Короткий рассказ о васнецове: Краткая биография Васнецова Виктора для детей, жизнь художника


26.06.2023 Facebook Twitter LinkedIn Google+ Разное


Сочинение по картине Васнецова «Алёнушка»

Главная  › 

Сочинения по картинам  › 

Васнецов В.М.  ›  Сочинение по картине Васнецова «Алёнушка»

Грустно одному оказаться в лесу, не зная, что делать дальше. Сразу же нападает какая-то паника, которая быстро сменяется чувством безнадежной тоски и растерянности. Человек неизменно надеется на чудо, но оно не всегда происходит.

На картине Васнецова «Алёнушка» мы видим девочку, которая с надеждой и тоской смотрит в лесное озерцо. Она пытается там что-то увидеть, старается отыскать там что-то крайне важное, но недоступное пониманию других людей.

Девочку окружает лесная непроходимая чаща, которая пугает своей мрачностью. Чтобы подчеркнуть тяжелое положение Аленушки, автор нарисовал лес темными красками. Вода в лесном озерце тоже отпугивает своей темнотой, мрачностью и глубиной. Только аир и камни становятся верными друзьями Аленушки, только им она может полностью излить душу. Кажется, что девочка отправляет немой клич о помощи, на который могут отозваться высшие силы природы, ибо человеческому уху он будет недоступен.

Аленушка — это простая и трогательная девочка, которая оказалась в трудной ситуации. Она из простой семьи, что видно по ее скромному наряду и отсутствию обуви. Девочка сидит возле озера, слегка наклоняясь над водой, словно ищет в его пучине правду.

Полотно вызывает чувство сожаления и грусти. Просто так хочется помочь Аленушке, но, к сожалению, это невозможно.

Сочинение по картине «Алёнушка» Васнецова

Создание картины «Аленушка» было окончено в 1881 году. Она является одной из многих известных работ автора. Известная картина написанная по сюжету сказки о «Сестрице Аленушке и братце Иванушке». Работа исполнена маслом. Героиней картины была простая деревенская девушка из Ахтырки.

По центру картины мы видим на большом камне молодую, красивую девушку, что сидит, подогнув под себя ноги. Опустив голову на колени, одинокая девушка смотрит в глубокое озеро печальными глазами сиротской доли. В глазах девушки отображается боль и грусть. Все ее мысли о братце Иванушке, что потерялся. Хотя девушка совсем юная, но взгляд достаточно взрослый. Художник создал точный психологический портрет героини и сумел сделать ее образ понятным.

Одежда девушки простая и скромная, что было типично для простых христианских семей. Старая черная юбка с цветами, кофточка и босые ноги что говорит о бедности девушки. Темные тона в которых выполнена работа, контрастируют с румянцем простой девушки.

Начало осени это время года, что изображено на картине.Об этом свидетельствует опавшая листва на воде темного и глубокого озера. Поверхность воды гладкая из которой прорастает осока. Создатель картины настолько реалистично передал ту грусть и боль девушки. Что это чуствует даже природа. Густой и неприветливый лес на заднем фоне, хмурится осеннее небо. Картина создает такое ощущение, будто все замерло вокруг, не шелохнется ни одна веточка.

Только стайка ласточек, которые несут позитив и приятные ощущения.

С помощью красок создатель добивается нужного впечатления. Общий тон картины неяркий, преобладают зеленые, серые цвета. Художник пытался понять, выразить русский дух и ему это удалось. Эта картина у каждого человека вызывает чувство жалости и печали.

Сочинение по картине «Алёнушка» Васнецова

В.М. Васнецов не перестает удивлять своим талантом. Каждая его работа – целая история, в которой есть начало и конец. А нам зрителям, хоть и предстоит увидеть лишь миг этой истории, но на память приходят давно известные сказки, и это дает возможность, словно окунуться в их мир, почувствовать радости и печали героев.

Изображенная на полотне девушка так несчастна и одинока, что ее хочется пожалеть. И есть за что. Оказывается, она потеряла своего любимого младшего братика. Весь день она пыталась найти его. А судя по зареву на небе, уже вечер. Босая она бродила по лесу, зовя его из последних сил. Но вот, силы ее покинули, и она присела у воды. Ее ноги, не знавшие весь день покоя, избиты и изранены, платье разорвано, а волосы выбились из косы. Но самое примечательное в образе Аленушки, это ее выражения лица. В нем читается безмерная грусть и печаль. Такое невозможно показать, не испытав боли. Даже в отображении в воде видна только черная юбка девушки. Художник не захотел показать ее светлое лицо, руки и шею. Он остановился на красках, в которых читается боль.

Какие мысли одолевают юную девушку? Возможно, она уже не надеется найти своего брата? Может, увидев водоем, девушка начинает догадываться, какая страшная судьба у ее родимого человека? Но что тогда делать ей самой? Уж не задумала ли она что-то нехорошее? Почему не идет домой сообщать страшные известия родным и соседям? А может и нет никаких родных? Может быть, брат – это все, кто был ей дорог и любим, и теперь ей не к кому идти, да и незачем, вот потому и такая отрешенность в выражении ее лица.

