Мини биография васнецова: Виктор Михайлович Васнецов — сказочник с кистью в руках


22.09.2019 Facebook Twitter LinkedIn Google+ Разное


Содержание

Виктор Михайлович Васнецов — сказочник с кистью в руках

Виктор Михайлович Васнецов — великий русский живописец, чье имя и картины известны каждому. Художественную ценность произведений Васнецова для русской культуры невозможно переоценить. Он был одним из первых, кто оживил на своих полотнах волшебный мир сказок, былин и русского фольклора. Виктор Васнецов внес свой вклад в самые разнообразные области искусства — театральную декорацию и костюмы, архитектуру, прикладное искусство. Он создал иллюстрации к произведениям Пушкина и Лермонтова, свыше десяти лет своей творческой жизни посвятил работе над росписями Владимирского собора в Киеве. 

Виктор Михайлович Васнецов. Автопортрет , 1873 г.

Чтобы понять и глубже погрузиться в сказочный мир Васнецова, мы решили рассказать вам о его жизненном пути и самых известных картинах.
Детские годы в деревне Рябово 
Виктор Васнецов родился 15 мая 1848 года в Вятском крае  в многодетной семье. Детство его прошло в глухой деревне Рябово. Здесь он впитывал в себя издавна заведенные обычаи, устоявшийся патриархальный быт. Как позднее говорил сам Виктор Михайлович Васнецов о своем детстве:
«Я жил в селе среди мужиков и баб, любил их попросту, как своих друзей, слушал их песни и сказки, заслушивался еще на посиделках при свете и треске лучины»
. Отец Виктора, образованный сельский священник, писал пейзажи, водил сыновей по окрестностям села, учил их видеть красоту родной землю. Мотивами первых натурных зарисовок стали именно деревенские пейзажи.  Несомненно, детские годы отразились на творчестве великого русского художника, который воспевал Русь и сумел, как никто другой понять и разгадать русский дух. 

Образование Виктор получал в Вяземской духовной семинарии, но любовь к рисованию победила. И тогда Виктор Михайлович решает отправиться поступать в Академию художеств в Петербурге.

Академия художеств в Петербурге
Столичный город встретил Виктора Васнецова многообразием творческой жизни. Васнецов успешно был зачислен в Академию с первой попытки, но из-за робкого нрава не решился посмотреть результаты, а узнал об этом лишь через год, когда пришел поступать повторно. В Академии Васнецов знакомится с законодателями мод в живописи — художниками-реалистами. Он подхватил на кисть остросоциальные темы и стал писать картины на сюжеты жизни маленького человека из низов.

Виктор Михайлович Васнецов, С квартиры на квартиру, 1876

Стиль и сюжет этого полотна характерны для раннего творчества Васнецова. На картине раскрывается тема униженных и оскорбленных. Перед нами два пожилых человека, идущих по замерзшей реке Неве. В руках у них два мешка, в которых уместились все их пожитки. Весь облик и поза героев взывает к жалости и состраданию зрителей. 

В годы жизни в Петербурге молодой Васнецов создал около двухсот иллюстраций к «Народной азбуке», к «Русской азбуке для детей», иллюстрации к книгам. Он изучал русскую историю и культуру, знакомился с памятниками древнерусской литературы и эпоса. И вот однажды Васнецов все-таки решает оставить учебу в Академии. Причину ухода объяснял так:

«Хотелось писать картины на темы из русских былин и сказок, а они, профессора, этого желания не понимали. Вот мы и расстались».

Сказочный мир Васнецова

«Я сказочник, былинник, гусляр живописи»  
Виктор Васнецов о себе

1880-е годы стали важным этапом в творчестве художника: он отошел от бытового жанра и писал картины только на фольклорно-эпические темы. Именно они станут главными направлениями и основными сюжетами его будущих картин.


Виктор Михайлович Васнецов, Витязь на распутье, 1870-1882 гг.

Художник сделал множество набросков к данной картине, начиная с 1870-х годов. В 77 году Васнецов даже пишет этюд «Воин в шлеме с кольчужкой» с младшего брата, тоже художника, Аполлинария. В 1882 году специально для коллекции Саввы Мамонтова он создал еще одну версию «Витязя на распутье». Всего же известно более пяти вариантов этого произведения, которые хранятся в музеях и частных собраниях в России. На картине догорает вечерняя заря, предостерегающе стоит на перекрестке камень Вещун. Витязь, остановившийся перед ним, погружен в глубокую думу. 


Виктор Михайлович Васнецов, После побоища Игоря Святославича с половцами, 1880 г.

Известность художнику принесла картина «После побоища Игоря Святославича с половцами». Необычен сам замысел — в ней художник хотел в былинно-песенной интонации воспеть героизм русских воинов, как это сделано в поэме «Слова о полку Игореве». Вот почему он изобразил не ужасы битвы, а величие смерти за родную землю. Павшие воины на картине не выглядят побежденными, они будто уснули, а их лица озаряет солнце. Картина была настолько необычна, что не встретила единодушного одобрения, но произвела неизгладимое впечатление на критиков и коллег по кисти. 


Виктор Михайлович Васнецов, Три царевны подземного царства, 1881 г.

Это полотно олицетворяет богатство земных недр — золото, медь и уголь. За основу Васнецов взял старинную русскую сказку о том, как крестьянский сын Иван спустился в подземный мир и вывел на землю трех царевен, олицетворяющих богатство русской земли. Поскольку работа предназначалась для главной конторы Донецкой железной дороги (Картину «Три царевны подземного царства» в 1880 году заказал Виктору Васнецову промышленник и меценат Савва Мамонтов. , художник смело меняет сюжет сказки, вводит нового персонажа — угольную Черную царевну. На картине мы видим похищенных девушек. Разные характеры, разные темпераменты. «Золотая» царевна холодна и горда, «Медная» царевна любопытна, а вот «Угольная» царевна не просто грустит, она скорбит по утраченному дому.


