Как нарисовать гипсовую голову: Как рисовать гипсовую голову поэтапно?


02.05.2023 Facebook Twitter LinkedIn Google+ Разное


Как рисовать гипсовую голову поэтапно?

  • ВСЕ
  • Рисование
  • Советы художника
  • История искусств
  • Живопись
  • Рисунок
  • Цветоведение
  • Поэтапное рисование
  • Вдохновение
  • О художниках
  • Ученики
  • Композиция
  • Абстракция
  • Книги

01. 02.2019 15:21

   Рисунок гипсовой головы — одно из самых распространённых заданий на вступительных испытаниях в художественный вуз. Именно в рисунке гипсовой головы хорошо видно, владеет ли художник азами изобразительной грамоты, может ли передавать и анализировать форму в пространстве, понимает ли законы перспективы и светотени. Обычно на экзамене ставят голову Сократа или Гаттамелаты, так как они наиболее характерны и просты для передачи формы и объёма, но имеют характерные особенности, исследуя которые, передаётся характер модели и её индивидуальные особенности (похожесть в портрете). А это важный шаг к рисованию портрета — правильно выстроить конструкцию головы человека, изображать голову человека объёмно, передавать в рисунке её характерные черты, органично выстраивать тональные отношения, моделировать формы головы штрихами и т.д.  

Разберёмся с гипсовой моделью головы Гаттамелаты, хотя принцип построения для всех голов (и даже для традиционного портрета с натуры) один и тот же и последовательность рисования портрета такая же. Важное условие перед началом рисунка: без анализа формы (рисования с натуры) все эти советы и шпаргалки абсолютно бесполезны. Хотите качественно подготовиться к экзамену по рисунку — бегом в художественную школу, самодеятельность тут только мешает. Своей поэтапной раскладкой рисования гипсовой головы я лишь обозначу основные этапы создания рисунка, чтобы вы, дорогие художники, могли понимать куда и как мы идём и что будет в итоге. Такие схемы рисования хорошо сочетать с рисованием под руководством учителя-художника, чтобы не просто выслушивать советы и конкретные рекомендации, но и осознавать, логически продумывать свой рисунок и закреплять изученный материал.

  Кроме того, в разных художественных вузах и художественных училищах есть свои нюансы трактовки формы в пространстве, манеры рисовать и убеждений, как должен выглядеть академический рисунок и какова методика его преподавания. Единой для всех системы нет. Поэтому стоит прийти на подготовительные курсы в вуз или училище, просто, чтобы поправить кое-что в особенностях своего рисования. Я в этой статье даю лишь базовые знания и изобразительные схемы, а их ещё нужно будет доработать до необходимых требований конкретного учебного заведения.
Итак, поехали!

1). Находим положение головы в листе выбранного формата.

Данный рисунок выполнен на формате А3 карандашами разной мягкости — Н, НВ, В, 2В, 3В. Не буду писать какой карандаш где конкретно применялся — это усложнит и сделает излишне описание. Тем более, что ученик, взявшийся за такую серьёзную задачу, как рисунок гипсовой головы, уже должен владеть основными приёмами и средствами для рисования карандашом.
   Сопоставляем пропорции ширины и высоты всей головы, располагаем объект нужной пропорции в листе с учётом поворота головы — перед лицевой частью расстояние между головой и краем листа делаем чуть крупнее, чем с затылочной части. Обозначаем основные объёмы модели — яйцеобразную форму головы, цилиндрический объём шеи, подставку в виде коробки. 

   В самой голове отделяем лицевую часть от боковой (находим границу — линию, идущую от боковой части лба вниз к скулам, по щеке к подбородку). Таким образом большой объём головы сразу разделится на 2 крупных массива: лицевой и боковой+затылочный. Линией отделяем теменную часть головы от лобной и височной.

   Находим линии «крестовины» — осевая серединная линия лица (от темени до подбородка) и линия глаз. Напомню, что линия глаз и все параллельные ей линии в рисунке будут стремиться в точку схода на линии горизонта. Линия горизонта, в нашем случае, выше макушки головы, поэтому все параллельные горизонтальные линии лица будут наклонены вверх влево и навстречу друг другу.

  2). Намечаем линии скул, бровей, рта и основания носа. Выстраиваем переносье (трапецевидная плоскость между передней плоскостью носа и лбом. От переносья выводим серединную линию передней площадки носа — это угол носа. Он отличается от угла лицевой части головы (серединной линии лица). Определяем ширину передней плоскости носа и рисуем эту плоскость в виде вытянутого прямоугольника. К ней приставляем боковые плоскости носа и нижнюю (если её видно — в нашем случае её не видно, но в рисунке она отмечена для понимания формы носа).