Каждому, кто взглянет на полотно, становится жаль Аленушку. И в такой правдивости, с которой автор изобразил одинокую девушку на фоне великолепной природы, что, как специально, выступает ярким контрастом, и видится талант автора картины, его умение задействовать воображение зрителя.

Сочинение по картине Васнецова «Алёнушка»

Когда читаешь сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», невольно представляешь себе лесной пруд, девушку, сидящую на его берегу, склонившую в тоске голову на колени. Знаменитая «Аленушка» Виктора Михайловича Васнецова. Как часто художник в своей работе обращался к произведениям устного народного творчества. И тогда уже былинные и сказочные герои в воображении рисовались именно такими, какими изобразил их великий художник.

Так произошло и с «Аленушкой». Жили в глухой лесной стороне одинокие сироты Аленушка и ее братец Иванушка. И пришла беда: пропал братец, единственный родной человек на этой земле. Долго бродила Аленушка в поисках братца. Изорвала платье, пробираясь сквозь лесную чащу. Набрела в темной лесной глуши на пруд. И в неизбывной тоске опустилась на камень на его берегу.

Вглядитесь в ее лицо. Сколько тоски в глазах юной девушки. Ее волосы растрепались от долгого блуждания по лесу. Но не замечает она беспорядка ни в своей прическе, ни в своей одежде. Одна мысль одолевает ее: «Где же братец Иванушка?» Маленький козленочек — легкая добыча лесных зверей. Плачет от горя Аленушка. Падают слезы в темную глубь пруда. А он манит своей черной водой, зовет забыться в его водах.

Темный лес обступил Аленушку стеной. Черна его чаща. Не хочет страшный лес выпустить свою добычу. Кажется, что вот-вот мелькнет в его черноте лицо злой колдуньи, решившей погубить Аленушку. И лишь тонкие деревца рядом с девушкой тоскуют вместе с ней, роняя на черную гладь пруда желтые листья.

Созданная по мотивам сказки картина Васнецова живет самостоятельной жизнью, повествуя о трудной доле сироты, о безысходной тоске. А вот сказочный образ красавицы Аленушки ассоциируется с тем, как изобразил ее художник на своем полотне.

На этой странице искали :

  1. сочинение по картине в м васнецова алёнушка
  2. сочинение по картине аленушка
  3. Васнецов Аленушка сочинение
  4. сочинение васнецов аленушка

Краткий гид по жизни Аполлинария Васнецова и проекту ВХМ «Васнецовский август»

Фамилия Васнецов у каждого кировчанина на слуху, не важно увлекаетесь ли вы искусством любите сказки, иллюстрированные работами Виктора Михайловича, или каждое утро проходите мимо Вятского художественного музея. Так или иначе известные земляки попадали в ваше инфополе. Но если мы зададим вопрос: «Что вы знаете о личности Аполлинария Михайловича Васнецова?». Долгим ли будет ваш рассказ и не ограничится ли он фразой: «Это младший брат Виктора Васнецова». 6 августа появится повод узнать намного больше об удивительной личности художника, искусствоведа и даже ученого Аполлинария Васнецова, так как в этом году празднуется 165-летие со дня его рождения.

В честь знаменательной даты Вятский художественный музей запускает Арт-проект «Васнецовский август» – продолжение ежегодного Всероссийского Васнецовского пленэра. Один день рождения растянется на целый насыщенный творческий месяц, а программа проекта тесно переплетется с судьбой «виновника торжества». Чтобы вы не пропустили все события долгожданного праздника искусства мы собрали самое главное в одном гиде по Арт-проекту «Васнецовский август» и жизни «Младшего Васнецова»:

6 АВГУСТА – 165-ЛЕТИЕ АПОЛЛИНАРИЯ МИХАЙЛОВИЧА ВАСНЕЦОВА.

Аполлинарий Михайлович Васнецов – удивительная личность, сочетающая в себе художественный дар и научный подход даже к творчеству. Его живопись высоко ценится не только искусствоведами, но и историками. Например, при написании видов Старой Москвы он подробно изучал историю и археологию, чтобы добиться абсолютной исторической достоверности. Поэтому «Васнецовский август» открывает Онлайн-экскурсия по произведениям А. М. Васнецова из коллекции Вятского художественного музея (11:00 – Инстаграм Вятского художественного музея — instagram.com/vasnetsovs.museum). Пусть о художнике расскажут его картины.

Но назвать его просто художником будет некорректно, он был общественным и культурным деятелем, выступающим за поднятие культурного уровня и активное развитие художественной жизни, в том числе и нашего региона. Именно его предложение о создании в Вятке художественно-исторического музея — первая страница современного ВХМ, а его произведения стали одними из первых единиц будущей огромной коллекции. Личная история Аполлинария не менее интересна, чем его живопись, поэтому в этот же день пройдет презентация книги Р. Я. Лаптевой и Т. В. Малышевой «Моя душа к тебе» — сборника избранных писем братьев Васнецовых, охватывающие период с 1880 по 1928 годы (15:00 Дом-музей Н. Н. Хохрякова, Копанский пер.4).

