Краткая биография сандро боттичелли: Сандро Боттичелли (Sandro Botticelli) краткая биография художника


23.07.2021 Facebook Twitter LinkedIn Google+ Разное


Сандро Боттичелли — биография, факты, фото

Сандро Боттичелли (наст. имя Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи; 1445-1510) – итальянский живописец, один из ярчайших мастеров эпохи Возрождения, представитель флорентийской школы живописи. Автор картин «Весна», «Венера и Марс» и принесшей ему мировую популярность «Рождение Венеры».

В биографии Боттичелли есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.

Итак, перед вами краткая биография Сандро Боттичелли.

Биография Боттичелли

Сандро Боттичелли появился на свет 1 марта 1445 года во Флоренции. Он рос и воспитывался в семье кожевника Мариано ди Джованни Филипепи и его супруги Смеральды. У своих родителей он был младшим из четырех сыновей.

У биографов Сандро до сих пор нет единого мнения о происхождении его фамилии. Согласно одной версии, он получил прозвище «Боттичелли» (бочонок) от старшего брата Джованни, который был толстяком. По другой, оно связано с торговой деятельностью 2-х старших братьев.

Сандро стал художником не сразу. В юности он пару лет обучался ювелирному делу у мастера Антонио. К слову, некоторые специалисты предполагают, что свою фамилию парень получил именно от него.

В начале 1460-х годов Боттичелли начал обучаться живописи у Фра Филиппо Липпи. На протяжении 5 лет он учился писать картины, внимательно наблюдая за техникой учителя, который сочетал трехмерность передачи объемов на плоскость.

После этого наставником Сандро был Андреа Верроккьо. Интересен факт, что подмастерьем Верроккьо был еще никому неизвестный Леонардо да Винчи. Спустя 2 года Боттичелли начал самостоятельно создавать свои шедевры.

Живопись

Когда Сандро было около 25 лет у него появилась собственная мастерская. Его первая значимая работа называлась «Аллегория силы» (1470), которую он писал для зала местного Торгового суда. В это время биографии у Боттичелли появляется ученик Филиппино – сын его бывшего учителя.

Сандро написал немало полотен с Мадоннами, среди которых наибольшую популярность получила работа «Мадонна Евхаристии». К тому моменту у него уже выработался свой стиль: яркая палитра и передача оттенков кожи посредством насыщенных охристых теней.

На своих картинах Боттичелли удавалось живо и емко показывать драматизм сюжета, наделяя изображенных персонажей чувствами и движением. Все это можно увидеть на ранних полотнах итальянца, включая диптих – «Возвращение Юдифи» и «Нахождение тела Олоферна».

Полуобнаженную фигуру Сандро впервые изобразил на картине «Святой Себастьян», которая была торжественно размещена в церкви Санта-Мария-Маджоре в 1474 г. В следующем году он представил знаменитую работу «Поклонение волхвов», где изобразил самого себя.

В данный период биографии Боттичелли прославился и как талантливый портретист. Самыми известными картинами мастера в этом жанре стали «Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи», а также ряд портретов Джулиано Медичи и местных девушек.

Слава о талантливом художнике распространилась далеко за пределы Флоренции. Он получал множество заказов, вследствие чего о нем узнал папа Сикст IV. Лидер католической церкви доверил ему расписать собственную капеллу в римском дворце.

В 1481 г. Сандро Боттичелли приехал в Рим, где принялся за работу. Вместе с ним трудились и другие известные живописцы, включая Гирландайо, Росселли и Перуджино.

Сандро расписал часть стен Сикстинской капеллы. Он стал автором 3-х фресок: «Наказание Корея, Дафана и Авирона», «Искушение Христа» и «Призвание Моисея».

Кроме этого, он написал 11 папских портретов. Любопытно, что когда в начале следующего столетия потолок и алтарную стену распишет Микеланджело, Сикстинская капелла приобретет мировую известность.

После окончания работы в Ватикане Боттичелли вернулся домой. В 1482 г. он создал знаменитое и загадочное полотно «Весна». Биографы художника заявляют, что данный шедевр был написан под влиянием идей неоплатонизма.

«Весна» до сих пор не имеет четкой интерпретации. Принято считать, что сюжетная линия полотна была придумана итальянцем после прочтения поэмы «О природе вещей» Лукреция.

Данной работой, а также двумя другими шедеврами кисти Сандро Боттичелли – «Паллада и кентавр» и «Рождение Венеры», владел Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Критики отмечают в этих полотнах гармонию и пластику линий, а также музыкальную экспрессию, выраженную тонкими нюансами.

Отдельного внимания заслуживает картина «Рождение Венеры», которая является самой известной работой Боттичелли. Она была написана на холсте размером 172,5 х 278,5 см. Полотно иллюстрирует миф о рождении богини Венеры (греч. Афродиты).

«Рождение Венеры»

Примерно тогда же, Сандро пишет свою не менее знаменитую картину любовной тематики «Венера и Марс». Она писалась на дереве (69 х 173 см). Сегодня данное произведение искусства храниться в лондонской Национальной галерее.

Позднее Боттичелли начал трудиться над иллюстрированием «Божественной комедии» Данте. В частности, из немногих уцелевших рисунков сохранилось изображение – «Бездна ада». За годы творческой биографии мужчина написал много религиозных полотен, среди которых «Мадонна с младенцем на троне», «Благовещение Честелло», «Мадонна с гранатом» и др.

В 1490-1500 гг. Сандро Боттичелли находился под влиянием монаха-доминиканца Джироламо Савонаролы, который призывал людей к покаянию и праведности. Проникшись идеями доминиканца итальянец изменил свой художественный стиль. Гамма красок стала более сдержанной, а на полотнах преобладали темные тона.

Обвинение Савонаролы в ереси и его казнь в 1498 г. сильно потрясли Боттичелли. Это привело к тому, что в его творчестве прибавилось больше мрачности.

В 1500 г. гений пишет «Мистическое Рождество» – последняя значимая картина Сандро. Интересен факт, что она стала единственной работой живописца, которая была датирована и подписана автором. Среди прочего в надписи говорилось следующее:

«Эту картину я, Алессандро, написал в 1500 г. в Италии в половине времени после времени, когда исполнится сказанное в 11-й главе Откровения Иоанна Богослова, о втором горе Апокалипсиса, в то время, когда дьявол на 3,5 года был выпущен. Потом он был закован в кандалы в соответствии с 12-й главой, и мы увидим его (попранным на земле), как на этой картине».

Личная жизнь

О личной биографии Боттичелли почти ничего неизвестно. Он никогда не был женат и не имел детей. Много специалистов считают, что мужчина любил девушку по имени Симонетта Веспуччи – первую красавицу Флоренции и возлюбленную Джулиано Медичи.

Симонетта выступала в качестве натурщицы для многих полотен Сандро, умерев в 23-летнем возрасте.

Смерть

В последние годы жизни мастер оставил художество и жил в крайней нищете. Если бы не помощь друзей, то он бы наверняка умер с голоду. Сандро Боттичелли скончался 17 мая 1510 года в возрасте 65 лет.

Картины Боттичелли

«Мадонна Евхристии»«Мистическое Рождество»«Святой Себастьян»«Призвание Моисея»«Весна»«Венера и Марс»

Если вам понравилась биография Боттичелли – поделитесь ею в соцсетях. Если же вам нравятся биографии известных людей или интересные истории из их жизни, – подписывайтесь на сайт InteresnyeFakty.org.

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Интересные факты:

Сандро Ботичелли: жизнь и творчество художника

Сандро Боттичелли, (итал. Sandro Botticelli, настоящее имя — Алессандро ди Мариано Филипепи Alessandro di Mariano Filipepi; 1445 г. — 17 мая 1510 г.) — итальянский живописец тосканской школы.