Боковые плоскости носа разворачиваются под углом к лицевой части головы. Они достаточно широки, обратите на это внимание: ширина носа в ноздрях и боковых сторонах носа равна расстоянию между глазами и самому глазу в среднем. У нашей модели глаза укрупнённые, поэтому и ширина носа тоже не маленькая.
  Условно грубо показываем профильные линии (отделяющие боковую часть лица от фронтальной) с учётом изменения формы у глазниц (западание внутрь) и бровей (выход вперёд и наружу). Отделяем друг от друга плоскости висков, верхнюю плоскость скуловой кости, плоскости щёк. Обратите внимание на то, что дальняя половина лица будет выглядеть меньше и в сокращении по сравнению с ближайшей, поэтому все парные формы рисуем сразу вместе, но с учётом пространственных сокращений.

3). Кругами намечаем глазные яблоки (глаз человека имеет шарообразную форму), сверху на них попозже наложим веки.

Намечаем ухо, оно приближено по размеру к длине носа. Крупные лобные бугры показываем пока плоскостями — это будет смягчённый переход от висков ко лбу.
  Рот по ширине обычно равен расстоянию между зрачками, поэтому от условного центра глазных яблок спускаем вертикальные направляющие до линии рта — это углы губ. Ширину верхней и нижней губ пока намечаем лёгкими штрихами. Переднюю плоскость подбородка строим в соответствии с поворотом головы, относительно носа и рта. Обозначим раскрытие боковых частей подбородка и рубленой формой покажем провисающую часть мышц под подбородком.
Покажем линию роста волос в соответствии с большими формами головы. Верхнюю часть головы, там где волосы, прорисуем чуть подробнее рублеными формами. Отдельные кудряшки рисовать не нужно — только большую, общую форму.

4). Разбираем подробнее большие плоскости и формы. Например, плоскость лба разделяем на 2 зоны: надбровную и лобную. Надбровная зона представляет собой своеобразный козырёк, состоящий из 3 плоскостей: передней прямоугольной и двух треугольных боковых. Лобная часть, таким образом, будет выглядеть отдельным объёмом. Проложим осевую линию середины лица по вновь образовавшимся формам более внимательно.  
   Объём волос покажем единой большой формой — оденем их на голову как каску. 
   Нос разделим по передней плоскости на 3 отдельных части — от надбровья до переносицы, от переносицы до кончика носа и переднюю площадку кончика носа. Намечаем размер и характер ноздрей. В соответствии с носом, рисуем основные объёмы в ухе: ушное отверстие, мочку, верхний гребень.

   Находим движение формы общего массива нижней части лица — от ноздрей в стороны и вниз к свисающим у краёв рта мышцам. Отделяем сами эти мышцы от плоскости лица и намечаем их объём (переднюю и боковую плоскости). Рисуем едва касаясь карандашом бумаги носогубную мышцу.
   Определяем форму подбородка (квадрат со скруглёнными углами), разбираем его по форме на основные плоскости — верхняя, фронтальная, боковые, рисуем их в соответствии с перспективными сокращениями.

5). В скулах находим саму скуловую кость, её толщину и направление по движению от лицевой части головы к уху, отделяем жевательную мышцу от плоскости щеки (мышца у угла нижней челюсти).
Находим разрез глаз, определяем какого типа из существующих 3 разрез глаз у нашей модели: кошачий (внутренний угол глаза ниже внешнего), классический (оба угла глаза находятся на одной высоте) или европейский (внешний угол глаза ниже внутреннего). Обозначаем ромбовидное раскрытие глаза модели, характер верхнего и нижнего века и видимую толщину века. Форму век и разреза глаз тоже лучше рисовать более угловатыми формами, а потом скруглить там, где нужно, иначе можно не попасть в характер и модель будет выглядеть не конкретным персонажем, а среднестатистическим лицом.

   Укладываем по лицевой части разрез губ (м-образная линия рта), для этого отделяем площадку носогубного фильтра (под носом) от боковых поверхностей всей верхнечелюстной массы. Намечаем форму мышцы под нижней губой. Соответственно им, укладываем верхнюю и нижнюю губы. Верхняя губа значительно тоньше нижней, на ней покажем 2 плоскости у углов губ и 2 плоскости, сходящиеся в выступающей вперёд части. В нижней губе обозначим 2 небольших округлых мышечных «подушки».
   Лёгким тоном начинаем отделять теневые части головы от освещённых.

