Как пишется инь янь: Инь и янь как пишется. Два противоположных начала мироздания: Инь и Ян
27.05.2023 Разное
Инь и янь как пишется. Два противоположных начала мироздания: Инь и Ян
В древней китайской литературе отмечается, что смысл инь и ян очень простой. Они означают тень (теневую сторону) и свет (солнечную сторону). Впоследствии эти знаки начали отождествлять с холодным — горячим, движением вверх — вниз, левым — правым, входом — выходом, днём — ночью, мужчиной — женщиной, активностью — пассивностью т.д.
Древние китайские философы верили, что противоположность инь — ян и её взаимодействие является неотъемлемой частью природы, а также основным законом мироздания.
Балки на крышах должны быть покрыты, потому что они также выделяют «отравленные стрелы». Изображения Картины, скульптуры и украшения, которые мы представляем в доме, излучают все виды энергии и эмоций. Поэтому вы должны быть очень осторожны с вашим выбором. Если в какой-либо среде нам понадобится тенденция Ян, мы можем прибегнуть к изображениям солнца, клетчатым в красных, оранжевых и желтых тонах, свечах или пирамидах. Ландшафты, которые представляют лето, леса, цветы, солнце, идеально подходят для размещения в северной ориентации гостиной.
Пять элементов (кит. «У Син») — это металл, дерево, вода, огонь и земля. На протяжении долгих лет истории китайцы убедились, что всё в этом мире создано из этих пяти первоисточников.
Учение о пяти элементах включает два цикла: подъём (создание) и падение (разрушение). В пределах этих двух циклов происходит взаимное зарождение и уничтожение пяти элементов.
Также мобильные телефоны или колокольчики, граненые кристаллы и изображение китайской богини Куан Инь — это объекты, которые приносят полезный Ци, энергично активируя энергию. Инь и Ян являются фундаментальной концепцией традиционной китайской медицины, это основа диагностики и лечения.
Четыре основных аспекта отношений Инь и Ян
Переводы: женский, пассивный, отрицательный принцип в природе северной луны или затененной части холма к югу от реки. Переводы: положительный, активный, мужской принцип природы юг или солнечная часть холма к северу от реки.
Взаимозависимость: не может быть одного без другого
Хотя противоположности, Инь и Ян взаимозависимы и не могут существовать изолированно друг от друга.
Пять элементов и два цикла их взаимодействия.
Иллюстрация: Thomas Choo/The Epoch Times
Инь и ян
Согласно китайскому древнему учению, не является абсолютным утверждение о том, что свет — это добро, а тьма — зло. Например, человек — это ян, а женщина — инь. Однако женщины могут быть разного возраста, в частности, пожилых женщин считают ян, а молодых девушек — инь. Так же и для каждого человека: передняя сторона — инь, задняя сторона — ян. То есть внутри инь можно найти ян, а внутри ян — инь. Таким образом, мы можем увидеть, что в одном существе или одном предмете существуют тонкие взаимосвязанные отношения между инь и ян.
Инь и Ян находятся в постоянном состоянии изменения, так что, когда один потребляется, другой увеличивается. Потребление Инь приводит к выигрышу Ян, и потребление Янга приводит к усилению Инь.
Физиология человека также подчиняется динамике Инь-Ян во всех его процессах, включая патологические. Исходя из этого, эта теория станет основой для оценки признаков и симптомов органических дисбалансов. Как правило, каждое обращение будет искать одно из следующих мер в зависимости от случая.
Иначе говоря, инь и ян — это изменение всех вещей в процессе их взаимоотношений. Считают, что философия инь — ян возникла на основе наблюдения за сменой дня и ночи. Светлая сторона — ян, а темная сторона — инь. День чередуется с ночью, так же инь и ян. Поэтому они отражают феномен изменения в зависимости от времени и обстоятельств.
Тонизировать Ян Тонизировать Инь рассеяния Янг избыток рассеяния избыток инь. . На практике, в зависимости от состояния, стратегии могут быть объединены, например, чтобы рассеять избыток Инь и тон Ян.
Инь-Ян и шесть патогенных факторов. Симптомы и клинические признаки могут быть истолкованы теорией Инь Ян. Когда динамический баланс Инь и Ян хамоничен, нет никаких признаков, которые следует соблюдать. Болезни появляются, когда этот дубинка не гармоничен.Симптомы могут варьироваться в зависимости от вовлеченных органов и патологий. Инь и ян — это две основные концепции даосизма, которые испускают двойственность всего, что существует во вселенной. Они описывают две противоположные и взаимодополняющие фундаментальные силы, найденные во всех вещах: инь — это женский принцип, земля, пассивность, тьма и поглощение. Ян — это мужский принцип, цель, свет и активность.
Инь и ян.
Иллюстрация: The Epoch Times
Согласно теории о пяти элементах, все вещи в мире относятся к пяти категориям движения, а именно: металл, дерево, вода, огонь, земля. Они соотносятся с природными стихиями. На протяжении тысяч лет китайцы описывали этими пятью элементами окружающие явления и предметы. Теория о движении пяти первоисточников рассказывает о природе всех вещей во вселенной.
Это концепция восточной философии, которая представляет собой две взаимодополняющие силы, которые составляют все, что существует и является равновесием противоположных сил. Китайский взгляд на Инь Янь заключается в том, что он управляет из грандиозной вселенной даже самой микроскопической клеткой. Инь — пассивный принцип, женский, ночной, темный, холодный. Ян — активный принцип, мужской, суточный, светлый, теплый. Символ, используемый этой верой, очень известен и имеет следующее значение. Черный означает зло, а белый означает «хорошо».
