Как научиться рисовать светотень: Как рисовать тени. Легко, просто и понятно! | JustDrawIt.ru


23.09.2021 Facebook Twitter LinkedIn Google+ Разное


Содержание

Светотени

Понятие о светотени. Тон как средство выражения объемной формы.

Человек воспринимает реальную форму предмета благодаря отраженным световым лучам, попадающим в глаз. Источник света, освещая предмет, определяет не только его положение в пространстве, но и выявляет характер его объемной формы в соответствии с конструктивным строением.

Поскольку отдельные участки (поверхности) того или иного объемного предмета располагаются под разными углами к источнику света, то и различна их степень освещенности. Последнее объясняется тем, что они принимают на себя различное количество световых лучей. Наиболее освещенные части, то есть поверхности, обращенные к источнику света и получающие наибольший поток прямых лучей, принято называть светом.

Освещенность поверхности предмета значительно убывает по мере уменьшения угла падения световых лучей. Косые (скользящие) лучи света образуют на поверхности полутень. На округлых формах полутень является зоной постепенного (плавного) перехода от световой части к теневой, а на предметах граненой формы полутень выступает как самостоятельная зона между его освещенной и теневой частями.

Тенью на предмете называется та часть поверхности формы, на которую лучи от источника света не попадают, причем такую тень принято называть собственной тенью.

Существует и так называемая падающая тень, образующаяся на поверхностях (на освещенной части формы, на плоскости стола, на фоне и т. п.) от освещенных предметов, преграждающих путь световому потоку. Характер очертания падающей тени зависит от формы предмета, образующего эту тень, и от структуры поверхности и конструкции формы, на которую она падает.

Объекты, находясь в окружающей среде, принимают на себя не только потоки лучей от источника света, но и отраженные лучи света от соседних объектов. Если внимательно посмотреть на натуру, то можно увидеть, что ее теневая часть неоднородна по своей плотности. В результате воздействия отраженного света собственная тень в отдельных местах несколько высветляется. Это явление называется световым рефлексом. Как правило, на предметах округлой формы высветление собственной тени происходит в крайней «контурной» ее части, поэтому при рисовании объектов данной формы наиболее темную часть собственной тени следует располагать несколько отступая от края теневой части формы внутрь, что очень важно для решения объема теневой части.

Самый светлый участок освещенной поверхности предмета, отражающий наибольшее количество лучей света, называется бликом. Лучше всего он виден на глянцевых поверхностях, особенно на выпуклых и вогнутых формах. На рисунке показана схема распределения светотени на предметах граненой и округлой формы.

Распределение светотени на предметах граненой и округлой формы

Итак, существуют определенные закономерности распределения лучей света по форме предмета, благодаря чему наш глаз воспринимает различные градации светового потока, попадающего на его поверхности, а следовательно, и объемную форму. На основе этих объективных закономерностей и возникает понятие о светотени в натуре как о совокупности оттенков света на соответствующей форме от самого светлого до самого темного.

В то же время степень насыщенности светотени в натуре зависит от целого ряда объективных условий. Если два сходных по всем параметрам предмета (например, два гипсовых шара) осветить источниками света различной силы, то на шаре, который освещен более сильным источником света, светотень будет выражена более четко, чем на шаре, освещенном менее сильным источником.

Поразному воспринимается сила светотени на однородных объектах, занимающих различное пространственное положение к источнику света. Это хорошо можно проследить на натурной постановке из группы геометрических тел, освещенных единым источником света. Чем ближе предмет расположен к источнику света, тем сильнее и контрастнее выражена на нем светотень по отношению к освещенным и теневым поверхностям предметов, находящихся дальше от этого источника света.

Различно будет восприниматься сила светотени на предметах, освещенных одним и тем же источником света, но разных по цвету (например, синий и коричневый чайники или красная и зеленая чашки). Это зависит от степени отражения или поглощения предметным цветом количества светового потока.

Таким образом, сила светотени зависит не только от силы источника света и его расстояния до предмета, но и от цветовой окраски его поверхности, то есть сила светотени зависит от способности отражения определенного количества света той или иной поверхностью предмета.

Так возникает понятие о светосиле в натуре.

Светосила отдельных элементов светотени (свет, полутень, тень, рефлекс) в натуре находится в определенных отношениях. Так, рефлекс всегда светлее тени и темнее света, полутень темнее света и светлее тени как собственной, так и падающей. В данном случае речь идет об одинаково окрашенном предмете.

Однако студентам приходится рисовать не только натурные постановки, предметы которых имеют однородный материал и одинаковую окраску (как, например, группа гипсовых геометрических тел), но и натюрморты, составленные из предметов быта различной окраски, в том числе и имеющих различный диапазон светлоты одного и того же локального цвета (например, синий чайник, светло-синяя чашка и т. п.).

В подобных натурных постановках, с одной стороны, каждый предмет несет в себе собственные светосиловые отношения, с другой — светосиловые отношения одного объекта (от светлого до темного) отличаются от светосиловых отношений других объектов.

Сопоставляя светосиловые отношения между цветными предметами натурной постановки, можно обнаружить не только отличие одного от другого по светлоте (например, желтый лимон светлее синей чашки), но и различие светосилы элементов светотени. Так, сила освещенной поверхности одного из цветных предметов может быть светлее или темнее световых частей других, а может быть и так, что сила тени одного из предметов натурной постановки будет светлее полутеневой поверхности другого предмета (при равных условиях освещения теневая часть светло-желтого предмета будет светлее полутеневых поверхностей предметов, имеющих темносинюю или лиловую окраску).

Таким образом, отражательная способность цвета существенно влияет на светосиловые отношения степени светлот элементов светотени между предметами, а следовательно, и на общий светотеневой строй натурной постановки.

Различие силы светотеневых градаций в натуре определяет понятие тона. Под тоном в рисунке следует понимать воспроизведение на плоскости листа светотеневого строя, наблюдаемого в натуре от самого светлого к самому темному, иначе говоря, воспроизведение светосиловых отношений поверхностей, образующих объем.

Следует отметить, что художник, располагая карандашом или углем, как самыми темными изобразительными материалами, и белой бумагой не может воспроизвести не только абсолютную силу глубоких теней и яркости света, но и то богатство тональных оттенков, которыми располагает природа. И все же, несмотря на ограниченность диапазона тональной шкалы изобразительных материалов, опытный рисовальщик передает в рисунке как разнообразие светотеневых градаций на соответствующих формах, так и общий светотеневой строй натурной постановки.

Для преодоления противоречия между диапазоном тонального строя натуры и тональной шкалой изобразительного материала художник пользуется в рисунке тональным масштабом, суть которого заключается, с одной стороны, в сокращении «растяжки» тональных оттенков при лепке формы между граничащими светотеневыми зонами, с другой — в установлении в рисунке самого светлого и самого темного мест, в пределах которых должны быть распределены все промежуточные тона. Предельный размер тонального масштаба в рисунке — белая бумага и полная сила карандаша, как крайние полюса.

Идеальный курс для новичков!

Учимся работать сразу с 5-ю художественными материалами,

При рисовании с натуры предметов, имеющих светлую окраску, в целях избежания черноты опытный рисовальщик самые темные места берет несколько слабее силы карандаша и тем самым устанавливает как бы заниженный тональный масштаб, что дает возможность решить светотеневой строй натурной постановки в светлой тональной гамме.

