Контурный рисунок дерева: Идеи на тему «Эскизы деревьев» (57)


16.02.2021 Facebook Twitter LinkedIn Google+ Разное


Содержание

эскизы для начинающих, техника работы по фанере, дереву и черному лаку, необходимый инструмент

Резьба по дереву

Предметы, изготовленные своими руками, всегда отличаются особой энергетикой и теплотой. Интерес к творчеству может проснуться как в детском возрасте, так и в более зрелом. А вариантов для воплощения идей множество. Можно выбрать любой вид деятельности, например, контурную резьбу по дереву, об особенностях и тонкостях которой мы и расскажем.

Особенности

Определение понятия «контурная резьба» говорит о том, что это разновидность орнаментального искусства, которое было широко распространено еще в XV веке. Контурно-рельефная резьба присутствовала на предметах многих народов.

Особенности техники заключаются в том, что рисунок воспроизводится на деревянной плоскости за счет углубленных линий, которые по глубине и ширине не изменяются на протяжении всего изображения. Однако художник вправе экспериментировать и вносить изменения в свое произведение.

Считается, что легче освоить данный вид техники после изучения геометрической и кудринской техник.

Материалы и инструменты

Чтобы начать осваивать данный вид творчества и даже сделать самое простое изделие, нужно подготовить необходимые материалы и инструменты. Могут пригодиться как обычные, которые используются в любой работе, так и профессиональные, без которых не получится создать четкий и качественный узор.

Для работы следует подготовить следующие инструменты:

  • пилу;
  • дрель;
  • напильник;
  • нож-косяк;
  • стамески – плоские, полукруглые, уголковые, скобчатые;
  • клюкарзы (специальный вид стамески, помогающий сделать углубления).

Профессиональные инструменты для резьбы лучше приобретать высокого качества и не экономить на них.

Неправильно думать, что для первого опыта сойдут самые простые и дешевые экземпляры. Здесь действует совсем другое правило. Чем качественнее все приспособления, тем успешнее будет первый опыт. Так, возможно, возникнет желание и дальше создавать красивые вещи своими руками и осваивать другие виды резьбы по дереву.

Не менее важное значение имеет и выбор материала. Не каждый вид древесины подходит для творчества. Вот какие материалы рекомендуют использовать резчики по дереву:

  • липа;
  • ольха;
  • береза;
  • дуб;
  • груша.

Самым оптимальным материалом для новичка считается липа – податливый материал с достаточно мягкой структурой позволяет без особых усилий наносить рисунок.

Хорошим вариантом считается и ольха, несмотря на то что этот вид древесины более плотный. Но найти его не всегда представляется возможным. К более твердым породам относят березу, но и она подходит для начинающих резчиков. Только нужно учитывать, что после высыхания береза подвержена деформации.

Дуб позволяет делать идеальные работы, но при наличии острого инструмента и определенного опыта мастера. А вот груша благодаря своей плотности и однородности позволяет делать самую тонкую работу.

Материалы, как и инструменты, нужно подбирать тщательно, чтобы работать было легко и приятно. Сначала из дерева выпиливают заготовки, потом их просушивают, обрабатывают, а затем уже наносят рисунки для резьбы.

Техника работы

Художественная обработка древесины в технике контурной резьбы подразумевает создание углубленных линий с помощью специальных стамесок и ножей. Главное для новичков – освоить штрихи-порезы, с помощью которых и будет создаваться композиция.

Резьба по дереву включает в себя определенные этапы:

  • подготовку основы;
  • выбор рисунка;
  • нанесение эскиза на поверхность;
  • вырезание картинки;
  • отделку.

Чтобы подготовить основу, нужно определиться, какой

фон поверхности будет – светлый, темный, блестящий. Для получения светлого фона достаточно древесину обработать рубанком. Для темной поверхности потребуется тонировка. Блестящую заготовку можно получить благодаря черному лаку, который наносится на поверхность.

После того как основа подготовлена, можно размещать ее на специальной подставке и приступать к работе. Нужно нанести рисунок или воспользоваться готовым шаблоном. Затем осуществляется резка по подготовленным контурам. Существует два этапа в работе: надрезание и подрезание. Сначала острым ножом водят по рисунку, создавая контуры. Для этого прилагают определенные усилия. И нож обязательно следует держать под небольшим углом. А затем уже производится подрезка линий рисунка, для этого нож в руке наклоняют в другую сторону.

Чтобы было удобно, заготовку можно поворачивать под любым углом, закрепляя в специальном приспособлении.

Если после окончания работы обнаружились определенные дефекты, нужно еще раз пройтись по этим линиям острым резцом. После этого нужно произвести шлифовку изделия.

Заключительным этапом будет обработка древесины с рисунком морилкой, лаком или тонированной пропиткой. Кроме того, резьбу можно производить и по фанере. Этапы работы будут выглядеть так же, как и в случае с деревом.

Художественные темы и сферы использования

Научившись создавать красивые работы, можно использовать свои навыки, украшая жилище, делая его более уютным. Можно делать доски, подносы, картины, полочки, шкатулки и другие предметы, где будет применена контурная резьба. Научиться работать с деревом, создавая свои маленькие шедевры, не так сложно, главное, иметь желание и проявить терпение, поскольку для этого понадобится определенное время и усидчивость. Не все может получиться с первого раза, но нужно к этому стремиться.

Композиция может включать в себя разные темы. Это могут быть просто абстрактные узоры, а также растения, цветы, звери, птицы, натюрморты и пейзажи, сказочные сюжеты. Но более сложные картины можно воспроизвести после того, как начинающий резчик набьет руку и будет заметен прогресс.

Эскизы для начинающих должны выглядеть просто, чтобы их можно было легко претворить жизнь и не потерять интерес к резьбе по дереву. Можно придумать несложный узор самому или посмотреть уже готовые картинки.

Впоследствии после некоторых экспериментов с готовыми рисунками можно будет придумать и что-то свое.

  • Вот так может выглядеть несложный узор, который подойдет для новичка в деле резьбы по дереву.
  • Красивый изящный цветок с длинными листьями можно попробовать вырезать самостоятельно, выбрав одну из техник исполнения, используя светлую основу, тонированную или черный лак. Такой рисунок будет смотреться в любом случае одинаково хорошо.
  • Более сложно вырезать на деревянной поверхности птицу, например, орла. Зато результат того стоит. Получится очень красивое изделие.
  • Интересная работа получится, если выбрать в качестве рисунка оленя
    . Можно попробовать изобразить любое животное, которое кажется наиболее простым в исполнении конкретному начинающему мастеру.

Подробнее о контурной резьбе по дереву и некоторые советы вы узнаете в следующем видео.

Контурная резьба по дереву: рисунки и эскизы

Контурная резьба по дереву, являясь разновидностью геометрической резьбы, требует некоторого опыта. Без привычки трудно прорезать абсолютно ровные линии без зазубрин и сколов. Не очень сложная техника сочетается с максимальной детализацией, благодаря чему получаются красивые резные изделия.

Пример контурной резьбы по дереву Вернуться к оглавлению

Содержание материала

Процесс работы с материалом

Резьба по дереву представляет собой надрезание и подрезание деревянного материала. В результате из-под ножа резчика выходят готовые контурные рисунки. Очертания предметов, пейзажные композиции, цветочные коллажи находят свое воплощение преимущественно в деревянных панно.

Как же осуществляется сам процесс работы по древесине? Как получаются красивые картинки? Всю работу над куском дерева, который впоследствии становится произведением искусства, можно разделить на этапы:

  1. Первоначально выбирают изображение.
  2. Рисунок переводят на трафарет для резьбы.
  3. С трафарета делают эскиз для резьбы на деревянной заготовке.
  4. Производится резьба по дереву.
  5. Готовое панно зашкуривается, шлифуется, вскрывается лаком.

Особенного мастерства требует резьба по дереву, эскизы которой предполагают выполнение сложного узора.

Подборка эскизов для контурной резьбы по дереву

Каждая прочерченная линия должна быть ровной и четкой. Для рисунков в конкретном случае мастер принимает сам решение, насколько глубоко должны прорезаться линии. От этого зависит выразительность изображения на дереве.

По технике контурной резьбы по дереву изготавливаются шкатулки, крестики и другие изделия, где необходимо воспроизводить очертания цветов, животных, людей. Работа осуществляется, как на естественной древесине, так на тонированной, а также на фанере.

Вернуться к оглавлению

Техника работы

Приемы резьбы по дереву разделяются на прорезывание линий и завитков. Линии сначала надрезают, потом подрезают. При этом используют специальный острый нож — косяк. Лезвие ножа должно располагаться к работе под небольшим наклоном с вертикального положения. Таким способом осуществляется надрезание.

Пример техники контурной резьбы

Затем наклон делается в противоположную сторону. Подрезается надрезанная часть дерева. При прорезывании контурных канавок косяк зажимают в кулаке, другой рукой направляют движение лезвия. В процессе подрезания важно, чтобы из-под ножа выходили ровные полоски дерева. Если получаются опилки, неровные полоски, красивых линий не будет.

Резьба по дереву с целью вырезания завитков и округлых линий предполагает использование различных стамесок. Но бывалые мастера умеют вырезать извилистые контурные узоры при помощи только одного косяка.
Техника надрезания завитков, небольших окружностей такова.

Техника прорезной резьбы по дереву

Стамеску держат в кулаке, делая небольшой наклон к центру окружности. Лезвие углубляют в древесину на несколько сантиметров, после чего поворачивают дощечку по кругу по оси. Затем делают подрезание. Также осуществляется вращение по оси с отрезанием надрезанного кусочка древесины. Дальше радиус при необходимости увеличивают.

