Картинки снопов пшеницы: Сноп пшеницы — фото и картинки: 55 штук
12.07.2023
Разное
Пшенице посвящается…
Фото:avatars.mds.yandex.net
Фонтан «Золотой колос»
Татьяна Корнеева, «ГлавАгроном»
Пшеница — одна из самых древних культурных растений. Редакция «ГлавАгроном» уделяет много внимания технологиям выращивания и защите этой популярной сельхозкультуры от различных внешних факторов и вредных организмов. Основная часть статей нашего экспертного сообщества посвящена практическим рекомендациям для специалистов-аграриев, но в сегодняшнем обзоре мы решили отдать дань уважения пшенице как культуре, имеющей основное хозяйственное значение как в российском, так и мировом АПК. Пшеница интересна своей богатой и интересной историей, которая связана с развитием человеческой цивилизации, и не случайно ей посвящают памятные барельефы и скульптуры, призванные увековечить значимость этой культуры. Во многих странах образ Пшеницы воплотился в многочисленных культурных и социально-общественных произведениях и проектах, самые известные и знаковые из которых мы и представляем нашим читателям в этой статье.
Виды культурной пшеницы происходят, по мнению ученых, от трех диких злаков, произрастающих в Малой Азии, Южной Европе и Северной Африке. Существует много версий и предположений об истории происхождения и возрасте пшеницы. Пшеница была одним из первых одомашненных злаков, её культивировали ещё в самом начале неолитической революции. Можно с уверенностью утверждать, что с древних времён люди могли использовать в пищу дикорастущую пшеницу. Однако особенностью дикой пшеницы является тот факт, что зёрна сразу же осыпаются после созревания, и их невозможно собрать. Вероятно, поэтому издревле люди использовали в пищу незрелые зёрна. Напротив, зёрна культурной пшеницы держатся в колосе до тех пор, пока не будут выбиты при обмолоте. Анализ древних колосков, найденных археологами, показывает, что в период от 10200 до 6500 лет назад пшеница была постепенно одомашнена: постепенно повышался процент зёрен, несущих ген, дающий устойчивость к осыпанию.
Как видно, процесс одомашнивания занимал очень длительное время и переход к современному состоянию происходил скорее под влиянием случайных факторов, а не был результатом целенаправленной селекции.
Изображение носит иллюстративный характер. Источник фото: knigafraz.ru
Много легенд рассказывают о появлении пшеницы. Вот одна из них.
После сотворения мира на земле не было злаков. По одному поверью, пшеница выросла из сорной травы куколя, а жито — из чернобыльника (полыни). По другому поверью, изгнанные из рая Адам и Ева уходили оттуда, роняя слезы. Их потомки собрали у порога рая землю, смешанную со слезами прародителей, и посеяли ее. Из земли, смешанной со слезами Адама, выросла пшеница, а из земли со слезами Евы — конопля. Еще одна легенда гласит, что, когда на земле еще не было злаков, люди кормились листьями и корой липы.
Широко распространена легенда о хлебном колосе. Она известна всем славянам и представляет собой вариант легенды об утерянном золотом веке.
В далекие времена, когда сам Бог ходил по земле, жизнь людей была легкой и сытой. Круглый год стояло лето. Когда нужно — выпадал дождь, когда нужно — светило солнце. В лесах росли плодовые деревья, источники были медовыми и из них текли сладкие реки. Звери были смирными, и все кормились травой. Люди не знали ни болезней, ни бед, ни голода. Хлебный колос был очень большим — по локоть, стебля почти не было, потому что зерна начинались от самой земли, а каждое зерно было размером с боб. Хлеба было так много, что его никто не ценил.
Один раз Бог, странствуя по земле, увидел, как мать вытерла краюшкой только что испеченного хлеба ребенка и при этом отказала в пище страннику.
Я, Божья пшеница, и я буду заточена зубами зверей, чтобы стать чистым хлебом Христовым.
Игнатий Богоносец —
1. Фонтан «Дружба народов» («Золотой сноп»), ВДНХ СССР, Москва
Фото:tournavigator.net
Фонтан «Дружба народов»
Самый большой фонтан Выставки «Дружба народов», созданный по проекту архитектора Константина Топуридзе, был запущен на Центральной аллее 1 августа 1954 года. Примечательно, что на момент проектирования фонтан имел другое название — «Золотой сноп». Оно должно было отражать ценность сельскохозяйственных культур для Советского Союза. Но композиция фонтана стала решающим фактором в выборе финального наименования: вокруг изобильного снопа «кружатся» девушки, всем своим обликом олицетворяя дружбу народов. Статуи фонтана «Дружба народов» символизируют советские республики: их количество равно шестнадцати — по числу республик, входивших в СССР на момент создания объекта культурного наследия.
2. «Тракторист и колхозница», ВДНХ СССР, Москва
«Тракторист и колхозница». Источник фото: vestnik.msk.ru
Главная арка ВДНХ была спроектирована архитектором Иннокентием Мельчаковым и построена в 1954 году во время послевоенной реконструкции Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. До этого главным входом служила трехпролетная арка, известная сегодня как северный вход.
Новая пятипролетная триумфальная арка символизировала славу Советского Союза, победившего в Великой Отечественной войне. Первая часть ремонтных работ началась в прошлом году. Эксперты отремонтировали скульптуру «Тракторист и колхозница» на вершине главного входа. Прототип этой скульптуры, колхозник и колхозница со снопом пшеницы, был установлен на фундаменте высотой 20 метров на выставке в 1939 году. В 1954 году новая и меньшая версия скульптуры — 8,65 метра вместо 13 была подправлена и положена на вершину арки.