Но «Васнецовский август» — проект не о прошлом, а о настоящем и будущем. В Кирове соберутся 12 художников со всей России, чтобы около двух недель творить и вдохновляться нашим городом и его историей. А начальной точкой их творческого вызова станет торжественное открытие Арт-проекта (Вятский художественный музей, Карла Маркса, 70). Кстати, Аполлинарий Михайлович тоже работал на пленэре. Его пейзажи – тысячи отдельных этюдов, нарисованных с натуры. Не только эстетика, но и научный интерес толкали его чаще выходить на улицу. Увлечение астрономией вылилось в несколько работ, запечатлевших астрономические явления, например, «Солнечное затмение на Вятке».

14 АВГУСТА – ВАСНЕЦОВ-ФЕСТ В СЕЛЕ РЯБОВО (Музей художников В. М. и А. М. Васнецовых «Рябово», Зуевский район, село Рябово)

Возможно, именно небо над Рябово вдохновило Аполлинария на будущую художественную карьеру, ведь он родился именно в том доме, куда 14 августа приедут все участники Арт-проекта «Васнецовский август», а при желании и вы. Мастер-классы, концертная программа, общение с известными художниками на протяжении целого дня.

18 АВГУСТА 15:00 – ОТКРЫТЫЙ ВАСНЕЦОВСКИЙ УРОК (Театральная площадь)

Старший брат Виктор разглядел в Аполлинарии талант и тягу к живописи и настоял, чтобы тот начал обучаться у ссыльного в Вятку польского художника – Эльвиро Андриолли. Кто знал, что потом Аполлинарий начнет преподавать и руководить пейзажным классом Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Тема наставничества и преемственности распространена в художественной традиции. Вы тоже сможете почувствовать себя талантливым учеником под руководством участников Арт-проекта «Васнецовский август» прямо в центре города. Возможно, написанный во время открытого урока шедевр станет началом творческой биографии будущего художника.

19 АВГУСТА 16:00 – ОТКРЫТИЕ ИТОГОВОЙ ВЫСТАВКИ АРТ-ПРОЕКТА «ВАСНЕЦОВСКИЙ АВГУСТ» (Вятский художественный музей, Карла Маркса 70)

Создавая Вятский художественно-исторический музей – первый музей подобного плана на всём севере и северо-востоке России – Аполлинарий Михайлович и все члены Вятского художественного кружка мечтали о яркой культурной жизни родного города – активной выставочной деятельности и постоянном обновлении. Выставка – логичный итог всего проекта. Но точно не конец.

Художник русского завораживающего мира волшебства (Виктор Васнецов) —

Если русские дети, рожденные за пределами России, сумеют пронести во взрослую жизнь имя одного русского художника, сохранив его среди шума столовых и Голодных игр, скорее всего, это имя Виктора Васнецова.

Художник говорит на завораживающем языке, предшествующем и устаревшем письменности, языке историй и образов. Одновременно и красиво он сплетает и повествование, и образ в мощный, неразрывный узел в каждой картине.

Виктор Васнецов (1848-1926) был одним из первых русских художников, расширивших границы жанра за пределы чистого реализма. Присоединившись к направлению в русском искусстве того времени, он стал частью группы талантливых художников, которые искали национальную художественную идентичность, которая поэтически, если не фактически, соответствовала крестьянской культуре; искусство, хотя и основанное на европейской технике, было истинно русским по духу. Для этого Васнецов в конце концов обратил свое внимание на рассказывание народных сказок и былин через живопись.

Витязь на распутье, 1877

Он, сын священника, вырос в суровой живописной Вятской области в России. Болтливая кухарка семьи развлекала детей народными сказками, а также случайными историями, которые она слышала от странников, которые бродили по сельской местности и останавливались на ночлег. По словам Васнецова, именно она «заставила меня любить прошлое и настоящее моего народа на всю оставшуюся жизнь».

В конце концов он переехал в Санкт-Петербург, чтобы получить официальное образование и присоединиться к суровой арт-сцене столицы. Его картины, изначально исторические и реалистичные, пользовались большим успехом у зрителей.

Но наиболее ярко проявился его талант, когда он обратился к рассказу о коллективном русском поэтическом прошлом, увиденном через призму его причудливого и беспримерного воображения. Вот лишь несколько примеров:

Спящая красавица, 1900-1926

Иван-царевич и Серый волк

Знаменитое полотно «Иван-царевич и Серый волк» Васнецов создал в расписывал интерьер великолепного храма св. Владимира в Киеве. В течение года он приостановил свою колоссальную и чрезвычайно серьезную работу в храме, чтобы нарисовать этот причудливый шедевр, который экспонировался на очередной выставке сплоченного, глубоко философского и энергичного независимого художественного общества под названием «Передвижники» (подробнее о Скитальцы здесь)

В основу сюжета легла одна из самых известных и популярных сказок того времени. В нем волк помогает лихому, но традиционно бессистемному русскому князю спасти принцессу от нежелательного, непривлекательного и злонамеренного жениха.