Для резьбы по дереву применяют плоские и округлые стамески. Опытный мастер, зная назначение каждой, может вырезать самый замысловатый узор. Верхом мастерства является контурная резьба с подушкой. Получаемый узор по центру выглядит как бы приподнятым над остальной его частью. В действительности различается лишь глубина канавок. По центру она может делаться большей, по краям — меньшей.

Вернуться к оглавлению

Деревянные узоры на фанере

Резьба на фанере несколько отличается от резьбы по дереву. Работа с материалом предусматривает выполнение нескольких техник. К ним относятся:

  • выполнение контурного выпиливания;
  • выполнение резьбы;
  • ажурная резьба;
  • комбинированная резьба.

По методу выпиливания вырезают контурные изображения животных, фигурки людей, цветы. В результате образуется выпуклое изображение на ровном фоне. Контурная резьба предполагает вырезание сложного рисунка путем нарезания и подрезания. В итоге выходит рельефный изысканный узор.

Ажурная резьба предполагает сквозное прорезывание деталей рисунка. Узор, выполняемый в этой технике, самый трудоемкий и красивый. Изделие напоминает воздушное кружево. Комбинированная контурная резьба объединяет сразу 2 и более техник.

Процесс выполнения прорезной резьбы

Чаще всего применяют одновременно для ее изготовления ажурную резьбу и технику контурного выпиливания, контурную резьбу и выпиливание. Резьба по фанере хотя и более трудоемкое занятие, но ее выполнять легче. Все дело в материале. Дерево твердых пород труднее поддается обработке, чем фанерные образцы.

Вернуться к оглавлению

Техника резьбы на фанере

Перед началом работы делается заготовка, она шлифуется, выкрашивается при необходимости в темный тон нитрокраской. Дают заготовке просохнуть и снова прокрашивают. На готовый образец наносится рисунок или эскиз при помощи туши, гуаши. Иногда вместо этого применяются трафареты. Все изгибы рисунка вырисовываются по заготовленной форме.

Эскизы и техника выполнения ажурной резьбы

Проще всего пояснить технику резьбы по фанере на примере выпиливания. Необходимым инструментом для данной техники является пила. Выпиливание производится следующим способом. По имеющемуся контуру пилой выпиливается контур изображения.

Чтобы фон получался ровным, а изображение не имело зазубрин, применяется беспрерывное выпиливание.

При помощи все той же пилы вырезают отдельные детали. Выходит объемное изображение. Его зашкуривают, шлифуют, вскрывают лаком. При необходимости после просыхания первого слоя лак наносится на изделие еще раз.

Ажурная контурная резьба по фанере делается при помощи лобзика, напильников, коловорота, шила. При выпиливании отверстий по имеющемуся шаблону инструмент для резьбы должен оставаться неподвижным; вращается только заготовка.

Пример картины выполненной ажурной резьбой на фанере

Большие отверстия выпиливают коловоротом, маленькие — при помощи шила. Лобзиком прорезают отдельные фигурные элементы. После окончания работы ажур шлифуют и покрывают лаком или краской. Обычно полученные ажурные элементы используют для декорирования зеркальных рам, абажуров, в качестве деталей при изготовлении шкатулок.

Контурная резьба

Контурная резьба по технике ее исполнения является самой простой. Действительно, линейный, несколько углубленный рисунок из прямых, извилистых или ломаных линий в виде двухгранной или полукруглой выемки на ровной поверхности древесины, четко очерчивающий контур изображения, выглядит несколько резким и жестковатым.

Техника эта широко применяется в русской народной резьбе: в ней выполнены различные орнаменты на деревянных резных элементах дома, в декоративных резных панно, при изготовлении мебели, посуды, сувениров. Отсутствие рельефа в контурной резьбе не снижает ее художественной выразительности. Контуром режут всевозможные элементы орнамента — прожилки, сетки, детали крупных элементов композиций, разные по глубине и ширине линии, выборка фона вокруг линейных, орнаментальных или фигурных композиций, а также сочетание с другими видами резьбы имеют очень большое распространение.

Разделочная доска с орнаментом, выполненном в технике контурной резьбы. Поволжье, начало XX в.

Контурная резьба требует навыков свободного владения резчицким инструментом, аккуратности и внимания. Для выполнения контурного рисунка, в зависимости от его сложности, применяют ножи-косяки различных углов заточки, резаки, стамески-косячки, стамески-уголки, полукруглые стамески, клюкарзы, отлогие стамески, а в отдельных операциях используют и прямые стамески.

Основной инструмент для контурной резьбы:
1, 2 — ножи-косяки; 3, 4 — ножи-резаки; 5, 6 — стамеска-косяк; 7, 8 — стамеска-уголок; 9, 10- полукруглаястамеска; 11 — отлогаястамеска; 12 — клюкарза-уголок; 13 — клюкарза полукруглая

Теперь  рассмотрим последовательность, технику и приемы выполнения контурной резьбы. Сначала на заготовке делают разметку и наносят рисунок. Рисунок орнамента (а в технике контурной резьбы выполняются в основном орнаментальные композиции) наносят на поверхность древесины карандашом от руки или переводят с оригинала через копирку. Кстати, не берите слишком свежую копирку, так как хотя она и дает четкий рисунок, но этот рисунок чрезвычайно легко пачкается — «сводится» рукой. И еще одно — предварительно линии контура рисунка необходимо подробно проработать на бумаге в 5 шаблоне. Правильно построенная и красиво (изящно)! нанесенная линия во многом определяет художественную ценность резного украшения.

Рисунок можно наносить как на чистую, неотделанную поверхность, так и на лакированную. Чтобы рисунок, нанесенный на неотделанную поверхность, не стерся во время резьбы, линии его с помощью кисточки покрывают прозрачным лаком.

В начале освоения техники резьбы по дереву контурную резьбу лучше всего выполнять на древесине мягких пород — липе, осине, уж после, когда выработаются необходимые и уверенность, и навыки ведения работы, можно будет вести работу на древесине более твердых пород. Работу вести лучше стоя, так как это даст вам большую свободу движения. При работе — правой рукой держат резец за черенок (ручку), а левой придерживают и направляют лезвие. Рассмотрим приемы выполнения контурной резьбы различными инструментами.

Резьба косячком выполняется в два приема — надрезание (иногда еще говорят «зарезание») и подрезание. При работе, держа нож-косяк лезвием на себя и несколько наклонно, плавно и уверенно, преодолевая сопротивление древесины, вводят в нее лезвие и с усилием ведут по линии рисунка, направляя движение лезвия большим пальцем левой руки, упираясь им о боковую плоскость резака, стараясь, чтобы глубина надреза была все время одинаковой.

Надрезав линию с одной стороны рисунка, отступив от рисунка на 1-1,5 мм в противоположную сторону, приступают к подрезанию уже надрезанного контура, при котором положение ножа в руке остается неизменным, за исключением того, что наклоняется он в сторону отступа на такой же угол, как и при надрезании. В результате описанных действий из-под ножа выходит трехгранная древесная полоска — «соломка», а на заготовке вместо нее остается двугранная выемка.


Резьба косячком:
1 — последовательность выполнения работ: а — надрезание; б — подрезание; 2 — работа одной рукой: а — на себя; б — от себя; 3 — работа двумя руками: а — на себя; б — от себя

Для получения закруглений разных радиусов нужно использовать косячки и резаки с малым углом заточки клинка. Ножом-косячком можно резать как на себя, так и от себя, наклоняя его при этом во все стороны.

При резьбе розеток или орнаментов с кривыми линиями ширину и глубину двухгранных выемок делают разными — это необходимо для большей выразительности рисунка и формы. Косячок в этом случае держат носком в глубине древесины для утончения линии, а выход к поверхности и заужение линии на нет делают пяткой. Если вершины сторон розетки сходятся в центре, то начинают резать носком от края окружности, а к середине обязательно выводят пятку косячка, так как иначе возможны сколы древесины.

Резьба линий полукруглыми стамесками (стрелками показано направление движения инструмента, цифрами — порядок выполнения работы)

Резьба линий полукруглыми стамесками. Контурную линию с полукруглой выемкой режут крутыми, средними и отлогими стамесками. Рассмотрим приемы резьбы на примере небольшой розетки. Крутой стамеской надрезают лепесток в закруглении с малым радиусом. При этом лезвие вводят в древесину в начале линии и, вращая стамеску, совмещают лезвие с кривой, наклоняя ее к центру розетки. Затем участок с большим радиусом кривизны продолжают надрезать средней стамеской, а на участке, Приближающемся по начертанию к прямой с незначительной кривизной, надрез заканчивают отлогой стамеской. Таким образом, проходят все лепестки розетки. Центральную окружность, имеющую малый радиус кривизны, надрезают крутой стамеской. Подрезку контура по участкам с внешних сторон выполняют стамесками более пологими, чем надрезы по этим участкам.

Резьба линий крупных орнаментов полукруглыми стамесками и уголками. В домовой резьбе линии в технике контурной резьбы можно выполнять полукруглы­ми стамесками с высокими бортами и клюкарзами. Вырезанная этими инструментами линия представляет собой полукруглую выемку на плоскости древесины.

Двугранную выемку режут стамесками-уголками и клюкарзами-уголками. Кривые линии очень удобно резать клюкарзами, так как по причине их конструктивной особенности их довольно успешно можно поворачивать во время ведения линии и менять угол наклона, что значительно расширяет маневр движений резчика.

Резьба крупных орнаментов с более глубокими выемками с использованием киянок. Отметим, что в этом случае стамески должны быть особенно острыми. Также обратите внимание на строение слоев древесины, собираясь применить указанный способ. Не торопитесь одним ударом киянки пройти большое расстояние резцом.