Осенью прошлого года реставраторы восстановили недостающие куски, повторно позолотили сноп пшеницы, укрепили бетонный фундамент и заделали все трещины.
В дополнение к этому они убрали все барельефы, изображающие сельскохозяйственных рабочих на главной арке.
3. Фонтан «Золотой колос», ВДНХ СССР, г. Москва
Фонтан «Золотой колос». Источник фото: vdnh.ru
Фонтан «Золотой колос» — третий по величине исторический фонтан ВДНХ, расположен в центре Каменского пруда №3 Ландшафтного парка Выставки. «Золотой колос» возвышается на плоском основании, а у его подножия размещены 3 рога изобилия с овощами и фруктами: капустой, тыквой, томатами, яблоками, виноградом и другими.
15 июля 2018 года фонтан был запущен после комплексной реставрации. До этого фонтан не работал 30 лет. Благодаря грамотной исторической работе композиции вернули облик времен 1954 года.
4. Памятник «Золотой сноп», Кемеровская обл., Россия
Памятник «Золотой сноп». Источник фото: uistoka.ru
Памятник «Золотой сноп» в посёлке Верх-Чебула Кемеровской области установлен на центральной площади поселка, а торжественное открытие состоялось 22 октября 2010 года в честь празднования Года села. Так местные жители решили увековечить свой труд. Чебулинский район сельскохозяйственный и основной вид деятельности — зерноводство. Ежегодно на полях района чебулинские хлеборобы выращивают более 100 тысяч тонн зерна.
5. «Снопы» («Колхозница»),
«Снопы» («Колхозница»). Источник фото: photo.foto-planeta.com
Скульптурная композиция в виде двух снопов на Старом въезде в поселок Шушары, ныне известная как «Снопы», изначально именовалась «Колхозница». Смысл этого, на первый взгляд, столь неподходящего к этой скульптурной композиции, названия выясняется следующим образом: дело в том, что дошедшая до наших дней композиция является неполной, т.к. в ней отсутствует основная часть в виде мощной женщины советско-крестьянского вида, своей мощной фигурой, загораживающей упомянутые снопы. Мощная женщина в простом крестьянском платье из бронзы стояла, воздев мускулистые руки над головой, и держала в упомянутых руках еще один сноп — немного меньше, чем сохранившиеся до нас, размера.
6. «Памятный знак Крымской пшенице», пос. Красногвардейский
«Памятный знак Крымской пшенице». Источник фото: gazetacrimea.ru
К пятилетней годовщине общекрымского референдума 2014 года и воссоединения полуострова с Россией в Симферополе создан сквер «Крымская весна». Крым воссоединился с Россией в марте 2014 года в результате всенародного референдума, на котором 96,8% избирателей Крыма и 95,6% жителей Севастополя проголосовали за вхождение в состав России. В уютном сквере стоит Памятный знак Крымской пшенице.
7. Памятник «Навеки с Россией», г. Саранск, Республика Мордовия, Россия
Памятник «Навеки с Россией». Источник фото: vilingstore.net
6 ноября 1986 года в Саранске был торжественно открыт памятник «Навеки с Россией». Открытие было приурочено к 500-летию добровольного вхождения мордовского народа в состав Российского государства (тогда это называлось как присоединение к Руси). Памятник изготовлен скульптором И.Д. Бродским совместно с архитектором И.А. Покровским. Памятник «Навеки с Россией» представляет собой двух женщин в национальных одеждах, которые как бы несут один колос пшеницы, олицетворяющий дары земли. Все мы из одной земли и все мы братья и сестры.
8. Стела «Колосья», г. Белокуриха, Алтайский край, Россия
Стела «Колосья». Источник фото: altairegion22.ru
На кольцевой развязке трассы Бийск-Белокуриха Алтайского края появилась стела, изготовленная по проекту известного архитектора Петра Анисифорова, олицетворяющая хлеборобный край.
Стела представляет собой три пшеничных колоса, скрепленных в верхней части гербами Алтайского края.
Заказали и установили сооружение специалисты «Алтайавтодора». Стела украшает дорогу, по которой ежедневно проезжает огромное количество людей со всех регионов России.
9. Стела «Костанай», г. Костанай, Казахстан
Стела «Костанай». Источник фото: ng.kz
Конструкция состоит из девяти элементов — девяти колосьев. Они «вырастают» из земли, где 10,5 м в диаметре, в середине, на высоте около 7 м, сноп сужается, а дальше снова расширяется до 2,5 м в диаметре. Высота всей стелы — 15 м. В центре сноп охвачен поясом с надписью «Костанай».
10. КазЭкспортАстык, Казахстан
КазЭкспортАстык. Источник фото: aboutkazakhstan.com
КазЭкспортАстык контролирует 1 млн га сельскохозяйственных земель — площадь примерно такого же размера, как Дания. АО «Холдинг КазЭкспортАстык», или КЕА является крупным агропромышленным холдингом, третьим по величине производителем зерна и крупнейшим производителем масличных культур в республике Центральной Азии. Он полностью интегрирован с собственными зерновыми терминалами, мельницами и долгосрочными соглашениями о землепользовании. Среди зерновых предприятий страны КЕА соблюдает международные стандарты аудита в течение самого длительного периода времени.
11. Скульптура «Женщина со снопами», г. Драбов, Черкасская обл., Украина
Скульптура «Женщина со снопами»
Памятник расположен перед въездом в город, со стороны села Великий Хутор, и является памятью Советских времен, когда труд простых крестьян увековечивали в таких скульптурах.
