Какая тень темнее падающая или собственная: Собственная тень


05.04.2023 Facebook Twitter LinkedIn Google+ Разное


Содержание

поэтапное рисование технического рисунка карандашом или красками для начинающих, основы и закономерности этого

Чтобы понять как изобразить объем, начинающих учат рисовать геометрические фигуры. Но как передать свет и тень на более сложных формах? Например в портрете?

Рассмотрим законы светотени на примере рисунков различных объектов, в том числе рисунке головы человека.

Сначала немного теории

Мы видим окружающий мир благодаря тому, что свет отражается от поверхностей с разной силой. Поэтому мы воспринимаем предметы объемными. Чтобы передать иллюзию объема на плоскости, нужно научиться изображать светотень, которая состоит из:

  1. Блик;
  2. Свет;
  3. Полутень;
  4. Собственная тень;
  5. Рефлекс;
  6. Падающая тень.

На примере рисунка шара, куба и головы человека Вы можете увидеть где находятся перечисленные области светотени. Но теперь подробнее о каждой.

  1. Бликом называется самая светлая часть, которая является отражением яркого света: лампы, солнца и т. д. Блик хорошо заметен на глянцевых (блестящих) поверхностях и практически не виден на матовых.
  2. Свет — как видно из названия, это освещённая часть предмета.
  3. Далее следует промежуточная область между светом и тенью — полутень.
  4. Собственная тень
    — это самая темная часть предмета.
  5. В конце перечисленных зон будет располагаться рефлекс. Слово «рефлекс» — происходит от лат. reflexus, что означает отражение. Т. е. в нашем случае рефлекс — это отраженный свет в теневой части предмета. Отражается он от всего, что окружает предмет с теневой стороны: от стола, потолка, стен, драпировок и т.п.. Область рефлекса всегда чуть светлее тени, но темнее полутени.
  6. Падающая тень — это тень отбрасываемая предметом на то, что его окружает, например, на плоскость стола или стены. Чем ближе тень к предмету, от которого она образуется, тем более темной она будет. Чем дальше от предмета — тем она светлее.

Кроме описанной последовательности, есть ещё одна закономерность. На схематичном рисунке видно, что если провести перпендикуляр к направлению света, то он совпадет с самыми темными местами предмета. Т. е. тень будет располагаться перпендикулярно свету, а рефлекс будет находиться на противоположной блику стороне.

Форма границы между светом и тенью

Следующее, на что нужно обратить внимание — это на границу света и тени. На разных предметах она приобретает разную форму. Посмотрите на рисунки шара, цилиндра, куба, вазы, и на рисунок головы человека.

Конечно, граница между тенью и светом чаще всего размытая. Четкой она станет только при ярком направленном свете, например, при свете электрической лампы. Но начинающим художникам следует научиться видеть эту условную линию, тот рисунок, который она образует. Эта линия везде разная и постоянно меняется в зависимости от изменения характера освещения.

На рисунке шара видно, что линия границы имеет изгиб, т. е. похожа на овальную форму. На цилиндре — она прямая, параллельная сторонам цилиндра. На кубе — граница совпадает с ребром куба. А вот на вазе, граница между светом и тенью представляет собой уже извилистую линию. Ну, а в портрете эта линия приобретает сложную, замысловатую форму.

Граница света и тени здесь зависит и от характера освещения, и от формы головы человека, черт лица и анатомических особенностей. В данном рисунке она проходит по краю лобной кости, по скуловой кости, и далее вниз, к нижней челюсти.

В рисунке головы человека очень важно различать светотень на всей голове в целом и светотень на каждом отдельном участке лица, например, на щеках, губах, на носу, подбородке и т. д. Начинающим художникам следует приучить себя видеть рисунок, который образует граница между светом и тенью.

Например, особенно причудливый характер она приобретает в природных формах. Одно дело — рисовать простые геометрические фигуры, и совсем другое — стволы деревьев, листву, рельеф каменистого берега, лепестки цветов, траву… Чтобы научиться передавать объем или светотень на таких сложных объектах, сначала учатся на простом.

Далее, усложняют задачу.

Например, начинают с рисунка цилиндра, а с приобретением уверенности можно порисовать складки на тканях. Потом — натюрморты. Ну, а дальше, и пейзажем можно заняться или портретом.

Направленный и рассеянный свет

Чтобы легче было разобраться в вышеизложенных аспектах, можно поэкспериментировать со светом от настольной лампы. Она дает яркий и резкий свет, при котором хорошо видны рефлексы, тени… Попробуйте подсветить какой-либо предмет сначала с одной стороны, а потом — с другой.

Попробуйте поменять направление света, приблизить или удалить лампу. Это поможет Вам наглядно увидеть все тонкости обсуждаемой темы.

В изобразительном искусстве есть прием, который получил название «кьяроскуро». Его суть заключается в противопоставлении света и тени. Известным художником, активно использовавшим кьяроскуро был Караваджо. На его полотнах хорошо виден этот прием.

При искусственной подсветке создаётся среда, в которой свет становится очень ярким, а тень очень темной. Это даёт тоновой контраст и делает живопись насыщенной и резкой. При таком освещении хорошо видны все нюансы светотени и начинающим будет проще научиться передавать объем.

При рассеянном дневном свете (когда облачно) тени не так сильно выражены как в солнечную погоду (или при свете лампы). Поэтому в процессе обучения лучше использовать искусственную подсветку с одним источником света.

При нескольких источниках, ситуация усложняется и в постановке можно наблюдать несколько падающих теней, а вышеизложенная последовательность — свет-полутень-тень-рефлекс — может быть изменена.

Итак, чем же на практике отличается рисунок, когда используется направленный или рассеянный свет? На иллюстрации видно, что при яркой подсветке полутень становится уже, и будет выглядеть менее выраженной.

Граница между светом и тенью хорошо заметна. А падающая тень имеет четкие края и выглядит более темной. При рассеянном свете — все с точностью до наоборот. Полутень шире, тень мягче, а падающая тень не имеет четкого контура — ее граница становится размытой.

Все эти особенности светотени будут заметны не только при электрическом свете или его отсутствии. Когда в ясный день светит солнце, свет будет четко направленным и резким. Когда облачная погода — он будет рассеянным. Соответственно это скажется на светотени деревьев, ландшафта или даже интерьера комнаты, освещенной светом из окна.

Заключение

Можно еще долго продолжать обсуждение данной темы. Но лучше всего наблюдать своими глазами за реальным миром.

Как освещены объекты? Как меняется светотень и при каких условиях? Задавайте себе эти вопросы и находите ответы, когда наблюдаете за натурой. Нет ничего лучше натуры.

Поэтому, помня описанные выше закономерности светотени, наблюдайте, запоминайте, делайте зарисовки с натуры. Тогда Вы сможете уверенно воплотить законы светотени на практике.

Источник: http://zaholstom.ru/?page_id=4375

Основы светотени

Рисование реалистичного объекта начинается с понимания того, как мы визуально воспринимаем свет и тень и как эти два понятия работают вместе, чтобы придать этому объекту трехмерную форму на плоскости.

Мы можем посмотреть на то, как свет взаимодействует с формой и выявить ряд характерных особенностей, которые появляются в сцене. В результате взаимодействия света и тени на предмете, мы можем понять форму, размер и массу объекта. Если вы поймете, как ведет себя свет и тень на форме, то нарисовать реалистичный объект станет легче.

Рассмотрим различные элементы света и тени на простой геометрической форме. Как только Вы научитесь определять и рисовать разные части простого объекта, станет проще сделать это на более сложных объектах. Мы будем использовать простую геометрическую форму-сферу.