Резьба линий крупных орнаментов с помощью:
а — полукруглой стамески, б — стамески-уголка, в — киянки

Это приведет только к срыву инструмента и порче заготовки, иногда непоправимой. Ведите работу методично, ритмично, лучше всего, если при работе вы выберете удобный для вас ритм-ударов. Некоторые резчики не любят держать инструмент неподвижно, а предпочитают во время продвижения его под ударами киянки, слегка доворачивать его кистью вправо-влево, совсем незначительно, облегчая тем самым продвижение острия сквозь волокна древесины, как бы создавая для него предварительный зарез, своего рода плацдарм, но при этом избегая виляния инструмента по оси рисунка и возникновения волнистости выемки.

Подчистку стыков линий резьбы удобнее делать двумя руками, направляя лезвие стамески левой рукой, а правой делая нажим и надрез. Подправлять и подчищать двухгранную выемку при резьбе уголком хорошо ножами-косячками и резачками.

Чеканка фона вокруг контура рисунка нередко делается при использовании в композициях растительных и животных мотивов. В этом случае фон вокруг контура рисунка режут полукруглыми стамесками или клюкарзами в виде неглубоких линий или хаотических выемок, напоминающих следы от ударов молотком или чем-либо еще, что придает резьбе весьма живописный вид, позволяет зрительно «поднять» изображение из плоскости фона, сделать его более значимым. Если орнамент имеет крупный и глубокий контур, то фон иногда делают в виде мелкой сетки из прорезок, что также лучше выявляет рисунок. Такой прием имеет смысл использовать только в том случае, когда в композиции имеются крупные замкнутые участки контурного рисунка. Линейный ажурный рисунок с незамкнутыми контурами не имеет смысла помещать на чеканенный фон — он просто исчезнет в хаосе насечек.


Контурная резьба с чеканкой фона:
а — выемка стамеской-уголком; б — мелкими порезками полукруглой стамеской; в — в виде сеток косячком; г — извилистыми линиями стамеской-уголком

Чтобы усилить выразительность контурной резьбы, изделия тонируют в темные, нередко черные тона, на которых контурные углубления смотрятся наиболее четко. Очень впечатляющими выглядят работы в технике контурной резьбы, выполненные «по черному лаку», в которых фон абсолютно черный с зеркальной поверхностью, а рисунок резьбы на нем — удивительно ярок. Хочется, однако, предостеречь начинающих резчиков, чтобы они не брали для своих работ живописных или каких-либо еще сюжетов. Поскольку контурная резьба предназначена для декорирования предметов обихода, лучше всего ограничиться чисто орнаментальными мотивами.

Орнамент в технике контурной резьбы режут косячком. Кривые линии резать нужно плавно, не отрываясь, сначала с внешней, а затем с внутренней стороны контура. При увеличении кривизны линии пятку косячка поднимают над материалом.

Если правильно выявлены формы орнамента путем изменения глубины и ширины прорезаемых линий, контурная резьба может быть очень выразительной, несмотря на то, что она ограничена в своем художественном арсенале только выполнением разнообразных линий. Наиболее крупные формы, например, можно подчеркнуть более резкими (глубокими и широкими) линиями. Таким образом, можно достигнуть даже многопланового деления по глубине восприятия отдельных частей орнамента в зависимости от их места в иерархии значимости сложной композиции.

Современные художники-резчики пользуются наряду с классическими приемами резьбы также и собственными. Так, например, очень выразительным является прием, при котором внутренний надрез делают вертикально, а вот зато внешний — настолько полого, что порой линия рисунка возникает из одной только светотени от ступеньки, образованной этой необычной подрезкой. Таким образом, может быть создан эффект пространственного восприятия крупных, иллюзорных, размещенных в плоскости доски, масс.

Этим, можно сказать, исчерпывается арсенал основных приемов выполнения контурной резьбы, освоив которые, вы сможете резать орнаменты любой сложности для украшения дома снаружи или в интерьере.

Резьба по дереву для начинающих — Сам себе мастер

Резьба по дереву — разновидность декоративно-прикладного искусства, получившая в свое время широкое распространение и особую популярность на территориях современной России. Практически в каждом регионе страны сформировались свои традиции вырезания орнаментов, узоров, фигурок людей и животных на деревянных поверхностях. Древесина вообще относится к излюбленным материалам русского человека. Возможно «корни» этой любви уходят глубоко в историю и теряются где-то во временах языческих верований, когда любым природным объектам придавался сакральный смысл, а деревья вообще считались «родом», то есть прародителем сущего, олицетворением матушки-природы. Как бы то ни было, а древесина действительно очень «теплый», уютный, домашний материал, который к тому же еще и экологически безопасен. На данный момент существует масса способов обработки дерева, но традиционная резьба располагается на ступень выше любых «промышленных» техник. Вырезая орнаменты, картины, фигурки, мастера вкладывают в свои работы душу. Как отдавать частичку себя создаваемому изделию, мы научить не сможем, зато познакомим с азами работы с деревом, которые пригодятся любому начинающему резчику.

История зарождения и развития

Дерево можно по праву считать одним из древнейших материалов, использовавшихся человеком.

Еще на заре времен люди поняли, насколько доступной и простой в обработке может быть древесина. Ее стали повсеместно привлекать для строительства. Искусство резьбы тесно переплелось с отдельным видом архитектуры — деревянным зодчеством. Люди никогда не подавляли свои внутренние желания окружать себя красивыми вещами. Это стремление к прекрасному часто становилось толчком для развития искусства в разных направлениях. Резьба не стала исключением. Как водится, сначала все лучшее клали на алтари для божеств, которым в те времена поклонялись. Самым древним образчиком искусства резьбы по дереву считается Шигирский идол. Он был найден во время раскопок неподалеку от Екатеринбурга. Изделие представляет собой фигурно обрезанный столб с тематическими рисунками на поверхности. По подсчетам ученых этот идол был создан в середине VIII века. Изготовили столб из лиственницы (вопреки общепринятому заблуждению о дубе). Помимо Шигирского идола встречаются и более поздние находки, украшенные резными элементами, но техника тех мастеров была примитивной и грубоватой. Современный человек скорее назовет их самобытными, чем красивыми. Здесь сказалось влияния бедного инструментария, которым пользовались мастера тех времен.

А теперь сделаем большой прыжок почти в десять столетий и перенесемся к XVI веку, когда стали появляться первые артели резчиков. Из области обрядов и язычества резьба по дереву постепенно перешла к быту. Причудливыми узорами стали украшать предметы скудной меблировки и деревянную посуду. Техника стала изящнее, благодаря расширенному набору специальных инструментов, которыми стали пользоваться мастера. Помимо обычной древесины, в ход шли даже корни деревьев и кап (разновидность нароста). Своими причудливыми, неправильными формами они навевали абстрактные ассоциации и подталкивали резчиков к созданию оригинальных асимметричных предметов обихода. Артели массово украшали храмы, соборы, дворцы и дома зажиточных граждан. Большинство бытовой утвари (от ларей и до ложек) покрывались декоративными узорами. Так как дома старались украшать даже представители среднего класса, появилось отдельное направление под названием домовая резьба. Многие образчики сохранились и до наших дней. Большинство из них стало официальными памятниками искусства. Параллельно с домовой резьбой появилась и более сложная техника — объемная. Рельефные украшения требовали большого мастерства от резчиков, но результат того стоил. Резьбой украшали сундуки, стулья, игрушки, подставки, пряничные доски (аналог подносов), ложки, табакерки, шкатулки, спинки кроватей, наличники и ставни на окнах. Хотя еще пару десятков лет назад этот вид искусства пребывал в упадке, постепенно традиции старинной русской резьбы по дереву возрождаются. Ведь не зря говорят, что все новое просто было хорошо забыто.

Виды резьбы

Резьбу по дереву классифицируют на следующие подтипы и направления:

  • Объемная (скульптурная). Изображение (ознаменка) полностью или частично отделяется от фона. Техника сходна с барельефами.
  • Плоскорельефная. Изображение выделяется на фоне, за счет углубления последнего.
  • Прорезная (ажурная). Относится к сквозной технике. Фон в изделиях удаляется полностью. Раньше они часто использовалась для оформления икон и картин в качестве рамок.
  • Контурная. Считается одной из самых простых техник. Часто используется новичками для практического обучения. Контурная резьба представляет собой рисунок, который образуется пересечением неглубоких линий. Если сравнивать с искусством скульптуры, то ближайший аналог этой техники анкрё или койланаглиф.
  • Геометрическая. Как и контурная, относится к простым техникам, которые под силу даже начинающим. Узор формируется из различных геометрических фигур и их переплетений. Несмотря на кажущуюся простоту, работы за счет игры света преображаются и выглядят очень красиво.
  • Рельефная. В изделии практически нет ровной плоскости. Каждый элемент рисунка с разной высотой выступает над поверхностью. Встречается два подтипа резьбы: горельефная и с низким рельефом. В первом случае изображение выступает почти на половину объема, а во втором только на пару сантиметров.
  • Восточная. Характеризуется обилием изящных орнаментов, получаемых путем пересечения прямых и изогнутых линий. В качестве дополнения в рисунках часто фигурируют цветы.
    Вышеперечисленные техники относят к основным, но ими перечень не ограничивается. Намного реже используют техники резьбы с подобранным и подушечным фоном, заоваленную резку.