Виктор Михайлович Васнецов, Аленушка, 1881 г. 

Одним из наиболее романтичных и трогательных творений художника становится полотно «Аленушка», написанное в 1881 году. Образ картины сложился у Виктора Михайловича после встречи с крестьянской девочкой, поразившей его выражением «чисто русской печали». На полотне мы видим сидящую на берегу омута девушку. Она печально склонила голову, и ее грусти искренней и нежной внемлет природа. Васнецов раскрыл тончайшую связь между переживаниями человека и состоянием природы,  ту же связь, что веками во всем великолепии передавалась в народной поэзии. 

«Думаю,  не ошибусь, когда скажу, что сказки стряпухи и повествования  бродячих людей заставили меня на всю жизнь полюбить настоящее и прошлое моего народа. Во многом они определили мой путь, дали направление моей будущей деятельности»

В.М. Васнецов о своем творчестве


Виктор Михайлович Васнецов, Иван-Царевич на Сером Волке, 1889 г. 

Картина Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке», несомненно, самое волшебное произведение русского изобразительного искусства. В основе сюжета — народная сказка. Царевич с похищенной Еленой Прекрасной убегают от погони на верном Сером Волке. 

Мы видим сказочный дремучий лес, расшитые бисером и заморскими жемчугами костюмы главных героев. Золотой кафтан царевича прекрасно гармонирует с голубым шелковым одеянием девушки. Серый Волк не серый, его шерсть золотисто-коричневого цвета, словно повторяет цвет одежды царевича, которому он служит и помогает. Да и сами глаза волка особенные — человеческие. Вся картина наполнена неким загадочным мерцанием, чудом, самой сказкой.

Подробнее читайте об этой картине в нашем отдельном материале.


Виктор Михайлович Васнецов,  Богатыри,  

18811898

Самая крупная и значительная работа Васнецова — это «Богатыри». Полотно писалось около 20 лет (с 1881 — 1898)! На картине изображены три русских богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович — знаменитые герои народных былин. 

Богатыри стоят на границе леса, в небе клубятся тяжелые облака. Не дремлет ворог земли русской, ой, не дремлет! Но три монументальные фигуры всем своим видом показывают зрителю: родная сторона под защитой. 

Кстати, упряжки коней, одежда, амуниция не вымышленные. Такие образцы художник видел в музеях и читал их описания в исторической литературе. Васнецов мастерски передает состояние природы, которая означает грозящую богатырям опасность. Сам В. М. Васнецов картину так: «Богатыри Добрыня, Илья и Алёшка Попович на богатырском выезде — примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого?»

В конце 1890-х годов всё более заметное место в его творчестве занимает религиозная тема: им были выполнены работы во Владимирском соборе в Киеве и в храме Спаса на Крови в Санкт-Петербурге. Но тема русского эпоса не покидала мастера до самой смерти.


Виктор Михайлович Васнецов,  Спящая царевна, 1926 г.

Художник писал картину почти 40 лет. Полотно стояло в мастерской Васнецова до самой его смерти, однако он так и не захотел «поставить точку» — на холсте нет ни даты, ни авторской подписи. Широкая публика увидела «Спящую царевну» уже после смерти автора, на выставке в 1927 году. Картина имела огромный успех и ее признали одним из лучших произведений Васнецова, поставив в один ряд со знаменитыми «Богатырями».

Уверенность, непоколебимость и твердость в выборе своего пути и страстная любовь к родине — таков был Виктор Михайлович Васнецов. Мастеру удалось показать людям красоту русского народного эпоса, а на его полотнах словно оживают всем известные герои. 

В картинах Васнецова, как и в русском народном творчестве, воплощены правда о народе, любовь к русскому человеку и вера в самые лучшие и высокие его качества. Если хотите — сказочный мир — это мир героев и их подвигов, дающий русскому человеку право на великое будущее. Творчество Васнецова на примере сюжетов из сказок и былин рассказывает о добре и правде, о силе и мужестве. Когда мы смотрим на полотна великого мастера, эти слова перестают быть абстракциями, но ложатся на сердце, как когда-то — сказки и песни. 

Мы представили лишь некоторые известные произведения художника. Но если вы хотите познакомиться с его творчеством ближе, обязательно посетите с учениками и детьми виртуальную экскурсию «Русская сказка. От Васнецова до сих пор». 

