Информация о васнецова: Васнецов Виктор Михайлович — биография художника, личная жизнь, картины


24.03.1973 Facebook Twitter LinkedIn Google+ Разное


Васнецов Виктор Михайлович — биография художника, личная жизнь, картины

Виктор Васнецов был известным мастером бытовой и исторической живописи — его картины приобретали коллекционеры Павел Третьяков и Савва Мамонтов. Полотно Васнецова «Богатыри» стало одним из первых обращений к былинному сюжету в истории русской живописи. Кроме написания картин Васнецов делал иллюстрации к книгам, создавал эскизы архитектурных сооружений и расписывал храмы в разных городах России.

Семинарист в Академии художеств

Виктор Васнецов. Жница. 1867. Тверская областная картинная галерея, Тверь

Виктор Васнецов. С квартиры на квартиру. 1876. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Виктор Васнецов. Книжная лавочка. 1876. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Виктор Васнецов родился 15 мая 1848 года в Вятской губернии (сегодня — Кировская область) в семье священника. Родители старались дать детям разностороннее образование: читали им научные журналы, учили рисованию. Первыми работами Виктора Васнецова были пейзажи, сюжеты сельской жизни. Природа на его картинах во многом списана с вятских видов: извилистые реки, холмы, густые хвойные леса.

В 1858 году Васнецов поступил в духовное училище, затем — в семинарию. Он изучал жития святых, хронографы, летописные своды, притчи. Древнерусская литература зародила в художнике интерес к старине.

«Я всегда был убежден, что в жанровых и исторических картинах, статуях и вообще каком бы то ни было произведении искусства — образа, звука, слова — в сказках, песне, былине, драме и прочем сказывается весь целый облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим»

В свободное от учёбы время Васнецов рисовал портреты горожан, делал по памяти зарисовки, помогал расписывать Вятский кафедральный собор. В 1867 году он проиллюстрировал книгу этнографа Николая Трапицина о пословицах. Позже художник опубликовал свои рисунки отдельно — в альбоме «Русские пословицы и поговорки в рисунках В. М. Васнецова». В годы учебы живописец создал первые полотна «Жница» и «Молочница».

В 1867 году Виктор Васнецов бросил семинарию и уехал в Петербург. Зимой этого года он занимался живописью в школе своего друга — художника Ивана Крамского, а спустя год поступил в Петербургскую академию художеств.

В академии Васнецов получил две малые серебряные медали за учебные работы, а через два года ему вручили Большую серебряную медаль за картину «Христос и Пилат перед народом». В это время художник рисовал иллюстрации к сказкам и литературно-педагогическим трудам Николая Столпянского — «Народная азбука», «Солдатская азбука». Во время жизни в Петербурге Виктор Васнецов создавал полотна бытового жанра — «Нищие певцы», «С квартиры на квартиру», «Рабочие с тачками». В 1874 году живописец получил бронзовую медаль на Всемирной выставке в Лондоне за картины «Книжная лавка» и «Мальчик с бутылкой вина».

Виктор Васнецов — мастер исторической живописи

Виктор Васнецов. Автопортрет. 1873. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Виктор Васнецов. Ковер-самолет (фрагмент). 1880. Нижегородский государственный художественный музей, Нижний Новгород

Виктор Васнецов. Аленушка (фрагмент). 1881. Государственная Третьяковская галерея, Москва

После окончания академии художник уехал с друзьями за границу. Там продолжил писать, участвовал в выставках и салонах. В парижской мастерской своего друга Василия Поленова Васнецов набросал эскиз картины «Богатыри» — первого полотна по мотивам русских былин.

Васнецов прожил за границей около года, в 1877 году вернулся в Москву. Здесь познакомился с коллекционером Павлом Третьяковым, часто бывал на музыкальных вечерах в его семье.

В московский период художник писал картины с сюжетами из истории и сказок Древней Руси. Одно из первых полотен — «После побоища Игоря Святославича с половцами» — экспонировалось на VIII выставке передвижников. Картину купил Павел Третьяков.

Познакомился Васнецов и с меценатом Саввой Мамонтовым, стал участником его Абрамцевского кружка. Мамонтов предложил художнику написать три картины для интерьера управления Донецкой железной дороги. Так появились полотна «Битва скифов со славянами», «Ковер-самолет», «Три царевны подземного царства». Однако члены правления отказались от полотен со сказочными сюжетами. Картины выкупили Савва Мамонтов и его брат.

Виктор Васнецов много бывал в Абрамцеве в усадьбе мецената, писал портреты членов его семьи. Окрестности Абрамцева появились и на других картинах Васнецова: березовые рощи и извилистые речки, овраги и пруды, поросшие осокой. Здесь в 1880 году художник написал «Аленушку».

