Изо пропорции человека: Пропорции Человека. Уроки Академического Рисования (Основы) • ИзоКурс, Мск


03.06.2023 Facebook Twitter LinkedIn Google+ Разное


«Пропорции фигуры человека» | План-конспект урока по изобразительному искусству (ИЗО, 4 класс) на тему:

Конспект урока по теме: «Пропорции фигуры человека»

4 класс

Цель: Воспитательная: воспитывать у детей интерес к изучению пластики человека.

Развивающая: развить теоретические основы и практические навыки изображения фигуры человека в статике и динамике, соблюдая пропорции.

Обучающая: научить изображать фигуру человека по представлению

Задачи:

  • Знакомство с пропорциями человеческого тела.
  • Рисование статичной и динамичной человеческой фигуры по предложенной схеме с использованием вспомогательных линий и опорных точек.
  • Самостоятельное поэтапное рисование движения фигуры человека с учетом последовательности этапов.

Оборудование: бумага (формат А2 и А3), карандаши различной мягкости, ластик, раздаточный материал, муляж скелета человека, презентация.

Структура урока:

I – Организационный момент — 5 мин

II – Изучение нового материала – 15 мин

  1. Введение в тему урока
  2. Презентация нового материала

III – Практическое выполнение работы – 20 мин

IV – Рефлексия – 5 мин

Ход урока:

1. Организационный момент

Приветствие; проверка готовности учащихся и кабинета к уроку;

2. Введение в тему урока 

Основные термины:

ПРОПОРЦИЯ(от лат. proportio – соотношение, соразмерность) – размерные соотношения всех частей формы между собой их соответствие друг другу и соотношения между различными объектами в целом. Пропорции имеют большое художественное значение т.к. соразмерность частей и гармоничность элементов образует красоту формы.

Термин «пропорция» используется в математике, физике, химии, архитектуре, дизайне, медицине и других областях науки и искусства.

Пропорциональный — значит находящийся в определенном отношении к какой-либо величине.

Пропорциональные величины — величины, зависящие друг от друга таким образом, что с увеличением одной из них в несколько раз соответственно во столько же раз увеличивается другая величина.

МОДУЛЬ – это единица меры, которой руководствуются при создании того или иного канона.

КАНОН переводе с греческого означает «закон», «правило»

3. Практическая демонстрация нового материала.

Демонстрация презентации со слайдами.

Поиск идеальных пропорций человеческого тела является сложной задачей и вызывает интерес у художников во все времена. Древнейшие данные о законах пропорций были найдены в гробнице пирамиды близ Мемфиса (около 3000 лет до н. э.). Так, в Древнем Египте для изображения человеческой фигуры был разработан специальный канон — то есть такая система пропорций человеческой фигуры, которая делила изображение на части и позволяла по одной части тела определить другую. Были установлены каноны изображения стоящего, идущего, сидящего человека и т.д. Художники обязаны были заучивать отдельные формы и схемы изображения по таблицам и образцам. Зная эти правила, художник мог более точно нарисовать человеческую фигуру, начиная с любого места. За единицу измерения была принята величина среднего пальца руки. Египтяне использовали специальные сетки-таблицы, которые наносили на поверхность каменной плиты или стены для создания рельефа или росписи. Однако точное соблюдение пропорциональных соотношений частей человеческого тела не учитывало характерных особенностей пропорций подростков и детских фигур.  Если художник изображал рядом две фигуры — мужчины и женщины, взрослого человека и ребенка, — то он изображал их по одному и тому же канону, одну фигуру — крупного размера, а другую — маленького. Разница в размере фигур определялась не их реальными пропорциями, а различием их социального положения.

Художники Древней Греции совершали специальные путешествия в Египет, чтобы поучиться умению пользоваться каноном. Но в отличии от египтян греческие художники наблюдали и изучали человеческое тело во всех его деталях. В основе изображения лежало рисование с натуры: появились так называемые древнегреческие каноны, определяющие точность пропорций фигуры человека. Греческий скульптор Поликлет написал теоретический трактат под названием «Канон» (что значит «правило»), о пропорциональной соразмерности частей человеческого тела. За единицу измерения он принял голову человека. По отношению к росту голова составляла одну седьмую часть, лицо и кисть руки — одну десятую, ступня — одну шестую.

