Графика линия штрих пятно – План урока «Ср-ва художественной графики- линия, штрих, пятно»


13.11.2019 Facebook Twitter LinkedIn Google+ Разное


План урока «Ср-ва художественной графики- линия, штрих, пятно»

План урока

Тема урока: Средства художественной графики- линия, штрих, пятно .

Цели урока: формирование навыка передачи объема и материала средствами художественной графики., навыка передачи характера линий, формирование навыка выполнения графитными карандашами линий различного характера.

Основные понятия: линия, штрих, пятно, набросок, эскиз.

Тип урока: получение новых знаний

Форма проведения урока: лекция.

Ход урока:

Взаимное приветствие.

Объяснение преподавателя. Искусство рисунка как и любой другой язык имеет свой образный язык. К основным худож.-выразительным средствам относятся : линия, пятно, штрих, светотень. С помошью этих ср-в художники передают свое восприятие мира, делятся со зрителем тем, как они осмыслили и оценили увиденное.

Линия- главное выразительное средство рисунка. Линия художника отличается от чертежной. Ее эмоциональная палитра разнообразна, она может быть тонкой, изысканной, жесткой, колючей, порывистой, уверенной и неуверенной и т.д. (иллюстрации 1,2)

Линия также может иметь пространственный характер: она то усиливается, то ослабевает или совсем исчезает, а потом снова появляется и звучит во всю силу карандаша. Примером может служить рисунок мужского торса, выполненный одним из великих художников эпохи Возраждения Микеланжело ( рисунок 3). Применение разных по характеру линий дает художнику возможность решать пластические и пространственный задачи.

Штрих- короткий след пера или карандаша, простейший элемент техники рисования. Различными по направлению и характеру штрихами передаются объемно- пространтвенные св=ва объектов, их фактура.

Если контур линейного рисунка залить изнутри ровным цветом, получится силуэт- пятно. Силуэт— плоское цветовое пятно на более темном или более светлом фоне.

Выразительность силуэта зависит от формы, положения и освещенности фигуры. Пятно при кажущейся непластичности может выявлять бесконечное разнообразие состояний. С его помощью можно выразить не только форму, но и характер модели, сюжетную ситуацию. Рисунок пятном может быть и не силуэтным. В нем могут использоваться градации тона.

Для выполнения рисунков используются многие инструменты и материалы. Для начинающего наиболее пригоден обычный простой карандаш с графитным стержнем. Карандаши (от тюрк, «кара» — черный и «таш» — ка­мень) бывают твердыми, мягкими, глянцевыми, матовыми, а также раз­личных силы и цвета.

Еще в античную эпоху использова­лись свинцовые и серебряные штифты. В Средневековье к ним добавились оловянные и из сплава свинца и олова. В эпоху Возрождения входит в упо­требление сланцевый итальянский ка­рандаш (черный мел), который в XVI в. был окончательно вытеснен графит­ным. Этому способствовало открытие залежей графита в Англии и Италии. Однако первые графитные карандаши плохо держались на бумаге и пачка­лись. В 1720 г. француз Н. Конте пред­ложил обрамлять графитные стержни деревянными дощечками, чтобы умень­шить их ломкость и сделать более удоб­ными в работе. Почти одновременно чех Й.Хартмут начал изготавливать стержни из смеси графитного порош­ка и глины. Найденная удачная про­порция этой смеси позволила добить­ся заданной твердости или мягкости материала.

Графитный карандаш хорошо дер­жится на поверхности бумаги и легко стирается ластиком. При рисовании графитным карандашом на первых эта­пах рисунок следует вести очень лег­ко, без нажима. Ровное покрытие по­верхности листа определенным тоном достигается с помощью штрихов, на­несенных в одном направлении. Что­бы получить плавный переход тона от темного к светлому, штрихи наносят чаще или реже, усиливая или ослаб­ляя нажим на грифель.

Графитные карандаши выпускают­ся различных степеней твердости. Оте­чественные карандаши имеют 13 сте­пеней твердости, более твердые обо­значаются буквой Т (от 1T до 7Т), бо­лее мягкие — буквой М (от 1М до 5М). Импортные карандаши обозначаются соответственно Н и В.

Для рисования наиболее подходят относительно мягкие карандаши ма­рок ТМ, М, 2М —5М. С их помощью можно делать линии различной тол­щины и диапазон тоновых градаций от самого светлого до почти черного, что достигается штриховкой.

Большими выразительными воз­можностями отличается уголь. Он из­готавливается обжигом веточек или обструганных палочек различных по­род дерева.

Степень мягкости угля обусловли­вается обжигом и породой дерева.

В зависимости от характера заточки угля можно не только получить тон­кие, четкие линии, но и закрыть боль­шую плоскость. Техника работы углем разнообразна, она может носить и гра­фический и живописный характер. Уголь дает глубокий бархатистый черный цвет и различные тональные переходы. Од­нако уголь легко осыпается, поэтому рисунки следует закреплять специаль­ным фиксатором.

