Картинки к сказке журавль и цапля 5 класс – Литература, 5 класс:Почему никак не договорятся журавль и цапля (см)?


31.03.2020 Facebook Twitter LinkedIn Google+ Разное


«Особенности русской народной сказки. «Журавль и цапля»

Литература, 5 класс (новая программа)

Тема: Особенности русской народной сказки. «Журавль и цапля»

Цели: ознакомить учащихся с сюжетом, проблематикой русской народной сказки о животных «Журавль и цапля»;

развивать умение и навыки понимать мудрость народных сказок, умение анализировать, выделять главное в тексте; продолжить работу над совершенствованием навыков чтения; развивать связную устную речь, память, воображение;

прививать любовь к устному народному творчеству.

Оборудование: учебник, ПК, проектор, мультфильм «Журавль и цапля»

Межпредметные связи: русский язык, английский язык

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний.

    1. Вопросно-ответная беседа:

-Что такое сказка?

-На какие виды делятся сказки?

-Кто всегда побеждает в сказках? Почему?

2.2. Проверка домашнего задания (вопросы о Бабе-яге)

3. Сообщение темы и целей урока.

Большой потенциал положительных нравственных поучений несут в себе русские народные сказки. «За добро отблагодарят добром» — к такой мысли приводит русская народная сказка «Гуси-лебеди»; о том, как важны в жизни взаимовыручка и поддержка, рассказывается в сказке «Петушок и бобовое зернышко».

Сказка никогда не стареет. Она всегда современна, созвучна сегодняшним проблемам, потому что она утверждает высшую человеческую правду.

Мы сегодня познакомимся со сказками о животных, или анималистическими сказками. Этот термин произошел от английского слова. Вы – ученики гимназического класса, расскажите мне, какое это слово, и как оно переводится?

(английское слово animal – животное).

Правильно. В анималистических сказках животных наделяют именами, умением разговаривать, человеческими чертами: хитростью или простотой, добродушием или злобой, завистью. Недаром говорится (учитель начинает начало фразеологизма, учащиеся заканчивают фразу): хитер как (лиса), голоден как … (волк), труслив как … (заяц), болтлив как …(сорока).

4.Работа по теме урока.

Сегодня мы познакомимся со сказкой «Журавль и цапля». Для начала посмотрите мультфильм «Журавль и цапля». Затем мы познакомимся с текстом сказки, а вы ответите на вопрос: чем отличается мультфильм от сказки в книге?

4.1.Просмотр мультфильма.

4.2.Чтение учителем сказки (или подготовленными учащимися по ролям).

4.3.Беседа с учащимися

Итак, чем отличается мультфильм от сказки в книге? (в тексте сказки есть присказка, меньше реплик). Зачем нужна присказка? (привлекает внимание, настраивает на сказочный лад). Все ли слова были понятны в сказке?

4.4.Словарная работа (запись на доске и в тетради):

-ноги долги – длинные ноги;

-худо летать – плохо летать;

-долговязый – высокий;

-несолоно хлебавши – остаться ни с чем.

Ребята, а к какому жанру устного народного творчества, с которым мы познакомились несколько уроков назад, можно отнести фразу «несолоно хлебавши»? (к поговорке). Что такое поговорка? Приведите несколько примеров.

5. Закрепление.

5.1.Работа с текстом

Найдите в тексте сказки описание журавля и цапли. Выделите те эпизоды описания, в которых герои высказывают мнение друг о друге. Выразительно их прочитайте.

5.2. Работа над образами сказки

Разделите свою тетрадь на два столбика: какой журавль? какая цапля? Давайте вместе охарактеризуем главных героев сказки (гордый, упрямый, неуклюжий; вредная, упрямая, принципиальная). Могут ли животные быть наделены этими чертами характера? (нет, это человеческие качества, которые в сказке о животных переносятся на животных). Как относится народ к такому поведению птиц?

5.3. Иллюстрация к сказке

Ребята, а сейчас в своих тетрадках нарисуйте иллюстрацию к сказке «Журавль и цапля»

6. Подведение итогов урока.

В сказке описывается комическая ситуация: журавль и цапля ходят свататься, обижают друг друга, находя недостатки, потом жалеют о случившемся, и ситуация снова повторяется. Могла ли такая история приключиться с людьми? Да, могла. Значит, в этой сказке ситуация из жизни животных приближена к реальной жизни людей. В сказке чувствуются юмористическая интонация, скрытый смех.

7. Домашнее задание.

Подготовить выразительное чтение сказки «Журавль и цапля» или подготовить инсценировку сказки «Журавль и цапля».