В настоящее время происходит изменение пропорций человека. Если в начале 20 века средней считалась мера в семь голов, то сейчас принята мера в 8 голов, при маленьком росте она соответствует 7,5. В настоящее время у высоких людей стали встречаться пропорции 1/9 и 1/10.

В делении на восемь частей принята за модуль длина головы. В этой схеме делящие линии удобно определяют положение середины груди, локтей, верхней линии лонного сращения, концов пальцев рук и коленных чашечек.

 

Человеческое тело имеет следующие пропорции:
1. Ширина плеч у мужчины равна двум высотам головы, у женщины — несколько меньше.

2. Бедра по ширине у мужчины равны ширине грудной клетки.

3. Длина руки с кистью равна трем высотам головы. Общая длина вытянутых рук плюс ширина плеч равна: 3+3 + 2=8 голов, т. е. равна росту человека.

4. Локоть согнутой руки находится в нижнем положении на уровне пупка, в верхнем — на уровне макушки головы.

5. Расстояние между сосками у мужчины равно высоте головы.

6. Высота головы равна длине ступни и длине предплечья.

7. Длина кисти равна лицевой части (от подбородка до волос), также равна мозговой части головы, т. е. составляет 1/10 часть роста фигуры человека.

8. Ширина кисти равна длине среднего пальца.

9. Окружность талии в 2 раза больше окружности шеи; окружность шеи в 2 раза больше окружности запястья.

 

4. Практическая демонстрация педагогом последовательности действий учащихся.

Преподаватель на бумаге рисует фигуру человека в статике.

Последовательность рисунка статичной фигуры человека

1. Решаем задачу композиционного размещения изображения на выбранном формате листа.

2. Вертикально проводим осевую линию, на ней намечаем две крайние точки изображения по высоте. Верхняя точка для макушки, нижняя для ступней.

3. Делим данный отрезок на 8 равных частей, при этом голова является модулем и занимает 1/8 часть сверху. Для статичной прямостоящей фигуры осевая линия проходит по центру фигуры по вертикали.

4. Переходим к последовательному детальному изображению по правилам, изложенным в теоретической части урока.

5. Самостоятельное выполнение работы учащимися. После объяснения учителем как изображать фигуру человека, дети на бумаге рисуют самостоятельно. Ученики работают по образцу с помощью учителя.

7. Подведение итогов. Выявление ошибок и пути их исправления. Выдача домашнего задания

Урок изобразительного искусства «Пропорции фигуры человека»

МАУ ДО Нижнетавдинского муниципального района

«Центр дополнительного образования»

УРОК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

«Пропорции фигуры человека»

Педагог дополнительного образования

Саркисян Светлана Николаевна

Нижняя Тавда, 2017 год.

Тема: «Пропорции фигуры человека»

Цели: формировать знания: дать понятия — пропорция, эскиз;

формировать художественно – графические умения;

формировать активность детей в процессе творческой деятельности;

воспитывать аккуратность во время практической работы.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Методы работы на уроке: — словесные – рассказ

— наглядные – презентация

— практические – показ примера работы учителем

Оснащение урока: — схема-иллюстрация «Пропорции фигуры человека»

— доска, мел

— карандаш, ластик, альбом

План урока:

  1. Оргмомент.

  2. Сообщение темы и целей урока.

  3. Рассказ – презентация.

  4. Практическая работа учащихся.

  5. Эстетическая оценка работ.

  6. Подведение итогов урока.

  7. Домашнее задание.

Ход урока:

  1. Оргмомент. Оформление классного журнала.

  2. Тема урока: «Пропорции фигуры человека».

Cегодня на уроке мы нарисуем эскиз мужской фигуры, на котором отметим пропорции.

3. Эскиз (франц. esquisse), предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения или отдельные его части. В эскизе намечаются композиционное построение, пространственные планы, основные цветовые соотношения будущего произведения. Эскизы бывают графическими, живописными, скульптурными; обычно отличаются свободной, беглой манерой исполнения, но могут быть детально проработаны.