Художник на самом деле наделил героиню самогонщика чертами румяной настоящей девушки по имени Наталья, племянницы влиятельнейшего мецената Саввы Мамонтова.

Знаменитая картина Веры Мамонтовой

И все же черта реализма только добавляет неоспоримой магии живописи. По темному лесу мчится серый волк, злобный хищник с шокирующе мягкими человеческими глазами; царевна с нежной покорностью льнет в руки Ивана, и пара вместе выказывает странное и полное доверие дикому зверю. Между тем, на зловещем фоне пробивается весна, вызванная маловероятной любовью троицы, мчащейся сквозь тьму.

Иван-царевич и Серый волк, 1889

Ковер-самолет

В 1880 году правительство, активно занимавшееся строительством национальной железнодорожной сети, заказало картину для украшения новой канцелярии каталога железная дорога в Донецке.

С проектом к Виктору Васнецову обратился известный меценат Савва Мамонтов. Вскоре появился Васнецов с результатом: «Ковер-самолет» (в переводе буквально «Ковер-самолет»), одно из первых произведений Васнецова в фантастическом стиле, принесшее ему всенародную любовь и всемирную известность.

По Васнецову, картина должна была выразить победу и движение, а также величие русских традиций.

Ковер-самолет, 1880

Однако картина озадачила правление железной дороги. Пыхтящий сквозь облака поезд (знак прогрессивного будущего) или даже почтовый вагон, запряженный мудрыми лошадьми (символ почтенного прошлого), они поняли бы, но парящий ковер! После встречи отказались принять произведение из-за его чрезмерно фантастического характера.

Таким образом, она так и не украсила святыню промобъекта, но сам Мамонтов с удовольствием купил картину. Между тем Васнецов открыл для своего искусства новый мир набухших возможностей… и в нем было мало места для обыденности.

Много десятилетий спустя Васнецов вернулся к тому же образу, с которого начался его путь в фольклор.

Ковер-самолет, 1919-1926

Дурак Аленушка

Свою любимую и самую ностальгическую картину «Аленушка» Виктор Васнецов начал писать летом 1881 года.

Васнецов находился тогда в живописной усадьбе под названием Ахтырка, принадлежавшей вышеупомянутому меценату Мамонтову. Усадьба часто принимала у себя многих выдающихся художников, превращаясь в центр товарищества и творчества.

Во время одной из прогулок по усадьбе Васнецов наткнулся на крестьянскую девушку, сидевшую на берегу пруда. Это видение вдохновило его и преследовало, и вскоре он начал рисовать серию набросков, которые привели к знаменитой картине под названием «Аленушка».

Зарисовки пруда Ахтырка

О встрече он написал следующее:

«Этот образ как будто давно существовал в моей голове, но я действительно увидел его впервые, когда наткнулся на одну девушку с непокрытой головой. Сколько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах… фигура ее дышала каким-то неповторимо русским духом»

Васнецов впервые назвал картину «Дура Аленушка», но в названии не было ничего оскорбительного или иронического. В русской традиции слово «юродивый» относилось к юродивым, то есть к людям, которые добровольно отказывались от всех материальных благ и даже от своего разумного мышления ради Бога. Это слово также относило сирот, покинутых миром, ответственность ни перед кем в частности и, следовательно, прямую моральную ответственность — даже если она игнорировалась — всего коллектива.

Только потом картина крестьянской девушки стала ассоциироваться у людей со старинной русской сказкой. По сюжету Аленушка и ее брат Иван — сироты, пытающиеся вместе пробраться в мир. Картина напоминает момент, когда Аленушка теряет где-то в лесу своего непослушного брата и садится оплакивать, теперь уже совсем осиротевшая и одинокая.

Три богатыря

Пожалуй, самая любимая картина Васнецова — массивное полотно, на котором изображены самые могущественные легендарные защитники России — богатыри Илья, Добрыня и Алеша. Каждый из них представляет столпы российской силы: мудрость, сочетающуюся с моральной силой и традициями; простая и искренняя верность семье и стране до самой смерти; и, наконец, остроумие и интеллигентность с ноткой поэзии. Но полная история этой картины — это путешествие на другой день.

Источники:

https://ukrburshtyn.com/blog/vasnecov-tri-bogatyrya.html

https://kulturologia.ru/blogs/061115/27061/

https://artgalereya.mirtesen.ru /блог/43347969222/Сказочные-картины-Виктора-Васнецова

Рассказ о жизни и творчестве художника. Виктор Васнецов краткая биография

Васнецов Виктор Михайлович в данной статье представлена ​​краткая биография известного русского художника.

