Художник врубель картины: Тайны и безумие Михаила Врубеля: «Был одержим Демоном»


14.07.2021 Facebook Twitter LinkedIn Google+ Разное


Содержание

Тайны и безумие Михаила Врубеля: «Был одержим Демоном»

Начать хотя бы с того, что первым большим заказом Врубель стала реставрация Кирилловской церкви в Киеве, на территории которой располагается (тогда и по сей день) психиатрическая клиника. Спустя 21 год после работы над ее росписями художник попал туда уже в качестве пациента, и именно там он потерял зрение. И это далеко не единственное неслучайное совпадение в сложной судьбе автора знаменитых «Демонов», чей 165-летний юбилей в 2021 году будет отмечен большой выставкой в Третьяковской галерее.

«Двойник» Лермонтова

Эта запись была найдена в архиве клиники Первого Московского государственного университета, где лечился Михаил Врубель.

«Врубель М. А. родился в 1856 г.

Мать умерла 23 лет от роду. Страдала туберкулезом. Отец умер 70 лет. Инсульт. Страдал артериосклерозом.

Дед по матери — маньяк. Дед по отцу — алкоголик. Брат умер в 11 лет от туберкулеза.

Сестра перенесла острое меланхолическое состояние.

Брат от другой матери (по второй жене отца – Авт.) — наркоман. Сестра перенесла временный паралич».

Зная эту сложную наследственность и самые известные картины художника, можно подумать, что автор иллюстраций к поэме Лермонтова «Демон» и нескольких одноименных картин и сам был похож на «духа изгнанья». Однако ничего пугающего и отталкивающего в облике юного Михаила Александровича не было.

Невысокий блондин хрупкого телосложения, с белесыми усиками, общительный и приветливый — он напоминал «молодого венецианца с картины Тинторетто или Тициана», вспоминал художник Лев Ковальский. «Одет… вот это-то в то время и могло меня более всего поразить… весь в черный бархатный костюм, в чулках, коротких панталонах и штиблетах». И все же «дух изгнанья» стал его сутью и смысловом существования. Сама судьба постоянно сталкивала его с лермонтовским героем, и с годами – все больше Дух захватывал его, рос изнутри и вырывался наружу… Быть может, так было предначертано самой судьбой?

Вот несколько странных пересечений судеб Михаила Врубеля и Михаила Лермонтова, чье поэтическое творчество так тонко и глубоко художник смог осмыслить в живописи.

В 1856 году в немецком городе Карлсруэ вышло в свет первое издание поэмы «Демон» Михаила Юрьевича Лермонтова, в том же году в Омске родился будущий художник. Его отец был потомственным военным – штабс-капитаном Тенгинского пехотного полка, в котором некогда в звании поручика служил и поэт. Врубель, как и Лермонтов, в детстве не отличался крепким здоровьем – только в три года он начал ходить.

Как раз тогда умерла от чахотки мать будущего художника Анна, то же заболевание унесло жизнь Марии Лермонтовой, когда ее сыну было два года. Оба ребенка были окружены в детстве любовью и заботой: будущего поэта опекала бабушка, а будущему художнику повезло с мачехой.

Елизавета Вессель, вторая жена Александра Врубеля, всерьез взялась за здоровье Миши, и во многом благодаря ее режиму, домашним играм и представлениям Врубель вырос довольно крепким малым, интересовавшимся литературой, музыкой и искусством. Несмотря на природную артистичность и открытость, оба – Лермонтов и Врубель – с детства были ранимы, и, несмотря на любовь к общим театрализованным играм и находчивость, могли вдруг вспыхнуть и убежать в свою комнату. Оба много познали широту мира с юных лет. Лермонтов ездил с бабушкой в Москву, на Урал и Кавказ. Семья Врубеля часто переезжала из-за профессии его отца: Омск-Петербург–Саратов–Одесса, снова Петербург.

Оба с детства увлекались науками: Лермонтов больше математикой, а Врубель – геологией. Оба неплохо знали латынь и могли читать сочинения античных писателей в оригинале. Оба в институтские годы увлекались философией, все больше немецкой: Лермонтов тяготел к Шеллингу, модному в студенческих кругах в конце 20 — начале 30-х годов ХIХ века, Врубель особенно был увлечен Кантом. Оба получили довольно основательное образование, впрочем, у Врубеля оно было более углубленным. И оба в угоду семье учились тому, к чему душа не лежала. Будущий художник по желанию родителей окончил юрфак, прежде чем поступить в Академию художеств. Лермонтов по настоянию бабушки поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.

Наконец, оба были романтическими натурами, истинное призвание в которых проросло, несмотря ни на что. И главное – на протяжении многих лет раз за разом оба возвращались к одной и той же теме – Демону. Наброски своей главной поэмы Лермонтов сделал еще в 15-летнем возрасте и до последнего переписывал, исправлял. Литературоведы уверены, что если бы поэт не погиб на дуэли в 1941 году, он бы еще не раз вернулся к редакции «Демона».

Картину «Демон поверженный», выставленную в 1902 году на петербургской выставке объединения «Мир искусств», Врубель приходил дописывать каждое утро. Он работал с утра до полудня, пока публики было мало. Каждый день зрители видели, как меняется изображение. «Были дни, что «Демон» был очень страшен, и потом опять появлялись в выражении лица Демона глубокая грусть и новая красота», – вспоминала сестра жены Врубеля, Екатерина Ге.