12. «Неугасимая свеча», г. Киев, Украина
«Неугасимая свеча». Источник фото: newvv.net
«Неугасимая свеча» доставлена в Киев, где проводятся государственные мероприятия, посвященные памяти жертв Голодомора.
13. Памятник Т.Г. Шевченко Колхозник, г. Харьков, Украина
Памятник Т.Г. Шевченко Колхозник
Памятник Тарасу Григорьевичу Шевченко в Харькове — памятник украинскому поэту, писателю, художнику и мыслителю Тарасу Григорьевичу Шевченко, является лучшим памятником Шевченко в мире.
Монумент расположен в центре Харькова, в саду имени Т.Г. Шевченко при входе на центральную аллею со стороны улицы Сумской. Памятник органически связан с окружающим парковым пейзажем и городским архитектурным ансамблем. Общая высота монумента — свыше 16 метров. Фигуры, которые окружают пьедестал, вдвое меньше по высоте, чем статуя Шевченко. Они воспринимаются в основном вблизи.
Украинский колхозник крупно. В левой руке сноп пшеницы, в правой — разводной ключ.
14. «Пшеница Украины»
Бронзовая скульптура «Пшеница Украины» изготовлена из бронзовой статуэтки в виде снопа пшеницы и мраморной подставки. Скульптура изготовлена по технологии вакуумного литья. Размеры бронзовой скульптуры — 185 мм.
Бронзовая скульптура «Пшеница Украины» — оригинальный дизайнерский подарок, который понравится абсолютно каждому. Пшеница — это символ красоты жизни, счастливого благополучия, телесного и духовного богатства. Этот подарок принесет счастье, благополучие и процветания в дом. Такую скульптуру можно подарить своим самым родным и близким, друзьям, коллеге, начальнику, бизнес партнерам, иностранным партнерам на память об Украине. Разместить такой подарок можно как дома, так и в офисе или рабочем кабинете, он идеально впишется в любой интерьер. Скульптура подчеркнёт вашу престижность, вкус и изысканность. Такой подарок точно укрепит ваши отношения с человеком, которому вы это дарите.
15. «Памятник белорусскому хлебу», г. Лида, Беларусь
«Памятник белорусскому хлебу». Источник фото: bonchance.by
Произведение искусства весом более 700 килограммов установлено в 2010 г. республиканскому празднику хлеборобов. Скульпторы: Владимир Жбанов, Александр Чигрин.
16. Монумент «Колос», г. Жодино, Беларусь
Монумент «Колос». Источник фото: glavagronom.ru
Разработчиком проекта монумента «Колос» является организация ООО «Борисовспецпроект». Изготовлен был колос в Жодино, на предприятии «ГранитСтройСервис».
17. «Памятник хлебу», г. Пинск, Беларусь
«Памятник хлебу». Источник фото: kp.by
В Пинске (Беларусь) открыли памятник хлебу. Торжественная церемония состоялась 6 сентября 2014 г. на областном празднике урожая. Гранитный куб, на котором лежит ручник с колосьями и караваем хлеба с отрезанными ломтями, установлен у городского Дома культуры, на площади Ленина. Надпись на табличке, прикрепленной к памятному знаку, гласит: «Хлеб жытнёвы, пшанічны, духмяны, найвялікшае дзіва вякоў. Хлебаробам жыццёвага звання і пашана і наша любоў». Автор — председатель Брестского областного отделения Белорусского союза журналистов Георгий Томашевич.
18. Стела «Солигорск», г. Солигорск, Беларусь
Стела «Солигорск»
Один из самых известных и узнаваемых архитектурных символов Солигорска — это стела, расположенная у въезда в город со стороны Второго рудоуправления. Символизм, зашифрованный в этом памятнике, очевиден: кристаллы сильвинита, служащие качественным плодородным удобрением, — отличная основа для богатого урожая.
19. Статуя «Человек пшеницы», Werribee Park Mansion, Австралия
Статуя «Человек пшеницы»
Скульптура трансформируется, когда наступают сумерки, загорается цветной драгоценный камень «урожай» и светится внутри скульптуры. Эта работа включает в себя солнечные технологии и полностью автономна, перезаряжается в дневное время и переливается ночью, окружая и очаровывая нашего товарища светлячками или феями — возможно, это его награда?
Мотив урожая и неразрывная связь с землей остроумно признаны в этой скульптуре, наполненной радостью, сочувствием и восхитительной чувственностью.
Награда товарищей Уильяма Эйхольца.
Лауреат Национальной премии скульптуры Хелен Лемприер в 2005 году.
20. «Ceres — богиня земледелия, урожая и плодородия», г. Версаль, Франция
«Ceres — богиня земледелия, урожая и плодородия»
Версальский дворец был резиденцией королей Франции Людовика XIV, Людовика XV и Людовика XVI. Король и двор постоянно проживали там с 6 мая 1682 года по 6 октября 1789 года, за исключением нескольких лет Регентства.
В римской мифологии Ceres — богиня земледелия, урожая и плодородия.
Она связана с греческой богиней Деметрой.
21. Музей Белой пшеницы (Milli «Ak bugdaý» muzeýi), г. Аннау, Туркменистан
Музей Белой пшеницы. Источник фото: oztekler.com
Национальный музей Туркменистана, расположенный в городе Аннау, административном центре Ахалского велаята. Единственный в мире музей пшеницы.
Музей был построен в 2005 году турецкой компанией «Полимекс» на месте, где в 1904 году, возглавляемая американцем Рафаэлем Пумпелли археологическая экспедиция нашла зерна пшеницы, чей возраст составил 5 тыс. лет.