Виктор Васнецов краткая биография

Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848 года в глухой вятской деревне Лопял в многодетной семье сельского священника. С детства Виктор любил слушать народные сказки и песни, легенды. Они зародили в мальчике любовь к русскому народному творчеству.

Талант мальчика проявился в раннем возрасте, но из-за безденежья его отдали в духовное училище, а затем в семинарию. Дети священников принимались туда бесплатно. Однако тяга к искусству привела 19-летний семинарист с Вятки в Петербург, в Академию художеств.

Во время учебы в Академии молодой художник много работал (как гравер и рисовальщик, сотрудничал с рядом петербургских журналов.). С большим интересом он создавал иллюстрации к алфавиту. Но более всего художника захватили мысли о богатырской силе русских воинов, о красоте, о свободе.

В 1876 году Васнецов приехал в Париж по приглашению Репина. На выставке внимание художника привлекла большая картина о сказочных рыцарях. И снова вспомнил свою идею создания картины, посвященной русским богатырям.

Летом 1881 гола Васнецов написал этюды в Абрамцеве и начал работу над картиной «Богатыри». Но только в 1898 году Васнецов закончил эту картину.

С 1893 года Васнецов стал действительным членом Российской академии художеств.

В 1899 году Васнецов открыл свою первую выставку в Москве, центральной работой на ней стала картина «Богатыри».

Художник происходил из довольно древнего и богатого купеческого рода Шишкиных. Родился в Елабуге в 1832 году 13 (25) января. Его отец был известным в городе богатым купцом. Он старался дать сыну хорошее образование.

Образование

С 12 лет Шишкин учился в Первой Казанской гимназии, а в 20 лет поступил в Московское училище живописи. После ее окончания (в 1857 г.) продолжил обучение в Императорской Академии художеств у профессора С. М. Воробьева. Уже в это время Шишкин любил писать пейзажи. Он много путешествовал по окрестностям Северной столицы, бывал на Валааме. Красота суровой северной природы будет вдохновлять его на протяжении всей жизни.

В 1861 г. на средства Академии он отправился в заграничную поездку и некоторое время учился в Мюнхене, Цюрихе, Женеве, Дюссельдорфе. Там он познакомился с творчеством Бенно, Ф. Адамова, Ф. Диде, А. Калама. Поездка продолжалась до 1866 года. К этому времени на родине Шишкин уже получил за свою работу звание академика.

Возвращение на родину и пик карьеры

Вернувшись на родину, Шишкин продолжил совершенствовать пейзажную технику. Много путешествовал по России, выставлялся в Академии, принимал участие в работе Товарищества передвижных выставок, много рисовал пером (этой техникой художник овладел за границей). Он также продолжал работать с гравюрой «Царская водка», вступив в 1870 году в круг петербургских аквафористов. Его репутация была безупречной. Он считался лучшим пейзажистом и гравером своего времени. В 1873 году он стал профессором Академии художеств (звание получил за картину «Дикая местность»).

Семья

В биографии Шишкина сказано, что художник был дважды женат, причем первый брак на сестре художника Ф.А.Васильевой, а второй брак на его ученице О.А.Лагоде. От двух браков у него было 4 детей, из которых до совершеннолетия дожили только две дочери: Лидия и Ксения.

Художник умер в 1898 году (внезапно). Сначала его похоронили на Смоленском кладбище, но затем прах и надгробие перенесли на кладбище Александро-Невской лавры.

Другие варианты биографии

  • Год рождения художника точно неизвестен. Данные биографов разнятся (с 1831 по 1835 год). Но в официальных биографиях принято указывать 1832 год.
  • Художник великолепно рисовал карандашом и пером. Его работы пером пользовались большой популярностью у европейской публики. Многие из них хранятся в Художественной галерее Дюссельдорфа.
  • Шишкин был прекрасным натуралистом. Именно поэтому его работы такие реалистичные, ель на ель, а сосна на сосну. Он прекрасно знал русскую природу вообще и русский лес в частности.
  • Самая известная работа художника «Утро в сосновом лесу» создана в соавторстве с К. Савицким. Чуть ранее к этой картине была написана другая, «Туман в сосновом лесу», которая так понравилась авторам, что они решили ее переписать, включив в нее определенную жанровую сцену. Мастеров вдохновило путешествие по девственным вологодским лесам.
  • Самая большая коллекция работ Шишкина хранится в Третьяковской галерее, чуть меньше в Русском музее. Большое количество рисунков и гравюр художника находится в частных коллекциях. Интересно, что сборник фотографий гравюр Шишкина был выпущен

Васнецов Виктор Михайлович родился в 1848 году 15 мая в деревне со смешным названием Лопял. Отец Васнецова был священником, как и его дед и прадед. В 1850 году Михаил Васильевич увез семью в село Рябово. Это было связано с его службой. У Виктора Васнецова было 5 братьев, один из которых тоже стал известным художником, его звали Аполлинарий.