Тогда у нас есть добро и зло в равновесии. И внутри каждого есть немного другого. черная сторона — это Ян, который уже содержит семя Инь, представленное белым кругом. Белая сторона — Инь и содержит Ян, представленный черным кругом. Согласно восточным философам, Инь и Ян управляют пятью элементами природы: землей, металлом, водой, деревом и огнем. Говорят, что здоровье зависит от гармонии этих противостоящих сил, которые оживляют жизненную энергию. Эти качества выше, приписываемые каждому из двух принципов, не являются определениями, а аналогами, которые иллюстрируют выражение каждого из них в феноменальном мире.
Каждому из пяти разновидностей движения присущ свой сезон, цвет, вкус и т.д. Временами года, которые характеризуют пять элементов, являются весна, лето, осень и зима, цветами — красный, жёлтый, белый, чёрный и зелёный. Каждому элементу также присущ свой вкус: кислый, сладкий, горький, солёный или перченый.
Дерево
Дерево и его движение показывает приход весны. Всё живое просыпается после зимнего сна и начинает снова двигаться. Дерево означает наступление весны, восход солнца и появление почек. Сезон этого элемента — это весна, направление движения — восток, цвет — зелёный, а вкус — кислый.
Знаки: Телец, девственница и каприкорнио; с элементарной землей, элементали — эльфы и гномы и на север. Знаки: рак, скорпион и рыба; с элементами воды, элементалами являются нимфы, ундины и русалки и на Запад. Знаки: Бры, лев и стрелец; с элементарным огнем, стихийные саламандры и юг. Знаки: Близнецы, фунт и водолей; с элементарным воздухом, элементалы — сильфы и на восток.
Согласно этому принципу две взаимодополняющие силы составляют все, что существует, и из динамического равновесия между ними происходит все движение и мутация. Ян: активный принцип, суточный, светлый, теплый. Инь: пассивный принцип, ночной, темный, холодный. Он также идентифицируется как тигр и дракон, представляющий противоположности. Эти качества, приписываемые выше каждой из дуальностей, не являются определениями, а аналогиями, которые иллюстрируют выражение каждого из них в феноменальном мире.
Огонь
Огонь и соответствующее ему движение ассоциируется с жарой, светом и пламенем. Огонь связывают с летом, его движение направлено на юг, цвет — красный, вкус — горький.
Земля
Землю не относят к какому-либо времени года, но она играет особую роль для каждого сезона (например, растениям нужна земля, чтобы расти). Этот элемент регулирует связь между четырьмя временами года. В отличие от других элементов, которым соответствуют четыре направления во вселенной, движение земли связано с центром вселенной. Иначе говоря, земля — это центр для любого движения во вселенной. Цвет знака земли жёлтый, который также расположен в центре хроматограммы. Вкус этого элемента — сладкий.
Принципы сами по себе неявные в каждом проявлении. Вышеприведенные примеры не включают никаких оценочных суждений, и между этими двумя принципами нет иерархии. Таким образом, для обозначения инь как положительного только указывает на то, что он положителен по сравнению с Инь, который будет отрицательным. Эта аналогия подобна электрическому заряду, приписываемому протонам и электронам: противоположности дополняют друг друга, положительный — это не хорошо или плохо, это только дополнительная дополнительная негативная.
Диаграмма Тайцзи символизирует равновесие сил природы, ума и физического. Ян и Инь, интегрированные в непрерывное движение взаимной генерации, представляют собой взаимодействие этих сил. Наблюдаемая реальность является текучей и постоянно меняющейся, с точки зрения традиционной китайской философии. Поэтому все, что существует, содержит как принципы Инь, так и Янь. Символ Тайцзи выражает это понятие: Инь порождает Янга, а Ян дает начало Инь. С древних времен два архетипических полюса природы были представлены светом и темнотой, негибкими и дацилом, выше и ниже.
Металл
Осень — сезон металла — это переходная пора года между летом и зимой, когда плоды созревают и наступает период сбора урожая. В отличие от бурного развития весной, одиночество и меланхолия осени вдохновляют людей на творчество. Металл считают концом жизни, которая, однако, порождает новую жизнь. Металлу соответствует движение на запад, цвет — белый, вкус — перчёный.
Ян, творческая сила была связана с небом и Солнцем, тогда как Инь соответствует земле, восприимчивой и Луне. Небо над и полным движением. Земля — в старой геоцентрической концепции — низка и находится в покое. Таким образом, Инь стал символом покоя, а Ян — движением. В области мысли Инь — это интуитивный, сложный ум, а Ян — разум, разумный и ясный. Инь — это созерцательное спокойствие мудрых, энергичных творческих действий короля.
На этой диаграмме представлено симметричное расположение тенистых инь и светлых ян. Симметрия, однако, не статична. Две точки на диаграмме символизируют идею о том, что каждый раз, когда каждая сила достигает своей крайней точки, она проявляет в себе семя своей противоположности. Инь и ян были впервые задуманы путем наблюдения за пациентами из сил природы. Даосы, разработавшие систему традиционной китайской медицины, видели вселенную как единое поле, постоянно двигаясь и мутируя, сохраняя при этом свое единство.
Вода
Вода и её движение представляет зиму — предельное состояние материи инь. В течение этого времени животные и растения засыпают или ограничивают свою активность, прячась от холода. Элемент воды соотносится с чёрным цветом, что отражает внутренний хаос. То есть снаружи ничего не видно, но внутри происходит стремительное развитие новой жизни.
