Эскизы методика: Методика «Эскизы» (вариант 1) [64]. Психология творчества, креативности, одаренности


02.10.2019 Facebook Twitter LinkedIn Google+ Разное


Экспресс-метод Д. Джонсона. Психология творчества, креативности, одаренности

Экспресс-метод Д. Джонсона

Опросник креативности Д. Джонсона является экспресс-методом психодиагностики креативности. В экспериментальной практике данная методика может быть применена в качестве дополнения к известным тестам творческого мышления П. Торренса и Д. Гилфорда.

Оценка надежности опросника креативности Д. Джонсона в нашей стране проведена Е. Е. Туник (1997). Полученные ею данные свидетельствуют о «возможности применения опросника креативности Джонсона в качестве психодиагностического инструмента для оценки творческих проявлений, доступных прямому наблюдению».

Опросник креативности состоит из восьми характеристик творческого мышления и поведения.

Заполнение опросников требует минимальной затраты времени (10–30 минут). Каждый пункт (характеристика) оценивается на основе наблюдений эксперта в конкретной ситуации (в классе, на занятиях) или на основе длительного опыта наблюдений.

Данный опросник позволяет провести как самооценку (старший школьный возраст, студенты), так и экспертную оценку креативности другими лицами: учителями, родителями, одноклассниками. Каждый пункт оценивается по 5-балльной шкале: 1 – никогда, 2 – редко, 3 – иногда, 4 – часто, 5 – постоянно.

Общая оценка креативности является суммой баллов по восьми характеристикам (минимальная оценка – 8, максимальная – 40 баллов).

Распределение суммарных оценок по уровням креативности

Характеристики креативности

1. Чувствительность к проблеме, предпочтение сложностей, способность ощущать тонкие, неопределенные, сложные, противоречивые особенности окружающего мира.

2. Способность выдвигать и выражать большое количество различных идей, образов, гипотез, вариантов.

3. Использование различных стратегий решения проблемы, способность предлагать разные виды, типы, категории идей.

4. Способность дополнять идею различными деталями, разрабатывать, усовершенствовать идею-образ.

5. Оригинальность, нестандартность мышления и поведения, уникальность результатов деятельности, индивидуальный стиль.

6. Способность к преобразованиям, развитию образов и идей, динамичность, изобретательность, способность структурировать.

7. Эмоциональная заинтересованность в творческой деятельности, чувство юмора, интерес, потребность, творческая мотивация.

8. Независимость мышления, оценок, поведения, ответственность за нестандартную позицию, стиль поведения с опорой на себя, самодостаточное поведение.

Опросник креативности (лист ответов)

Дата__________________ Школа __________ Класс ________

Урок/вид деятельности ________________________________

Респондент (Ф. И. О.) (заполняющий анкету) _______________

В таблице, приведенной ниже, под номерами 1–8 отмечены характеристики творческих проявлений (креативности).

Пожалуйста, оцените, используя пятибалльную шкалу, в какой степени каждый ученик обладает вышеописанными творческими характеристиками.

Оценочные баллы: 5 – постоянно, 4 – часто, 3 – иногда, 2 – редко, 1 – никогда.

Творческие характеристики

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на Litres.ru

Субтест 6. Эскизы

Задача. В квадратах теста приводится множество одинаковых фигур (кругов), каждую из них надо превратить в различные изображения.

Инструкция. Добавь любые детали или линии к основному изображению так, чтобы получились различные интересные рисунки. Дорисуй эти картинки. Рисовать можно внут­ри круга и снаружи круга. Подпиши название каждого рисунка.

Время выполнения двадцати картинок — 10 минут.

На рис. 5 изображена часть неиспользованного тестового бланка для данного субтеста. Размер квадрата 5×5 см.

Испытуемому предъявляется в качестве примера нарисованная рожица (рис. 6).

Тестовый бланк состоит из двух листов стандартной бумаги, на каждом листе изобра­жено по 10 квадратов с кругом посередине (см. рис. 5).

Оценивание по трем показателям:

1.Беглость — число адекватных задаче изображенных рисунков; п

— число рисунков (изменяется от 0 до 20). За один рисунок — 1 балл.

Б = п.

Исключаются рисунки, точно повторяющие друг друга (дубликат), а также рисунки, в которых не использован стимульный материал — круги.

2.Гибкость — число изображенных классов (категорий) рисунков. Изображения раз­личных лиц относятся к одной категории, изображения различных животных также со­ставляют одну категорию; т — число категорий, за одну категорию — 3 балла.

Г = 3m (гибкость).

Список категорий:

  1. Война (военная техника, солдаты, взрывы…).

  2. Животные. Птицы. Рыбы. Насекомые.

  1. Знаки (буквы, цифры, нотные знаки, символы…).

  2. Игрушки, игры (любые).

  3. Космос (ракета, спутник, космонавт…).

  4. Лицо (любое человеческое лицо).

  5. Люди (человек).

  6. Машины, механизмы.

  7. Посуда.

10.Предметы домашнего обихода.

11.Природные явления (дождь, снег, град, радуга, северное сияние…).

  1. Растения (любые — деревья, травы, цветы…).

  2. Спортивные снаряды.

  3. Продукты (еда).

  4. Узоры, орнаменты.

  5. Украшения (бусы, серьги, браслет…).

Если рисунок не соответствует ни одной категории, ему присваивается новая категория.

3. Оригинальность.

k — число оригинальных рисунков; оригинальным считается рисунок, сюжет которого использован один раз (на выборке 30-40 человек). Один оригинальный рисунок 5 баллов.

Op — 5k,

Op — показатель оригинальности.

Т6 = п + 3m + 5k,

где Т6 — суммарный показатель 6 субтеста.

При подсчете баллов по субтесту 6 следует учитывать все рисунки вне зависимости от качества изображения. О сюжете и теме надо судить не только по рисунку, но и обязатель­но принимать во внимание подпись (рис. 7).

У маленьких детей, которые не умеют писать, после окончания работы необходимо спросить, что изображено на рисунках и подписать названия. В основном это относится к возрастной группе 5-7 лет.

Задача. Найти различные фигуры, скрытые в сложном, мало– структурированном изобра­жении.

Инструкция. Найди как можно больше знакомых предметов в этом рисунке. Что здесь изображено?

Время выполнения субтеста — 3 минуты. Тестовый стимульный материал приведен на рис. 8.

Оценивание. Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах по двум показа­телям.

1.Беглость — суммарное число ответов — п; один ответ — 1 балл.

Б = п.

2.Оригинальность — число оригинальных, редких ответов — k. В данном случае ори­гинальным будет считаться ответ, данный один раз на выборке 30-40 человек, один ори­гинальный ответ — 5 баллов.

Op=5k.

Т7 = n + 5k.

Т7 — суммарный показатель седьмого субтеста.

«Рисунок – зеркало души» (о проективных методиках в практике школьного психолога)

«Каждый ребенок — художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста».

Пабло Пикассо.

В настоящее время рисуночные проективные методики получают всё большую популярность среди психологов, педагогов и других специалистов. Они являются ценным инструментом для понимания и оценки характеристик личности, индивидуальности. В рисунках человек выражает свои чувства, делится с другими своими впечатлениями и реакциями на окружающий мир, активно и спонтанно структурирует бессознательный материал. 
Интерпретация рисунков с позиций того, как в них через символы проявляется внутреннее, скрытое, психическое, позволяет получить много информации об эмоциональных, мыслительных, поведенческих особенностях автора рисунка.

Однако использование рисуночных методик — дело непростое.
Для того, чтобы научиться понимать значение рисунков, необходима глубокая теоретическая подготовка по основам интерпретации проективных графических тестов. Необходимо также глубокое понимание сферы бессознательного и особенно механизмов проекции: в рисунках человек проецирует свои бессознательные чувства, конфликты, реакции. Проекция особенно ярко проявляется, когда человек испытывает чувство угрозы или беззащитности. Анализ рисунков — один из способов прояснения этих бессознательных чувств. 
Интерпретация рисунков позволяет получить важную информацию для определения областей конфликта, возможностей и затруднений в решении этого конфликта. Для этого необходимо обращать внимание на характер исполнения рисунков и их содержание. Стиль и манера подачи изображения могут значительно варьироваться у разных людей и даже у одного и того же человека в разных рисунках. Манера изображения часто связана с тем, как человек подходит к своей жизненной ситуации, что позволяет выяснить не только личностные особенности рисующего, но и его отношение к различным

Методика изучения гармонизации цвета в процессе ознакомления с различными техниками ручной росписи ткани на занятиях по декоративному искусству

“Гармонизация цвета” является одной из важнейших и сложных тем, составляющих теоретическую основу изучения курса “Ручная роспись ткани” на занятиях по декоративному искусству как в процессе урочной, так и внеурочной деятельности. Без приобретения необходимой суммы знаний по основам колористики невозможно достичь высокого уровня творческих работ на ткани. Сама технология различных видов ручной росписи ткани требует хорошего понимания пропорциональных отношений цвета и тона в текстильной композиции.