В музее хранятся обнаруженные в 1904 году зёрна пшеницы, возрастом 5 тысяч лет, каменные зернотерки (II тыс. до н. э.), ручные мельничные жернова (III-II тыс. до н. э.), маслобойка для отжима масла из зерен кунжута, статуэтки богинь плодородия (Намазга депе, IV тыс. до н. э.), бронзовая мотыга (II тыс. до н. э.), наконечник стрелы, бронзовый нож (III-II тыс. до н.э), фрагменты керамической посуды с монохромным и полихромным рисунками. Керамические изделия представлены хумами (кувшины больших размеров), кувшинами для воды, масла (голча), глазурованными кувшинами для туркменского напитка — чала, мелкой посудой хозяйственного назначения (пиалы, блюда, вазы для фруктов и для цветов, флаконы для ароматических масел, духов, лекарственных средств). В музее находятся предметы ручной работы и выполненные на гончарном круге, без рисунка и с нанесенным геометрическим или растительным узором, глазурованная и частично глазурованная, штампованная керамика. В экспозиции также представлены орудия труда и домашняя утварь XIX-XX веков: деревянные плуги с металлическими сошниками, медные чайники, кумганы, самовары, ножницы для стрижки овец, орудия труда кузнецов, ювелиров, фрагменты ткацкого станка. Дополнением к музейному собранию служат снопы пшеницы тех сортов, что считаются достижениями современных селекционеров.
22. Памятник хлебу в Исфахане, Иран
Памятник хлебу
23. Скульптура «Стебли пшеницы», г. Джидда, Саудовская Аравия
Скульптура «Стебли пшеницы». Источник фото: susieofarabia.wordpress.com
Скульптура «Стебли пшеницы», выполненная из стали и бронзы, была разработана известным египетским художником-скульптором Салахом Абдул Каримом, когда город Джидда поручил ему создать произведения искусства для украшения городского пейзажа в конце 1970-х и 1980-х годах. Это одно из многих произведений, вдохновленных стихами из Священного Корана: «Подобие тех, кто тратит свое богатство на путь Бога (Аллаха), подобно подобию нового зерна кукурузы, которое прорастает по семь колосьев, и у каждого уха есть сгоревшие зерна. Бог (Аллах) дает многократное увеличение, кому пожелает. И Бог (Аллах) самодостаточен для нужд Своих созданий, Всеведущий» (Священный Коран 2: 261).
Стих можно увидеть на основании скульптуры. Скульптура занимает видное место вдоль набережной Джидды, которая проходит вдоль Красного моря.
24. Мемориал Пшеничной Промышленности (Скульптуры Вех), Австралия
Мемориал Пшеничной Промышленности. Источник фото: monumentaustralia.org.au
«Скульптуры Вех» отмечают значимость пшеничной промышленности в районах Кутамундры и Валлендбена. Это район, где выращивают одни из лучших в стране высококачественных зерновых культур, отмеченных наградами.
Скульптуры сделаны из литого бетона и используют узоры, которые представляют стебли пшеницы, вырезанные из сжатого волокнистого цемента, окрашенные в мягкий цвет пшеницы. Каждая скульптура увенчана акриловой панно, инкрустированной мотивом огромной головы пшеницы.
Волоконная оптика использовалась для освещения скульптур, делая их видимыми от заката до рассвета. Ночью можно увидеть зеленый и золотой цвета, которые имитируют цикл роста и тонкое движение плотного урожая пшеницы.
25. «Пшеничная шоковая скульптура», г. Эллинвуд, штат Канзас, США
«Пшеничная шоковая скульптура». Источник фото: flickr.com
Эти металлические скульптуры установлены на световых столбах в Эллинвуде, Канзас.
26. Пшеница — символ плодородия земли и сельского хозяйства.
Зерна и колосья пшеницы символизировали богатство и жизнь, предохраняли человека от порчи. В христианском искусстве пшеница символизирует хлеб причастия в соответствии со словами Спасителя на Тайной вечере: «Сие есть тело Мое». Сноп пшеницы часто использовался в геральдике под названием «гарб» (от фр. gerbe — сноп).
27. «Сноп пшеницы» Ф. Звездин
«Сноп пшеницы»
Немалый интерес представляет произведение Ф. Звездина «Сноп пшеницы», созданное им в 1840-х годах — пример декоративной уральской пластики. Однако смысл и значение этого произведения нам представляется более глубоким, чем его декоративное значение. Сноп созревшего хлеба был для русского человека олицетворением богатого урожая, успешного начала полевых работ.
Могучий бронзовый сноп прочно и весомо стоит на земле, как огромный и прекрасный букет, распустившись в разные стороны спелыми сочными колосьями.
Скульптор исходит из красоты цельной пластической массы, приобретающей образный смысл: ее цельность, тяжеловесность, ощутимая весомость и создает как раз впечатление могучей силы снопа, налитого соками земли и еще сохраняющего жар лучей солнца. В этом мотиве — мысль о спелости налитого зерна и пластическая необходимость: узкий небольшой просвет между свисающими колосьями и основной массой лишь подчеркивают красоту снопа.
28. Книги, страницы которых посвящены пшенице
Книги, страницы которых посвящены пшенице
«Золото и серебро, — говорили в старину, всего лишь металлы. Рожь и пшеница — сама жизнь». Голод, пожалуй, самое страшное испытание для человека. Голодный человек способен на самые крайние поступки. Хлеб всегда считался не только богатством, но и силой страны. Книга о том, как люди постигали тайны хлебного зернышка, как зерно становится хлебом. Для младшего школьного возраста.