Где может применяться

Резьба по дереву широко применяется в интерьерном и ландшафтном дизайне. Хотя такие изделия больше всего соответствуют этническому русскому стилю, красивая работа мастера может органично влиться в скандинавское, эко направление, эклектику, прованс (вообще любую разновидность кантри), модерн, классику и даже фьюжн. В интерьере используют либо резные предметы обихода (сундучки, шкатулки, чернильницы, подставки, элементы меблировки), либо декоративные детали, которые играют исключительно роль украшения (карнизы, фрески на отдельных областях стен, окантовку арок, двери). Для оформления экстерьера дома и прилегающих к нему территорий приобретают беседки, лавки, наличники, фронтоны, ворота и калитки, заборы, изготовленные в технике резьбы по дереву.

Выбор материала для работы

При выборе древесины следует обращать внимание на три критерия:

  • Вес. Чем тяжелее брусок или доска, тем прочнее получится готовое изделие. Это правило распространяется на все типы древесины.
  • Влажность. Не стоит использовать для работы сырую древесину. Рано или поздно она подсохнет, а это чревато деформацией материала, что может сказаться и на резьбе.
  • Общее состояние. Чем больше в бруске наростов, сучков и деформированных волокон, тем сложнее работать с таким материалом. Такие дефекты не позволяют мастеру передвигать инструменты в нужном направлении, так как они будут постоянно «спотыкаться» о препятствия.

Если древесиной резчик запасается самостоятельно в соседнем лесу, то материал необходимо просушить. Желательно проводить эту процедуру летом, так как 1-2 недели дерево должно пролежать на открытом воздухе. Если заготовка имеет внушительные габариты, то этот период увеличивают до 1-2 месяцев. Нельзя оставлять материал на улице в «сезон дождей». Толку от такой процедуры не будет, так как при высоком уровне влажности окружающей среды, вода из микропор не исчезнет. После уличной просушки древесину вносят в дом, но не кладут рядом с отопительными приборами. Остатки влаги удалятся в течение недели. Для малогабаритных заготовок подходит технология вываривания. Их складывают в емкость с водой, которую нагревают и кипятят на протяжении 2-3 часов. Такой экпресс-метод позволяет быстро «выжать» остатки влаги из микропор древесины. После процедуры заготовкам дают «отдохнуть» в доме примерно неделю.

Базовые инструменты для ремесла

Чтобы работа спорилась, мало одних навыков и умений, нужно еще и использовать качественные инструменты. Возможно, Николо Паганини и компенсировал своим мастерством возможности скрипки, сыграв на одной струне, но эта легенда относится к исключениям из общего правила. В стандартный список инструментов резчика по дереву входят:

  • Доска для резьбы. Накладывается на рабочую поверхность с целью ее защиты от повреждений. Используется только в тех случаях, когда у мастера еще нет постоянного места для работы.
  • Набор стамесок. Эти столярные инструменты отличаются по форме заостренных стальных кончиков, но более подробно о них поговорим дальше.
  • Ножи. Наряду со стамесками активно применяются для вырезания узоров. Существует несколько подвидов ножей, различающихся и по внешнему виду, и по функциональности. Ножики-резчики и ножи-косяки отличаются только режущим углом скошенного лезвия. Без последних не обходится техника плоскорельефной резьбы. Богородские ножи получили свое название в честь области, где местные мастера активно их использовали для работы над традиционными игрушками. Обычно продаются в наборе. Выделяют один подтип этой разновидности инструментов — «Татьянки». Характерным элементом этих ножей считаются удлиненные ручки. Они позволяют максимально передать инструменту усилие, с которым мастер осуществляет нажим. Используются в так называемой «силовой резьбе».
  • Штихель. Внешне очень похож на стамеску, но имеет характерную грибовидную форму рукоятки. Она позволяет мастеру вырезать тончайшие линии.
  • Ложечники. Инструмент обычно используется для работы с ложками, что и так понятно из названия. Однако может применяться и в других техниках, если необходимо сделать в дереве аккуратное отверстие в форе круга или полукруга. Представляет собой стальную пластину на ручке. В конце она либо закруглена наполовину, либо зациклена в кольцо.
  • Лекало. Используется в качестве трафарета для переноса чертежа изображения на заготовку.
  • Нихромовая проволока. Применяется только для выжигания отдельных элементов изображения при тонкой работе с деталями. Требует соблюдения техники безопасности. Если проволоку нагреть, то она с легкостью прожигает верхний тонкий слой древесных волокон.

А теперь более подробно рассмотрим разновидности стамесок, которые по праву можно считать главным инструментом резчика.

Виды стамесок

В зависимости от особенностей лезвия и области применения стамески классифицируют на следующие типы:

  • Прямые. Имеют плоские лезвия. Инструмент используется для выравнивания отдельных областей заготовки или для ее зачистки на подготовительном этапе работ.
  • «Косячки». Угол срезов их лезвий варьируется от 35 и до 70 градусов. Широко применяются в геометрической резьбе.
  • Клюкарзы. Считаются разновидностью полукруглых стамесок. Используются для обработки фона и вырезания крупных выпуклых фигур. Имеют изогнутое лезвие, отдаленно напоминающее «чашечку» лепестка розы.
  • Уголки (гейсмусы). Лезвие, имеющее форму желоба, оставляет характерные «канавки» на заготовке.
  • Полукруглые. Как правило, эти стамески применяются для объемной резьбы, но могут использоваться и в плоскорельефной технике. Инструменты отличаются радиусом загиба и длиной лезвия. На заготовке с их помощью делают вогнутые круги и линии, глубину которых регулируют посредством изменения силы нажима на стамеску.

У каждого мастера в наборе есть свои инструменты «любимчики», которыми он пользуется чаще всего. Обычно такая трогательная привязанность развивается за годы труда, когда резчик уже выработал свою индивидуальную манеру работы. Новичкам же остается только набивать себе «шишки» методом проб и ошибок, пока идеальный инструмент не будет найден.

Меры предосторожности при работе

Во время вырезания по дереву всегда существует риск повреждения рук мастера, а пальцы для резчиков — основной инструмент работы. Все приспособления достаточно острые и хватит всего одного неловкого движения, чтобы порезать кожу, а то и вовсе отрезать что-нибудь важное. Поэтому не следует пренебрегать правилами безопасности, которые соблюсти не так уж и сложно:

  • Рабочая поверхность должна быть устойчивой. У профессиональных резчиков для этих целей есть специальные верстаки. Начинающие часто работают за обычными столами, которые могут раскачиваться.
  • Резать нужно только от себя. По такому же правилу поджигают спички.
  • Освещение в помещении должно быть направлено на рабочую поверхность. На стол не должны падать тени. В противном случае работать придется очень близко от детали, что чревато повреждением не только пальцев в случае эксцесса.
  • Заготовки, которые обрабатываются, необходимо закреплять с помощью специальных крепежных деталей.
  • При заточке инструментов обязательно используют защитные очки. После процесса нельзя проверять остроту лезвия на пальцах. Для этого подойдет любой ненужный брусок.
  • Аккуратность — залог успешной работы. Каждый инструмент должен лежать на своем месте (желательно в специальных органайзерах). Таким образом, мастер исключит риск падения стамески или ножа на пол с последующим повреждением ног. Также необходимо своевременно удалять стружку с рабочей поверхности. Иначе может возникнуть непреодолимое желание сделать это во время процессы вырезания. Одно неловкое движение во время работы с электроинструментов может вылиться в катастрофу.
  • При работе с электроинструментом нужно обращать внимание на провода. Нельзя давать им скручиваться, ведь в таких «клубках» легко запутаться.

Также не рекомендуют располагать рядом с рабочим местом нагревательные приборы, поджигать свечи, курить. Стружка легко воспламеняется, поэтому любые контакты с огнем следует ограничить.

Мастер-класс геометрической резьбы

Как уже говорилось выше, геометрическая резьба считается одной из самых простых, поэтому идеально подходит для обучения начинающих мастеров. Для работы требуется минимальный набор инструментов. Во время процесса вырезания значение имеет только точность. Элементы рисунка должны обладать четкой симметрией. Сами изображения состоят из повторяющихся зон, которые образуют единую изящную композицию.

Технология и последовательность геометрической резьбы

В основе рисунка в технике геометрической резьбы лежат различные простые фигуры: круги, треугольники, квадраты, прямоугольники, трапеции и ромбы, которые дополняют прямыми и изломанными линиями. Вопреки заблуждениям обывателей, готовые композиции лишены угловатости и грубости. Игра света и тени подчеркивает рельеф изображения. Сюжетов, как таковых, геометрическая резьба не имеет. Она передает настроение и ярко демонстрирует мастерство автора. Готовое изделие может поражать сложностью и тонкостью работы, а иногда придерживается принципов лаконизма, что никак не сказывается на его восприятии. Очень часто в основе композиции лежат традиционные русские орнаменты, которые ранее считались «оберегами» от злых сил. Процесс работы в технике геометрической резьбы условно делят на этапы:

  • Подготовительный. Включает в себя изготовление болванки (заготовки) и черновое выравнивание ее поверхности, то есть удаление дефектов, сколов, рельефных элементов.
  • Работа над композицией с использованием ножей.
  • Заключительный этап. Финальная обработка заготовки: шлифование, пропитка специальными составами, покрытие лаком или краской.

После просушки резную поделку можно использовать по назначению.

Необходимые инструменты

Для работы в технике геометрической резьбы потребуется минимальный набор инструментов:

  • Карандаш, циркуль и линейка (лекало) для составления точного рисунка.
  • Два типа ножей: «косячок» и «перо» (разновидность богородских ножей).

Первый вид ножа используется для вырезания прямых линий, которые формируют угловатые геометрические фигуры, а второй — для «канавок» с мягкими изгибами.