На данном рисунке все элементы, создающие трехмерный объект удалены. Обратите внимание, что это просто круг, имеющий плоскую форму.

Здесь вы можете увидеть два вида тени: отбрасываемая и собственная.

Тон на теневой стороне тела и объекта является собственной тенью. Его площадь скрыта от источника света в отличии от других поверхностей объекта.

Другой тип тени называется

отбрасываемая тень или падающая тень. В данном примере, сфера бросает тень на участок плоской горизонтальной поверхности.

Давайте посмотрим на светлую сторону сферы. Здесь серым цветом отделена светлая область сферы от ее теневой части. Это переходная зона между светлой и теневой сторонами объекта. Нужно знать, что средний тон используется для перехода в тень. Без этого переход будет слишком резким.

Средний тон или полутень: площадь на светлой стороне объекта, которая получает наименьшее количество света. Это зона перехода из света в тень.

Самая яркая часть объекта называется бликом. Это когда свет отражается от поверхности к зрителю. От того какая поверхность у объекта матовая или глянцевая, а так же интенсивности света зависит яркость блика.

Внутри собственной тени вы увидите эффект отраженного света. В этом примере свет отражается от поверхности плоскости обратно на сферу.

Темная полоса, которую мы видим рядом с краем тени называется рефлексом. Рефлекс получает наименьшее количество света, так как свет не исходит из источника света а отражается от поверхности плоскости на объект.

  • Важно: рефлекс никогда не будет светлее области объекта, подсвеченной от прямого источника света.
  • Рефлекс: свет, находящийся на объекте не исходит из источника света а отражается от поверхности плоскости на объект.

До сих пор мы рассматривали элементы в виде простой диаграммы. Давайте рассмотрим более реалистичный пример. Края элементов теперь проявляются мягче, придавая сфере трехмерный эффект. Для наглядности каждый элемент выделен цветом.

  1. Здесь выделена собственная форма тени.
  2. Выделена падающая тень.

Источник: https://oformitelblok.ru/osnovy-svetoteni.html

Что такое светотень в рисунке? Разбор элементов светотени для начинающих

Распределение света и тени на всем, что нас окружает в мире, называется светотенью. Благодаря ей мы видим объем предметов и понимаем их форму.

Чем достовернее переданы взаимоотношения между светом и тенью, тем объемнее и живее будет выглядеть нарисованный нами мир. Поэтому одной из первостепенных задач для художника стоит грамотное изображение светотени.

Светотень делится на несколько тонов со своими названиями и определенным местоположением:

  • самым темным местом на предмете является собственная тень.
  • со стороны, куда напрямую направлен источник света, самая освещенная часть предмета — свет.
  • место перехода от собственной тени к свету называется полутенью, или искусственной тенью. Свете падает на эту часть не прямо, а проходит вскользь.
  • с теневой стороны есть рефлекс — это отраженный свет.
  • и тень, отбрасываемая предметом на другие поверхности, называется падающей.

Самый простой школьный пример для разбора светотени – это геометрические тела разной формы, то есть со скругленными и прямолинейными поверхностями. Для наглядности возьму куб, шар и цилиндр. В качестве цилиндра выступает серебристый баллончик.

Как нарисовать куб со светотенью

Самая простая и понятная глазу светотень на кубе. На кубике есть грани и линии излома, которые разграничивают элементы светотени друг от друга. Причем наибольший контраст и интенсивность света и тени находится как раз на этих гранях. Собственная тень самая яркая и интенсивная на границе со светом, она постепенно затухает и переходит в рефлекс.

Свет также самый белый и яркий на границе с тенью по линии излома. И также теряет свою интенсивность в направлении от линии излома.

Сверху кубика находится полутень. Самая темная она на границе со светом по линии излома. А на границе с собственной тенью она наоборот – светлая, кромка прямо осветится, она чистая и белая.

Падающая тень всегда самая темная, темнее, чем собственная тень. И наибольшую черноту и интенсивность имеет на границе со светом и с предметом. И затухает и светлеет в направлении от границы света.

На задней грани куба собственная тень явно ярче и плотнее падающей, которая заходит за кубик и затухает. Это хорошо видно на моем рисунке.

Как нарисовать шар со светотенью

У шара все компоненты светотени плавно переходят один в другой. Есть яркий четкий блик на свету и в общем шар по отношению к нему смотрится серым. Также на шаре хорошо и отчетливо виден рефлекс, который подсвечивает шар с теневой стороны.

Но всегда нужно помнить: рефлекс – часть тени, поэтому он никогда не может быть таким же светлым, как освещенная часть шара и светлее полутени. Иногда кажется, что рефлекс ярко светится и на рисунке из-за этого есть вероятность переборщить с его свечением. Поэтому всегда нужно обращать внимание, чтобы рефлекс на Вашем рисунке со светом не путался, если такое происходит, то его нужно гасить.

Падающая тень очень плотная и яркая, самую интенсивность имеет под шаром, где он соприкасается с поверхностью стола. Но так же, как и у куба падающая тень заходит за шар и там светлеет.

Шарик глянцевый, поэтому у него яркий блик, а также с теневой стороны отражается баллончик.
Вот так это выглядит на моем рисунке. Обратите внимание на штриховку, она идет по форме скругления шарика, что придает ему дополнительный объем.

Как нарисовать цилиндр со светотенью

Баллончик, выступающий в роли цилиндра, имеет блестящую поверхность, поэтому сильно рефлексирует и путает зрителя – не совсем понятно, где собственная тень, где свет, как идет полутень, все в полосках.

Зато все градации светотени четко видно по крышке – она матовая. В баллончике все то же самое, только выглядит более контрастным и полосатым, правда с теневой стороны есть еще одна черная полоска – отражение падающей тени на баллоне.

Еще одна полоска – белая полоска на собственной тени, это отражается куб. Но мы не будет копаться во всех полосочках детально, дабы не раздробить форму, нам нужно показать светотень в общем, так, чтобы был виден объем цилиндра.

Крышка имеет линию излома. Самый контраст находится на приближенном к свету крае. То есть полутень здесь такая же, как на кубике – темная и контрастная у границы и плавно расходится в более светлый тон. На свету яркий блик у самой границы излома, который затухает к низу.

У падающей тени здесь имеется небольшая особенность. Кажется, что она светлее собственной, потому что стол белый, а баллончик серый. Однако, не везде это так. Под баллончиком, у его основания падающая тень все таки темнее собственной, контрастности ей до кучи добавляет рефлекс. И так у меня это все выглядит в карандаше.

Я всегда рекомендую добавлять фон даже на самой черновой учебной работе. Это отличная тренировка навыка штрихования, плюс фон подчеркивает светотень на предметах. Светлое на темном, темное на светлом – отличное правило для любой карандашной работы с максимальной выразительностью.

Это значит, что не нужно покрывать тоном весь фон, в первую очередь фоном следует подчеркивать свет на предмете, то есть добавлять фон с освещенной стороны, а с теневой не трогать его вообще. Баллончик в целом серый, поэтому делать вокруг него тон вообще не стоит.

Плюс не лишним будет добавить линию излома стола – она добавляет пространства в работу, предметы сразу встали, а не просто абстрактно зависли на листе.

Светотень превращает плоский линейный рисунок в объемный и живой. Светотень на всех других предметах, абсолютно любых, с любой поверхностью имеет все тот же набор элементов светотени и такие же принципы распределения. Поэтому, чтобы делать объемные, реалистичные рисунки постичь тему светотени, научиться грамотно ее передавать – первостепенная задача для начинающего художника.

