Елена прекрасная нарисовать – Как нарисовать Василису Прекрасную карандашом поэтапно?


14.11.2019 Facebook Twitter LinkedIn Google+ Разное


Красивые рисунки в стиле фэнтези Елены Дудиной

Творчество испанской художницы с русскими корнями, мастерицы компьютерной графики Елены Дудиной (Elena Dudina), некоторые называют коллажами, но сама автор склонна считать то, что делает, фотоманипуляциями, сложными головоломками, поскольку все ее картины собраны из множества частичек, маленьких кусочков то от одной фотографии, то от другой. Потому и фотоманипуляции, поскольку все люди с фантастических работ Елены — живые, настоящие. Просто в образе, подаренном художницей.

Елена самостоятельно изучила графические редакторы, а увлекшись фотоманипуляциями, посвящает этому занятию практически все свободное время. За это время она стала настоящей волшебницей, которая обычного человека может превратить… нет, не в жабу, но в фантастическое существо: эльфа, колдуна, лепрекона, фею, готическую принцессу или рыцаря.

сайт художницы

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

s30696534344.mirtesen.ru

Как нарисовать елену прекрасную поэтапно карандашом. Как нарисовать Василису Прекрасную в различных техниках

НЕ ПРОХОДИТЕ МИМО!!! ПОМОГИТЕ РЕБЕНКУ!! (НИЖЕ ЕСТЬ РЕКВИЗИТЫ) Тамара Гашимова 22.04.2015 19:22 Дышать через силу… …приходится пятилетнему Павлику из воронежского села Подклетное. В ожидании очередной операции в московской клинике, он надеется на нашу помощь (http://communa.ru/index.php?ELEMENT_ID=94520 Главные новости Воронежа и Воронежской области / Новости Воронежа и Воронежской области / Общество) Паша – как и большинство пятилетних мальчишек – больше пяти минут на одном месте не сидит. Бегает, прыгает, торопится показать нам все свои игрушки и книжки, выболтать незамысловатые секреты. От сверстников его отличают непривычно шумное дыхание, нездоровая худоба и маленький росточек. На вид – больше трёх лет не дать. Испытаний же ему выпало столько, сколько иному на две жизни хватит. И диагнозов – хоть отбавляй: врожденный порок сердца, дефект межжелудочковой перегородки, стеноз трахеи, полная деструкция хрящевых колец трахеи, трахеальный бронх справа. В десять месяцев от роду Павлика направили на госпитализацию в Научный центр сердечно-сосудистой хирургии имени Бакулева. — Приехали, доктора послушали его дыхание – и решили, что он простыл, — рассказывает мама Паши, Ольга. – Отправили в шестую больницу, оттуда, с подозрением на инородное тело в дыхательных путях, перевели в торакальное отделение Филатовской больницы. Там срочно сделали компьютерную томографию грудной клетки и ещё несколько необходимых исследований. Диагнозы были неутешительные, из-за дыхательной недостаточности сына перевели на искусственную вентиляцию лёгких. Вскоре в «Бакулевке» ему сделали сразу несколько операций: скользящую пластику трахеи, пластику дефекта межжелудочковой перегородки синтетической заплатой, пластику трикуспидального клапана. Послеоперационный период протекал тяжело. Через три месяца нас выписали домой. С тех пор, четыре года подряд, Ольга с Пашей регулярно ездят в Москву на обследования. Сначала – каждые полгода, теперь — раз в год. Уколов, как большинство детей, Павлик не боится. На белые халаты тоже не реагирует. Привык. — По приезду — три дня обследований, — добавляет Ольга. — Компьютерная томография, бронхоскопия под наркозом. Если видят, что бронхи сужены, трахея не растет, – назначают операцию. Потом он три недели хрипит, говорить не может. Сына она растит вместе со своей мамой-пенсионеркой. Саша, муж Ольги и отец Паши, погиб в автомобильной аварии вскоре после их первой поездки в Москву. … Паша с ловкостью фокусника складывает картинку из пазлов. — Я все буквы знаю, и писать их умею! — хвастается он. – И в школу скоро пойду, когда подрасту. — А друзья у тебя есть? — Есть, Лера, Дима и Арина. С ними я летом играю. Рассказать вам стишок