Прочитать сказку «Каша из топора».

infourok.ru

Журавль и цапля — русская народная сказка. Читать онлайн.

Сказка про журавля и цаплю, которые построили избушки по концам болота. Скучно стало журавлю, пошел к цапле свататься. Цапля отказалась, потом передумала и сама пришла к журавлю проситься в жены, да тот не захотел. До сих пор ходят, никак не женятся! (в пересказе А.Н. Афанасьева, т.1)

Журавль и цапля читать

Летела сова — веселая голова. Вот она летала, летала и села, да хвостиком повертела, да по сторонам посмотрела и опять полетела — летала, летала и села, хвостиком повертела да по сторонам посмотрела и опять полетела — летала, летала…

Это присказка, а сказка вот какая.

Жили-были на болоте журавль да цапля. Построили они себе по концам избушки. Журавлю показалось скучно жить одному, и задумал он жениться.

— Дай, пойду посватаюсь к цапле!

Пошел журавль, — тяп-тяп! — семь верст болото месил.

Приходит и говорит:

— Дома ли цапля?

— Дома.

— Выдь за меня замуж!

— Нет, журавль, не пойду за тебя замуж: у тебя ноги долги, платье коротко, сам худо летаешь, и кормить-то тебе меня нечем! Ступай прочь, долговязый!

Пошел журавль домой несолоно хлебавши. Цапля после раздумалась и сказала:

«Чем жить одной, лучше пойду замуж за журавля».

Приходит к журавлю и говорит:

— Журавль, возьми меня замуж!

— Нет, цапля, мне тебя не надо! Не хочу жениться, не беру тебя замуж. Убирайся.

Цапля заплакала со стыда и воротилась назад.

Журавль раздумался и сказал:

«Напрасно не взял за себя цаплю! Ведь одному-то скучно. Пойду теперь и возьму её замуж».

Приходит и говорит:

— Цапля! Я вздумал на тебе жениться, пойди за меня!

— Нет, журавль, не пойду за тебя замуж!

Пошел журавль домой. Тут цапля раздумалась:

«Зачем отказала? Что одной-то жить? Лучше за журавля пойду».

Приходит она свататься, а журавль не хочет. Вот так-то и ходят они по сию пору один на другом свататься, да никак не женятся.

(Илл. Е.Громов)

Пожалуйста, оцените произведение

Подтвердить оценку

Оценка: / 5. Количестов оценок:

Помогите сделать материалы на сайте лучше для пользователя!

Напишите причину низкой оценки.

Внимание! Если Вы хотите поменять оценку, не отправляйте отзыв, просто перезагрузите страницу

Отправить

Спасибо за отзыв!

Прочитано 4193 раз(а)

mishka-knizhka.ru

Урок литературы на тему «Сказка «Журавль и Цапля»

Цели урока:

  • Формировать навыки анализа художественного произведения: учащиеся должны знать художественные особенности сказки как фольклорного произведения; уметь выявлять основную нравственную проблему в произведении, опираясь на текст.
  • Формировать представления о нравственных ценностях: согласии, терпимости, благожелательности.
  • Развивать речевые умения: учащиеся должны уметь выстраивать связный развёрнутый ответ на поставленный вопрос, использовать аргументы, цитаты в своих ответах.

Ход урока

I. Организационный момент.

Прочитайте русские пословицы. О чём говорится в каждой из них? (Приложение 2).

  • Сказка складом, песня ладом красна. 
  • Сказку слушай, а к присказке прислушивайся. 
  • Согласие питает, раздор объедает.

Опираясь на пословицы, продумайте: какие три цели мы ставим сегодня на уроке?

(На уроке мы будем изучать художественные особенности сказок, подумаем, чему учит нас сказка “Журавль и цапля”, а также поговорим о том, что мешает нам достигать согласия и как мы можем его достичь).

II. Работа с текстом. Особенности слова в художественном произведении.

1. Знакомство с текстом.

Начнём мы, разумеется с текста. Прочитаем сказку “Цапля и журавль”.

(Чтение текста: читать может сам учитель, ученики могут подготовить выразительное чтение дома).

2. Особенности русских народных сказок. Повторение.

Какой жанр литературы перед нами, докажите.

(Ученики вспоминают особенности русских народных сказок: виды сказок, структура, средства выразительности – и приводят примеры зачина, концовки, эпитетов, повторов из текста).

3. Научный и художественный текст: сравнительный анализ.