Тема “Гармонизация цвета” изучается в тесной взаимосвязи с освоением технологии ручной росписи ткани. При этом новые практические работы, нацеленные на закрепление теоретического материала, могут быть связаны с предыдущими заданиями и являться их продолжением. Например, после изучения таких разделов как “Однотоновая гармония” и “Гармония родственных цветов” учащиеся в соответствующем колорите заканчивают эскизы платков и шарфов, которые впоследствии выполняются на ткани в технике холодного батика

Эскизы платков с использованием однотонной цветовой гармонии

<Рисунок 1>.

Использование в работе подобной методики, когда преподаватель расчленяет проблемную задачу, то есть, выполнение оригинального декоративного изделия в материале, на подпроблемы – задания, каждое из которых предполагает обязательно творческую деятельность, а так же закрепление и применение на практике новых знаний, позволяет наглядно продемонстрировать логическую последовательность грамотного подхода к процессу художественного творчества.

Подобную цепочку взаимосвязанных заданий хорошо использовать при ограниченном количестве занятий по росписи ткани, так как, в этом случае, значительно экономится учебное время, а учащиеся успевают довести до конца достаточно серьезную творческую работу, такую как декоративное панно.

При изучении гармонизации цвета учащимся также предлагается выполнить ряд отдельных упражнений и эскизов, которые не являются продолжением каких-либо заданий. Они, в основном, нацелены на лучшее закрепление некоторых аспектов теории и, при этом, носят творческий характер, а также ориентированы на конкретную технику росписи ткани.

Больше всего заданий, направленных на усвоение знаний о тоновых отношениях при работе на ткани, обычно связано с техникой горячего батика. Именно эта техника требует особой четкости тонального решения композиции. Она заключается в том, что расплавленным воском резервируются определенные участки изображения – сначала самые светлые, затем все темнее и темнее. При этом, градация тона должна быть такой, чтобы при снятии воска с ткани, каждый оттенок отличался от других. Поэтому, изучая такие разделы, как “Ахроматическая гармония” и “Однотоновая гармония”, необходимо научиться правильно выбирать оттенки цветов при выполнении эскизов будущих упражнений для горячего батика. Для этого ученикам предлагается использовать специальные шкалы, которые применяются в художественном оформлении текстильных изделий. Для своей композиции они должны выбрать три-четыре оттенка одного цвета. Причем, цветовая гамма должна соответствовать изображению. Например, для передачи характера ночного пейзажа применяли темно-серые тона, а для зимнего – использовали светлые и т.п.

Эскизы упражнений для горячего батика с использованием ахроматической и однотоновой гармонии

<Рисунок 2>.

Выполняя эскиз для горячего батика в ахроматической или однотоновой гамме, необходимо учитывать специфику технологии. Поэтому в процессе изучения основ гармонизации цвета, в тесной взаимосвязи с теорией цветоведения, должно осуществляться ознакомление с техникой горяче

Статья «Методика работы над изображением фигуры человека»

МНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА»

Методика работы над изображением фигуры человека

(для обучающихся дополнительной предпрофессиональной программы в области изобразительного искусства «Живопись» и преподавателей ДХШ)

МБОУ ДО «ДХШ» г. Мегион, ул. Таёжная, д.2

Хажилова Наталья Викторовна, преподаватель

2018, Мегион

Введение

Фигура человека – самый сложный в конструктивном плане объект для изображения. Множество разнообразных форм и фактур в одежде, волосах и теле, анализ анатомической конструкции тела, неоднородность окраски кожи добавляют дополнительные сложности как в живописном, так и в тональном изображении. Особенно он сложен для детей, имеющих слабое объёмно-пространственное видение натуры, слабые навыки работы различными изобразительными материалами.

Роль преподавателя художественной школы – помочь школьнику освоить приёмы и методы натурного рисования фигуры человека, разобраться в сложном конструктивном строении, особенностями изображения фигуры человека в различных движениях и ракурсах.

При обучении используются различные принципы, помогающие ускорить процесс обучения. Учитываются возрастные и индивидуальные особенности, уровень имеющихся знаний учащихся на момент изучения определённой темы. У ребёнка должны быть первоначальные навыки работы графическими и живописными материалами, навыки объёмно-пространственного мышления, понимания колорита и цветотональных характеристик сложной формы. Освоив более простые формы, ребёнку проще изобразить и достаточно сложный объект, а также более сложные ракурсы и движения фигуры человека.

  1. Наброски фигуры человека

Изображение фигуры человека в разнообразном движении, различных ракурсах и поворотах – трудная, но очень интересная задача. Цель набросков – передать с помощью кисти и красок общее впечатление от натуры, ее характерные особенности, движение и пропорции. Быстрый эскиз-набросок служит прекрасной подготовкой к длительной постановке – изображению фигуры человека.

Работа над набросками с окружающих нас людей – один из важных этапов изучения искусства живописи. Короткие эскизы-наброски с одетой фигуры можно выполнять кистью и акварелью способом «по сырому» широкими заливками по слегка шероховатой бумаге. Выбор изобразительных средств зависит от конкретной учебной задачи и от материала (акварель, гуашь). Это во многом определяет эффективность практической работы, в процессе которой раскрываются индивидуальные и творческие способности художника

Работа над набросками носит творческий характер, так как в ее процессе проявляются самостоятельность в выборе изобразительных средств и методов работы, оригинальность в решении изобразительных задач.

Наброски представляют большие возможности изображения различных поз – от самых простых до весьма сложных по движению, которые не потребуют больших усилий натурщиков в течение длительного времени. Одежда и драпировка может быть самой разнообразной – в зависимости от возраста, профессии, социального положения – от современных спортивно-молодежных до повседневных костюмов.

Дополняя другие разделы учебной работы, занятие набросками с одетой фигуры дает возможность постоянно совершенствовать мастерство в рисунке и живописи, проводить систематическое изучение натуры и закономерностей складкообразования на драпировках, разнообразить изобразительный материал и технические приемы изображения натуры.

Занятие набросками требует систематической и целенаправленной работы, которая, несмотря на трудности в начальном периоде обучения, создает прочную основу для получения живописной грамоты.

  1. Изображение фигуры человека в интерьере

При изображении фигуры в интерьере дополнительно решаются задачи взаимосвязи окружающего фона и передачи плановости. Фон, его детали должны раскрывать тематику задания. Необходимо продумать позу, по возможности детали костюма, антураж. В постановке нужно найти тесную сюжетную взаимосвязь между фигурой и окружающими ее предметами. Интерьер может быть очень простым, ограниченным углом комнаты, ширмой и т. д. Лучше подбирать все постановки спокойными по цвету, без пестрых тканей. В то же время на переднем плане среди предметов и натюрморта могут быть и яркие овощи, полотенце с несложным узором, а в одежде натурщика — контрастные сочетания тонов. Верно найденные детали обстановки могут помочь в углубленной характеристике изображаемого человека.

Очень важным моментом является разнообразие подходов и решений заданий, сменяемость учебных задач, поскольку необходимо поддерживать интерес учащихся данных возрастных категорий и предоставить возможность для творческого осмысления заданий. Чтобы повысить заинтересованность учащихся в занятиях, многие задания можно выполнять по определённым темам. Натурщиков на занятиях одевать в различные костюмы. В нашем натурном фонде есть русские народные костюмы, хантыйские. Элемент игры, а также подготовка к заданию, одевание в костюм создаёт положительный настрой на работу, что значительно повышает уровень выполнения задания. Преподаватель объясняет, какому сословию принадлежит данный костюм, при каких обстоятельствах и как он одевается. У детей появляется возможность изучить костюм со всех сторон. Одевая его, ребёнок представляет себя героем давно прошедших времён или известным литературным персонажем. Если вначале ребёнок был скованным, то постепенно он вживается в образ, раскрепощается.

  1. Этюд фигуры человека

Цель этюдов – закрепить знания и навыки, полученные на уроках рисунка и живописи.

Занятия по живописи тесно связаны с занятиями по рисунку и композиции, на которых учащиеся знакомятся с пропорциями фигуры человека, с различными техническими приёмами и материалами изображения. Важную роль в живописном этюде играет подготовительный рисунок, так как наспех сделанный рисунок приведёт к неточностям и лишней грязи при исправлениях кистью. В ходе выполнения этюдов фигуры с натуры решаются и композиционные задачи. Здесь решаются такие общие, обязательные для всех учебных этюдов вопросы композиции, как передача движения натуры, общая выразительность постановки и ее пластический замысел, соотношения основных цветовых и тональных акцентов, а также передача направленности световых лучей.