Источник: https://riart-nn.ru/osnovy-risovaniya/chto-takoe-svetoten-razbor-svetoteni-na-risunke.html

Техника рисунка карандашом. Светотень

Законы светотени

Каждый человек, начавший заниматься рисованием, задается вопросом – как на бумаге передать объем и форму предметов. И в этом вопросе часто заходит в тупик. А между тем, зрительное восприятие формы и объема напрямую зависит от закономерностей такой вещи, как светотень.

В принципе, эти закономерности можно проследить, просто наблюдая за окружающими нас предметами, освещенными искусственным или естественным цветом. Особенно четко это видно на предметах простых геометрических форм – шарах, цилиндрах, пирамидах и т.п.

Для того чтобы серьезно овладеть тональным рисунком, нужно хорошо знать эти законы светотени.

  • Светотень — наблюдаемое на поверхности объекта распределение освещённости, создающей шкалу яркостей.
  • Свет является одним из основных изобразительных средств: от условий освещения зависит передача формы, объёма, фактуры объекта и глубины пространства.
  • Объект зрительно воспринимается только тогда, когда он освещён, то есть когда на его поверхности образуется светотень из-за разной освещённости.

В зависимости от положения объекта по отношению к источнику света, вида (фактуры) и цвета его поверхности и ряда других факторов светотень будет иметь ту или иную яркость. Светотень можно условно разделить на несколько «частей». Чтобы было понятней, рассмотрим простой цилиндр.

Если осветить его искусственно, то градация светотени будет видна очень отчетливо. Итак. Градация такова: блик, свет, полутень, тень собственная, рефлекс, падающая тень.

  • Свет — поверхности, ярко освещённые источником света;
  • Блик — световое пятно на ярко освещённой выпуклой или плоской глянцевой поверхности, когда на ней имеется ещё и зеркальное отражение;
  • Те́нь — неосвещённые или слабо освещённые участки объекта. Тени на неосвещённой стороне объекта называются собственными, а отбрасываемые объектом на другие поверхности — падающими;
  • Полуте́нь — слабая тень, возникающая, когда объект освещён несколькими источниками света. Она также образуется на поверхности, обращённой к источнику света под небольшим углом;
  • Рефле́кс — слабое светлое пятно в области тени, образованное лучами, отражёнными от близко лежащих объектов.

Свет – это наиболее освещенная поверхность, лучи света на нее падают под более прямым углом. На свету всегда будет самое яркое небольшое пятно – блик (это то место, где лучи света, отражаясь от поверхности предмета, попадают прямо в наш глаз). Разумеется, блик не обязан быть идеально белым. Все зависит от общей тональности рисунка.

Если вы рисуете черный матовый шарик, на нем никогда не будет белого блика. Блик – самое светлое пятно относительно вашего рисунка, здесь и сейчас, так сказать. Затем форма предмета поворачивается, лучи света падают под другим углом, и получается полутень. Переход от света к полутени, а дальше к тени на округлых предметах очень плавный, без четких границ. Итак, далее тень собственная.

Это то место на поверхности предмета, куда лучи света не попадают вообще. Это самое темное место на поверхности предмета. Нужно помнить, что тень идет по поверхности предмета и будет принимать его форму. Если мы рисуем шар (или другие круглые, шарообразные предметы), то тут нужно помнить, что граница тени на всем своем протяжении не может быть одинакова. Ближняя к нам выпуклая поверхность теневой границы будет темнее чем края.

Затем рефлекс. Это очень важно. Многие упускают рефлексы, не рисуют их, а ведь без этого невозможно полноценно передать форму предмета. Лучи света, которые падают не только на предмет, но и освещают все вокруг, отражаются от окружающего предметного пространства (например, от поверхности стола, на котором лежит предмет, или от окружающих предметов) и бросают отражение на предмет, который мы, собственно, рисуем. Это и есть рефлекс. Он светлее тени, но ни в коем случае рефлекс не может быть такого же тона, как и свет. Он должен быть темнее света, полутени, но светлее тени. Конечно, точного рецепта тут нет, насколько темнее или светлее – нужно смотреть в каждом индивидуальном случае.

Кроме собственной тени у предмета есть еще одна – падающая. Думаю все понятно – предмет своей массой загораживает путь лучам света, и они не попадают на поверхность, на которой стоит предмет. Так и получается падающая тень. Она тоже имеет свои градации тона. У основания предмета тень обычно более темная и насыщенная. А чем дальше от предмета – тем она становится бледнее и размытее.

В общем, независимо от формы предмета,   простая она или сложная – закон распределения света и тени всегда одинаков. Но есть еще дополнения. Мы же рисуем не плоские пятна, а объемные предметы освещаются неравномерно.

Степень освещения зависит от положения предмета в пространстве относительно источника света, от характера источника света, расстояния от поверхности предмета до источника света, а также от падения луча света на поверхность.

Также степень освещенности предмета зависит от того, как близко предмет находится к источнику освещения. По мере приближения предмета к свету, его освещенность будет усиливаться, и наоборот, по мере удаления – ослабевать.

Глаз различает значительное число тонов. Чем шире шкала тонов, тем меньше они различаются по яркости друг от друга, тем менее контрастным воспринимается объект; чем она у́же, тем бо́льшими будут различия яркостей между тонами, тем более контрастным явится объект.

И еще одна важная деталь — фон. Рисунок, если это конечно не быстрый набросок или самый первый эскиз к будущей картине, не будет жить на бумаге без фона. Очень эффектно смотрится темный фон для светлых предметов, которые благодаря ему выдвигаются на передний план.

В качестве итога можно сказать: чтобы придать объем предмету, можно разбить его на много плоскостей (это можно делать и мысленно, не обязательно на бумаге) , найти самые яркие и темные из них, и тогда уже заканчивать рисунок, заполняя его полутенями и высветляя рефлексы. И конечно же нельзя забывать о тени и о фоне, даже если рисуем набросок. Для примера распределения тонов разной насыщенности наглядный пример из книги. Заметьте, что блики — это белая бумага, которая проглядывает в некоторых местах.

Приемы штриховки карандашом

В этом разделе попытаемся дать общие сведения о штрихе и раскрыть суть метода заштриховки. На первый взгляд кажется несложным повторить то же, что и на рисунке. Но для начинающих это очень непросто, особенно, когда рука не слушается и так и хочется прислонить руку к бумаге и «составить» окружные линии из коротких чёрточек, как это обычно делают многие.

Вот несколько приемов, присущих штриховке:. Итак, попробуйте быстро провести несколько косых параллельных линий на одинаковом расстоянии. Важно соблюдать одинаковые (либо пропорциональные) расстояния между линиями.

Лучше держать карандаш (ручку, фломастер и т. д.) легко, а линии проводить не сильно нажимая на бумагу. Во многих учебных изданиях рекомендуют тренировать движения плеча. Для этого надо держать руку не касаясь бумаги.

Источник: https://kopilca.ru/texnika-risunka-karandashom-svetoten/

Светотень в Рисунке (Основы Академического Рисунка)

Давайте рассуждать глобально: как влияет светотень в целом на наше существование в пространстве? Ведь свет и тень живут не только в натюрмортных постановках.

С помощью этих двух необыкновенных явлений жизни мы можем видеть мир контрастным и объёмным, понимать формы и размер предметов, глубину близкого нам расстояния, различать полутона. Наша с вами задача – познакомиться со светотенью в изобразительном искусстве, понять, как работают её правила распределения на предметах.

Откуда берётся реализм?

Когда мы видим неудачный рисунок, наши внутренние ощущения отказываются верить в реальность существующего объекта. Перед глазами просто серый, замызганный карандашом, участок бумаги.