Таким образом, существует прямая зависимость между выбором размера тонального масштаба и тональным строем рисунка. Независимо от того, будет ли рисунок решен в светлой или темной тональных гаммах, важно, чтобы распределение всех основных оттенков, от самого светлого до самого темного, на рисунке соответствовало местоположению этих светотеневых градаций натуры.

Другое дело, что в рисунке мы передаем не абсолютную напряженность соответствующих тонов натуры, а лишь их пропорциональные отношения, причем, как правило, в сторону уменьшения, что связано с возможностями изобразительных материалов. Понижая степень световой части предмета в рисунке, например, в два раза по отношению к световой части натуры, необходимо во столько же раз ослабить и теневую часть рисунка по отношению к теневой поверхности натуры. В этих же пропорциональных отношениях следует выдерживать и все промежуточные светотеневые оттенки. Именно в этом и состоит

принцип работы отношениями над тональным рисунком. Игнорирование этого принципа (часть формы решается по отношению к натуре в одном тональном масштабе, а другая — в совершенно другом) приводит к нарушению тональной взаимосвязи между поверхностями, образующими объем. В подобных рисунках тени как бы проваливаются, рефлексы, взятые в силу полутонов, выпадают из общей формы. Нужно уяснить, что нарушение масштаба светосиловых отношений между рядом лежащими тонами по отношению к натуре «ломает» форму.

При решении тонального рисунка необходимо учитывать и степень удаленности предмета (или предметов) от рисующего.

Все предметы по мере удаления теряют изобразительную четкость. Проследить это можно на таком примере. Если мы поставим ряд одинаковых предметов на разном расстоянии от рисующего в глубь пространства, то убедимся, что ближайший предмет воспринимается нами четко, на нем ясно заметны мелкие детали, хорошо читается фактура, материал. По мере удаления эти качества как бы пропадают, делаются менее заметными. На втором плане предмет воспринимается более обобщенно, объекты на третьем и последующем планах как бы растворяются и смотрятся более плоско, силуэтно. Такая же закономерность наблюдается и в отношении светосилы предметов. Контрасты света и тени на передаем плане читаются четче, сильнее. По мере удаления объекта сила контрастов ослабевает.

Все эти явления надо учитывать при рисовании многоплановых натюрмортов и особенно при работе над натюрмортом в интерьере, когда необходимо решать глубокие пространственные планы.

 

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями.

Твитнуть

Поделиться

Поделиться

Отправить

Класснуть

Линкануть

Как рисовать тени. Легко, просто и понятно! | JustDrawIt.ru

Светотень в рисунке карандашом.

В этой статье мы подробно рассмотрим как правильно рисовать тени. Чуть глубже, чем это описано в учебниках по рисованию для детей, но проще, чем это сказано в учебниках по академическому рисунку.

Структура статьи:

Давайте, знакомиться, меня зовут Михаил, и я люблю рисовать. Поэтому веду этот блог и еще другие проекты по рисованию. Пишу это статью для того, чтобы сделать простое и понятие описание базовых вещей по светотени.

Погнали?

Я думаю, каждому, будь он даже ежиком, понятно, что такое свет и что такое тень. Но давайте дадим определение.

Википедия скажет (упрощенно):

Свет — электромагнитные волны, видимые человеческому глазу.   Этих волн в единицу времени проходит очень много, а видим, мы лишь небольшую их часть, к слову, если все электромагнитные волны мы разместим на линейке в 10 см, то то, что мы видим и называем светом, будет занимать не больше 2 мм.

Есть еще второе определение света — явление, делающее мир видимым.

Свет в рисунке это — это наблюдаемая на предмете поверхность, ярко освещенная источником света.

Свет на геометрических фигурах

Вот так, просто.

А что такое тень?

Тень — явление, при котором глазу виден наименее освещенный участок.

Тень на предметах

Заметим, что тень — это не отсутствие света вообще, а лишь его меньшее значение.

Если есть свет и тень, значит есть граница светотени.

Как же обозначается свет и тень в рисунке?

Введем еще одно понятие, называемое тон.

По латински tonus, а по английски hue, можно перевести как напряжение, ударение.

Под словом тон понимается характеристика света по поверхности конкретного предмета в зависимости источника света в данной ситуации.

Можно объяснить еще проще.

Тон — это вектор цвета. Сильнее или слабее жмете на карандаш — вот он тон.

Это рисунок из моей закрытой группы по рисованию

Простой карандаш, имеет скорее серебряный тон.

Который можно растянуть от самого светлого, до безумно темного.

Именно это главный ключ к созданию объема в рисунке.

Можно нарисовать тоже самое только в фотошопе, выйдет такое:

Как делать тени на рисунке карандашом?

Светлые тона будут отвечать за свет, темные за тень.

Но тут есть сотни нюансов как накладывать тени на рисунок, например, а что если предмет темный, а что если он металлический, а что если он плохо освещен. И тут появляется уже множество других вариантов.

Мы рассмотрим, те примеры, в которых мы будем подразумевать идеальные лабораторные условия, в которых есть 1 источник света. А предметы, рассматриваемые нами светлые.

Это будет наша основа, которую если мы поймем рисовать нам станет проще.

Закон света и тени.

Можно сформулировать его просто — чем дальше свет, тем слабее тени.

Можете из бумаги вырезать 2 полоски. Одну сделать с жесткими углами, вторую с мягкими. И поставить их рядом с лампой.

Вот вам наглядное пособие по закону света и тени.

Чем ближе к источнику света, тем тени насыщеннее.

Обратите внимание, что тень в рисунке не будет одинаковым тоном. Она будет плавно меняться, каким принципам она подчиняется, поговорим ниже.

А в фотошопе та же зарисовка выглядит так:



Собственная тень в рисунке.

Это тень находящаяся на самом предмете.  Обычно имеет границу разделения со светом. Чем дольше от этой границе, тем тон будет становиться светлее.

Собственная тень


Что такое рефлекс в рисовании?

Рефлекс уже об этом понятии мало кто знает. Рефлекс — самый светлый участок в собственной тени, образованный отражением света в тени.

Иными словами, рефлекс в рисунке — это место, где тень подсвечена.

Рефлекс на рисунке


Падающая тень.

Тень от предмета, падающая на другую поверхность. Важно, падающая тень —  самый темный участок в рисунке.

Падающая тень на рисунке

Полутон или полутень. Граница между светом и тенью, занимаясь рисованием, вы будете замечать, что некоторые предметы имеют освещенную поверхность, но это не назовешь светом, в тоже время, это не назовешь тенью.


Блик — свет, отраженный от предмета прямо в глаз смотрящего.

Самый светлый участок света.  Наш глаз не различает в этой части оттенков, поэтому обычно блик рисуется, как самый белый (светлый) участок.

Это основные понятия, которые стоит выучить и запомнить, раз мы хотим рисовать.

Теперь, давайте посмотрим, как же ведет себя свет и тень на разных предметах.

Свет и тень на примере шара.

Шар — одна из самых сложных для рисунка фигур. Здесь важно показать мягкость перехода тона.