Перед учащимися должны быть чётко поставлены цель и учебные задачи к каждому заданию. В первом классе основной задачей является передача большой формы, общая тональная характеристика объекта. Выполняются задания на передачу силуэта фигуры человека в статичной позе и не сложном движении.

Затем выполняются фигуры с большей детальной проработкой, с различными предметами. Прежде чем приступить к заданиям на передачу колорита, выполняются этюды в технике гризайль. В таких работах легче понять распределение тона на сложной форме, передать освещение, объём и плановость.

Для первых постановок по живописи фигуры подбирают натурщика хорошего телосложения. Одежда рекомендуется простая, хорошо облегающая анатомические формы, активная и определенная по цветовым отношениям, но не пестрая. Фон выбирают гладкий, нейтральный по цвету. В первых постановках лучше, когда теневые места натуры будут темнее фона, а освещенные несколько светлее.

С первых занятий нужно обратить внимание на выбор места для работы. Не желательно выполнять зарисовки, сидя в классе всё время на одном месте, также как и зарисовывать фигуру только с одного ракурса. Это сильно ограничит возможности ребёнка в обучении живописи фигуры. Так, например, некоторым учащимся, вяло передающим цветовые отношения, полезно писать модель с того места, где отношения света и тени значительно контрастнее. И наоборот, тем, у кого живопись обычно слишком жестка и контрастна, можно рекомендовать писать эту же натуру с освещенной стороны, где удобнее вести работу на тонких градациях.

В старших классах усложняются позы, фигуры могут выполняться в движении, в сложных ракурсах, на определённую тему. В портретах ставится задача на передачу портретного сходства. Работая над портретом, выявляя характерные особенности портретируемого, нужно одновременно помнить о грамотности построения формы. Большое значение приобретает отказ от мелочей и умение делать обобщение. Одновременно с этим необходимо реалистически правдиво передавать особенности живой формы в условиях пространственного решения фигуры в интерьере с определенным освещением. Многие из портретных заданий предусматривают, наряду с выявлением характерных индивидуальностей натуры, и передачу определенной профессии людей. К работе над портретом предъявляются новые, более высокие требования. Здесь необходимо добиться индивидуального сходства портретируемого, передать его возрастные особенности, а также те признаки, которые в какой-то мере дают представление о его профессиональной принадлежности. Все это требует наблюдательности при изучении модели. Полезно перед портретной зарисовкой выполнить наброски отдельных

В качестве модели подбирают выразительную женскую или мужскую фигуру; костюм возможен по выбору: спортивный, народный или театральный. Поза – стоя, с опорой на одну ногу. Свет – верхний, боковой. Фон – нейтральный или цветовой. Материал по выбору акварель, гуашь или масло. На заключительном этапе обучения учащиеся получают право сами выбрать позу натуры, костюм и живописный материал.

Костюм – один из видов художественного творчества, моделирования, прикладного искусства. По характеру материала, форме и крою одежды можно судить об истории материальной культуры человечества. Драпировки являются средством создания выразительного художественного образа, им художники уделяли внимание с давних времен. Обогащая внешнее содержание произведений искусства фактурами и ритмами складок, ансамбли женских исторических и современных костюмов включают дополнения и аксессуары: прически, грим, ювелирные изделия, обувь, головные уборы, шарфы, зонты, сумки, разнообразные отделки и др. В творчестве живописцев по костюму можно судить об эпохе и стиле. С помощью драпировок художники показывали образ жизни человека, его вкусы, общественное положение и возраст, проявляя личное отношение к герою произведения. Так поступали многие русские, тувинские и зарубежные художники.

Изображение драпировок на человеке – дело нелегкое, так как требует определенных знаний, наблюдательности, умения, увидеть главное и отказаться от второстепенного. Важно понять, насколько одежда повторяет форму человеческого тела, законы: формообразования складок. Изображать одетую фигуру надо так, чтобы сквозь ткань угадывалась пластика тела.

Последовательность заключительной работы над этюдом фигуры человека в одежде соответствует предыдущим постановкам. Так, как и прежде, начнем поиски композиционного размещения фигуры на листе и определение общего цветового состояния натурной постановки с эскиза-наброска. Затем сделаем подготовительный рисунок, в котором главное внимание уделим постановке фигуры одетой, ее движению и основным пропорциям. Очень полезно, набросав фигуру в драпировках, временно обнажить ее, с тем чтобы конструктивно построить объем живой формы.

Уточнив по обнаженной фигуре ее пропорции и движение, вновь оденем натуру в те же драпировки. Добавим к начатому рисунку обнаженной фигуры складки драпировок, начинающихся от костных суставов и других выступающих, частей тела. Рисунок не должен быть очень детализированным, так как это может привести к его раскрашиванию. Наметим только основное расположение форм и объемов драпировок. В дальнейшем лепить формы, рисовать придется кистью.

Начиная работать красками, наметим цветовые отношения, стараясь передать силуэт одетой фигуры. Характер одежды и фон должны быть взаимосвязаны, так же как цвет кожного покрова лица, шеи, рук и волос. Вести работу следует широко, сразу по сей поверхности картинной плоскости. При этом нужно позаботиться, чтобы силуэт одежды на фигуре хорошо читался на фоне, чтобы фигура стала композиционным центром.

В последующих проработках цветом перейдем от найденных пятен к выражению объемов и пространственного положения фигуры с соблюдением законов линейной и воздушной перспективы, Лепить мазком объем фигуры в одежде нужно более тщательно, чем фон. На этом этапе этюда цветом прорабатываются теневые поверхности фигуры и драпировок, полутона и свет. Не следует увлекаться цветовыми нюансами и излишней детальной проработкой поверхностей. Задача состоит в том, чтобы, передавая фигуру в пространстве, соблюсти цветовое единство, подчеркнув при этом характерные индивидуальные особенности модели (приложение 3).

Ввиду ограниченного времени, отводимого на этюд, декор и отделки следует показать условно, без детализации, иначе внимание будет отвлечено от главного – головы и фигуры модели. Чтобы не ошибиться в цветовых отношениях между цветом тела и одежды, волос и фона, необходимо все время сравнивать соотношения больших масс. В живописи нет готовых рецептов, и каждому художнику приходится самому искать решение фигуры в одежде способом цветовых отношений.

  1. Последовательность выполнения этюда фигуры человека гуашью

Гуашевые краски лишены прозрачности, они обладают кроющей способностью, ввиду чего дают ровное покрытие и матовую бархатистую поверхность. В этой технике также можно применять разнообразные приёмы. Так, в работе над этюдом одетой фигуры нужно использовать живопись мазком, сочетать тонкослойные и пастозные покрытия. При этом работать лучше более жёсткими кистями, такими как колонковые или щетинные. Также из-за особенностей кроющих способностей в первых прописках не рекомендуется брать белила, иначе живопись получится разбелённой.

В живописи гуашью не надо заботиться о том, чтобы сохранять чистой бумагу для решения освещенных участков, так как гуашевые белила в смесях с различными цветами легко перекрывают уже закрашенные поверхности. Поэтому гуашью удобно наносить, например, узор при изображении натурщика в национальном костюме.

Живописный этюд фигуры человека требует знания:

· пластической анатомии;

· перспективы;

· основных законов цветоведения.

Первый этап – композиционное размещение рисунка фигуры человека в выбранном формате.

1. Внимательно изучить натуру, проанализировать характерные особенности конструкции и пластики фигуры человека, костюма, общий колорит постановки

Построение фигуры необходимо исполнять лёгким касанием карандаша. Наметить общее движение фигуры (положение в пространстве), уточнить пропорции, обобщённый размер рисунка фигуры, для чего следует определить отношение её общей максимальной высоты к общей ширине. Этого масштаба придерживаться в течение всей работы. Используя приём сравнительного анализа, отметить ракурсы, выполнить прорисовку головы, шеи, торса, верхних и нижних конечностей.

Второй этап – моделирование формы средствами живописи.

2. В подмалевке определяют тональные и цветовые решения, материальные и пространственные качества модели, её характерные особенности. Моделируют форму средствами живописи (мазок – по форме). Начинать работу следует от самого светлого пятна через постепенные плавные переходы оттенков к самому тёмному месту. Работа ведётся с помощью метода сравнительных отношений (взаимосвязь с окружающими предметами и фоном).

Третий этап – прописывание деталей

3. Работая над деталями, не следует заканчивать их по отдельности – нельзя в работе иметь и законченные и только намеченные части. При таком порядке работы невозможно сравнивать изображаемые формы друг с другом, уравновешивать тоновые, цветовые и яркостные отношения.

На завершающем этапе следует обратить внимание на материальные и фактурные характеристики лица, волос, одежды (например, передать гладкость кожи, волнистые пряди волос, блеск шелка и пр.) Лицо и руки прорабатывают более тщательно, чем аксессуары и фон; важно избегать дробности, излишней перегруженности.