Содержание

Биография Сандро Ботичелли

Творчество итальянского живописца 

Интересные факты: происхождение прозвища «Ботичелли»

Картины Сандро Ботичелли 

Библиография

Биография Сандро Ботичелли

Сандро Боттичелли — итальянский живописец тосканской школы.

Представитель Раннего Возрождения. Был близок ко двору Медичи и гуманистическим кругам Флоренции. Произведения на религиозные и мифологические темы («Весна», около 1477-1478; «Рождение Венеры», около 1483-1484) отмечены одухотворенной поэзией, игрой линейных ритмов, тонким колоритом. Под влиянием социальных потрясений 1490-х годов искусство Боттичелли становится напряженно-драматическим («Клевета», после 1495). Рисунки к «Божественной комедии» Данте, острохарактерные изящные портреты («Джулиано Медичи»).

Алессандро ди Мариано Филипепи родился в 1445 году во Флоренции, в семье кожевника Мариано ди Ванни Филипепи и его жены Смеральды. После смерти отца главой семьи стал старший брат, зажиточный биржевой делец, прозванный Боттичелли («Бочонок»), то ли из-за округлой фигуры, то ли из-за невоздержанности к вину. Это прозвище распространилось и на других братьев. (Джованни, Антонио и Симоне ) Братья Филипепи получили начальное образование в доминиканском монастыре Санта Мария Новелла, для которого Боттичели, позже, выполнял работы. Сначала, будущего художника, вместе со средним братом Антонио, отдали учиться ювелирному мастерству. Искусство ювелира, профессия уважаемая в середине 15-го столетия, многому научила его.

Четкость контурных линий и умелое применение золота, приобретенное им в бытность ювелиром, навсегда останутся в творчестве художника.

Антонио стал хоршим ювелиром, а Алессандро окончив курс обучения, увлекся живописью и решил посвятить себя ей. Семья Филипепи пользовалась уважением в городе, что, позже, обеспечилo его внушительными связями. По соседству жила семья Веспуччи. Один из них, Америго Веспуччи (1454-1512), известный торговец и исследователь, именем которого названа Америка. В 1461-62г по совету Джорджа Антонио Веспуччи, он был послан в мастерскую прославленного художника Филиппо Липпи, в Прато, город в 20км от Флоренции.

В 1467-68г, после смерти Липпи, Боттичелли возвращается во Флоренцию, многому научившись у учителя. Во Флоренции молодой художник, учась у Андрео де Верроккио, где в это же время учится Леонардо да Винчи, становится известным. К этому периоду относятся первые самостоятельные работы художника, с 1469 года работавшего в доме отца.

В 1469 году Сандро был представлен Джорджем Антонио Веспуччи влиятельному политику и государственному деятелю Томмазо Содерини. С этой встречи в судьбе художника происходят крутые перемены.

В 1470 году он получает, при поддержке Содерини, первый официальный заказ; Содерини же сводит Боттичелли со своими племянниками Лоренцо и Джулиано Медичи. С этого времени его творчество, а это период расцвета, связано с именём Медичи. В 1472-75гг. он пишет две маленькие работы, изображающие историю Юдифи, видимо предназначавшиеся для дверок шкафа. Через три года после «Силы духа» Боттичелли создаёт св. Себастьяна, который был очень торжественно установлен в церкви Санта Марии Маджиори(Маggiori), во Флоренции, Появляются прекрасные мадонны, излучающие просветленную кротость Но самую большую известность он получил, когда, примерно в 1475г, исполнил «Поклонение волхвов» для монастыря Санта Марии Новелла, где в окружении Марии изобразил членов семейства Медичи. Флоренция времен правления Медичи была городом рыцарских турниров, маскарадов, праздничных шествий. 28 января 1475 года в городе происходил один из таких турниров. Он состоялся на площади Санта-Корче, его главным героем должен был стать младший брат Лоренцо Великолепного, Джулиано. Его «прекрасной дамой» была Симонетта Веспуччи, в которую был безнадежно влюблен Джулиано и, видимо, не он один. Красавица впоследствии была изображена Боттичелли в виде Афины Паллады на штандарте Джулиано. После этого турнира Боттичелли занял прочное положение среди ближайшего окружения Медичи и свое место в официальной жизни города.

Его постоянным заказчиком становится Лоренцо Пьерфранческо Медичи, кузен Великолепного. Вскоре после турнира, еще до отъезда художника в Рим тот заказывает ему несколько работ. Еще в ранней молодости Боттичелли приобрел опыт в писании портретов, этого характерного испытания мастерства художника. Став известным во всей Италии, начиная с конца 1470-ых, Боттичелли получал все более выгодные заказы от клиентов вне Флоренции. В 1481 Римский папа Сикст IV пригласил живописцев Сандро Боттичелли, Доменико Гирландайо, Пьетро Перуджино и Козимо Росселли в Рим, чтобы украсить фресками стены папской часовни, названной «Сикстинской капеллой «. Живопись стен была выполнена в течение удивительно короткого периода, только одиннадцать месяцев, с июля 1481г до мая 1482г. Боттичелли выполнил три сцены. После возвращения из Рима он пишет ряд картин на мифологические темы. Художник заканчивает картину «Весна», начатую до отъезда. За это время во Флоренции произошли важные события, которые повлияли на настроение, присущее этому произведению. Первоначально, тема для написания «Весны» была почерпнута из поэмы Полициано «Турнир» в которой прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи. Однако за время, прошедшее от начала работы до ее завершения, прекрасная Симонетта скоропостижно умерла, а сам Джулиано, с которым художника связывала дружба, был злодейски убит.

Это отразилось на настроении картины, внеся в нее ноту грусти и понимания быстротечности бытия.

«Рождение Венеры» написано несколькими годами позже «Весны». Неизвестно, кто из семейства Медичи был ее заказчиком. Примерно в это же время Боттичелли пишет эпизоды из » Истории Настаджио дельи Онести » (Боккачио «Декамерон»), «Паллада и Кентавр» и «Венера и Марс». В последние годы своего правления Лоренцо Великолепный, 1490г призвал во Флоренцию известного проповедника Фра Джироламо Савонаролу. Видимо, этим Великолепный хотел укрепить в городе свой авторитет.

Но проповедник, воинствующий поборник соблюдения церковных догм, вошел в резкий конфликт со светской властью Флоренции. Он сумел приобрести в городе много сторонников. Под его влияние попало немало талантливых, религиозных людей искусства, не устоял и Боттичелли. Радость, поклонение Красоте навсегда ушли из его творчества. Если предыдущие мадонны представали в торжественном величии Царицы Небесной, то теперь это бледная, с глазами полными слез, женщина, много изведавшая и пережившая. Художник стал больше тяготеть к религиозным сюжетам, даже среди официальных заказов его в первую очередь привлекали картины на библейские темы. Этот период творчества отмечен картиной «Коронование Девы Марии», заказанной для капеллы цеха ювелиров. Последней его большой работой, на светскую тему была «Клевета», но в ней, при все талантливости исполнения, отсутствует роскошно украшенный, декоративный стиль, присущий Боттичелли. В 1493 году Флоренция была потрясена смертью Лоренцо Великолепного.