Это постоянное состояние мутации объяснялось теорией инь и ян, появившейся в письменной форме около 700 г. до н.э. Согласно теории, природа выражается в бесконечном цикле полярных противоположностей, таких как день и ночь, сырость и засуха, тепло и холод, а также активность и отдых.
Явление Инь — это тот, который показывает качества темноты, отдыха, влажности, холода и структуры. Его китайский персонаж представляет собой сторону с тенями горы. Янг-феномен обладает такими качествами энергии, как свет, активность, засуха, тепло и функция. Его китайский характер представляет солнечную сторону горы.
По древнекитайским верованиям, даже моральные и этические аспекты тоже соотносятся с пятью элементами. Например, доброта — это дерево, праведность — металл, приличие — вода, мудрость — огонь, а вера — земля.
С точки зрения инь и ян, все материи и явления во вселенной, которые состоят из пяти элементов, взаимодействуют друг с другом.
Все в природе показывает различные комбинации инь и ян. Например, утренний туман рассеивается жарой солнца; огонь в лесу погашен штормом; темнота ночи заменяется светом дня. Любое явление в природе можно понять по отношению к другому, всегда будет инь или ян по сравнению с другим.
Даосы считают, что все является частью единства Вселенной, они не различают внешние силы природы и внутренние процессы человеческого тела, полагая, что «макрокосмос существует в микромире». Другими словами, любой процесс или изменение, которое можно наблюдать в природе, также можно увидеть в теле.
Дэвид Ву, Великая Эпоха (The Epoch Times)
С приходом в нашу жизнь науки фэн — шуй многие узнали о существовании доселе неизведанных явлений и терминов. Багуа, живительная энергия ци, инь и ян… Ниже попробуем дать более полное толкование последнего: так что же такое инь и ян?
В Древнем Китае философы считали, что в мире все состоит из двух противоположных начал — Инь и Ян. В Древнем Китае этот подход был воспринят, но японцы придали ему особенный характер. И следующим этапом — уже в наши дни — было согласование знаний восточных стран с достижениями западной цивилизации.
Основу древнекитайской и древнеяпонской мудрости составляла концепция, в основе которой закладывалась идея, что каждое явление, чувство, вещь — обладает двумя полюсами и каждая имеет свою противоположность: любовь — ненависть, война — мир, женщина — мужчина.
Ян — это Мужское начало: переизбыток ян ведет к появлению агрессивности, жестокости, склонности к садизму.
На этих двух понятиях основывается философия фэн — шуй. В китайской философии — это две космические силы, противопоставляющиеся друг другу и постоянно трансформирующиеся одна в другую. Так создается жизнь. Фэн — шуй направлен на поддержание баланса между инь и ян в каждом жилище.
Инь — это темнота, неподвижность, тишина, плавные линии, порядок. В каждом доме существуют такие элементы, которые принадлежат инь, к примеру, подушки, мебель с округлыми очертаниями, ковры. Ян — это свет, движение, звуки, прямые линии. К ян можно отнести передвигающуюся мебель, четкие и угловатые узоры на обоях или шторах, яркое освещение.
Символ «инь — ян» чаще всего изображают в виде круга, разделенного волнистой линии на две части: светлую и темную. Симметричные точки внутри круга — светлая на темной и темная на светлой — заявляют о том, что каждая из двух сил Вселенной несет внутри себя зародыш противоположного начала. Несмотря на то, что темная и светлая часть симметричны — эта симметрия непостоянна. Она предполагает постоянное движение, которое происходит по кругу. В тот момент, когда одно из двух начал достигает пика, оно готово отступить: «Ян, достигнув пика своего развития, отступает перед лицом инь. Инь, достигнув пика своего развития, отступает перед лицом ян»
Например, человек, который ест холодную пищу в холодный день, может иметь избыток слизи. Точно так же человек, выполняющий стресс-активность в жаркий день, должен испытывать обезвоживание с лихорадкой. Некоторые из традиционных диагнозов кажутся климатическими отчетами, такими как «ветер и холод с влажностью» или «дефицит засухи, ведущий к пожару».
Эти диагностические описания иллюстрируют принцип, что организм испытывает те же самые колебания инь и ян, что и окружающая среда. Внутренние органы также имеют свой собственный баланс инь и ян. Инь функции, как правило, питаются, освежающие, творческие и расслабляющие и связаны со структурой или содержанием органов.
Основные категории китайской натурфилософии: инь-ян, у-син и ци
Представления об инь-ян 阴阳 (темное и светлое), у-син 五行 (пять первоэлементов) и ци 气 (пневма, эфир) широко распространены в китайской культуре. Их мы встретим в философских трактатах разных школ, в живописи, в садово-парковом искусстве, в традиционной китайской медицине, в различных гимнастиках и боевых искусствах, в китайской кухне, в политике и многих других сферах жизни.
♦ По теме: Пекин: история, структура и основные градообразующие сооружения
Содержание
- 1 Школа натурфилософии иньян-цзя 阴阳家
- 2 Светлое начало 阳 ян и темное начало 阴 инь
- 3 Пневма 气 ци
- 4 Пять первоэлементов 五行 у-син
Школа натурфилософии иньян-цзя 阴阳家
Первые натурфилософские представления о двух началах – инь и ян, а также о пяти первоэлементах у-син прослеживаются уже в изображениях на неолитической керамике IV-III тыс. до н.э. Вероятно, со временем сложились две самостоятельные традиции: «небесная» (астрономо-астрологическая), и «земная» (мантико-хозяйственная), которые рассматривали, соответственно, концепции инь-ян и пяти первоэлементов. Приблизительно в V в. до н.э. в среде придворных астрономов и астрологов зародилась школа натурфилософов, которая объединила их.