Четвёртый этап – обобщение этюда фигуры человека

4. Обратить внимание на выразительность соприкосновения силуэта фигуры с фоном. Для этого необходимо где-то ослабить, а где-то усилить (сделать более чёткими) линии контура. Только постоянное сравнение и уточнение изображаемых деталей фигуры с натурой даёт возможность определить и точно передать в этюде всю сумму характерных особенностей фигуры, её целостного изображения. Для этого необходимо постоянно отходить от мольберта с этюдом на расстояние, приблизительно, 2 метра. Ежедневные наброски фигуры помогут приобрести бесценный опыт и достичь определённого мастерства в изображении живой натуры.

Заключение

Многие ученики тяготеют к эффектному и броскому решению композиции, равнодушно относясь к достоинствам постановки, основанной на неярких, скромных цветовых отношениях, не замечая имеющиеся в ней богатые возможности для живописи.

Здесь большую роль приобретает вопрос воспитания художественного вкуса и понимания задач подлинного искусства. В этих целях полезно больше практиковаться в самостоятельном подборе натурных постановок, как в классе, так и дома. Нужно составлять композицию постановки в определенном колорите, ограничивая реквизит и цвета драпировок, создавать постановку на зависимость светотеневых отношений, на сюжетную взаимосвязь позирующего человека с окружающими предметами.

Наряду с практической работой необходимо изучать образцы портретного искусства, созданные мастерами прошлого, а также с работами современных российских и зарубежных живописцев. Также полезно работать педагогу во время урока, на примере своего этюда показывать различные технические приёмы работы живописными материалами, способы исправления ошибок.

Выполнение живописных этюдов фигуры человека и портрета на уроках живописи помогает учащимся понять особенности конструкции сложной формы фигуры и головы, прививает навыки натурного рисования фигуры, развивают глазомер, ведёт к развитию таких творческих способностей, как художественная наблюдательность, образное мышление, творческое воображение, чувство цвета и цветовых отношений и позволяет в дальнейшем использовать полученные знания в творческих композициях.

Библиографический список

1. Алексеев С.С. О колорите / С.С. Алексеев. — М.: Просвещение. – 1974. – 99 с.

2. Алепиаш В. Живопись акварелью. – М.: изд-во Акад. Худож. СССР, 1961.

3. Алленова Е. Живопись / Е. Алленова. – М.: СЛОВО. – 2001. — 200 с.

4. Беда Г.В. Живопись / Г.В. Беда.. – М.: Просвещение. – 1971. – 210 с.

5. Беда Г.В. Живопись и ее изобразительные средства / Г.В. Беда. — М.: Просвещение. – 1977. – 170 с.

6. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок Живопись. Композиция. / Г.В.Беда. – М.: Просвещение. 1981. – 239 с., ил.

7. Беда Г.В. Тоновые и цветовые отношения в живописи. / Г.В. Беда. – М.: Советский художник. – 1964. – 76 с.

8. Белютин Э.М. Начальные сведения по живописи / Э.М. Белютин. – М.: Искусство, 1955

9. Бесчастнов Н.П. Живопись: учебное пособие для студентов вузов / Н.П. Бесчастнов и др. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 223 с., 32 с ил.

10. Бесчастнов С.Н. Живопись: учебное пособие / С.Н. Бесчастнов. – М.: ВЛАДОС. – 2004 .– 270 с. ил.

11. Винер А.В., Лактионов И.А. Техника советской портретной живописи / А.В. Винер, И.А. Лактионов. – М.: Профиздат, 1961

12. Виппер Б.Р. Проблема и развитие натюрморта / Б.Р. Виппер. — СПб.: Азбука- класскика. — 2005. – 384с. 13. Волков Н.Н. Композиция в живописи / Н.Н. Волков. — М.: Просвещение. – 1961. – 187 с. 13. Гринчку Ю.Я. Основы художественной грамоты. Язык и смысл изобразительного искусства: учеб. Пособие / Ю.Я. Гринчук. – М.: Учебная литература, 1998. – 208 с.:ил.

14. Живопись: Практ. Рук-во для начинающих и самодеят. Худож. – М.: иск-во, 1961

15. Иогансон Б.В. Молодым художникам о живописи. / Б.В. Иогансон. –М.: Изд-во Акд. Худож. СССР, 1959

16. Иогансон Б.В. О живописи / Б.В. Иогансон. – М.: Искусство, 1960

17. Сергеев А. Учебный натюрморт \ А. Сергеев. – М.: Иск-во. 1955

18. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: учеб. Для уч. 5-8 кл. В 4 ч. Ч 3 Краткий словарь художника / Н.П. Сокольникова. – Обнинск: Титул, 1996. – 80 с.: цв., Кл.

19. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: учебное пособие Основы живописи / Н.П. Сокольникова. – Обнинск.: изд-во ТИТУЛ, 1996. – 80 с., ил.

20. Суздалев П.К. Основы понимания живописи. / П.К. Суздалев. – М.: Искусство, 1964 24. Трибс Е.Е. Живопись. Что о ней должен знать современный человек / Е.Е. Трибс. – М.: Ритол классик, 2003. – 384 с.

21. Храпковский М.Б. Письма к начинающему художнику. М., 1960. С. 68

22. Визер В. Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве / В. Визер. – СПб. : Питер, 2006. – 192 с. : ил.

23. Визер В. Живописная грамота. Основы портрета / В. Визер – СПб.: Питер, 2006. – 192 с.: ил.

24. Гильман Р. Художественная роспись тканей: учеб. пособие для вузов / Р. А. Гильман. – М., 2005.

25. Ермолаева Л. П. Основы дизайнерского искусства: декоративная живопись, графика, рисунок фигуры человека: учеб. пособие для студентов-дизайнеров / Л.П. Ермолаева. – М.: Издательство Гном и Д, 2001. – 120 с.: ил.

26. Импрессионисты. – М. : Эксмо, 2011. – 240 с. : ил.

27. Иттен И. Искусство цвета: пер. с немецкого; 2-е издание / Иоханнес Иттен. – М. : Изд. Д. Аронов, 2001. – 96 с.: ил.

28. Кирцер Ю. М.Рисунок и живопись: учеб. пособие / Ю. М. Кирцер – 6-е изд., стер. – М.: Высш. шк., 2005. – 272 с.: ил.

29. Линдси Дж. Всё о цвете / Дженис Линдси: пер. с англ. – М. : Книжный клуб 36,6, 2011. – 432 с.

30. Логвиненко Г. М. Декоративная композиция: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Изобразительное искусство» / Г. М. Логвиненко. – М. : Гуманитар. Изд. Центр Владос, 2008. – 144 с.: ил.

31. Панксенов Г. И. Живопись. Форма, цвет, изображение: учеб. пособие для студ. высш. худ. учебных заведений / Г. И. Панксенов. – М. : «Академия», 2007. – 144 с.

32. Пружан И. НРусский портрет конца XIX – начала XX века. Живопись, графика / И. Н. Пружан, В. П. Князева. – М. : Изобразительное искусство, 1980. – 295 с. : ил.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ И СПОСОБЫ ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ

ВИДЫ ЭСКИЗОВ И ИХ НАЗНАЧЕНИЕ

 

Любой дизайн-проект начинается с графического изображения, которое может быть условным, реалистичным, в виде схемы или чертежа. Дизайнер, проектируя тот или иной объект, проходит ряд последовательных этапов. На каждом этапе выполняются определенные виды графических работ. Рассмотрим же виды эскизов.

 

Эскиз

 

Эскиз – это предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения, сооружения, механизма или отдельной его части. Эскиз зачастую является быстро выполненным свободным рисунок, не предполагаемым как готовая работа.

Эскизы недороги и позволяют художнику сделать наброски и попробовать другие идеи, прежде чем воплощать их в живописи. Карандаш или пастель более предпочтительны для эскизов из-за ограничений во времени, но быстро сделанный набросок акварели или даже быстро смоделированный макет из глины или мягкого воска, может также считаться эскизом в более широком значении слова. Художники Ренессанса делали эскизы, используя серебряное перо на специально подготовленной бумаге. В работе над эскизом может использоваться стирательная резинка: ластик применяется для удаления линий построения или для смягчения слишком резких линий.

Линейное изображение, или линейная графика, в дизайнерском проектировании имеет очень широкое применение. Линию можно рассматривать как одно из основных средств изобразительного искусства в целом. Линией пользуются и в рисунке, и в наброске, и в эскизах.

 

Фор-эскиз

Фор-эскизом называют предварительный набросок перед тем, как утверждается окончательная идея, детально прорабатываемая в окончательном эскизе. Зачастую выполняется во время беседы с заказчиком. Задачей работы над фор-эскизами является поиск композиционной, колористической и тональной органи­зации элементов изображения на плоскости изображения в соответствии с творческим замыслом. Обычно фор-эскиз не предусматривает цветового решения.