Виктор Михайлович Васнецов. Биография для детей



Виктор Михайлович Васнецов. Биография для детей li { font-size:1.06rem; } }.sidebar .widget { padding-left: 20px; padding-right: 20px; padding-top: 20px; }::selection { background-color: #4f4f4f; } ::-moz-selection { background-color: #4f4f4f; }a,.themeform label .required,#flexslider-featured .flex-direction-nav .flex-next:hover,#flexslider-featured .flex-direction-nav .flex-prev:hover,.post-hover:hover .post-title a,.post-title a:hover,.sidebar.s1 .post-nav li a:hover i,.content .post-nav li a:hover i,.post-related a:hover,.sidebar.s1 .widget_rss ul li a,#footer .widget_rss ul li a,.sidebar.s1 .widget_calendar a,#footer .widget_calendar a,.sidebar.s1 .alx-tab .tab-item-category a,.sidebar.s1 .alx-posts .post-item-category a,.sidebar.s1 .alx-tab li:hover .tab-item-title a,.sidebar.s1 .alx-tab li:hover .tab-item-comment a,.sidebar.s1 .alx-posts li:hover .post-item-title a,#footer .alx-tab .tab-item-category a,#footer .alx-posts .post-item-category a,#footer .alx-tab li:hover .tab-item-title a,#footer .alx-tab li:hover .tab-item-comment a,#footer .alx-posts li:hover .post-item-title a,.comment-tabs li.active a,.comment-awaiting-moderation,.child-menu a:hover,.child-menu .current_page_item >
a,.wp-pagenavi a,.entry.woocommerce div.product .woocommerce-tabs ul.tabs li.active a{ color: #4f4f4f; }.themeform input[type=»submit»],.themeform button[type=»submit»],.sidebar.s1 .sidebar-top,.sidebar.s1 .sidebar-toggle,#flexslider-featured .flex-control-nav li a.flex-active,.post-tags a:hover,.sidebar.s1 .widget_calendar caption,#footer .widget_calendar caption,.author-bio .bio-avatar:after,.commentlist li.bypostauthor > .comment-body:after,.commentlist li.comment-author-admin > .comment-body:after,.themeform .woocommerce #respond input#submit.alt,.themeform .woocommerce a.button.alt,.themeform .woocommerce button.button.alt,.themeform .woocommerce input.button.alt{ background-color: #4f4f4f; }.post-format .format-container { border-color: #4f4f4f; }.sidebar.s1 .alx-tabs-nav li.active a,#footer .alx-tabs-nav li.active a,.comment-tabs li.active a,.wp-pagenavi a:hover,.wp-pagenavi a:active,.wp-pagenavi span.current,.entry.woocommerce div.product .woocommerce-tabs ul.tabs li.active a{ border-bottom-color: #4f4f4f!important; } .search-expand, #nav-topbar.nav-container { background-color: #282828}@media only screen and (min-width: 720px) { #nav-topbar .nav ul { background-color: #282828; } } #header { background-color: #dddddd; } @media only screen and (min-width: 720px) { #nav-header .nav ul { background-color: #dddddd; } ]]>

Victor Vasnetsov. Biography, creativity. | Русские художники. Russian Artists

Son of a village clergyman, Victor Mikhailovich Vasnetsov prepared himself for the same career, but the passionate love for art brought the 19-year-old student of ecclesiastical seminary to St. Petersburg’s Academy of Arts. During his years (1868-75) in the Academy Vasnetsov got a thorough professional training; especially big role in his education played professor Pavel Tchistyakov.

Victor Vasnetsov started as a scene painter; the influence of Fedotov and Perov in his early works is evident Moving House (1876), At a Bookseller’s (1876), News from the Front (1878), A Game of Preference (1879). In late 1870s, early 1880s Vasnetsov tried himself in historical genre Battle of Slavs and Scythians (1881), After Prince Igor’s Battle with the Polovtsy (1880). He borrowed the subjects from old history. Another resource for themes he found in Russian mythology — legends, ballads, fairy-tales. Vasnetsov was born and grew up in a northern Russian village and almost to the age of 20 lived in an environment where the ‘folklore outlook’ was still alive; his very soul was steeped in the poetry of Russian epic literature. He was not only the one of the first artists to turn to the subjects in folklore, but also the first to look for methods and device in national folk art. Thus he became the founder of new style in Russian painting.

Vasnetsov was an active member of the Abramtsevo circle (Abramtsevo, the estate of the well-known patron of the arts, Savva Mamontov), which sought to revive national traditions. Many undertakings by the Abramtsevo Colony, whether the construction of a church at Abramtsevo, where Vasnetsov, as the designer, first coped with the problem of creating a whole, integral ensemble, or the erection of the ‘Witch’s Hut» (also to his design), or the sets and costumes for the production of Alexander Ostrovsky’s lyrical fairy-tale The Snow Maiden and for Nikolai Rimsky-Korsakov’s opera of the same name, staged at Mamontov’s private Opera in 1885, were to become milestones not only for Vasnetsov but also for the Russian art in whole.

In 1882 Vasnetsov received a commission to produce a decorative panel for the rotunda of the Historical Museum in Moscow, that was his first big monumental project. Yet, the most significant and time-consuming work of this type was the decoration of the Cathedral of St. Vladimir in Kiev, which Vasnetsov began in the autumn of 1885 on the invitation of the art historian Adrian Prakhov, who supervised the construction of the cathedral. Vasnetsov jumped at this offer as it gave him the opportunity to create an integral ensemble comparable to those done by ancient fresco-painters. Work on the decoration of the cathedral took over 10 years, during which Vasnetsov executed nearly 400 sketches and studies. The murals he painted with his assistants covered almost two thousand square meters. Fulfilling this assignment Vasnetsov relied on his favorite range of motifs and characters, painting the walls with the images of princes Vladimir, Alexander Nevsky, Andrey Bogoliubsky, Princess Olga, the chronicler Nestor, and other outstanding figures from Russian history.

In the late 19th and early 20th centuries Vasnetsov actively worked in different fields. He produced a number of architectural designs, including those for his own house in Moscow (1894), for a pavilion at the World’s Fair in Paris (1898), and for E. Tsvetkov’s house on the Moskva River (1901-03), as well as designs for decoration of the Great Kremlin Palace (1898), the Faceted Chamber (1901-03), and other buildings in Moscow Kremlin. In 1904 he designed the fa?ade of the Tretyakov Gallery.

During the last 20 years of his life Vasnetsov turned to his favorite lyrical subjects inspired by Russian fairy-tales. These include Three Bogatyrs (1898), The Frog Tsarevna (1918), The Tale of the Sleeping Beauty (1900-26), and the Unsmiling Tsarevna (1916-26). Thanks to his enchantment with Russian epos and history, thanks to his search for a genuinely Russian pictorial idiom, Vasnetsov was able, of the eve of the 20th century, to inspire many artists to reaffirm the moral and aesthetic ideals of the people, to revive Russian’s spiritual legacy.