Другим мягким графическим мате­риалом является сангина. Сангина (от франц. sanguine, от лат. sanguineus — кро­вавый) — материал в виде палочки- карандаша без оправы. Натуральным кроваво-красным минералом рисовали еще в пещерах палеолита. В эпоху Воз­рождения в Европе применялась нату­ральная сангина — так называемый крас­ный мел. В настоящее время чаще ис­пользуют сангину, приготовленную ис­кусственно. Она имеет различные оттен­ки красного — от светлого до красно- коричневого и фиолетового; наносится «штрихом» или в «растушку» (штрих легко растирается ватой), что позволя­ет добиться разнообразия в тоне.

Для рисования жидкими красящи­ми веществами (тушь, чернила и пр.) используют металлические перья раз­ных размеров и форм. В ста­рину использовали тростниковые, со­ломенные и птичьи перья (гусиные, лебединые, павлиньи, вороньи и т.д.), позволяющие легко изменять толщину линии, варьировать методы штри­ховки. Металлические перья распро­странились с XIX в.

Перо, часто сочетающееся с раз­мывкой или подцветкой, дает богатые возможности для виртуозного калли­графического рисунка.

Система рисунка пером во многом сходна с карандашной техникой, но в отличие от последней рисунки трудно исправить, так как раствор красителя глубоко проникает в структуру бумаги. Рисование пером хорошо развивает руку и глаз, но требует собранности, внимания, аккуратности и точности.

Тренировочное упражнение для студентов.

Материал: лист бумаги формата А4, графитные карандаши, резинка, образец с различными типами линий.

Ход работы.

  1. На листе нарисовать от руки 6 одинаковых квадратов.

  2. В 1-ом квадрате изобразить волнистые горизонтальные линии с разной степенью нажима на карандаш.

  3. Во 2-ом квадрате нарисовать дугообразные линии, не поворачивая при этом лист.

  4. В 3-ем квадрате изобразить прямые вертикальные линии с разной степенью нажима на карандаш.

  5. В 4-ом квадрате нарисовать ломаные линии без отрыва карандаша от листа.

  6. В 5-ом квадрате изобразить спираль без отрыва карандаша от листа.

  7. В 6-ом квадрате нарисовать штриховые полосы с градацией тона.

  8. Подписать работу.


Контрольные вопросы и задания: 1.Какую роль играет рисунок в различных видах ИЗО иск-ва? 2. Расскажите о выразительных ср-вах рисунка. 3. Перечислите худож. материалы для рисунка. 4.выполните упражнение на передачу различного характера линий с помощью графитного карандаша.

Задание для самостоятельной работы: зарисовка растительных форм средствами линии, пятна и штриха( например, 3 зарисовки одного и того же комнатного растения разными приёмами худож. выразительности)

Преподаватель: Петрухина М.Ю.

infourok.ru

Точка, линия, пятно

ТОЧКА, ЛИНИЯ, ПЯТНО.

Можно выделить три основных элемента, которые стоят у истока любого произведения, будь то живопись, графика, дизайн или архитектура. Это точка, линия и пятно.

Точка  Точка – простейший элемент визуального дизайна. Она не имеет направления по вертикали и горизонтали. Среди других изобразительных средств точка статична. Она служит в качестве фокуса изображения, выделяя важную информацию или притягивая к ней внимание. Даже если на чистом листе бумаги присутствует только одна точка, одна метка, наш мозг непременно старается придать этому какое-то значение, пытается найти какую-нибудь связь или закономерность, либо использовать эту точку в качестве отправной. Если точек две, глаз немедленно пытается их «соединить» и создает воображаемую линию между ними. Если точек три, неизбежно наше сознание рисует треугольник; сознание достраивает то, чего нет. Это невольное соединение точек называется группировкой или гештальтом (gestalt). Множество точек способно воспроизвести качество тона, цвета, его переходы и смешения (например картины пуантилистов Синьяка и Сёра).

Увеличиваясь в размерах, точка становится пятном, обладающим своей площадью и границами. С использованием пятна значительно расширяется палитра средств построения графической композиции. Пятна могут быть геометрическими или аморфными. Основные формы пятна это квадрат, треугольник, круг и «амёба»(бесформенное пятно). 

Точки или пятна можно эффективно использовать в изображениях: Подчеркнуть ключевую идею. Привлечь внимание. Представить более сложный объект или идею, но при этом сохранить чистоту и упрощенность изображения.

Линия  Линия, в отличие от замкнутых и статичных точки и пятна, является изображением движения. В этом смысле она – антипод точке, но и порождение её: ведь линия – это след движения точки. Линии по-разному динамичны. Прямая – равномерна и императивна, кривая – свободна и гибка. Благодаря изменениям своей толщины, линия создаёт волнообразные движения плоскости, на которой она начертана. Линия может то погружаться вглубь, то выйти наружу, то подчиниться фону, то победить его. Она обладает эмоциональным воздействием, может быть жесткой и однозначной, прерывистой и трепетной. Предполагают, что изобразительное искусство началось с линии, очерчивающей силуэты теней, падавших от света очага на стены жилища. Линия – праматерь искусства, её исконное назначение – абрис контура формы. И это главное конструктивное качество линии. Она может быть использована и иначе: линии, перечеркивающие друг друга, получают способность передавать цветотональные характеристики или, сопровождая собой направления формы, «лепят» объем. Линии можно сочетать с другими линиями и создавать текстуры и узоры.