По всему городу звучали пламенные речи Савонаролы. В городе, бывшем колыбелью гуманистической мысли Италии, произошла переоценка ценностей. В 1494 году из города был изгнан наследник Великолепного, Пьеро, и другие Медичи. В этот период Боттичелли продолжал испытывать большое влияние Савонаролы. Все это сказалось на его творчестве, в котором наступил глубокий кризис. Тоской и печалью веет с двух «Оплакиваний Христа» Проповеди Савонаролы о конце света, Судном дне и Божьей каре привели к тому, что 7февраля 1497г., тысячи людей устроили на центральной площади Синьории костёр, где сжигали ценнейшие произведния искусства, изъятые из богатых домов: мебель, одежду, книги, картины, украшения. Среди них, поддавшихся психозу, были и художники. (Лоренцо де Креди, прежний компаньон Боттичелли, уничтожил несколько из своих эскизов с нагими фигурами.)

Ботичелли был на площади и, некоторые биографы тех лет, пишут, что, поддавшись общему настроению, сжёг несколько эскизов( картины находились у заказчиков), но точных свидетельств нет При поддержкой Римского папы Александра VI Савонарола был обвинен в ереси и приговорен к смерти.

Публичная казнь очень подействовала на Боттичели. Он пишет «Мистическое рождение» , где показывает своё отношение к происходящему.

Последние из картин посвящены двум героиням Древнего Рима — Лукреции и Виргинии. Обе девушки, ради спасения чести, приняли смерть, которая подтолкнула народ к смещению правителей. Картины символизируют изгнание семейства Медичи и восстановление Флоренции, как республики. Если верить его биографу, Джорджо Вазари, живописца мучили в конце жизни болезнь и немощь.

Он стал «так сутул, что он был должен идти при помощи двух палок». Боттичели не был женат, детей у него не было.

Умер он одиноким, в 65лет и был похоронен недалеко от монастыря Санта Марии Новеллы.

Творчество итальянского живописца

Его рассчитанное на образованных знатоков искусство, проникнутое мотивами неоплатонической философии, долго не было оценено по достоинству.

Около трёх веков Боттичелли был почти забыт, пока в середине XIX столетия не оживился интерес к его творчеству, который не угасает и по сей день.

Писатели рубежа XIX-XX вв. (Р. Сизеран, П. Муратов) создали романтико-трагический образ художника, который с тех пор прочно утвердился в умах. Но документы конца XV – начала XVI веков не подтверждают подобную трактовку его личности и далеко не всегда подтверждают данные биографии Сандро Боттичелли, написанной Вазари.

К 1470 относится первое несомненно принадлежащее Боттичелли произведение– «Аллегория Силы» (Флоренция, Уффици). Оно входило в серию «Семь Добродетелей» (остальные исполнены Пьеро Поллайоло) для зала Торгового суда. Учеником Боттичелли вскоре стал прославившийся позже Филиппино Липпи, сын фра Филиппо, умершего в 1469. 20 января 1474 по случаю праздника св. Себастьяна в церкви Санта-Мария Маджоре во Флоренции была выставлена картина Сандро Боттичелли «Святой Себастьян».

Аллегория силы
Святой Себастьян

В том же году Сандро Боттичелли был приглашен в Пизу для работы над фресками Кампосанто. По неизвестной причине он их не выполнил, но в соборе Пизы написал фреску «Вознесение Богоматери», погибшую в 1583. В 1470-е Боттичелли сблизился с семьей Медичи и «медичейским кружком» – поэтами и философами-неоплатониками (Марсилио Фичино, Пико делла Мирандолой, Анджело Полициано). 28 января 1475 брат Лоренцо Великолепного Джулиано принимал участие в турнире на одной из флорентийских площадей со штандартом, расписанным Боттичелли (не сохранился). После неудавшегося заговора Пацци с целью свержения Медичи (26 апреля 1478) Боттичелли по заказу Лоренцо Великолепного исполнил фреску над воротами делла Догана, которые вели к палаццо Веккио. На ней были изображены повешенные заговорщики (эта роспись была уничтожена 14 ноября 1494 после бегства Пьеро Медичи из Флоренции).

К числу лучших произведений Сандро Боттичелли 1470-х относится «Поклонение волхвов», где в образах восточных мудрецов и их свиты показаны члены семьи Медичи и близкие им лица. У правого края картины художник изобразил и самого себя.

Между 1475 и 1480 Сандро Боттичелли создал одно из самых прекрасных и загадочных произведений – картину «Весна».

Она была предназначена для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, с которым Боттичелли связывали дружеские отношения. Сюжет этой картины, сочетающей в себе мотивы Средневековья и Ренессанса, не вполне объяснён до сих пор и навеян, очевидно, как неоплатоновской космогонией, так и событиями в семье Медичи.

Ранний период творчества Боттичелли завершает фреска «Св. Августин» (1480, Флоренция, церковь Оньисанти), написанная по заказу семьи Веспуччи. Она составляет пару композиции Доменико Гирландайо «Св. Иероним» в том же храме. Одухотворенная страстность образа Августина контрастирует с прозаизмом Иеронима, наглядно демонстрируя различия между глубоким, эмоциональным творчеством Боттичелли и добротным ремеслом Гирландайо.

В 1481 вместе с другими живописцами из Флоренции и Умбрии (Перуджино, Пьеро ди Козимо, Доменико Гирландайо) Сандро Боттичелли был приглашен в Рим папой Сикстом IV для работы в Сикстинской капелле в Ватикане. Во Флоренцию он вернулся весной 1482, успев написать в капелле три большие композиции: «Исцеление прокаженного и Искушение Христа», «Молодость Моисея» и «Наказание Корея, Дафана и Авирона».

В 1480-е Боттичелли продолжал работать для Медичи и других знатных флорентийских семейств, выполняя картины как на светские, так и на религиозные сюжеты. Около 1483 вместе с Филиппино Липпи, Перуджино и Гирландайо он работал в Вольтерре на вилле Спедалетто, принадлежавшей Лоренцо Великолепному. Временем до 1487 датируется знаменитая картина Сандро Боттичелли «Рождение Венеры» (Флоренция, Уффици), выполненная для Лоренцо ди Пьерфранческо. Вместе с ранее созданной «Весной» она стала своего рода знаковым образом, олицетворением как искусства Боттичелли, так и утонченной культуры медичейского двора.

К 1480-м относятся и два лучших тондо (круглых картин) Боттичелли – «Мадонна Магнификат» и «Мадонна с гранатом» (обе – Флоренция, Уффици). Последняя, возможно, предназначалась для зала аудиенций в палаццо Веккио.

Мадонна Магнификат
Мадонна с гранатом

Считается, что с конца 1480-х Сандро Боттичелли находился под сильным влиянием проповедей доминиканца Джироламо Савонаролы, обличавшего порядки современной ему Церкви и призывавшего к покаянию.

Вазари пишет, что Боттичелли был приверженцем «секты» Савонаролы и даже бросил живопись и «впал в величайшее разорение». Действительно, трагическое настроение и элементы мистицизма во многих поздних работах мастера свидетельствуют в пользу такого мнения. В то же время супруга Лоренцо ди Пьерфранческо в письме от 25 ноября 1495 сообщает, что Боттичелли расписывает фресками виллу Медичи в Треббио, а 2 июля 1497 от того же Лоренцо художник получает кредит под исполнение декоративных росписей на вилле Кастелло (не сохранились). В том же 1497 более трехсот сторонников Савонаролы подписали петицию папе Александру VI с просьбой снять с доминиканца отлучение. Среди этих подписей имени Сандро Боттичелли не обнаружено. В марте 1498 Гвидантонио Веспуччи пригласил Боттичелли и Пьеро ди Козимо декорировать свой новый дом на виа Серви. В числе украшавших его картин были «История римлянки Виргинии» (Бергамо, Академия Каррара) и «История римлянки Лукреции» (Бостон, Музей Гарднер). Савонарола был сожжен в том же году 29 мая, и существует только одно прямое свидетельство серьезного интереса Боттичелли к его личности. Почти два года спустя, 2 ноября 1499, брат Сандро Боттичелли Симоне записал в своем дневнике: «Алессандро ди Мариано Филипепи, мой брат, один из лучших художников, какие были в эти времена в нашем городе, в моем присутствии, сидя дома у очага, около трех часов ночи, рассказал, как в этот день, в его боттеге в доме Сандро разговаривал с Доффо Спини о деле фрате Джироламо». Спини был главным судьей в процессе против Савонаролы.