про барашка и тучку?.. — Расскажи, — соглашаемся мы. Паша от волнения тараторит, проглатывая слова. Дышит шумно, с заметным усилием. От жалости к нему глаза наполняются слезами. Помолчи, малыш, побереги свои силы. Они тебе ещё пригодятся. По профессии Ольга – парикмахер. Но выйти на работу никак не удаётся. За сыном – глаз да глаз, бабушке не уследить. В детский сад отдавать его нельзя. С такими диагнозами любая безобидная для других малышей простуда грозит Павлику сильнейшими осложнениями. К тому же, прививок у него практически нет. Семейный бюджет – две пенсии по потере кормильца да пенсия бабушки. — Два года назад, после проведения медико-социальной экспертизы в бюро №24, с Паши сняли инвалидность, объяснив тем, что имеющаяся аномалия развития трахеобронхиального дерева не ограничивает его развития, — продолжает Оля. — Рекомендации лечащего врача Александра Юрьевича Разумовского, доктора медицинских наук, профессора, главного детского хирурга Департамента Здравоохранения Москвы, заведующего отделением торакальной хирургии ДГКБ №13 имени Филатова, по поводу признания сына инвалидом, во внимание не приняли. … На подоконниках – овощная рассада и цветы. Окно в Пашиной комнате с улицы затянуто плёнкой. Рамы – старые, и как их ни утепляй, всё равно пропускают воздух. Дому – около полувека. Чисто, уютно, просторно. Несколько лет назад при помощи депутата Воронежской областной Думы Сергея Лукина в дом провели воду. — Обращались, по мере необходимости, за помощью к депутатам областной и городской дум, простым людям: все они помогали нам, чем могли. Директор одной местной мебельной компании подарил стенку и «детскую комнату». Девятнадцатого мая нам надо снова ехать в Москву, но денег на поездку нет. Люди уже никому не верят – слишком много мошенников теперь развелось. Действительно, много. Но Ольга Чугайнова – не из их числа. Она показывает нам выписки из истории болезни, вызов на плановое обследование, назначенное, действительно, на 19 мая. В её глазах – слёзы. Платить надо не только за билеты до Москвы и обратно, но и за проживание. Пашу определят в Филатовскую больницу, маме придётся ночевать в гостинице. А ещё лекарства. Они тоже денег стоят. И немалых. И покупать их надо постоянно. Паша просит подарить ему машинку – «бэндэвэ». «БМВ», то есть. А Ольга надеется на добрых людей, готовых помочь и поддержать здоровье её сына. Счёт в банке и карточка оформлены на её маму – Ягодкину Раису Васильевну. Реквизиты банка: доп.офис №9013/0195, корр.счёт 30101810600000000681, БИК 042007681 Счёт получателя 40817810213001300907 Ф.и.о. получателя — Ягодкина Раиса Васильевна. Номер карточки сбербанка: 67619600 0347019326

Искусство и развлечения

26 октября 2017

Все девочки хотят быть принцессами, ведь именно с этими героинями они себя ассоциируют. Поэтому, когда воспитательница в детском саду говорит нарисовать любимого персонажа, ребенок не задумывается. Маленькая девочка приходит домой и просит родителей помочь ей нарисовать принцессу. Папа перекладывает задачу на хрупкие мамины плечи. Как же быть в такой ситуации, нельзя падать в грязь лицом и говорить ребенку, что вы не художник. В этой статье мы расскажем, как нарисовать Василису Прекрасную.

Рисуем карандашом

Чтобы помочь ребенку творчески развиваться, в первую очередь нужно поддерживать за

bernow.ru

Как нарисовать елену прекрасную поэтапно карандашом. Как нарисовать Василису Прекрасную в различных техниках


В некотором царстве жил-был купец. Двенадцать лет жил он в супружестве и прижил только одну дочь, Василису Прекрасную. Когда мать скончалась, девочке было восемь лет. Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала: «Слушай, Василисушка! Помни и исполни последние мои слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу; береги ее всегда при себе и никому не показывай; а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью». Затем мать поцеловала дочку и померла.