Но стоит нам взглянуть на мастерски исполненную тональную зарисовку, скажем, простого яблока – мы невольно хотим протянуть к нему руки, вырвать фрукт из плоской поверхности листа. Художник, умеющий расшевелить зрительское восприятие – прекрасно владеет рисованием светотени. Чтобы понять основной закон распределения света и тени на предметах – начнём с самых азов.

Что такое свет?

У этого термина много значений. Но нас волнует свет на предметах. Самой ярко освещённой поверхностью будет та часть, которая обращена ближе всех к источнику света.

Если немного развернуть предмет в другую сторону – освещённость начнёт ослабевать. Здесь мы уже говорим о скользящем свете. Конечно, интенсивность освещённости предмета зависит и от ряда других условий, физических свойств и явлений.

Что такое блик?

Самое светлое пятно на освещённой стороне предмета. Это чистый свет, который чаще всего не трогают, т.е. оставляют в рисунке кусочек бумаги, а в живописи обозначают чистыми белилами. Но бликов может не быть вообще благодаря другому освещению, фактуре самого предмета. Или он может иметь разную насыщенность из-за разнообразия предметного мира.

Тогда появляется вопрос: если блик можно оставлять нетронутым, то свет на предметах нужно обязательно штриховать? Для многих начинающих художников – светлая часть объекта – практически табу! Хотя в этом кроется большое заблуждение. Приложите к освещённой стороне предмета белый лист бумаги и сравните – насколько лист светлей, ярче? Поэтому, даже самую освещённую сторону мы легко прокладываем карандашным тоном.

Что такое полутон?

Полутон (полутень) – растяжка тонов от света к тени. Чем больше вы видите полутонов, тем реалистичней, жизненней ваша работа. Полутон распределяется под косыми лучами света. Особенно мягко и неуловимо на круглых формах.

Что такое тень?

Поверхность, которая больше всех скрыта от источника света. Здесь мы говорим о собственной тени – самой тёмной стороне предмета. А ещё есть падающая тень, отбрасываемая на плоскость стола.

По сути – это искажённый силуэт предмета. Чаще всего именно падающую тень пытаются сделать темнее собственной. Это не верно. Собственная тень предмета всегда темнее, но наш глаз часто отказывается верить в это.

Что такое рефлекс?

Рефлекс – отражённый свет окружающей среды в собственной тени предмета. Другими словами, в тени рисуемого объекта, появляются не яркие, но ощутимо светлые куски тона. Вот они то и усыпляют бдительность многих рисующих. Им кажется, что собственная тень светлее за счёт рефлекса.

Яркость рефлекса во многом зависит от материальной фактуры самих предметов. Глянцевый кофейник будет ловить самые светлые, сочные рефлексы в отличии от гипсового куба. Но никогда рефлекс не должен конкурировать со светлой стороной предмета, иначе мы получим вывернутый, странный образ. Все рефлексы мы глушим, как бы незаметно «припудриваем» тоном карандаша или слоем краски, сажая их в тень.

Как рисовать светотень в живописи?

Если с тональным рисунком более менее понятно, то как работают правила светотени вместе с цветом? Законы света и тени не меняются. Но в живописи нам приходится думать о взаимосвязи тона и цвета, который также имеет свои характеристики.

К примеру, освещённая и теневая сторона предмета отличаются друг от друга не только тональной градацией, но и цветовым оттенком – тёплым или холодным. Если свет у объекта тёплых оттенков, то тень будет холодной, и наоборот.

Чистых, локальных цветов в природе нет. На любой цветной предмет влияют много факторов: общая освещённость, игры рефлексов, перспективное изменение цвета и др. В живописи на предметах светотень использует все те же закономерности. Но рисуя красками, помните об изменчивости и взаимосоединении цветов.

Источник: https://izokurs.ru/blog/svetoten-v-risunke-i-zhivopisi/

Рефлексы, светотень и цвет тени Тема 13

  • маркировка
  • тюбики
  • рефлексы
  • эффекты
  • светотень
  • цвет тени
  • тень
  • приемы
  • техники
  • кисти
  • тон
  • бумага
  • темы
  • акварель
  • референсы
  • акварельная бумага
  • цвет
  • перспектива
  • watercolor
  • краски
  • построение
  • городской пейзаж
  • линейная перспектива
  • воздушная перспектива

апреля 27, 2017

Рефлексы, светотень и цвет тени. Как разобраться?

Мои дорогие, сегодня в рубрике #невредные советы мы обсудим такие важные понятиях как свет, тень и рефлексы.

В предыдущий четверг мы с Вами проанализировали тон и тоновые отношения в работе,а сегодня поговорим об отдельном объекте и объединим эти знания для работы с цветом в пейзаже.

 

Итак, самый простой объект для разбора светотени- это шар(на фото посередине слева), на нем сразу же видно  направление света, блик, светлые участки, собственную тень(тень на объекте), падающую тень(тень от объекта от самого шара) и рефлекс.

 

И если со светом более-менее понятно, он находится со стороны источника света,

 

а тень-в противоположной ему части объекта.

 

То вот последнему-рефлексу обычно уделяют не так много внимания, а зря! Он как раз основополагающий в нашей теме и очень влияет на тень. Но обо всем попорядку. Для начала остановимся поподробнее на понятии.

 

Рефлекс  — это отраженный свет от соседних предметов и появляется он в собственной тени предмета(это важно!)  В живописи рефлексы будут цветными, отражающими цвет предметов вокруг, а в графике-это соответственно светлый отблеск в собственной тени.

Происходит он из-за того, что соседний предмет также освещён светом и отбрасывает,отражает свой свет на «соседей «.

 

Как я упоминала выше,

  • самый активный рефлекс находится в теневой части, там он ещё и светлый по тону,
  • чуть менее активные  и совпадающие по тону с объектом находятся в полутеневых областях.

На фото два шарика в окружении яркого фона 

Ошибкой будет создавать яркие  рефлексы на всей поверхности, (левый шарик) ведь их активность будет зависеть как раз от области,в которой они находятся.

Естественный вариант-это правый шарик, там самые светлые,практически не ощутимые рефлексы на светлых областях. Почему? Потому что объект в них активно освещён и цвет его получается как бы «засвеченным», поэтому яркие рефлексы там невозможны(как на шарике слева).

В полутеневых областях рефлексы насыщенные и самый очевидный с отблеском в собственной тени-теневой области. И , если в графике самым главным будет как раз рефлекс в собственной тени, то ,когда мы рисуем в цвете, нам нужны будут все рефлексы и в полутеневых областях именно они влияют на цвет тени, будем рассматривать дальше подробнее. 

 

А теперь перейдём к различным факторам, которые влияют на светотень и рефлекс.

  • Безусловно, интенсивность как света, так блика и рефлекса будет зависеть от материала предмета. Чем более глянцевая поверхность(металл, стекло, гладкая кожура фруктов, атласные ткани и др.), тем более контрастными по тону будут эти участки и,соответственно, чем более спокойный материал (хлопок и др. мягкие ткани, дерево, камень и т.д) тем спокойнее.

Это важно учитывать при рисовании, тут поможет та самая «насмотренность» и наблюдательность, которая нарабатывается на практике и Вы видите как работает фактура. Эти моменты запоминаются и использовать, контролировать их в рисунке становится легче.

Но есть и небольшие правила, которые помогают разобраться.

 

В графике преобладает светотень и тоновые контрасты, так как это единственное выразительное средство.