К наиболее значительным поздним работам Боттичелли относятся два «Положения во гроб» (оба – после 1500; Мюнхен, Старая пинакотека; Милан, Музей Польди-Пеццоли) и знаменитое «Мистическое Рождество» (1501, Лондон, Национальная галерея) – единственное подписанное и датированное произведение художника. В них, особенно в «Рождестве», усматривают обращение Боттичелли к приемам средневекового готического искусства, прежде всего в нарушении перспективных и масштабных соотношений.

Положение во гроб
Мистическое Рождество

Однако поздние работы мастера не являются стилизацией.

Использование форм и приемов, чуждых ренессансному художественному методу, объясняется стремлением к усилению эмоциональной и духовной выразительности, для передачи которых художнику было недостаточно конкретики реального мира. Один из самых чутких живописцев Кватроченто, Боттичелли чрезвычайно рано ощутил надвигающийся кризис гуманистической культуры Возрождения. В 1520-е его наступление будет ознаменовано сложением иррационального и субъективного искусства маньеризма.

Одна из самых интересных сторон творчества Сандро Боттичелли – портретная живопись.

В этой области блестящим мастером он зарекомендовал себя уже в конце 1460-х («Портрет мужчины с медалью», 1466-1477, Флоренция, Уффици; «Портрет Джулиано Медичи», ок. 1475, Берлин, Государственные собрания). В лучших портретах мастера одухотворенность и утонченность облика персонажей сочетаются со своеобразным герметизмом, иногда замыкающим их в высокомерном страдании («Портрет молодого человека», Нью-Йорк, Музей Метрополитен).

Один из самых великолепных рисовальщиков XV в., Боттичелли, по словам Вазари, рисовал много и «исключительно хорошо». Современники чрезвычайно высоко ценили его рисунки, и во многих мастерских флорентийских художников они хранились в качестве образцов. До настоящего времени их дошло очень мало, но о мастерстве Боттичелли-рисовальщика позволяет судить уникальная серия иллюстраций к «Божественной Комедии» Данте. Выполненные на пергамене, эти рисунки предназначались для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. К иллюстрированию Данте Сандро Боттичелли обращался дважды. Первая небольшая группа рисунков (не сохранились) была им выполнена, очевидно, в конце 1470-х, и по ней Баччо Бальдини исполнил девятнадцать гравюр для издания «Божественной Комедии» 1481 г. Наиболее знаменитая иллюстрация Боттичелли к Данте — рисунок «Карта ада» (La mappa dell inferno).

К выполнению листов кодекса Медичи Боттичелли приступил после возвращения из Рима, использовав отчасти свои первые композиции. Сохранилось 92 листа (85 – в Кабинете гравюр в Берлине, 7 – в Библиотеке Ватикана). Рисунки выполнены серебряным и свинцовым штифтами, их тонкую серую линию художник затем обводил коричневыми или черными чернилами. Четыре листа раскрашены темперой. На многих листах обводка чернилами не закончена или не сделана вовсе. Именно эти иллюстрации особенно ясно дают почувствовать красоту легкой, точной, нервной линии Боттичелли.

По словам Вазари, Сандро Боттичелли был «человеком весьма приятным и нередко любил подшутить над своими учениками и друзьями».

«Говорят также, – пишет он далее, – что он превыше всего любил тех, о ком знал, что они усердны в своем искусстве, и что зарабатывал он много, но все у него шло прахом, так как хозяйничал он плохо и был беспечным. В конце концов он стал дряхлым и неработоспособным и ходил, опираясь на две палки…» О материальном положении Боттичелли в 1490-е, то есть в то время, когда, согласно Вазари, он должен был бросить живопись и разориться под влиянием проповедей Савонаролы, отчасти позволяют судить документы из Государственного архива Флоренции. Из них следует, что 19 апреля 1494 Сандро Боттичелли вместе с братом Симоне приобрел дом с землей и виноградником за воротами Сан-Фредиано. Доход от этой собственности в 1498 определялся в 156 флоринов. Правда, с 1503 за мастером числится долг по взносам в гильдию Св. Луки, но запись от 18 октября 1505 сообщает, что он полностью погашен. О том, что пожилой Боттичелли продолжал пользоваться известностью, свидетельствует и письмо Франческо деи Малатести, агента правительницы Мантуи Изабеллы д’Эсте, искавшей мастеров для украшения своего студиоло. 23 сентября 1502 он сообщает ей из Флоренции, что Перуджино находится в Сиене, Филиппино Липпи чересчур обременен заказами, но есть еще Боттичелли, который «много мне хвалим». Поездка в Мантую не состоялась по неизвестной причине.

В 1503 Уголино Верино в поэме «De ilrustratione urbis Florentiae» назвал Сандро Боттичелли в числе лучших живописцев, сравнив его с прославленными художниками древности – Зевксисом и Апеллесом.

25 января 1504 мастер входил в комиссию, обсуждавшую выбор места для установки «Давида» Микеланджело. Последние четыре с половиной года жизни Сандро Боттичелли документально не освещены. Они были тем печальным временем дряхлости и неработоспособности, о которых писал Вазари. 

Интересные факты: происхождение прозвища «Ботичелли»

Настоящее имя художника — Алессандро Филипепи (для друзей Сандро).

Он был младшим из четырех сыновей Мариано Филипепи и его жены Змеральды и родился во Флоренции в 1445 году. По специальности Мариано был кожевником и жил с семьей в квартале Санта Мария Новелла на виа Нуова, где снимал квартиру в доме, принадлежащем Ручеллаи. У него была своя мастерская неподалеку от моста Санта Тринита ин Ольтрарно, дело приносило весьма скромный доход, и старый Филипепи мечтал поскорее пристроить сыновей и иметь, наконец, возможность оставить трудоемкое ремесло.

Первые упоминания об Алессандро, как и о других флорентийских художниках, мы находим в так называемом «portate al Catasto», то есть кадастре, куда вносились заявления о доходах для обложения налогом которые в соответствии с постановлением Республики от 1427 года обязан был делать глава каждой флорентийской семьи.

Так в 1458 году Мариано Филипепи указал что у него четыре сына Джованни, Антонио, Симоне и тринадцатилетний Сандро и добавил, что Сандро «учится читать, мальчик он болезненный». Четыре брата Филипепи принесла семье значительные доходы и положение в обществе. Филипепи владели домами, землей, виноградниками и лавками.

До сих пор вызывает сомнение происхождение прозвища Сандро — «Боттичелли».

Возможно, уличное курьезное прозвище «Botticella», означавшее «Бочоночек», стройный и ловкий маэстро Сандро унаследовал от отечески опекавшего его толстяка-Джованни, старшего брата Сандро, который стал маклером и выполнял роль финансового посредника при правительстве.

Судя по всему, Джованни, желая помочь стареющему отцу, много занимался воспитанием младшего ребенка. Но может быть, прозвище возникло по созвучию с ювелирным ремеслом второго брата, Антонио. Впрочем, как бы мы ни толковали приведенный документ, ювелирное искусство сыграло немаловажную роль в становлении молодого Боттичелли, ибо именно в это русло направлял его все тот же брат Антонио. К ювелиру («некоему Боттичелло», как пишет Вазари, человеку, личность которого по сей день не установлена), отправил Алессандро отец, устав от его «экстравагантного ума», одаренного и способного к учению, но беспокойного и до сих пор не нашедшего истинного призвания; возможно, Мариано хотел, чтобы младший сын пошел по стопам Антонио, работавшего ювелиром по меньшей мере с 1457 года, что положило бы начало не большому, но надежному семейному предприятию.