После смерти жены купец потужил, как следовало, а потом стал думать, как бы опять жениться. Он был человек хороший; за невестами дело не стало, но больше всех по нраву пришлась ему одна вдовушка. Она была уже в летах, имела своих двух дочерей, почти однолеток Василисе, – стало быть, и хозяйка и мать опытная. Купец женился на вдовушке, но обманулся и не нашел в ней доброй матери для своей Василисы. Василиса была первая на все село красавица; мачеха и сестры завидовали ее красоте, мучили ее всевозможными работами, чтоб она от трудов похудела, а от ветру и солнца почернела; совсем житья не было!

Василиса все переносила безропотно и с каждым днем все хорошела и полнела, а между тем мачеха с дочками своими худела и дурнела от злости, несмотря на то, что они всегда сидели сложа руки, как барыни. Как же это так делалось? Василисе помогала ее куколка. Без этого где бы девочке сладить со всею работою! Зато Василиса сама, бывало, не съест, а уж куколке оставит самый лакомый кусочек, и вечером, как все улягутся, она запрется в чуланчике, где жила, и потчевает ее, приговаривая: «На», куколка, покушай, моего горя послушай! Живу я в доме у батюшки, не вижу себе никакой радости; злая мачеха гонит меня с белого света. Научи ты меня, как мне быть и жить и что делать?» Куколка покушает, да потом и дает ей советы и утешает в горе, а наутро всякую работу справляет за Василису; та только отдыхает в холодочке да рвет цветочки, а у нее уж и гряды выполоты, и капуста полита, и вода наношена, и печь вытоплена. Куколка еще укажет Василисе и травку от загару. Хорошо было жить ей с куколкой.

Прошло несколько лет; Василиса выросла и стала невестой. Все женихи в городе присватываются к Василисе; на мачехиных дочерей никто и не посмотрит. Мачеха злится пуще прежнего и всем женихам отвечает: «Не выдам меньшой прежде старших!» , а проводя женихов, побоями вымещает зло на Василисе.

Вот однажды купцу понадобилось уехать из дому на долгое время по торговым делам. Мачеха и перешла на житье в другой дом, а возле этого дома был дремучий лес, а в лесу на поляне стояла избушка, а в избушке жила баба-яга: никого она к себе не подпускала и ела людей, как цыплят. Перебравшись на новоселье, купчиха то и дело посылала за чем-нибудь в лес ненавистную ей Василису, но эта завсегда возвращалась домой благополучно: куколка указывала ей дорогу и не подпускала к избушке бабы-яги.

Пришла осень. Мачеха раздала всем трем девушкам вечерние работы: одну заставила кружева плести, другую чулки вязать, а Василису прясть, и всем по урокам. Погасила огонь во всем доме, оставила одну свечку там, где работали девушки, и сама легла спать. Девушки работали. Вот нагорело на свечке, одна из мачехиных дочерей взяла щипцы, чтоб поправить светильню, да вместо того, по приказу матери, как будто нечаянно и потушила свечку. «Что теперь нам делать? – говорили девушки. – Огня нет в целом доме, а уроки наши не кончены. Надо сбегать за огнем к бабе-яге!» – «Мне от булавок светло! – сказала та, что плела кружево. – Я не пойду». – «И я не пойду , – сказала та, что вязала чулок. – Мне от спиц светло!» – «Тебе за огнем идти, – закричали обе. – Ступай к бабе-яге!» – и вытолкали Василису из горницы.

Василиса пошла в свой чуланчик, поставила перед куклою приготовленный ужин и сказала: «На», куколка, покушай да моего горя послушай: меня посылают за огнем к бабе-яге; баба-яга съест меня!» Куколка поела, и глаза ее заблестели, как две свечки. «Не бойся, Василисушка! – сказала она. – Ступай, куда посылают, только меня держи всегда при себе. При мне ничего не станется с тобой у бабы-яги». Василиса собралась, положила куколку свою в карман и, перекрестившись, пошла в дремучий лес.


Идет она и дрожит. Вдруг скачет мимо ее всадник: сам белый, одет в белом, конь под ним белый, и сбруя на коне белая, – на дворе стало рассветать.