Поговорим об особенностях сказочного слова, как оно помогает нам увидеть мир глазами совсем неизвестного рассказчика, а может быть, как оно помогает увидеть мир глазами русского человека. Но сначала обратимся совсем к другому стилю. (Приложение 1).

Прочитайте описание серого журавля из научной статьи:

Это крупные, длинноногие и длинношеие птицы, их высота составляет 90-155 см, размах крыльев 150—240 см, а вес 2-11 кг. В отличие от похожих на них, но имеющих очень отдалённое родство цапель, в полёте вытягивают ноги и шею. Голова маленькая, с острым прямым клювом. На голове у большинства видов участки неоперенной и ярко окрашенной кожи. Третьестепенные маховые перья крыльев слегка удлиненны, так что хвост кажется длинным и пышным, когда птица стоит на земле. Оперение чаще всего серое или белое. Если визуально сравнивать журавлей с другими болотными птицами, то по сравнению с цаплями их ноги, как правило, длиннее, а шея более вытянутая; а по сравнению с аистами тело изящнее, ноги длиннее, а клюв пропорционально меньше.

Из сказки “Журавль и цапля” мы также узнаём, каким был журавль. Какую черту во внешнем облике журавля подметил русский народ. Найдите и выделите, в каком месте словарной статьи упоминается именно об этой черте.

(В сказке обращается внимание только на длинные ноги журавля. В отрывке из научной статьи об этом упоминается три раза: “это крупные, длинноногие … птицы”, “в полёте вытягивают ноги”, “по сравнению с цаплями их ноги, как правило, длиннее, а по сравнению с аистами тело изящнее, ноги длиннее”). (Приложение 2)

Посмотрим, как создаётся описание в русской народной сказке. Выпишите из текста слова, которые помогают создать внешний облик журавля.

Сравните описание научное и художественное: чем они отличаются? Можем ли мы предположить “характер”, особенности какого-нибудь конкретного журавля, читая научный текст? Как относится автор научного текста к описываемым птицам? А автор художественного?

(Отношения автора научной статьи мы не видим. А вот автор сказки посмеивается над журавлём, он выглядит несколько нелепо: ноги у него не длинные, а “долгие”, сам не высокий, а “долговязый”, по болоту он не идёт, а “тяпает” - “тяп, тяп”).

4. Вывод.

Чем описание художественное отличается от научного?

(1) Художественное описание не только даёт представление о внешности, но и даёт возможность представить черты характера персонажа, а также передаёт отношение автора к персонажу, отношение других героев к персонажу.

2) Художественное описание не обязательно является единым отрывком текста, оно может создаваться из разрозненных фрагментов).

Каким предстаёт перед нами журавль в сказке? Можем ли мы предположить его внешность, характер. Представьте, что вы режиссёр театра и вам необходимо выбрать актёра на роль журавля: опишите этого актёра или назовите кого-нибудь из известных вам актёров. Объясните свой выбор.

А какой мы видим цаплю, что мы узнаём о ней? Рассмотрите иллюстрации. (Приложение 2). Опишите, какой представлял себе цаплю каждый художник, какие черты он отобразил на иллюстрации. Чем похожи образы, чем отличаются. Какая иллюстрация ближе вам.

III. Работа с текстом. Содержание художественного произведения.

1. Первичное восприятие текста.

Посмотрим, насколько хорошо мы разобрались в сказке. Выполните задание по тексту на карточке (Приложение 1, II). Ответьте на вопросы:

1) где живут журавль и цапля? Насколько далеко друг от друга. Выпишите выражение, которое помогает вам это понять;

2) Почему журавль решил жениться на цапле? Выберите ответ, и рядом выпишите выражение, которое помогло вам это понять;

3) почему цапля отправилась свататься к журавлю? Запишите ответ и выпишите слово, которое помогает вам это понять;

4) почему цапля заплакала после отказа журавля? Запишите ответ и выпишите выражение, которое помогло вам это понять.

(Журавль и цапля живут далеко друг от друга: журавль “семь вёрст болото месил”. Невесело, одиноко стало журавлю: “показалось скучно показалось жить одному” — вот он и решил посвататься к цапле. Цапля отказала, а потом передумала: “раздумалась”, как говориться в сказке. Когда журавль отказал цапле, ей стало стыдно: она “заплакала со стыда”, – а может быть, и обидно).

2. Углубление представлений о содержании сказки.

Совпадают ли желания цапли и журавля? Почему же тогда они так и не выполнили задуманного, что им помешало?