По словам Вазари, между ювелирами и живописцами в то время существовала столь тесная связь, что поступить в мастерскую одних означало получить прямой доступ к ремеслу других, и Сандро, изрядно поднаторевший в рисунке — искусстве необходимом для точного и уверенного «чернения», вскоре увлекся живописью и решил посвятить себя ей, не забывая при этом ценнейших уроков ювелирного искусства, в частности четкости в начертании контурных линий и умелого применения золота, в дальнейшем часто использовавшегося художником как примесь к краскам или в чистом виде для фона.

В честь Боттичелли назван кратер на Меркурие.

Библиография

  • Боттичелли, Сандро // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Перейти к: 1 2 3 4 Джорджо Вазари. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. — М.: АЛЬФА-КНИГА, 2008.
  • Тит Лукреций Кар. О природе вещей. — М.: Художественная литература, 1983.
  • Долгополов И. В. Мастера и шедевры. — М.: Изобразительное искусство, 1986. — Т. I.
  • Бенуа А. История живописи всех времён и народов. — М.: Нева, 2004. — Т. 2.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: bottichelli.infoall.info, bibliotekar.ru, rushist.com

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Сандро Ботичелли: картины художника


Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Сандро Ботичелли: жизнь и творчество художника

4.7 (93.33%) 3 голос(ов)

Реферат: Творчество Сандро Боттичелли

План

Биография

Ранний период творчества

Расцвет мастера

Кризис души кризис творчества

Анализ некоторых произведений

Росписи в Сикстинской капелле 1481-1482 г

Нет живописи более поэтичной, чем живопись Сандро Боттичелли (Botticelli, Sandro). Художник получил признание благодаря тонкости и выразительности своего стиля. Ярко индивидуальной манере художника присущи музыкальность легких, трепетных линий, прозрачность холодных, изысканных красок, одушевленность ландшафта, прихотливая игра линейных ритмов. Он всегда стремился влить душу в новые живописные формы.

Алессандро ди Мариано Филипепи родился 1 марта 1445 года в семье Мариано и Смеральды Филипепи. Подобно многим жителям этого района, его отец был дубильщиком. Первые упоминания об Алессандро, как и о других флорентийских художниках, мы находим в так называемом «portate al Catasto», то есть кадастре, куда вносились заявления о доходах для обложения налогом которые в соответствии с постановлением Республики от 1427 года обязан был делать глава каждой флорентийской семьи. В 1458 году Мариано Филипепи указал, что у него четыре сына: Джованни, Антонио, Симоне и тринадцатилетний Сандро и добавил, что Сандро «учится читать, мальчик он болезненный». Свое имя-прозвище Боттичелли («бочонок») Алессандро получил от старшего брата. Отец хотел, чтобы младший сын пошел по стопам Антонио, работавшего ювелиром по меньшей мере с 1457 года, что положило бы начало не большому, но надежному семейному предприятию.

По словам Вазари, между ювелирами и живописцами в то время существовала столь тесная связь, что поступить в мастерскую одних означало получить прямой доступ к ремеслу других, и Сандро, изрядно поднаторевший в рисунке — искусстве необходимом для точного и уверенного «чернения», вскоре увлекся живописью и решил посвятить себя ей, не забывая при этом ценнейших уроков ювелирного искусства, в частности четкости в начертании контурных. Около 1464 года Сандро поступил в мастерскую Фра Филиппо Липпи из обители Кармине, превосходнейшему тогдашнему живописцу, которую покинул в 1467 году в возрасте двадцати двух лет.

Стиль Филиппо Липпи оказал на Боттичелли огромное влияние, проявившееся главным образом в определенных типах лиц, орнаментальных деталях и колорите. В его произведениях конца 1460-х годов хрупкая, плоскостная линеарность и грация, перенятые от Филиппо Липпи, сменяются более мощной трактовкой фигур и новым осмыслением пластики объемов. Приблизительно в это же время Боттичелли начинает применять энергичные охристые тени для передачи телесного цвета — прием, который стал характерной чертой его стиля. Эти изменения проявляются во всей полноте в самой ранней документированной картине для Торгового суда Аллегория силы. (ок.1470, Флоренция, галерея Уффици) и в менее выраженной форме в двух ранних Мадоннах (Неаполь, галерея Каподимонте; Бостон, музей Изабеллы Стюарт Гарднер). Две знаменитые парные композиции История Юдифи (Флоренция, Уффици), также относящиеся к числу ранних произведений мастера (ок.1470), иллюстрируют другой важный аспект живописи Боттичелли: живую и емкую повествовательность, в которой соединены экспрессия и действие, с полной ясностью раскрывающие драматическую сущность сюжета. В них также обнаруживается уже начавшееся изменение колорита, который становится более ярким и насыщенным, в отличие от бледной палитры Филиппо Липпи, преобладающей в самой ранней картине Боттичелли — Поклонение волхвов (Лондон, Национальная галерея).

Вероятно, уже в 1469 году Боттичелли можно считать самостоятельным художником, поскольку в кадастре того же года Мариано заявил, что сын его работает дома. Ко времени смерти отца Филипепи владели значительным имуществом. Он умер в октябре 1469 года, а уже в следующем году Сандро открыл собственную мастерскую.

В 1472 году Сандро поступает в Гильдию Святого Луки. Заказы Боттичелли получает главным образом во Флоренции.

В 1469 году власть во Флоренции перешла к внуку Козимо Старого — Лоренцо Медичи, прозванному Великолепным. Его двор становится центром флорентийской культуры. Лоренцо — друг художников и поэтов, сам утонченный поэт и мыслитель, становится покровителем и заказчиком Боттичелли.

Среди произведений Боттичелли лишь несколько имеют достоверные датировки; многие из его картин были датированы на основе стилистического анализа. Некоторые из самых известных произведений относят к 1470-м годам: картина Св. Себастьян (1473), самое раннее изображение обнаженного тела в творчестве мастера; Поклонение волхвов (ок.1475, Уффици). Два портрета — молодого человека (Флоренция, галерея Питти) и флорентийской дамы (Лондон, музей Виктории и Альберта) — датируются началом 1470-х годов. Несколько позже, возможно в 1476, был выполнен портрет Джулиано Медичи, брата Лоренцо (Вашингтон, Национальная галерея). Произведения этого десятилетия демонстрируют постепенный рост художественного мастерства Боттичелли. Он использовал приемы и принципы, изложенные в первом выдающемся теоретическом трактате о ренессансной живописи, принадлежащем перу Леона Баттисты Альберти (О живописи, 1435-1436), и экспериментировал с перспективой. К концу 1470-х годов в произведениях Боттичелли исчезли стилистические колебания и прямые заимствования у других художников, присущие его ранним произведениям. К этому времени он уже уверенно владел совершенно индивидуальным стилем: фигуры персонажей приобретают крепкое строение, а их контуры удивительным образом сочетают ясность и элегантность с энергичностью; драматическая выразительность достигается соединением активного действия и глубокого внутреннего переживания. Все эти качества присутствуют во фреске Св. Августин (Флоренция, церковь Оньисанти), написанной в 1480 в качестве парной композиции к фреске Гирландайо Св. Иероним. Предметы, окружающие св. Августина, — пюпитр, книги, научные инструменты, — демонстрируют мастерство Боттичелли в жанре натюрморта: они изображены с точностью и ясностью, обнаруживающими способность художника схватывать сущность формы, но при этом не бросаются в глаза и не отвлекают от главного. Возможно, этот интерес к натюрморту связан с влиянием нидерландской живописи, вызывавшей восхищение флорентийцев 15 в. Конечно, нидерландское искусство повлияло на трактовку пейзажа у Боттичелли. Леонардо да Винчи писал, что «наш Боттичелли» проявлял мало интереса к пейзажу: «…он говорит, что это пустое занятие, потому что достаточно просто бросить пропитанную красками губку на стену, и она оставит пятно, в котором можно будет различить прекрасный пейзаж». Боттичелли обычно удовлетворялся использованием условных мотивов для фонов своих картин, разнообразя их включением мотивов нидерландской живописи, таких, как готические церкви, замки и стены, для достижения романтически-живописного эффекта.