Пропорции в рисовании — это соразмерность на изображении частей предметов между собой и части предмета к целому. Чувство пропорций — одно из важных качеств, необходимых в процессе рисования. Чем точнее определены пропорции предмета на рисунке, тем большего сходства с натурой достигает его изображение. История развития изобразительного искусства и архитектуры знает много правил и канонов размеров человеческого тела. ( Канон – свод правил и законов, которыми должен был руководствоваться художник при построении рисунка, — регламентировал в Древнем Египте своеобразный критерий красоты.

Открытие пропорций, полагают, принадлежит к заслугам древневосточной математики, античная же традиция связывает его с именем выдающегося философа и математика Пифагора, жившего в VI веке до н. э. Универсальный принцип гармонии и красоты в пропорциях получил название «золото сечение», которое олицетворяло равновесие знания, чувств и силы. Золотое сечение возникает при делении отрезка на две неравные части таким образом, при котором весь отрезок относится к большей его части, как большая к меньшей (0,618).

Пропорция, или «аналогия«, как ее называли греки, есть соответствие между частями и целым по отношению к части(модулю), принятой за исходную величину. Соотнесение симметрии с метрическим строем, а пропорциональности — с ритмическим рядом величин составляет сущность «Канона» древнегреческого скульптора Поликлета, который также связан с правилом золотого сечения.

Античное искусство Греции и Рима показывает красоту физически совершенного человека.

Античное искусство установило идеальные пропорции и для головы человека, согласно которым она по вертикали от темени до конца подбородка делится на две равные части линией глазных впадин. Каждую из этих половин можно, в свою очередь, разделить на две равные части: верх­нюю — линией волос, а нижнюю —основанием носа. Получа­ется четыре равные части. Расстояние между глазами принимается равным ширине крыльев носа.

Расстояние от бровей до основания носа определяет величи­ну ушей. В действительности редко встречаются у людей та­кие идеальные пропорции, но знать их необходимо, чтобы видеть отклонения от нормы и лучше понимать индивидуальные  пропорции живой натуры.

БотичеллиДюрер

. Из всех предложенных историей самой убедительной, простой и верной мерой для измерения тела человека является голова. В качестве ориентира приведем только основные сведения о размерах человеческого тела и его частей.

При соотношении головы к фигуре и ее частям используются следующие меры:

высота головы;

высота головы с шеей;

диагональ головы;

длина и ширина кисти.

Соотношение головы к росту взрослого человека колеблется приблизительно от 1:7,2 до 1:8.

На середине альбомного листа проводим вертикальную ось симметрии, затем выбираем отрезок ( рост взрослого человека) и делим его на 8 равных частей. Верхний отрезок будет занимать — голова.

Рост человека делится на две равные части. Точкой деления роста пополам является лонное сочленение таза или точка пересечения диагоналей -квадрата и центр окружностей, вписанных в квадрат.

Грудная клетка — одна из основных формообразующих частей туловища человека, ее высота определяется размером головы с шеей и плечевой костью. Она напоминает перевернутую яйцевидную форму, где нижнее основание шире верхнего с отношением 1:2, или ее нижнее основание равно размеру диагонали головы. Ширина плеч соответствует двум высотам головы. Между яремной вырезкой и пупком, приблизительно посередине, располагается нижнее основание грудных мышц. Расстояние от пупка до лобкового сочленения соответствует высоте лицевой части головы или длине кисти руки.

Форма таза — вторая составляющая часть в нижней области туловища. Она имеет следующие характеристики: верхнее основание равно размеру головы по диагонали; нижнее основание — ширине головы; высота таза — высоте головы.

Длина руки соответствует трем высотам головы. При этом концы среднего пальца при опущенной руке доходят до середины бедра. Плечо, если иметь в виду расстояние от плечевого отростка лопатки до локтя, составляет полтора размера высоты головы.

Предплечье, стопа и диагональ головы имеют одинаковые размеры. Длина кисти руки, высота лицевой части головы, длина грудины, расстояние от лобка до пупка и длина части предплечья при согнутом положении руки спереди (до сгиба переднего края плеча) имеют одинаковые величины.