♦ Подробнее: Шесть школ древнекитайской философии
Текстов школы натурфилософов до нашего времени не дошло, хотя есть много свидетельств, что они существовали и имели широкое распространение. Фрагментарно её учение изложено в таких древнекитайских памятниках, как «Шу цзин» («Канон документов»), «И цзин» («Книга перемен»), «Го юй» («Речи царств»), «Люй-ши чунь-цю» («Вёсны и Осени господина Люя»), «Ши цзи» («Исторические записки» Сыма Цяня) и др.
Цзоу Янь (305-240 до н.э.) считается главным систематизатором учения школы натурфилософов. Он объединил две линии, существовавшие до этого раздельно: инь-ян и у-син, и распространил их на историко-политическую сферу. Особенно его интересовали география и история.
Ханьский мыслитель Дун Чжуншу (ок. 179-104 до н.э.) интегрировал натурфилософское учение в конфуцианство и значительно развил его. В дальнейшем натурфилософские идеи были представлены в даосских текстах и отчасти в буддийских, а также в сунском неоконфуцианстве.
Светлое начало 阳 ян и темное начало 阴 инь
Правильнее сказать, что инь и ян — это две стороны единого процесса. Их значения восходят к изображению темной и светлой стороны горы.
Все происходящее в мире – это результат взаимодействия инь и ян. Они переходят друг в друга, и в каждом начале содержится его противоположность. Кроме того, внутри каждой противоположности тоже можно выделить инь и ян. Согласно «Си цы чжуань» («Комментарий приложенных слов», один из комментариев к «И-цзин» — «Книге Перемен»), «то инь, то ян – это и есть дао».
Инь-янНебо вверху (почтенно), Земля внизу (презренна) — [соответственно этому гексаграммы] Цянь и Кунь [1] устанавливаются.
Низкое и высокое по уровням располагаются — [соответственно этому] благородное и худородное по рангам распределяются.
Движение и покой обладают постоянством [смены] — [соответственно этому] твердое и мягкое чередуются. Квадраты по родам обобщают, вещи по множествам делятся [2] — [соответственно этому] счастье и несчастье рождаются. В Небе вершатся образы, на Земле вершатся формы — [соответственно этому] метаморфозы и изменения проявляются.
Таким образом — твердое и мягкое друг к другу прилегают, восемь триграмм друг с другом соединяются. Возбуждаются они [небесным] громом и [земным] сотрясением, увлажняются они ветром и дождем.
Солнце и Луна, чередуясь, движутся, и приходит то холод, то жар.
Дао [гексаграммы] Цянь вершит мужское,
Дао [гексаграммы] Кунь вершит женское.
Цянь знает великое начало, Кунь творит совершенные вещи.
Цянь посредством перемен знает,
Кунь посредством текста может [3]… («Си цы чжуань», чжан 1)
[1] Цянь (Творчество) и Кунь (Исполнение) — две первые гексаграммы «И-цзин» («Книга Перемен»). Гексаграмма Цянь состоит из 6 сплошных черт и символизирует ян, Кунь — из 6 прерывистых черт, означая инь. Существуют триграммы с аналогичными названиями. [2] В системе китайской космологии поверхность Неба и поверхность Земли разделены соответственно количеству сторон света (центр тоже считается стороной света) на девять полей, или квадратов (фан). Квадраты служат обобщением расположенных в них вещей по родовым признакам. [3] Сопоставляются интеллектуальная способность гексаграммы Цянь и физическая способность гексаграммы Кунь.
♦ По теме: Загадки и тайны «Канона Перемен» («И-цзин»)
Хотя инь и ян считались равноценными сторонами универсума, тем не менее, разные философские традиции по-разному трактовали их. Так, в даосизме больше ценилось инь. Дао наделялось многими атрибутами, присущими инь: оно подобно воде, текучее, сокрыто, сокровенно, мягкое и податливое. В конфуцианстве же, ориентированном на социум, упор делался на ян, который рассматривался в качестве ведущего начала, олицетворения «милости Неба»; инь считалось ведомым началом, которое должно подчиняться ян.
Инь и ян — основные бинарные оппозиции. В действительности же их существует гораздо больше. Перечислю некоторые из них:
Преднебесные 先天 сянь тянь: | Посленебесные 后天 хоу тянь: |
Светлое 阳 ян | Темное 阴 инь |
Небо 天 тянь | Земля 地 ди |
Творчество (Небо) 乾 цянь | Исполнение (Земля) 坤 кунь |
Круглое 圆 юань | Квадратное 方 фан |
Отсутствие/небытие 无 у | Наличие/бытие 有 ю |
Беспредельное 无极 у цзи | Великий Предел 太极 тай цзи |
Единое 一 и | Многое 万 вань |
Путь 道 Дао | Сила 德 Дэ |
Основа – канон, вертикальное 经 цзин | Уток – апокриф, горизонтальное 维 вэй |
Движение 动 дун | Покой 静 цзин |
Три 三 сань | Два 二 эр |
Пневма 气 ци
Иероглиф 气 ци имеет множество значений. На русский язык его можно перевести как пневма, эфир, атмосфера, газ, воздух, дыхание, дух, нрав, темперамент, энергия, жизненная сила, материя и др. Его полное написание восходит к изображению пара над варящимся жертвенным рисом: 氣.