Талант Васнецова проявлялся с детства, но крайне неблагополучное материальное положение в семье не оставляло вариантов, как отдать Виктора в 1858 году в Вятское духовное училище. Уже в 14 лет Виктор Васнецов учился в Вятской духовной семинарии. Детей священников водили туда бесплатно.

Не окончив семинарии, Васнецов в 1867 году отправился в Петербург поступать в Академию художеств. Денег у него было очень мало, и Виктор выставил на «аукцион» 2 свои картины — «Доярку» и «Жнец». Перед отъездом он так и не получил за них никаких денег. За эти две картины он получил через несколько месяцев в Петербурге 60 рублей. Приехав в столицу, у молодого художника было всего 10 рублей.

Васнецов отлично справился с экзаменом по рисунку и сразу был зачислен в Академию. Около года он учился в Рисовальной школе, где познакомился со своим учителем — .

Васнецов начал учебу в Академии художеств в 1868 году. В это время он подружился с, и даже одно время они жили в одной квартире.

Хотя Васнецову и нравилась Академия, он ее не окончил, уехав в 1876 г., где прожил более года. В это время Репин тоже был там в командировке. Они также поддерживали дружеские отношения.

По возвращении в Москву Васнецова сразу приняли в Товарищество передвижных художественных выставок. К этому времени значительно изменилась манера рисования художника, и не только стиль, сам Васнецов переехал жить в Москву, где сблизился с Третьяковым и Мамонтовым. Именно в Москве раскрылся Васнецов. Ему нравилось бывать в этом городе, он чувствовал себя в своей тарелке и выполнял различные творческие работы.

Более 10 лет Васнецов проектировал Владимирский собор в Киеве. В этом ему помогал М. Нестеров. Именно после завершения этой работы Васнецова можно по праву назвать великим русским иконописцем.

1899 год стал пиком популярности художника. На своей выставке Васнецов представил публике.

После революции Васнецов стал жить уже не в России, а в СССР, который серьезно его угнетал. Люди уничтожали его картины, относились к художнику с неуважением. Но до конца жизни Виктор Михайлович был верен своему делу — рисовал. Умер 23 июля 19 г.26 в Москве, не закончив портрет своего друга и ученика М. Нестерова.

Васнецов Виктор Михайлович, русский живописец.

Учился в Санкт-Петербурге в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1867-68) у И. Н. Крамского и в Академии художеств (1868-75), действительным членом которой стал в 1893 году. С 1878 член Товарищества передвижников. Посетил Францию ​​(1876 г.) и Италию (1885 г.). Жил в Петербурге и Москве. Во время учебы делал рисунки для журналов и дешевых народных изделий («Народная азбука» Столпянского, изд. 1867; «Тарас Бульба» Н. В. Гоголя, изд. 1874).

В 1870-х гг. вышли небольшие жанровые картины, тщательно написанные преимущественно в серовато-коричневой цветовой гамме. В сценах уличного и домашнего быта мелких торговцев и чиновников, городской бедноты и крестьян Васнецов с большой наблюдательностью запечатлел различные типы современного ему общества («Из квартиры в квартиру», 1876, «Военная телеграмма», 1878, обе в Третьяковская галерея).

В 1880-х годах, оставив жанровую живопись, он создал произведения на темы отечественной истории, русских былин и народных сказок, почти целиком посвятив им все свое дальнейшее творчество. Один из первых русских художников, обратившихся к русскому фольклору, Васнецов стремился придать своим произведениям эпический характер, воплотить в поэтической форме вековые народные идеалы и высокие патриотические чувства.

Васнецов создал картины «После битвы Игоря Святославича с половцами» (1880), «Аленушка» (1881), проникнутые задушевной поэзией, «Иван-царевич на Сером волке» (1889), «Богатыри» (1881 -98), полный веры в героические силы народа, «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897, все в ГТГ).

С общей направленностью станковой живописи Васнецова 1880-1890-х гг. его работа для театра тесно связана. Декорации и костюмы к спектаклю-сказке «Снегурочка» А. Н. Островского (постановка в домашнем театре С. И. Мамонтова в 1882 г.) и одноименной опере Н. А. Римского-Корсакова (в Московской частной русской опере С. И. Мамонтова в 1886 г.) , выполненная по эскизам Васнецова — образец творческого осмысления подлинного археологического и этнографического материала — оказала большое влияние на развитие русского театрально-декоративного искусства конца XIX в.й — начало 20 века.

Пейзажные фоны произведений Васнецова на сказочно-исторические темы, проникнутые глубоко народным чувством родной природы, то замечательные по лирической непосредственности своего восприятия («Аленушка»), то эпические по характеру («После битвы Игоря Святославича с половцами»), сыграл важную роль в развитии русской пейзажной живописи.

В 1883-85 гг. Васнецов выполнил монументальное панно «Каменный век» для Исторического музея в Москве, в 1885-89 гг. 6 — большая часть росписей Владимирского собора в Киеве. В росписях Владимирского собора Васнецов пытался внести духовное содержание и эмоциональность в традиционную систему церковной монументальной живописи, которая во второй половине XIX в. пришел в полный упадок.