His painting influenced greatly the development of modernism and symbolism in Russian painting and poetry.

Биография Васнецов Виктор

Кто не видел таких известных картин, как «Богатыри» и «Аленушка»? А Иван Грозный? Легендарный русский художник, наверное, знает не только взрослых, но и детей, потому что последние могли видеть иллюстрации Васнецова к русским народным сказкам в детских книгах или журналах.

Как жил художник?

Между тем он не мог стать художником, потому что в те времена, в кодексе, в котором он жил, существовала традиция, согласно которой сыновья должны были идти по стопам своего отца и унаследовать его профессию.А его отец, кстати, был священником. Поэтому в 10 лет маленького Виктора отправили учиться сначала в специальную духовную школу, а затем в духовную семинарию в Вятке.

Вятская духовная семинария

Можно сказать, что здесь началась биография Васнецова как художника. В Вятской губернии было много местных художников и любителей. Все они занимались росписью игрушек, мебели и посуды, резьбой по дереву и красивой вышивкой.

Нет сомнений, что это оказало огромное влияние на развитие таланта юноши, а также его мировоззрение.Он так увлекался рисованием, что, если у него было несколько свободных минут, сразу начинал что-то рисовать. Наверное, тогда он и подумать не мог, что скоро это станет делом его жизни.

Хотя биография Васнецова не включает только сведения о нем как о художнике. Хорошо известно, что он занимался архитектурой и дизайном, а также был художником-монументалистом, театральным художником и, как уже упоминалось выше, иллюстратором детских книг.

Академия художеств и Школа Общества поощрения художников

Духовную семинарию еще не окончил: закончив последний курс, решил уехать в Петербург, поступать в Академию художеств.Для этого он пишет две жанровые картины «Доярка» и «Зница», продает их и за полученные деньги отправляется в Академию.

Дальнейшая биография Васнецова разворачивается следующим образом. Приехав в Петербург и попав в заветную Академию, он сдает вступительные экзамены и ждет уведомления о результатах. Но я не стал ждать. Но не потому, что не действовал, а потому, что произошла ошибка, и уведомление по каким-то причинам ему не доставили. Фактически, он это сделал, но узнал об этом только через год.

Решив, что попробует еще раз В следующем году он идет в Школу поощрения художников. Там он совершенствует свои навыки и одновременно зарабатывает на жизнь иллюстрациями к различным книгам, журналам и даже дает частные уроки.

Художник Васнецов, биография которого содержит много интересных фактов, написал большую коллекцию картин, поражающих своей реалистичностью и простотой. Многие из них он написал, когда учился в Академии, например, такие как «Чаепитие», «Старуха кормит цыплят», «Нищие» и другие.

После окончания института по приглашению друга и художника Репина уехал в Париж. Там он проработал год и в этой стране написал картину «Балаганы в окрестностях Парижа».

Но, помимо потрясающих картин, есть немало портретов, которые написал Васнецов. Биография краткая, изложенная в этой статье, имеет много недосказанных моментов, таких как, например, упомянутый выше интерес Виктора Михайловича к архитектуре и дизайну.

Дом, в котором жил художник, оформлен в очень интересном, замысловатом стиле.И автором этого проекта, конечно же, был Васнецов. На втором этаже этой «башни» находилась мастерская, в которой родилось множество картин, ставших впоследствии легендой.

Личная жизнь

О семейной жизни художника известно немного. Но сохранившиеся портреты позволяют лично увидеть жену творца, одну из его дочерей Татьяну и сыновей Владимира и Бориса.

Интересные факты из жизни творца

По словам его внучатой ​​племянницы, есть несколько любопытных фактов, содержащих биографию Васнецова:

  1. Владимирский собор, расположенный в Киеве, Виктор Михайлович расписывал 10 лет.
  2. Однажды при росписи храма, находясь под самым куполом, Васнецов упал. Его спасло только то, что он был зацеплен крючком в куртке и висел в воздухе. Вспоминая этот случай позже, он сказал, что Господь сохранил его тогда.
  3. Васнецов очень любил Историю России.
  4. Картина «Аленушка» написана юродивой крестьянской девушкой, которая жила на самом деле. Фон — тоже настоящее место в Абрамцево. Изначально полотно называлось «Дурак Аленушка» и не имело никакого отношения к сказке.
  5. По вечерам в семье художника вся семья читала Библию.
  6. Васнецов был знаком с Николаем II и даже присутствовал на его коронации.
  7. При жизни он был очень экономным человеком, никогда не выбрасывал деньги и каждую копейку приносил своей семье.
  8. Васнецов был строгим отцом, но вместе с тем воспитывал детей в атмосфере творчества.
  9. Сын художника получил профессию астронома, а старшая дочь стала художницей.
  10. Жена Васнецова по профессии врач, одна из первых (среди женщин) в Петербурге.

Художник умер в 1926 году, и его последними словами были: «Расскажите всем, кто спросит, как, мол, а то: я только в России жил …»

p >>

Виктор Васнецов: биография

Считаете ли вы проблемой неуверенность в себе? В таком случае величайшие художники могут показать вам отличный пример. Что на самом деле означает неуверенность в себе? Только представьте: вы успешно сдали экзамен в Императорской Академии художеств, но узнали о поступлении только через год, явившись снова, чтобы сдавать тот же экзамен.
Дело в том, что Виктор Васнецов даже подумать не мог о том, что в «святая святых» его могли принять! Однако главный русский сказочник не считал тот год потерянным и, кстати, не доучился в Академии.