Существуют светлые, легкие ци — 阳气 ян ци и темные, тяжелые ци — 阴气 инь ци. Из светлых ци состоит небо, их мы испускаем, когда мыслим. Из темных ци состоит тяжелая материя, например, земля или предметы.
Один из самых ранних текстов, где мы встречаем упоминание о взаимодействии инь-ян и ци — «Речи царств» 国语 Го юй, который датируется приблизительно IV-III вв. до н.э.:
Во второй год правления Ю-вана в районе трех рек в Западном Чжоу произошло землетрясение.
Бо Ян-фу сказал: «Чжоу накануне гибели! Ибо ци неба и земли не должны нарушать свою последовательность. Если последовательность не будет соблюдена, это приведет к смуте в народе. Светлое начало ян находится внизу и не может выйти наружу; темное начало инь подавляет его и не дает подняться вверх — от этого и происходят землетрясения. Ныне район трех рек подвергся землетрясению — это светлое начало утратило свое обычное место и угнетено темным началом. Если светлое начало находится не там, где нужно, а ниже темного начала, источники рек иссякают. А когда источники иссякают, государство должно погибнуть. Ибо если вода и земля взаимодействуют между собой, народ будет обеспечен всем необходимым. Если же вода и земля не взаимодействуют, народ страдает от недостатка богатств и оказывается обреченным на гибель.
В древности реки И и Ло высохли — и династия Ся пала. Хуанхэ высохла — и пала династия Шан. Ныне жизненная сила Чжоу находится в том же состоянии, что и в последние дни этих двух династий. К тому же источники рек иссякают, а если это так, то реки высохнут.
Существование государства зависит от гор и рек. Если горы рушатся, а реки высыхают, то это предвестник гибели государства. Когда высохнут реки, горы неизбежно обрушатся. До гибели государства осталось не более десяти лет — это круглое число, ибо небо отворачивается от людей раз в десять лет и это произойдет именно в этот год.
Три реки высохли, гора Цишань обрушилась. В одиннадцатый год Ю-ван потерпел поражение. Столица Чжоу была перенесена на восток. [из города Хао, близ нын. Сианя, в Лои, совр. Лоян]
Пять первоэлементов 五行 у-син
Согласно концепции пяти первоэлементов (или пяти стихий, 五行 у-син), в основе всего сущего лежит пять начал (стихий):
- дерево 木 му,
- огонь 火 хо,
- земля (почва) 土 ту,
- металл 金 цзинь,
- вода 水 шуй.
Иероглиф 行 син восходит к изображению перекрестка дорог. На русский язык его часто переводят как «ряд», «шеренга», «движение», «ходьба».
Пять первоэлементов – это не первые субстанции, а символы и качества, за которыми стоят предметы и явления мира. Пять первоэлементов являются порождением инь-ян, которые, в свою очередь, разворачиваются из Великого Предела 太极 тайцзи и Беспредельного 无极 уцзи:
Общая схема разворачивания мираДао порождает одно, одно рождает два, два рождает три, а три рождают все существа. Все существа носят в себе инь и ян, наполнены ци и образуют гармонию («Дао-дэ-цзин», §42).
Истоки учения о пяти стихиях восходят к древности. Так, в конце II тыс. до н.э. уже существовало учение о «пяти сторонах света» у-фан 无方 и «пяти ветрах» у-фэн 无风. Так, в тексте «Шу цзин», в главе «Великий закон» читаем:
Первое начало — вода, второе — огонь, третье — дерево, четвертое — металл и пятое — земля. Постоянная природа воды — быть мокрой и течь вниз; огня — гореть и подниматься вверх; дерева — поддаваться сгибанию и выпрямлению; металла — подчиняться внешнему воздействию и изменяться; природа земли проявляется в том, что она принимает посев и дает урожай. То, что мокрое и течет вниз, создает соленое, то, что горит и поднимается вверх, создает горькое; то, что поддается сгибанию и выпрямлению, создает кислое; то, что подчиняется и изменяется, создает острое; то что принимает посев и дает урожай, создает сладкое. («Шу цзин», глава «Великий закон»)
В этом отрывке представлена более старая последовательность пяти первоэлементов: вода — огонь — дерево — металл — земля. Другую последовательность, ставшую общеупотребительной, мы встречаем, например, в сочинении «Чунь-цю фань-лу» («Обильные росы летописи Чунь-цю»), предположительно написанном знаменитым ханьским философом Дун Чжуншу:
Смысл пяти элементов [1]
Небо обладает пятью элементами.
Первый называется дерево, второй – огонь, третий – земля, четвертый – металл, пятый – вода. Дерево – начало пяти элементов, вода – конец пяти элементов. Земля – центр пяти элементов. Таков их порядок, определенный Небом. Дерево порождает огонь, огонь порождает землю, земля порождает металл, металл порождает воду, вода порождает дерево. Это [их отношения, подобные отношениям] отца и сына. Дерево расположено слева, металл – справа, огонь расположен спереди, вода – сзади, земля расположена в центре. Так распространяется их последовательность отношений «отец – сын». Поэтому дерево получает воду, а огонь получает дерево, земля получает огонь, металл получает землю, а вода получает металл. [Те элементы, которые] отдают, – это отцы, а которые принимают – это сыновья. [Те элементы, которые занимают позицию отцов], в силу своего положения понуждают [элементы, занимающие позицию сыновей]. Это – Путь Неба. Поэтому когда дерево растет, то огонь питает его. Когда металл умирает, то вода хранит его. Огонь доставляет радость дереву, питая его с помощью светлого начала, вода побеждает металл, но соблюдает по нему траур с помощью темного начала. Земля же, [так же как сын или подданный], служит Небу, исчерпывая всю свою верность. Таким образом, пять элементов – это пять положений почтительных сыновей и верных подданных. [Но то, что] называется пятью элементами (у син), не является ли [в то же время и] пятью поступками (у син) [2]? Оттого они и получили такое название.