Создание эскиза узора

Мастера, у которых «рука набита», наносят узоры прямо на заготовку с помощью карандаша и циркуля, линейки. Для новичков лучше сначала нарисовать эскиз на бумаге или использовать уже готовые рисунки, которые можно легко найти во всемирной паутине. Узоры распечатывают, после чего прикладывают к болванке и обводят по контуру с использованием копирки. Когда рисунок будет полностью перенесен на заготовку, можно приступать к вырезанию композиции.

Вырезаем узоры

Начинать нужно с мягких деталей (круги, лепестки, плавные линии). Для работы используют нож-перо. Его зажимают в руке между ладонью и указательным пальцем. Большой палец отставляют в сторону и прислоняют к заготовке. Он послужит опорой. Согнутый указательный палец станет регулятором силы нажима на инструмент и угла его наклона. От этого будет зависеть глубина «канавки». Помните, что резать нужно «от себя». Сначала обрабатывают одну часть композиции (слева или справа зависит от ведущей руки), а затем болванку переворачивают и продолжают вырезать вторую часть узора.

Теперь в дело вступает нож-косячок для работы над треугольными элементами. Этот инструмент держат иначе. Его зажимают между указательным и большим пальцами, словно карандаш, но у самого конца ручки, ближе к лезвию. «Пятку» ножа с силой вгоняют в заготовку под углом в 45 градусов, но не у самого края фигуры, а с небольшим отступом. Его необходимо сделать, чтобы у выемки были «пологие» края. «Канавки» с таким рельефом выглядят красивее. Грани треугольников должны сходиться. По такому же алгоритму вырезают оставшиеся элементы рисунка. Отработанные кусочки древесины должны иметь форму пирамидок, тогда работа выполняется правильно.

Во время процесса резки легко проверить остроту ножа. Если стружка тянется сплошной «лентой», значит, инструмент заточен хорошо. Если она крошится и отпадает кусками, то нож не годится для резки. Даже острые инструменты во время работы нужно периодически обтачивать. Для этих целей используют кусок натуральной кожи, на который наносят небольшое количество любой полировальной пасты на основе оксида хрома.

Шлифовка и пропитка готового изделия

Чтобы сгладить шероховатость краев «канавок», поверхность поделки нужно слегка зашкурить наждачной бумагой. Затем изделие пропитывают специальным составом. Некоторые покрывают поделки лаком, но большинство мастеров отдают предпочтение процессу вощения (восковая мастика) или покрытию поверхности маслом. В этом случае поделка приобретет легкий, натуральный блеск. Обычно используют льняное, одуванчиковое, мятное, семитравное масло. Эти же составы отлично подходят для пропитки посуды. Поделку густо смазывают средством, после чего «втирают» масло в древесину. Теперь изделие должно высохнуть. Лучше всего положить его на улице просушиться под солнышком. Некоторые кладут изделия возле батареи или пользуются феном, дабы ускорить процесс.

Мастер-класс формочки для печатного печенья

Чтобы сделать формочку для печатного печенья, сначала необходимо обрезать заготовку. Ширина и длина болванки зависит от размеров будущих кондитерских изделий. Можно ориентироваться на общепринятые стандарты и померить обычное юбилейное или кофейное печенье, купленное в магазине. Что касается выбора древесины, то для этих целей подойдет лиственница, бук, дуб. Заготовку вырезают из доски с помощью электролобзика. Далее ее закрепляют на рабочей поверхности и переносят заранее подготовленный эскиз изображения. Все детали композиции на печенье должны быть выпуклыми, соответственно фон обрабатывать не нужно. Набор инструментов для работы варьируется в зависимости от ее сложности. Чтобы резать было проще, нужно выбрать картинку-исходник, нарисованную с полутонами. Тогда мастеру будет легче ориентироваться с глубиной прорезания элементов. Для печатного печенья часто выбирают надписи, простенькие пейзажи с деревьями и птичками, животных, цветочные композиции, «букеты» колосьев.

Вырезаем таблички

Таблички, как правило, имеют неправильную форму. Контуры изделия подчеркивают изгибы букв, поэтому с заготовкой придется повозиться, выпиливая лишние фрагменты в определенных местах. Буквы можно нарисовать от руки с использованием карандаша и линейки, или скачать уже готовую надпись с интернета. Изготавливать таблички очень просто, поэтому вариант идеален для начинающих резчиков. Для работы достаточно ножа-косячка и богородского набора «Татьянка». После вырезания табличку шлифуют и покрывают морилкой. Когда состав высохнет, углубления дополнительно подчеркивают вторым слоем. Надписи на табличках для бани дополняют облаками, дубовыми или березовыми листиками, ковшами, тазиками с вениками. Для улицы используют красивый, ровный шрифт и аккуратные завитушки по контуру, так как здесь рисунки будут неуместны. Таким же способом можно изготовить оригинальную вывеску для торговой лавки или пивной, к примеру.

Заключение

Один именитый скульптор когда-то сказал, что композиция — самое сложное в искусстве. Общих правил для ее составления не существует. Постигнуть алгоритм построения композиции и выработать в себе тонкий художественный вкус можно только наблюдая за природой. Нет ничего более совершенного, чем естественная система элементов. Этот совет применим не только для скульпторов, архитекторов или художников, но и для резчиков по дереву. Сначала во время обучения новички используют готовые рисунки, чтобы набить руку и приобрести навыки, необходимые для создания качественных работ. Однако в дальнейшем каждый пытается делать робкие шаги на поприще художника, где одного мастерства недостаточно. Потребуется умение тонко чувствовать баланс в композиции, которое вырабатывается годами. Только научившись комбинировать мастерство и художественный вкус, резчик имеет право называться мастером, создающим изделия «с душой».

 

 

Рисунки для Резьбы по Дереву — более 100 эскизов

В этой подборке мне бы хотелось представить вашему вниманию рисунки для резьбы по дереву. Я буду полагать, что вы владеете техникой, что вам не нужно объяснять, как вырезать, какие материалы использовать и так далее. Сегодня будет исключительно орнаменты, узоры, и так далее.

Рисунок «Лоза Винограда»

Круглый орнамент

Рисунок волка для вырезания по дереву

Симпатичный рисунок волка для вырезания.

Стилизованный узор дракона

Вырезать такого дракона будет непросто, но узор очень интересный!

Растительный узор для вырезания по дереву — эскиз розетки

Геометрическая резьба по дереву — рисунок круглой розетки

Эскиз резной розетки — восьмиугольника

Рисунок для резьбы по дереву — Посолонь

Резьба по дереву — рисунок эскиз рамки

Цветочный узор для резьбы по дереву

Эскиз для контурной резьбы

Как подготовить рисунок к работе: я обычно распечатываю узор на лазерном принтере, а затем переношу на деревянную поверхность методом декупажа, после чего уже работаю по орнаменту инструментом.

Рисунок узора для мебели

Пример рисунка — резные фрезы

Пример орнаментов для резьбы по дереву

Прорезная резьба — эскизы узоров наличников

Руководство по резьбе по дереву

Далее смотрите полное руководство по резьбе по дереву от Вэйна Бартона. С моими комментариями.

Начинать резьбу лучше всего с простых узоров

Примеры простых бордюров рамочек

Перед началом резьбы по дереву разметьте узор на заготовке

У вас должен быть нож для резьбы по дереву. Обратите внимание на ножи фирм Kogatana, Narex, Татьянка и Flexcut.

Пример резьбы по шкатулке — бордюр и центральный круглый орнамент

Узор в виде каната или веревки — резьба по дереву

Пример оформления резной шкатулки с центральным круглым узором и орнаментом в виде каната.

Готический рисунок бордюр в резьбе по дереву.

Пример оформления шкатулки с готической резьбой.

Примеры полукруглых резных орнаментов

Эскизы полукруглых узоров для резьбы по дереву

Резьба по дереву — узор сердечки и листочки

Резьба по дереву — тарелки с узорами

Пример деревянного резного панно на стену

Резные деревянные тарелки

Примеры диагональных рисунков для резьбы по дереву

Примеры рисунков узоров круглых розеток

Резьба по дереву — треугольные розетки

Примеры резьбы четырехугольных розеток

Примеры резьбы пятиугольных розеток

Резьба по дереву — рисунко шестиугольных розеток

Примеры семиугольных розеток в резьбе по дереву

 

Примеры рисунков девятиугольных розеток

 

Пример рисунка двенадцатиугольной розетки

Резьба по дереву — рисунок орнамента вихрь Противосолонь

Эскиз и пример узора с листьями в резьбе по дереву

Кружевной узор — эскиз для резьбы по дереву

Четырехточечный рисунок

Резной компас и шестилистник

Примеры резьбы по дереву — тарелки

Шестигранник и шестиконечная звезда

Рисунок единорога для резьбы по дереву

Примеры точечных узоров

Рисунок для вырезания — цветок Эдельвейс

Рисунок для резьбы по дереву — тюльпан

Рисунок для резьбы по дереву — симметричный букет

Резьба по дереву на сундуке

Резьба по дереву — рисунок сова

Резьба по дереву на деревянном зеркальце и часах

Самые лучшие посты

описание с фото, технология выполнения работ и необходимые материалы

Художественная резьба по древесине — одна из древнейших техник декоративного искусства. За историю существования ремесла появилось несколько его разновидностей. Самой разнообразной считается плоскорельефная резьба, классифицируемая на геометрическую, рельефную, заоваленную с подобранным и подушечным фоном и контурную.

Что такое контурная резьба?