 

Я изобразила драпировки с шариком в карандаше (на фото внизу) где слева мягкая ткань(хлопок, лён), а справа атлас. Они различаются как формой, так и контрастами.  Чем более глянцевая поверхность, тем больше тоновый контраст и участки света и тени чаще сменяют друг друга.

 

В живописи же есть цвет и тут влияние цветовых рефлексов является не менее значимым. Над графическими рисунками я изобразила цветные, безусловно при более контрастных цветах эффект, о котором я буду говорить, был бы более заметным, но он есть. На рисунке слева в цвете также мягкая ткань и мягкие еле ощутимые рефлексы , а на рисунке справа рефлексы более активные, так как глянцевая ткань отражает и свет и цвет. То есть зритель может понять что за материал вы хотели изобразить, благодаря рефлексам и светотени

 

  • Второй момент влияющий на светотень и рефлексы-это ,безусловно, освещенность. Мы немного коснулись этого момента в Теме 12 на примере гордского пейзажа. Чем больше освещенность(солнечный день) тем больше тоновых контрастов и, соответственно рефлексов, так как они получаются благодаря свету. В сумраке тоновые контрасты исчезают, все становится более сглаженным и рефлексы практически пропадают, так как им неоткуда появится. Вы же помните, что рефлекс-это отблеск,отсвет цвета, но нет света-нет рефлекса.

 А теперь перейдём глубже к рефлексам и их влиянию. 

Как мы с Вами уже разобрали, активный рефлекс находится в тени, поэтому ,

по сути, цвет тени-это цвет объекта плотный по тону+ рефлекс от соседних обьектов, который зависит от материала и освещённости.(что мы рассмотрели выше) И вот тут мы подошли к самому интересному.

 

Как выбирать цвет тени?

Разберём пример из книги «Цвет и Свет» джеймса Гарни, он мне очень нравится( на фото ниже).

Здесь вы видите ясную погоду, небо окрашено в голубой цвет, соответственно оно отбрасывает «рефлекс» на здания и иные объекты и тени получаются более синие. Но цвет тени не сто -процентно синий, так как сам объект имеет свой цвет и тень-это цвет объекта+рефлекс.

 

Такую ситуацию , но в чистом виде мы видим снежной зимой в ясную погоду, когда «мороз и солнце,день чудесный»

Тут тень будет ярко голубой и синей, а почему? Вы ,уверена, уже поняли ;)Потому что снег-белый, и именно рефлекс от неба даёт основной цвет тени. В случае городского пейзажа, менее ясной погоды, тени приобретают более спокойный сиренево-синие оттенки( про идеальную пару желтый/охра и синий/сине-сиреневый для городского пейзажа мы говорили в Теме 11).

 

А, если будете рисовать природный пейзаж в ясную погоду, то какой основной цвет у теней?

Правильно: зеленый приглушенный(как цвет объекта)+ синий (рефлекс от неба) в итоге бирюзово-синие тени, а если много земли, то возможно добавить и коричневатую гамму.

 

Ну а вдруг погода не ясная? То также зелёный приглушенный(как цвет объекта)+ фиолетовый и так далее.

 

А теперь давайте снова вернёмся на картинку из книги «Цвет и свет». Если собственные  тени верхних объектов( то, что выше, ближе к небу) и падающие тени всех объектов  используют рефлекс неба, то собственные тени в объектах ближе к земле и обращённых к земле(например, нижняя часть фронтона крыши) имеют в своём составе рыже- коричневый «рефлекс» от земли.

Так происходит, в основном, только в освещённый день, когда солнце сильно освещает землю и она отражает свой цвет на соседние объекты. Это добавляет живописности.

 

Но, в отличие от неба, чьё влияние активно, потому что это БОЛЬШОЙ и ЯРКИЙ объект, остальные рефлексы отражаются и влияют только на тени близлежащих объектов. То есть от размера объекта также зависит его «отсвет»-«рефлекс». Думаю, что тут понятно, ведь на яблоке, лежащем на траве есть рефлекс от неба, на траве рядом с яблоком также есть рефлекс от неба и от яблока, а вот на небе уже нет рефлекса от яблока или травы, так как размеры объектов и ,соответственно, их влияние не сопоставимо. Кажется банально и понятно? Но нет, часто вижу ошибки, когда, имея знания о рефлексах, рисуют их на всём вокруг , в не зависимости от дальности объекта, поверхности и размера. 

 

Ещё один момент, о котором нельзя не упомянуть- это управление цветом тени для создания атмосферы и температуры на картине. В целом, Вы можете создавать тень любого цвета, но, если говорить о реализме, то тут вышеперечисленные моменты с цветом будут очень важны, но даже и при этом можно «поиграть». На картине с лодкой( на фото внизу) я умышленно сделала тени разных цветов. В жизни они все были синеватые из-за ясного неба и просачивались везде. Но, мне хотелось создать контраст температур:»жару на пляже» и «прохладу» на горе под сенью деревьев. Для этого я нарисовала тени рядом с лодкой охра(цвет объекта)+синий(рефлекс неба), а на горе охра(цвет объекта)+ фиолетовый — более холодный цвет, который и создал мне тот самый «эффект прохлады».

Итак, резюмирую: 

  • цвет тени это две составляющих :цвет самого обьекта+рефлексы от соседних объектов.  
  • Интенсивность влияния рефлексов на цвет тени зависит от размера объекта,который его отбрасывает, чем больше объект (например,небо) тем влияние шире и сильнее, чем меньше( небольшие предметы такие, как цветы, яблоки) тем меньше, влияние только вокруг и непосредственно рядом с ними. 
  • яркость самого рефлекса на предмете зависит от его собственной фактуры: чем более глянцевая поверхность( металл, стекло), тем больше влияния цвета и тона, чем более спокойная фактура( ткани, земля, растительность), тем меньше цветность тени и рефлексов. 
  • яркость рефлексов также зависит от освещённости, чем она выше, тем ярче и очевиднее рефлексы.
  • именно за счёт рефлексов и светотени создаётся фактура предмета и природные условия. Например, если прошёл дождь и светит солнце , а листва влажная, то рефлексы от неба и соседних объектов, контраст светотени будет ярче, потому что фактура предмета стала глянцевая. И только за счёт цвета, который вы создаёте краской  и отблесков , который создаёте контрастами, вы и передаете это ощущение «дождя». 
  • Подбирая цвет тени можно влиять на ощущение тепла, погоду на картине. Если в реальности не очень ясный день, но вы нарисуете яркие сине-сиреневые падающие тени, то это добавит тепла и ощущения «солнца» в работу

В заключение, хочу сказать, что все эти знания, это не алфавит, который нужно заучивать, многое из этого познаётся только на практике, благодаря тому что вы смотрите вокруг себя и анализируйте цвета.

Но, безусловно, понимание  некоторых правил, которые я тут описала и,которые есть в массе источников, помогают Вам чётко понимать как менять свою работу! Создавать именно Вашу задумку! Влиять на погоду!

На цвет и свет, ведь нереально встретить «идеальный» пейзаж, найти «идеальный» референс…да даже, если возможно, то зачем?

Художник-это тот, кто может передать не просто реальность, а ту,которая будет интересной, нести смысл и наполненность. А для этого он должен уметь менять то, что необходимо на своё усмотрение. Именно поэтому мы учимся, не просто смотреть, а «видеть» Мир и его свет и цвет!

 

Желаю Вам больших творческих успехов!

 


Наука о тенях. Типы теней

Во время своего путешествия в космосе Земля и Луна отбрасывают 3 разные тени, вызывая разные типы солнечных и лунных затмений. Почему 3 тени?

Тень, полутень и антумбра Луны.