Совершенный мудрец постиг [характер взаимодействия пяти элементов]. Поэтому он большее [внимание уделяет] любви и меньшее – строгости, поэтому он щедр при питании [и взращивании] живого и осторожен при проводах скончавшегося. [Тем самым он] выполняет предписания Неба, [Если некто], будучи сыном, заботится [о своих родителях] должным образом и питает [их], то он уподобляется огню, который доставляет радость дереву. [Если некто должным образом] носит траур по отцу, то он уподобляется воде, победившей металл. [Если некто должным образом] служит государю, то он уподобляется земле, почитающей Небо. Таких людей можно назвать [согласованными с] движением [пяти элементов].
При движении каждый из пяти элементов строго следует своему порядку, при действии каждый из пяти элементов раскрывает свои способности.
Поэтому дерево, которое расположено на востоке, порождает дыхание весны, огонь, который расположен на юге, порождает дыхание лета, металл, который расположен на западе, порождает дыхание осени и вода, которая расположена на севере, порождает дыхание зимы. Поэтому дерево главенствует над рождением, а металл – над смертью [3]. Огонь главенствует над теплом, а вода – над холодом. Пусть же и люди неизменно следуют своему порядку, а занятые на службе неизменно раскрывают свои способности. [Это соответствовало бы] расчетам Неба.
Земля занимает центральное положение. Ее можно назвать [все рождающей] «сыростью» Неба. Земля – помощник Неба, его руки и ноги. [Благая и порождающая] сила ее – полна и изобильна. Землю нельзя соотнести с делами какого-либо одного сезона, но она объединяет в себе все пять элементов и все четыре времени года. Металл, дерево, вода и огонь хотя и имеют свои функции, но не могут их выполнить независимо от Земли, подобно тому как кислое, соленое, острое и горькое не могут вне зависимости от сладкого образовать [настоящий] вкус, [Иными словами, подобно тому как] сладкое является основой среди пяти вкусов, земля является главной среди пяти элементов. Дыхание земли – главного среди пяти элементов – подобно сладкому [жирному] среди пяти вкусов, оно совершенно необходимо для образования [дыханий всех остальных элементов]. По этой причине среди поступков совершенномудрого нет ничего более ценимого, чем верность. [Ибо здесь проявляется благая сила (дэ) земли.] [Исходя из сказанного, можно прийти к следующему выводу]. Наивысшую из человеческих обязанностей нельзя назвать [просто] службой. Таков удел первого министра. Наивысшую из небесных обязанностей нельзя назвать [просто] главенством. Таков удел Земли.
[1] Цитируется по изданию: Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990. С. 125–127. [2] Иероглиф син («поступок») пишется так же, как и син в биноме у-син. [3] Запад во многих культурах связан с представлениями о смерти. Возможно, это связано с идеей заката, «смерти» солнца ночью. В древнем Китае западные земли были постоянным источником опасности: там высились непроходимые гору, оттуда совершали набеги племена цянов (предки тибетцев).
Элементам у-син соответствуют определенные цвета, времена года, стороны света, внутренние органы, вкусовые ощущения, мифологические существа и т.п. У-син охватывает микро- и макрокосм. Считается, что изменения в одном отражается на другом, влияя на один элемент, мы изменяем всю систему. То есть, к примеру, если человек хочет поправить свое здоровье, ему нужно обращать внимание не только на то, что внутри, но и на то, что его окружает: где он живет, в какое время года и времени суток он более активен, что он носит и т. д.:
Схема соответствий первоэлементов у-син различным объектамСуществуют две модели у-син:
- «взаимного порождения и преодоления» 生克五行模式,
- «земля в центре» 中土五行模式.
В модели «взаимного порождения и преодоления» 生克五行模式 пять первоэлементов образуют две последовательности:
- Отношения порождения: дерево → огонь → земля → металл → вода → дерево.
- Отношения преодоления: дерево → земля → вода → огонь → металл → дерево.
На схеме ниже дана система соответствий элементов у-син, а также отношения взаимного порождения (по кругу) и взаимного преодоления (пятиконечная звезда).
Схема пяти первоэлементов у-синМодель «земля в центре» 中土五行模式 показывает развертку у-син по сторонам света:
Модель у-син «земля в центре» (юг вверху, север внизу, восток слева, запад справа)Восток символизируют дерево, весна, молодой ян и др. Юг — огонь, лето, зрелый ян и др. Запад — металл, осень, молодая инь и т. д. Север — вода, зима, зрелая инь и т.п. Центр — земля, позднее лето, переход ян ↔ инь.
Здесь налицо определенная географическая детерминированность.
Схема 五行 у-син с привязкой по сторонам светаДавайте вспомним, что окружало Срединные земли в древности. На востоке— бескрайние леса долины нижнего течения Хуанхэ. Стихия востока — дерево, цвет — сине-зеленый. Ему соответствует молодость, весна, ветер…На востоке обитает Нефритовый Дракон.