Резьба по дереву в контурной технике часто встречается на деревянных изделиях разных народов страны. Орнамент в ней наносится на поверхность углубленными линиями. На протяжении всего рисунка глубина и ширина прорезей сохраняются неизменными, но могут и различаться в зависимости от замысла мастера и рисунка для контурной резьбы по дереву. Разница в глубине и ширине прорезных контуров придает узору пластичность и изысканность. Резьба в контурной технике кажется на первый взгляд простой и легкой, однако добиться качественного и эстетичного рисунка можно только после получения необходимых навыков и изучения приемов кудринской и геометрической техник.

История

Как появилась контурная резьба? Резьба по дереву в контурной технике практически не отслеживается во времени как самостоятельное ремесло. Она входила в другие виды искусства. Мастера кудринской резьбы, к примеру, пытаясь добиться контраста с закругленными растительными элементами, ввели углубленные контурные штрихи, крестовые прожилки на листьях, частях цветов и плодов, прорезали мелкие детали животных, птиц и рыб. Как чистую резьбу по дереву контурную резьбу встретить крайне сложно. Она чаще совмещается с другими техниками.

При этом встречается большое количество произведений народного творчества с искусно выполненными растительными и геометрическими рисунками для контурной резьбы по дереву. Мастера столярного дела, изготовившие в XIX веке ярославские прялки, сочетали на древесине декоративные ногтевые порезки и бытовые, жанровые сценки в контурной технике. Для увеличения выразительности подобной резьбы деревянные изделия в последнее время стали тонировать в темные и черные тона, на которых углубления выглядят более ярко и контрастно.

Композиции по черному фону

Выставки художественного творчества редко обходятся без контрастной контурной резьбы, или резьбы по дереву на черном фоне. В таких изделиях привлекает прежде всего видимость итогового результата: на черной поверхности вырезаются белые линии.

Мастера в такой технике чаще всего выполняют сюжеты, не соответствующие стилю эскизов контурной резьбы по дереву. Часто встречаются выполненные на темном фоне графические пейзажи, что связано с частым принятием подобного способа резьбы за линогравюру.

В реальности же контурная резьба на светлом либо черном фоне является самостоятельной техникой художественной обработки древесины с характерными только для нее декоративными средствами выражения. Во избежание подражания линогравюре в специальных иллюстрированных изданиях предлагаются эскизы контурной резьбы по дереву для начинающих с подробными описаниями.

Порядок выполнения работ

Контурная резьба основывается на углубленных линиях, вырезаемых штихелем, стамесками, косым ножом или профильными резцами. Техника, выполненная полукруглыми стамесками и косым ножом, наиболее проста и выразительна.

В отличие от кудринской или геометрической, для контурной резьбы нехарактерны конкретные декоративные фигуры. По этой причине новичков в столярном деле обучают основным штрихам-порезам.

Резьба по дереву состоит из нескольких этапов: подготовка основы, выбор орнамента, перевод эскиза на древесину, вырезание рисунка, отделочные процессы.

Подготовка основы

Для контурной резьбы лучше всего подходят лиственные породы древесины — ольха, липа, береза, осина. Хвойные породы практически не используются из-за разной твердости слоев и выраженной текстуры.

Однородная заготовка из древесины подготавливается для резьбы. Если требуется светлый фон, то дерево обрабатывается рубанком. Темный фон достигается за счет тонировки заготовки. Для получения блестящей поверхности древесину покрывают черным лаком и обрабатывают политурой. При использовании простых и широко распространенных красителей — гуаши, туши, акварели, темперы, анилиновых красок, протрав и морилок — древесина либо оставляется матовой, либо покрывается светлым лаком и полируется.

Мастера столярного дела Прикарпатья при создании традиционной яворовской резьбы тонируют деревянную основу в разные цвета — не только в классический черный, но и в зеленый, красный, коричневый и синий. Такой способ можно встретить и на фото контурной резьбы по дереву.

Для дальнейшей работы заготовка из древесины крепится в державках или зажимах верстака. Державки — строганые доски, закрепленные на верстаке и удерживающие заготовку.

Выбор композиции

Композиция составляется на основе рисунков и эскизов контурной резьбы по дереву, особенностей конкретной техники и материала, на который она будет наноситься. Контуры рисунка должны быть предельно четкими и точными. Выполняют их одной непрерывной линией, нож при этом двигается с правой и левой стороны. Рисунок делают в том числе и двойной линией, намечающей след ножа.

Трафареты для контурной резьбы по дереву для первых опытов в столярном деле представлены в статье. По мере набора навыков мастера могут создавать собственные композиции.

Рисунок для светлого фона переносится темными линиями на белую бумагу. Если древесина тонированная, то эскиз выполняется гуашевыми белилами на цветной бумаге.

Перевод рисунка

Изображение на деревянную заготовку переносится двумя способами. Это можно сделать при помощи копировальной бумаги — черной или цветной в зависимости от фона дерева — или шариковой ручки без пасты посредством выдавливания контуров на поверхности древесины.

Техника резьбы

Процесс резьбы по дереву выполняется в два этапа — надрезание и подрезание. Контурная резьба по дереву для начинающих начинается с ведения ножа по линиям рисунка с прилагаемым усилием. По отношению к поверхности древесины нож должен располагаться не вертикально, а под небольшим углом, что и называется надрезанием. После этого приступают к подрезанию, изменяя положение ножа в ладони: руку наклоняют в противоположную сторону и с усилием выполняют подрезку уже прорезанного контура рисунка. В результате из-под ножа выходит деревянная трехгранная полоса.

Стружка должна отделяться от древесины вслед за ножом — в таком случае резьба будет чистой, с тонкими и точными очертаниями. Остающиеся в канавке соломки древесины убираются ножом посредством повторного, более глубокого прорезания.

Надрезание

При вырезании контурной канавки инструмент держится двумя руками: нож зажимается ладонью одной руки, а его лезвие направляется пальцами другой с корректировкой направления движения и силы упора. Контурная резьба в большинстве случаев выполняется косым ножом, но для более качественного и изысканного выполнения рисунка мастера советуют пользоваться полукруглыми стамесками.

Если выполняемые в технике контурной резьбы по дереву животные либо любой другой орнамент обладают большим количеством мелких деталей с закругленными краями, то для их вырезания используют полукруглую стамеску. Инструмент зажимается в кулаке под небольшим углом к центру. Острую кромку размещают на расстоянии 1-1,5 миллиметра от центра линии. Лезвие углубляется в древесину на несколько миллиметров и плавным поворотом кисти проворачивается вокруг оси. Движение продолжают до тех пор, пока линия не замыкается. Подобным образом выполняют надрезание.

Подрезание

Подрезание выполняют тем же инструментом либо более отлогой стамеской, отступая от центра линии орнамента на полтора миллиметра во внешнюю сторону и углубляя стамеску в древесину, срезая стружку несколькими движениями. При небольшом радиусе скругления надрез выполняется не всем лезвием стамески, а только одним углом, причем второй угол должен выходить наружу. Такая техника позволяет выполнять закругления разного радиуса при наличии минимального числа стамесок. Прием незаменим при работе в технике не только контурной, но и значительно более сложной рельефной резьбы.

При отсутствии в распоряжении полукруглых стамесок закругленные элементы в контурной резьбе выполняются обычным косым ножом. Однако при такой работе стоит иметь в виду то, что острота угла заточки клинка зависит от диаметра окружности: чем он меньше, тем острее должно быть лезвие. Косой нож может двигаться в разных направлениях для оформления запланированного орнамента.

Для упрощения и удобства процесса контурной резьбы по дереву мастер может поворачивать заготовку в разные стороны. Для этого древесина вынимается из державок или станка, переставляется и вновь зажимается. Со временем столяр приучается резать в разных направлениях, не трогая заготовку во время работы и не переставляя ее. По этой причине контурная резьба выполняется стоя — такое положение дает большую свободу действий столяру и делает все линии более непрерывными и плавными, что считается залогом качественного исполнения художественного узора в подобной технике.

Отделка готового изделия

Композиция в технике контурной резьбы может выполняться как на однотонной, так и на тонированной и полированной поверхности древесины. Во втором случае дальнейшая обработка материала не требуется. Если же орнамент вырезался на светлой древесине, то его покрывают прозрачным лаком, предварительно шлифуя поверхность мелкой наждачной бумагой. Шлифование обязательно выполняется вдоль древесных волокон. Точеные изделия лучше шлифовать и покрывать прозрачным лаком в зажатом состоянии при вращении в станке. Соответственно, выточенное изделие не срезается с деревянной заготовки, а снимается, покрывается резьбой и повторно зажимается в станке, после чего отделывается, просушивается и только после этого срезается.

Вид отделки выбирается в зависимости от назначения изделия из древесины. Поверхность может лакироваться до блеска либо оставаться матовой с нанесением на резьбу разведенного лака жесткой кистью. Шлифованная поверхность контурной резьбы перед лакировкой прозрачными составами может тонироваться в разные цвета посредством окрашивания только фона либо фона с отдельными, наиболее углубленными линиями. Лак наносится только на тщательно высушенную поверхность древесины.

Начинающие мастера по древесине выполняют работы в технике контурной резьбы на плоских досках. По мере получения опыта и повышения мастерства можно начинать работать с более сложными изделиями: предметами мебели, обихода и быта. На таких элементах контурная резьба может выступать как в качестве отдельной самостоятельной техники, так и в качестве дополнительного художественного декора, выполненного в паре с другими техниками столярного искусства. Контурная резьба позволяет выполнять тонкие и эстетичные орнаменты в различных стилях.