Свет и тень сфера

Падающая тень, напоминает овал. Самая ближняя часть к зрителю, это самый темный участок в рисунке. После этой точки тень начинает ослабляться во все 4 стороны.

Собственная тень напоминает по форме месяц.

Второе темное место, после падающей тени. Самая ближняя точка к зрителю, так же будет самой темной. Она будет напоминать овал, расходящийся во все стороны.

Важно заметить, что линия перехода свет в тень, будет наиболее темной ко всему участку собственной тени.

Рефлекс — самый светлый участок в тени. Обычно может иметь форму месяца.

Полутон — светлее чем любая из теней.

Блик — самое светлое место, скорее всего напоминающее овал.

Свет и тень на  примере куба

Граница светотени проходит по граням куба.

Падающая тень куба похожа на искривленный прямоугольник.

Падающая тень все так же самая темная часть, а то, что ближе к нам еще темнее. По принципу шара тень осветляется во все 4е стороны.

Одна из граней находится на свету, в которой есть блик.

Собственная тень в месте, самом ближнем к зрителю будет темнее.

Рефлекс будет подсвечиваться внизу тени.

А полутон будет на гранях не однородный, а чуть темнее или светлее.


Свет и тень на примере цилиндра.

граница светотени цилиндр

Граница светотени в нашем случае проходит вертикально. Это самый темный участок на всей собственной тени.

Рефлекс, может быть виден внизу или сбоку.

Подающая тень, напоминает тень от куба, и подчиняется такому же принципу.

Одна сторона цилиндра освещена и имеет блик, местонахождение которого найти сложнее.


Свет и тень пирамиде.

Она имеет острую грань, а значит граница светотени будет четкая.

Все так же как в кубе.

Падающая тень, становится светлее по мере удаления от зрителя.

Собственная тень имеет рефлекс, и самый ее темный участок это самый ближний.

Одна из сторон освещена и имеет блик.

Свет и тень на конусе
Конус, очень похож на пирамиду. Но в конусе есть важное отличие.

Он не имеет жестких граней, поэтому линия раздела света и тени в нем мягкая.

Я думаю, вы уже стали понимать как происходит распределение тени и света по рисунку, поэтому я приведу ниже просто картинки.

5 советов от экспертов – Сей-Хай

Только благодаря регулярной практике можно полностью овладеть техникой затенения карандашом. Но вы также должны знать, какой из карандашей использовать для той или иной техники. Карандаши разной твердости создают заметно отличающиеся штрихи.

Лучший совет для изучения затенения – поэкспериментировать с несколькими карандашами, используя разные техники.

Какими карандашами пользоваться?

Долгое время я использовал механические карандаши HB, но преимущества обычных заставили сменить привычные мне инструменты. Как только я начал работать с обычными карандашами, разница была очевидна. Я смог делать то, что механическими карандашами никак не удавалось. Теперь я могу использовать различные тоны, текстуры и приобретенный опыт, для создания новых произведений.

Разница не только между карандашами разной твердости. Я также узнал, что форма кончика карандаша дает совершенно разные результаты. Например, более закругленным можно сделать большие, мягкие штрихи. И теперь я знаю, когда без него не обойтись.

1. Выбирайте карандаши внимательно

Карандаш с более тупым кончиком закрасит большие области при затенении. А чем выше вы поднимитесь по шкале B, тем более текстурированной будет выглядеть затененная область. (Изображение предоставлено Тимоти Фон Рюденом)

Я рекомендую иметь под рукой несколько твердых карандашей, которые вы можете использовать в своей работе с полным пониманием, чего от них ожидать. Есть заметная разница не только при работе с разными карандашами по шкале HB, но и в том, насколько остро заточен карандаш. Проверьте, и вы увидите, что некоторые из них создают темную текстуру, в то время как другие – более светлую и плавно окрашенную поверхность.

Если подняться выше по шкале Н, то вы получите более мягкий и плавный результат. Использование механического карандаша с небольшим наконечником создаст точные штрихи, но он часто сглаживает текстуру бумаги при затенении. (Изображение предоставлено Тимоти Фон Рюденом)

2. Создание разных типов штриховки

Разные методы дают совершенно разные результаты (Изображение предоставлено Тимоти Фон Рюденом)

У каждого художника есть свой метод затенения, который он использует чаще всего. Я в основном использую метод круговой штриховки, но также экспериментирую с другими методами, чтобы добиться наилучших результатов. Каждый метод дает особый результат, в зависимости от того, что вы хотите создать. И если вы знаете, какой результат нужен, вам не составит труда выбрать наиболее подходящие техники. Штриховка и зернистость часто создают видимость текстуры и шероховатости. Круговая штриховка и блендинг создают мягкие переходы и плавно закрашенные поверхности.

3. Определитесь с расположением светотени

На примере простой сферы можно увидеть четкое и понятное разделение элементов светотени (Изображение предоставлено Тимоти Фон Рюденом)

Потратьте время, чтобы понять, как ложится освещение и какие элементы светотени оно создает. Только так вы сможете достичь правильного затенения. Проводите исследования, находите референсы и ресурсы, которые вам помогут, а затем применяйте эти знания на практике. Существует целый ряд светотеневых элементов, с которыми можно работать. И это не только темнота и свет.

Понимание того, как работает освещение, кардинально повлияет на выполнение и последовательность затенения в вашей работе (Изображение предоставлено Тимоти Фон Рюденом)

4. Практикуйтесь, чтобы подмечать закономерности

Вы можете видеть, как я поочередно выстраиваю элементы светотени. Создав основу, вы сможете уверенно делать более темные штрихи (Изображение предоставлено Тимоти Фон Рюденом)

Теперь, когда у меня достаточно опыта работы с несколькими карандашами, я знаю, когда нужно сменить карандаш для получения необходимого результата. Традиционным и наиболее эффективным является метод, когда вы начинаете рисовать более светлым карандашом H, а затем постепенно переходите в более темную шкалу B. Этот метод обеспечивает наиболее правильное нанесение светотеневых элементов и создание контраста.

Карандаши с более высоким значением в шкале В, как правило, труднее стирать, поэтому я обычно начинаю с карандаша 2Н (Изображение предоставлено: Тимоти Фон Рюденом)

5. Выясните, какие методы затенения подходят вашему стилю

Хотя ни один из методов не является неправильным, со временем вы найдете, тот, который больше всего подходит вашему стилю. Вот собственно почему я рекомендовал экспериментировать (Изображение предоставлено: Тимоти Фон Рюденом)

Выше вы видите пример использования двух методов затенения. Левая половина имеет более мягкие переходы и приближена к реализму. Здесь я использовал метод круговой штриховки, который отличается плавностью переходов. Правая половина была сделана в основном с использованием прямой штриховки, и вы можете видеть ярко выраженные следы карандаша на бумаге.

Читайте также:

Рисунок в перспективе: важные советы

Рисунок с натуры: как передать энергию и сделать рисунок динамичным

Полный гид по рисованию на холсте для начинающих художников

 

Источник

Превью: Jarrod Reed

 

Урок 5. Светотень — продолжение. Как рисовать фрукты

В этом уроке мы вновь поработаем со светотенью, но теперь для предметов округлой формы, подобных шару, конусу, цилиндру, а также для тех, которые сочетают в себе несколько таких форм.