Сдав экзамены, и даже не пытаясь узнать результат, Виктор Михайлович Васнецов поступил в Императорское общество поощрения художеств. Вместе с Ильей Репиным его обучал Крамской. Их учитель тоже считал, что Васнецову выдано столько сомнений в себе, что их хватило бы сразу на троих, но, к счастью, артист не был лишен таланта: «Ты, милый, полон себя. сомнения.Вы очень застенчивы. Пришло время, наконец, проявить смелость и действовать. Вашему глазу можно позавидовать ».

Перед Академией. Первые картины Виктора Михайловича Васнецова

Спустя несколько десятилетий скажут, что Виктор Васнецов «не по происхождению». Он родился в семье священника. Нет-нет, это были не пухлые попы, которых товарищ Виктора, знаменитый Илья Репин так ярко изобразил в своем «Крестном ходу». Жизнь сельского священника Михаила Васнецова ничем не отличалась от жизни крестьян, разве что интеллектуальные и художественные интересы были шире.Да и сами крестьяне дружили маленькому Вите с детства. У него не было потребности снисходительно относиться к людям или «притягивать их ближе» к себе, и даже более того, ему не нужно было доказывать себе или другим, что «низшие классы тоже были людьми». Просто среди них он провел свое детство; они были его друзьями без подразумеваемого слова «как будто». Возможно, этим объяснялась невероятная надежность «униженных и оскорбленных» в исполнении Васнецова.

Сын священника, обремененный большой семьей (шестеро детей), но отнюдь не имеющим больших доходов, был вынужден поступить в духовную семинарию, по той причине, что детей священнослужителей принимали бесплатно. заряжать.В Вятке Васнецов встретил первого в своей жизни настоящего художника — ссыльного поляка Эльвиро Андриолли. Посмотрев на рисунки будущего мастера, он твердо заявил, что священников в мире достаточно, а вот людей с такими художественными чутьем нет вообще. Он рассказал об Академии художеств и предложил устроить аукцион и выставить две картины Виктора Васнецова — «Жнец» и «Доярка», которые позволили заработать поездку в Петербург. Отец принял желание сына и сообщил семинарии, что учеба окончена.Виктор Васнецов поехал в Петербург поступать в Академию.

Роль передвижного движения в жизни художника и его поездке в Европу

Когда Виктор посетил первую выставку «Передвижники» (рус. «Передвижники»; «Странники» или «Странники» на английском языке), он подумал, что это его путь. Васнецов сделал несколько картин для своих выставок. Особо хвалили его работу «Из квартиры в квартиру». Павел Третьяков также обратил внимание на артиста, что тогда считалось серьезным достижением.Во-первых, у Третьякова был отличный вкус, а во-вторых, его интерес сулил художникам возможность забыть о безденежье. Передвижники возлагали надежды на Васнецова как мастера жанровой живописи, который и дальше будет изображать сирот и несчастных людей. Но сам художник чувствовал, что, несмотря на близость к движению, он еще не нашел своего направления.

Репин и Крамской пригласили его в Париж, и все вокруг говорили, что художник не может добиться успеха, не увидев других стран.В Париже он останавливался в доме Крамского. Его не впечатляли все новые направления. Васнецов предпочитал музейную классику современным выставкам. Даже Репин поддался очарованию Франции, но Васнецов остался совершенно равнодушен к Парижу. Вскоре он переехал в пригород и снял дом в Медоне. Виктор Михайлович прожил здесь год и привез оттуда картину «Акробаты (фестиваль в пригороде Парижа)», а также множество набросков и акварелей.

Одна женщина на всю жизнь

Виктор Васнецов встретил на родине любовь всей своей жизни.Весной 1871 года, захваченной туманов Санкт-Петербурга и жесткого исследования, он пришел к своей семье в Рябово — погреться и отдохнуть. Он планировал вернуться к своим занятиям осенью, но задержался на какое-то время, потом снова и снова. Основная причина этого сводилась к французской мудрости, призывающей искать женщину в любой непонятной ситуации. Виктор познакомился с Сашей Рязанцевой в Вятском музее, и у него не было сил вернуться в Петербург. По пути из Парижа в 1876 году Васнецов впервые поехал в Вятку к Саше.Они вместе приехали в Петербург, поженились, родили пятерых детей и полвека прожили в любви и согласии, в очередной раз разрушив миф о заведомо богемном образе и несчастливой личной жизни художников.

В Москву, в Москву!

Иногда вам нужно найти свое место географически, и только там вы сможете делать то, что должны. Таким местом для Васнецова стала Москва. Изысканный Петербург был для него слишком европейским и слишком холодным (и дело не в погоде).В Москве все казалось чудом, и в то же время самой настоящей жизнью. «Сколько чудес я видел!» — сказал Васнецов жене, возвращаясь с обычной прогулки.

Виктор Васнецов сделал первый шаг в направлении своего истинного дара, работая над картиной по мотивам «Сказки о полку Игореве». Сказать, что его встретили холодно, значило существенно смягчить действительность. Академики и передвижники на этот раз сошлись во мнении, что картина никуда не годится. И только поддержка его учителя из Академии Павла Чистякова позволила Васнецову справиться с шквалом критики.Педагог подметил саму суть не только самой картины, но и таланта Васнецова в целом: «Так далекий, грандиозный и по-своему благоухал во мне …»

Это был тот самобытный русский дух. что Васнецов воплотит в своих сказках, в былинах и даже в пейзажах. Сказать, чью традицию продолжил Васнецов, было невозможно — да и не продолжил, а создал. Какие сказки были до него? Это были лубочные гравюры или книжные иллюстрации.Он перенес их на холст, и сделал это так мощно, что когда они стали абсолютно узнаваемыми как иллюстрации, они перестали быть ими. Это были не сказочные сюжеты, а «глубокие легенды» в первозданном виде. Казалось, именно Васнецов действительно смог полностью воплотить пушкинское «вот русский дух, здесь русью пахнет». Передвижники ошибались, считая, что можно только раскрасить угнетенный народ. Политические системы могли сменять друг друга, иногда очень быстро, как уже показала история, мода на художественные направления тоже была непоследовательной, и волшебные ковры, Серый Волк и Аленушка, Кощей и Баба Яга, которыми Васнецов открыл дверь в «серьезное искусство »Оказался вневременным.