В итоге художника пришлось госпитализировать в психиатрическую клинику: он слышал хор голосов в своей голове. Воображал себя то Христом, то Пушкиным, то ему казалось, что он расписывает стены Ватикана в компании Рафаэля и Микеланджело…

Одержимость Эмилией

Из истории болезни: «Явился в клинику 10 февраля 1902 г. 46 лет от роду Михаил Александрович Врубель. Диагноз: Paralysis progressiva. Выписался с значительным улучшением 16 сентября 1903 г.» , – свидетельствует запись из архива  клиники Первого Московского государственного университета. 

Согласно статье преподавателя психиатрической клиники 2-го Московского М. И. Цубиной «Болезнь и творчество Врубеля с психопатологической точки зрения», основанной на архивных данных, художник к тому моменту уже 10 лет, как был заражен сифилисом. То есть с 1892 года. Однако, возможно, врачи ошибались – богемный образ жизнь художник начал вести многим раньше.

Paralysis progressiva (прогрессивный паралич) – особая форма нейросифилиса, вызывающая тяжелые последствия для всего организма, говорится в статье невролога с мировым именем Марка Долева. Болезнь вызвана бледной трепонемой (возбудитель сифилиса), которая проникает в нервную систему, оказывая на нее разрушительное действие.

Расстройство чаще всего проявляется в возрасте 35-50 лет и имеет неопределенные неврастенические жалобы. Развернутая стадия отличается расстройствами памяти и внимания. Также наблюдаются патологии в эмоциональной сфере, частые перепады настроения, раздражительность, вспыльчивость, подавленность. Бывают мышечные спазмы, бред и галлюцинации, личностные нарушения, ослабление памяти и расстройства мышления, маниакальные и депрессивные состояния.

Однако не стоит объяснять все странности поведения Врубеля одной только болезнью, которая в итоге привела его к страшному финалу – сумасшествию и слепоте. Со своим Демоном Михаил Врубель встретился раньше. Впервые к образу «духа изгнания» художник обратился в Киеве, куда по рекомендации влиятельного профессора Академии художеств Павла Чистякова его пригласил Адриан Прахов, чтобы реставрировать росписи древнего храма Кирилловского монастыря. «Лучшего, более талантливого и более подходящего для выполнения твоего заказа я никого не могу рекомендовать», – сказал Чистяков своему старому другу, критику и историку искусства Прахову.

Фото: en. wikipedia.org

Весной 1881 года, не успев окончить Академию, Врубель приезжает в Киев. Ему предстояло написать на месте не сохранившихся фресок новые и восстанавливать старинные византийских росписи XII века вместе с местными мастерами, работавшими под руководством художника и педагога Николая Мурашко. Работа затянулась на долгие годы, и это время определило дальнейшую творческую и личную судьбу гения.

Судьбоносной стало знакомство с Эмилией Праховой – супругой его нанимателя. Молодой художник без памяти влюбился в эту дерзкую, остроумную и своенравную женщину. «Она могла, не моргнув глазом, вылить чай за шиворот кому-то из сидящих или разбить чашку о пол. Она была довольно властным человеком — эдакая домашняя Салтычиха», – вспоминала ее внучка, художница Александра Прахова. 

Она была на десять лет старше и у нее уже было трое детей. Но Врубелю было все равно, для него Эмилия была его прекрасной дамой, музой, чей образ он писал в многочисленных портретах и даже изобразил ее на иконе «Богоматерь с младенцем» в Кирилловском храме.

Если любовь – это сумасшествие, то именно тогда художник и потерял разум. Как отвечала Эмилия на открытое проявление чувств молодого мастера не известно: после смерти Праховой, согласно ее завещанию, вся переписка с Врубелем была сожжена. Но романа возникнуть не могло. Адриана Прахова поначалу забавляла романтическая увлеченность художника, на гране культа, но потом начала раздражать. Поэтому он отправил Врубеля в Италию – для изучения памятников византийского искусства. По дороге в Венецию Врубель «загулял», да так что, что художник Самуил Гайдук, исполнявший росписи по эскизам Михаила Александровича, вынужден был ждать его два дня.

По возвращении одержимость Эмилией стала еще сильней. Говорят, после приезда он немедля сделал предложение возлюбленной, причем, о намерении жениться сразу ее мужу. После этого Прахов начали побаиваться одержимости Врубеля, а Эмилия возмущалась его инфантильностью.

Все это не остановило Врубеля. Он тратил последние деньги, чтобы поразить свою возлюбленную. Он мог написать картину на заказ, принести ее к ногам любимой, а после отказа принять, разорвать на кусочки. Так случилось с акварельным эскизом «Восточная сказка», написанной для землевладельца Ивана Терещенко, поддерживавшего рисовательную школу Мурашко. Впрочем, после художник склеил разорванный лист – сегодня он хранится в Киевском музее русского искусства.

Врубель истязал не только свои картины, но и свое тело – резал ножом грудь, чтобы пережить душевную боль. «То были большие белые шрамы, их было много», записал Коровин в своих воспоминаниях, ему Врубель объяснил разрезы так: «Я любил женщину, она меня не любила — даже любила, но многое мешало её пониманию меня. Я страдал в невозможности объяснить ей это мешающее. Я страдал, но, когда резал себя, страдания уменьшались»…

В конце концов он начал искать забытья в вине и случайных связях, попал под суд за долги. Чтобы рассчитаться, был вынужден работать маляром на стройках и полотером в кабаках. Тогда-то художник и нарисовал своего первого Демона – с огромными глазами Эмилии Праховой. Как раз в это время, в 1886 году, в Киев ненадолго приехал его отец, и застал сына в нищете, похудевшим и бледным.