Для начала вернемся к тону. Тональное разнообразие, существующее в природе, очень широко. Наш глаз способен различить не все тона, но с практикой художник видит больше тональных нюансов. Однако художественные материалы не справляются со всеми теми изменениями тона, которые мы наблюдаем. В рисунке мы имеем дело с более узким тональным диапазоном, упрощенной версией. Например, мы не можем иногда передать всю яркость блика или черноту самых темных участков теней. Таким образом в рисунке важно выстраивать свой тональный диапазон. Например, если тень получается более светлой, чем в натуре, то относительно нее смещаем полутень и свет к более светлым тонам.

Содержание:

Тональная шкала

Давайте начнем с упражнения, которое учит замечать тональные нюансы, а также передавать их в рисунке. Это определяет, насколько объемными будут получаться наши работы. Например, если тени нарисованы недостаточно темно, а свет – недостаточно светло, если затененные области проработаны без тональных нюансов (равномерно), то изображение будет выглядеть более плоским.

Давайте нарисуем тональную шкалу от белого к темно-серому.

Начнем с прямоугольника, состоящего из 7-8 сегментов.

А теперь начнем заполнять его тоном. Первый сегмент оставим белым, последний будет наиболее насыщенный по тону. Слева направо тон постепенно нарастает (каждый последующий сегмент должен быть чуть-чуть темнее предыдущего). Сначала заполняем тоном крайние сегменты, а потом постепенно двигаемся к центру. Для первых сегментов удобно использовать твердый карандаш (например, 2Н или Н), для средних – НВ, а для последних – 2В и мягче. Регулируем степень нажима на карандаш. Для светлых используем более легкий и наоборот. Сложно сразу угадать тон. Поэтому по мере появления новых сегментов придется корректировать тональную насыщенность ранее заштрихованных. Высветлять тон сложнее, поэтому важно не штриховать сразу в полную силу, а затемнять тон постепенно (слоями), по мере появления новых сегментов и возможности сравнивать. 

Старайтесь тонировать сегменты равномерно, чтобы они были одного тона на всем своем протяжении. Периодически смотрите на шкалу с расстояния – так проще видеть разницу в тоне.

Это очень непростое упражнение, но ценное. Важно не спешить с ним. Его можно начать и с более простой шкалы, состоящей из 5-6 сегментов. А потом перейти к 8 и далее. Кстати, эту шкалу можно использовать, чтобы сравнивать друг с другом разные участки в рисунке. Например, чтобы проверить, не слишком ли светел рефлекс, сравнив его с полутенью.

Светотень на предметах округлой формы

Главное отличие в светотени объектов, округлых и с плоскими гранями, заключается в том, что переходы от одной градации светотени к другой у первых плавные. Если у куба или призмы каждой грани соответствует свой основной элемент светотени (свет, полутень, тень), то на предметах с плавными очертаниями нет такого разделения. Один элемент светотени постепенно перетекает в другой. При рассеянном свете эти переходы более плавные, чем при жестком, ярком освещении.

Как будет выглядеть светотень на подобных предметах? Представьте, что у нас есть яблоко. Мы разрезаем его, при этом держим нож под наклоном – перпендикулярно лучам света. Справа показаны линии разрезов. Они имеют округлые очертания из-за округлой объемной формы яблока. Форма элементов светотени соответствует этим линиям разрезов.

Вот как это выглядит на примере реальной объемной формы (бледно-голубым показаны невидимые части линий «разрезов»). Здесь видно, что граница тени и рефлекса параллельны линиям разреза.

Рисуем яйцо

Давайте для разогрева сделаем несложное задание – нарисуем яйцо. Предлагаем работать со светотенью цветным карандашом, так как благодаря его мягкости мы сможем довольно быстро покрыть изображение тоном. Лучше взять более темный карандаш. Не тратьте много времени на точность контура. Здесь нам важно в первую очередь закрепить информацию о форме светотени и потренироваться накладывать штрихи на подобные округлые предметы.

Шаг 1. Наметим общие габариты для яйца и падающей тени. Проведем оси и нарисуем яйцо. Пробуйте сделать это на глаз, без поиска наклона основных отрезков, образующих контур, или касательных. Нарисуем границы собственной тени и рефлекса.

Шаг 2. Заштрихуем собственную тень, не в полную силу. Обратите внимание на штрихи. Они не длинные, слегка скруглены и повторяют форму контура яйца и границы собственной тени. Темнее заштрихуем падающую тень, работая в горизонтальном направлении.

Шаг 3. Легкой штриховкой создадим полутень. Потом еще затемним собственную тень, обращая внимание на неравномерность ее тона. Она наиболее насыщена на границе с более освещенными участками. Ее нижняя половина светлее, особенно самая нижняя часть, которая касается падающей тени. От собственной тени делаем плавный переход к полутени. Для этого штрихуем от более темного участка к светлому, постепенно снижая нажим на карандаш и частоту штриха. 

Шаг 4. Штрихами с очень легким нажимом покроем область света, не трогая блик. Сделаем еще темнее собственную тень на границе с полутенью. Создаем плавные переходы от более темных участков к более светлым.  Падающую тень (особенно рядом с яйцом) и рефлекс тоже затемним. Рисунок готов!

Рисуем грушу

Давайте разберем, как выглядит светотень на предметах, в основе которых заключено несколько форм. Например, для груши это усеченный конус (ее верх) и шар (основание). От верха груши часть тени падает на ее основание. А в остальном здесь действует вышеописанный принцип распределения светотени по линиям разрезов. 

Приступим к рисованию:

Шаг 1. Начнем с общих параметров: соотношение ширины к высоте для груши и ее падающей тени. После того как отметили габариты, найдем оси для груши и направляющую для тени. Методом визирования найдем наклоны отрезков, образующих линию контура.

Шаг 2. Уточним контур, сделаем его более плавным и смягчим линии построения.

Шаг 3. Наметим контур собственной тени. Затем заполним ее штриховкой по форме, то есть ориентируясь на очертания груши и контур собственной тени. Пока набираем тон не в полную силу. Поработаем также с падающей тенью. Сделаем ее немного темнее собственной.

Шаг 4. Слегка заштрихуем полутень и свет на груше, а потом усилим собственную тень, при этом рефлексы слева оставляем немного светлее.

Шаг 5. Сделаем темнее полутень. От собственной тени создадим плавный переход к более освещенным участкам. При этом граница падающей тени от верхней части груши на ее основание будет более жесткой.

Шаг 6. Поработаем с плодоножкой и сделаем ее темнее слева. Нарисуем фрагмент ее падающей тени сверху на груше. Выделим тоном основание плодоножки. Усилим собственную и падающую тени груши. Ластиком можно высветлить блики.

Шаг 7. Теперь переходим к очень важному этапу – будем уточнять светотень. Смотрите на свою грушу и натуру (или фотографию) с расстояния, прищурив глаза. Сравнивайте расположение и темноту/светлоту тональных пятен, их форму. По необходимости уточняйте рисунок. Здесь рефлексы выглядят слишком светлыми на контрасте с тенями, поэтому сделаем их темнее. Затемним еще самые темные участки груши и падающую тень рядом с ней. Почему только рядом с ней, а не целиком, как на фото? Чтобы выделить грушу сильнее, для нее и рядом с ней используем наиболее контрастные пятна, а остальное делаем менее выразительным.