Идет она дальше, как скачет другой всадник: сам красный, одет в красном и на красном коне, – стало всходить солнце. Василиса прошла всю ночь и весь день, только к следующему вечеру вышла на полянку, где стояла избушка яги-бабы; забор вокруг избы из человечьих костей, на заборе торчат черепа людские, с глазами; вместо верей у ворот – ноги человечьи, вместо запоров – руки, вместо замка» – рот с острыми зубами. Василиса обомлела от ужаса и стала как вкопанная. Вдруг едет опять всадник: сам черный, одет во всем черном и на черном коне; подскакал к воротам бабы-яги и исчез, как сквозь землю провалился, – настала ночь. Но темнота продолжалась недолго: у всех черепов на заборе засветились глаза, и на всей поляне стало светло, как середи дня. Василиса дрожала со страху, но, не зная куда бежать, оставалась на месте.

Скоро послышался в лесу страшный шум: деревья трещали, сухие листья хрустели; выехала из лесу баба-яга – в ступе едет, пестом погоняет, помелом след заметает.


Подъехала к воротам, остановилась и, обнюхав вокруг себя, закричала: «Фу-фу! Русским духом пахнет! Кто здесь?» Василиса подошла к старухе со страхом и, низко поклонясь, сказала: «Это я, бабушка! Мачехины дочери прислали меня за огнем к тебе». – «Хорошо , – сказала яга-баба, – знаю я их, поживи ты наперед да поработай у меня, тогда и дам тебе огня; а коли нет, так я тебя съем!» Потом обратилась к воротам и вскрикнула: «Эй, запоры мои крепкие, отомкнитесь; ворота мои широкие, отворитесь!» Ворота отворились, и баба-яга въехала, посвистывая, за нею вошла Василиса, а потом опять все заперлось. Войдя в горницу, баба-яга растянулась и говорит Василисе: «Подавай-ка сюда, что там есть в печи: я есть хочу».

Василиса зажгла лучину от тех черепов, что на заборе, и начала таскать из печки да подавать яге кушанье, а кушанья настряпано было человек на десять; из погреба принесла она квасу, меду, пива и вина. Все съела, все выпила старуха; Василисе оставила только щец немножко, краюшку хлеба да кусочек поросятины. Стала яга-баба спать ложиться и говорит: «Когда завтра я уеду, ты смотри – двор вычисти, избу вымети, обед состряпай, белье приготовь, да пойди в закром, возьми четверть пшеницы и очисть ее от чернушки. Да чтоб все было сделано, а не то – съем тебя!» После такого наказу баба-яга захрапела; а Василиса поставила старухины объедки перед куклою, залилась слезами и говорила: «На, куколка, покушай, моего горя послушай! Тяжелую дала мне яга-ба

estero.ru

Елена Прекрасная — биография героини, характер, внешность, экранизации

История персонажа

Персонаж древнегреческой мифологии, жена спартанского царя Менелая. Похищение Елены троянцем Парисом стало причиной Троянской войны, которая закончилась падением Трои. Также Елена – персонаж русских сказок.

История создания

О Елене Прекрасной пишет древнегреческий поэт Гомер в «Илиаде» и «Одиссее». Героиня появляется также в произведениях Еврипида «Троянки» и «Елена», у Софокла в трагедиях «Свадьба Елены» и «Похищение Елены» и у других греческих авторов.

Елена ПрекраснаяЕлена Прекрасная

В русских сказках Елена Прекрасная обычно пассивный персонаж — девица «неписаной красы», которая достается в награду герою вместе с троном, златом и общественным признанием. Ту же функцию выполняют Василиса Премудрая, царевна Несмеяна и прочие аналогичные персонажи.

В народной сказке «Сивка-Бурка» Елена Прекрасная — царская дочка, которая сидит у окна в высоком тереме. Желающие заполучить царевну в жены должны допрыгнуть до окна верхом на коне и на скаку снять с пальца девушка кольцо. «Приз» выигрывает Иванушка, которые допрыгивает до Елены на волшебном коне Сивке-Бурке.