При разработке первичных эскизов (фор-эскизов) дизайнеру необходимо быстро и выразительно наметить форму и пропорции объекта. Лучше всего для этого подходит техника наброска. Для наброска, который выполняется за короткий промежуток времени, характерны определенная лаконичность и условность. Без предварительного карандашного рисунка любым инструментом (пером, кистью) необходимо нарисовать объект, обращая основное внимание на выразительность, форму и пластику.

Выразительность эскиза во многом зависит от техники исполнения. Линеарное решение эскиза можно осуществить карандашом, пером, палочкой, кистью, фломастером.

 

Рабочий эскиз

 

Рабочий эскиз – это графический документ, содержащий изображение детали и другие данные, необходимые для ее изготовления и контроля. Рабочие чертежи деталей выполняют в определенном масштабе с помощью чертежных инструментов или разнообразных технических средств.

Сведения, необходимые для изготовления и контроля объекта, представляются на эскизе в виде графической и текстовой информации. Общие требования к содержанию этой информации заключаются в следующем:

а) на эскизе объект должен быть изображен в минимально достаточном для уяснения формы количества изображений, с применением условностей, установленных стандартами;

б) на эскизе должны быть нанесены геометрически полно и конструктивно правильно все необходимые размеры;

в) на эскизе должны содержаться необходимые технические требования, отражающие особенности: материал, покрытие, предельные отклонения размеров, допуски формы и расположения поверхностей и др.

Таким образом, первое основное требование относится к форме детали, второе связано с простановкой и нанесением размеров, третье относится к техническим требованиям.

 

Технический эскиз

 

Технический эскиз – это эскиз, который создаётся в случае, если возникает необходимость показать определенные технологические моменты и решения. Технический рисунок дизайнеры используют в своем творчестве для передачи визуальной и смысловой информации о проектируемом объекте. Это может быть технический рисунок крепления вывески к стене или рисунок на котором будет показана схема электропроводки в изделии. В таком случае изображаются все ключевые элементы конструкции, дается необходимое объяснение. Все это делается для полного понимания заказчиком интересующих его моментов.

Технический эскиз предмета одежды – это рабочий рисунок изделия спереди, сзади и если необходимо сбоку. Такой эскиз эффектным образом передает аспекты детального процесса производства, сообщает информацию о пропорциях, конструкции, швах и украшениях дизайнерской одежды, так чтобы при его передаче закройщику или рабочему мастерской была уверенность в том, что идеи будут воссозданы правильно. Технический эскиз, как правило, создается для конструктора, закройщика, технолога и швеи.

Технический эскиз не несет в себе утрирования и стилизации, он отражает пропорции объекта наиболее четким образом; тени не накладываются во избежание недопонимания в процессе производства. Рисунок создается в холодной, сдержанной, контурной, конкретной манере.

 

Презентационный эскиз

 

Презентационный или экспозиционный эскиз – это завершающий этап эскизного проектирования. В дизайне одежды, как правило, он выполняется при разработке коллекций и предназначен для обсуждения специалистами. Такой эскиз может содержать цвет, тени и все то, что позволяет сделать проект более привлекательным для клиента.

Презентационные эскизы завершают работу над эскизным проектом и необходимы для демонстрации готового объекта. Ограничений по графике нет никаких, главное – выразительность эскиза.

Выбор графических приемов и средств зависит от темы и концепции проектируемого объекта. Все это требует тщательного подхода, использования законов композиции (ритма, соподчинения элементов и т.п.), поэтому, чтобы перейти к этапу презентации объекта, требуется пройти весь этап эскизирования, начиная с фор-эскизов.

 

 

ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ И СПОСОБЫ ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ

 

Огромное значение в дизайне и в изобразительном искусстве имеет система средств и способов передачи зрительных образов всех объектов реального мира. Под техникой рисунка понимается система графических средств и технических способов (приёмов), которую рисующий использует в своей работе по созданию специфических изображений, выполняемых с учебными, либо творческими целями. Широкая линия, проведенная углем, бархатистость соуса, многообразие глубоких оттенков в тушевке карандашом дадут неповторимые качества фактуры, недоступные жесткому графиту или перовому рисунку. Различные техники фактурирования включают в себя графические приемы, которые позволяют создавать разнообразные поверхности и фактуры.

 

Ручные эскизы

Линейный, или, как еще говорят, контурный, рисунок имеет свои отличительные качества. Линия подвижна, пластична, передает все особенности формы; может быть тонкой и толстой, прерывистой и дрожащей, с утолщениями. Линейное изображение условно, передает простоту, лаконизм, четкость изображения и относится к быстрым графическим приемам. Линией можно не только пользоваться для плоскостного изображения, но и создавать иллюзию объема, пространства. Дизайнер должен виртуозно владеть линейной графикой, уметь работать пером, карандашом и другими графическими материалами.

Реальный мир можно представить не только в виде линейных, но и в виде пятновых силуэтных изображений. Пятно имеет огромное значение в набросках и зарисовках, в работе над эскизом костюма. Пятно имеет свою форму, пластику, массу. Силуэтная пятновая графика бывает очень выразительна. При помощи пятна можно выделить акцент композиции, подчеркнуть остроту силуэта, особенно это касается новых перспективных форм, творческих предложений. Пятно должно быть четким, должно быть не заштриховано, а выполнено кистью. Для заполнения пятна рекомендуется пользоваться кистью больших размеров, чтобы не получить неаккуратных разводов. Форма, размер пятна, его контуры зависят от концепции проекта, замысла автора и т.п.

Рассмотрим несколько видов выполнения художественных работ.

 

Отмывка

 

Отмывка – это послойное нанесение слабо разведенной акварели или туши с целью создания плавного градиента либо «прозрачной» заливки. Картины, получившиеся при помощи использования такой технологии, выглядят порой как настоящие фотографии.

В современных условиях компьютеризации деятельности специалистов архитектурно-художественных специальностей отмывка перестала прививать навыки графического изображения проектного материала. Однако, не перестав являться неотъемлемой частью подготовки студентов, она преследует цель обучения основам пространственного натуралистичного живописного и графического изображения, с их законами, правилами, методами и приемам работы, выполняя следующие задачи:

 

· Воспитание культуры освоения и воспроизведения цвета.

Многоразовая практика получения сложносоставного цвета средствами отмывки наглядно-эмоциональным примером формирует цветовой вкус и учит добиваться сдержанных, сложных, приятных цветов и иными средствами, и материалами. Полученный при отмывке цвет можно описать прилагательными глубокий, светящийся, сложный и даже интеллигентный. Дело в том, что для выполнения техники из акварели или туши готовится колер, разбавляя краситель водой в отдельной емкости. От этого каждый лессированный слой колера обладает прозрачностью и позволяет видеть сквозь себя нижние слои. При послойном нанесении каждый верхний слой обогащается нижними слоями, а суммарный цвет делается более глубоким, однако бумага с каждым новым слоем просвечивает меньше. Функцию белил выполняет бумага. Просвечивающая из-под слоев краски, она вносит качество светимости цвета. При отмывке цветовой тон, светлота и насыщенность складываются из слоев и зависят от их количества. Суммарный цвет всех нанесенных слоев намного отличается от аналогичного взятого из банки.

 

· Развитие художественного мышления

Благодаря прозрачности колера и многослойному письму отмывка в обучении изобразительной грамотности неминуемо подводит рисующего к необходимости изучения, глубокого вникания и абсолютного понимания базовых принципов и законов реалистичного рисования, а также развивает навыки их обдуманного применения в практической деятельности методом мышления при рисовании, которое можно назвать «аналитическим».

 

Для выполнения работы отмывкой используются круглые мягкие беличьи кисти различной толщины. Возможно использование колонковых кистей. Бумага для работы может выбираться опытным путем, лучше натянутая на планшет для предотвращения изгибания от воды. Работать в технике можно акварелью, тушью и, как не странно, чаем. Также понадобится большая емкость с чистой водой для промывания кисти и смачивания бумаги, одна или несколько емкостей меньше, ванночек палитры для различного цвета колеров. Белая тарелка или блюдце заменит при работе с водной краской пластмассовую палитру. Тряпка послужит для отжима кисти и вытирания рук.

 

Монотипия

 

Слово «монотипия» греческого происхождения. Оно состоит из двух слов: «монос» – один, единственный и «типос» – след, отпечаток. Монотипия – это вид печатной графики, изобретение которого приписывается итальянскому художнику и гравёру Джованни Кастильоне (1607-1665). Техника эстампа монотипией заключается в нанесении красок от руки на идеально гладкую поверхность печатной формы с последующим печатанием на станке; полученный на бумаге оттиск всегда бывает единственным, уникальным. В психологии и педагогике используют технику монотипии для развития воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Для произведений, выполненных в технике Монотипии, характерны тонкость цветовых отношений, плавность и мягкость очертаний форм, что внешне сближает монотипию с акварелью.