©timeanddate.com

Тип затмения зависит от типа тени

Если тень Луны падает на Землю, мы наблюдаем солнечное затмение; тень Земли, падающая на Луну, приводит к лунному затмению. Однако существуют разные типы солнечных и лунных затмений. Солнечное затмение может быть полным, частичным или кольцеобразным; лунное затмение может быть полным, частичным или полутеневым.

Тип затмения, которое мы переживаем, зависит от типа участвующей в нем тени. И Луна, и Земля отбрасывают 3 тени:

  • тень,
  • полутень,
  • и антумбра.

Тень — это темная центральная часть тени, а полутень и антумбра — разные типы полутеней.

Эксперименты с тенями

Чтобы понять, почему у Земли и Луны есть 3 типа теней, начнем с меньшего масштаба. Количество и типы теней, создаваемых непрозрачным объектом, зависят от его размера по отношению к размеру источника света. Однако их абсолютный размер не имеет значения, поэтому баскетбольный мяч, освещенный большой лампой, дает такие же тени, как Луна, освещенная Солнцем.

Итак, представьте, что вы находитесь в комнате без окон с 1 источником света и 1 круглым предметом, отбрасывающим тень, например, баскетбольным мячом. И источник света, и баскетбольный мяч находятся на одной высоте с вашей головой. Вы стоите на стороне мяча, точно противоположной источнику света, лицом к нему, поэтому порядок таков: источник света – баскетбольный мяч – вы.

Точечный источник света создает только тень.

1-й эксперимент: только умбра

Правило: если свет исходит от точечный источник света , объект отбрасывает только 1 тип тени: тень.

Предположим, что источником света является крошечный фонарик, направленный в вашу сторону. Если вы посмотрите в сторону фонаря из-за баскетбольного мяча, то его совершенно не видно, так как мяч загораживает обзор и лучи света не достигают вас. Тень от шара равномерная, есть только тень.

Если отойти в сторону, то фонарик сразу станет виден, как только вы выйдете из тени.

2-й эксперимент: Умбра и полутень

Источник света с большей площадью поверхности создает 2 тени.

Правило: Если источник света не точен, но имеет в раз большую площадь поверхности , вокруг тени объекта появляется 2-й тип тени: полутень.

Теперь источником света является круглая лампа, диаметром чуть меньше баскетбольного мяча. Если вы выровняетесь с лампой и шаром, света не будет видно, потому что вы находитесь в тени шара. Однако при перемещении в любую сторону часть источника света становится видимой. Это полутень.

Если вы отойдете дальше в сторону, пока не увидите все поверхности фонаря, вы вышли из полутени.

3-й эксперимент: тень, полутень и антумбра

Если диаметр источника света превышает диаметр объекта, появляется антумбра.

Правило: Если диаметр источника света в раз больше диаметра объекта в , то там, где кончается конусообразная тень, появляется 3-й тип тени: антумбра.

В этом эксперименте источником света является еще одна круглая лампа, но на этот раз она в два раза больше диаметра шара. Представьте еще раз, что вы смотрите на лампу из-за шара. Пока вы находитесь достаточно близко к нему, видимый размер шара превышает видимый размер лампы. Вы находитесь в тени, и светильник невидим.

Однако по мере удаления от мяча его видимый размер уменьшается. В какой-то момент баскетбольный мяч будет казаться меньше лампы. Вокруг шара появится кольцо света, когда в поле зрения появится внешний край лампы. Вы только что вошли в антумбру баскетбольного мяча.

3 тени, 6 типов затмений

Наша солнечная система напоминает установку последнего эксперимента. Солнце — очень большой источник света, его диаметр превышает диаметр Земли и Луны. Это означает, что в своем путешествии в пространстве оба объекта производят все 3 типа теней.

В зависимости от того, какой тип тени используется, мы можем наблюдать 3 различных типа солнечных затмений и 3 различных типа лунных затмений на Земле:

Теневые затмения

Теневые тени могут производить следующие затмения:

  • Полное солнечное затмение – тень Луны падает на поверхность Земли, а наблюдатель находится внутри тени.
  • Полное лунное затмение – тень Земли полностью покрывает Луну.
  • Частное лунное затмение – тень Земли покрывает только часть Луны.

Полутеневые затмения

В этих затмениях участвует полутеневая тень:

  • Частное солнечное затмение – полутень Луны падает на поверхность Земли, а наблюдатель находится в полутени.
  • Частное лунное затмение – полутень Земли покрывает часть видимой поверхности Луны, не покрытую тенью.
  • Полутеневое лунное затмение – полутень покрывает всю Луну или ее часть, тень ее пропускает.

Затмения Антумбры

Антумбральная тень может вызвать только 1 тип затмения:

  • Кольцевое солнечное затмение – антумбра Луны падает на поверхность Земли, а наблюдатель находится внутри антумбры.

Темы: Затмения, Солнце, Астрономия, Луна, Земля

Свет и тень — Класс 6, Легкие тени и отражения

Вопрос 1 Назовите самый важный источник света на Земле?

Вопрос 2 Что такое естественные источники света. Приведите пример?

Вопрос 3 Что такое светящиеся объекты. Приведите пример?

Вопрос 4 Что такое несветящиеся объекты. Приведите пример?

Вопрос 5 Что такое искусственные источники света. Приведите пример?

Вопрос 6 Что такое прозрачные материалы. Приведи примеры?

Вопрос 7 что такое полупрозрачные материалы. Приведите пример?

Вопрос 8 Что такое непрозрачные материалы. Приведи примеры?

Вопрос 9 По какому принципу работает камера-обскура?

Вопрос 10 Почему мы не можем видеть книгу, помещенную за деревянной ширмой?

Вопрос 11 Как мы можем видеть стол, лежащий в комнате, если он не излучает собственного света?

Вопрос 12 Почему мы не видим предметы, находящиеся в темной комнате?

Вопрос 13 Укажите упражнение, показывающее, что свет распространяется прямолинейно?

Вопрос 14 Назовите 2 различия между изображением с камеры-обскуры и тенями?

Вопрос 15 Что такое тень?

Вопрос 16 Что такое прямолинейное распространение света?

Вопрос 17 Как мы можем видеть луну?

Вопрос 18 Каковы основные характеристики изображения в камере-обскуре?

Вопрос 19 Какие три вещи необходимы для наблюдения за тенью?

также прочитайте Ncert Solutions для главы 11 Light and Shadow

Содержание

  • 1 Свет
    • 1.1 Источники света
    • 1.2 Натуральные и искусственные источники света
  • 2
  • 3 Прозрачные, полупрозрачные и непрозрачные материалы
  • 4 СЛУЧАЙНЫЙ МАТЕРИАЛ
  • 5 Колочных объектов
  • 6 Световые путешествия по прямой линии
  • 7 Cinhole Camera
  • .

    Свет — это форма энергии. Мы не можем видеть объект в темноте. Нам нужен источник света, чтобы сделать объект видимым. Днем солнечный свет позволяет нам видеть объекты. Ночью искусственный свет заставляет нас видеть предметы. Свет позволяет нам видеть объекты, от которых он исходит или от которых отражается свет. Мы воспринимаем свет глазами.

    Источники света

    Объект, излучающий свет, называется источником света .

    Различные источники света вокруг нас: Солнце, звезды, лампочка, трубка, керосиновая лампа, свеча, факел, светлячок и т. д.

    Самый важный источник света для нас — Солнце. Он находится примерно в 150 млн км от нас, его свет делает дневное время на земле ярким. Ночью мы используем электрическую лампочку, лампу, лампу, свечу или факел в качестве источника света.