Шаг 8. Финальные штрихи: давайте сделаем намек на фактуру. Мягким карандашом с легким нажимом поставим немного точек в полутени, и несколько на свету. Не делаем их слишком выраженными – так они будут смотреться живее. 

Подсказки при работе со светотенью

1 Обращаем внимание на форму пятен тени, света, полутени, бликов, а также на четкость или размытость их границ.
2 Также важна форма пятен внутри элементов светотени, ведь они часто неравномерны по тону.
3 Прищуриваем глаза, чтобы сравнить тональные пятна в натуре и на рисунке.
4 Можно использовать белый лист бумаги как ориентир: поднести его к натюрморту и сравнивать с ним освещенные участки изображаемых объектов.
5 Часть тени, расположенная на границе с освещенными участками, наиболее темная.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Юлия Отрубянникова

Как научиться видеть, чтобы хорошо рисовать

Для того, чтобы рисовать, писать красками художнику необходимы не только теоретические знания и практический опыт. Есть еще одно такое важное понятие, как способность «видеть». Это очень абстрактное, очень размытое понятие, не имеющее инструкции к применению, и оно вполне очевидное. Но художнику до него крайне важно дойти, потому что он создает зрительные образы, и уметь видеть — это одна из его основных способностей.
Я не буду говорить о высоких материях, о том, что художник действительно видит мир как-то иначе, и обычным умом этого не понять.

Речь пойдет о простых практических навыках, способных помочь начинающему художнику лучше понимать натуру, чтобы потом ее изобразить более достоверно.

Как мы учимся рисовать

Основные два варианта, при которых Вы учитесь с кем-то (то есть у Вас есть определенный ориентир):

  • Интернет, видео из интернета, статьи. И чаще всего такой вариант сводится к тому, что Вы находите определенный источник и повторяете то, что делает автор. При этом концентрируете внимание лишь на том, что говорит или пишет автор, и как повторить его работу, чем точнее, тем лучше.
  • Рисование в студии с живым педагогом. Это способ сложнее, но и эффективнее. Во-первых, Вы рисуете с живой объемной натуры, а не с картинки. Во-вторых, Вы ни за кем не повторяете, а сами решаете поставленную задачу, педагог лишь подсказывает и немного помогает.

Но в обоих случаях Ваша работа протекает не самостоятельно, Вам помогают. И за пределами этого пространства Вам тяжело выполнить что-то самим, без постороннего вмешательства.

Я в своих уроках делаю больший упор не на то, чтобы Вы посмотрели и повторили за мной, то есть «делай как я и все будет у тебя хорошо» — нет. Я пытаюсь предоставить информацию, которой вы смогли бы воспользоваться в других своих рисунках самостоятельно. То есть это такая информация, которая позволит вам, во-первых, улучшить свои навыки рисунка, во-вторых, поможет вам разобраться и с другими формами, и с другими предметами.

И тут как раз встает вопрос о том, что бы увидеть, как это применить на других объектах, на других своих рисунках, на другой натуре.
Например, в видео про светотень я показывала примеры светотени на определенных предметах. И моей целью было то, что бы Вы поняли основные принципы светотени, увидели все то же самое на другой натуре, на тех предметах, которые Вы собираетесь рисовать самостоятельно.

Основы светотени в рисунке

И тут как раз вот это «видеть» крайне важно. Ведь не всегда все так наглядно, как в уроках, натура бывает очень смутной, со странным освещением. И после урока Вы: «я все понял!». А потом садитесь за какой-нибудь натюрморт и опа! – «Ох! Ничего такого тут нет! И как это рисовать? А где та светотень, о которой было в уроке?» И все, начинается ступор.

Вы начинаете искать дополнительную информацию, у вас возникают вопросы.
Вопросы – это хорошо! Но они могут мучить Вас бесконечно. Вы разберетесь с одним, начинается другое, решите другое, возникают проблемы с третьим. И так может длиться бесконечно. Но если вы научитесь видеть натуру, вопросов станет определенно меньше.

Каким образом мы учимся видеть натуру

И тут все довольно просто и очевидно, однако требует терпения и внимательности.

Первое, что помогает нам научиться видеть — это наблюдение за натурой и ее анализ.

То есть, прежде чем преступить к практике (непосредственно к рисунку), понаблюдайте за объектом, попробуйте мысленно его разложить по тем основам рисунка, которые Вы уже знаете.
Та же самая светотень, например. Действительно ли падающая тень от этого объекта, темнее, чем собственная? Я же знаю, что она должна быть темнее, чем собственная! Почему я здесь этого не вижу?

Почему я не вижу рефлекса, например.

И так далее.
Перспектива та же самая, как сильно объект уходит в перспективу, насколько он отклонен от горизонталей, почему мне кажется, что объект вытянутой формы, а он на самом деле круглый. И вот таких копаний очень много. И, кажется, что от них можно сойти с ума. Проще взять, сесть, нарисовать. Если не получилось, анализировать свои ошибки.
Но наблюдение за натурой, любование ею – это неотъемлемая часть творческого процесса. Художнику важно понять, как передать то, что он видит. Так что если Вы не озадачиваетесь этим, то результаты вашего труда, возможно, будут гораздо ниже, чем если бы Вы просто наблюдали за предметами вокруг.

И это хорошая практика для художника – смотреть на мир не обыденным взглядом, а с анализом. Даже если Вы ничего не собираетесь рисовать, не ленитесь иногда рассматривать предметы вокруг себя и при этом представлять, как это изобразить на листе.

Когда я еще училась, я ездила в общественном транспорте и часто залипала на лица людей. Мне кажется, что из-за меня многим было неловко, потому что мне нравилось смотреть внимательно, анализировать, что-то представлять в своей голове.
Ну что поделаешь – я изучаю натуру, люди, простите меня. Я, конечно, не призываю Вас пялиться на людей в общественном транспорте. Но если вы хотите стать портретистами, то наблюдать за натурой так или иначе придется.

И второе, что тренирует наше зрительное восприятие – это анализ собственных готовых работ.

Да! Критикуем себя, самостоятельно, без посторонней помощи. Сравниваем с натурой свою работу, а потом смотрим на нее без сравнения с натурой. Дело в том, что Вашу работу зритель не будет оценивать в сравнении с оригиналом, он будет смотреть на нее отстраненно. И смотрите, что в ней не так? Что в ней можно улучшить, что бросается в глаза, как нечто нехорошее.
И самое главное, смотрите, что у Вас вышло хорошо! Что у вас вышло классно, круто! И обязательно хвалите себя за это, и ни в коем случае не расстраивайтесь из-за ошибок, ведь все исправимо. Самое главное, Вы видите и понимаете, в чем промахнулись. И в следующий раз все выйдет обязательно лучше.