«Аленушка» как будто она давно жила в моей голове, но реально я увидел ее в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую мое воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах… Каким-то особым русским духом веяло от нее»

Храмовая роспись и архитектура

Виктор Васнецов. Крещение Князя Владимира. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве. 1890. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Виктор Васнецов. Богатыри (фрагмент). 1898. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Виктор Васнецов. Крещение Руси. Подготовительная композиция росписи Владимирского собора в Киеве. 1896. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Виктор Васнецов пробовал себя и в архитектуре. Он создал эскизы для построек в усадьбе Мамонтовых, по рисункам Васнецова и Поленова в Абрамцеве построили церковь Спаса Нерукотворного. Также художник нарисовал эскизы собственного дома-мастерской, особняка Ивана Цветкова, главного фасада Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке в Москве.

В начале 1885 года профессор Петербургского университета Адриан Прахов, один из учителей Васнецова, предложил ему расписать только что построенный Владимирский собор в Киеве. Васнецов называл роспись храма главной работой своей жизни — он посвятил ей около 11 лет. Художник говорил: «Нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела, как украшение храма». Во время работы Виктор Васнецов изучал памятники раннего христианства в Италии, фрески Софийского собора в Киеве, использовал знания иконописи и храмового зодчества, полученные в семинарии.

«Иной раз полно, ясно и прочувствованно, вполне излагается на словах то, что происходит в душе, но когда дело дойдет до осуществления того, о чем мечтал так широко, тогда-то до горечи чувствуешь, как слабы твои мечты, личные силы — видишь, что удается выразить образами только десятую долю того, что так ясно и глубоко грезилось»

Всего было создано около 400 эскизов, расписано свыше 2000 квадратных метров. Собор освятили в 1896 году в присутствии императора Николая II и его семьи. После Владимирского собора художник расписывал храмы в Петербурге, Гусь-Хрустальном, Дармштадте, Варшаве.

До конца жизни Виктор Васнецов продолжал писать картины по мотивам сказок. В 1898 году он закончил полотно «Богатыри», над которым работал 25 лет.

«Я работал над «Богатырями», может быть, не всегда с должной напряженностью, но они всегда неотступно были передо мною, к ним всегда влеклось сердце и тянулась рука!»

Виктор Васнецов умер в своей мастерской в 1926 году. Художника похоронили на Введенском кладбище в Лефортово.

Виктор Михайлович Васнецов — Детская художественная школа №1 имени П. П. Чистякова г. Екатеринбург


Васнецов В. Автопортрет. 1873

Виктор Михайлович Васнецов (1848 — 1926) – русский художник, прославившийся изображениями исторических, фольклорных сцен. В 2013 году исполняется 165 лет со дня рождения художника.

 

Родился Васнецов 15 мая 1848 года в небольшом селе Вятской губернии в семье священника. В доме Васнецовых соседствовали уклады деревенской и городской жизни. В семье читали научные журналы, рисовали, писали акварелью. Здесь получили первое признание рано проявившиеся художественные наклонности будущего живописца. Мотивами его первых натурных зарисовок стали деревенские пейзажи, сцены из деревенской жизни.

 

 

Село Рябово, где жили Васнецовы стояло на живописной, окаймленной густыми хвойными лесами речке Рябовке, с холмистых берегов которой открывались тянущиеся на десятки верст до уральских гор горизонты. Вятский край с его суровой и живописной природой, своеобразным укладом, сохраняющим устои далекого прошлого, с древними народными поверьями, старинными песнями, сказками и былинами стал основой для формирования ранних жизненных впечатлений Васнецова. 

 

«Я жил в селе среди мужиков и баб и любил их не «народнически», а по-просту как своих друзей и приятелей, слушая их песни и сказки, заслушивался, сидя на посиделках при свете и треске лучины», — рассказывал впоследствии Васнецов. Свое ощущение захватывающей таинственности, состояние сопереживания он выразил в рисунках «Бабушкины сказки» (1871) и «Сказки деда» (1870).

 

 

Васнецов В.  «Бабушкины сказки». 1871. Государственная Третьяковская галерея.

Образование Васнецовым было получено в Вятской духовной семинарии. А вот художественный стиль Васнецова усовершенствовался во время обучения в школе художеств Петербурга. Картины Васнецова были впервые представлены на выставке в 1869 году, еще во время учения. Затем же Васнецов сотрудничал с товариществом передвижных выставок. Основными сюжетами картин Васнецова были сказки, бытовые ситуации, а затем исторические, былинные, религиозные мотивы. «Аленушка» Васнецова, также как «Богатыри», «Иван Царевич на сером волке»

являются ярчайшими представителями данного направления в творчестве художника. Про свою знаменитую картину «Богатыри» сам Виктор Васнецов, работавший над ней почти тридцать лет, говорил: «Я работал над «Богатырями», быть может, не всегда с должной напряженностью. Но они были моим творческим долгом, обязательством перед родным народом».