29. Цитаты о пшенице
«Яблони несут яблони, пшеничные стебли производят пшеницу, а прощенные люди прощают людям». Макс Лукадо
«Мудрость, сила и благость встречаются в щедром поле пшеницы». Ханна Флаг Гулд
«Редакторы газеты — это люди, которые отделяют пшеницу от плевел, а затем печатают плевелу». Адлай Стивенсон
«Мудрость, сила и благость встречаются в щедром поле пшеницы». Ханна Флаг Гулд
«Жизнь подобна зерну пшеницы: посеять ее — значит признать ее ценность; сохранить ее — значит уничтожить ее ценность. «Посаженный» христианин считает жизнь дорогой не себе, а Богу». Ванс Хафнер
«Первый раз я попробовал органический пшеничный хлеб, я думал, что я жую рубероид». Робин Уильямс
«Настоящий фермер. Он провел свое детство в пшенице, и он в браке с сеном». Мэй Уэст
«Мы можем выращивать хорошую пшеницу и делать хороший хлеб только в том случае, если мы понимаем, что не живем одним хлебом». Уэнделл Берри
30. Атрибутика пшенице
Пшеница символизирует хлеб, сытость, аграрный сектор, хлебобулочные изделия, жизнь, национальное богатство, гарантию продуктовой безопасности. Пшеницу, картину колосьев пшеницы можно увидеть в гербах тех или иных стран. Также пшеница символизирует изобилие и труд. Пшеничные колосья были составляющими герба СССР, что также указывало на сельскохозяйственную направленность данной страны, а также богатство и обильность плодородных земель в СССР.
Герб СССР и эмблема Аграрной партии России
Колосья пшеницы мы можем увидеть на эмблеме Аграрной партии России, гербах районов Оренбургской области, славящейся своими уникальными сортами твёрдой пшеницы, а также на других гербах, некоторых европейских стран, например. Везде эта символика ассоциирует свой субъект с сельскохозяйственным производством, пшеницы в первую очередь.
Внизу рисунок герба Республики Узбекистан, где можно наблюдать колосья пшеницы.
Герб Республики Узбекистан. Источник фото: neganews. ru
31. Марки из различных стран, с изображением пшеницы
В качестве эпилога, напомним, что пшеница — самая древняя и распространенная культура на земном шаре. Эта зерновая культура большинства стран мира, возделываемая от северных полярных районов до южных пределов пяти континентов. Пшеница — важнейшая продовольственная культура: ее потребляет в пищу свыше половины населения земного шара, среди зерновых она занимает ведущее место по занимаемым площадям и валовому сбору зерна, который составляет почти половину урожая зерновых культур. Многовековая история человечества неразрывно связана с возделыванием пшеницы и наш обзор охватывает лишь небольшую часть влияния этого вида зерновых на мировую культуру.
#5e2ff63f4e8f893eef8e17c9 #5e81f8729f77303d1dd44c8c #5e81f8839f77303d1dd44c8e #5e81f8d49f77303d1dd44cb4 #5e81f8929f77303d1dd44c90 #5e81f8a59f77303d1dd44cb0 #5e81f8fd9f77303d1dd44cbc #5e81f8f79f77303d1dd44cba #5e81f8df9f77303d1dd44cb6
Фонтан «Дружба народов» на ВДНХ
История создания
Фонтан «Дружба народов» расположен в юго-восточной овальной части обширной одноименной площади (до 1954 года носившей название площади Колхозов), непосредственно являясь одним из ее художественных и смысловых акцентов. Первоначально на том самом месте ВСХВ 1939 года находилось детское кафе и часть южной зоны отдыха, включавшей себя несколько небольших павильонов. В ходе послевоенной реконструкции 1949–1954 годов в связи с необходимостью создания новых республиканских павильонов было принято решение выстроить их вдоль единой центральной оси, визуально связывающей Мещанскую улицу (проспект Мира) и ВСХВ. Старые деревянные павильоны снесли, и на освободившейся территории была спроектирована площадь для проведения митингов.
В схеме обновленной планировочной структуры под руководством А.Ф. Жукова и Р.Р. Кликса эта часть Выставки была задумана в форме трехлучия, оси которого сходились бы в одной точке — к новому монументу И.В. Сталину, спроектированному на месте, где сейчас начинается цветочный партер фонтана «Каменный цветок». Как раз перед этим монументом, обращенным лицом к Главному павильону, и предполагалась восьмиугольная, с эллипсовидными очертаниями площадь с пониженной центральной частью наподобие римской сцены-арены. Уже в ходе строительных работ художественный совет ВСХВ пришел к выводу, что данная площадка для митингов нецелесообразна — и в центре образованного пространства было решено разместить еще один Главный фонтан. В его основе лежал уже реализуемый в то время проект первого Главного фонтана у павильона Украины. Первоначальный фонтан, из первых «разжалованный» во вторые, переработали те же авторы К.Т. Топуридзе и Г.Д. Константиновский — и так расцвел «Каменный цветок».
Архитектурное решение фонтана прекрасно вписалось как в планировку, так и в образ Выставки в целом. «Дружба народов» всем своим видом напоминает нам известнейшие образцы фонтанного искусства XVII–XVIII веков. Ступенчатая, восьмиугольная чаша фонтана увенчана золотым снопом пшеницы, технической конопли и подсолнухов, сплетенных в огромный сноп. Окружают его 16 золоченых бронзовых девушек, персонифицирующих входившие на тот момент в СССР 16 союзных республик. Скульпторам фонтана-хоровода позировали представительницы этих республик. Известны имена только трех натурщиц: эстонская балерина и актриса Вирве Кипле-Парсаданян, туркменская пианистка Гозель Аннамамедова и жена поэта Михаила Светлова — грузинка Родам Амирэджиби.