Выразительные свойства линии  Определенные расположения линий несут в себе определенное значение. Например, каллиграфия – это искусство представления слов. Оценить каллиграфическую работу можно даже в том случае, если вы не понимаете самих слов. Каллиграфические изображения часто используются современными художниками только просто потому, что они содержат в себе некие таинственные послания на неизвестном языке. Линии на картах четко распознаются как символические обозначения места. Местом может быть как окружение по соседству, так и весь мир. Это может быть либо тщательная схема-план, либо стилизованная диаграмма, как например, схема метро. В других случая, линии выступают как средство, позволяющее определить взаимоотношение/связь между местами; например, на схеме «как пройти отсюда туда». 

Планы помещений – это специфические карты, которые повсеместно используются для описания зданий. Этот язык линий понятен даже в тех случаях, когда строение само по себе необычно. Это строение планировалось создать с помощью пены и намеренно придать ему неправильную форму. Графики – еще один распространенный метод использования линий. Они широко используются для передачи числовой информации и визуального отображения различных связей. Графики используются повсюду, мы знаем о них с первых уроков алгебры, и встречаем их в каждом номере газеты.  С помощью толщины и направления линий можно передавать настроение и состояние эмоций. Смысл, который несут различные линии, во многом зависит от нашего жизненного опыта — что чувствует наше тело в связи с различными направлениями.

Горизонтальные линии создают ощущение покоя или отдыха. Объекты, которые расположены параллельно земле, покоятся относительно линии силы притяжения. Следовательно, композиции, где доминируют горизонтальные линии, несут в себе заряд спокойствия. Вертикальные линии создают ощущение высоты, полета и воздушности. Они кажутся устремленными бесконечно в небо, за пределы сознания человека. Их часто используют в общественных зданиях, от соборов до офисов корпораций. Вытянутые перпендикулярные линии подразумевают подавляющее богатство, пышность, непостижимое простым человеческим сознанием. 

Диагональные линии создают ощущение движения или направленности, оживляют изображение. Поскольку объекты, расположенные диагонально, для человека кажутся нестабильными по отношению к линии силы притяжения (так как не расположены ни вертикально ни горизонтально), они как бы стремятся упасть, или уже находятся в движении падения. В двухмерных композициях диагонали часто используются для создания глубины, иллюзии перспективы, которая затем вызывает у смотрящего иллюзию пространства, в котором можно двигаться. Таким образом, если необходимо создать ощущение движения, скорости, или активности, следует использовать диагональные линии. Сочетание горизонтальных и вертикальных линий передает ощущение стабильности и прочности. Прямоугольные формы кажутся стабильными по отношению к силе притяжения, и не «стремятся» перевернуться. Эта стабильность создает чувство постоянности, надежности и безопасности.  Глубокие, острые кривые, с другой стороны, предполагают смятение, волнение, и даже безумие. Мы их встречаем в волнах шторма, в запутанных нитях клубка, в беспорядочных потоках людской толпы. Кривые линии имею и другие значения. Мягкие, неглубокие кривые предполагают комфорт, безопасность, понятность, расслабление. Они напоминают кривые линии человеческого тела, и, следовательно, приятны для глаз.

Качество линии само по себе тоже является визуальным языком. Использование качества линии настолько распространенный прием, что мы все очень тонко это чувствуем. Даже не имея художественного образования, мы можем почерпнуть многое по тому, какие линии используются в рисунке. Качество линии само по себе свидетельствует о собственно духе произведения. А для настоящего художника-мастера, качество линии – это средство выражения его стиля. 

Плоскостная форма: текстура, фактура, рельеф.

Плоскостная форма это такой вид пластической формы, который характеризуется одновременным развитием по горизонтали и вертикали при незначительном развитии в глубину. Плоская форма является лишь первоначальным состоянием плоскостной. Промежуточные состояния плоскостной формы чрезвычайно разнообразны по своим пластическим свойствам. Проявляются эти свойства в текстуре, фактуре и рельефе поверхности. Текстура Характеризуется декоративно-художественными свойствами, вытекающими из внутреннего строения формы. Наиболее ярко выявляется при гладкой поверхности. Отличается крайним разнообразием рисунка – от мелких вкраплений, представляющих собой однородную массу до выразительных узоров, образованных внутренним «рисунком» формы. Чёткое выявление текстуры в плоскостных формах предопределяет эффективное с художественной точки зрения их использование в построении пластических композиций. 

Фактура Занимает промежуточное место между такими состояниями плоскостной формы, как гладкая поверхность и рельеф. В зависимости от количества и величины составляющих её пластических элементов (выступов), фактурная поверхность приближается либо к первой, либо ко второй. Фактурная поверхность может отличаться большим разнообразием. Важно учитывать, что её пластический характер тем сильнее, чем она сильнее «выступает» и ближе к зрителю. С дальних точек фактура может выглядеть просто гладкой поверхностью. При разнодалёких точках зрения целесообразно применение в плоскостных формах как мелкой, так и крупной фактуры, близкой к рельефу.  Рельеф Характеризуется ещё более крупным, чем фактура пластическим строением плоскостной формы. Различие видов рельефов, так же как и фактур, выражается в крупности – количестве и величине элементов, образующих рельефную поверхность. В дизайне, как и в скульптуре, широко распространено деление рельефа на: контр (заглубленный), низкий, высокий и горельеф. В таком делении чётко проявляется разный пластический характер рельефной поверхности. Важным признаком плоскостной формы является её расположение в пространстве по отношению к фоновой плоскости, с которой она связана физически и зрительно. Эта форма может располагаться к ней фронтально или профильно. При фронтальном расположении она смотрится с одной стороны, при профильном – с двух. Большое значение при выявления характера плоскостной формы имеет цвет, точнее цветовая моделировка. За счёт такой моделировки можно выделить главные элементы рельефной композиции. В то же время цвет может подчёркивать характер или обогащать композицию, зрительно нарушая принятый в ней пластический строй.