Васнецов В. «Богатыри». 1898. Государственная Третьяковская галерея.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В России функционируют 4 музея, посвященных художнику. Музей Васнецова расположен в Москве, также в Санкт-Петербурге, Кирове, селе Рябово Кировской области.

«Когда я глядел на его Божью матерь с младенцем, с прозрачными херувимами и серафимами, – вспоминал Фёдор Шаляпин, – я чувствовал, как духовно прозрачен, при всей своей творческой массивности, сам автор. Его витязи и богатыри, воскрешающие атмосферу Древней Руси, вселяли в меня ощущение великой мощи и дикости – физической и духовной».

 

Материал взят из статьи посвященной 165-летию со дня рождения Виктора Васнецова

Просмотров: 15750

Виктор Михайлович Васнецов | Русский художник

Дата рождения:
15 мая 1848 г. Россия
Умер:
23 июля 1926 г. (78 лет) Москва Россия
Известные члены семьи:
брат Аполлинарий Михайлович Васнецов

Посмотреть всю информацию по теме →

Васнецов Виктор Михайлович , (род. 3 мая [15 мая по новому стилю] 1848 г., Лопял Вятской губернии, Россия — умер 23 июля 1926 г., Москва, Россия, СССР), русский художник, дизайнер и архитектор, чьи монументальные работы включают фасад Государственная Третьяковская галерея в Москве. Он был старшим братом живописца Аполлинария Васнецова.

Родившийся в семье священника, Виктор Викторович первые уроки рисования получил в Вятской семинарии в начале 1860-х годов. В 1867 году он переехал в Петербург и поступил в Рисовальную школу Общества поощрения художеств, где его наставником был Иван Крамской из группы передвижников, отвергавших классицизм Российской академии. Позже Васнецов закончил учебу в Петербургской Академии художеств (1868–75). За эскиз 9 он был награжден Большой серебряной медалью академии.0027 Христос и Пилат перед народом

(1870). В 1878 году он сам вступил в передвижники.

Викторина «Британника»

Назовите этого художника!

Можете ли вы отличить Моне от Мане?

Первыми произведениями Васнецова были жанровые картины, характерные для передвижников. В таких картинах, как Переезд (1876 г.), Новости с фронта (1878 г.) и Игра в предпочтение (1879 г.), он с явной любовью представил близко наблюдаемые домашние сцены и персонажей из множества социальных слоев. .

С 1880-х годов основной темой Васнецова стал мир народной поэзии: сказки, былины, легенды. Он открыл средства визуального выражения легендарных и эпических словесных фраз и образов. Темные лесные дебри, огненные рассветы и закаты, грозовые тучи — все эти элементы его творчества помогли сделать легендарные эпизоды, изображенные на его картинах, реальными событиями русской истории. Поэтому такие картины, как

После побоища князя Игоря с половцами (1880), Иван Царевич на Сером Волке (1889) и Аленушка (1881) были чрезвычайно популярны в России. Они стали своего рода суррогатами российской истории, и в советское время многие из них воспроизводились в школьных учебниках и на товарах народного потребления, таких как календари, плакаты и коробки конфет. Весьма характерно, что именно такая судьба постигла одну из важнейших его картин — « богатырей » (1898), над которой он работал более десяти лет, с бесчисленными подготовительными этюдами и этюдами.
Его тщательный подход привел к превращению его картин в псевдоисторические фантазии на темы русской истории.

Васнецов разработал костюмы и декорации для оперы Николая Римского-Корсакова Снегурочка ( Снегурочка ) в 1886 году. Он создал монументальное панно Каменный век (1883–85) для Государственного Исторического музея в Москве. По его эскизам построена и церковь Абрамцева, и Избушка Бабы-Яги (1883 г.; также называлась Избушка на курьих ножках). Незадолго до революции 1917 года Васнецов создал эскизы военного обмундирования для русской армии, которые затем использовались в советское время (такие как известные будёновка [изначально богатырка ] фуражка кавалеристов Красной Армии). После революции Васнецов продолжал писать на фольклорные темы.

Андрей Д. СарабьяновРедакция Британской энциклопедии

Виктор Васнецов (1848-1926)

Детали

Виктор Васнецов (1848-1926)
Богатырь
подпись кириллицей и дата «Виктор Васнецов 1920» (справа внизу)
холст, масло
62 3/8 x 83 3/8 дюйма (158,5 x 211,8 см)

Происхождение

Приобрел дед нынешнего владельца, друг художника, до 1926 года.

Привлечены к вам

Ознакомьтесь с отчетом о состоянии или свяжитесь с нами для получения дополнительной информации об этом.