Живопись Васнецова зрелого периода, характеризующаяся стремлением к монументально-декоративному художественному языку, глухому звучанию обобщенных цветовых пятен, а иногда и обращением к символизму, предвосхищает позднее распространение в России стиля «модерн». Васнецов также выполнил ряд портретов (А.М. Васнецов, 1878; Иван Петров, 1883; оба в ГТГ), иллюстрации к «Песне о Вещем Олеге» А. Пушкина (акварель, 1899, Литературный музей, Москва).

По его чертежам построены церковь и сказочная «Избушка на курьих ножках» в Абрамцево (под Москвой; 1883 г.), построен фасад Третьяковской галереи (1902 г.). В советское время Васнецов продолжал работать на народно-сказочные темы («Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем», 1918; «Кащей Бессмертный», 1917-26; обе картины находятся в Доме-музее им. В. М. Васнецова в Москве).

Когда речь заходит о художниках, работавших над «оживлением» былин, сказок и легенд, одним из первых вспоминается Васнецов. Биография для детей традиционно начнется с момента рождения талантливого мастера и его детства.

Каким было детство будущего художника?

А родился Виктор Михайлович 15 мая 1848 года в селе Лопял под Вяткой. Его отец, Михаил Васильевич, был местным священником. После рождения сына вынужден был переехать в другое место — село Рябово. Мать будущего художника, Аполлинария Ивановна, воспитала шестерых сыновей (сам Виктор был вторым).

Жизнь семьи Васнецовых была не особенно богатой. В их доме одновременно присутствовали обычаи и образ жизни, характерные как для сельской, так и для городской жизни. После смерти жены у руля остался отец семейства Михаил Васнецов. Биография для детей о ярких моментах жизни будущего артиста продолжается. Михаил Васильевич был умным и образованным человеком, поэтому старался привить всем своим сыновьям любознательность, наблюдательность, дать им знания в разных областях. Но бабушка учила детей рисовать. Несмотря на бедность, взрослые всегда находили средства на покупку интересных научных журналов, красок, кистей и других принадлежностей для творчества и учебы. Виктор Васнецов уже в детстве проявлял необыкновенную склонность к рисованию: в его первых зарисовках есть живописные сельские пейзажи, а также сцены сельской жизни.

Виктор Васнецов воспринимал других жителей села как своих добрых друзей и с удовольствием слушал сказки и песни, которые они рассказывали во время посиделок при тусклом свете и потрескивании факела.

Васнецов не мыслил своей жизни без рисования с ранних лет

Васнецов Виктор Михайлович, биография которого является темой нашего сегодняшнего разговора, очень рано начал рисовать. Но в те времена было принято, чтобы сын пошел по стопам отца, поэтому сначала пошел учиться в духовное училище, а потом — в семинарию на Вятке. Будучи семинаристом, Васнецов постоянно изучал летописи, жития святых, хронографы и различные документы. И особое внимание привлекала древнерусская литература — она еще больше укрепляла любовь к русской старине, которой уже тогда отличался Васнецов. В биографии для детей, посвященной этому удивительному художнику, следует также упомянуть, что именно в семинарии Васнецов получил глубокие знания в области православного символизма, которые впоследствии пригодились при работе над

Учеба в семинарии не помешала Виктору Михайловичу прилежно заниматься живописью. В 1866-1867 гг. Из-под его руки вышло 75 замечательных рисунков, которые со временем послужили иллюстрациями к «Сборнику русских пословиц» Н. Трапицина.

Большое впечатление на Васнецова произвело знакомство с Э. Андриоли, польским художником в изгнании. Андриоли рассказывает своему юному другу об Академии художеств в Петербурге. Васнецов сразу же загорелся желанием ехать туда. Отец артиста не возражал, но сразу предупредил, что не сможет помочь финансово.

Начало самостоятельной жизни в Санкт-Петербурге

Однако Васнецов не остался без поддержки. Андриоли и его знакомый епископ Адам Красинский поговорили с кампанейщиковским воеводой, и тот помог им продать картины «Доярка» и «Жнец», написанные Васнецовым. Биография для детей должна включать в себя еще несколько интересных моментов, связанных с этим. За проданные картины Васнецов получил 60 рублей и с этой суммой отправился в Петербург. Скромность и неуверенность юноши не позволяли ему даже взглянуть на список зачисленных в академию после сдачи экзаменов. Виктор через знакомых смог устроиться чертежником, чтобы зарабатывать себе на жизнь. Позже Васнецов находит себе занятие и начинает рисовать иллюстрации для журналов и книг. Затем он поступил в школу Общества поощрения художников, где познакомился с И. Крамским, которому еще предстоит сыграть важную роль в жизни молодого художника.

Обучение в Академии художеств и дальнейшая жизнь художника

В 1868 году Васнецов снова сделал попытку поступить в Петербургскую Академию. И узнает, что в прошлый раз ему все-таки удалось сдать экзамены.