На юге — жаркое солнце, стихия юга — огонь, его цвет — красный. Это цвет радости, счастья, лета. Китайские невесты традиционно облачались в свадебные красные костюмы. Югу соответствует огненный Феникс.
На западе Китая расположены высочайшие горные вершины Азии. В предгорьях некогда добывали различные металлы и другие полезные ископаемые. Поэтому Западу соответствует металл. Для китайцев долгое время запад ассоциировался с опасностью — в горах жили воинственные племена — предки тибетцев. А холодные снежные вершины определили и цвет — белый. Оттуда дуют холодные ветра, это цвет траура, осени. Западу соответствует Белый Тигр, который стережет границу мира живых и мертвых.
Север ассоциировался с водой и черным цветом — там, на север от Великой китайской равнины, текли неведомые темные реки (не случайно по-китайски Амур звучит как Хэйлунцзян 黑龙江 — река черного дракона). Север также символизировал зиму и луну. Но это не цвет траура — это цвет сокровенного превращения (подобно тому, как зимой природа отдыхает, но таит в себе пышное пробуждение и рост весной). И потому китайские ученые носили одежды черного цвета. На севере обитает Черная черепаха или сокровенный воин Сюань-у.
И, наконец, земля. Это центр, ей соответствует желтый цвет. Эта связь легко объяснима: почвы в Северном Китае — лессовые, желтого цвета (состоят из спрессованных мельчайших частичек песка, принесенного ветром из пустынь Центральной Азии). Центру соответствует Желтый Дракон, символизирующий императорскую власть. И поэтому здесь еще одна ассоциация: гром.
С этой моделью мы часто встречаемся, когда у-син разворачивается на земной поверхности или на небе. Например: пять священных пиков, пять алтарей Пекина, пять небесных дворцов и т.п.
© Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2023. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.
Иньян | Определение, значение и факты
- Ключевые люди:
- Донг Чжуншу
- Похожие темы:
- религия макробиотики хондзи-суйдзяку
Просмотреть весь связанный контент →
Популярные вопросы
Что такое yinyang?
Инь-Ян описывает две дополняющие друг друга силы — инь и ян, — составляющие все аспекты и явления жизни. Он охватывает реальный процесс Вселенной и всего, что в ней есть. Инь и Ян изображаются в виде светлой и темной половинок круга.
Что символизирует инь?
Инь — символ земли, женственности, тьмы, пассивности и погруженности. Он присутствует в четных количествах в долинах и ручьях и представлен тигром оранжевого цвета и пунктирной линией.
Что символизирует Ян?
Ян понимается как небо, мужское начало, свет, активность и проникновение. Он присутствует в нечетных количествах в горах и представлен драконом, лазурным цветом и непрерывной линией.
Каково происхождение иньян?
Истоки идеи инь-ян неясны, но древни. В Китае в 3 веке до нашей эры она легла в основу целой школы космологии, ведущим представителем которой был Цзоу Янь. Значение иньян на протяжении веков проникало во все аспекты китайской мысли, влияя на астрологию, гадание, медицину, искусство и правительство.
иньян , латинизация Уэйда-Джайлса инь-ян , японский in-yō , в восточной мысли, две взаимодополняющие силы, составляющие все аспекты и явления жизни. Инь — символ земли, женственности, тьмы, пассивности и погруженности. Он присутствует в четных количествах в долинах и ручьях и представлен тигром оранжевого цвета и пунктирной линией. Ян понимается как небо, мужское начало, свет, активность и проникновение. Он присутствует в нечетных количествах в горах и представлен драконом, лазурным цветом и непрерывной линией. Говорят, что оба они исходят из Великого Предельного (9).0049 taiji ), их взаимодействие друг с другом (по мере того, как одно увеличивается, другое уменьшается), являясь описанием фактического процесса во вселенной и всего, что в ней есть. В гармонии они изображены как светлая и темная половины круга.
Понятие инь-ян связано в китайской мысли с идеей пяти фаз ( усин ) — металла, дерева, воды, огня и земли — обе эти идеи придают содержание характерной китайской вере в циклическую теорию. становления и распада и взаимозависимости между миром природы и человеческими событиями.
Истоки идеи инь-ян неясны, но древни. В III в. до н. э. в Китае она легла в основу целой школы космологии (школа иньян), главным представителем которой был Цзоу Янь. Значение иньян на протяжении веков проникало во все аспекты китайской мысли, влияя на астрологию, гадание, медицину, искусство и правительство. Концепция вошла в Японию в ранние времена как в — лет . Правительственное бюро существовало в Японии уже в 675 г. н.э., чтобы консультировать правительство по гаданию и контролю календаря в соответствии с в — лет принципов, но позже вышел из употребления. В — гг. представления пронизывали все слои японского общества и сохранились даже в наше время, о чем свидетельствует широко распространенная вера в удачные и неудачные дни и направления и учет знаков зодиака при заключении браков.
Редакторы Британской энциклопедии Эта статья была недавно отредактирована и обновлена Адамом Августином.
Инь и Ян Определение и значение
- Лучшие определения
- Викторина
- Подробнее об Инь и Ян
- Британский
- Культурный
Показывает уровень сложности слова.
[ yinuhn yang ]
/ ˈyɪn ən ˈyæŋ /
Сохрани это слово!
Показывает уровень оценки в зависимости от сложности слова.
существительное (используется с глаголом в единственном или множественном числе)
(в китайской философии и религии) два принципа, один отрицательный, темный и женский (инь), и один положительный, светлый и мужской (ян), взаимодействие которых влияет на судьбы существ и вещей.