«С вокзала я отправился прямо к нему и был опечален его комнаткой и обстановкой. Вообрази, ни одного стола, ни одного стула. Вся меблировка — два простых табурета и кровать. Ни теплого одеяла, ни теплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нем (засаленный сюртук и вытертые панталоны), я не видал. Может быть, в закладе. В кармане всего 5 копеек. Больно, горько до слез», – написал Александр Михайлович в письме.

Там же он описал картину, над которой работал художник: «Демон». Он трудится над нею уже год… и что же? Демон этот показался мне злою, чувственною, отталкивающею… пожилою женщиной. Миша говорит, что Демон — это дух, соединяющий в себе мужской и женский облик. Дух, не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том дух властный, величавый».

Дух, страдающий и скорбный, захватил разум Врубеля. Он не только писал его, но и лепил. В этом образе он видел то свое наваждение – Эмилию, то себя самого. «Врубель лепил «Демона» — странную голову и поразительно похожую на него самого», – вспоминал Лев Ковальский, в ту пору ученик рисовательной школы Николая Мурашко, с которым близко сошелся Михаил Александрович (какое-то время он преподавал в его училище). 

Чем больше Врубель работал над образами киевских церквей и иконами и параллельного погружался в богемную жизнь, тем больше в нем зрел кризис веры. Образы Христа казались ему чуждыми, писал он сестре, а его эскизы росписей Владимирского собора были отвергнуты Праховым – и не из-за личных отношений, а из-за оригинальности и отхода от канонов. При этом искусствовед понимал всю ценность акварелей – как-то он сказал, что для них надо бы построить храм в «особом стиле». 

Киевский «узел» развязал случай. В 1889 году Михаил Врубель поехал в Москву — повидать знакомых — и в результате остался там на полтора десятка лет. Однако с собой он увез навязчивую идею о создании «Демонов», к которым уже не раз обращался.

«Царевна-Лебедь» и смерть сына

В Москве случилось еще одно неслучайное совпадение: Врубелю предложили принять участие в иллюстрировании юбилейного двухтомника сочинений Лермонтова, куда привлекли 18 известных художников, в том числе Репина, Шишкина, Айвазовского и Васнецова. Все иллюстрации к поэме художник делал чёрной акварелью. Заметим, что еще раньше, в Киеве, он писал «Демона» серым маслом.

За этим обесцвечиванием красок стоил глубокая философия – стирание грани между добром и злом, между черным и белым. Однако не только это. Недавние исследования дали почву для предположения, что Врубель был дальтоником, оттого в его картинах с какого-то момента начала преобладать серо-жемчужная гамма. Причем, дефект зрения, если и был, то появился уже в зрелом возрасте, он мог стать следствием заболевания сифилисом.

Впрочем, это лишь гипотеза. Факт в том, что тогда же художник создает первое большое полотно, которое сегодня украшает Врубелевский зал Третьяковской галереи, – «Демон сидящий» (1890 г. ). Перед нами красивый юноша с женскими чертами и глазами Эмилии. Ничего пугающего в нем нет, это дух мятежный, страдающий, ищущий и не находящим места в этом мире. Неслучайно с греческого слово «демон» переводится как «душа».

Фото: en.wikipedia.org

Спустя 10 лет после «Демона сидящего» появится еще одна картина, признанная впоследствии одним из главных шедевров Врубеля, – «Царевна-Лебедь». Работа появилась благодаря жене художника – Надежды Забеле, в которую он влюбился, когда работал над театральными декорациями и костюмами для сказки-оперы «Гензель и Гретель». Свою роль здесь тоже сыграла судьба: заказ должен был исполнить Константин Коровин, однако он заболел, и попросил друга подменить его.

Во время репетиции художник услышал прекрасное сопрано Забелы, бросил все и побежал к певице, чтобы выразить свое восхищение. Он сделал предложение спустя несколько дней, и – о, чудо – она согласилась. Надежда Ивановна оставалась с супругом до конца его дней, несмотря на болезнь и смерть сына Саввы, родившегося с заячьей губой в 1901 году и умершего спустя два года.

Впрочем, картину «Царевна-Лебедь» можно отнести к счастливой поре в жизни художника: рядом была любящая супруга, были заказы, выставки, хотя он продолжал пить, беспорядочно сорить деньгами, к тому же усиливались постоянные мигрени. Вроде бы дух мятежный нашел приют. Или нет?

Удивительно, но картина «Царевна-Лебедь», по идее, изображающая Забелу в этом образе, сыгранным ей в сказке-опере «О царе Салтане», далека от внешности жены. От нее здесь только костюм. Черты лица и огромные глаза – все тот же Демон, та же Эмилия, тот же Дух изгнанья…

Кажется, образ Демона не оставлял его ни на минуту: художник рисовал его везде – на обрывках писем, на полях газет, на клочках бумаги. В тот же период, на излете «золотого века», рождается его один шедевр – «Демон летящий» (1899 г.), ныне находящийся в Русском музее. Дух парит над заснеженными горами Кавказа («Под ним Казбек, как грань алмаза») и бурная река. Лик его черен и печален, тело облачено в коричневую тунику, перевязанную изящным поясом. Краски тусклые, перекликаются и почти сливаются в единый лейтмотив печали…

Самый страшный Дух – «Демон поверженный» – появился в сложный час для четы Врубелей. В 1901 году у Надежды и Михаила рождается сын Савва – с большими синими глазами, так похожими на его демонические образы. Несмотря на врожденный дефект – заячью губу – ребенок был так мил, что она поражала лишь в первый миг и потом про неё забывали.