В пьесе Александра Островского «Снегурочка» Елена Прекрасная — жена боярина Бермяты, приближенного царя Берендея.

Древнегреческая мифология

Троянская войнаТроянская война

Елена была женой Менелая, царя Спарты. Героиня была прекраснейшей из женщин, так что даже богини завидовали ее красоте. Двенадцатилетней девочкой Елену похитил герой Тесей, когда увидел, как та пляшет в храме Артемиды. Тогда Елену освободили братья, и девочка вернулась в дом отца, спартанского царя Тиндарея.

Когда к Елене начали свататься женихи, отец героини впал в нерешительность. Отдав предпочтение одному кандидату на руку дочери, Тиндарей мог настроить против себя других могущественных греческих вождей. В конце концов отец дал Елене возможность выбрать жениха самостоятельно, и девушка предпочла микенского царевича Менелая, сына Атрея, младшего брата Агамемнона. Когда Тиндарей умер, муж Елены стал новым царем Спарты.

Агамемнон и ИфигенияАгамемнон и Ифигения

Несмотря на то, что отцом Елены считался царь Тиндарей, своим рождением героиня обязана богу-громовержцу Зевсу. Бог воспылал страстью к Леде, жене спартанского царя и будущей матери героини, и овладел той в образе лебедя. От этого союза и родилась Елена.

Позже Елену выкрал троянский царевич Парис, когда царя Менелая не было в Спарте. Этот поступок положил начало Троянской войне, которая завершилась падением Трои. По версии Гомера, Елена провела в Трое двадцать лет. А Еврипид писал, что героиня пыталась бежать из Трои, но ей это не удалось.

ПарисПарис

В развязывании Троянской войны косвенным образом виновата богиня Афродита и эпизод с яблоком раздора. Это золотое яблоко с надписью «Прекраснейшей» подбросила на пиршественный стол богиня раздора Эрида. В результате между тремя богинями – Афродитой, Афиной и Герой – разгорелся спор, который разрешил Парис. Герой вручил яблоко Афродите, потому что та обещала наградить Париса любовью прекраснейшей из женщин, и Парис выбрал Елену.

Точно не известно, как выглядела Елена Прекрасная, но, к примеру, английская художница Эвелин де Морган рисовала героиню рыжеволосой.

Экранизации

Классический образ Елены Прекрасной из греческих мифов воплощен в нескольких фильмах. В 1971 году греческий режиссер Михалис Какояннис снял экранизацию трагедии Еврипида «Троянки». Фильм вышел при поддержке Великобритании и США, съемки проходили в Испании. Роль Елены Прекрасной в этом фильме исполнила греческая актриса Ирен Папас.

Диана Крюгер в роли ЕленыДиана Крюгер в роли Елены

В 2003 году в США вышел драматический мини-сериал «Елена Прекрасная», где главную роль исполнила британская актриса Сиенна Гиллори. Сюжет сосредоточен на биографии Елены, младшей дочери спартанского царя, начиная с юных лет героини и заканчивая финалом Троянской войны.

В 2004 году вышел исторический боевик «Троя» режиссера Вольфганга Петерсона с актером Брэдом Питтом в роли Ахиллеса. Роль Елены там досталась немецкой актрисе Диане Крюгер.

Образ Елены не раз вдохновлял музыкантов и композиторов. Кристоф Глюк в 1770 году написал оперу «Парис и Елена» («Paride ed Elena») в пяти действиях на либретто итальянца Кальцабиджи. А в 1864 году французский композитор Жак Оффенбах написал оперетту «Прекрасная Елена», где персонажи древнегреческих мифов используются, чтобы создать веселую пародию на современное автору общество с его проблемами.

Время от времени образ Елены Прекрасной вдохновляет и литераторов. Например, героиня появляется в книге «Фауст» Иоганна Гете и в рассказе Генри Лайона Олди из «Ахейского цикла».