Взаимодействие форм и проявление их характера

Формы приобретают новый смысл, когда они: участвуют в пространственных взаимодействиях; соучаствуют или противопоставляются по характеристикам массы или текстуры; когда они создают новые взаимоотношения благодаря таким свойствам, как вращение, единичность или повторяемость, выравнивание, группирование или разъединение друг с другом. Каждое состояние показывает зрителю знакомые формы с другой стороны, добавляет какой-то новый смысл. Например, формы, которые кажутся движущимися, энергичными благодаря вращению или частичному перекрыванию, несут совершенно иной смысл, нежели формы, расположенные в шахматном порядке в статичном пространстве. Позитивное и негативное пространство, форма и контрформа Форма считается позитивным элементом, цельным предметом или объектом, пространство считается негативным, в качестве противопоставления форме. Пространство – это «фон», на котором форма становится «фигурой». Взаимоотношения формы и пространства, или фона и фигуры, можно охарактеризовать как взаимозависимые и дополняющие друг друга; невозможно поменять что-то одно, не изменив при этом другое. Противопоставление фона и фигуры создаёт движение, активность, иллюзию трёхмерности. Эти качества чрезвычайно коммуникативны: продуманные взаимоотношения фона и фигуры – первый шаг в создании простого «надсмыслового» сообщения, которое зритель воспринимает ещё до того, как рассмотрит изображение и прочтёт текст, это своего рода мостик к основному смысловому содержанию всей дизайнерской работы. Именно поэтому организация взаимоотношений фигуры – позитивного элемента и фона – негативного элемента, является одним из важнейших визуальных аспектов – ведь это взаимоотношение влияет на все аспекты дизайна, начиная от общего эмоционального отклика и заканчивая информационной иерархией. Взаимоотношения фон – фигура должны быть понятны зрителю и хотя бы относительно логичны. Немаловажно и композиционное решение: композиционная, или визуальная, логика должна соответствовать сообщению, которое пытается выразить дизайнер. Логика композиции – визуальное расположение и соотношение фона и фигуры – вещь абстрактная, но во многом зависящая от того, как мозг зрителя интерпретирует увиденную информацию. В некоторых композициях соотношения формы и фона становятся настолько сложными, что они оптически взаимозаменяются. Это соотношения формы и контрформы, такой эффект, когда то, что казалось позитивным, вдруг становится негативным и наоборот. Этот визуальный приём очень привлекателен, поскольку мозгу приходится поднапрячься, чтобы понять, что изображено, следовательно, зритель увлечён и уделит больше внимания такой композиции.

studfiles.net

Точка, пятно, линия, штрих — Кошкина Анна

Задача видеоурока: Ознакомиться с такими изобразительными средствами как: точка, пятно, линия, штрих. Ознакомиться с предметом спецрисунок или как его ещё называют «Художественная графика». Ознакомиться с видами точки, пятна, штриха, линии, и научиться ими пользоваться. Научиться передавать характер рисунка через штрих.

В уроке я рассказала о таком предмете в изобразительном искусстве, как спецрисунок или художественная графика. Я рассказала как рисунки можно создавать с помощью: штриха, точки, пятна и линии. Рассказала и показала очень много аналогов на эту тему.

 

Домашнее задание:

создать один рисунок размером 10, 5 см *15 см  только на точку;

10 см5мм* 15 см только на линию;

10,5 см*15см только на штрих;

10,5 см*15см только на пятно.

И один рисунок смешанный с использованием штриха, точки, пятна и линии.

Тематику, стиль, можете использовать самую разнообразную (абстракции, узоры, узоры на ткани, что угодно).

На этой странице я выложу несколько своих работ по теме урока.

Книг на данную тематику я не встречала

 Это мои работы на данную тематику



Предмет спецрисунок или художественная графика  — это совершенно разные предметы для художников, для художников модельеров (швейники) и для поваров.  Потому что разные цели преследует каждая из этих специальностей.

Для  художников цель — это создание красивых художественных работ в декоративном ключе.

Цель спецрисунка для поваров и кулинаров — это умение строить композицию на изделии, подбирать цвета и лепить.

Цель спецрисука  для швейников — это умение красиво изображать фигуру человека в одежде и рисовать модели одежды, подбирать цвета. На данный момент в продаже есть книга для швейников « Спецрисунок и художественная графика» авторы Беляева и Розанов.

Для художников ни одной книги по спецрисунку вообще нет. Предмет такой в ВУЗах преподаётся, а информация для него отсутствует.