Многоцветная (полихромная монотипия) обычно выполняется акварельными или специально обезжиренными масляными красками. Для монотипии акварельными красками сначала нужно выполнить на бумаге контурный рисунок карандашом. Работа карандашом – вспомогательная, но мы должны выполнять ее на бумаге такого размера, которого и задумана композиция.

Бумага для оттиска должна быть больше подготовительного рисунка. Законченный черновик кладем под стекло. Берем акварельные краски, кисть, воду и детское мыло. Разводим краску мыльной водой. Для работы над монотипией краска должна быть густая, а не прозрачная, как в акварельной живописи. Ею рисуем на стекле, сквозь которое должно быть хорошо виден рисунок карандашом. Надо только следить, чтобы стекло (или пленка) не передвигались.

Помимо многоцветной монотипии есть еще и так называемая монохромная. Чаще всего ее выполняют черным или коричневым цветом. Такой вид монотипии выполняют печатной или масляной красками, но последние нужно соответственно подготовить, т.е. обезжирить. Для этого из тюбика выдавливают масляную краску на газетную или промокательную бумагу. Когда бумага впитает в себя жир – краска готова к употреблению. Монохромную монотипию можно выполнять и необезжиренной краской, но тогда есть угроза, что нарушится четкость изображения, а кроме этого, работа будет долго сохнуть.

Художники очень редко используют монотипию в чистом виде. Как правило, она применяется как часть смешанной техники. В отпечатанном на листе бумаги сочетании форм и красок художник угадывает близкие ему образы и дорисовывает то, что видит, уже на бумаге с помощью кисти.

 

Трафарет

Трафарет – приспособление, использующееся для нанесения на разные поверхности различных символов, таких как буквы, цифры и разнообразных изображений; также этим термином обозначают изображение, созданное с помощью данного приспособления.

Трафарет в значении приспособления представляет собой лист из плёнки, бумаги, или другого материала в котором вырезаны несколько сквозных отверстий различной формы, или сегментов, составляющих исходное изображение. При изготовлении трафарета картинка разбивается на сегменты таким образом, чтобы при прорисовке трафарет не рвался, а изображение оставалось читаемым.

Трафареты можно разделить на группы по разным критериям:

1. По количеству слоёв – однослойный и многослойный трафареты.

2. По длительности использования: одноразовый и многоразовый.

3. По материалу: бумажный, картонный, пленочный, металлический и другие.

4. По месту использования: на производстве, в искусстве, в дизайне, в кулинарии и т.д.

В граффити трафареты используются для увеличения чёткости рисунка или быстрого воспроизведения картинки много раз. Иначе говоря, райтеры (граффити-художники) применяют его, например, когда нужно добавить много однотипных мелких, но четко прорисованных элементов. Наносится аэрозольным баллончиком с краской.

 

Коллаж

 

Коллаж – это прием создания изображения на бумаге посредством монтажа кусочков различных материалов. Прием напоминает мозаику. В графике коллаж обычно трактуется как сочетание в одном изображении бумажных вклеек. Можно также использовать ткань и другие материалы.

В искусство коллаж был введён, как формальный эксперимент кубистами, футуристами и дадаистами. На том этапе в изобразительных целях применялись обрывки газет, фотографий, обоев. Наклеивались на холст куски ткани, щепки и т.п.

Считается, что первыми в искусстве технику коллажа применили Жорж Брак и Пабло Пикассо в 1910-1912 годах. Первым художником, работающим исключительно в технике коллажа, был Курт Швиттерс.

Надо отличать коллаж от близкого, но всё же другого средства изображения – аппликации, то есть применения разнообразных материалов и структур – тканей, газет, фанеры или жести с целью усиления выразительных возможностей. Такой метод создания изображения по своей сути и технике близок к инкрустации.

Техника коллажа позволяет достичь максимальной выразительности графических эскизов.

Коллаж используется в эскизах как в чистой, так и смешанной технике. В смешанной технике к коллажу добавляют различные краски, прорабатывают форму линиями. Для удобства работы с коллажем можно предварительно нарисовать схему расположения фрагментов.

Фотоколлаж – это свободное, произвольное соединение, иногда даже не взаимосвязанных между собой, нескольких стилей фотоизображения в одной картинке или фотографии.

В ходе развития фотографии появилась возможность использования различных приёмов и методов создания коллажей с применением специальных эффектов. Следует заметить, что данное направление искусства становится более доступным всё большему кругу людей, не обладающих профессиональными навыками фотографии или компьютерной обработки фотоснимков (например, с помощью программы Photoshop).

 

Аппликация

 

Аппликация – вырезание и наклеивание (нашивание) фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, ткани, кожи, растительных и прочих материалов на материал-основу (фон). Как правило, материалом-основой служат картон, плотная бумага, дерево. Аппликация связана с познавательной деятельностью и огромное влияние оказывает на развитие умственных и творческих способностей детей.

Понятие «аппликация» включает способы создания художественных произведений из различных по своим свойствам и фактуре материалов, объединенных сходством техники выполнения. Каждый материал имеет свои особенности, которые оказывают определяющее влияние на технику выполнения аппликации. Например, бумага, солома, засушенные растения, береста, прикрепляются к фону различными клеями; тополиный пух накладывается на бархатную бумагу.

Аппликация – наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это даёт возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях, но и в создании картин, панно, орнаментов и т.д. Основными признаками аппликации являются силуэтность, плоскостная обобщенная трактовка образа, локальность больших цветовых пятен.

Аппликация может быть предметной, состоящей из отдельных изображений; сюжетной, отображающей совокупность действий, событий; декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.

 

Цифровые эскизы

 

Цифровая живопись – создание электронных изображений, осуществляемое не путём рендеринга (визуализации) компьютерных моделей, а за счёт использования человеком компьютерных имитаций традиционных инструментов художника.

Компьютер в цифровой живописи – это такой же инструмент, как и кисть с мольбертом. Для того, чтобы хорошо рисовать на компьютере также необходимо знать и уметь применять все накопленные поколениями художников знания и опыт (законы перспективы, цветоведение, блики, рефлексы и т.д.). В отличие от традиционной живописи в цифровой имеются прогрессивные и высокотехнологичные функции инструментов и возможностей: например, работа со слоями или нанесение текстур с фотографий на нужные вам участки картины; генерация шумов заданного типа; различные эффекты кистей; различные фильтры и коррекции, и многое другое.

Рассмотрим самые популярные графические программы для создания цифровых эскизов.

 

Adobe Photoshop

 

Adobe Photoshop – многофункциональный графический редактор, разработанный и распространяемый фирмой Adobe Systems. В основном работает с растровыми изображениями, однако имеет некоторые векторные инструменты. Продукт является лидером рынка в области коммерческих средств редактирования растровых изображений и наиболее известным продуктом фирмы Adobe. Часто эту программу называют просто Photoshop.

Несмотря на то, что изначально программа была разработана как редактор изображений для полиграфии, в данное время она широко используется и в веб-дизайне.

Расширенная версия программы Adobe Photoshop Extended предназначена для более профессионального использования, а именно – при создании фильмов, видео, мультимедийных проектов, трехмерного графического дизайна и веб-дизайна, для работы в областях производства, медицины, архитектуры, при проведении научных исследований.

Adobe Illustrator

 

Adobe Illustrator – векторный графический редактор, разработанный и распространяемый фирмой Adobe Systems.

Программа была задумана как редактор векторной графики, однако дизайнеры используют его в разных целях. Программа обладает широким набором инструментов для рисования и возможностями управления цветом и текстом.

Благодаря Adobe Illustartor можно создавать векторные изображения любого уровня сложности, быстро и точно превращать нарисованные вручную отсканированные эскизы, фотографии, или другие растровые изображения в редактируемые векторные контуры, а интуитивно понятный интерфейс и легкий доступ ко всем функциям приложения обеспечат профессиональный уровень контроля всего процесса создания графики.

Можно создавать динамичный дизайн для любых проектов. Благодаря точности и функциональности инструментов программное обеспечение Adobe Illustrator CS6 используется специалистами в области дизайна по всему миру.

 

Autodesk 3ds Max

 

Autodesk 3ds Max (ранее 3D Studio MAX) — полнофункциональная профессиональная программная система для создания и редактирования трёхмерной графики и анимации, разработанная компанией Autodesk. Содержит самые современные средства для художников и специалистов в области мультимедиа.

3ds Max располагает обширными средствами для создания разнообразных по форме и сложности трёхмерных компьютерных моделей, реальных или фантастических объектов окружающего мира, с использованием разнообразных техник и механизмов.

Моделирование на основе стандартных объектов, как правило, является основным методом моделирования и служит отправной точкой для создания объектов сложной структуры, что связано с использованием примитивов в сочетании друг с другом как элементарных частей составных объектов.