Виктор Васнецов в Киеве: Владимирский собор

Васнецов отказался расписывать Владимирский собор, который ему предложил киевский искусствовед и историк Адриан Прахов. Но, обдумывая всю ночь, утром он решил послать Прахову телеграмму, в которой объявил, что принимает его предложение. Перед тем как приступить к работе, он поехал в Италию посмотреть фрески. Вместо запланированных трех лет работы над собором заняли у него десять лет, и Васнецова в итоге провозгласили основоположником новой иконописи (1, 2, 3, 4, 5).

Дом художника

Вернувшись из Киева, Васнецов смог построить себе дом. И внутреннее убранство, и архитектура — все создано по его эскизам. Он и его семья прожили остаток своей жизни в этом доме. К тому времени его имя было уже известно как в России, так и в Европе; его персональные выставки имели успех. Налаженный образ жизни нарушили общественные беспорядки. Васнецов революцию не принял, но и от эмиграции отказался, выбрав, видимо, внутреннюю эмиграцию — цикл «Поэма семи сказок» был для него.В советские годы о нем не забыли, правительство даже назначило ему персональную пенсию, но о том, что он не приветствует новый порядок, старались не упоминать, а новообразованную страну называли словом «Нерус».

Автор Алена Есаулова

Аполлинарий Михайлович Васнецов — биография, интересные факты, известные произведения

Художники, как правило, любили живопись, было бы хорошо — видели в ней смысл жизни, с детства старались рисовать на всем, что под рука достанется. Аполлинарий Васнецов , младший брат знаменитого Виктора Васнецова, главной страстью считался не живопись. Он честно признался, что больше всего любит науку: «собирать материал, классифицировать факты, изучать их и т. Д., В данном случае факты, имеющие археологическое значение».

В этом Аполлинарий Васнецов был профессионалом. Впрочем, с живописи все началось для художника совсем классически, какое путешествие! Когда маленький Аполлинарий рисовал меловую стену, мел брал, потом переходил к мыльнице — тоже работали! И рисовал, кстати, отлично и рисовал хороший отец был по оценке, позже это понял старший брат Виктор.

Художники Васнецовы происходили из старинного священнослужителя Вятской губернии. Аполлинарию было 13 лет, когда он остался сиротой. Все заботы о нем взял на себя Виктор Васнецов, уже поступивший в Академию художеств. Аполлинарий на тот момент четыре года учился в Вятском духовном училище, о чем вспоминал с гримасой отвращения. Этот старший брат тоже был знаком — он сам был там и начинал обучение. Виктор Васнецов отвел брата к ссыльной польской художнице Эльвире Андриолли.Однажды Виктор и шест помогли определиться с выбором пути. Через два года Васнецов-старший отвез Аполлинария в Санкт-Петербург.

Идут в народ и обратно

На самом деле Аполлинарий хотел поступить в Академию художеств, а кому в то время это не понравилось. Но сначала нужно было предоставить аттестат о среднем образовании. Он усердно учился по всем предметам и в процессе так увлекся, что я подумал, что должен поступить в Геологический институт. Виктор Васнецов отговорил его от этого.В Питере сдать экстерном экзамен было сложнее, и юный Васнецов отправился в Вятку, где закрутил народнический вихрь. Мысли об Академии казались несущественными, Аполлинарий полностью отдался новым веяниям. В 1877 году он, сдав экзамены народных учителей, поехал в деревню Орловской губернии учить крестьянских детей. Спустя год на грани нервного срыва, убедившись, что реальность далека от красивых идей народников, приехал в Москву. Туда после заграничной поездки только что переехал Виктор Васнецов.Вскоре братья влились в абрамцевский кружок. В имении Саввы Мамонтова на Абрамцево собрались художники, писатели, музыканты, много разговоров об искусстве, разгорелись споры, бурлила жизнь. Как такового формального образования Аполлинарий не получил, но у его неофициальных учителей были друзья: старший брат Репин, Крамской, Поленов. Абрамцево стало своеобразной академией.

Васнецов-младший активно участвовал в событиях художественной жизни. Были передвижниками и, покинув Товарищество, стали одним из основателей Союза русских художников, установивших контакты с «миром искусства».Однако от главного — собственно картины — общественная деятельность не отвлекала. Пейзажи его хвалили, они с радостью приобрели для себя коллекцию Павла Третьякова, что было главным показателем успехов и таланта художника.

В 80-е годы довольно много путешествовал, побывал в Украине, в Крыму, на Кавказе, в Сибири, на Урале, съездил в Европу. 1900-е годы Аполлинария Васнецова встретили на вершине успеха: он был известен, любим, удостоен звания академика в Академии художеств, возглавлял пейзажную студию при Московском училище живописи, ваяния и зодчества.Как учитель он был великолепен — добр, отзывчив, полон энтузиазма. Вспомните свои скудные годы, в случае необходимости часто поддерживали студентов материально.

Сказочники Васнецовы

Если Виктор Васнецов — пионер сказочного жанра, то Аполлинарий первым сделал главным героем своих картин архитектуру древней Москвы. «Кремль … принял форму сказочного дома Жар-птицы», — написал в своих воспоминаниях Младший Васнецов. Может, это от особой магии волшебства и волшебства своего архитектурного ландшафта? Историей Москвы он увлекся с 1890-х годов, и за 20 лет создал свою уникальную художественную летопись (1, 2, 3).