Для поваров по спецрисунку есть небольшая книжечка, в которой есть совсем немного информации — в продаже этой книги нет, есть только на книжном рынке, где торгуют старыми книгами. Автор Шембель «Рисование и лепка для кондитеров».

Книга для швейников!— художников-модельеров.

Спецрисунок и художественная графика

Авторы: Светлана Беляева, Евгений Розанов



koshkina.net

Точка, линия, пятно

Основа композиции

В основе любой композиции лежат точки, линии и пятна. Их конфигурации и композиционные сочетания образуют видимые образы. Для того, чтобы композиция состоялась, как художественная целостность изображения, нужно расположить все ее составляющие элементы определенным образом. Но, для начала, требуется разобраться с тем, что подразумевается под точками, линиями и пятнами.

Точка

Точка — это очень меленький элемент в изображении. Например, отдельно лежащая меленькая ягода в натюрморте или небольшие полевые цветы на фоне огромного поля можно считать точками. Для композиции они служат в качестве центра или для уравновешивания других более крупных объектов.

Однако, из точек может состоять и все изображение. В живописи даже существовало направление — пуантилизм, представители которого писали картины посредством нанесения на холст точек. В современной действительности все цифровые изображения представленные на мониторе и напечатанные с помощью любого вида принтеров и печатных станков состоят из огромного количества точек, которые сегодня уже не различимы из-за их сверх малого размера и высокой плотности расположения на плоскости.

Линия

Линия образуется в изображении за счет соприкосновения разноцветных или разно тональных пятен, являясь их контуром. Также линия может быть самостоятельной на контрастирующем с ней фоне или быть образованной за счет расположенных в ряд или по другой траектории точек.

Линии придают динамичность композиции. Например, диагонально направленные линии в изображении создают иллюзию движения. Горизонтально же расположенные линии дают чувство увеличения изображения в ширину, а вертикальные в высоту. Прямые линии усиливают напряжение в изображении, а плавные изогнутые линии создают чувство спокойствия.

Пятно

Пятно — это равномерно или неравномерно закрашенный участок изображения. Пятно может быть сформировано за счет концентрированного скопления точек. Пятно вегда имеет границу, даже если она не имеет четких очертаний. Пятна в изображении составляют большую его часть. Они формируют основу композиции, заполняя собою все ее пространство. Для восприятия композиции важную роль играют форма, цвет и соотношение размеров всех пятен в изображении.

Использование точек, линий и пятен в композиции

Точка и пятно

Одним из возможных способов сочетания точек и пятен в композиции является сопоставление большого и малого. Например, чтобы подчеркнуть в картине масштабы здания его можно изобразить пятном, заполняющим большую часть изображения. Для сравнения, рядом поместить ничтожно маленького, по сравнению со зданием, человека, который будет изображен, почти как точка.

Точка и линия

Наиболее ярким примером использования в композиции линий и точек можно считать уходящую в даль дорогу, по которой едут машины. Изображение дороги в большей части формируют линии, уходящие вдаль в точку схода. Машины при этом будут из небольших пятен, по мере удаления от зрителя, превращаться в точки. Подобный эффект прекрасно демонстрирует эффект перспективы.

Линия и пятно

Самым наглядным примером использования в композиции линий и пятен является заполнение пятен орнаментом из линий. Например, два одинаковых по размеру квадратных пятна, расположенных рядом на одном изображении, но имеющих разный орнамент, будут восприниматься по разному. Если один квадрат будет заполнен вертикальными линиями, а другой горизонтальными, то первый квадрат будет казаться более высоким, а второй более вытянутым в ширину.

xn--80aaah3aakb1anulckhg2eyei6c.xn--p1ai

Тема. Линия, пятно, точка, штрих.

Тема. Линия, пятно, точка, штрих.

Цель: ознакомить учащихся со способами выразительности графики (линия, пятно, точка, штрих) и их выразительными возможностями; развивать интерес к художественной деятельности к произведениям графического искусства; умение воспринимать красоту окружающего мира, отображенного в графических произведениях.

Ход урока

1.Организация класса.

Приветствие.

Добрым людям улыбнется

Спросит: «Как вам всем живется?»

Заглянет в окошечко,

Друг детей всех…(Солнышко)

Проверка готовности к уроку.

2.Сообщение новых знаний

Окружающий мир полон красоты и разнообразия красок и форм. Чтобы передать его красоту графическими способами, художники- графики пользуются: линей, пятном, штрихом, точкой. Именно они помогают создать непревзойденные виды искусства графики.

Сегодня на уроке мы познакомимся с линией, пятном, точкой, штрихом, как способом создания формы, графическими материалами и инструментами и приемами работы графическими инструментами.

— Графика – это вид изобразительного искусства, чёрно-белый рисунок, который выполняется простым карандашом, ручкой, фломастером, углём или восковыми мелками.

— Графический рисунок можно изобразить с помощью линии, пятна, штриха.

Линия — как одно из средств передачи изображения появилась в самом начале зарождения искусства. Ею пользуются и по сей день при исполнении рисунка.

 Пятно  это небольшая часть рисунка, полностью заштрихованная.

 Штрих  это короткая отрывистая линия.

3. Практическая работа

Сегодня мы совершим путешествие в страну Графики. Выполним работу «Светит ясное солнышко».