 

Adobe After Effects

 

Adobe After Effects – программное обеспечение компании Adobe Systems для редактирования видео и динамических изображений, разработки композиций (композитинг), анимации и создания различных эффектов. Широко применяется в обработке отснятого видеоматериала (цветокоррекция, пост-продакшн), при создании рекламных роликов, музыкальных клипов, в производстве анимации (для телевидения и web), титров для художественных и телевизионных фильмов, а также для целого ряда других задач, в которых требуется использование цифровых видеоэффектов.

Название происходит от эффекта, известного как «стойкость (инертность) зрительного ощущения», этот механизм использует сенсорную память сетчатки глаза, которая позволяет сохранять зрительную информацию в течение короткого промежутка времени.

Благодаря обширной библиотеке плагинов, разработанных сторонними компаниями, After Effects также используется в полиграфии и графическом дизайне для редактирования статичных графических изображений (фотографий, изображений, сгенерированных на компьютере и т. д.).

 

Paint Tool Sai

 

Paint Tool Sai – программа, разработанная японской компанией и предназначенная для цифрового рисования.

Paint Tool Sai является одним из лучших программных средств для рисования. SAI предлагает достаточное разнообразие инструментов, которые могут быть в большой степени настроены. Есть немного важных фильтров и эффектов, которые делают работу с программой полноценной. Программа предлагает, как растровые, так и векторные инструменты для рисования.

Пользовательский интерфейс Sai позволяет держать открытыми больше одного документа одновременно. Холст рисунка может и масштабироваться, и поворачиваться, благодаря использованию ползунков на навигаторе или горячим клавишам, сконфигурированных на клавиатуре. Также возможно держать открытыми разные области одного и того же документа. Панель смешивания цвета может сохраняться между сеансами. Цвета могут быть сохранены в панели образцов.

Различные растровые инструменты для рисования реализованы, такие как Распылитель, Акварель, Перо, и Маркер (Airbrush, Watercolor, Pen, and Marker), который может все быть легко настроен, и сохранен в слотах в пользовательском интерфейсе приложения. Есть также ряд векторных инструментов для рисования, предназначенных для того, чтобы обвести чернилами, который, как растровые инструменты, может быть сконфигурирован, чтобы быть чувствительным к давлению (например, на планшетах для рисования).

Некоторые типичные функции, которые присущи программам для работы с графикой, не реализованы. Это текст, градиенты, и фигуры. SAI сосредотачивается на том, чтобы рисовать и закрашивать, в то время как заключительный этап создания картины отдается на откуп другим приложениям.

AutoCAD

 

AutoCAD – это трёхмерная система автоматизированного проектирования и черчения, разработанная компанией Autodesk. Первая версия системы была выпущена в 1982 году. AutoCAD и специализированные приложения на его основе нашли широкое применение в машиностроении, строительстве, архитектуре и других отраслях промышленности. Программа выпускается на 18 языках. Уровень локализации варьируется от полной адаптации до перевода только справочной документации. Русскоязычная версия локализована полностью, включая интерфейс командной строки и всю документацию, кроме руководства по программированию.

Широкое распространение AutoCAD в мире обусловлено не в последнюю очередь развитыми средствами разработки и адаптации, которые позволяют настроить систему под нужды конкретных пользователей и значительно расширить функционал базовой системы. Большой набор инструментальных средств для разработки приложений делает базовую версию AutoCAD универсальной платформой для разработки приложений.

 

ArchiCAD

 

ArchiCAD – графический программный пакет САПР для архитекторов и ландшафтных дизайнеров, созданный фирмой Graphisoft. Предназначен для проектирования архитектурно-строительных конструкций и решений, а также элементов ландшафта, мебели и т. п.

При работе в пакете используется концепция Виртуального Здания. Суть её состоит в том, что проект ARCHICAD представляет виртуальную модель реального здания, существующую в памяти компьютера. Для её выполнения проектировщик на начальных этапах работы с проектом фактически «строит» здание, используя при этом инструменты, имеющие свои полные аналоги в реальности: стены, перекрытия, окна, лестницы, разнообразные объекты и т. д. Завершив этап моделирования, пользователь может извлечь из «виртуального здания» все необходимые данные для создания проектной документации: планы этажей, фасады, разрезы, экспликации, спецификации, визуализации и прочее.


Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту

Страница не найдена | MIT

Перейти к содержанию ↓
  • Образование
  • Исследование
  • Инновации
  • Прием + помощь
  • Студенческая жизнь
  • Новости
  • Выпускников
  • О MIT
  • Подробнее ↓
    • Прием + помощь
    • Студенческая жизнь
    • Новости
    • Выпускников
    • О MIT
Меню ↓ Поиск Меню Ой, похоже, мы не смогли найти то, что вы искали!
Попробуйте поискать что-нибудь еще! Что вы ищете? Увидеть больше результатов

Предложения или отзывы?

Методы создания эскизов Методы создания эскизов PLTW Gateway®

Презентация на тему: «Методы создания эскизов Методы создания эскизов PLTW Gateway®» — стенограмма презентации:

1 Методы создания эскизов Методы создания эскизов PLTW Gateway®
Блок 1 — Урок 1.4 — Техника создания эскизов и размеров Методы создания эскизов Проектирование и моделирование © Project Lead The Way, Inc., 2011.

2 Стандартные способы создания эскизов
Методы создания эскизов PLTW Gateway® Модуль 1 — Урок 1.4 — Методы создания эскизов и размеров Общие способы создания эскизов с помощью мозгового штурма Обмен документами В инженерной области эскизы часто используются для мозгового штурма идей и решения проблем.Часто они используются для передачи идей другим людям для лучшего понимания или объяснения объекта. Эскизы также используются для документации.

3 Преимущества рисования вручную
Методы создания эскизов PLTW Gateway® Модуль 1 — Урок 1.4 — Методы создания эскизов и размеров Преимущества рисования вручную Удобно Недорого Создание и использование эскизов от руки дает несколько преимуществ.Эскизы удобны, их можно создавать практически где угодно, к тому же они недорогие. Требуется несколько дополнительных материалов. Для создания эскиза потребуется только карандаш и бумага (или салфетка). Во многих случаях вы можете проводить мозговой штурм и просто документировать свои идеи. В других случаях вы можете пытаться сообщить техническую информацию. В этой презентации мы поговорим о техниках, обычно используемых в технических набросках.

4 Методы построения эскизов Линии Наклонная линия Вертикальная линия Горизонтальная линия
PLTW Gateway® Блок 1 — Урок 1.4 — Методы построения эскизов и размеров Методы построения эскизов Линии Наклонная линия Выполнить Подъем Вертикальная линия Горизонтальная линия Нам нужно обсудить некоторые навыки, такие как вертикальные линии, горизонтальные линии, а также наклонные или наклонные линии. Чтобы создать любую из показанных линий, важно нанести на график или найти две точки, начальную и конечную точки, прежде чем вы попытаетесь нарисовать линию.

5 Методы создания эскизов Создание эскиза линии 1) 2) 3) Методы создания эскизов
PLTW Gateway®, модуль 1 — Урок 1.4 — Техника построения эскизов и размеров Методы построения эскизов Рисование линии 1) 2) При построении линии сначала постройте начальную и конечную точки. Затем нарисуйте короткие отрезки линии между двумя точками, чтобы иметь представление о том, где будет проведена линия. Наконец, затемните более мелкие линии, чтобы между двумя точками появилась одна сплошная линия. Вы повторите тот же процесс при рисовании вертикальных или наклонных линий. 3)


6 Методы построения эскизов Рисование окружности 1) Установите диаметр
PLTW Gateway®, блок 1 — Урок 1.4 — Создание эскизов и нанесение размеров Методы создания эскизов Рисование круга 1) Задайте диаметр 2) Квадрат по диаметру 3) Диагонали эскиза Чтобы нарисовать круг, вы выполните процесс из пяти шагов. На первом этапе создайте горизонтальную и вертикальную линии размером с желаемый диаметр круга. Убедитесь, что две линии пересекают друг друга в серединах линий. На втором этапе нарисуйте квадрат желаемого диаметра. Сделайте все горизонтальные и вертикальные линии одинаковой длины, чтобы получилась истинная квадратная форма.На третьем этапе создайте диагональные или наклонные линии, соединяющие вместе четыре метки исходного диаметра.

7 Методы создания эскизов Создание эскиза окружности 4) Определите центры треугольников
PLTW Gateway® Unit 1 — Урок 1.4 — Методы создания эскизов и нанесения размеров Методы создания эскизов Создание эскиза окружности 4) Определите центры треугольников 5) Нарисуйте дуги Теперь на четвертом шаге создайте метку в точке расположение центра для каждого из треугольников.На последнем шаге нарисуйте изогнутые линии, используя исходные метки диаметра и только что созданные метки центра, чтобы завершить идеальный круг.