Размеры бедра равняются длине голени, включая высоту стопы, и соответствуют двум размерам высоты головы. Длина бедра равняется расстоянию от сосков до лобкового сочленения, выступающая снаружи кость бедра — большой вертел — располагается на уровне лобкового бугорка.

Данные сведения о пропорции человеческого тела имеют среднепропорциональные величины, за основу измерения и изучения взят пропорционально сложенный человек лет 30 с ростом 172-175 см. Эти данные могут помочь находить индивидуальные и характерные особенности в каждом человеке при рисовании его головы и фигуры.

4. Практическая работа учащихся в альбомах.

5. Эстетическая оценка работ.

6. Подведем итоги урока: мы познакомились с новыми понятиями: эскиз и пропорция. Кто может сформулировать эти понятия? При рисовании фигуры человека какая мера принимается за единицу измерения человеческого тела?

7. Домашнее задание: нарисовать женскую фигуру ( женский таз шире и ниже мужского).

7 Рисунок Рисунок Пропорции, которые нужно знать

  1. Главная
  2. Рисунок Рисунок
  3. Пропорции рисунка

На протяжении веков художники были очарованы задачей изображения точных пропорций человеческого тела.

Было предпринято бесчисленное количество попыток стандартизировать пропорции рисунка фигуры и установить пропорциональные правила, которым необходимо следовать при изображении тела.

Однако, наблюдая, сколько существует систем измерения пропорций (или  «каноны»  как их называют) должны быть нашим первым признаком того, насколько открыты для интерпретации пропорции и что, возможно, ни одна пропорциональная система не может быть неизменно точной.

Что такое пропорции?

Пропорции отношения или отношения 90 021 между высотой, шириной и глубиной предмета.

Чтобы нарисовать правдоподобное изображение какого-либо предмета, не независимо от того, что или кто это, мы должны нарисовать пропорциональные отношения, как они проявляются на этом конкретном предмет.



Например, на рисунке справа высота и ширина отверстия кружки примерно равны, а глубина составляет около полутора ширины. Эти пропорции характерны для этого кружка в это конкретный сценарий.

Что бы произойдет, если я изменил эти пропорции? Нарисованная кружка не совсем походила бы на рожу, которую я наблюдал, но она все равно могла выглядеть правдоподобно и убедительно.

 


В случае фигуры или портрета, однако, случайно изменение пропорций может создать очень заметные искажения, которые уменьшат правдоподобность вашего рисунка. Незначительные неточности в рисунке пропорции рисунка уменьшают подобие вашего рисунка, в то время как основные неточности могут нарушить логику тела и заставить его выглядеть анатомически неточно.

Неудивительно, что художники на протяжении веков пытались стандартизируйте эти измерения! Конечно, было бы удобно иметь возможность полагаться на заученную пропорциональную систему… но можем ли мы действительно полагаться на одну из этих систем независимо от того, кого мы рисуем? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте посмотрите краткую историю пропорциональных канонов.


Краткая история Пропорциональные каноны


Каждый канон (система измерения пропорций) — это поиск определенного идеала красоты. Однако, поскольку представление о красоте столь субъективно, подвижно и постоянно меняется, такими же были и каноны на протяжении всей истории.

Например, знаменитый греческий канон, созданный Поликлитом, описывает сильного атлета мужского пола, преуспевшего в гимнастике и обращении с оружием.

Типичным примером этого канона является Дорифор, одна из самых известных скульптур классической эпохи.

Однако так же, как сегодня мало тел, которые соответствуют современным представлениям об «идеальном» теле, вполне вероятно, что немногие тела во времена Поликлета соответствовали «идеальному» типу тела дорифора.

Римская копия Дорифора


Еще одной целью канонов является создание единицы измерения, чтобы разделить тело на более управляемые, измеримые участки, которые бы установили эти «идеальные» пропорции. Например, в самый старый известный текст о пропорциях, который был египетским каноном, длина В качестве единицы измерения был выбран средний палец. Считалось, что он равен до одной девятнадцатой части общей высоты тела.

В греческом каноне Поликлета в качестве единицы измерения выбрана ладонь руки.

Марк Витрувий, римский архитектор и писатель первого века до нашей эры, считал, что высота фигуры составляет восемь голов или десять лиц.