Техника рисунка карандашом. Светотень. – Копилка знаний

Законы светотени

Каждый человек, начавший заниматься рисованием, задается вопросом – как на бумаге передать объем и форму предметов. И в этом вопросе часто заходит в тупик. А между тем, зрительное восприятие формы и объема напрямую зависит от закономерностей такой вещи, как светотень. В принципе, эти закономерности можно проследить, просто наблюдая за окружающими нас предметами, освещенными искусственным или естественным цветом. Особенно четко это видно на предметах простых геометрических форм – шарах, цилиндрах, пирамидах и т.п. Для того чтобы серьезно овладеть тональным рисунком, нужно хорошо знать эти законы светотени.

Светотень — наблюдаемое на поверхности объекта распределение освещённости, создающей шкалу яркостей.

Свет является одним из основных изобразительных средств: от условий освещения зависит передача формы, объёма, фактуры объекта и глубины пространства.

Объект зрительно воспринимается только тогда, когда он освещён, то есть когда на его поверхности образуется светотень из-за разной освещённости.

В зависимости от положения объекта по отношению к источнику света, вида (фактуры) и цвета его поверхности и ряда других факторов светотень будет иметь ту или иную яркость. Светотень можно условно разделить на несколько «частей». Чтобы было понятней, рассмотрим простой цилиндр.    


Если осветить его искусственно, то градация светотени будет видна очень отчетливо. Итак. Градация такова: блик, свет, полутень, тень собственная, рефлекс, падающая тень.

         

      свет — поверхности, ярко освещённые источником света;
       блик — световое пятно на ярко освещённой выпуклой или плоской глянцевой поверхности, когда на ней имеется ещё и зеркальное отражение;
      те́нь — неосвещённые или слабо освещённые участки объекта. Тени на неосвещённой стороне объекта называются собственными, а отбрасываемые объектом на другие поверхности — падающими;
      полуте́нь — слабая тень, возникающая, когда объект освещён несколькими источниками света. Она также образуется на поверхности, обращённой к источнику света под небольшим углом;
      рефле́кс — слабое светлое пятно в области тени, образованное лучами, отражёнными от близко лежащих объектов.

Свет – это наиболее освещенная поверхность, лучи света на нее падают под более прямым углом. На свету всегда будет самое яркое небольшое пятно – блик (это то место, где лучи света, отражаясь от поверхности предмета, попадают прямо в наш глаз). Разумеется, блик не обязан быть идеально белым. Все зависит от общей тональности рисунка. Если вы рисуете черный матовый шарик, на нем никогда не будет белого блика. Блик – самое светлое пятно относительно вашего рисунка, здесь и сейчас, так сказать. Затем форма предмета поворачивается, лучи света падают под другим углом, и получается полутень. Переход от света к полутени, а дальше к тени на округлых предметах очень плавный, без четких границ. Итак, далее тень собственная. Это то место на поверхности предмета, куда лучи света не попадают вообще. Это самое темное место на поверхности предмета. Нужно помнить, что тень идет по поверхности предмета и будет принимать его форму. Если мы рисуем шар (или другие круглые, шарообразные предметы), то тут нужно помнить, что граница тени на всем своем протяжении не может быть одинакова. Ближняя к нам выпуклая поверхность теневой границы будет темнее чем края.

                       
Затем рефлекс. Это очень важно. Многие упускают рефлексы, не рисуют их, а ведь без этого невозможно полноценно передать форму предмета. Лучи света, которые падают не только на предмет, но и освещают все вокруг, отражаются от окружающего предметного пространства (например, от поверхности стола, на котором лежит предмет, или от окружающих предметов) и бросают отражение на предмет, который мы, собственно, рисуем. Это и есть рефлекс. Он светлее тени, но ни в коем случае рефлекс не может быть такого же тона, как и свет. Он должен быть темнее света, полутени, но светлее тени. Конечно, точного рецепта тут нет, насколько темнее или светлее – нужно смотреть в каждом индивидуальном случае.

Кроме собственной тени у предмета есть еще одна – падающая. Думаю все понятно – предмет своей массой загораживает путь лучам света, и они не попадают на поверхность, на которой стоит предмет. Так и получается падающая тень. Она тоже имеет свои градации тона. У основания предмета тень обычно более темная и насыщенная. А чем дальше от предмета – тем она становится бледнее и размытее.

В общем, независимо от формы предмета,   простая она или сложная – закон распределения света и тени всегда одинаков.

Но есть еще дополнения. Мы же рисуем не плоские пятна, а объемные предметы освещаются неравномерно. Степень освещения зависит от положения предмета в пространстве относительно источника света, от характера источника света, расстояния от поверхности предмета до источника света, а также от падения луча света на поверхность.
Также степень освещенности предмета зависит от того, как близко предмет находится к источнику освещения. По мере приближения предмета к свету, его освещенность будет усиливаться, и наоборот, по мере удаления – ослабевать.

Глаз различает значительное число тонов. Чем шире шкала тонов, тем меньше они различаются по яркости друг от друга, тем менее контрастным воспринимается объект; чем она у́же, тем бо́льшими будут различия яркостей между тонами, тем более контрастным явится объект.

  И еще одна важная деталь – фон. Рисунок, если это конечно не быстрый набросок или самый первый эскиз к будущей картине, не будет жить на бумаге без фона. Очень эффектно смотрится темный фон для светлых предметов, которые благодаря ему выдвигаются на передний план.
       

От фона в рисунке многое зависит !

В качестве итога можно сказать: чтобы придать объем предмету, можно разбить его на много плоскостей (это можно делать и мысленно, не обязательно на бумаге) , найти самые яркие и темные из них, и тогда уже заканчивать рисунок, заполняя его полутенями и высветляя рефлексы. И конечно же нельзя забывать о тени и о фоне, даже если рисуем набросок. Для примера распределения тонов разной насыщенности наглядный пример из книги. Заметьте, что блики – это белая бумага, которая проглядывает в некоторых местах.

            

Приемы штриховки карандашом

В этом разделе попытаемся дать общие сведения о штрихе и раскрыть суть метода заштриховки.
На первый взгляд кажется несложным повторить то же, что и на рисунке. Но для начинающих это очень непросто, особенно, когда рука не слушается и так и хочется прислонить руку к бумаге и «составить» окружные линии из коротких чёрточек, как это обычно делают многие.

Вот несколько приемов, присущих штриховке:.
Итак, попробуйте быстро провести несколько косых параллельных линий на одинаковом расстоянии. Важно соблюдать одинаковые (либо пропорциональные) расстояния между линиями. Лучше держать карандаш (ручку, фломастер и т. д.) легко, а линии проводить не сильно нажимая на бумагу. Во многих учебных изданиях рекомендуют тренировать движения плеча. Для этого надо держать руку не касаясь бумаги.

Линии можно проводить с большим нажимом в начале штриха, и почти не касаясь в конце

По этой теме читайте на сайте :


Техника рисования — Светотень — Web Art Academy

Техника рисования — Светотень

Неверие святого Фомы Караваджо

Светотень ( итальянский: «свет-темнота») в искусстве характеризуется сильными контрастами между светом и темные, обычно смелые контрасты, затрагивающие всю композицию. Это также технический термин, используемый художниками и историками искусства для использования контрастов света для достижения ощущения объема при моделировании трехмерных объектов, таких как человеческое тело.

Другие специализированные применения включают ксилографию со светотенью для цветных гравюр на дереве, напечатанных разными блоками, каждая с использованием чернил разного цвета; и рисунок светотени для рисунков на цветной бумаге с рисунком темной средой и белым выделением. Подобные эффекты в освещении кино и фотографии также являются светотенью.