4. Итог урока выставление оценок

infourok.ru

художественный труд » Графика, линия, штрих, пятно и художественный образ .»

The plan of the lesson

Сабақтын жоспары

План урока

Date/ Күні/ Дата:

Сlass / Сынып/ Класс:

Theme/ Сабақтың тақырыбы/ Тема: Графика, линия, штрих, пятно и художественный образ .

Type of lesson/Сабақ түрі/Тип урока: изучение нового материала

Lesson type/Cабақтың түрі/Вид урока: традиционный.

Мақсаты/Цели занятия/ Objectives:

білімдік/образовательная/ education: конкретизировать понятия «графика», «штрих», «линия», «пятно»; выполнить рисунок с включением элементов графики.

дамытушылық/развивающая/developing: развивать творческое воображение, фантазию, наблюдательность учащихся, умение в обычном рисунке видеть законченный образ.

тәрбиелік/воспитательная/bringingup: содействовать воспитанию личности, приобщать учащихся к духовно-нравственным ценностям.

Көрнекі құралдар/Оборудование/Resourses: ТСО, альбом , простой карандаш, ластик, фломастеры, бумага формат А-3 и А-4.

Жоспар/План/Plan

I. Организационный момент

  1. Приветствие

  2. Мотивационный настрой

II. Основная часть

1.Сообщение темы урока

2.Изучение нового материала

3.Физминутка

4.Практическая работа

III. Подведение итога

1.Демонсрация работ

Литература :

  1. https://.ru/files/konspiekt-uroka-izo-v-3-klassie-2.html

  1. https://koncpekt.ru/nachalnye-klassy/konspekty-urokov/izo-1klass/2354-konspekt-uroka-grafiki-dlya-detey-7-9-let-liniya-shtrih-pyatno-tochka-osnova-risunka.html ( 19.11.2017)

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

— Встаньте красиво, подравняйтесь.

-Здравствуйте, ребята, присаживайтесь.

-Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: грунтованный лист бумаги, стек или ручка, дневник.

-Поднимите руку те, кто забыл приготовить перечисленные материалы.

Мотивационный настрой проходит при помощи видеоролика.

2мин

II. Основная часть

Послушайте сказку об удивительной стране. И назовите страну, о которой идёт речь в сказке.
В одной далёкой стране было два королевства: Белой королевы и Чёрной. Каждая жила на своей половине. Они не дружили и в гости друг к другу не ходили. (На доске лист бумаги, одна половина его белая, а другая — чёрная). Белая королева, прогуливаясь со своей свитой по своей половине, оставляя белые следы (учитель берёт кисть, опускает в белую гуашь и проводит по белой половине).
Видно? (Нет)
А, Чёрная королева со своей свитой ходит по своей половине и оставляет чёрные следы. (Показ)
И вот однажды в эту страну попал художник, который любил путешествовать. Страна ему не понравилась, потому что одна половина была очень мрачной, а друга слишком скучной -всё везде белое. И решил художник подружить этих гордых королев, предложил им сходить друг к другу в гости и посмотреть, что из этого выйдет. Белая королева побывала в гостях у Чёрной королевы, и где бы она не прошла, оставались, о чудо, белоснежные следы. Как будто дорожки света. Это нравилось всем, потому что было красиво.
Королевы стали ходить друг к другу в гости. А уж как рад был художник! Королевы подружились и перестали делить своё Королевство, а страна эта стала общее для них и всех, кто в ней жил.
-О какой стране идёт речь?
-Да, страна двух королевств называлась – Графика .

-Тема урока графика.

Сегодня мы с вами узнаем,что такое графика , штрих , точка ,линия; а так же научимся рисованию в технике графика.

7мин

А что же такое графика?

(спрашиваю 4-5 учащихся)

Графика — вид изобразительного искусства, основным средством которого является рисунок, выполненный на бумаге карандашом, пером, фломастером, углём.
Графика — это искусство линейное, строгое, основанное на сочетании чёрного и белого, причём белым является сама бумага, а чёрным — карандаш, уголь, фломастер.
Выразительными средствами графики является — линия, точка, штрих.

Линия — как одно из средств передачи изображения появилась в самом начале зарождения искусства. Ею пользуются и по сей день при исполнении рисунка.

— Пятно – это небольшая часть рисунка, полностью заштрихованная.

— Штрих – это короткая отрывистая линия.

(Демонстрация точки , линии , штриха на графическом рисунке)

5мин

Перед началом работы подготовим руки. Дружно встанем из-за парт.

2мин

Сегодня мы будем рисовать в жанре графики птиц, которые водятся в Костанае.

-Назовите осёдлых птиц, которые остаются зимовать в городе.

-Жарайсындар , балалар! Это действительно воробьи.

-Посмотрите видеоролик о воробье и расскажите, какая это птичка по характеру.

(просмотр видео)

-Какой воробей по характеру?

-Верно, он очень подвижный, суетливый и ему нужно потрудиться, чтобы добыть корм.

-Наступают холода и в ваших силах помочь птицам. Нужно только сделать кормушки.

Поэтапный инструктаж при выполнении рисования

-Ребята расположите свой альбомный лист вертикально

-На карандаш сильно не давите , так как после окончания работы нужно будет убрать ненужные штрихи.