Бесплатные контуры елки, скачать бесплатно картинки, бесплатные картинки в библиотеке клипартов

рождественская елка

простой рисунок контура рождественской елки

контур белой елки

рисунок маленькой елки

рождественские елки картинки черно-белые

черно-белый контур рождественской елки клипарт

Раскраска рождественская елка Дисней

треугольник

прозрачный фон png формат клипарт елка png

пустая раскраска елка

черно-белый простой клипарт деревья

рождественская елка картинки

украсить елку раскраски

контурный рисунок рождественской елки

blank christmas tree клипарт

однотонная рождественская елка в цвет

рождественский орнамент

простой контур рождественской елки

рождественский колокольчик наброски клипарт

бесплатная svg рождественская елка

gambar sketsa pohon natal

пустой контур рождественской елки

новогодняя елка

картинки

christmas tree white клипарт

елка из треугольников

пустой контур рождественской елки

пустой контур рождественской елки

рождественских контурных изображений для раскрашивания

черно-белый простой клипарт деревья

наброски простая рождественская елка

милая анимированная рождественская елка

рождественские раскраски Губка Боб

white christmas tree клипарт

структура рождественской елки

новогодняя елка

украсить елку раскраски

раскраски Ипомея

елка вектор страна

снежинка картинки черно-белые

раскраски бабочки

штриховая графика

Рождество

треугольник рождественская елка гифка

штриховая графика

веселые рождественские раскраски для взрослых

елка с подарками вектор

картинки

desene de desenat cadouri

санта для печати

штриховая графика

рождественский рисунок леденец

штриховая графика

цвет елки

сердце клипарт прозрачный фон

картинки

книга убить пересмешника бенто

раскраски жираф

хэллоуин

Присоединяйтесь к новогодней елке

цветная страница рождественской елки

рождественских контурных изображений для раскрашивания

пустой контур рождественской елки

шаблон рождественской елки

структура рождественской елки

милых простых рисунков елки

простой рождественский клипарт черно-белый

рисунок маленькой елки

новогодняя елка

трафареты для рисования елки

рождественские раскраски Губка Боб

рождественская картинка для печати

новогодняя елка

раскраски елка

наброски простая рождественская елка

штриховая графика

раскраски Покемон Рождество

рисование страниц елки

новогодних шаблона для детей

новогодняя елка

рисунок елки с лицом

штриховая графика

украсить елку раскраски

бесплатная раскраска елка для детей

простых рисунков елки

раскраски елка

шаблон рождественской елки

раскраски Покойо Рождество

раскраска новогодняя елка санта клаус

рождественских раскраски для печати бесплатно

раскраски простая елка

черно-белый контур рождественской елки клипарт

рождественская елка однотонная белая

x mas контур дерева

нарисовать елку легко

елка рождественские вещи рисовать

сделать елку простым рисованием

рождественских контурных изображений для раскрашивания

рисунок елки для украшения

Раскраска рождественская елка Дисней

украсить елку раскраски

рождественский орнамент клипарт наброски

бесплатная svg рождественская елка

рождественская елка клипарт черно-белый

елка для рисования

раскраски елки

рождественский колокольчик наброски клипарт

печатная рождественская елка клипарт черно-белый

рисунок маленькой елки

Как нарисовать сосну поэтапно

В этом пошаговом руководстве показано, как легко нарисовать сосну в мультяшном стиле.Он включает в себя шесть шагов с примерами рисунков и пояснениями к каждому.

Рисование сосны, шаг за шагом

Рекомендуется использовать карандаш как минимум на первых четырех шагах этого урока и рисовать довольно светлые линии. Это упростит исправление возможных ошибок.

Шаг 1. Нарисуйте формы ветвей

Рисунок сосновых ветвей

Сосна, подобная той, что в этом примере, похожа на стопку шишек, которые становятся больше к основанию.Начните рисунок сверху вниз с наборов изогнутых линий, определяющих эти «конусы». Это будут внешние формы веток.

Если вы хотите убедиться, что обе половины дерева относительно равны по ширине, вы можете провести вертикальную линию по его середине, чтобы помочь вам, и стереть ее позже.

Шаг 2 — Нарисуйте нижнюю сторону ветвей

Рисунок в форме сосны

Теперь нарисуйте нижние стороны ветвей еще несколькими наборами изогнутых линий.

Шаг 3 — Нарисуйте нижнюю часть дерева

Чертеж сосны

Чтобы закончить верхнюю часть сосны, добавьте внешнюю форму нижних ветвей.Нарисуйте их в виде зигзагов, которые расходятся веером из центра дерева. Сделайте ветви около средней точки более низкими, а боковые ветви — более сбоку.

Шаг 4 — Нарисуйте ствол

Чертеж ствола сосны

Добавьте ствол всего парой линий. Нарисуйте его немного шире к низу.

Шаг 5 — Завершение рисования линии

Рисование линии сосны

Чтобы закончить рисование линии, добавьте еще несколько веток внутри основной формы дерева.Снова нарисуйте их, направляя их вниз ближе к центру и ближе к бокам (снова подумайте о веере).

Когда вы закончите рисовать все детали сосны, проведите по ней более темными карандашными линиями, черной ручкой или маркером.

Шаг 6 — Раскрасьте сосну

Рисунок сосны

Вы можете использовать все, что захотите, чтобы раскрасить дерево (краски, маркеры или цветные карандаши). Сделайте верх зеленым, а ствол коричневым.

Заключение

Сосну в мультяшном стиле, подобную этой, нарисовать довольно легко.Просто представьте его форму как стопку конусов, которые становятся больше к основанию. Вы можете добавить больше шишек, если хотите более высокое дерево.

Для рисования лиственного дерева см .:

Онлайн-инструмент для создания эскизов, рисования, рисования, эффектов контура

Шаги для преобразования фотографии в структуру:

Для создания эффекта контура сначала вам нужно просмотреть свой высококачественный фото, а затем нажмите кнопку ЗАГРУЗИТЬ , как только ваша фотография загрузится Кнопка OUTLINE будет видна, если вы хотите выбрать дополнительные параметры, которые вы можете выбрать сейчас и ввести новое значение, затем нажать кнопку OUTLINE , элегантный контур появится в фоторамке и одновременно СКАЧАТЬ кнопка будет видна; вы можете нажать кнопку ЗАГРУЗИТЬ , чтобы загрузить контур.Если вы хотите изменить настройки дополнительных опций, вы можете изменить без загрузки изображения вам просто нужно ввести новое значение, а затем нажать Кнопка OUTLINE . Значения по умолчанию дополнительных опций уже введены в соответствующие поля. И если вы видите меньше линий / больше линий в контуре и хотите чтобы улучшить эффект, вам просто нужно настроить параметры.

Дополнительные опции :

Доступны дополнительные параметры для улучшения визуального качества контура. Эффект контура дает некоторые дополнительные параметры для уточнения эффекта контура, если вы видите больше линий в контуре, тогда вы можете уменьшить нежелательные линии, настроив « Edge Strength Max» и « Edge» Значение минимальной прочности .Аналогичным образом вы можете использовать фильтр «». Размер ‘ для улучшения визуального качества. Один параметр не работать со всеми изображениями, поэтому вам нужно постоянно менять настройки, пока вы не добьетесь хороших результатов контур.


Советы: Вы можете загрузить эффект Outline из кнопку загрузки и редактирования в любом редакторе, вы можете удалить ненужные строки из эффект и сделать эффект более чистым и элегантным

Детский рисунок контура дерева Скачать бесплатно для Windows

Tree Outline Drawing Kids

at Software Informer

PBS Kids Browser обеспечивает прямой доступ к лучшим обучающим играм и занятиям.

Kids NetLinks предлагает всем детям и … развлечениям. Kids NetLinks позволяет … персонажу! Kids NetLinks позволяет

1 Программное обеспечение для создания контуров фильмов 165 Коммерческий

Movie Outline — это профессиональная программа для создания сценариев для Windows и Mac.

1 Olap Underground 25 Бесплатное ПО

Это инструмент, позволяющий экспортировать содержимое схемы essbase.

USINGIT.COM Условно-бесплатное ПО

Applet Outline Builder предлагает быстрый и простой способ создания древовидной системы навигации, не зная ….

Джей Лауффер 365 Бесплатное ПО

Outline — это инструмент для создания контуров, он объединяет древовидную структуру с текстовой областью.

3 Написать Brothers Inc. 36 Коммерческий

Outline 4D дает вам самый эффективный способ обрисовать и спланировать.

68 Программное обеспечение Rynelf 43 год Бесплатное ПО

Redhaven Outline — полезный инструмент для отслеживания информации.

Детский рисунок контура дерева

Рисование контура дерева Дети во введении

1 KidsColouringBook.co.uk 79 Условно-бесплатное ПО

Это приложение, предназначенное для развития у детей навыков рисования.

6 ImageSkill 351 Бесплатное ПО

С помощью этого плагина вы можете преобразовать любое изображение в изображение с серым контуром.

Digital Video S.p.A. 45 Условно-бесплатное ПО

TAB Kids — прекрасная программа, которая может помочь детям создавать простые анимации.

8 Genius, KYE Systems Corp. 377 Бесплатное ПО

Kids Designer — обучающая программа для планшетов.

3 Рефлексивное развлечение 135 Демо

The Great Tree — это занимательная и веселая игра с красивыми существами.

6 ПапаТпрограммное обеспечение 219 Бесплатное ПО

Animals For Kids помогает детям научиться определять животных.

Дополнительные заголовки, содержащие рисунок контура дерева kids

1 Программное обеспечение Green Parrots 85 Условно-бесплатное ПО

Храните и систематизируйте всю вашу информацию в виде структуры дерева.

М. Гуи 11 Открытый источник

NJplot — это программа для рисования дерева, способная рисовать любое филогенетическое дерево.

5 клейкая лента 69 Бесплатное ПО

Syntax Tree Editor — это утилита для рисования диаграмм синтаксического дерева.