6). Внимательнее разбираемся с объёмами лицевой части. Скулу дробим на небольшие плоскости, укладывающиеся по её форме и движению, подчёркиваем движением этих плоскостей основные лицевые направления. Это нужно для понимания, какие из частей лица как будут выглядеть в сокращении, как они будут освещены и для передачи основных особенностей строениям формы данной головы.
   Чуть плавнее по форме и точнее рисуем глазные веки, отделяем слёзную железу от движения век, проверяем сокращение дальнего глаза в повороте относительно ближайшего. Вспоминаем, что верхнее века должно накрывать нижнее, иначе человек не сможет моргать))).
   Обозначаем перегиб передней плоскости носа в переносице и боковую часть ноздри — усложняем форму. В ухе находим толщину хрящей и глубину ушного отверстия.
   Большой яйцеобразной формой показываем шишки надбровных дуг и их передние площадки. На эти объёмы сверху накладываем брови. Помните, что брови у человека не лежат на одной плоскости, а перетекают с одной плоскости на другую — благодаря этому они и имеют характерный изгиб. Прорисовываем головку, тело и хвост брови, обозначаем объём брови, разделяя общую форму на фронтальные и боковые маленькие плоскости. Хвостик брови, сокращаясь, немного заходит на височную кость — брови достаточно длинные.
   Основной объём мышц, находящихся под подбородком разбиваем по форме на более мелкие плоскости, в соответствии с особенностями модели, намечаем объём гортани.

   7). Чтобы не запутаться в линиях и сохранить эстетику линейного рисунка, лучше сразу разбирать все линии по толщине и нажиму в пространстве. Ни одна линия не должна повторять другую — все разной темноты, толщины, резкости. Самая ближайшая к нам часть — кончик носа — самые тёмные и широкие линии, по мере удаления формы в пространстве, все линии бледнеют и становятся тоньше. Парные формы, например, глаза, губы, скулы и т.д., следует рисовать одновременно, чтобы не допустить лишних ошибок.
   Можно начать чуть подробный тональный разбор: глубокие тени и отвёрнутые от света плоскости штрихуем по форме чуть более тёмным серым. На границе формы — на переломе плоскости — тень более тёмная, по мере удаления от слома формы — светлее. Таким образом, линии построения постепенно начнут растворяться в тоне. Это первый шаг к грамотной тональной моделировке гипсовой головы.

   8). Постепенно, по мере прорисовки ослабляем ластиком все линии построения и распределяем тональные отношения в рисунке. Сразу определяемся, что в рисунке гипсовой головы будет самым тёмным, а что самым светлым. Зная это, можно смело распределять разнообразные серые оттенки по всей поверхности головы. Каждую плоскость штрихуем по форме, то есть по движению плоскости. Лучше наносить штрихи не слишком энергично, держа карандаш верхним хватом и поворачивая почти параллельно листу бумаги. В мягкую тушёвку лучше не уходить, чтобы сохранить направление и лёгкую фактуру штриха, так отдельные формы и объёмы головы будут выглядеть убедительнее и рисунок будет стремиться к академической трактовке.  
   Все плоскости формы головы решаем в разной тональности, в зависимости от их положения в пространстве и степени освещения. Большие части формы, например, боковую часть щеки, можно объединить единым движением штрихов.
   Обратите внимание на то, что в голове есть как собственные, так и падающие тени, которые отличаются по тону. Также гипс имеет характерные признаки материальности, например, сильные светлые рефлексы — он как-будто светится изнутри. Это тоже влияет на качество тона в тенях. Также у гипса проявляется характерное сгущение тени на границе света и тени в теневой части. Это стоит передать в рисунке.

   9). Штриховку наносим мелкой сеточкой под острым углом, движение штрихов по форме. Тени, собственные и падающие, лучше рисовать параллельно, а полутени сравнивать с тенями и тональностью гипса в свету. Несмотря на то, что гипс белый, белой бумаги в рисунке не останется: определитель, где будет самый светлый блик (например, на кончике носа), всё остальное, в сравнении с ним — серое. Так и штрихуем.
   Границу слома формы можно слегка смягчить, «соштопывая» 2 плоскости поперечной штриховкой.
   Самые контрастные отношения и плоскости лучше подчеркнуть в лицевой части, особенно в выступающих на нас частях лица, под носом, например. По мере удаления от зрителя, тональные контрасты смягчаем.

   10). Добавляем тональные отношения предмета и фона. Определяемся, что темнее в целом, фон или предмет. Закладываем общий тон фона вокруг гипса, прорисовываем слегка падающие тени от гипса, отделяем вертикальную предметную плоскость от горизонтальной. Лучше соблюдать единое направление штриховки фона в рисунке или распределить 2 основных направления штриховки по основным плоскостям — предметной и вертикальной плоскости за гипсом. В таком случае, вертикальную плоскость за гипсовой головой можно штриховать вертикально, а горизонтальную под слепком — по диагонали, по движению плоскости.