Девушка-Россия смотрит на Главный павильон и держит в руках сноп пшеницы, рядом с ней славянские сестры — Украина (девушка в венке) и Белоруссия (девушка в косынке, в руке держит ветку с яблоком). Расположение шестнадцати фигур не случайно, поскольку они стоят попарно, что соотносится с порядком лент в гербе СССР — от окаймляющих девиз «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Украины, России и так далее.
Помимо национальной подоплеки, несомненно, прослеживается и мифологическая. Образы девушек не случайно напоминают Деметру — богиню плодородия, покровительницу земледелия, так как советское искусство 1930–1950-х годов равнялось на эстетические идеалы классицизма.
Константин Топуридзе, как тонкий знаток и интерпретатор классического наследия, создавая «Дружбу народов», явно ориентировался на шедевры петровской эпохи, облик фонтана очень похож на петергофские прототипы вплоть до воспроизведения отдельных элементов — дельфинов. Интересно, что авторы фонтана не сразу пришли к лаконичному решению, построенному на сочетании красного гранита и золоченой бронзы, поскольку первоначально все фигуры, за исключением снопа, задумывались полихромными, то есть облицованными цветной смальтой. Как ни странно, но в 1954 году именно классический выбор авторов подвергся критике, заслужив оценки как «купецкая дешевка», «16 самоваров» и пр. Признавая художественные удачи, достигнутые авторами фонтана, отечественный искусствовед В.П. Толстой отмечал: «Фигуры девушек лишены декоративности, монументальности, которые необходимы для восприятия на открытом воздухе в столь обширном пространстве. <…> Они лишены пластической выразительности силуэтов, а будучи покрыты позолотой, которая ещё больше уничтожила их пластическую объёмность благодаря тому, что она сильно отсвечивает на солнце, — это совершенно нивелировало их национальное своеобразие, а сами фигуры, по идее составляющие дружный хоровод, недостаточно связаны между собой. В результате сама по себе очень хорошая поэтическая идея фонтана «Дружба народов» не получила достаточно яркого образного воплощения».
Композиция
Есть мнения, что прототипом фонтана послужил и «Гурьевский сервиз» Степана Пименова 1809–1816 годов — его фарфоровые скульптуры напоминали античных богинь с национальными чертами в одежде и атрибутах, как и персонажи работавшего в те же годы Алексея Венецианова. В отличие от современников-академистов, художник искал свой идеал женской красоты среди крестьянок. На фоне реалистичного русского пейзажа его полуфантастические персонажи — античные богини в национальной праздничной одежде — боронят землю, а после отдыхают в тени деревьев в позах красавиц Тициана.
Порядок расположения фигур был скопирован с Герба СССР, который опирался на список республик, закреплённый в Конституции СССР в редакции от 25 февраля 1947 года. В нём республики были отранжированы по численности населения (РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Узбекская ССР, Казахская ССР и т. д.). В фонтане скульптуры расставили в том же порядке, только распределяя республики то вправо, то влево. Единственным исключением стали Молдавская ССР и Киргизская ССР, по неизвестной причине перепутанные местами.
8.482 Пшеничный сноп Стоковые фото, картинки и изображения
Деревянный стол, письменный стол или полка крупным планом с керамическими вазами с хлопковыми цветами над богемной ванной комнатой с деревянным умывальником, концепция дизайна интерьера в стиле бохоPREMIUM
Ручной рисунок пшеницы. колоски ячменя в руке, рожь в мешке, колосья пшеницы и семена. пищевой эскиз. зерновые растения в мешке. векторная гравировка illustration.PREMIUM
Набор реалистичных сельскохозяйственных культур, включая рис, овес, пшеницу, ячмень, мешок с мукой, изолированные векторные иллюстрацииPREMIUM
Ассорти хлеба на деревянном деревенском столе. различный хлеб и колосья пшеницы. студийный снимок. натюрморт.PREMIUM
Набор простых значков колосьев пшеницы и элементов дизайна пшеницы, свежие продукты местной фермы из органической пшеницы, пекарняPREMIUM
Векторные ветки пшеницы. рамки круга на белом фоне.PREMIUM
Вид сверху на зерноуборочный комбайн, работающий на пшеничном полеPREMIUM
Иллюстрация колоска пшеницы в стиле гравюры. элемент дизайна для плаката, открытки, баннера, вывески. векторная иллюстрацияПРЕМИУМ
Колоски пшеницы на белом фонеPREMIUM
Колосья пшеницы или риса. сельскохозяйственные символы колоски пшеницы, изолированные на белом фоне. органическая ферма, упаковка для хлеба из семян сельскохозяйственных культур или пивная этикетка. колоски пшеницы вектор. ПРЕМИУМ
Изолированный объект пшеницы и логотип стебля. набор символов запасов пшеницы и зерна для сети.PREMIUM