ТЕСТ
МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ ОТВЕЧАТЬ НА ЭТИ ОБЫЧНЫЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ СПОРЫ?
Есть грамматические дебаты, которые никогда не умирают; и те, которые выделены в вопросах этой викторины, наверняка снова всех разозлят. Знаете ли вы, как отвечать на вопросы, которые вызывают самые ожесточенные споры по грамматике?
Вопрос 1 из 7
Какое предложение верно?
Происхождение инь и ян
Впервые записано в 1930–1935 гг., инь и ян происходит от китайского слова yīn-yáng
Слова рядом инь и янь
yike, yikes, yill, Yima, yin, yin and yang, Yinchuan, yindie, Yingkou, Yinglish, Yin-Yang School
Dictionary. com Unabridged На основе Random House Unabridged Dictionary, © Random House, Inc. 2023
БОЛЬШЕ ОБ ИНЬ И ЯН
Что означает
инь и ян ?Есть свет и тьма, день и ночь, добро и зло, инь и ян.
Инь и Ян или у ин-ян относится к концепции, возникшей в древней китайской философии, где противоположные силы рассматриваются как взаимосвязанные и уравновешивающие.
Он обычно представлен символом инь-ян , кругом, состоящим из черных и белых завитков, каждый из которых содержит точку другого.
Откуда взялся термин
инь и ян ?Понятия инь и ян существуют по крайней мере с 1300-х годов до нашей эры, когда они были обнаружены в надписях, связанных с китайским предсказанием погоды. Одно из первых упоминаний о инь-ян для концепции космической гармонии происходит из стиха в Ши Цзин , сборнике стихов VI века до н.э., составленном Конфуцием.
Где-то между 700–400 гг. до н. э. Инь-ян — так называлась школа обучения, главным мыслителем которой был алхимик Цзоу Янь. Школа сосредоточилась на идее, что вся жизнь вращается вокруг пяти основных элементов (металл, дерево, вода, огонь и земля), управляемых силами инь, , и 9.0129 ян , часть ци , или жизненной силы космоса.
Инь , по-китайски «женщина» или «луна», представляет тьму, женственность, пассивность и землю. Ян («солнце» или «мужской») представляет свет, мужественность, активность и небеса. Считалось, что баланс инь и ян влияет на здоровье и порядок внутри человека, общества и всей вселенной.
А. их взаимосвязь стала изображаться в taijitu , или «Диаграмма Великого Предела» — более известный на Западе как символ инь-ян , впервые появившийся в 1000-х годах нашей эры и приписываемый философу Чжоу Дуньи. В символе инь представлен черным цветом, а ян — белым.
Термин инь-ян впервые встречается в английском языке в 1850-х годах, и он распространился в 20-м веке, особенно благодаря интересу к восточной философии, незападной медицине и боевым искусствам.
Unicode 1.0 одобрил символ инь-ян для компьютеров в 1993 году и добавил его в свой набор Emoji 1.0 в 2015 году. отображается как белый на фиолетовом квадрате.
Как использовать термин
инь и янВ современном английском языке инь-ян (или инь и ян ) небрежно используется для описания любых двух противоположностей, уравновешивающих друг друга или характеризующих жизненные взлеты и падения.
Мне всегда тяжело разговаривать с дядей, особенно когда он говорит: «Иногда мне кажется, что ты мой единственный друг», потому что, честно говоря, он и мой тоже. Мы инь и ян стоим два разных поколения
— ЧИН (@Kay07ming) 6 мая 2018 г.
Все в жизни инь-ян. Даже люди. Поверь в это.
— ДЖАН ⚡️ ВАТТС (@jeanwatts_) 23 декабря 2016 г.
Жители Запада могут использовать инь-ян при обсуждении концепций баланса и гармонии в своей практике восточных философских или медицинских традиций, таких как тайцзи, фэн-шуй или акупунктура. .
Они также могут просто использовать его как сокращение для самого символа taijitu .
Другие примеры инь и янь :
«Многие люди выбирают татуировку кои в стиле инь-ян , представляющую баланс».
— Сара Сигел, PopSugar , май 2018 г.
«Одна глава в книге посвящена Инь Ян йоге, также называемой парной йогой. В нуклеарных семьях, когда работают оба партнера, беременность и рождение ребенка могут изменить баланс. Оба родителя должны участвовать в беременности. Парная йога с помощью простых асан помогает наладить связь с партнером».
— Паял Гидвани Тивари, цитируется К. Джеши, The Hindu , май 2018 г.
Примечание
Это содержание не является формальным определением этого термина. Скорее, это неформальное резюме, которое стремится предоставить дополнительную информацию и контекст, который важно знать или помнить об истории, значении и использовании термина.
Определения инь и ян в Британском словаре
Инь и Ян
/ (jɪn) /
существительное
два дополняющих друг друга принципа китайской философии: Инь — это отрицательное, темное и женское начало, Ян — положительное, светлое и мужское начало. Считается, что их взаимодействие поддерживает гармонию вселенной и влияет на все, что в ней находится. © William Collins Sons & Co. Ltd., 1979, 1986 © HarperCollins Издатели 1998, 2000, 2003, 2005, 2006, 2007, 2009, 2012
Культурные определения инь и ян
инь и ян
Две силы во вселенной, согласно китайской теории: инь — пассивная, негативная сила , а ян — активная, положительная сила.
Leave a Comment