(Хорошо, если учащиеся приведут несколько ответов: дело не только в неумении договориться, но и в обидчивости, и в неумении определиться в своих желаниях: не так-то уж, видно, и хочется каждому из них жениться).

Вспомните другие произведения русской литературы, в которых бы раскрывалась та же тема.

(И. А. Крылов “Лебедь, щука и рак”)

IV. Вывод.

Перечитаем концовку сказки.

Как вы думаете, что могут сделать журавль и цапля, чтобы как-нибудь исправить ситуацию (они ведь до сих пор ходят друг к другу)?

Только ли о женитьбе эта сказка? Вспомните (или придумайте) похожие ситуации из жизни и расскажите, как следовало поступить, чтобы не обижать друг на друга, жить и работать сообща.

Чему же учит нас сказка “Журавль и цапля”? Что высмеивает русский человек, над чем задумывается? Какие выводы вы сделали для себя, прочитав эту сказку.

Вспомним, какие цели мы ставили в начале урока? Достигли мы их? Прокомментируйте.

V. Домашнее задание. (Приложение 2).

Выберите одну из цитат и напишите небольшое сочинение-рассуждение, используя выбранную цитату как тему. В качестве одного из примеров в вашем рассуждении приведите сказку “Журавль и цапля”:

  • “Есть согласие – есть и счастье”. (Пословица)
  • “Согласие к хорошему приводит, а спор противников находит”. (Пословица).
  • “Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука”. (И. А. Крылов)
  • “Главное — ладить с самим собой”. (Вольтер).
  • “Как ни коротки слова “да” и “нет”, всё же они требуют самого серьёзного размышления”. (Пифагор).

urok.1sept.ru

Журавль и цапля — Русская сказка

Подробности
Категория: Русская сказка

Журавль и цапля (сказка)


Летела сова — веселая голова; вот она летела, летела да и села, головой повертела, по сторонам посмотрела, снялась и опять полетела; летала, летала да села, головой повертела, по сторонам посмотрела, а глаза v неё как плошки, не видят ни крошки! Это не сказка, это присказка, а сказка впереди.

Пришла весна по зиму и ну её солнышком гнать-допекать, а травку-муравку из земли вызывать; высыпала-выбежала травка на солнышко поглядеть, вынесла цветы первые — подснежные: и голубые и белые, сине-алые и жёлто-серые. Потянулась из-за моря перелётная птица: гуси да лебеди, журавли да цапли, кулики да утки, певчие пташки и хвастунья-синичка. Все слетелись к нам на Русь гнёзда вить, семьями жить. Вот разошлись они по своим краям: по степям, по лесам, по болотам, по ручьям.

Стоит журавль один в поле, по сторонам всё поглядывает, головушку поглаживает, а сам думает: «Надо-де мне хозяйством обзавестись, гнездо свить да хозяюшку добыть». Вот свил он гнездо вплоть у болота, а в болоте, в кочкарнике, сидит долгоносая-долгоносая цапля, сидит, на журавля поглядывает да про себя посмеивается: «Ведь уродился же неуклюжий какой!»

Тем временем надумался журавль: «Дай, говорит, посватаю цаплю, она в наш род пошла: и клюв наш, и на ногах высока. Вот и пошел он нетореной дорожкой по болоту тяп да тяп ногами, а ноги да хвост так и вязнут; вот он упрётся клювом — хвост вытащит, а клюв увязнет; клюв вытащит — хвост увязнет- насилу до цаплиной кочки дошёл, поглядел в тростник и спрашивает:

-А дома ли сударушка-цапля?

-Здесь она. Что надо? — ответила цапля.

-Иди за меня замуж, — сказал журавль.

-Как не так, пойду за тебя, за долговязого: на тебе и платье короткое, и сам ты пешком гуляешь, скупо живешь, меня на гнезде с голоду уморишь!

Слова эти показались журавлю обидными. Молча он повернул, да и пошел домой: тяп да тяп, тяп да тяп.

Цапля, сидючи дома, пораздумалась: «А что ж; и вправду для чего я ему отказала, нешто мне лучше жить одной? Он хорошего роду, зовут его щегольком, ходит с хохолком; пойду к нему доброе слово перемолвить».

Пошла цапля, а путь по болоту не близок: то одну ногу увязит, то другую. Одну вытащит — другую увязит. Крылышко вытащит — клюв засадит; ну пришла и говорит:

-Журавль, я иду за тебя!

-Нет, цапля, — говорит ей журавль, — уж я раздумал, не хочу на тебе жениться. Иди туда, откуда пришла!