Археология была его настоящей страстью. Казалось, под взором Васнецова земля стала прозрачной, а годы словно растворились, открыв ему «традиции античности». Фактически, как его знаменитый брат, но в другом направлении.

Семейные дела, революционные и послереволюционные

Аполлинарий Васнецов женился в 1902 году. Его невеста, Татьяна Одоевская, была из орловских мещан. Она разделяла с ним все радости и тревоги. В 1903 году у них родился единственный сын Всеволод.
Вернувшись из «хождения в народ», Васнецов разочаровался в популистских методах, а не в демократических идеях. В 1905 г. у Виктора Васнецова произошло серьезное расхождение во взглядах. Аполлинария вдохновили революционные призывы, Виктор сказал, что они предсказывают беду и ничего хорошего не получится. Революцию 1917 года Аполлинарий Васнецов воспринял очень счастливо. Как сейчас расцветет русское искусство, сбросившее паразитов, проникнутое живым потоком новых идей, какая чудесная жизнь ждет сейчас Россию! Увы, разочарование пришло быстро и было чрезвычайно болезненно.Вскоре он скажет: «Коммунизм убивает человека. Безумие вручает судьбу народа его страны темным массам низших классов». Но что-то менять было уже поздно.

В 1920-м году Аполлинария Васнецова уволила учителя и устроилась в мастерскую в училище. И это было сделано в его отсутствие. Уже взрослому сыну вспомнился ужас, когда во двор в фурманном переулке, где они жили, везли припасы и рвали вещи с отцом: свалую горные картины, инструменты, книги… не остановился. Вскоре их в квартиру выдали откровенный представитель «низов», который крикнул «Кидай это хлам!», Указывая на висящие повсюду картины, требовал отдать им кочегар, чтобы «хоть какой-то смысл был» .. Все это Аполлинарий Васнецов перенес очень серьезно. Из затяжной депрессии вытащил сына. Всеволод, пытаясь встряхнуть отца, просил: «Вспомни свою мать Рябову! Вспомни, что ты мне сказал, напиши!»

Отец слушал, и это помогло ему обрести вдохновение.Удивительно, но картина Аполлинария Михайловича Васнецова в те годы была особенно лучезарной, солнечной (1, 2).

Возможно, при свете он пытался найти картину, не видя ее вокруг. Помимо наук, Аполлинарий Васнецов увлекался философией, так что такой вариант вполне вероятен. Для оздоровившегося духа артиста тяжелым ударом стала смерть любимого старшего брата, с которым они были очень близки всю жизнь. Надежного, верного наставника в искусстве и простых родных людей уже не было.

В 1933 году, когда он уже сам умирал, он то и дело спрашивал: «Не взорван или нет храм Христа Спасителя?» Аполлинарий Васнецов лишь открыто выступил в газете «Известия» с призывом не взрывать храм, так как это несомненное культурное наследие. Храм уже взорвали, но жена ответила: «Стой…»

Автор: Алена Есаулова

Богатыри — Васнецов Виктор — Галерея

Описание:

Васнецов Виктор Михайлович (1848-1926)
Богатыри, 1898
Холст, масло
295,3 x446 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия



«Богатыри» — картина Виктора Васнецова.Другое распространенное название картины — «Три богатыря». Первоначальная фамилия автора была длиннее — «Богатыри Илья Муромец, Добрыня Н. Алеша Попович и обратите внимание … в поле врага нет, никого не обидеть?» Васнецов работал над картиной почти двадцать лет. В апреле 1898 года он был закончен и куплен М. Третьяковым для своей галереи. Богатырь (от древнеалтайского слова «багатур» — воин, полководец или эпический герой) или витязь (русский язык: âèòÿçü, доблестный воин) был средневековым героическим воином Киевской Руси, сродни западноевропейскому странствующему рыцарю.

Одно из первых употреблений слова богатырь было записано в книге Серницкого «Descriptio veteris et novae Poloniae cum Divisione ejusdem veteri et nova», напечатанной в 1585 году в неизвестном месте, где он говорит: «Rossi… de heroibus suis, quos Bohatiros id est semideos vant, aliis persuadere conantur «.

В Былинасе много рассказов об этих героях, как и в нескольких хрониках. Некоторые из богатырей считаются историческими фигурами, в то время как другие, такие как великан Святогор, являются чисто вымышленными и, возможно, происходят из славянской языческой мифологии.

Самыми известными витязями была тройка Алеши Поповича, Добрыни Никитича и Ильи Муромца, служивших князю Киевскому Владимиру I. Каждый из них, как правило, известен определенной чертой характера: Алеша Попович — смекалкой, Добрыня Никитич — мужеством, Илья Муромец — физической и духовной силой и непорочностью, а также преданностью защите Родины и народа.
На картине изображены три богатыря — Илья Муромец, Добрыня Н., Алеша Попович (главные герои русских былин).Середина с конем Илья Муромец, отводя взгляд от ладони одной руки копьем богатыря, в другой булатной булавой. Слева на белом коне Добрыне Н. выньте меч из ножен. прямо на коне цвета золотого Алеша Попович, держит лук со стрелами. По сравнению с его могучими героями, а он был худощавым, выглядишь лукаво, там не сможешь взять власть, пройдет со смекалкой. Алеша Попович не только воин — он играет на боку. Он играет им в короткую минуту, радует героев гимн.Трое героев находятся на широкой равнине с низкими холмами, среди желтой травы и небольших редких деревьев. Небо пасмурно и тревожно.
Алеша Попович (русский: Àë¸́øà îïî́âè ÷, буквально Алексей, сын священника), наряду с Добрыней Никитичем и Ильей Муромцом, является богатырем (то есть средневековым странствующим рыцарем). Он самый молодой из трех главных богатырей Киевской Руси.