Художник много пишет по заказам Лоренцо Медичи и его родственников. В 1475 году он расписывает по случаю турнира знамя для Джулиано Медичи. А однажды он даже запечатлел своих заказчиков в виде волхвов на картине «Поклонение волхвов» (1475-1478) Здесь же можно найти первый автопортрет художника. Начинается наиболее плодотворный период в творчестве Боттичелли. Судя по количеству его учеников и помощников, зарегистрированных в кадастре, в 1480 году мастерская Боттичелли пользовалась широким признанием.

В 1481 Боттичелли был приглашен папой Сикстом IV в Рим вместе с Козимо Росселли и Гирландайо для того, чтобы написать фрески на боковых стенах только что отстроенной Сикстинской капеллы. Он выполнил три из этих фресок: Сцены из жизни Моисея, Исцеление прокаженного и искушение Христа и Наказание Корея, Дафана и Абирона. Во всех трех фресках мастерски решена проблема изложения сложной богословской программы в ясных, легких и живых драматических сценах; при этом в полной мере используются композиционные эффекты.

После возвращения во Флоренцию, возможно, в конце 1481 или начале 1482, Боттичелли написал свои знаменитые картины на мифологические темы: Весна, Паллада и Кентавр, Рождение Венеры (все в Уффици) и Венера и Марс (Лондон, Национальная галерея), принадлежащие к числу самых знаменитых произведений эпохи Возрождения и представляющих собой подлинные шедевры западноевропейского искусства. Персонажи и сюжеты этих картин навеяны произведениями античных поэтов, прежде всего Лукреция и Овидия, а также мифологией. В них чувствуется влияние античного искусства, хорошее знание классической скульптуры или зарисовок с нее, имевших большое распространение в эпоху Возрождения. Так, грации из Весны восходят к классической группе трех граций, а поза Венеры из Рождения Венеры — к типу Venus Pudica (Венера стыдливая).

Некоторые ученые видят в этих картинах визуальное воплощение основных идей флорентийских неоплатоников, особенно Марсилио Фичино (1433-1499). Однако приверженцы этой гипотезы игнорируют чувственное начало в трех картинах с изображением Венеры и прославление чистоты и непорочности, которое, несомненно, является темой Паллады и Кентавра. Наиболее правдоподобна гипотеза, согласно которой все четыре картины были написаны по случаю свадьбы. Они являются самыми замечательными из сохранившихся произведений этого жанра живописи, который прославляет бракосочетание и добродетели, ассоциирующиеся с рождением любви в душе непорочной и прекрасной невесты. Те же идеи являются главными в четырех композициях, иллюстрирующих рассказ Боккаччо Настаджо дельи Онести (находятся в разных коллекциях), и двух фресках (Лувр), написанных около 1486 по случаю бракосочетания сына одного из ближайших сподвижников Медичи.

В 1490-е Флоренция переживает политические и социальные потрясения — изгнание Медичи, кратковременное правление Савонаролы с его обличительными религиозно-мистическими проповедями, направленными против папского престижа и богатого флорентийского патрициата.

Раздираемая противоречиями душа Боттичелли, чувствовавшая красоту мира, открытого Ренессансом, но боявшаяся ее греховности, не выдержала. В его искусстве начинают звучать мистические ноты, появляются нервозность и драматизм. В Благовещении Честелло (1484-1490, Уффици) уже появляются первые признаки манерности, которая постепенно нарастала в поздних произведениях Боттичелли, уводя его от полноты и богатства натуры зрелого периода творчества к стилю, в котором художник любуется особенностями собственной манеры. Пропорции фигур нарушаются для усиления психологической выразительности. Этот стиль в той или иной форме характерен для произведений Боттичелли 1490-х и начала 1500-х годов, даже для аллегорической картины Клевета (Уффици), в которой мастер возвеличивает собственное произведение, ассоциируя его с творением Апеллеса, величайшего из древнегреческих живописцев

В картине «Венчание Богоматери» (1490) в лицах ангелов видна суровая, напряженная одержимость, а в стремительности их поз и жестов — почти вакхическая самозабвенность».

После смерти покровителя мастера Лоренцо Медичи (1492) и казни Савонаролы (1498) характер его окончательно изменился. Художник отказался не только от трактовки гуманистических тем, но и от свойственного ему ранее пластического языка. Его последние картины отличаются аскетичностью и лаконизмом цветового решения. Произведения его проникнуты пессимизмом и безнадежностью. Одна из известных картин этого времени, «Покинутая» (1495-1500), изображает плачущую женщину, сидящую на ступенях у каменной стены с наглухо закрытыми воротами.

«Нарастающая религиозная экзальтация достигает трагических вершин в его двух монументальных «Оплакиваниях Христа», — пишет Н.А. Белоусова, — где образы близких Христа, окружающих его бездыханное тело, полны душераздирающей скорби. И вместе с этим как бы мужает сама живописная манера Боттичелли. Вместо хрупкой бестелесности — четкие, обобщенные объемы, вместо изысканных сочетаний блеклых оттенков — мощные красочные созвучия, где в контрасте с темными суровыми тонами особенно патетически звучат яркие пятна киноварного и карминно-красного цвета».

В 1495 году художник выполнил последние из работ для Медичи, написав на вилле в Треббьо несколько произведений для боковой ветви этой семьи.

В 1498 году семья Боттичелли, как показывает запись в кадастре, владела немалым имуществом: имела дом в квартале Санта-Мария Новелла и, кроме того, получала доход с виллы Бельсгуардо, расположенной вне города, за воротами Сан-Фредиано.

После 1500 года художник редко брал кисть в руки. Единственное подписное его произведение начала шестнадцатого века — «Мистическое рождество» (1500, Лондон, Национальная галерея). Внимание мастера сосредоточено теперь на изображении чудесного видения, пространство же выполняет вспомогательную функцию. Эта новая тенденция в соотношении фигур и пространства характерна также для иллюстраций к «Божественной комедии» Данте, выполненных пером в великолепном манускрипте.

В 1502 году художник получил приглашение перейти на службу к Изабелле д’Эсте, герцогине Мантуанской. Однако по неизвестным причинам эта поездка не состоялась.

Хотя он был уже пожилым человеком и оставил живопись, с его мнением продолжали считаться. В 1504 году вместе с Джулиано да Сангалло, Козимо Росселли, Леонардо да Винчи и Филиппино Липпи Боттичелли участвовал в комиссии, которая должна была выбрать место для установки Давида, только что изваянного молодым Микеланджело. Решение Филиппино Липпи было признано самым удачным, и мраморный гигант был помещен на цоколе перед Палаццо делла Синьория. В воспоминаниях современников Боттичелли предстает жизнерадостным и добрым человеком. Он держал двери своего дома открытыми и охотно принимал там своих друзей. Художник ни от кого не скрывал секретов своего мастерства, и у него отбоя не было от учеников. Даже его учитель Липпи привел к нему своего сына Филиппино.