Стыдно стало цапле, закрылась она крылышком и пошла к своей кочке; а журавль, глядя за нею, пожалел, что отказал; вот он выскочил из гнезда и пошел следом за нею болото месить. Приходит и говорит:

-Ну, так уж быть, цапля, я беру тебя за себя.

А цапля сидит сердитая-пресердитая и говорить с журавлём хочет.

-Слышь, сударыня-цапля, я беру тебя за себя, — повторил журавль.

-Ты берёшь, да я не иду, — отвечала она.

Нечего делать, пошёл опять журавль домой. «Этакая нравная, — подумал он, — теперь ни за что не возьму её!» Уселся журавль в траве и глядеть не хочет в ту сторону Где цапля живет. А та опять передумала: «Лучше жить вдвоем, чем одной. Пойду помирюсь с ним и выйду за него».

Вот и пошла опять ковылять по болоту. Путь до журавля долог, болото вязко: то одну ножку увязит, то другую. Крылышко вытащит — клюв засадит; насилу добралась до журавлиного гнезда и говорит:

-Журонька, послушай-ка, так и быть, я иду за тебя! А журавль ей в ответ:

-Федора за Егора, а и пошла бы Федора за Егора, да Егор не берёт.

Сказав такие слова, журавль отвернулся. Цапля ушла.

Думал, думал журавль, да опять пожалел, для чего ему было не согласиться взять за себя цаплю, пока та сама хотела; встал скорехонько и пошел опять по болоту: тяп, тяп ногами, а ноги да хвост так и вязнут; вот упрется он клювом, хвост вытащит — клюв увязит, а клюв вытащит — хвост увязнет. Вот так-то и по сию пору ходят они друг за дружкой; дорожку проторили, а пива не сварили.


— КОНЕЦ —

Русская народная сказка в картинках.  Иллюстрации: E.Гpoмoв.

www.planetaskazok.ru

Конспект урока 5 класса «Журавль Цапля»

Тема: Сказки «Журавль и цапля», «Солдатская шинель». Сказочники.

Цель: познакомить учащихся с другими видами сказок: сказкой о животных и бытовой сказкой

Ход урока

      I. Сказки «Журавль и цапля», «Солдатская шинель»
      Артикуляционная разминка, выразительное чтение
      Выделим в классе две группы детей с хорошими навыками чтения: три и два человека, которые выходят на 5—7 минут из класса и готовят выразительное чтение сказок. Три человека по ролям читают сказку «Журавль и цапля», 2 человека читают «Солдатскую шинель»: один читает текст от автора, другой — реплики персонажей.
      Внимание второй группы акцентируем на орфоэпической норме при произнесении слова шинель — [н’э], так как в наше время под влиянием многочисленных заимствований дети часто произносят [нэ].
      Пока они готовятся, оставшиеся в классе дети проводят с учителем артикуляционную разминку. Время позволит прочитать и даже выучить две-три небылицы-перевертыша
      После выступления первой творческой группы обсудим сказку «Журавль и цапля» с помощью вопросов и заданий учебника (с. 40).
      «Журавль и цапля» — сказка о животных. Начинается она с забавной присказки, главный персонаж которой — «сова — веселая голова». Концовка — краткое (лаконичное) завершение истории журавля и цапли: «Вот так-то и ходят они по сю пору один на другом свататься, да никак не женятся».
      В этой сказке есть повторы: журавль два раза ходит свататься к цапле, цапля тоже ходит к журавлю два раза, и обращаются они друг к другу похожими или точно совпадающими фразами. Например, цапля говорит журавлю: «Нет, журавль, не пойду я за тебя замуж…»
      Постоянных эпитетов в сказке нет.
      Народные выражения, т. е. устойчивые выражения, свойственные народной речи: «семь верст болото месил», «журавль, как несолоно похлебал, ушел домой».
      В волшебных сказках рассказывается о необыкновенных, чудесных событиях. Сказка «Журавль и цапля» — о животных, но похожий сюжет мог бы быть и в бытовой сказке, если бы в ней действовали не животные, а люди. В нашем случае в сказке действуют животные, на месте которых мы, как в басне, можем увидеть людей. В сказке чувствуется юмористическая интонация, скрытый смех, а в волшебных сказках мы никогда не смеемся над героями.
      Вторая творческая группа читает сказку «Солдатская шинель». Обсуждаем сказку с помощью вопросов и заданий (с. 42).
      Эту сказку мы называем бытовой, потому что в ней обычные для такого типа сказки персонажи: находчивый солдат и глупый барин. Мы радуемся смекалке солдата и смеемся над растяпой-барином.