-В центре листа нарисуйте под наклоном овал.

-Сверху главного овала нарисуйте полуовал, чуть развернув влево.

-Снизу овала нарисуйте вытянутый к низу, влево треугольник.

-На уровне хвоста в правой части овала нарисуйте лапки.

-На верхнем овале , оставляя немного места делаем засечку и от нее рисуем клюв треугольной формы.

-Клюв короткий и широкий, так как воробей питается зёрнышками, остатками хлеба — всем, чем придётся. И часто ему приходится прикладывать усилия, чтобы раздолбить остатки пищи.

-Напротив клюва отступив немного места в левую сторону рисуем глаза.

-От хвоста до головы проводим немного выгнутую линию- это крыло.

-Обозначаем двумя дугами грудку.

-Сотрите дополнительные линии внутри рисунка.

-Прорисуйте перья воробья с помощью линий, штрихов и точек.

20мин

III. Подведение итога

-Сначала выходят презентовать свои работы девочки, а затем мальчики.

«Комплимент»

Учитель пускает шарик по кругу , говоря при этом пожелание ученику.

2мин

2 мин

infourok.ru

Открытый урок по изобразительному искусству на тему: «Графика — вид изобразительного искусства. Выразительные средства графики — линия, пятно, штрих».

Открытый урок

по изобразительному искусству

на тему: «Графика — вид изобразительного искусства. Выразительные средства графики — линия, пятно, штрих».

Крылова Марина Викторовна, преподаватель  ИЗО

Задачи урока:

Образовательные:

-расширять знания по изобразительному искусству;

-познакомить с видами графики, графическими  изобразительными средствами;

-учить применять графические  изобразительные средства;

-творчески включаться в индивидуальную работу;

Развивающие:

-развивать творческие способности, фантазию, воображение

-творческую инициативу

Оборудование к уроку: презентация к уроку,  творческие работы студентов, альбомный лист, карандаш, ластик, черная гелиевая ручка, тушь, кисточки, перо, острые предметы, свеча, гуашь (черная), цветной картон.

Оформление классной доски:

Мультимедийная установка, графические рисунки, выставка творческих работ студентов.

слова Микеланджело “Рисунок, который иначе называют искусством наброска, есть высшая точка живописи и скульптуры, и архитектуры, рисунок является источником и душой всех видов живописи и корнем всей науки”;

Литература.

  •  Костерин Н. П. учебное рисование. С.10-11, 24-25.
  • Сокольникова Н. М. Основы рисунка. С. 46 – 58.
  • Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство с методикой преподавания. С.41 — 58.

Время 2 часа

Ход урока.

1. Самоопределение к деятельности. Организационное начало.                                                                                                                                 1. Приветствие.

2.Проверка готовности к уроку.

2.  Актуализация знаний.

-Присаживайтесь, за рабочие места. Проверьте, все ли готово для работы. Из материалов нам понадобится карандаш, гелиевая ручка, тушь, острые предметы.

Самые разные по своему характеру и назначению изображения, выполненные различными художественными материалами, называют рисунками. Не только в произведениях искусства, но и в самых разных видах деятельности рисунок играет важную роль. Например, надо зарисовать какую-то деталь, набросать эскиз одежды, т.е. ясно выразить свою мысль.

-Дизайнерские проекты, иллюстрации в книгах, эскизы моделей костюмов, наброски и зарисовки орнаментов можно объединить словом рисунок.

-Рисовать можно графитным карандашом на бумаге и картоне, углем на стене, фломастером на стекле, тушью и пером на ткани, краской на холсте, палочкой на песке.

— Внимательно посмотрите на представленные творческие работы. Подумайте к какому виду искусств они относятся.

Графика – вид изобразительного искусства, в основе которого лежит рисунок.

Деятельность обучающихся Студенты анализируют творческие работы.

— Большинство представленных работ выполнены в черно – белом цвете, детально проработаны элементы рисунка.

-Считаю, что творческие работы относятся к виду искусств – графике

-Верно, большинство работ выполнены линией, которая является основой вида искусства – графика.

2. Работа с учебником Костерин  «Учебное рисование» стр. 10-11(Деятельность обучающихся)

Особенности графики как вида изобразительного искусства. Техники рисунка. Графика (греч. graphike, от grapho — пишу), вид изобразительного искусства, включающий рисунок и различные виды печатной графики изображения, основанные на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями.

Графика — древний вид изобразительного искусства. Рисунки древнейших художников на стенах пещер; орнаменты и рисунки на старинных греческих вазах; гравюры и рисунки выдающихся мастеров Возрождения — все это прекрасная графика. На Руси графика в виде орнаментов и иллюстраций украшала рукописные и старопечатные книги, а в виде занимательных и веселых гравюр — народных лубков, раскрашенных акварельными красками, украшала жилища крестьян и ремесленников.

 По назначению различаются станковая, книжная, газетно-журнальная, прикладная графика и плакат.

3. Анализ репродукции. Деятельность обучающихся.

4. Доклад о художнике графике Дюрер Альбрехт.  Деятельность обучающихся.

3. Постановка учебных задач.