    Естественные и искусственные источники света

    Источники света можно разделить на две группы: естественные источники света и искусственные источники света.

    Естественные источники света : Те источники света, которые встречаются в природе как таковые, называются естественными источниками света.

    Например: Солнце, звезды, метеоры, светлячки являются естественными источниками света.

    Искусственные источники света : Источники света, созданные человеком, называются искусственными источниками света.

    Например: Электрическая лампочка, трубка, керосиновая масляная лампа, свеча, факел являются несветящимися источниками света.

    Светящиеся и несветящиеся объекты

    Объект, излучающий собственный свет, называется светящимся объектом.

    Например:  Солнце, звезды, горящие свечи, электрическая лампочка, светящаяся трубка, экран телевизора, кусок раскаленного железа, пламя газовой горелки, светлячок — все это светящиеся объекты.

    Поскольку светящиеся объекты излучают собственный свет, их можно увидеть даже в темноте. Светящийся объект можно увидеть, потому что испускаемый им свет попадает в наши глаза.

    Объект, не излучающий собственного света, называется несветящимся объектом .

    Например: стол, стул, книга, цветочный горшок, растения, одежда, сумки, ручка, карандаш, зеркало, обувь, луна, земля, планеты и т. д.

    Несветящиеся объекты можно увидеть только при на них падает свет, исходящий от светящегося предмета. Этот свет отражается несветящимися предметами во всех направлениях. Когда этот отраженный свет попадает в наши глаза, мы можем видеть несветящиеся объекты.

    Например: Луна — несветящийся объект , не имеющий собственного света. Мы можем видеть луну, потому что она отражает солнечный свет в наши глаза. Когда солнечный свет падает на поверхность Луны, часть этого солнечного света отражается Луной к Земле. И нам кажется, что свет исходит от самой Луны. Но лунный свет — это солнечный свет, который отражается от поверхности Луны. Планеты также можно увидеть на небе, потому что они являются отражателями солнечного света.

    Цветок — несветящийся объект . Он не дает собственного света. Мы можем видеть цветок, потому что он отражает солнечный свет, падающий на него, и попадает в наши глаза. Цветок отражает часть падающего на него солнечного света во всех направлениях. Когда солнечный свет, отраженный цветком, попадает в наши глаза, мы можем увидеть цветок. В ночное время цветок виден нам, потому что он отражает свет, получаемый от электрической лампочки.

    Мы можем увидеть много вещей, хранящихся в комнате в течение дня, на которые не падает прямой солнечный свет. Все предметы за пределами комнаты рассеивают падающий на них солнечный свет во все стороны. Даже воздух рассеивает немного солнечного света. Именно этот рассеянный солнечный свет проникает в комнату и помогает нам видеть лежащие в комнате вещи, которые не находятся под прямыми солнечными лучами.

    Мы можем видеть стол, потому что он отражает падающий на него свет во всех направлениях. И когда этот отраженный от стола свет попадает в наши глаза, мы можем видеть стол.

    Прозрачные, полупрозрачные и непрозрачные материалы

    В зависимости от поведения на свету все материалы можно классифицировать как прозрачные, полупрозрачные или непрозрачные объекты.

    Прозрачные материалы или предметы

    Те материалы, которые пропускают весь свет, называются прозрачный материал.

    Например: стекло, полиэтилен, воздух, вода, масло.

    Если мы посмотрим на горящую свечу через лист прозрачного стекла, мы сможем ясно увидеть свечу и ее пламя. Это связано с тем, что стекло является прозрачным материалом, который пропускает через себя весь свет, исходящий от свечи и ее пламени.

    Оконные стекла в наших домах обычно сделаны из прозрачного стекла.

    Наши очки для очков также прозрачны.

    Стеклянный стакан на нашей кухне тоже прозрачные предметы.

    Пробирки, колбы и мензурки в научной лаборатории прозрачны.

    Лобовое стекло автомобиля прозрачное.

    Если мы можем ясно видеть сквозь объект, значит, он позволяет всему свету проходить сквозь него и, следовательно, является прозрачным объектом.

    Полупрозрачный материал

    Те материалы, которые пропускают только часть света, называются полупрозрачными материалами.

    Например: матовое стекло, промасленная бумага, промасленная бумага, папиросная бумага, лист белой ваты, мутная вода, облака и т. д.

    Если мы посмотрим на горящую свечу через кусок матового стекла или промасленной бумаги, мы сможем видеть только тусклый свет свечи. Мы не можем ясно видеть ни саму свечу, ни пламя свечи через матовое стекло.

    Окна ванных комнат в наших домах изготовлены из полупрозрачного материала, называемого матовым стеклом , так что хотя немного внешнего света может проникать в ванную комнату, снаружи ничего не видно.

    Облака — полупрозрачный материал. Хотя мы не можем видеть солнце сквозь облака в пасмурный день, но все же вокруг есть немного солнечного света. Это потому, что будучи полупрозрачными, облака пропускают часть солнечного света, благодаря чему на земле есть свет даже в пасмурный день.

    Полупрозрачные объекты поглощают или отражают значительную часть падающего на них света и пропускают через себя лишь часть света.

    Непрозрачные объекты

    Те материалы, которые не пропускают свет, называются непрозрачными материалами.

    Например: картон, книга, дверь, металлический лист, кирпичная стена, камни и т. д.

    Если мы посмотрим на горящую свечу через кусок картона, который держим перед глазами, мы вообще ничего не увидим. Это потому, что картон не позволяет свету пламени свечи проходить сквозь него и достигать наших глаз.

    Через деревянную дверь мы ничего не видим, потому что деревянная дверь — непрозрачный объект, не пропускающий свет.

    Непрозрачные объекты не пропускают свет, потому что они поглощают или отражают весь падающий на них свет.

    Свет распространяется прямолинейно

    Если мы посветим факелом темной ночью, то увидим, что луч света, произведенный факелом, распространяется прямо во тьму.

    Лучи прожектора в аэропорту показывают, что свет распространяется прямолинейно.

    Луч света, идущий из проекционного зала кинозала и падающий на экран, также показывает, что свет распространяется прямолинейно.

    Формирование тени источником света также предполагает, что свет распространяется прямолинейно. Это потому, что если бы свет мог изгибаться и двигаться по изогнутым линиям, то он достиг бы позади объекта, и, следовательно, не могла бы образоваться тень.

    Свойство света, распространяющегося по прямой линии, называется прямолинейным распространением света.

      Упражнение 1

    Поставьте зажженную свечу на стол. Возьмите резиновую трубку, вытяните ее прямо и посмотрите через нее на пламя свечи одним глазом. Мы обнаружим, что когда резиновая трубка прямая, мы можем видеть через нее свет пламени свечи.

    Теперь немного согните резиновую трубку и снова посмотрите через нее на пламя свечи. Мы не можем видеть свет пламени свечи через согнутую резиновую трубку. Это означает, что свет пламени свечи может проходить через отверстие прямой резиновой трубки, но не через изогнутую резиновую трубку.

    Упражнение 2

    Прикрепите три картона вертикально к столу таким образом, чтобы их отверстия были на одной линии.

    Поместите горящую свечу за самый дальний картон. Свечи должны иметь пламя примерно на той же высоте, что и отверстия в картоне.

    Посмотрите на пламя свечи через отверстие в первом картоне. Мы можем видеть пламя свечи через отверстия картона. Таким образом, когда все картонные отверстия находятся на одной линии, свет от свечи достигает наших глаз.

    Теперь слегка сдвиньте средний картон из его положения, чтобы три отверстия не оставались на одной прямой. Если мы посмотрим через отверстие в первом картоне, мы уже не увидим пламя свечи. Это означает, что когда все отверстия картона не расположены по прямой линии, свет пламени свечи не достигает наших глаз.