Набор объектов колосьев пшеницы и элементов дизайна для пива, органических местных фермерских свежих продуктов, тематического дизайна пекарниPREMIUM
Колосья пшеницы в векторной 3d реалистичной иллюстрации. спелое зерно клипарт для дизайна упаковки: хлеб, пиво, квас, выпечка.ПРЕМИУМ
Сноп сухих колосьев пшеницы, изолированных на синем фоне. PREMIUM
Нарисованные вручную декоративные колосья пшеницы, овес, колосья зерна ржи с набором иконок с листьямиPREMIUM
Набор иконок колосьев пшеницы и элементов дизайна пшеницы. урожай зерна пшеницы, рост стебля риса и цельных хлебных зерен или полевых злаков питательных.ПРЕМИУМ
Колосья и зерна спелой пшеницы. свежие семена пшеницы и колосья на белом фоне. урожай concept.PREMIUM
Иконки колосья пшеницы. органическая пшеница, хлебное хозяйство и натуральная еда. ПРЕМИУМ
Сноп пшеницы, гравюра. желтые колосья пшеницы, ячменя или ржи. vector illustration.PREMIUM
Векторная иллюстрация иконки пшеницы и стебля. коллекция векторной иконки пшеницы и зерна для склада. PREMIUM
Колос пшеницы, изолированный на белом. PREMIUM
Набор изолированных эскиз зерна пшеницы и шипов, мука в мешке. нарисованный вручную колосок или колос, винтажный сноп колоса, мешковина с совком. выпечка и хлеб, овсяная, рожь и ячмень, продукты питания и урожай, урожайPREMIUM
Набор рисованных каракулей колосьев пшеницыPREMIUM
Сноп колосьев пшеницы изолирован на белом фоне. PREMIUM
Сноп колосьев пшеницы изолирован на белом фоне.PREMIUM
Абстрактные колосья пшеницы, овес, колосья ржи и венки, нарисованные вручную, набор иконокPREMIUM
Колос пшеницы, нарисованный вручную. эскиз зерна, колосьев пшеницы и набора векторных иллюстраций хлебобулочных зерен. коллекция монохромных рисунков культурных злаковых растений, натуральных органических пищевых культур в винтажном стиле. ПРЕМИУМ
Сноп пшеницы, гравюра. желтые колосья пшеницы, ячменя или ржи. векторная иллюстрация.PREMIUM
Пейзаж убранного поля с точными цилиндрическими снопами и шагающим журавлем на фоне красивого облачного небаPREMIUM
Значок пшеницы плоский векторный дизайн шаблона модныйPREMIUM
Колоски пшеницы на белом фонеPREMIUM
Выстрел золотого пшеничного поля .PREMIUM
Набор иконок пшеницы. зерно, колосок и венок. органическая пшеница, хлебное сельское хозяйство и натуральная еда, рис на белом фоне. изолированный черный силуэт. векторная иллюстрацияПРЕМИУМ
Набор иллюстраций колосков пшеницы на белом фоне. элемент дизайна для плаката, открытки, баннера, флаера. векторное изображениеPREMIUM
Набор золотых колосьев пшеницы. Пшеничное поле. сельское хозяйство. механизм помола муки. ветряная мельница. сельский голландский пейзаж с ветряной мельницей и пшеничным полем. вертикальный формат.PREMIUM
Молодой индийский фермер держит на плече собранный золотой урожай пшеницыPREMIUM
Ферма ветряных мельниц. Пшеничное поле. сельское хозяйство. механизм помола муки. ветряная мельница. сельский голландский пейзаж с ветряной мельницей и пшеничным полем. вертикальный формат.PREMIUM
Пивная бочка и пивные бокалы с зерном на деревянном столе — генеративный aiPREMIUM
Набор иллюстраций колосков пшеницы, выделенных на белом фоне. элемент дизайна для плаката, открытки, эмблемы, знака, открытки, баннера. векторное изображениеPREMIUM
Снимок золотого пшеничного поля.PREMIUM
Деревянный стол с хлебом из пекарни. сорт хлеба с колосьями пшеницыПРЕМИУМ
Черный силуэт колосьев пшеницы. коллекция глифов спелых колосков пшеницы. сельскохозяйственный символ производство овсяной хлебопекарной муки. элемент органической фермы дизайна, вегетарианский хлеб, упаковка, пиво, этикетка vectorPREMIUM
Колоски пшеницы на цветном фоне, вид сверху. PREMIUM
Деревянный стол с хлебом из пекарни. разнообразный хлеб со снопом колосьев. генеративный aiPREMIUM
Стек пшеницы ручной рисунок винтажный стиль гравировки, органический ингредиент для приготовления пиваPREMIUM
Элементы дизайна с пшеницей. сельскохозяйственное изображение натуральные золотые колосья ячменя или ржи. ПРЕМИУМ
Иллюстрация снопа пшеницы в стиле гравюры. элемент дизайна для эмблемы, вывески, плаката, дизайна упаковки. векторная иллюстрацияPREMIUM
Деревянный стол, письменный стол или полка крупным планом с керамическими вазами с хлопковыми цветами над богемной ванной комнатой с плиткой и ванной, концепция дизайна интерьера в стиле бохоPREMIUM
Букет пшеницы, ржаных колосков и семян кукурузы для приготовления хлеба и муки. натуральные злаки, цельные зерна и органический фермерский овсяный продукт. рисованный винтажный эскиз в стиле каракули. ПРЕМИУМ
Набор реалистичных сельскохозяйственных культур, включая рис, овес, пшеницу, ячмень, мешок с мукой. пшеничное поле урожай дизайн сельское хозяйствоPREMIUM
Колоски пшеницы изолированы на белом фонеPREMIUM