   11). Штрихи наносятся сеточкой по движению формы. Не торопитесь во время штриховки, анализируйте каждый блок формы. Попытайтесь понять, на какую из простейших форм похожа каждая часть головы: мочка уха и глаз — на шар; нос — на половинку шестигранника; шея — на цилиндр и т.д. Штрихуем в соответствии с этими базовыми поверхностями.

12). На последнем этапе рисования сравниваем тональные отношения внутри рисунка с тонами в натуре. Определяем, какие плоскости в самом гипсе светлее или темнее друг относительно друга. Списываем края гипсовой модели: в тени за счёт ухода собственных теней на гипсе в падающие тени от гипса на фон, в лицевой части — за счёт чуть более тёмных оттенков тона на переходе формы от лицевой поверхности в боковую.
   Избавляемся от последних не нужных линий. Смягчаем штриховку на дальнем плане и обостряем резкость штриха на передних частях постановки.
   Прорисовываем мелкие детали — несколько вихров волос в самых важных для образования формы и контрастных по освещению частях головы, тени от верхних век на глаза, блик на стыке плоскостей подставки под гипсом и другие.
   Анализируем, что темнее — гипс или фон — по всему силуэту головы. Это стоит проследить особо внимательно, потому что в рисунке важны не только локальные оттенки, но и качество освещения. Возможно, что в некоторых тенях на гипсе тон будет более тёмный по сравнению с освещёнными частями драпировки на дальнем плане. 

    Сеточка штрихов покрывает весь лист. Самый яркий белый блик один, остальные блики чуть более серые по сравнению с ним. Не увлекайтесь бликами (рисуем только блики от основного источника свет, без случайных пятен), избавляйтесь от ненужных деталей. Детализация ослабевает по мере удаления от первого плана в глубину — это даст пространство в рисунке. 
   Убедитесь, что большая форма головы хорошо читается, то есть вся гипсовая болванка не плоская, у гипса есть объёмная крупная затылочная часть, а от головы до вертикальной поверхности фона есть воздушное пространство. Если этого не случилось, ещё раз проверьте по силуэту места касания гипса и фона в соответствии с заданным освещением.

   Также рекомендую почаще проверять рисунок на ошибки в построении и пропорциях — это поможет не сбиваться с выбранного курса на всём протяжении работы над рисунком.
   Вот и всё!

Если вам понравился этот поэтапный урок, сделайте следующее:

1. Поставьте «лайк».

2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.

3. Покупайте у нас курс «Рисование с нуля до портрета на заказ» в Екатеринбурге. 🙂


Построение гипсовой головы — Ghenadie Sontu Fine Art

Рисование голов с гипсовых моделей является не самоцелью, а лишь подготовкой к рисованию живой натуры. В этой работе так же, как и в предыдущих занятиях, необходимо соблюдать последовательность, причем эта последовательность зависит от задач, поставленных перед рисующими. Вначале для освоения основных форм следует рисовать головы наиболее обобщенного монументального характера; к ним можно отнести слепки произведений греческой скульптуры, например, таких как «Дорифор» Поликлета, «Гера», «Диадумен» и др. Усложняя задания, связанные с передачей формы и светотени, можно переходить к рисованию «Зевса», «Геркулеса», «Лаокоона», «Гомера»; для передачи более точной характеристики полезно нарисовать головы «Аполлона», «Гермеса», «Апоксиомена». Следующим, более сложным этапом рисования, который ближе подводит учащегося к рисованию живой головы, могут послужить римские скульптурные портреты — Люция Вера, Сенеки и других. В качестве модели для рисования головы в сильном повороте и с обнаженной шеей можно взять головы умирающего Александра Македонского, Лаокоона или другие эллинистические скульптуры, например некоторые головы рельефа алтаря Зевса в Пергаме. Для изучения отдельных частей очень полезна голова известной скульптуры Микеланджело «Давид» — его глаз, нос, губы, ухо. Рисование гипсовых голов целесообразно и необходимо потому, что в произведениях великих мастеров найдены и обобщены взятые из действительности формы, и рисующий имеет перед собой готовую характеристику натуры. Это упрощает задачу для начинающего, давая ему возможность сосредоточить все внимание на построении головы. Кроме того, неподвижность модели и ясно выраженная светотень облегчают решение задач, стоящих перед начинающим художником.