В разгар работы над «Демоном поверженным» Врубель пишет своего белокурого сына в коляске. Синеватый отблеск красок, белые покрова, напоминающие крылья, огромные синие глаза – кажется, перед нами снова врубелевский Дух, только в обличье ребенка. Его черты лица и сам образ чем-то напоминает уже свершенные картины из демонической серии и холодную «Царевну-Лебедь». Вместе с этим полотном он пытается закончить и главное – «Демона повершенного», к которому уже пытался приступить несколькими годами ранее.

Врубель до последнего менял не только лик Демона, но и усиливал краски, делая их все ярче и ярче, кислотность, невозможность, потустороннесть читалась в них. Говорят, он добавлял в них бронзовый порошок, чтобы придать блеска. И со временем оттого они начали разрушать картину, стирать цвет и яркость, как стирались грани между мирами – реальным и потусторонним – в сознании и творчестве мастера.

А исход мы уже знаем – даже на выставке художник продолжал дописывать полотно, и в итоге оказался в психиатрической клинике. Спустя полтора года его выписали и супруги приняли решение поехать в Киев – на реабилитацию. Перед отъездом двухлетний Саввочка захворал, по приезду болезнь обострилась и 3 мая ребенок умер.

Тогда Врубель вдруг вышел из апатии, в которой пребывал после выписки (он не мог работать, хотя прежде, даже в самые сложные времена, мог трудиться по 12-14 часов в день). Горе обострило его восприятие мира. Он организовал похороны, поддерживал жену, как мог, а та не могла говорить.

Савву похоронили на Байковом кладбище, одном из старейших в Киеве. А после состояние Врубеля резко ухудшилось, он сам решил сдаться на волю врачей: «Везите меня куда-нибудь, а то я вам наделаю хлопот». Но он боялся ехать в клинику при том самом Кириловском монастыре, где начинался его творческий путь, поэтому сначала его пытались лечить в нескольких больницах Риге. Однако в итоге он все-таки попал в клинику Усольцева при Кирилловском монастыре…

Он прожил еще несколько лет, то ненадолго приходя в сознание и выезжая с женой в Москву, то снова погружаясь в бред и галлюцинации. Теперь он уже и внешне напоминал Демона – трансформация из приятного белокурого юноши в нервозного, хилого, больного человека, в грязной измятой рубашке, с красноватым лицом и глазами как у хищной птицы, была постепенной, но неумолимой… 

Михаил Врубель скончался 1 апреля 1910 года. Накануне он привел себя в порядок и сказал санитару: «Довольно уже мне лежать здесь — поедем в Академию». На следующий день гроб был установлен в Академии художеств. Впервые после вступления в Академию художника, чей гений признали уже после того, как его рассудок помутился, получил заслуженное признание.

Из воспоминаний врача-психиатра: Федор Усольцев, лечивший Врубеля в последние годы жизни, записал в своих воспоминаниях: «Он творил всегда, можно сказать, непрерывно, и творчество было для него так же легко и так же необходимо, как дыхание. Пока жив человек, — он все дышит; пока дышал Врубель, — он все творил.

Я видел его на крайних ступенях возбуждения и спутанности, болезненного подъема чувства и мысли, головокружительной быстроты идей, когда телесные средства не поспевали за их несущимся вихрем. И он все-таки творил.

Он покрывал стены своего домика фантастическими и, казалось, нелепыми линиями и красками. Он лепил из глины и всего, что попадало под руку, чудовищно-нелепые фигуры. Но стоило прислушаться к его речам, вникнуть в них, — и нелепость, казалось, исчезала. Были понятны эти обрывки, не поспевавшие за своим неудержимо несущимся, но ярким образом.

Было ясно, что Врубель творил. И действительно, затихала болезнь, темп творчества замедлялся, руки поспевали за ним, и прорывались на бумагу прежде скрытые образы: то голова пророка с глазами, полными тоски и мольбы, то ангел с кадильницей, с бесстрастным лицом, со взором, устремленным в невидимую даль, весь окутанный яркими горящими красками его крыльев».

Роковая любовь Врубеля: for_artaddicted — LiveJournal

Врубель бессмертен. Его нельзя с кем-то перепутать, как и нельзя пройти мимо. От его картин захватывает дух, от его картин дрожь по телу.

Врубель. Царевна-Лебедь. Фрагмент.

Любимый художник русской живописи, представитель символизма, Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года.

Современники говорили о нем, что Врубель был удивительно интеллигентным и кротким человеком, талантливым и духовно одаренным. При этом жил он небогато, если не сказать бедно. 

Михаил Врубель.

Для меня Врубель — это в некотором смысле Чехов в литературе, который кстати говоря, родился на четыре года позже Врубеля в 1860 году. Оба отличались врожденной интеллигентностью, тяге к эстетству, были талантливы и под кожей чувствовали искусство, которое умели так тонко и искусно преподнести публике.

Несмотря на очевидное дарование в изобразительном искусстве с раннего возраста, Врубель поступает на юридический факультет в Петербургский университет, так как ни он, ни его родители не думали о карьере художника в то время. Будучи студентом, Врубель всерьез увлёкся философией, а именно теорией эстетики Канта, которая и повлияла на выбор дальнейшего пути развития будущего художника.

В 24 года он входит в Академию художеств, где берет уроки у самого мастера Чистякова, —  великого учителя великих учеников, среди которых художники Репин, Серов, Суриков и Васнецов. 