      II. Сказочники
      Читаем и обсуждаем статью учебника «Из рассказов о сказочниках» (с. 42—43).
      — Как вы будете сказывать волшебную сказку и сказку о животных?
      В волшебных сказках происходят чудеса. Это само по себе удивительно, и не надо особенных приемов, чтобы поразить и увлечь слушателей. В сказках о животных чудеса иного рода. Чтобы слушатели лучше представили себе новых героев, сказитель начинает говорить как бы по ролям. Действие волшебной сказки происходит в тридевятом царстве, а действие сказки о животных — как будто в реальном мире. Изменяя интонацию, сказитель дает возможность лучше понять характер каждого животного.
      — Каковы особенности сказывания сказок у разных исполнителей?
      — Какими приемами сказителей вы будете пользоваться при подготовке пересказа разных видов сказок?
      При подготовке пересказа волшебной сказки лучше пользоваться спокойной, несколько торжественной манерой и рассказывать точно, стараясь ничего не перепутать. В сказках о животных и в бытовых сказках можно использовать шутки, с помощью интонации передать особенности речи героев, выразить свое отношение к ним.

      III. Русские народные сказки
      Выразительное чтение и пересказ русских народных сказок
      Учитель может заранее распределить сказки между учениками. Хорошо, если на уроке прозвучат разные виды сказок. Возможно, некоторые из них будут прочитаны по ролям. Постараемся, чтобы дети при чтении и пересказе сказок учли прочитанную на уроке статью о сказочниках. Чтение и пересказы школьники проиллюстрируют своими рисунками.
      Урок завершим обсуждением вопроса:
      — Какие особенности народных сказок кажутся вам наиболее важными?
      У каждого вида народной сказки свои особенности. В сказках о животных важным кажется то, что они учат понимать характеры людей на примере историй о лисах и волках, медведях и зайцах. Бытовые сказки дают пример смекалки, находчивости, веселой шутки. Их герои не поддаются унынию и печали. Волшебные сказки учат мужеству, настойчивости в достижении благородной цели, помогают верить в добро.
      В качестве внеклассного мероприятия по теме «Устное народное творчество» можно подготовить урок-праздник «Серебряное донце, золотое веретенце» (сценарий урока предлагается в Приложении).

      Домашнее задание
      Оформить в читательском дневнике (или рабочей тетради) страницы с отзывами о трех сказках: волшебной, бытовой и о животных (из тех, что не изучались в классе).

infourok.ru

План-конспект урока по литературе (5 класс) на тему: Сказка о животных «Журавль и цапля». Методическая разработка урока

3. Сообщение темы урока.

Целеполагание.

Создание ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно определят тему урока и выдвинут цели урока.

— Мы не случайно вспомнили слова А.Пушкина. Прочитайте ключевые слова урока, записанные на доске и попробуйте определить тему нашего урока.

 (слайд 1, презентация)

— Прочитайте русские пословицы, записанные на доске:

  • Сказка складом, песня ладом.
  • Сказку слушай, а к присказке прислушивайся.
  • Согласие питает, раздор объедает.

— О чём говорится в каждой из них?

— Опираясь на пословицы и опорные слова, подумайте: какие три цели мы ставим сегодня на уроке?

— Итак, на уроке мы вспомним художественные особенности сказок, подумаем, чему учит нас сказка «Журавль и цапля», а также поговорим о том, что мешает нам достигать согласия и как мы можем его достичь. В конце урока вы должны будете ответить на вопросы…Прочитайте их.

Читают ключевые слова, в процессе диалога определяют тему урока и записывают её в тетрадь.

Читают выразительно пословицы.

Объясняют пословицы.

Читают опорные слова:

— знать…

— уметь объяснять содержание …

— обсудить, что такое… и как можно достичь его

(слайд 2, презентация:

  • знать художественные особенности сказок
  • уметь объяснять содержание сказки, опираясь на текст
  • обсудить, что такое согласие и как можно достичь его)

Читают вопросы со слайда 3:

  • Каковы жанровые особенности сказки о животных?
  • Чему учит сказка «Журавль и цапля»?

5. Работа над темой урока.

Знакомство с текстом сказки «Журавль и цапля».

Первичная проверка понимания текста.

Словарная работа.

Физминутка.

Анализ содержания сказки.

Закрепление изученного. Выводы.

Выразительное чтение сказки по ролям.

6. Подведение итогов урока.

6. Домашнее задание.

7. Рефлексия.

Подготовка к анализу сказки и выразительному чтению.

Организация усвоения обучающимися содержания сказки.