Золотые рисованные колосья пшеницы набор продуктов питанияPREMIUM
Векторный реалистичный набор злаковых растений, колосков овса, колосьев ячменя, пшеницы или ржи с зернами, изолированными на фоне.PREMIUM
Деревянный стол с хлебом из пекарни. сорт хлеба со снопом колосьев ПРЕМИУМ
Набор колосков пшеницы. коллекция логотипов с пшеницей. векторная иллюстрация растения. logo.PREMIUM
Разноцветные колосья или колосья пшеницы на белом фоне. элемент дизайна упаковки. ai generativePREMIUM
Деревянный стол, письменный стол или полка крупным планом с керамическими вазами с хлопковыми цветами над деревянной кухней со шкафами со ставнями, концепция дизайна интерьера в стиле бохоPREMIUM
Ручной рисунок черного колосья пшеницы на белом фоне. ПРЕМИУМ
Набор иконок колосьев пшеницы и элементов дизайна пшеницы. урожай зерна пшеницы, рост стебля риса и цельные хлебные зерна или полевые хлопья питательны. ПРЕМИУМ
Реалистичные желтые спелые колоски и зерна пшеницы состав на белом фоне 3d векторная иллюстрация. сноп спелой пшеницы. векторный декоративный элемент, значок бренда или шаблон логотипа. ПРЕМИУМ
Сноп колосьев пшеницы изолирован на белом фоне. PREMIUM
Букет спелых золотых колосков злаков на фоне флага Польши. значок вектора пшеницыPREMIUM
Реалистичные элементы пшеницы овса. летающий подробный ячмень изолирован на синем фоне для дизайна здоровой пищи или сельского хозяйства. вектор 3d иллюстрации eps 10PREMIUM
Набор хлебобулочных изделий на белом фоне. генеративный aiPREMIUM
Белая столешница или полка с глиняной вазой, наполненной соломой, сушеными растениями, орнаментом, колосьями, травой, натюрмортом со снопом и веткой в вазе, комнатным растением и оранжевым фономPREMIUM
Спелые колосья пшеницы крупным планом на темном фоне фон. хлебная промышленность. vegetarian foodPREMIUM
Растения овса, овсяные хлопья. 3d реалистичный векторный набор иконок PREMIUM
Колосья пшеницы на деревянном столе. сноп пшеницы на фоне дерева. Концепция урожая. ПРЕМИУМ
Пшеница, ячмень, овес и рис. набор иконок хлопьев.ПРЕМИУМ
Набор рисованных иллюстраций колосков пшеницы. элемент дизайна для плаката, этикетки, открытки, эмблемы, баннера. векторное изображениеПРЕМИУМ
Разноцветные колосья или колосья пшеницы на белом фоне. элемент дизайна упаковки. ai generativePREMIUM
Реалистичные каши, набор векторных иллюстрацийPREMIUM
Букет пшеничных колосьев, сушеные цельные зерна, реалистичные векторные иллюстрации, выделенные на белом фоне. урожай зерновых, сельское хозяйство, органическое земледелие, символ здорового питания. элемент дизайна для пекарниPREMIUM
Разноцветные колосья или колосья пшеницы на белом фоне. элемент дизайна упаковки. ai generativePREMIUM
Пшеница и колоски на белом фонеPREMIUM
Пшеница, ячмень, рис и овес. колосья векторный наборPREMIUM
Набор сельскохозяйственных культур рис, овес, пшеница, ячмень векторная реалистичная иллюстрация.PREMIUM
Длинношерстный сирийский хомяк серого цвета на фоне грозди пшеницыPREMIUM
Набор сельскохозяйственных культур рис, овес, пшеница, ячмень векторная реалистичная иллюстрацияPREMIUM
Стакан пива и сырье для производства пива. ПРЕМИУМ
Сельскохозяйственные злаки — пшеница, ячмень, овес и рис вектор. набор мешков с зернами овса и пшеницы, иллюстрация зерна ячменя и рисаPREMIUM
Разноцветные колосья пшеницы или колосья, изолированные на белом фоне. элемент дизайна упаковки. ai generativePREMIUM
Снимок золотого пшеничного поля.PREMIUM
Нарисованные от руки колосья пшеницы и снопыPREMIUM
Реалистичные элементы пшеницы, ячменя, риса или овса. ячмень изолирован на белом для здорового питания или дизайна сельского хозяйства. векторная 3d иллюстрация eps 10ПРЕМИУМ
Колоски пшеницы на белом фонеPREMIUM
Пшеница и ячмень, стебли ржи набор иконокPREMIUM
Колосья пшеницы в черном. овсяные, ржаные или ячменные шипы для дизайна упаковки пива, хлеба, муки. символы для здоровой натуральной сельскохозяйственной пищи, элементы цельных органических колосков на белом, векторная иллюстрацияPREMIUM
Спелые колосья пшеницы крупным планом на темном фоне. хлебная промышленность. vegetarian foodPREMIUM
Пшеница, рожь, ячмень, зерновые колосья, векторный бесшовный узор на темном фоне. декоративный символ сельского хозяйства. ПРЕМИУМ
Концепция маркировки органических продуктов, сбора урожая и земледелия, зерна, хлебобулочных изделий, здоровой пищи. набор простых значков колосьев пшеницы и элементов дизайна пшеницы, свежих продуктов местной фермы из органической пшеницы, пекарни. ПРЕМИУМ
Колосья пшеницы. Трехмерный векторный значок на черном фоне. PREMIUM
Колоски пшеницы на синем фоне.copy spacePREMIUM
Векторная иллюстрация знака пшеницы и стебля. Коллекция векторной иллюстрации пшеницы и зерна. ПРЕМИУМ
Пшеничные снопы — Etsy.

Leave a Comment