Все трое изображены вместе на знаменитой картине Васнецова «Богатыри».

В Byliny (устные истории) он описывается как хитрый сын священника, который побеждает, обманывая и перехитрив своих врагов. Он известен своей ловкостью, лукавством и лукавством. Алеша Попович любит повеселиться, иногда изображается как «насмешник над женщинами», а иногда может быть лжецом и мошенником. Обманом он победил дракона Тугарина Змеевича. В более поздних версиях дракон был превращен в фигуру монгольского хана. В этой былине Алеша Попович и его слуга Еким отправились в Киев на встречу с князем Владимиром.Когда они приезжают в Киев, князь Владимир устраивает пир. Князь Владимир предлагает Алеше Поповичу сесть рядом с ним, но Алеша Попович отказывается и решает занять самое низкое место в социальной иерархии, сев у плиты. На застолье чудовище Тугарин оскорбляет князя, сидя между Владимиром и его женой. Тугарин тоже Богу не молится и на застолье объедается. Алеша Попович, которому противна манера поведения Тугарина, оскорбляет существо рассказами о смерти собаки и коровы.Тугарин спровоцирован этими рассказами и бросает кинжал в Алешу Поповича. Затем Алеша Попович принимает вызов Тугарина на бой. Битва происходит в открытом поле, и когда приезжает Алеша Попович, Тугарин уже летает в небе на своих крыльях из бумаги. Алеша Попович молится о дожде, и Тугарин падает на землю, потому что его бумажные крылья намокают. Наконец, Алеша Попович своим посохом отрубает Тугарину голову, втыкает ее в копье, рассекает его тело на мелкие части и предъявляет двору князя Владимира. Добрыня Никитич (русский: Äîáðû́íÿ Íèêè́òè ÷) — средневековый богатырь-рыцарь Киевской Руси. Он — одна из трех фигур, изображенных вместе на знаменитой картине Виктора Васнецова «Богатыри», рядом с Алешей Поповичем и Ильей Муромцом.

Добрыня изображается в Былинах как драконоборец (убивающий дракона Горынича), победивший храбростью. Кажется, он представитель благородного сословия воинов. Добрыня — музыкант, шахматист, лучник, борец.Он известен своими особыми знаниями и вежливостью.

Историки считают, что этот персонаж произошел от настоящего славянского военачальника Добрыни, который руководил войсками Святослава Великого и обучал его сына Владимира Чудесного Солнца. Былана начинается с того, что мать Добрыни говорит герою не идти в Сарацинские горы, а не топтать дракончиков, а не спасать русских пленных и не купаться в реке Пучай. Добрыня не слушается матери и все это делает. Когда он купается в реке Пучай, появляется дракон.Добрыне нечем защищаться, он думает, что умрет. Затем Добрыня обнаруживает «шляпу греческой земли» и использует ее, чтобы победить дракона.

Дракон умоляет Добрыню не убивать его, и они заключают пакт о ненападении. Как только договор заключен, дракон улетает и захватывает племянницу князя Владимира Забаву Потятичну.

Когда Добрыня приезжает в Киев, князь Владимир велит Добрыне спасти его племянницу. Добрыня добирается до Сарацинских гор с помощью волшебного хлыста, подаренного ему матерью, и начинает сражаться с драконом.

Добрыня сражалась с драконом три дня. На третий день кровавой битвы Добрыня хочет сдаться и уехать, но голос с небес говорит ему остаться и сражаться еще три часа. Через три часа Добрыня убивает дракона.

Когда он убил дракона, кровь не пролилась на землю, и Добрыня и его конь застряли в крови на три дня. Голос с небес велел герою воткнуть копье в землю и произнести заклинание.Затем кровь проглотила земля, и Добрыня спас Забаву.

Так как Добрыня крестьянин, он не может жениться на Забаве и отдает ее Алеше Поповичу. Добрыня встречает поляницу Настасью и женится на ней. Илья Муромец (русский: ëüÿ́ Ìó́ðîìåö, буквально «Илия Муромский») — мифический герой Киевской Руси. Он прославлен в многочисленных былинах. Наряду с Добрыней Никитичем и Алешей Поповичем он считается величайшим из всех легендарных богатырей (т.э., средневековые странствующие рыцари Киевской Руси). (Все трое изображены вместе на знаменитой картине Васнецова «Байанте», как показано справа.) Согласно легендам, Илья, сын крестьянина, родился в селе Карачарово, недалеко от Мурома. В юности он тяжело заболел и не мог ходить до 33 лет (до этого его положили на русскую печь), когда его чудесным образом исцелили два паломника. Затем он получил сверхчеловеческую силу от умирающего рыцаря Святогора и отправился освобождать Киев от Идолища, чтобы служить князю Владимиру Чудесному Солнцу (Владимир Красное Солнышко).По пути он в одиночку защищал город Чернигов от нашествия татар и получил от местного правителя рыцарское звание, но Илья отказался остаться. Затем в лесах Брянска он убил лесного монстра Соловей-Разбойника, который мог убивать путников своим мощным свистком.

В Киеве князь Владимир сделал Илья главным богатырем и защищал Русь от многочисленных нападений степняков, в том числе Калина, (мифического) царя Золотой Орды.Щедрый и простодушный, но в то же время темпераментный, Илья однажды неистовствовал и разрушил все церковные шпили в Киеве после того, как князь Владимир не пригласил его на праздник.

Comments