8 Алфавит строительного объекта линий, скрытый центр
Методы построения эскизов PLTW Gateway® Блок 1 — Урок 1.4 — Методы построения эскизов и размеров Скрытый объект построения алфавитных линий При создании эскизов используются четыре основных типа линий.На следующих слайдах вам будет показан каждый тип линий и то, как они используются в эскизе. Вспомогательные линии — это слегка нарисованные линии, которые можно использовать для правильного рисования других линий. Если вы держите бумагу на расстоянии вытянутой руки, вы не увидите линий построения. Их даже можно стереть после того, как объект будет нарисован. Линии объекта — это толстые линии, используемые для отображения видимых краев объекта. Во многих случаях вспомогательные линии преобразуются в линии объекта. Скрытые линии используются для отображения деталей интерьера, которые не видны с определенного вида объекта.Линии центра используются для определения центра дуг, окружностей или симметричных частей. Они рисуются вдвое тоньше линий объекта. Центр

9 Алфавит методов построения линий PLTW Gateway®
Блок 1 — Урок 1.4 — Методы построения эскизов и размеров Алфавит линий Рассмотрим этот объект на следующих эскизах, которые иллюстрируют различные типы линий.

10 Вид сверху линии объекта Скрытая линия Методы построения эскиза центральной линии
PLTW Gateway®, модуль 1 — Урок 1.4 — Методы построения эскизов и размеров Вид сверху Линия объекта Скрытая линия Центральная линия На этом виде представлена ​​часть, видимая сверху объекта. Линия видимости обозначена красной стрелкой. Какая линия является линией объекта? [Щелкните, чтобы открыть ответ.] Какая линия является скрытой? [Щелкните, чтобы увидеть ответ.] В этом виде скрытые линии используются для отображения краев отверстия, не видимых сверху объекта. Какая линия является центральной линией? [Щелкните, чтобы увидеть ответ.] На этом виде центральная линия используется для обозначения центра отверстия в объекте.

11 Вид спереди Линия объекта Линия центра Линия центра Методы построения эскизов
PLTW Gateway® Unit 1 — Урок 1.4 — Методы построения эскизов и размеров Вид спереди Линия объекта Центральная линия Центральная линия На этом виде представлена ​​деталь, видимая спереди объекта. Линия видимости обозначена красной стрелкой. Какая линия является линией объекта? [Щелкните, чтобы увидеть ответ.] Какая линия является центральной линией?

План урока | Введение в научное рисование

Большинство из нас, взрослых и детей, ассоциируют зарисовки с созданием красивой картинки.Эта ассоциация может ограничивать нас, особенно если мы чувствуем, что не умеем рисовать. Ученый делает наброски для записи и передачи информации, а не для творчества. Наряду с рисунком научный эскиз часто включает в себя надписи и диаграммы, вопросы и пояснения. Не нужно быть художником, чтобы создать успешный научный набросок. Вам просто нужно уделить время, внимательно наблюдать и записывать то, что вы видите.

Запись того, что вы видите, отличается от рисования картинки, которая у вас в голове.У многих из нас в голове есть мультяшные изображения деревьев, цветов, домов, яблок, кроликов и т. Д. Когда вы собираетесь набросать настоящую вещь из , важно сосредоточиться на отдельном образце перед вами, скорее чем обобщенный образ, который вы носите в голове. Вы можете помочь учащимся понять это, сосредоточив внимание на особенностях предмета из примера — например, листа с дырками в нем или камня неправильной формы. Ученым очень важно зафиксировать эти особенности.

Один из способов помочь учащимся почувствовать себя успешным — это дать им несколько практических советов, как нарисовать данный объект.По крайней мере, дайте им первый шаг (он будет зависеть от объекта), чтобы они знали, с чего начать. [См. Scientific Sketching PowerPoint , где приведен пример пошагового процесса рисования листа красного дерева.] Если вы предоставите достаточно строительных лесов, даже те студенты, которые считают, что они «плохо рисуют», получат точку входа. Вполне вероятно, что эти ученики уйдут удивленными своими способностями.

Пневмонический ABCDE [i] дает студентам четкое представление о том, что составляет хороший научный очерк.Это также позволяет вам, как учителю, давать учащимся содержательную обратную связь. Вместо того, чтобы хвалить рисунок как «красивый», вы можете сказать: «Отлично поработали над вашим эскизом большим ; это действительно помогает мне видеть детали »или« Я рад, что вы включили объяснения в свой набросок; они помогут другому ученому понять, что важно ». Для конструктивного ответа попробуйте: «Что вы можете сделать, чтобы сделать этот эскиз более точным ?» или «Готов поспорить, добавление цвета поможет другому ученому понять, как на самом деле выглядит объект.«Такая обратная связь достаточно конкретна, чтобы учащиеся могли понять, почему они проделали хорошую работу и какие шаги они могут предпринять, чтобы улучшить свою работу.

[i] ( Full Option Science System: Научные тетради для учащихся 3–6 классов, стр. 16 )

PPT — Sketching Technique PowerPoint Presentation, free download

  • Sketching Technique ETP 2005 — Dan Houston Этот материал основан на работе, поддержанной Национальным научным фондом в рамках гранта No.0402616. Любые мнения, выводы и заключения или рекомендации, выраженные в этом материале, принадлежат автору (авторам) и не обязательно отражают точку зрения Национального научного фонда (NSF).

  • Типы проецирования

  • Принадлежности • HB (# 2) или другой карандаш среднего класса • 6H или другой твердый карандаш • Белая бумага 8,5 x 11 • Бумага для эскизов в виде сетки с затемнением • Шаблон письма-руководства

  • Наброски от руки используются для общения с другими, поэтому они должны быть аккуратными и правильно подготовленными.

  • Качество эскиза • Для создания эскизов хорошего качества используйте свинец правильных сортов и держите карандаш заточенным. • В эскизах используются разные веса (толщины) линий, чтобы показать относительную важность разных линий. • Рисуемый объект должен быть толстым и черным на эскизе, чтобы выделяться на фоне размеров, примечаний и других линий. • Это предмет вашего рисунка, и он должен быть четко передан.

  • SketchedLines Видимая линия Скрытая линия Штриховка Осевая линия Выносной размер Выносная плоскость Плоскость обзора Короткий разрыв Длинный разрыв Цепочка фантомных стежков • Шаблоны линий передают то, что линия представляет на чертеже • Шаблоны линий передают информацию, например, является ли линия скрытые, видимые или центральная линия

  • Хорошая техника создания эскизов

  • Рисование кругов • Рамка в кругах и форма эскиза • Используйте светлый карандаш 6H, затемните HB, когда вас устраивает внешний вид • Тщательно определите точки касания • Сначала нарисуйте кривые, а затем добавьте к ним прямые линии.Это проще, чем пытаться сделать кривую касательной к прямым линиям.

  • Масштаб • Эскизы обычно не выполняются в определенном масштабе. • Важно сохранить пропорции эскиза. • Используйте сетку или оцените пропорции путем сравнения. Добавьте окончательные детали • Затемните эскиз

  • Разработка эскиза с помощью блокировки в 1.2. 3. 4.

  • Увеличение пропорций • Наложите сетку на существующее изображение • Нарисуйте сетку большего размера • Посмотрите на каждую часть объекта. Как он входит и выходит из каждого блока сетки. • Набросайте слегка увеличенные рамки.

  • Резюме • Качество — один из наиболее важных аспектов создания эскизов. • Нарисованные линии должны быть жирными линиями от руки. • Предмет эскиза должен четко выделяться. • Использование правильных марок свинца и хороших методов рисования поможет вашим эскизам выглядеть наилучшим образом.

  • Создание и редактирование четырехмерных сеток на основе эскизов

    % PDF-1.4 % 2816 0 объект > endobj 2818 0 объект > поток application / pdf

  • Кенши Такаяма, Даниэле Паноццо, Александр Соркин-Хорнунг, Ольга Соркин-Хорнунг
  • Создание и редактирование четырехмерных сеток на основе эскизов
  • 2013-06-22T00: 07: 17 + 02: 00LaTeX acmsiggraph.cls2013-07-16T18: 02: 09 + 02: 002013-07-16T18: 02: 09 + 02: 00квадратная сетка, граничный поток, интерфейс на основе эскизаspdfTeX- 1.40.13 ЛожьЭто MiKTeX-pdfTeX 2.9.4535 (1.40.13) uuid: f6da5407-a4e3-4133-ab60-c22230164d25uuid: f8a7a7c3-c130-44a5-a9af-ec61e927afa7 конечный поток endobj 2815 0 объект > endobj 1 0 obj > endobj 2799 0 объект > endobj 29 0 объект > endobj 2755 0 объект > endobj 2751 0 объект > / ProcSet [/ PDF / Text] >> / Type / Page >> endobj 2819 0 объект > поток HWr} W) V-‘3 = Y-ɺyMkJ «, 3I / @ \

    .
    Comments