Предупреждение утомляемости.

Организация и самоорганизация обучающихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи. Аналитическая работа с текстом. Формирование умения воспринимать и анализировать художественный текст.

Развитие умения делать выводы.

Совершенствование навыков выразительного чтения.

Совершенствование умения делать выводы. Оценивание работы.

Инструктаж по выполнению домашнего задания.

Осознание обучающимися своей учебной деятельности на уроке, самооценка результатов своей деятельности.

— Мы вспомнили, какие бывают сказки. А теперь обратимся к сказке о животных .

Сказки о животных – самые древние сказки.Дома вы читали такие сказки. В этих сказках животным приписывали способности думать, говорить, разумно действовать. Каждое животное наделяли своими чертами характера. Медведь, чаще всего, в сказках глуповат. А какой предстаёт перед нами лиса? каков заяц?

— Откроем учебник на стр . 40. Мы сейчас послушаем  сказку «Журавль и цапля» в исполнении заслуженной артистки России Е. Санаевой.

(фонохрестоматия к учебнику)

Возьмите карандаш, следите по тексту, отмечайте непонятные вам слова и выражения, обратите внимание на произношение слов (ударение).

— Понравилась ли вам сказка? Чем? Что вам показалось в ней занятным?

— Как вы считаете, каково отношение сказительницы к журавлю и цапле? Меняется ли это отношение на протяжении повествования? Как это передаётся интонацией?

— Помогает ли нам музыкальное сопровождение зримо представить героев, их характер, внешний вид, походку?

— Какие непонятные слова и выражения вы отметили?

— Послушаем сообщение о выражении «семь вёрст». (См. Приложение 1).

— Сосчитайте, в скольких километрах друг от друга жили журавль и цапля, как далеко или близко.

— А теперь прослушаем сообщение о фразеологизме «уйти несолоно хлебавши».

— Итак, как вы объясните фразу «Журавль, как несолоно похлебал, ушёл домой»?

— Поблагодарим ребят за интересные сообщения.

— Ребята, а для чего мы объяснили непонятные слова?

— А теперь немного отдохнём.

— А теперь мы сравним два текста: художественный и научный. Прочитайте сначала описание серого журавля из научной статьи ( См. Приложение 2). А затем прочитайте художественный текст-сказку. Обсудите вопросы в паре, найдите на них ответы. (Слайд 4 :Какую черту во внешнем облике журавля подметил русский народ в сказке? Найдите и выделите, в каком месте научной статьи упоминается именно об этой черте? Выпишите из текста сказки в тетрадь слова, которые помогают создать внешний облик журавля.)

— Итак, из сказки «Журавль и цапля» мы узнаём, каким был журавль. Какую черту во внешнем облике журавля подметил русский народ?

— Какие вы нашли слова в научной статье, подчёркивающие именно эту черту?

— Посмотрим, как создаётся описание журавля в русской народной сказке. Какие слова вы выписали?

— Сравним описание научное и художественное: чем они отличаются? Можем ли мы представить «характер» журавля, читая научный текст? Как относятся авторы этих текстов к журавлю?

— Каким вы представляете журавля? Опишите его внешность и характер. (длинноногий, маленькая голова, острый прямой клюв, серое оперение, одинокий, гордый, не смог простить цапле обиды, отходчивый, пришёл просить прощения…)

— В сказке нет описания внешности цапли. Давайте посмотрим на иллюстрацию из энциклопедии, фотографии ,и сравним, чем отличаются журавль, цапля и аист.

— А теперь обратимся к изобразительному искусству, а именно к иллюстрациям художников Е. Рачёва, Е. Громова, В. Конашевича. Рассмотрите иллюстрации. Опишите, какой представлял себе цаплю каждый художник, какие черты отобразил на иллюстрации.

— Продолжим анализировать сказку.

Обратимся к тексту сказки. Вспомним особенности сказок. Каковы особенности сказки «Журавль и цапля»?

— Посмотрим, насколько хорошо мы разобрались в сказке. Выполните каждый самостоятельно задание по тексту на карточке (См. Приложение 3).Подготовьте связный ответ на данные вопросы.

— Сделаем выводы. Как закончилась сказка?

— Совпадают ли желания журавля и цапли?

— Что такое «согласие»?

— Вспомните из своего опыта: были ли у вас моменты, ситуации, когда вы с кем-то не могли прийти к согласию? Приведите примеры.

— Почему птицы не пришли к согласию?

— Вспомните другие произведения русской литературы, в которых герои не могли прийти к согласию. ( И.Крылов.Басня «Лебедь,рак и щука»).