Начиная рисовать голову, нужно прежде всего позаботиться о ее постановке и освещении. Образующие голову поверхности и характер ее объема лучше всего выявляет искусственный источник света, освещающий голову сверху под углом в 45°. При отсутствии искусственного света модель можно приблизить к окну, затемнив его нижнюю часть, и, таким образом, также получить верхний свет. Слишком темные тени на голове модели следует смягчить, поместив вблизи белую бумагу или драпировку, которая даст необходимые рефлексы. В зависимости от поставленных задач источник света можно перемещать, освещая модель с различных сторон и расстояний. Фон для гипсовой головы необходимо брать темнее освещенных ее частей и светлее частей, находящихся в тени. Для ярко освещенной головы лучше всего ровный серый фон: около ее светлых поверхностей он будет казаться темнее, а у темных мест — высветляться. Этот оптический закон контрастности играет большую роль при передаче формы в пространстве. Для первых рисунков голову принято помещать на такой высоте, чтобы уровень глаз рисующего находился на линии глаз модели. Одним из главных условий работы является сохранение в процессе рисования положения натуры и постоянной точки зрения на нее. Поэтому следите за тем, чтобы от движения головы или туловища рисующего не изменилась точка зрения или линия горизонта. Не следует садиться ни слишком близко, ни слишком далеко от модели. Наилучшим является расстояние, равное тройной величине модели но вертикали. Такое расстояние позволит следить за общим построением и хорошо видеть детали. Приступая к рисунку гипсовой головы, нужно иметь в виду, что изображаемая условно без торса, она не имеет тех внешних точек опоры, при помощи которых обычно строятся предметы, непосредственно расположенные на плоскости (как, например, на столе, подставке, земле). Табуретка, стоящая на полу, ваза на столе рисуются от нижнего основания, то есть от внешних точек опоры на плоскости. Голова, изображаемая в пространстве сама по себе, не соприкасающаяся ни с какой поверхностью, нуждается в особом приеме построения — в использовании собственных внутренних точек опоры. Эти внутренние опорные точки дают возможность строить голову в любом повороте и наклоне. Вначале положение головы и шеи в фас при отсутствии внешних опорных точек опре-деляется с помощью вертикали и горизонтали: намечается линия от середины лба до середины подбородка, проводятся также линии, определяющие направления глаз и других размещающихся параллельно им форм (рис. 1). Определив соотношение высоты и ширины мо-дели, следует обозначить ее общий овал и положение шеи, затем наметить основной объем головы, отделяя для этого лицевую поверхность головы от поверхностей, идущих к затылку. На этом общем объеме головы можно более точно определить положение и пропорции отдельных частей (рис. 2). Намечая основные части лица: расположение глаз, лба, носа, рта, подбородка, сравнивайте их размеры по отношению не только друг к другу, но и ко всей форме головы. В противном случае, даже если найдены правильные пропорции отдельных частей, общая форма головы может оказаться неверной. С каждой вновь вводимой деталью увеличивается количество сравниваемых величин, и поэтому очень важно, чтобы первоначальные пропорции больших форм не были нарушены. Неточности в основных пропорциях повлекут за собой бесчисленное количество ошибок, которые заставят рисовальщика переделывать рисунок заново. Так, например, если приуменьшить нижнюю половину головы по отношению к верхней, то на ней невозможно будет правильно разместить соответствующие части, нельзя определить расстояние между носом, губами, подбородком, установить их пропорции. Переносица, расположенная в центре всех форм, является наиболее устойчивой точкой, по отношению к которой определяются места для глазничных впадин, передних и боковых поверхностей носа, надбровных дуг. Форма головы ограничивается прямыми и кривыми поверхностями. Перспективно сокращаясь и соприкасаясь друг с другом, они являются объемной основой рисунка, без которой всякая, даже отлично оттушеванная голова, несмотря на правильно взятые светотеневые отношения, будет казаться пухлой или плоской. Задача рисующего заключается в том, чтобы найти эти поверхности, из которых каждая занимает только ей свойственное положение. Определение их в натуре и последующее воспроизведение на бумаге — это и есть построение объема на плоскости листа (рис. 3). Выявляя основные поверхности, не следует опасаться некоторой на первых порах упрощенности и резкости в их трактовке. Правильное понимание объема головы, характера ее основной формы, умение увидеть взаимосвязь всех ее частей несравненно важнее преждевременного вырисовывания мелких деталей — бровей, зрачков, ноздрей, к которому так склонны малоопытные рисовальщики. Необходимо помнить, что в объемном построении головы нужно идти таким же путем, каким идет скульптор, который не имеет возможности начать свою работу ни с контура, ни с деталей, а начинает непременно с больших поверхностей, образующих данный объем. Совокупность этих поверхностей даже в своем предельно упрощенном виде представляет уже реальную объемность, являющуюся основой для дальнейшей разработки деталей. Эти поверхности и их взаимное расположение убедительно показаны на рисунках голов Аполлона, выполненных В. Е. Савинским (рис. 4 и 5). Резкими определенными плоскостями пролеплен весь объем головы, показаны лицевые и боковые ее поверхности, овальные формы глаз, крепко вставленных в глазницы.