Происхождение рисунка светотени

Светотень возникла в эпоху Возрождения как рисунок на цветной бумаге, где художник работал от этого основного тона к свету, используя белую гуашь, и темный, чернилами, телом или акварелью.Они, в свою очередь, опирались на традиции в иллюминированных рукописях, восходящие к поздним римским имперским манускриптам на пергаменте, окрашенном в пурпурный цвет. Ксилография с кьяроскуро началась как имитация этой техники. При обсуждении итальянского искусства этот термин иногда используется для обозначения раскрашенных изображений в монохромном или двух цветах, более широко известных в английском языке под французским эквивалентом гризайль. Термин «ранний» расширился по значению, чтобы охватить все сильные контрасты в освещении между светлыми и темными областями в искусстве, что теперь является основным значением.

Моделирование светотени

Ла Форнарина Рафаэля

Более техническое использование термина светотень — это эффект светового моделирования в живописи, рисовании или гравюре, где трехмерный объем предполагает градация значений цвета и аналитическое разделение формы света и тени — часто называемые «штриховкой». Изобретение этих эффектов на Западе, «скиаграфии» или «теневой живописи» у древних греков, традиционно приписывалось знаменитому афинскому художнику V века до нашей эры Аполлодору.Хотя практически не сохранились древнегреческие картины, их понимание эффекта моделирования света все еще можно увидеть в мозаиках конца 4-го века до нашей эры в Пелле, Македония, в частности, в Deer Hunt , в Доме Похищения Елены, с надписью gnosis epoesen , или «знание сделало это».

Они также сохранились в довольно грубой стандартизированной форме в византийском искусстве и были снова усовершенствованы в средние века, чтобы стать стандартом в начале пятнадцатого века в живописи и освещении рукописей в Италии и Фландрии, а затем распространились на все западное искусство.Изображенная картина Рафаэля со светом, идущим слева, демонстрирует как тонкое моделирование светотени для придания объема телу модели, так и сильную светотень в более общем смысле в контрасте между хорошо освещенной моделью и очень темным фоном. листвы. Однако, что еще больше усложняет ситуацию, композиционная светотень контраста между моделью и фоном, вероятно, не будет описываться с помощью этого термина, поскольку два элемента почти полностью разделены.Этот термин в основном используется для описания композиций, в которых, по крайней мере, некоторые основные элементы основной композиции демонстрируют переход между светом и темнотой, как в картинах Баглиони и Гертген-тот-Синт-Янс, показанных выше и ниже.

Моделирование светотени теперь воспринимается как должное, но у него были некоторые противники; Английский портретист-миниатюрист Николас Хиллиард предостерег в своем трактате о живописи от всего, кроме минимального использования, которое мы видим в его работах, отражающих взгляды его покровительницы королевы Англии Елизаветы I: открытый свет… Ее Величество.. выбрала ей место, чтобы сесть для этой цели на открытой аллее красивого сада, где не было ни деревьев, ни тени вообще… »

На рисунках и отпечатках штриховка или штриховка параллельными линиями часто используются для достижения моделирование светотени. Другими приемами являются смывка, точечные или точечные эффекты, а также «тон поверхности» при печати.

Композиционная светотень Караваджо

Освещение рукописей было, как и во многих других областях, особенно экспериментальным при попытке амбициозных световых эффектов, поскольку результаты не предназначались для всеобщего обозрения.Развитие композиционной светотени получило значительный импульс в Северной Европе благодаря видению Рождества Христова святой Бриджит Швеции, очень популярного мистика. Она описала младенца Иисуса как самого излучающего свет; изображения все больше уменьшали количество других источников света в сцене, чтобы подчеркнуть этот эффект, и Рождество оставалось очень часто обработанным светотенью вплоть до барокко. Хуго ван дер Гус и его последователи нарисовали множество сцен, освещенных только свечой или божественным светом младенца Христа.Как и у некоторых более поздних художников, в их руках эффект тишины и спокойствия был, а не драма барокко.

Сильная светотень стала популярным эффектом в шестнадцатом веке в маньеризме и искусстве барокко. Божественный свет продолжал освещать, часто довольно неадекватно, композиции Тинторетто, Веронезе и их многочисленных последователей. Темные предметы, драматически освещенные лучом света от единственного ограниченного и часто невидимого источника, были композиционным приемом, разработанным Уго да Карпи (ок.1455-ок. 1523), Джованни Бальоне (1566–1643) и Караваджо (1573–1610), последний из которых сыграл решающую роль в развитии стиля тенебризма, где драматическая светотень становится доминирующим стилистическим приемом.

Ночное Рождество. Автор Гертген тот Синт Янс

17-е и 18-е века

Хусепе де Рибера и его последователи особенно практиковали тенебризм в Испании и неаполитанском королевстве, управляемом испанцами. Адам Эльшаймер (1578–1610), немецкий художник, живущий в Риме, создал несколько ночных сцен, освещенных в основном огнем, а иногда и лунным светом.В отличие от Караваджо, его темные области содержат очень тонкие детали и интерес. Влияние Караваджо и Эльшаймера было сильным на Питера Пауля Рубенса, который использовал свои подходы к тенеброзу для драматического эффекта в таких картинах, как «Поднятие креста » (1610–1611).

Особым жанром, который развивался, была ночная сцена, освещенная свечами, которая обращалась к более ранним северным художникам, таким как Гертген тот Синт Янс, и более непосредственно к нововведениям Караваджо и Эльсхаймера.Эта тема разыгрывалась со многими художниками из Нидерландов в первые несколько десятилетий 17-го века, где она стала ассоциироваться с Утрехтскими Караваджисти, такими как Геррит ван Хонтхорст и Дирк ван Бабурен, и с фламандскими художниками эпохи барокко, такими как Якоб Йорданс. В ранних работах Рембрандта 1620-х годов также использовался источник света с одной свечой. Ночная сцена при свечах вновь появилась в Голландской республике в середине 17 века в меньшем масштабе в работах таких финшильдеров, как Геррит Доу и Готфрид Шалькен.

Gerard_van_Honthorst

Интерес Рембрандта к эффектам тьмы изменился в его зрелых работах. Он меньше полагался на резкие контрасты света и тьмы, которые характеризовали итальянское влияние более раннего поколения, фактор, обнаруженный в его офортах середины 17 века. В этой среде он имел много общего со своим современником в Италии Джованни Бенедетто Кастильоне, чьи работы в гравюре привели его к изобретению монотипии.

За пределами Нидерландов такие художники, как Жорж де Ла Тур и Трофим Биго во Франции и Джозеф Райт из Дерби в Англии, продолжали с такой сильной, но постепенной светотенью при свечах.Ватто использовал мягкую светотень на зеленом фоне своих fêtes galantes, и это было продолжено в картинах многих французских художников, особенно Фрагонара. В конце века Фузели и другие использовали более тяжелую светотень для создания романтического эффекта, как Делакруа и другие в девятнадцатом веке.