Михаил Врубель так и не закончил Академию официально, несмотря  на яркий талант и на успехи во время учебы. Повлиял на планы Врубеля профессор Прахов, который осенью 1883 года по рекомендации Чистякова приглашает Михаила Врубеля в Киев для реставрации Кирилловской церкви. 

Годы жизни и творчества художника, проведенные в Киеве в дальнейшем окажутся роковыми в судьбе Врубеля.

Поселившись на даче у профессора Прахова, Врубель приступает к росписи в Кирилловской церкви и к реставрации фигуры ангела в куполе Софийского собора. 

По роковому стечению обстоятельств Врубель влюбляется в жену своего покровителя Эмилию Прахову, женщину необыкновенной красоты, с огромными голубыми глазами. На момент знакомства ему было 28 лет, ей 35. У Эмилии уже было трое детей — Елена, Николай и Ольга.

Выйдя замуж за профессора искусствоведения Адриана Прахова в 16 лет, она закончила Консерваторию по классу фортепиано и хорошо разбиралась в искусстве.

По воспоминаниям современников «Эмилия была необычайно умна и остра на язык, образована и эксцентрична».

Она становится его музой и вдохновительницей. Именно ее лицо мы сейчас наблюдаем на многих его картинах, в том числе на картине «Богоматерь с младенцем».

Голова Эмилии Праховой. Зарисовка. Врубель. Богоматерь с младенцем. 1885 год. Эмилия в образе Богоматери. Фрагмент.

Так как любовь была запретной, Врубель страдал и впадал в безумие, у него начались эпилепсические припадки и обнаружилась склонность к суицидальным поступкам.

Из разговора со своим современником, художником Константином Коровиным, когда тот заметил белые шрамы на груди у Врубеля:

Я резал себя ножом. Поймете ли вы? — Я любил женщину, она меня не любила — даже любила, но многое мешало ее пониманию меня. Я страдал в невозможности объяснить ей это мешающее. Я страдал, но когда резал себя, страдания уменьшались.

Ходили слухи, что Врубель даже сватался к Эмилии Праховой с желанием стать ее законным мужем, несмотря на ее официальный статус матери семейства.  Причем он объявил о своем намерении жениться на ней не только Эмилии Львовне, но и ее мужу Адриану Викторовичу.

Стоит ли добавлять, что профессор Адриан Прахов определенно побаивался Врубеля.  


На фоне личных переживаний  Врубель страдает от душевного кризиса, который находит отголоски и в его творчестве. Именно в этот период он переезжает в Москву и приступает к работе над главным творением, которое обессмертило его имя, над образом Демона.

Михаил Врубель. Демон сидящий. 1890 год. Третьяковская галерея, Москва.

Тема мистики преследовала Врубеля. В «Демоне сидящем» художник воплотил собирательный образ запредельного зла, манящей неизвестности и статичного безумия, коим является задумчивый Демон, размышляющий о жизни.

Картину «Демон сидящий» приписывают к периоду модерна в творчестве Врубеля, ссылаясь на декоративность элементов, каменных цветов и неба, окружающих сидящего Демона. Однако на мой взгляд, картину можно отнести к кубизму, с точки зрения особенности техники и прорисовки элементов геометрическими мазками, характерными для этого направления.

Врубель. Демон.

Целая серия Демонов был создана Врубелем. Только взгляните, сколько энергии и невысказанного в этом демоническом взгляде. Врубеля вообще можно назвать «художником, отражающим душу». Он символически обращал особое внимание выражению глаз, делая на них акцент в своем творчестве.

Врубель. Гадалка. 1895 год.

С будущей женой Врубеля знакомит его московский друг Савва Мамонтов. На момент знакомства Надежда Забело была примадонной частной Русской оперы, к слову принадлежащей самому С. Мамонтову. Брак художника состоялся, ознаменовав для Врубеля начало нового творческого пути.

Михаил Врубель с супругой.

В 1900 г. композитор Н. Римский-Корсаков презентует публике оперу «Царевна-Лебедь». Врубель создает эскизы костюмов для актеров и пишет одноименную картину. В то время как главную партию Царевны-Лебедя в опере исполняет жена художника Нина Забело.

Образ Эмилии Праховой вновь прослеживается и в этой картине. Те же глаза, нос и губы. Образ внеземной божественной Царицы, с крыльями белого лебедя и с короной на голове — такой он представлял ее до конца своих дней. Его личный Демон, преследовавший Врубеля всю жизнь.

Михаил Врубель. Царевна-Лебедь. 1900 год. Третьяковская галерея. Москва.

Величественная «Царевна-Лебедь» Врубеля несмотря на всю свою грацию и чистоту, обладает невероятно пристальным и манящим взглядом. В этом и заключался талант художника — сочетать несочетаемое, передавая чувства на холст.


У Врубеля была одержимость мистицизмом. Некоторые искусствоведы полагают, что именно интерес к мистицизму и последствия душевных терзаний свели художника в могилу в возрасте 54 лет.

Михаил Врубель. Сирень. 1900 год.

Последние годы своей жизни, Врубель провел в психиатрической больнице в Петербурге. Больной и слепой, художник полностью потерял зрение и представлял собой жалкое зрелище.

Его супруга Нина Забело до последнего вздоха навещала художника в психиатрической больнице и пела, пела только для него. Врубель это очень любил.

По словам современников голос у нее был «Ни с чем не сравнимый, ровный-ровный, легкий, нежно-свирельный и полный красок, … льющийся».


Эмилия Прахова пережила Врубеля на 17 лет.

Уйдя от мужа, она поселилась в той же самой квартире в Киеве, в которой когда-то жил художник. Свою дочь она попросила сжечь все письма, которые ей писал молодой Михаил Врубель. Дочь просьбу выполнила.