— Как вы думаете, что могут сделать журавль и цапля, чтобы как-нибудь исправить ситуацию?

— Почитаем сказку выразительно по ролям, попытайтесь передать характеры персонажей.

— Дайте оценку выразительного чтения одноклассников. Понравилось ли вам чтение?

Удалось ли передать черты характера персонажей?

— Подведём итоги нашей работы. Вернёмся к вопросам, которые мы поставили в начале урока (слайд 3).

— Каковы жанровые особенности сказки о животных?

— К какому жанру относится эта сказка? Докажите.

— Чему же учит нас сказка? Какие выводы вы для себя сделали?

— Вспомним цели нашего урока (слайд 2). Достигли ли мы их?

Задание на дом по выбору:

  • Пересказ сказки «Журавль и цапля».
  • Пересказ любой из прочитанных сказок о животных.
  • Составление письменного ответа на вопрос «Мои любимые сказки о животных».

По желанию:

  • Просмотр мультфильма «Журавль и цапля» (режиссёр Юрий Норштейн, 1974г.)

Иллюстрации к сказке.

Организует оценивание работы обучающихся на уроке.

— А теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Заполните карточку (См. Приложение 4).

— Итак, мы познакомились со сказкой о животных, которая учит нас быть добрыми, не обидчивыми, уметь приходить к согласию. Очень важно в жизни уметь прощать других. Надеюсь, что после этого урока вы станете доброжелательнее друг к другу и другим людям.

Поблагодарим друг друга за работу!

Прослушивание сказки.

Нахождение незнакомых слов и выражений.

Дают развёрнутые ответы на вопросы учителя.

Объяснение слов и выражений: «тяп-тяп», «семь вёрст», «как несолоно похлебал», «сю пору».

Слушают сообщение одноклассника.

Ребята переводят версту в километры.

Слушают сообщение.

Объясняют понимание фразы (ничего не добился, обманулся в своих ожиданиях).

Один из обучающихся проводит минутку отдыха (выполняется несколько упражнений).

Чтение текстов. Работа с раздаточным материалом.

Подготовка ответов на вопросы. Работа в паре.

Предполагаемый ответ: «у тебя ноги долги». В сказке обращается внимание только на длинные ноги журавля.

Предполагаемый ответ: В научной статье об этой черте упоминается три раза – «это крупные, длинноногие птицы», «в полёте вытягивают ноги», «по сравнению с цаплями их ноги, как правило, длиннее, а по сравнению с аистами тело изящнее, ноги длиннее».

Предполагаемый ответ: журавль по болоту не идёт, а «тяпает»-«тяп-тяп», ноги у него не длинные, а «долгие», «платье коротко», «худо летаешь», «долговязый».

Предполагаемые ответы: отношения автора научной статьи мы не видим, мы не можем представить «характер» журавля, читая научный текст, а вот автор сказки посмеивается над птицей, персонаж выглядит несколько нелепо. Художественное описание даёт представление о внешности и даёт возможность представить черты характера персонажа, передаёт отношение автора к персонажу и отношение других героев.

Устное иллюстрирование.

Просмотр иллюстрации (слайд 5) и фотографий (слайд 6).

Рассматривание иллюстраций (Е.Рачёва – в учебнике на стр. 41, Е.Громова и В.Конашевича – слайд 7) и словесное описание цапли.

Предполагаемые ответы: особенности сказок-присказка, зачин, концовка, постоянные эпитеты, повторы; в сказке о журавле и цапле: присказка (зачитывают), зачин (зачитывают), концовка («Вот так и ходят они по сю пору один на другом свататься, да никак не женятся»), повторы (журавль два раза ходит свататься к цапле, цапля тоже ходит к журавлю два раза, и обращаются они друг к другу похожими или точно совпадающими фразами).

Индивидуальная работа.

Предполагаемый связный ответ:

Журавль и цапля живут далеко друг от друга: журавль «семь вёрст болото месил». Невесело, одиноко стало журавлю: «показалось скучно жить одному» — вот он и решил посвататься к цапле. Цапля отказала, а потом передумала: «раздумалась»,как говорится в сказке. Когда журавль отказал цапле, ей стало стыдно: она «заплакала со стыда», а, может быть, ей стало обидно.

Отвечают на вопросы.

У доски читают сказку по ролям(по трое).

Оценивание чтения.

Ответы на вопросы.

«Микрофон» (каждый отвечает)

Запись домашнего задания в дневник.

Заполняют карточку.

nsportal.ru

Comments