Боттичелли скончался 17 мая 1510 года и был погребен в семейной гробнице в церкви Оньисанти.

«Юдифь», ок 1470 г.

Представляет собой произведение, явно связанное с поздним творчеством Липли. Это своего рода размышление о том, что такое чувство. Героиня изображена в трепетном свете зари после свершения своего подвига. Ветерок теребит ее платье, волнение складок скрадывает движение тела, непонятно, как она удерживает равновесие и сохраняет ровную осанку. Художник передает грусть, охватившую девушку, то ощущение пустоты, которое пришло на смену активному действию. Перед нами не какое-то определенное чувство, а душевное состояние, стремление к чему-то неясному то ли в предчувствии будущего, то ли из сожаления по содеянному, сознание бесполезности, бесплодности истории и меланхолическое растворение чувства в природе, не имеющей истории, где все происходит без помощи воли.

«Святой Себастьян» 1473 г.

Фигура святого лишена устойчивости, художник облегчает и удлиняет ее пропорция, для того чтобы прекрасная форма тела святого могла быть сравнима лишь с голубизной неба-пустого, кажущегося еще более недосягаемым из-за удаленности пейзажа. Ясная форма тела не наполнена светом, свет окружает материю, словно растворяя ее, а линия делает определенными тени и свет на фоне неба. Художник не превозносит героя, а лишь грустит о поруганной или поверженной красоте, которую мир не понимает, ибо ее источник находится за пределами мирских представлений, за пределами природного пространства, равно как и исторического времени.

«Весна» ок.1478 г.

Ее символическое значение разнообразно и сложно, идея ее может быть понята в разных ключах. Ее концептуальное значение доступно до конца лишь специалистам-философам, более того, посвященным, но оно ясно всем, кто способен проникнуться красотой рощи и цветущего луга, ритмом фигур, привлекательностью тел и лиц, плавностью линий, тончайшими. хроматическими сочетаниями. Еели смысл условных знаков не сводится более к тому, чтобы зафиксировать и объяснить действительность, в используется для того, чтобы преодолеть и зашифровать ее, то к чему тогда все богатство позитивного познания, которое было накоплено флорентийской живописью в первой половине века и которое привело к грандиозным теоретическим построениям Пьеро? А посему теряет смысл перспектива как способ изображения пространства, не имеет смысла свет как физическая реальность, не стоит заниматься передачей плотности и объема как конкретных проявлений материальности и пространства. Чередование параллельных стволов или узор из листьев на заднем плане «Весны» не имеют ничего общего с перспективой, но именно по сравнению с этим фоном, лишенным глубины, обретает особое значение плавное развитие линейных ритмов фигур, контрастирующих с параллельностью стволов, точно так же, как тонкие цветовые переходы получают особое звучание в сочетании с резко выделяющимися на фойе неба темными стволами деревьев.

Фрески Боттичелли написаны на библейские и евангельские сюжеты, но трактованы не в «историческом» плане. Например, сцены из жизни Моисея призваны стать прообразом жизни Христа. Темы других росписей также имеют переносный смысл: «Очищение прокаженного» и «Искушение Христа» содержат в себе намек на верность Христа закону Моисея и, следовательно, на преемственность Ветхого и Нового заветов. «Наказание Корея, Дафана и Авирона» также намекает на преемственность закона божьего (что символически выражено аркой Константина на заднем плане) и на неизбежность наказания тех, кто его преступает, что недвусмысленно увязывается в сознании зрителя с еретическими учениями. Кое в чем можно усмотреть намек и на современных художнику лиц и обстоятельства. Но, связывая воедино исторически разновременные события, Боттичелли разрушает пространственно-временное единство и даже смысл самого повествования. Отдельные эпизоды, несмотря на разделяющее их время и пространство, спаяны друг с другом бурными взлетами линейного ритма, возникающими после длительных пауз, и этому ритму, утратившему мелодический, плавный характер, полному внезапных порывов и диссонансов, доверена теперь роль носителя драматизма, который не может быть более выражен через действия или жесты отдельных персонажей.

«Рождение Венеры» ок.1485

Это отнюдь не языческое воспевание женской красоты: среди заложенных в нее значений фигурирует и христианская идея рождения души из воды во время крещения. Красота, которую художник стремится восславить,-это в любом случае красота духовная, а не физическая: обнаженное тело богини означает естественность и чистоту, ненужность украшений. Природа представлена своими стихиями (воздух, вода, земля). Море, волнуемое ветерком, раздуваемым Эолом и Бореем, представляется голубовато-зеленой поверхностью, на которой волны изображены одинаковыми схематическими знаками. Символична и раковина. На фоне широкого морского горизонта развиваются с различной интенсивностью три ритмических эпизода — ветры, Венера, выходящая из раковины, служанка, принимающая ее с украшенным цветами покрывалом (намек на зеленый покров природы). Трижды ритм зарождается, достигает максимального напряжения и гаснет.

«Благовещение» 1489-1490г

художник вносит в сцену, обычно столь идиллическую, непривычную смятенность, Ангел врывается в комнату и стремительно падает на колени, и за его спиной, как струи воздуха, рассекаемого при полете, вздымаются его прозрачные, как стекло, едва видимые одежды. Его правая рука с большой кистью и длинными нервными пальцами протянута к Марии, и Мария, словно слепая, словно в забытьи, протягивает навстречу ему руку. Кажется, будто внутренние токи, невидимые, но ясно ощутимые, струятся от его руки к руке Марии и заставляют трепетать и изгибаться все ее тело.

«Мистическое Рождество» 1500 г,

Возможно, самое аскетическое, но в то же время наиболее заостренно-полемическое из всех произведений его последнего периода. И сопровождает его апокалипсической надписью, в которой предсказываются огромные беды для грядущего века. Он изображает немыслимое пространство, в котором фигуры на переднем плане меньше, чем более удаленные, ибо так поступали «примитивы», линии не сходятся в одной точке, а зигзагообразно расходятся по пейзажу, словно в готической миниатюре, населенной ангелами.


Теги: Творчество Сандро Боттичелли  Реферат  Культурология

Сандро Боттичелли | artble.com

  • Филиппо Липпи

    Флоренция

  • Стойкость

    Сандро Боттичелли

Ранние годы:
Алессандро ди Мариано Ванни Боттичелли, вино Боттичелли, более известное как вино Сандро Боттичелли , прозвище по имени его старшего брата. Боттичелли был сыном кожевника и, возможно, изначально учился на ювелира, но затем поступил во Флоренцию во Флорентийскую студию фра Филиппо Липпи, который научил его рисовать.

Первое упоминание о Боттичелли как о независимом мастере произошло в 1470 году, хотя искусствоведы считают, что он, вероятно, достиг этого статуса раньше. В 1470 году Боттичелли также написал свою первую надежно датированную картину, названную «Стойкость», и завершил серию «Семь добродетелей».

К 15 годам Боттичелли уже имел собственную мастерскую, что помогло сформировать его самобытный художественный стиль. Этот стиль включал неоплатонизм, метод, который помог ему удовлетворить многие вкусы, включив христианство и язычество в свои работы.

Средние годы:
Художественный и финансовый успех Боттичелли был достигнут в его средние годы, когда у него были связи, деньги и известность в результате покровительства семьи Медичи.

Влияние Медичи значительно увеличило известность Боттичелли, и во время их покровительства папство попросило его отправиться в Рим, чтобы расписать части Сикстинской капеллы. Эта честь подтверждает уважение к искусству Боттичелли, учитывая, что честь украсить Часовню была удостоена только некоторых величайших художников эпохи Возрождения, таких как Перуджино и Микеланджело.