На рисунках Савинского можно наблюдать отношение размеров ближайших боковых поверхностей головы к боковым, более перспективно сокращенным. То же самое можно видеть в соотношении боковых поверхностей носа, лба, в расположении глаз. Когда вы намечаете поверхность формы, вводите легкую светотень, оставляя для светлых мест чистую бумагу и покрывая штрихом тени. Это придаст рисунку первоначальное объемное выражение. Следующей стадией рисунка головы является передача ее пластической формы. Для этого нужно проследить переход одной поверхности в другую, причем он может быть или постепенным, или резким. На рис. 5 видна граница, отделяющая лицевую освещенную поверхность головы от боковых, затемненных, а также более резкие переходы от тени к свету на выдающихся скулах и сравнительно мягкие в нижней, округлой части лица. Подходя к наружным краям рисунка головы, особенно внимательно следите за сокращающимися поверхностями, правильное перспективное и тональное построение которых имеет решающее значение в передаче объемности головы. Для того чтобы не разделять рисование головы на отдельные искусственные этапы и сохранить непрерывную последовательность в решении возникающих в процессе работы задач, переход к рисованию деталей должен быть постепенным и почти незаметным. Уточняя, например, обобщенную первоначальную форму носа, наблюдая его в деталях, рисующий должен отметить и показать на рисунке, что различные по тону и характеру четыре его поверхности являются местом расположения более мелких форм — крыльев носа, ноздрей, кончика носа, весьма разнообразных по форме: округлых, тупых, острых. Рассматривая поверхность лба, рисующий должен заметить в натуре и показать на рисунке, что нижняя часть лба лепится пятью различными по тону поверхностями: средней (фронтальной), двумя соприкасающимися с ней и двумя идущими от последних височными или боковыми поверхностями, на которых располагаются ушные раковины (рис. 3). Нужно также показать на рисунке, что намеченная пятигранная схема лобного отдела лица вверху переходит в овальную форму лобных костей. Такое же постепенное уточнение первоначально намеченных форм и наполнение их формами соподчиненными должно иметь место и в рисовании всех частей: глаз, губ, подбородка. Детали, вводимые в первоначальную форму, в своей совокупности являются как бы ее проверкой и могут способствовать взаимному уточнению.

Например, боковая поверхность носа определяет расположение его крыла, а детально проработанные крылья носа могут внести поправку в построение всей его поверхности. Необходимо помнить, что все парные формы головы следует намечать и рисовать одновременно: так легче определить степень их перспективного сокращения в данном повороте.

Исполнение рисунка не должно резко делиться на рисование контура и последующую тушевку. Рисуя линиями, с самого начала помните о форме, которую они обозначают, намечайте легкой светотенью поверхности, образующие объем, оставляя для освещенных мест чистую бумагу и закрывая однотонной тушевкой тени. Затем, придавая тени должную глубину, осторожно вводите в нее рефлексы, а в область света — полутона и блики. Беспрестанно сравнивая и соподчиняя их тональные отношения, добивайтесь передачи освещенной формы. Чтобы не перечернить рисунок (что очень часто бывает у малоопытных рисовальщиков), нужно прежде всего найти предельную силу тени на гипсе, по отношению к которой и выдерживать общий тон рисунка; при этом хорошо иметь перед глазами кусочек черного бархата или зачерненной бумаги, сравнительно с которыми самую глубокую тень на гипсе придется взять более легкой и прозрачной. На академическом рисунке головы Александра Севера, выполненном И. Е. Репиным (рис. в), можно наблюдать четко отработанные детали, объединенные тоном в единое целое. Падающий сверху свет книзу постепенно слабеет, утрачивая свою силу и контрастность. Боковые поверхности лица, сокращаясь в глубину, выделяют переднюю его часть, чему способствуют подчеркнутые глубокой тенью формы глазниц, губ и основания носа. Взятый правильно фон помогает передавать освещенную форму в пространстве. При выполнении гипсовых голов следует избегать бесформенного размазывания теней и вытирания резинкой пятен света. Штрих, как бы обнимающий форму, является лучшим средством ее передачи. Прекрасным примером может служить рисунок головы «Лаокоона», выполненный Александром Ивановым (рис. 7). Несмотря на то, что формы античных голов являются более обобщенными, чем головы живой натуры, изображение гипсовых слепков, передача цельности формы, деталей, освещения и материала требуют большого количества тональных оттенков, что обычно представляет для неопытных рисовальщиков затруднения, является причиной невыдержанности тона и раздробленности рисунка. В результате появляются ошибки: рефлексы оказываются в одной силе со светом, перечерненные тени «проваливаются», резкие контрасты дальних планов «лезут» вперед. Прежде всего эти погрешности объясняются излишней поспешностью, отсутствием должной последовательности и внимательности в работе. Умение сравнивать изображение с натурой, находить и исправлять ошибки является необходимым условием для успешного выполнения рисунка. Для того чтобы легче сопоставлять рисунок с натурой, следует стараться воспринимать их как однородные явления, то есть представлять реальную гипсовую голову как бы нарисованной. Тогда, быстро переводя взгляд с натуры на рисунок, можно сразу почувствовать разницу между ними — или в построении, или в освещении.