Леонардо да Винчи продемонстрировал многие идеи Витрувия о пропорциях в известном изображении человека в двух наложенных друг на друга позициях, вписанных в квадрат и круг: «Витрувианский человек».




Пропорциональные каноны современности


Как вы уже догадались, поиск идеального измерения система довольно бессмысленна. Существует так много различий в телах среди людей, что невозможно для всех вписаться в какой-либо набор стандартов. уникальные качества каждого человека являются частью проблемы, сложности и увлечение изображением фигуры. Однако:

Знание нескольких общих пропорций может быть полезным для наших рисунков, если мы
используем это знание в сочетании с чутким наблюдением за моделью.

На сегодняшний день наиболее распространенной единицей измерения является голова фигура, и обычно считается, что эта фигура имеет рост от 7,5 до 8 голов. (Голова также является отличным местом для начала рисования фигуры, о чем вы можете прочитать в статье 5 способов начать рисование фигуры .)

Какая разница между 7,5 и 8 головами?

Фигура высотой 8 голов будет значительно длиннее ноги, например, у модели с подиума или героической фигурки. Более реалистичный фигура примерно 7,5 головы в высоту, хотя, как я буду продолжать указывать на протяжении всей этой статьи это обобщения, и их не следует принимать в качестве правил.


7 Пропорции рисования фигуры, которые нужно знать


Прежде чем углубляться в пропорции рисования фигуры, которые я считаю наиболее полезными чтобы помнить, обратите внимание, что эти пропорции относятся к стоящей фигуре. Когда фигура наклоняется к вам или от вас, садится или ложится, измерения становятся более сложными и иногда нечеткими, и часто больше не попадают в пропорции, перечисленные ниже.


БЕСПЛАТНАЯ ЗАГРУЗКА
В конце этой статьи вы получите бесплатную инфографику Пропорции рисунка, которые нужно знать , чтобы использовать ее в качестве напоминания об этих основных пропорциях!

В положении стоя следует помнить о следующих пропорциях рисунка семи фигур:


1. Высота фигуры примерно 7,5 головы.



2. Примерно на две головы вниз от верха рисунка проходит линия сосков.


3. Примерно в трех головах вниз от верхней части фигуры находится пупок, или пупок.


4. Примерно на четыре головы вниз от верхней части рисунка находится лобковая кость.



5. Лобковая кость находится примерно посередине тела.

6. Запястья выровнены с большими вертелами бедренных костей (верхняя кость голени).

7. Локти на одной линии с пупком.




Плюсы и Минусы
использования пропорциональных систем:

Минусы:

  • сильно полагаясь на заученные пропорции, вы можете стать ленивым в наблюдении за моделью, что может привести к общим чертежам
  • , потому что существует так много различий в типах телосложения, нет Пропорциональная система может быть принята как «правило»

Плюсы:

  • пропорциональная система дает вам общее справочное руководство для оценки относительной длины и ширины тела
  • пропорции могут привести к более точным и убедительным рисункам, если их использовать для сравнения с пропорциями на модели Например, аниматор может намеренно удлинить фигуру до 8 или 8,5 головы, если он намерен нарисовать героическую фигуру


Эффективное использование пропорций рисунка


Интересно, что пропорциональные системы могут привести к тому, что ваши рисунки быть более общим или более конкретным, в зависимости от того, как вы их используете. Как мы достичь большей конкретности и точности с нашими знаниями о пропорциях?

Вместо того, чтобы предполагать, что модель будет иметь точную пропорции, указанные выше, используйте их для проверки вариаций на рисунке. Например, если вы знаете, что пупок обычно находится на три головы ниже верхняя часть рисунка, измерьте и проверьте чтобы увидеть, верно ли это для вашей модели (как я делаю в этом пошаговом руководстве по рисованию фигур).

Если это не так, в процессе измерения вы будете способен определить, насколько выше или ниже должен быть пупок, чем три головы вниз точку и нарисуйте ее там, где она появляется на конкретном человеке, которым вы являетесь. наблюдая.

Это повышенная чувствительность, о которой вы знаете. пропорции могут привести к вашему наблюдению, что будет иметь значение в ваши рисунки, в большей степени, чем использование заученных пропорций рисунка фигуры.