Использование термина

Эксперимент над птицей в воздушном насосе, Джозеф Райт, Национальная галерея, Лондон

Французское использование термина clair-obscur было введено искусствоведом семнадцатого века. Роджер де Пайлс в ходе знаменитого спора ( Débat sur le coloris ) об относительных достоинствах рисунка и цвета в живописи (его Dialogues sur le coloris , 1673 были ключевым вкладом в Débat ).В английском языке итальянский термин используется как минимум с конца 17 века. Этот термин реже используется в искусстве после конца девятнадцатого века, хотя экспрессионисты и другие современные движения широко используют этот эффект. Особенно после сильного роста репутации Караваджо в 20-м веке, неспециалисты используют этот термин в основном для обозначения сильных светотеневых эффектов, таких как его эффект или эффект Рембрандта. Как пишет Тейт: «Светотень обычно упоминается только тогда, когда она является особенно заметной чертой работы, обычно когда художник использует крайние контрасты света и тени.«Фотография и кино также приняли этот термин.

Преподаватели классического голоса описывают оптимальный баланс четкости и темноты в тоне певческого голоса как светотень: сочетание яркости и «пинга» (яркости и резонанса) с теплотой и глубиной, то есть «темными» цветами (естественными или искусственными) индивидуальный тембр. Эта техника — один из основных арсеналов драматических певцов, особенно полезных в веризм-операх, например. Tosca, Pagliacci и Cavalleria rusticana, где его можно использовать с большим эффектом в речитативных и декламационных отрывках; это также позволяет большему количеству лирических голосов безопасно пережить напряжение «хлеба с маслом» лирико-спинто ролей, таких как Марио (Тоска).Известные примеры — Зинка Миланов, Мария Каллас, Леонтин Прайс, Анна Моффо, Карло Бергонци, Франко Корелли и Рената Скотто.

Кьяроскуро также было именем крысы в ​​удостоенной наград книге Кейт Дикамилло « Повесть о Десперо», , в которой также было много светлых и темных ссылок.

Светотень в живописи: сила света и тьмы

Автор: Dan in Art Tutorials> Painting Tutorials

Chiaroscuro — это художественный термин, который используется довольно часто, но иногда без понимания того, что именно он означает.В этой статье будут рассмотрены наиболее важные аспекты кьяроскуро, прежде всего в том, что касается живописи.

Быстрое объявление — EmptyEasel создал более быстрый и простой способ для художников иметь свой собственный сайт об искусстве. Щелкните здесь, чтобы узнать больше и получить собственный простой сайт об искусстве!

Само слово Chiaroscuro является итальянским и примерно означает «светлый и темный». Впервые он был использован для описания типа рисунка на бумаге средней темноты, когда художник создавал как более темные области чернилами, так и более светлые области белой краской.

Позже этот термин использовался для гравюр на дереве, которые, по сути, делали то же самое, используя белый и черный цвета вместе.

Когда дело доходит до живописи, Кьяроскуро действительно оживает на картинах Караваджо конца 16 века.

Караваджо начал использовать глубокий темный фон для многих своих картин и, казалось, почти обратил внимание на свои фигуры. Высокий контраст этих картин создавал чрезвычайно мощные и драматические произведения искусства.

Благодаря Караваджо, Кьяроскуро стало очень популярным, и сегодня это слово чаще всего используется для обозначения «высокой контрастности». (Чтобы добиться такого же эффекта, вам нужно самостоятельно смешать черную масляную краску, чтобы получить самый глубокий и темный контраст.)

Иногда источник интенсивного освещения на картине, будь то Караваджо или другие художники, на самом деле находился внутри картины — вы можете видеть примеры в религиозных произведениях, где ангел или другая святая фигура фактически освещает всю сцену.

В других случаях источником света является просто свеча или огонь.

Все эти ситуации давали художникам возможность исследовать силуэты и другие крайности и, очевидно, во многих случаях делали акцент на свете и тени более важным, чем сама сцена.

Для художников сегодня драматическое освещение — это инструмент, который нужно использовать намеренно и осторожно.

Когда картина сосредоточена на форме предметов или форме фигуры, светотень может быть чрезвычайно полезной.Сильный направленный свет выделяет детали и детали и придает истинный трехмерный вид.

Но не всякая картина принесет пользу. Светотень может быть слишком резкой на портретах, слишком неестественной (как часто вещи на самом деле освещены прожектором?) Или просто слишком драматичными для того, что вы пытаетесь изобразить.

Рембрандт знал ценность прямого освещения Кьяроскуро (для отображения черт лица), но он смягчил края и уменьшил контраст «истинной» Кьяроскуро, чтобы также придать спокойствие своим картинам.

Итак, в следующий раз, когда вы увидите образец кьяроскуро, подумайте о том, как его использовать — помогает ли высокий контраст или ухудшает общий смысл картины?

ПОЛУЧИТЬ ЛИСТНИК В СВОЕМ ЯЩИКЕ

Мы будем отправлять вам статьи и руководства сразу после их публикации, чтобы вы не пропустили ни одной публикации! Отпишитесь здесь в любое время.

ПРИМЕЧАНИЕ. Вас также может заинтересовать пошаговое руководство по рисованию EE для художников.Нажмите ниже, чтобы узнать больше!

Этот пост может содержать партнерские ссылки.

Светотень Мы будем учиться «затенять» наши рисунки, чтобы создать иллюзию глубины!

Презентация на тему: «Светотень Мы будем учиться« затемнять »наши рисунки, чтобы создать иллюзию глубины!» — стенограмма презентации:

1 Светотень Мы будем учиться «затенять» наши рисунки, чтобы создать иллюзию глубины!

2 Кьяроскуро Слово, заимствованное из итальянского, которое переводится как «светотень» или «темнота». Это относится к моделированию объема путем изображения света и тени через контраст. КИАРОСКУРО НАТЮРМОРТ Мишель Уайт, BFA, Живопись, 1991

3 Светотень (то, что мы называем «затенением»)
Это одно из средств усиления иллюзии глубины на двумерной поверхности. Кьяроскуро было важной темой художников эпохи Возрождения. Отдых на пути в Египет, ок. 1512–1515 Джерард Дэвид Собрание Жюля Баша, 1949 ()

4 Вот список способов создать глубину!
Давайте попробуем следующее в наших альбомах….Обозначьте каждый из своих рисунков. Перекрытие линий поперечного контура. Вид в перспективе. Светотень!

5 Интересный факт … 28 мая 1998 года Джоди-Энн Максвелл (ямайка, 1986-) выиграла Национальную орфографическую пчелу имени Скриппса Ховарда, правильно написав слово «светотень» — художник, использующий светотень. Вы сами становитесь «кьяроскюристами»! 😉


6 А вот и СЛОВАРЬ !!!
Вы познакомитесь с несколькими терминами.Не расстраивайтесь… Вы узнаете это и будете практиковать! И вы это освоите !!!

7 Value Светлота или темнота тонов или цветов.
Белый — самый светлый цвет; черный самый темный. Значение, находящееся посередине между этими крайними значениями, называется средним серым.

8 Шкала значений Организованная линейная шкала образцов цвета в диапазоне от самых светлых значений до самых темных значений.Шкала ценностей — это инструмент, который художники используют, чтобы помочь интерпретировать соответствующие значения.

11 Градация Плавный переход между черным и белым
Мы хотим, чтобы градации были как можно более плавными.

Comments