*Текст в блоге моего авторства. Любое копирование материала данной статьи без разрешения запрещено.

Анализируем творчество художника М. Врубеля

Подпись М. Врубеля времён работы над «Демоном сидящим», источник: Wikimedia 

На вопрос «кто ваш любимый художник?» многие, не задумываясь, отвечают, что это М. Врубель. Чем же его произведения отличаются от произведений многих других талантливых живописцев? Что в них такого особенного, почему даже сегодня они заставляют сердце сжиматься, будто бы в предчувствии некой волнующей тайны?

Мистический гений Михаила Врубеля

Михаил Врубель (1856-1910) — личность, бесспорно, неординарная даже по меркам рубежа XIX—XX веков, богатого на таланты, художественные объединения и новые течения как в русском, так и в европейском искусстве. Все они были весьма любопытные: глубокий и многогранный символизм, склонный к эстетике и украшательству модерн, а также товарищество наших соотечественников, передвижников, любителей академизма и правдивых реалистичных пейзажей. Может быть, М. Врубелю удалось не потеряться на их фоне именно потому, что он до конца не примыкал ни к одному из разнообразных течений.

Искусство Врубеля стоит вне каких-либо рамок: временных, пространственных или жанровых. Он — типичный универсалист. Именно таких мастеров очень ценили в эпоху Возрождения. Можно без преувеличения сказать, что по разносторонности своего творчества он мог бы соперничать с великим Леонардо. Ведь Врубель работал практически во всех видах и жанрах изобразительного и монументального искусства. Он занимался живописью и графикой, керамикой, декоративной скульптурой, стенными росписями, витражами, архитектурой, придумывал театральные декорации.

Более того, он умел работать без предварительного наброска — так он создавал некоторые из своих больших монументальных панно. Любопытный факт — именно это отталкивало от него многих современников, заставляло считать его дилетантом.

Мы ведь и сегодня сомневаемся в том, что возможно качественно и профессионально заниматься многими вещами одновременно, правда? Ситуация сгладилась лишь в поздний период жизни М. Врубеля, в начале XX века, когда к нему пришло признание.

Михаил Врубель, «Демон сидящий»

Чем вдохновлены работы Врубеля?

Он учился у И. Репина и был любимым учеником П. Чистякова. И именно благодаря ему Врубель научился применять в живописи «структурный анализ формы». Этот метод кажется аналитическим и декоративным одновременно — он предполагает резкое очерчивание граней предметов и фигур. В результате на стыке их плоскостей будто возникают причудливые калейдоскопические миры. В годы обучения Врубель также изучал техники старых мастеров, интересовался византийским искусством, а по окончании Академии художеств работал над росписями и мозаиками киевских храмов: Кирилловской церкви и Софийского собора.

Далее начался период увлечения эпосом, Библией, сказками и М. Лермонтовым, книги которого он тогда иллюстрировал.

В работах Врубеля появилась фигура лермонтовского Демона, образ творческого мятежного духа, волнующий его на протяжении всей жизни (1890 г. — «Демон сидящий», 1899 г. — «Демон летящий», 1902 г. — «Демон поверженный»).

К слову сказать, повседневность художника совершенно не волновала. На его произведениях лежит отпечаток тайны, скрывающей противоречия самой личности Михаила Врубеля, несомненно талантливой, но страдающей, вечно находящейся в поиске и непонятой современниками. Как правило, они просто замечали за Врубелем «влюбленность в странное». Лишь немногим при взгляде на его искусство открывалось то недоступное материальному миру, что чувствовал сам художник.

Одним из этих немногих был поэт А. Блок, который писал, что Врубель слышал «глухой ветер из тех миров».

Его искусство ценил и С.И. Мамонтов, промышленник и меценат, ключевая фигура в экономической и художественной жизни России того времени.

«Демон» Врубеля: почему это шедевр

 

В 2007 году я впервые зашла во врубелевский зал. Свет приглушен. Темные стены. Подходишь к «Демону» и … проваливаешься в потусторонний мир. Мир, в котором живут могучие и грустные существа. Мир, где лилово-красное небо заставляет каменеть гигантские цветы. А пространство похоже на калейдоскоп, и мерещится звон стекла. 

Неповторимый, красочный, притягательный Демон сидит напротив тебя. 

Даже если Вы не разбираетесь в живописи, почувствуете колоссальную энергетику полотна. 

Как Михаилу Врубелю (1856—1910) удалось создать этот шедевр? Все дело в русском ренессансе, выращивании кристаллов, больших глазах и многом другом.

Русский Ренессанс

«Демон» никак не мог родиться раньше. Для его появления нужна была особая атмосфера. Русский ренессанс.

Вспомним, как это было у итальянцев на рубеже XV и XVI веков.

Флоренция процветала. Купцы и банкиры жаждали не только денег, но и духовных наслаждений. Лучшие поэты, живописцы и скульпторы щедро вознаграждались, лишь бы творили. 

Впервые за долгие века заказчиками стали светские люди, а не церковь. А человек из высшего общества не хочет видеть плоское шаблонное лицо и наглухо закрытое тело. Ему хочется красоты. 

Поэтому Мадонны стали человечными и прекрасными, с открытыми плечами и точеными носиками.

Рафаэль. Мадонна в зелени (фрагмент). 1506 г. Музей истории искусств, Вена

Русские художники нечто подобное пережили в середине XIX века. Часть интеллигенции стала сомневаться в божественной природе Христа. 