Надеюсь, вам понравилась эта страница о пропорциях рисования фигур! Что дальше? Загрузите инфографику пропорций рисунка фигуры ниже и прокрутите вниз, чтобы просмотреть соответствующие страницы, которые могут вас заинтересовать.

Приятного рисования!






БЕСПЛАТНАЯ ЗАГРУЗКА
Загрузите бесплатную инфографику Figure Drawing Proportions Infographic
Drawing Resource Library — только для участников!





Если вам понравилась эта страница о пропорциях рисунка, вас также могут заинтересовать …


Родственные страницы

5 способов начать рисовать фигуру

Пошаговое руководство по рисованию фигуры

7 исследований для улучшения рисования фигуры

5 пропорций лица, которые нужно знать знать

Вернуться на главную из 7 Рисунок Рисунок Пропорции знать

О Калькулятор пропорций человека | Анатомия для скульпторов

Какие пропорции человеческого тела?

Относительные и орфографические пропорции

Человеческие пропорции можно измерить разными способами. В конце концов, все пропорции относительны в своем смысле. Однако слово «родственник» используется здесь в очень конкретном значении. Мы можем измерить относительные и ортогональные пропорции, но в чем разница?

Орфографические пропорции (ОП)

Это пропорциональные отношения между частями тела или его элементами в так называемом «идеальном мире», где мир «с выключенной перспективой» существует без какого-либо искажения перспективы или объектива и где пропорции вида объекта не зависят от зрителя. Это называется орфографической перспективой. Это происходит, когда все лучи параллельны и ни один из них не находится в фокусе. Это мир, в котором дорога не сужается на расстоянии, а дальние объекты не меньше тех, что находятся ближе к зрителю.

Орфографические пропорции в основном используются в 3D-моделировании и скульптуре. Создание этих пропорций, которые нас больше всего интересуют. Наши текущие измерения именно этих ортогональных пропорций.

Относительные пропорции (RP)

Относительные пропорции аналогичны ортогональным пропорциям, но на них влияют деформации перспективы или искажения объектива. Именно так объект воспринимается в реальной жизни хрусталиком человеческого глаза. Он в основном используется в 2D-искусстве.

Почему 8HU?

В искусство как эталон идеализированной взрослой фигуры.

Он возник в классическом Древнем Египте и Греции, а затем в эпоху Возрождения. Одним из первых, кто описал соотношение 8 Ху как целесообразное для ваяния человеческой фигуры, был греческий скульптор Лисипп (4 век до н.э.). Плиний отмечает замечание, которое Лисипп «обычно говорил»: в то время как другие художники «создавали людей такими, какие они есть на самом деле, он делал их такими, какими они казались».

Хотя этот канон не соответствует реалистическим пропорциям человека, он все же производит довольно реалистичное впечатление от скульптуры. Вероятно, это связано с тем, что изображение, которое мы получаем глазами, отличается от того, которое обрабатывается нашим мозгом.

Часто, глядя на обычные фотографии, сделанные на телефон, люди, несмотря на оптические искажения, не замечают, что раньше у фигурок были короткие туловища и большие головы, но наш мозг как бы игнорирует этот факт.

Подобные изображения нельзя безоговорочно использовать в качестве референса для скульптинга. По той же причине в фотографии лучшие портреты снимаются с большего расстояния с зумом, чтобы избежать больших искажений. Вот почему в процессе лепки рекомендуется использовать таблицы пропорций человека или Калькулятор пропорций человека, чтобы избежать подобных ошибок.

7,5 Hu

Реалистичные пропорции взрослого человека обычно составляют 6 – 7,5 Hu. Цифры, полученные с помощью этих измерений, более реалистичны и в некоторых ситуациях не требуют идеализированного подхода 8 Hu. Его можно использовать, когда фигура не находится в непосредственной близости от объектива, поэтому вам не нужно беспокоиться о перспективе или искажении объектива. Также, если это настоящая скульптура и она намного больше, чем в натуральную величину.

В Древней Греции не все скульптуры были сделаны с идеализированными примерами 8 Hu. Известный скульптор Поликлет предпочитал пропорцию 7 Ху.

Comments