Продвинутые годы:
Достижения Боттичелли уменьшились после того, как он попал под влияние скандального флорентийского монаха Савонаролы. Савонарола поощрял сожжение многих произведений искусства и книг, которые считались нечестивыми, и, будучи последователем Савонаролы, Боттичелли участвовал в уничтожении многих своих картин. Несмотря на это, после падения Савонаролы Боттичелли остался во Флоренции и продолжал делать себе имя как один из лучших художников-исполнителей запрестольных образов.

Несмотря на свой успех в качестве художника-запрестольного художника, Боттичелли изо всех сил старался идти в ногу с революционными изменениями, происходившими в то время в искусстве. Появление Леонардо Ди Винчи и Микеланджело в художественном ландшафте еще больше отодвинуло творчество Боттичелли от всеобщего внимания.

Сандро Боттичелли Биография

Честелло Благовещение Сандро Боттичелли

Благовещение, также известное как Благовещение Честелло, — это картина Сандро Боттичелли 1489 года.Боттичелли, как один из самых уважаемых художников эпохи Возрождения, заслужил свою репутацию благодаря использованию формы и вниманию к деталям.

«Благовещение» — это христианская библейская сцена, в которой ангел Гавриил говорит Деве Марии, что она будет носить ребенка Божьего.

Слева на картине Гавриил преклоняется перед Марией, которая удаляется от него и одновременно тянется к нему.

Этот конфликт кажется человеческим, чего не видно на многих картинах сцены; возможно, Мэри проявит некоторую радость, но потрясение будет также огромным эмоциональным фактором. Боттичелли представляет это правдиво, по-прежнему показывая важность сцены, не убирая ее человеческого фактора.

Это не единственный раз, когда Боттичелли написал «Благовещение». Он также дважды написал одну и ту же вещь примерно за один и тот же период времени.Эта версия находится ближе всего к дому Боттичелли в Италии; В настоящее время он находится в галерее Уффици во Флоренции, где простоял более ста лет. Другой очень важной работой было Благовещение Леонардо да Винчи, в то время как Сандро Боттичелли также написал Благовещение и Благовещение (1485-92).

Когда картина была заказана, она предназначалась для украшения местного монастыря Честелло, который существует по сей день под названием Санта-Мария-Маддалена де’Пацци.Однако его значение в истории искусства означает, что его лучше разместить в галерее.

Во времена Боттичелли масляные краски еще не были доступны; вместо этого он использовал темпера — пигмент, заключенный в основу, которая часто делалась из яиц (она также известна как яичная темпера).

Эта краска была очень быстросохнущей, и требовалось немало навыков, чтобы использовать ее так, как это делал Боттичелли. Художники часто смешивали яичную темпера с приятными ароматами, чтобы избежать резкого запаха, который оставался некоторое время после завершения картины; это должно было дать обычно религиозным зрителям более приятное впечатление от сцены в целом.

Боттичелли использовал детали вокруг предметов картин, чтобы придать сцене больше глубины. В случае с Благовещением Честелло он нарисовал окно за ангелом Гавриилом и Девой Марией, глядя вдаль на деревья и холмы.

Возможно, это должно символизировать вечность момента для христианства. Подобные детали вносят слои в картину, уже наполненную возвышенными деталями, и именно по таким причинам Боттичелли остается уважаемым художником своего времени.

Сандро Боттичелли (ок. 1445 — 1510)

На пике своей славы флорентийский художник и рисовальщик Сандро Боттичелли был одним из самых уважаемых художников Италии. Его изящные изображения Мадонны с младенцем, его запрестольные образы и его мифологические картины в натуральную величину, такие как «Венера и Марс», были чрезвычайно популярны при его жизни.

Сын кожевника, он родился Алессандро ди Мариано Филипепи, но получил прозвище «Боттичелли» (от слова «боттичелло», означающего «маленькая винная бочка»).Не по годам умный, молодой Боттичелли быстро скучал в школе. Он был известен своим острым умом и любовью к розыгрышам, и он быстро заработал репутацию беспокойного, гиперактивного и нетерпеливого ребенка. К счастью, его рано развившийся талант был признан, и он был отозван из школы и отправлен работать подмастерьем.

Считается, что Боттичелли сначала обучался у ювелира Мазо Финигерра, прежде чем попасть в мастерскую художника Фра Филиппо Липпи. Он начал свою карьеру с росписи фресок для флорентийских церквей и соборов и работал с художником и гравером Антонио дель Поллайуоло.К 1470 году у него была собственная мастерская.

В Рим и обратно

В 1472 году Боттичелли присоединился к Compagnia di San Luca, братству флорентийских художников. Он также нанял Филиппино Липпи, сына своего покойного учителя, в качестве своего ученика, и нарушил условность, завершив филиппинскую версию «Поклонения королей» — для ученика было гораздо обычнее закончить картину своего мастера, а не другого. наоборот.

Ученичество Боттичелли у фра Филиппо дало ему прекрасные контакты.Его хозяин пользовался покровительством некоторых ведущих семей Флоренции, таких как Медичи. Боттичелли, в свою очередь, провел почти всю свою жизнь, работая на семью Медичи и их круг друзей, для которых он написал некоторые из своих самых амбициозных светских картин, таких как «Примавера» (в Уффици, Флоренция).

Звезда Боттичелли была восходящей. У него была такая репутация, что в 1481 году он был вызван Папой в Рим, чтобы помочь украсить стены недавно построенной Сикстинской капеллы в Ватикане.Он написал фрески, изображающие сцены из жизни Моисея и искушений Христа, а также написал ряд папских портретов. Характер этой задачи показывает, насколько высоко его ценили в то время, и это был единственный случай, когда он работал за пределами Флоренции.

Мифологии

Год спустя Боттичелли вернулся во Флоренцию, чтобы продолжить самый плодотворный этап своей карьеры.

Период с 1478 по 1490 год был для Боттичелли наиболее творческим.Это был период, когда он создал свои знаменитые мифологические произведения, такие как «Рождение Венеры» (в Уффици, Флоренция) и «Венера и Марс». В них он удачно сочетал декоративное использование линий (возможно, во многом благодаря его раннему образованию ювелира) с элементами классической традиции, проявляющимися в гармонии его композиции и гибких контурах его фигур.

Религия и политика

В течение последних 15 лет жизни работы Боттичелли, казалось, пережили кризис стиля и выражения.

1490-е годы были беспокойным десятилетием — Медичи были изгнаны из Флоренции, а мир Италии был нарушен вторжением и эпидемиями. Боттичелли отверг орнаментальное очарование своих ранних работ в пользу более упрощенного подхода, который по контрасту казался грубым и грубым. Эти более поздние картины с их глубоким моральным и религиозным подтекстом также подверглись сравнению с утонченной эстетикой таких художников, как Микеланджело и Рафаэль.

Согласно Вазари в его книге «Жизни художников», в последние годы своей жизни Боттичелли стал последователем фанатичного доминиканского монаха Савонаролы, и благочестивые настроения его более поздних работ, казалось бы, предполагают некоторую причастность к религиозной и политической жизни. потрясения во Флоренции в то время.«Мистическое Рождество» — самая амбициозная картина Боттичелли того периода, отражающая это ощущение апокалиптических предчувствий.

Последние годы

Вазари также предполагает, что, когда его работа вышла из моды, Боттичелли стал меланхоличным и подавленным. Он никогда не был женат, предпочитая компанию семьи и друзей. Всегда славившийся своим приподнятым настроением и остроумием, последние годы Боттичелли представляли собой стремительное падение в нищету, изоляцию и душевные страдания.

После его смерти его имя почти исчезло до конца 19 века, когда растущее уважение к флорентийскому искусству и культуре возродило интерес к его творчеству.

Comments