[email protected] +44 (0)20 7389 2547

Если вы хотите просмотреть отчет о состоянии этого лота, пожалуйста, войдите в свою учетную запись.

Войти Посмотреть отчет о состоянии

Lot Essay

Виктор Васнецов — один из крупнейших монументалистов, эпиков русского искусства. Его изображения историцистских деятелей и событий и по сей день так воздействуют на народное воображение, что во многом «создали» русский взгляд на историю. Они повлияли на то, как страна видит себя и как другие видят Россию. В некотором роде они «есть» прошлое России.

Васнецов родился в семье священника в 1848 году в Лопяле Вятской (ныне Кировской) губернии к западу от Урала и вскоре после этого переехал в Рябово, где и прошло его детство. Как обычно, в этот период Васнецов должен был пойти по стопам отца, и, следовательно, в 1858 году он поступил в близлежащее духовное училище и семинарию на Вятке. Однако вскоре молодому Васнецову стало ясно, что церковь не должна быть его призванием.

Большую часть свободного времени он посвящал рисованию, поэтому неудивительно, что Васнецов принял решение поступить в Академию художеств в Санкт-Петербурге и стать художником. Однако его отец был против предложенной смены карьеры и отказался материально поддерживать сына. Решение Васнецова было практичным, эффективным и продемонстрировало качество его работ даже на этом раннем этапе — он выставил на аукцион две свои картины, чтобы собрать необходимые средства.

Поступив в Академию в 1868 году, Васнецов познакомился с такими будущими великими деятелями русского искусства, как Репин, Антокольский, Крамской и известным критиком Владимиром Стасовым. К моменту окончания учебы в 1875 году Васнецов уже выставлялся с передвижниками и заработал репутацию жанрового живописца с особым вниманием к предметам, изображающим жизнь простых людей. Через год после выхода из Академии Васнецов присоединился к расцветавшей колонии русских художников в Париже, оставаясь там на два года.

В 1878 году Васнецов вернулся в Москву, а не в Санкт-Петербург, и художник сразу же почувствовал вдохновение в своем новом окружении, заявив, что «приехав в Москву, я почувствовал, что приехал домой и мне не нужно ехать дальше; Кремль и храм Василия Блаженного вызвали у меня слезы, так они дороги моей душе, так незабываемы они были». Эта смена обстановки также побудила его развить прежний интерес к фольклорным и героическим сюжетам из русской истории. Васнецов должен был сказать: «Во мне никогда не было конфликта между жанром и историей и, следовательно, не было ни переломной, ни переходной борьбы. Я всегда был убежден, что и жанровые, и исторические картины, и сказки, и песни, и эпические поэмы, и драмы отражают весь внутренний и внешний облик народа, его прошлое и настоящее, а может быть, и будущее. Это бедный народ, который не помнит, не ценит и не любит свою историю».

Его первая историческая картина После битвы Игоря Святославича с половцами (1880, ГТГ) подчеркивала новое направление развития искусства Васнецова. Его массивный масштаб резко контрастировал с мелкими жанровыми картинами, которые он создавал до сих пор. Кроме того, палитра резко изменилась от серых и коричневых оттенков жанровых картинок к гораздо более ярким цветам с более динамичными зелеными, красными, синими и белыми цветами.

г. Васнецов познакомился в Москве с промышленником и меценатом Саввой Мамонтовым и был вовлечен в его круг в артистической колонии Абрамцево. Здесь совместно с Василием Поленова он спроектировал и украсил усадебную церковь. Этот заказ был симптомом растущего спроса на его услуги по архитектурным проектам, за ним последовал заказ на фасад Третьяковской галереи и монументальный фриз каменного века в Историческом музее. Одним из крупнейших таких проектов, в которых участвовал Васнецов, были росписи только что построенного собора Святого Владимира в Киеве, где он изобразил героических деятелей из прошлого Киевской Руси, таких как Владимир, Андрей Боголюбский и Александр Невский.

Васнецов вернулся из Киева в Москву в 1891 году и поселился под Абрамцево. Под покровительством Мамонтова и Третьякова Васнецов спроектировал и построил новую мастерскую, что позволило ему продолжить работу в монументальном стиле. Результатом стал один из его шедевров — « богатырей » (1876–1898, ГТГ). Над этой картиной с изображением богатырских фигур Ильи Муромца, Добрыны Никича и Алеши Поповича художник работал более двадцати лет, и впоследствии она составила центральное место на его первой персональной выставке в 189 г.8. Владимир Стасов сказал о ней: «Я считаю « богатырей » Васнецова одним из передовых произведений в истории русской живописи». Сравнивая его с « Бурлаков » Ильи Репина (1870-1873, ГРМ), он сказал: «Оба выражают всю силу и мощь русского народа.

Comments