23 SecureAction Research, LLC 5 Условно-бесплатное ПО

Организация заметок в виде структуры в виде дерева с защитой документа паролем.

178 Программное обеспечение для новых пород 48 464 Открытый источник

Позвольте вашим детям развлечься и учиться с помощью этого удивительного бесплатного инструмента для рисования.

4 Программное обеспечение двоичного дома 498 Условно-бесплатное ПО

Magic Whiteboard — это красочная программа для рисования, предназначенная для развлечения детей.

3 Программное обеспечение Delfyn 20 Условно-бесплатное ПО

Desktop Dolphin Coloring Book — это простое приложение для рисования для маленьких детей.

18 IATAR Studio 474 Бесплатное ПО

Drawing4Kids — замечательный бесплатный инструмент для рисования для детей.

САБИ 21 год Условно-бесплатное ПО

tzaBitza — это интерактивная игра для рисования для детей с анимированными персонажами.

2 DiD Internation Co., ООО

1 FastCAM Inc

3 JvbSoftw @ re 22

Научитесь рисовать контуры предметов и рисовать плоские предметы и линии с помощью следующих уроков для детей и других начинающих

НАЧИСЛЕНИЕ КОНТУРОВ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ

Когда вы были ребенком, вы научились рисовать, рисуя все в плоском стиле.Например, вы нарисовали деревья в виде линии с волнистыми линиями наверху … вы нарисовали дом в виде треугольника и квадрата. В этом нет ничего особенного, потому что дети видят предметы как основные формы в своем уме.

Когда вы впервые научитесь рисовать, лучше всего начать рисовать плоские рисунки … то есть передние грани представленных объектов. Так дети учатся рисовать, и это правильный способ. Часто даже это сложно для ребенка или начинающего художника, но примеры и простые инструкции на этой странице должны помочь вам преодолеть препятствия на пути к рисованию.

Следуйте этим инструкциям, чтобы узнать, поможет ли это вам рисовать.

Начните с размещения знакомого объекта, который вы выбрали для рисования, прямо перед собой. Теперь постарайтесь обратить внимание на очертания (внешнюю форму) этого предмета. Возьмем, к примеру, детскую классную игрушку и поставим ее на книги или на спинку стола. Этот предмет, классная доска, теперь имеет форму продолговатой формы … также обратите внимание, что она также имеет внутреннюю продолговатую форму (прямоугольник).Теперь попробуйте нарисовать изображение этой доски, сначала нарисовав прямоугольник внутри прямоугольника … теперь имеющего базовую форму. Это называется , блокирующим форму объекта. Теперь попробуйте затенение в последней форме. Затем сложите углы и закруглите их (см. Рис. 1 ниже).

ИЗОБРАЖЕНИЕ ДОМА ПЕРЕДНЕГО ОБЪЕКТА (КАК ПЛОСКИЙ ОБЪЕКТ)

Теперь таким же образом нарисуем другой рисунок.Как насчет дома с фасадной точки зрения. Затем, когда вы это нарисуете, добавьте примыкающий сарай, колодец, может быть, сарай (см. Рисунок 2). Чтобы просто нарисовать весь объект, нарисуйте горизонтальную линию в качестве базовой линии для всех зданий … как если бы это была земля / трава под домом.

Дети теперь могут понять, что такое параллельные линии в раннем возрасте … их еще не учили этому. Поэтому, если вы учите ребенка рисовать, вместо этого на этой странице приводятся однострочные примеры.В качестве упражнения, которое поможет вам научиться рисовать (или помочь научить детей, которых вы учите рисовать), попросите всех детей нарисовать знакомые предметы домашнего обихода в классе или классе … а затем попросите их заключить каждый предмет в квадрат.

Ниже приведены некоторые примеры того, что вы можете решить рисовать и что мы подразумеваем под простыми объектами с одиночными линиями.

Рисование предметов и фигур из вашего глубокого воображения.

Следующие ниже упражнения по рисованию помогут развить ваше воображение. Приведенные ниже субъекты и объекты должны просто наводить на размышления … очевидно, вы можете включить темы, которые хотите … в этом случае просто игнорируйте наши предложения. Следует внимательно выбирать предметы, простые по очертаниям и конструкции.

Первый розыгрыш Передняя часть коробки

Просто нарисуйте переднюю часть коробки.Теперь добавьте колеса и ручку, сделав из нее тележку. Можете ли вы теперь нарисовать куклу в повозке? Можете попробовать нарисовать мальчика или девочку, тянущую эту повозку? Теперь напишите описание этого рисунка прямо под ним. Постарайтесь быть описательным, например, напишите о том, куда дети везут повозку. Теперь нарисуйте еще одну коробку. Прямо перед коробкой нарисуйте сверху горшок с цветком. Теперь поместите в этот цветочный горшок длинный стебель с цветком. Теперь вы можете нарисовать несколько листьев на стебле.Теперь поместите рядом с цветком летящую бабочку или птицу. Напишите другой заголовок или описание под этим рисунком. Может быть, напиши о птицах и цветах и ​​почему они там есть. Нарисуйте коробку еще раз … затем поместите на нее клетку для птиц. Это может показаться сложным, но попробуйте нарисовать птицу в клетке, исходя из своего воображения. Рядом с нарисованной коробкой нарисуйте котенка. Он может смотреть на птицу, которая находится в этой клетке. Кот очень любит птицу, потому что она ему такая вкусная. Попробуйте написать подпись с точки зрения котенка… что он думает об этой птице?

Теперь, все еще используя рисунок 5 в качестве ориентира, нарисуйте бревно на берегу реки и поместите на него ребенка. Теперь нарисуйте удочку в руке ребенка … с леской и крючком. Теперь нарисуйте водную линию там, где должна быть поверхность воды. Теперь нарисуйте рыбу под ватерлиней, готовясь клюнуть за крючок лески. Можете ли вы написать рассказ об этой картине или хотя бы написать подпись с точки зрения рыб.

Эффекты иллюстративного предложения рисования

Линии в разных направлениях и под разными углами могут означать очень разные вещи. Например, кофейная чашка с волнистыми линиями, выходящими из верхней части чашки, будет означать горячий кофе … однако боковые линии, выходящие из задней части чашки кофе, будут означать гонку быстрой чашки кофе, ускорение … Как видите, разные линии могут означать разные вещи.Комбинируя разные линии и наклоняя их, мы можем определить значение линий, которые сами по себе не будут распознаны так, как мы их задумали. Например, линии в верхнем левом углу рисунка 6 не следует понимать как отображающие дождь. Но поместите открытый зонт в связи с линиями, и глаз интерпретирует их как изображение дождя. Для практики нарисуйте на бумаге простые линии, а затем добавьте фигуры, как здесь предлагается.

Теперь нарисуйте на бумаге линии, которые вы видите на рис.7, ячейка A … вы должны догадаться, что они означают … но добавьте лодку, и вы развернете линии, и это будет похоже на волны. Сами по себе гребешки ничего не представляют в природе. Но если вы перевернете их и поместите на чертеж эскиз парусника, то вместо этого на чертеже будут предложены волны.

Линии внутри рамки сами по себе вряд ли можно было бы распознать как представляющие стекло, но они рисуют предметы за ее пределами, частично скрытые, и смысл становится ясным.

% PDF-1.4 % 00001 0 объект > 1> 2> 3> 4> 5> 6> 7> 8> 9> 10> 11> 12> 13> 14> 15> 16> 17> 18> 19> 20> 21> 22> 23> 24> 25 > 26> 27> 28> 29> 30> 31> 32> 33> 34> 35> 36> 37> 38> 39> 40> 41> 42> 43> 44> 45> 46> 47> 48> 49> 50 > 51> 52> 53> 54> 55> 56> 57> 58> 59> 60> 61> 62> 63> 64> 65> 66> 67> 68> 69> 70> 71> 72> 73> 74> 75 > 76> 77> 78> 79> 80> 81> 82> 83> 84> 85> 86> 87> 88> 89> 90> 91> 92> 93> 94> 95> 96> 97> 98> 99> 100 > 101> 102> 103> 104> 105> 106> 107> 108> 109> 110> 111> 112> 113> 114> 115> 116> 117> 118> 119> 120> 121> 122> 123> 124> 125 > 126> 127> 128> 129> 130> 131> 132> 133> 134> 135> 136> 137> 138> 139> 140> 141> 142> 143> 144> 145> 146> 147> 148> 149> 150 > 151> 152> 153> 154> 155> 156> 157> 158> 159> 160> 161> 162> 163> 164> 165> 166> 167> 168> 169> 170> 171> 172> 173> 174> 175 > 176> 177> 178> 179> 180> 181> 182> 183> 184> 18 5> 186> 187> 188> 189> 190> 191> 192> 193> 194> 195> 196> 197> 198> 199> 200> 201> 202> 203> 204> 205> 206> 207> 208> 209> 210> 211> 212> 213> 214> 215> 216> 217> 218> 219> 220> 221> 222> 223> 224> 225> 226> 227> 228> 229> 230> 231> 232> 233> 234> 235> 236> 237> 238> 239> 240> 241> 242> 243> 244> 245> 246> 247> 248> 249> 250> 251> 252> 253> 254> 255> 256> 257> 258> 259> 260> 261> 262> 263> 264> 265> 266> 267> 268> 269> 270> 271> 272> 273> 274> 275> 276> 277> 278> 279> 280> 281> 282> 283> 284> 285> 286> 287> 288> 289> 290> 291> 292> 293> 294> 295> 296> 297> 298> 299> 300> 301>] >>>> endobj 00002 0 объект

.
Comments