Кто-то высказывался осторожно, изображая Спасителя очеловеченным. Так, у Крамского сын Божий без нимба, с осунувшимся лицом.  

Иван Крамской. Христос в пустыне (фрагмент). 1872 г. Третьяковская галерея

Кто-то искал выход через обращение к сказкам и языческим образам, как Васнецов. 

Виктор Васнецов. Сирин и Алконост. 1896 г. Третьяковская галерея

Врубель шёл тем же путём. Он взял мифическое существо, Демона, и наделил его человеческими чертами. Заметьте, что никакой дьявольщины в виде рогов и копыт на картине нет. 

Только название полотна объясняет, кто перед нами. Мы видим в первую очередь красоту. Атлетичное тело на фоне фантастического пейзажа. Чем Вам не Ренессанс?

Женственное в образе демона

Демон Врубеля особенный. И дело не только в отсутствии красных злобных глаз и хвоста. 

Перед нами нефилим, падший ангел. Он огромного роста, поэтому не умещается даже в рамки картины. 

Его сцепленные пальцы и опущенные плечи говорят о сложных эмоциях. Ему наскучило творить зло. Он не замечает красоты вокруг себя, так как ничто его не радует.

Он силён, но силу эту некуда девать. Очень необычно положение могучего тела, которое замерло под гнетом душевного смятения.

Михаил Врубель. Демон сидящий (фрагмент «Лицо демона»). 1890 г.

Обратите внимание: Демон Врубеля имеет необычное лицо. Огромные глаза, длинные волосы, пухлые губы. Несмотря на мускулистое тело, проскальзывает в нем что-то женственное. 

Сам Врубель говорил, что он намеренно создаёт андрогинный образ. Ведь темным может быть и мужской, и женский дух. А значит его изображение должно сочетать в себе черты обоих полов.

Калейдоскоп «Демона»

Современники Врубеля сомневались, что «Демон» относится к живописи. Настолько его работа была необычно написана.

Художник работал частично мастихином (металлическая лопатка для удаления лишней краски), нанося изображение дробно. Поверхность похожа на калейдоскоп или кристалл.

Такая техника вызревала у мастера долго. Его сестра Анна вспоминала, что Врубель интересовался в гимназии выращиванием кристаллов.

А в молодости он обучался у художника Павла Чистякова. Тот учил разделять пространство на грани, выискивая объем. Врубель с восторгом перенял этот метод, так как он хорошо сочетался с его замыслами.

Михаил Врубель. Портрет В.А. Усольцевой. 1905 г.

Фантастический цвет «Демона»

Врубель. Деталь картины «Демон сидящий». 1890 г.

Врубель был сверхъестественным колористом. Он мог многое. Например, с помощью лишь белого и чёрного создать ощущение цветного за счёт тончайших оттенков серого.

И когда Вы вспоминаете «Свидание Тамары и Демона», то оно рисуется в Вашем воображении цветным.

Михаил Врубель. Свидание Тамары и Демона. 1890 г. Третьяковская галерея

Поэтому ничего удивительного, что такой мастер создаёт непривычный колорит, чем-то схожий с Васнецовским. Помните необычное небо в «Трёх царевнах»? 

Виктор Васнецов. Три царевны подземного царства. 1881 г. Третьяковская галерея

У Врубеля хоть и просматривается трёхцветка: синий — жёлтый — красный, — но оттенки необычны. Поэтому ничего удивительного, что в конце XIX века такой живописи не понимали. «Демона» Врубеля называли грубым, топорным.

А вот в начале XX века, в эпоху модерна, Врубеля уже боготворили. Такая неординарность цветов и форм только приветствовалась. И публике художник стал очень близким. Теперь его сравнивали с такими «чудаками», как Матисс и Пикассо

«Демон» как наваждение

Спустя 10 лет после «Демона сидящего» Врубель создал «Демона поверженного». И так получилось, что по окончании этой работы художник попал в психиатрическую клинику.

Поэтому считается, что «Демон» одолел Врубеля, свёл его с ума. 

Я думаю, что это не так. 

Михаил Врубель. Демон поверженный. 1902 г. Третьяковская галерея

Ему был интересен этот образ, и он прорабатывал его. Это обычное дело для художника — возвращаться к одному образу несколько раз. 

Так, Мунк вернулся к «Крику» через 17 лет. 

Клод Моне написал десятки вариантов Руанского собора, а Рембрандт десятки автопортретов в течение всей жизни. 

Один и тот же образ помогает художнику ставить живописные зарубки на ленте времени. Через несколько лет мастеру важно оценить, что в результате наработанного опыта изменилось.

Если отбросить все мистическое, то «Демон» не виноват в болезни Врубеля. Все гораздо прозаичнее. 

Михаил Врубель. Автопортрет с жемчужной раковиной. 1905 г. Русский музей

В начале 90-х годов XIX века он заразился сифилисом. Тогда антибиотиков не было, и возбудитель болезни — бледная трепонема — сделала своё дело. 

Через 10—15 лет после инфицирования у больных поражается центральная нервная система. Раздражительность, потеря памяти, а затем бред и галлюцинации. Еще атрофируются зрительные нервы. Все это в конечном счете и случилось с Врубелем. 