При виде спокойного тона натуры очень часто бросается в глаза тональная пестрота в рисунке. Правильно построенный, но «замученный» и сбитый с тона рисунок при известном опыте поддается исправлению. Прикосновением к такому рисунку резинкой, снимкой или тряпкой восстанавливаются основные светотеневые отношения, облегчаются, но не убираются «выпадающие из тона» детали, а если требуется — подчеркиваются контрасты ближайших планов. Хорошо продуманный, правильно построенный и выдержанный в тоне рисунок прекрасно передает форму, освещение, материал и окружающую среду.

In Art, Anatomia, Академический рисунок, Академический Рисунок, Базовый курс, Гипсовые детали головы, Обучение искусству, Рисунок*, Художественная Школа, Школа Искусств Tags Построение гипсовой головы, РИСУНОК ГОЛОВЫ С ГИПСОВЫХ МОДЕЛЕЙ, глаз, нос, губы, ухо, слепки произведений греческой скульптуры, Дорифор, Поликлет, Диадумен, рисование «Зевса», рисовать голову, Как рисовать голову человека, Как нарисовать голову человека поэтапно, архитектурный рисунок гипсовой головы, академический рисунок головы поэтапно, гипсовая голова дианы поэтапно, голова давида построение, Построение гипсовой головы карандашом поэтапно, линейно конструктивное построение гипсовой головы, Постановка и построение гипсовой головы в рисунке, Как научиться рисовать гипсовую голову?, Для чего рисуют гипсовую голову?, Рисование гипсовой головы — Мастер класс

Все об академическом рисовании по слепку

Для художников-реалистов-самоучек

Рисование по слепку — отличное упражнение для реалистичного рисования. Он учит видеть форму в трех измерениях и переносить ее на двухмерную поверхность — бумагу для рисования. Рисунок отливки — это следующий шаг в изучении классического искусства после практики рисования Барга. Ниже представлена ​​коллекция наиболее ценных ресурсов в Интернете по литью под давлением. Поэтому обязательно прочитайте всю статью, а также все связанные источники.

Материалы, которые вам понадобятся

Отливка Рисунки обычно выполняются углем, поскольку он позволяет получить более широкий спектр света и тени, чем карандаш. Глубокий черный цвет, полученный с помощью древесного угля, не достигается с помощью карандаша, который в конечном итоге оставляет серебристый блеск в темноте. Академии классического искусства полагаются на высокое качество древесного угля NITRAM.

* Последнее обновление от 09.03.2023 / Партнерские ссылки / Изображения из Amazon Product Advertising API

NITRAM также продает блок для заточки, но вы можете сделать свой собственный за гораздо меньшие деньги. Заточка угольной палочки для литого рисования — это отдельная наука. Не забудьте собрать угольную пыль для последующего использования в своем рисунке! При необходимости нанесите угольную пыль кистью.

Вам также понадобится ластик-клячка, чтобы можно было стирать пятна разного размера. Замешанный ластик можно заточить до тонкой точки, чтобы снять небольшое количество древесного угля, а также использовать для стирания больших областей.

Обычно белый цвет бумаги оставляют для бликов на рисунке, но некоторые используют белый мел и тому подобное, чтобы подчеркнуть эти пятна. Бумага горячего прессования для акварели Arches рекомендуется многими художниками для рисования карандашом и углем, поскольку она впитывает достаточное количество графита или угля для достижения широкого диапазона тоновых значений. Он достаточно хорош для прорисовки мелких деталей и достаточно устойчив к стиранию.

* Последнее обновление от 09.03.2023 / Партнерские ссылки / Изображения из Amazon Product Advertising API

Ваш рисунок, как следует из названия «Слепой рисунок», представляет собой белый гипсовый слепок. Чаще всего это анатомические гипсовые слепки. Штукатурка белая, поэтому ученика не отвлекает ни один цвет. Таким образом, он может лучше видеть форму, глядя на монохромный эталон. Вы также можете сделать свои собственные гипсовые слепки за небольшие деньги. И это тоже весело! Нажмите здесь, чтобы найти инструкции по изготовлению гипсовых слепков с альгинатом или гипсовыми повязками.

