для растушевки.
Яркая похожа на плоскую, но с более короткой стрижкой. Эта кисть также уже, чем плоская, и используется, когда вы хотите, чтобы мазки кисти выделялись.Фундук имеет круглую головку и отлично подходит для растушевки небольших участков или для получения более мягкого вида. Вы также можете использовать круглые, маленькие и тонкие кисти, идеально подходящие для создания мелких и сложных деталей в вашей картине.
Вы должны заботиться о своих кистях соответственно, поскольку они нежные и могут быть легко повреждены. Важно правильно их очистить, чтобы удалить всю масляную краску. Когда вы закончите свой шедевр, аккуратно удалите излишки краски с кистей, чтобы удалить остатки краски, растворитель для краски творит чудеса.Наполните чашку разбавителем для краски и несколько раз погружайте кисть в нее, пока вся краска не будет удалена.
Для более глубокой очистки можно окунуть щетку в средство для мытья посуды, а затем ополоснуть теплой водой. Тщательно просушите щетку, чтобы щетина не была слишком жесткой, а затем осторожно прижмите щетину к ее основанию, чтобы она вернулась к своей первоначальной форме. Для достижения еще лучших результатов вы можете нанести на кисти кондиционер.
Не расстраивайтесь от масляных красок.Они представляют собой классический художественный инструмент, который использовался веками, и по мере развития искусства с течением времени масляные краски оставались избранным фаворитом, ведущим развитие искусства на этом пути.
Независимо от того, пользуетесь ли вы масляными красками в течение многих лет или только начинаете, эти замечательные способы использования художественного творчества станут невероятным дополнением к вашему художественному образу жизни, которое зажжет ваш творческий потенциал, улучшит ваши навыки рисования и выведет ваше воображение за пределы его возможностей.
Leave a Comment