Попробуем определить задачи нашего урока

Деятельность обучающихся. Студенты высказывают свое мнение.

-Можно сделать предположение, что мы будем изучать различные техники графики, использовать в работе выразительные средства графики.

— Я думаю, мы будем рисовать творческую работу  технике графики.

4. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения)

— Язык графики и главные его выразительные средства – это линия, штрих, точка, контур, пятно.

Линия — одно из художественно-выразительных средств изображения, основной графический элемент линейной графики.

Линия активно используется в набросках, эскизах, рисунках, в станковой графике (офорте), карикатуре, шаржах, плакате, живописи, архитектуре и дизайнерских проектах.

Линии как таковой в природе не существует, она всегда условна и является лишь границей тех или иных плоскостей формы.

Используя линию, художник определяет форму и обозначает ее контуры, выявляет объем и пространство, изменяя тональность, передает воздушную перспективу. Являясь одним из главных технических средств композиции, линия имеет художественно-выразительные возможности. Она может быть плавной, спокойной, певучей, вертикальной и горизонтальной, сплошной и прерывистой, прямой и волнистой, пересекающейся и параллельной, легкой и тяжелой и т. д. Используя разнообразие этих важнейших художественно-выразительных средств, художник, архитектор или дизайнер могут передавать тончайшие психологические нюансы создаваемой композиции,

Линеарности в графике — это техника исполнения и структура композиции произведения, выполненного линией или контуром.

В музыкальном произведении — это последовательное движение звуков, образующих мелодическую линию.

Выразительность композиции зависит от умения эффективно использовать линейные элементы в построении формы, выражающей психологическое состояние (динамику, грусть, веселость и т. д.), которое зависит от ассоциативного зрительного восприятия. Вертикальное построение линий вызывает ощущение устойчивости, диагональное — динамику, горизонтальное — покой. Кривые линии передают впечатление замкнутости или текучести. Психологическая выразительность графического языка линейной графики зависит от хактера расположения и начертания линий (прямая, кривая, толстая, тонкая, сплошная, прерывистая), их тональности и цвета (черная, серая, светлая, цветная). (показ выполнения штриха на доске)

Штрих.

Штриховая линия, или штрих, появляется на поверхности бумаги как результат движения руки, держащей карандаш или ручку с пером, кисть или другое приспособление, которым красящее вещество наносится на бумагу. (показ выполнения штриха на доске)

    Точка — это еще одно выразительное средство графики. Точка  структурный элемент точечной техники. Множась по поверхности она образует графическое пятно. Форма точки зависит от инструмента, которым она наносится на плоскость.

     Точка в еще большей степени предоставляет возможность выражения пространства, но с непосредственно средовыми свойствами. Так же как и штрих, точка позволяет передавать тональное разнообразие графики, но обладает специфическими качествами фактуры.

5. Первичное закрепление.

— Графике доступны разнообразные жанры (портрет, пейзаж, натюрморт, и.т.д) ее возможности изображения и образного истолкования мира практически неограниченны.

-умение наблюдать- это великий дар художника. Каждому кто научится всматриваться, природа дарит несмертные сокровища  и радость восприятия красоты.

1.Анализ натуры. Деятельность обучающихся.

Показ слайдов 7-

Обратите внимание на ветку боярышника и букет сухоцветов.

-Какие линии вы находите?

— Какой характер они имеют? Как его выразить на бумаге?

2.Выполнение упражнений. Деятельность обучающихся.

-Выполните упражнение. На бумаге нарисовать 4 квадрата размером4/4. Используя, выразительные средства графики нарисовать элементы природы: ветки, листья, травы, дерево. Использовать в работе гелиевую ручку.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Выполнение творческой работы.

Техника «граттаж».

Граттаж является одной из нетрадиционных техник рисования. Суть этой интересной техники заключается в том, что рисунок процарапывается острым инструментом. Чаще всего граттаж применяли графики 20 столетия, иногда эту технику называют гратто-графией или техникой царапанья.

Граттаж выполняется острым предметом, это может быть перо, заостренная палочка или специальные резцы. Для выполнения техники нужно:

1.предварительно подготовить поверхность будущей картины. На картон наносят слой воска или парафина (в домашних условиях можно использовать обычную свечу.

2 наносят тушь или гуашевую краску в несколько слоев, поскольку она будет расплываться на восковой поверхности и ложиться неравномерно.

3. Каждый слой туши нужно тщательно просушивать. Легче всего наносить тушь на картон широкой кистью, ватным тампоном или губкой. Если вы будете наносить краску, то ее также следует наносить достаточно толстым слоем, используя сухую кисть.

4.Процарапывание острым предметом общей композиции.

5. Процарапывание главных элементов

6. проработка мелких деталей.

 7. Включение нового знания в систему знаний и повторение

-Что является основой искусства графика?

-Какие виды графики вы запомнили?

-Назовите средства выражения в графике?

8. Рефлексия деятельности (итог урока)

1.Выставка работ студентов. Самоанализ их деятельности.

Использованные  литературные источники:

  •  Костерин Н. П. учебное рисование. С.10-11, 24-25.
  • Сокольникова Н. М. Основы рисунка. С. 46 – 58.
  • Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство с методикой преподавания. С.41 — 58.

nsportal.ru

Comments