    Это показывает, что свет распространяется по прямому пути.

    Камера-обскура

    Камера-обскура состоит из закрытой коробки с небольшим отверстием спереди и полупрозрачным экраном сзади.

    Полупрозрачный экран на задней стороне корпуса камеры-обскуры изготовлен из масляной бумаги или кальки. Масляная бумага действует как экран для получения изображения объекта. Поскольку масляная бумага полупрозрачна, через нее может проходить некоторое количество света, благодаря чему мы можем видеть сформированное на ней изображение, удерживая взгляд за камерой-обскурой.

    Использование

    Обычно используется для просмотра изображений различных объектов, таких как деревья и здания.

    Камера-обскура также может быть использована для фотографирования объекта, если на экран наложена фотопленка.

    Принцип

    Работа камеры-обскуры основана на прямолинейном распространении света.

    Световые лучи, исходящие от объекта и проходящие через точечное отверстие, направляются к экрану по прямой линии.

    Если мы посмотрим в камеру-обскуру, не сводя глаз с ее задней стороны, мы увидим изображение дерева на экране. Это связано с тем, что часть света, исходящего от дерева, проходит через точечное отверстие и формирует изображение на экране.

    Луч света, исходящий из точки X дерева, проходит через точечное отверстие по прямой линии и формирует изображение в точке X’ на экране. Другой луч света, исходящий из нижней части дерева Y, также проходит через точечное отверстие по прямой линии, формируя изображение в точке Y’ на экране. Таким же образом каждая точка дерева XY формирует соответствующее изображение на экране между X’ и Y’. Таким образом, на экране создается изображение X’Y’.

    Свет, исходящий от дерева, проходит через отверстие камеры-обскуры по прямой линии. Работа камеры-обскуры иллюстрирует то свойство, что свет распространяется прямолинейно.

    Световые лучи XX’ и YY’, идущие от верхушки и низа дерева, пересекаются в точечном отверстии. Из-за пересечения световых лучей в точечном отверстии верхушка дерева оказывается внизу изображения, а нижняя часть дерева оказывается вверху изображения.

    Перевернутое изображение

    Перевернутое изображение объекта, сформированное камерой-обскурой, называется перевернутым изображением .

    Перевернутое изображение формируется в камере-обскуре, потому что световые лучи, идущие сверху и снизу объекта, пересекаются в отверстии.

    Основные характеристики изображения в камере-обскуре

    (1) Изображение в камере-обскуре перевернуто по отношению к объекту.

    (2) Изображение в камере-обскуре реально, потому что оно может быть сформировано на экране.

    (3) Изображение в камере-обскуре имеет тот же цвет, что и объект.

    (4) Изображение в камере-обскуре может быть меньше объекта, равно объекту или больше объекта.

    (5) Камера-обскура также может быть использована для фотографирования объекта, если на экране находится фотопленка. Камеры-обскуры использовались для фотографирования.

    Камера-обскура имеет небольшой размер, поэтому через нее проходит очень небольшое количество световых лучей и на экране формируется четкое изображение объекта.

    Если камеру-обскуру сделать больше, то через нее проходит большое количество световых лучей от заданной точки объекта, из-за чего формируется размытое изображение объекта.

    Естественная дырочка

    В солнечный день, когда мы проходим под деревом, покрытым очень большим количеством листьев, мы часто видим на земле яркие круглые блики. Эти яркие круглые пятна света — точечное изображение солнца. Это связано с тем, что маленькие отверстия между гроздьями листьев действуют как точечные отверстия, и свет, исходящий от солнца, проходит через эти естественные отверстия, образуя яркие круглые изображения солнца на земле под тенистым деревом. В этом случае солнце — это объекты, крошечные промежутки между листьями — отверстия для булавок, а земля — это экран.

    Тени

    Когда объект помещается перед источником света, позади него появляется тень или темная область. Тени образуются, когда свет останавливается объектом.

    Непрозрачные объекты полностью останавливают свет, поэтому непрозрачные объекты отбрасывают за собой темную тень.

    Полупрозрачные объекты частично останавливают свет, поэтому полупрозрачные объекты отбрасывают слабую тень.

    Прозрачный объект не препятствует прохождению света, поэтому прозрачный объект не создает за собой тени.

    Тень образуется, когда непрозрачный объект появляется на пути света и останавливает его. Объект образует тень на стороне, противоположной источнику света. Тени объектов обычно похожи по очертаниям на объект, и, следовательно, мы можем идентифицировать объект по их теням.

    Тень от потолочного вентилятора, подвешенного в центре комнаты, будет падать на сторону, противоположную горящей электрической лампочке. Зажженная свеча, закрепленная в комнате, также будет отбрасывать нашу тень и тень потолочного вентилятора на противоположной стороне.

    Солнечный свет также формирует тени объектов, находящихся на земле или вблизи земли. Если мы стоим на солнце, наше тело отбрасывает тень на землю. И когда мы идем на солнце, наши тени всегда идут с нами.

    Наша тень очень длинная утром, когда только восходит солнце. Длина нашей тени продолжает уменьшаться до полудня. Наша тень самая короткая в полдень. Длина нашей Тени начинает увеличиваться во второй половине дня. А наша тень становится очень длинной вечером, перед заходом солнца.

    Тень объекта можно увидеть только на экране. Поверхности, такие как стены комнаты, здания и даже земля, служат экраном для теней, которые мы видим в нашей повседневной жизни.

    Нам потребуется 3 предмета для наблюдения за тенью

    (1) Источник света

    (2) Непрозрачный объект

    (3) Экран, на котором можно увидеть тень.

    Тени образуются из-за того, что лучи света распространяются по прямой линии и не могут огибать углы объектов. Форма тени такая же, как и форма объекта, потому что свет распространяется по прямолинейному пути.

    Когда птица находится на земле, мы можем видеть ее тень, сформированную солнечным светом. Птица заслоняет солнечный свет, образуя тень на близлежащей земле. Когда та же самая птица летит высоко в воздухе, даже тогда птица заслоняет падающий на нее солнечный свет, но ее тень не видна на земле, потому что земля находится очень, очень далеко под птицей.

    Когда самолет припаркован на земле, мы можем видеть его тень, которая формируется солнечным светом. Самолет загораживает солнечный свет, образуя тень на близлежащей земле.

    Когда тот же самолет летит высоко в воздухе, даже тогда самолет загораживает падающий на него солнечный свет, но его тень не видна на земле, потому что земля находится очень, очень далеко под самолетом.

    Иногда тени непрозрачных объектов видны нечетко. Наша тень и тень потолочного вентилятора, образованная электрической лампочкой или зажженной свечой, могут быть видны ясно, но тень, образованная люминесцентной лампой, не может быть ясно видна.

    Электрическая лампочка и свеча образуют тени, потому что они являются сравнительно небольшими источниками света.

    Люминесцентная лампа не дает резких теней, потому что это довольно большой источник света. Поскольку свет люминесцентной лампы очень длинный, часть света от нее всегда достигает непрозрачных объектов, что приводит к образованию очень слабых теней. Тени, образованные светом люминесцентных ламп, настолько тусклые, что их обычно очень трудно увидеть.

    Нет Тень может образовываться, когда нет источника света, например, в темную безлунную ночь или в темной комнате.

    Характеристики тени объекта

    (1) Тень объекта прямая, т.е. той же стороной вверх, что и объект.

    (2) Тень объекта реальна.

    (3) Независимо от цвета объекта тень всегда черная.

Comments