Он умер в 1910 году. До изобретения пенициллина оставалось ещё долгих 18 лет.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Автор: Оксана Копенкина

Перейти на главную страницу

Англоязычная версия статьи

Facebook

Twitter

Вконтакте

Одноклассники

Pinterest

Похожее

Галерея Русской Живописи — купить картины русских художников в Русской картинной галерее живопись, графика, батик, арт-объект, скульптура, икона, мозаика, художественная вышитая живопись, художественные куклы, картины по фотографии, художественное стекло, художественная эмаль, ручная. — копии картин, настенная живопись, прикладное искусство, аэрография, гравюры, жикле, плакаты, заказный портрет, художественная фотография, антиквариат и частные коллекции

В продаже 5009 картин и произведений искусства. Покупайте произведения искусства напрямую у владельцев или через лицензированные службы условного депонирования.

1 650 долларов США

долларов ($): 1 650
ЕВРО (€): 1 402
фунтов стерлингов: 1 273
РУБ (₽): 125 518
BTC (Ƀ): 0,161480
ETH (Ξ): 4,749295
XMR (ɱ): 19,614836
купить картину

1875 долларов США

долларов ($): 1 875
ЕВРО (€): 1 593
фунтов стерлингов: 1 447
РУБ (₽): 142 634
BTC (Ƀ): 0,183500
ETH (Ξ): 5,396926
XMR (ɱ): 22,289586
купить картину

2 556 долларов США

долларов ($): 2 556
ЕВРО (€): 2 172
фунтов стерлингов: 1 972
РУБ (₽): 194 438
BTC (Ƀ): 0,250147
ETH (Ξ): 7,357089
XMR (ɱ): 30,385164
купить картину

1 625 долларов США

долларов ($): 1 625
ЕВРО (€): 1 381
фунтов стерлингов: 1 254
РУБ (₽): 123 616
BTC (Ƀ): 0,159033
ETH (Ξ): 4,677336
XMR (ɱ): 19,317641
купить картину

Михаил Врубель Выдающийся русский живописец, график, скульптор-декоратор, живописец. :: люди :: Россия-Инфоцентр

Михаил Врубель прославился как автор полотен, декоративных панно, фресок, книжных иллюстраций. Был женат на известной певице Надежде Забеле-Врубель, портреты которой неоднократно писал.

Михаил Александрович Врубель родился 5 марта 1856 года в городе Омске. Его отец был военным, поэтому семья часто переезжала. В январе 1864 года семья Врубелей переехала в Саратов, где они прожили до апреля 1867 года. В это время молодой Михаил посещал художественные классы у А.С.Годин — выпускник Академии художеств, известный в Саратове художник.

В 1874 году Михаил Врубель окончил Одесскую классическую гимназию и по просьбе отца поступил на юридический факультет Петербургского университета. Наряду с этим Врубель посещал вечерние занятия П.П. Чистякова в Академии художеств. После окончания учебы художник прошел службу в армии, затем был назначен в главное управление военного суда.

Однако в 1880 году Михаил Врубель вернулся к своему истинному призванию и стал студентом Российской Академии художеств.

Он сразу выделился среди других студентов-художников, потому что его стиль часто противоречил академическому балласту живописи. Он раскрыл свой особый взгляд на классические предметы. Знаковыми являются первые акварели Врубеля «Пир римлян» и «Представление храму». В 1884 году Михаил Александрович отправился в Киев по приглашению профессора А.В. Прахов. Религиозные мотивы стали основной темой его творчества; в этот период он писал иконы и фрески при реставрации Кирилловской церкви.Его эскизы к росписи Владимирского собора остались невыполненными, так как казались церкви нерелигиозными. Киевский период, длившийся до 1889 года, ознаменован также знаменитым портретом девушки на персидском ковре, написанным около 1886 года.

Талант Михаила Врубеля был настолько впечатляющим, необычным и мистическим, что некоторые из его знакомых начали подозревать в нем признаки душевной привязанности в 1900-х годах. При этом резко ухудшилось зрение художника.

Великий художник, подаривший миру такие потрясающие работы, как «Царевна-лебедь» (1900) и «Демон, сидящий в саду» (1890), скончался 1 апреля 1910 года в Санкт-Петербурге.

Михаил Врубель похоронен на Новодевичьем кладбище.

До сих пор его работы украшают коллекции Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге и Третьяковской галереи в Москве.

В Москве и Воронеже есть улицы Врубеля. Памятник выдающемуся художнику установил Омский музей изобразительных искусств.

Искусство Михаила Александровича Врубеля — одно из самых значительных и загадочных явлений русского искусства конца 19 века. Высокое мастерство, трагизм, героический дух и неповторимый декоративный дар делают Врубеля художником на все времена. Постоянно пребывая в своем собственном царстве, недоступном для понимания окружающих, Врубель сумел воссоздать свой сложный мир в образах своего необычного искусства, и эти образы стали одними из важнейших вех в русской культуре рубежа веков.

самых известных картин в истории искусства всех времен. Рейтинг

Перейти к содержанию Перейти к нижнему колонтитулу Закрыть Нью-Йорк значок-шеврон-право

Нью-Йорк

  • Список задач
  • Еда, напиток
  • Культура
  • Путешествовать
  • Время в
  • Time Out Market
  • Love Local
  • Больше значок-шеврон-право
    • Новости
    • Дети
    • Достопримечательности
    • Музеи
    • Рестораны
    • Бары
    • Фильмы
    • Музыка
    • Изобразительное искусство
    • Театр
    • Комедия
    • Танец
    • Путеводитель
    • Гостиницы
    • Окрестности
    • видео
    • Билеты
    • Бронировать
    • Классы
    • Журнал
    • Лотереи
    • Аренда помещения
  • Популярные города значок-шеврон-право
    • Лондон
    • Нью-Йорк
    • Париж
    • Чикаго
    • Лос-Анджелес
.
Comments