Время, проведенное в академии, подарило Виктору Михайловичу много новых и интересных знакомств. Здесь он сближается и начинает дружить с Репиным, Поленовым, Куинджи, Суриковым, Максимовым, братьями Праховыми, Антокольским, Чистяковым.

Уже на первом курсе Васнецов получил серебряную медаль, а затем — еще две малые медали за этюд с натуры и рисунок «Две обнаженные натурщицы». Через два года учителя наградили его за рисунок «Христос и Пилат перед народом», на этот раз — большой серебряной медалью.

Этот период стал для Васнецова очень тяжелым. В 1870 году умер отец художника, и он стал заботиться о своем дяде по материнской линии, который также мечтал о славе талантливого художника и искал возможность подзаработать. С 1871 г. Васнецов все реже появляется в академии, главным образом из-за нехватки времени и ухудшения здоровья. Однако он по-прежнему плодотворно работал: за это время выполнил более 200 иллюстраций к «Солдатской азбуке», «Народной азбуке», «Русской азбуке для детей» (Водовозов). Художник занимается иллюстрацией сказок «Жар-птица», «Конек-Горбунок» и некоторых других. Васнецов успевает и для себя рисовать — как правило, это были рисунки на бытовые темы.

1875 год стал годом кардинальных перемен в жизни Виктора Михайловича. Он уходит из академии, потому что потребность зарабатывать деньги стоит для него на первом месте, а кроме того, потому что он хочет развивать свой талант самостоятельно. На выставке передвижников появляется его картина «Чаепитие в трактире», также завершается работа над «Нищими певцами». В 1876 году он представил картины «Книжная лавка» и «Из квартиры в квартиру».

В том же году Васнецов имел возможность посетить Париж. Визит во Францию ​​поражает воображение художника, и под впечатлением от него он написал знаменитые «Балаганы в окрестностях Парижа» (1877).

Через год художник возвращается на родину, женится на Александре Рязанцевой и переезжает с новоиспеченной женой в Москву.

Роспись Владимирского собора в Киеве – самое важное произведение в жизни Васнецова

В 1885 г. А. Прахов приглашает Васнецова принять участие в росписи недавно возведенного. Подумав, художник соглашается. Минимальный опыт он уже получил во время работы над Абрамцевской церковью Спаса и былинными полотнами. Будучи глубоко верующим человеком, именно в росписи церквей Васнецов начинает видеть свое настоящее призвание.

Васнецов работал над росписью во Владимирском соборе более десяти (!) лет. Ведь ему поручили расписать и главный неф, и апсиду. Художник искусно изобразил важные сюжеты из Новороссийских и Русских святых, облагородил своды с помощью изумительного орнамента. В истории искусства на протяжении 19 века масштабы проводимых работ не имеют себе равных. Ведь за это время Виктор Михайлович создал более четырехсот эскизов, а общая площадь картины занимает более 2 тысяч квадратных метров. м.!

Работа была интересной, но и очень сложной. Ведь В.М. Васнецов, биография которого является темой нашего разговора, внимательно изучил тему, с которой ему предстояло работать. С этой целью он ознакомился с сохранившимися в Италии памятниками раннего христианства, фресками и мозаиками, существовавшими в Киевском Софийском соборе, росписью Михайловского и Кирилловского монастырей. Большое внимание Васнецов также уделял изучению смежных областей искусства: народного творчества, древнерусской книжной миниатюры. Во многом при работе ориентировался на московских. Кроме того, Васнецов всегда проверял, достаточно ли соответствуют его произведения духу Церкви. Художник был вынужден отказаться от многих эскизов из-за того, что сам считал свои работы недостаточно церковными, или потому, что Церковный Собор не дал на них согласия.

Сам Васнецов считал, что работа в соборе — это его личный «путь к свету», к постижению великих ценностей. Иногда ему было очень тяжело из-за того, что он не мог изобразить тот или иной сюжет именно так, как видел его в своих мыслях.

Одним из самых любимых образов была Богоматерь Васнецова, впервые изображенная «с теплотой, мужеством и искренностью». Во многих русских домах конца XIX-начала XX вв. можно было найти ее репродукции.

Работы были завершены в 1896 году, и в присутствии царской семьи собор был торжественно освящен. Картина Васнецова имела огромный успех, и уже в том же году на художника со всех сторон посыпалось множество предложений по украшению петербургских, варшавских, дармштадтских и других церквей. Вершиной творчества Васнецова как монументалиста-декоратора стала картина «Страшный суд».

Васнецов – экспериментатор, сочетающий в своем творчестве вековые традиции и жизнелюбие

Расписывая Киевский собор, Васнецов в свободное время не перестает работать и в других жанрах. В частности, в это время он создал целый цикл историко-эпических картин.

Некоторое время Виктор Михайлович посвятил созданию театральных декораций.

В 1875-1883 гг. Васнецову было поручено написать нетипичную для него картину «Каменный век», которая должна была украсить открывавшийся вскоре Московский исторический музей.

Comments