Гипсовые слепки ручной работы для вычерчивания слепков

Эти гипсовые слепки изготовлены вручную самим владельцем этого сайта. При разумных ценах они являются дешевой альтернативой продукции других поставщиков и скульпторов.

Набор для рисования слепков с мольбертом и слепком уха. Деревянная доска, обтянутая черной тканью.

Установка

Вам не нужно иметь художественную студию с идеальными условиями, окнами на север и т.п. для создания слепка. Комната, в которой свет колеблется из-за естественного освещения извне, скорее всего, будет мешать прорисовке слепка. Посмотрите, как можно обустроить место для рисования даже в шкафу.

Или у вас есть мольберт, который можно поставить строго вертикально. Поместите деревянную доску достаточной ширины, чтобы с одной стороны была бумага, а с другой — гипсовый слепок. Есть гипсовые слепки, которые можно повесить на гвоздь, а некоторые, например бюсты, нуждаются в подставке или полке.

Вам также понадобится точечный источник света для освещения гипсовой повязки и бумаги. Для этого достаточно обычных настольных ламп на гибком штативе. Здесь вы можете найти лампочки со спектром дневного света (что не обязательно для литого рисунка, но для подбора цветов в живописи совершенно необходимо).

Выполнение чертежа отливки

Если вы практиковались в выполнении некоторых чертежей Bargue до того, как ознакомились с процессом копирования эталона на чертежную бумагу (либо методом прицельного размера, либо с помощью сравнительного измерения). В общем, процесс создания слепка делится на два этапа: сначала вы переносите измерения, делая штриховой рисунок черт объекта (см. это видео продолжительностью 1:23). Затем вы определяете размерность, контролируя значения света и тени. Значения — это то, что делает изображение реалистичным.

Вверху: Сфера со всеми тональными шагами света и тени. Внизу: Градиент значений от белого к черному (= цвет бумаги к значению самого темного оттенка вашего угля)

Значение значений

Сфера — это простой пример эффекта света и тени. Все значения от светлого до темного представляют размерность объекта. Вы можете попробовать попрактиковаться в плавных переходах от светлого к темному, нарисовав прямоугольник на бумаге для рисования. Теперь нарисуйте градиент так же, как на изображении слева.

При выполнении чертежа слепка не торопитесь и часто отступайте назад. Глядя на объект и рисунок с расстояния, необходимо выявлять ошибки. Так что делайте это как можно больше. Вы можете приклеить ленту на пол, чтобы обозначить свое место для просмотра. Это должно быть как минимум достаточно далеко, чтобы не поворачивать голову для визуального сравнения через выпученные глаза.

Если вы не видите анимацию, просто нажмите на картинку, чтобы она открылась в отдельном окне. Затем должна появиться анимация GIF.

Ниже вы можете увидеть процесс разбитый на 3 шага:

Штриховой рисунок (глубокие тени уже заложены) Массирование (с некоторыми деталями) Окончательный рисунок

Размер этого рисунка примерно 50 х 70 см (20 х 28 дюймов), и на его выполнение ушло более 40 часов. И даже если вы думаете, что закончили, есть еще над чем работать. Поскольку мы теряем представление об ошибках после того, как долго смотрим на объект, необходимо на некоторое время оставить рисунок в покое и вернуться со свежим взглядом.

В этом видео немецкий художник Михаэль Милошевич рассказывает о внутреннем процессе, который происходит при создании слепка. Он также рассказывает о том, как Академия ангелов обучает рисованию на высоком уровне, чтобы получить очень изысканный рисунок. Чертежу отливки не обязательно иметь такое идеальное уточнение, чтобы быть эффективным. Изучение того, как свет создает форму через значения, может быть достигнуто и с помощью более грубого исполнения (см. галерею рисунков старых мастеров ниже). Но на такое прекрасное исполнение просто приятно смотреть!

Радость для глаз: рисунки старых мастеров из академий

Я собрал для вас несколько отлитых рисунков, авторских прав на которые больше нет. Я хотел бы сделать эти рисунки доступными для вас в качестве вдохновения. На некоторых из них показан один и тот же гипс, но с разных ракурсов. Вероятно, студенты-рисовщики учились на одном и том же курсе, но рисовали объект с разных позиций.

Категории Рисование, Избранное, Домашняя студия, Академический подход

Гипсовая голова — Etsy.de

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных.

Comments