24smi.org

Как нарисовать елену прекрасную из сказки. Как нарисовать Василису Прекрасную в различных техниках? Русские народные сказки в иллюстрациях и. билибина. василиса прекрасная

Все девочки хотят быть принцессами, ведь именно с этими героинями они себя ассоциируют. Поэтому, когда воспитательница в детском саду говорит нарисовать любимого персонажа, ребенок не задумывается. Маленькая девочка приходит домой и просит родителей помочь ей нарисовать принцессу. Папа перекладывает задачу на хрупкие мамины плечи. Как же быть в такой ситуации, нельзя падать в грязь лицом и говорить ребенку, что вы не художник. В этой статье мы расскажем, как нарисовать Василису Прекрасную.

Рисуем карандашом

Чтобы помочь ребенку творчески развиваться, в первую очередь нужно поддерживать запал. Поэтому если девочка хочет нарисовать куколку Василисы Прекрасной, нужно помочь ей в этом начинании. Подготавливаем материал, нам понадобятся: лист формата А4, твердо-мягкий карандаш и мягкий ластик.

Все, кто задавался вопросом о том, как нарисовать Василису Прекрасную, знают, что самое сложное — это начать. Первое, что всегда нужно делать перед построением любого рисунка — это компоновка. Поставим две отметки, одну сверху листа, другую снизу. Вылезать за них нельзя, иначе наш рисунок постепенно может «уйти» за отведенные ему границы. Теперь намечаем голову.

Помним, что она укладывается в тело человека 7-8 раз. Наметили кружок, теперь можно его детализировать. Сначала намечаем кокошник, и лишь потом черты лица. Прорисовываем глаза, нос и губы. Дальше переходим к построению фигуры. Наша задача — нарисовать персонажа мультфильма «Василиса Прекрасная», которая стоит, уперев одну руку в бок, а в другой держит платочек. Фигуру полностью прорисовывать необязательно, так как ее будет не видно из-под платья. А вот построить пропорционально руки все же следует. Помним, что кисть доходит человеку до середины бедра. Поднятая рука Василисы должна находиться практически на одной линии с другой рукой. Закончив построение, нужно переходить к деталям. Прорисовываем орнамент на платье и кокошнике. Наша красавица готова.

Рисуем акварелью

Мы можем раскрашивать ту картинку, которая у нас получилась в прошлом пункте или изобразить Василису Прекрасную в другой позе. Но в любом случае мы подойдем к этапу, когда карандашный набросок у нас готов. Осталось добавить ему немного цвета.

Как нарисовать Василису Прекрасную акварелью? Начинать нужно с прорисовки фигуры. Выбираем желтый цвет и прокрываем им весь лист. Помним, что у нас нет ни чисто белого цвета, ни чисто черного. Когда первый слой краски высох, начинаем по очереди наносить краску, переходя от самых светлых оттенков к самым темным. Для примера можно смотреть на иллюстрацию И. Билибина «Василиса Прекрасная».

Художник на данном рисунке не использовал полутона, и мы тоже можем позволить себе это не делать. Просто аккуратно зальем цветами контуры, а потом обведем их черной гелевой ручкой.

Рисуем гуашью

Принцип работы с акварелью разительно отличается от всех других художественных приемов. Но не в нашем случае. Когда рисует ребенок, мы ему многое прощаем. Главное, заинтересовать чадо, а научиться технике оно еще успеет.

Как нарисовать Василису Прекрасную гуашью? Сначала, используя приемы из пункта выше, мы придаем каждой детали рисунка собственный цвет. А дальше начинаем прорисовывать тень. Начать нужно с одеяния Василисы. На платье более темной краской обозначаем тень, а также обозначаем ее на рубашке и платке. Прорисовав фигуру, переходим к заднему плану. Листья на деревьях нужно раскрасить в несколько цветов. Финальный штрих — прорисовываем

Мама рисует для дочки

Чтобы порадовать своего ребенка, иногда нужно постараться. Как приятно будет девочке получить от мамы нарисованных персонажей сказки «Василиса Прекрасная». Особенно если на картине будет отображен портрет главной героини. Чтобы облегчить себе работу, рисовать всю фигуру целиком не нужно, это сложно. Поэтому начинаем с портрета. Половину листа сразу отводим на кокошник. А потом начинаем выстраивать лицо. Рисовать Василису нужно в ¾, тогда не сильно будет видно пропорциональных неровностей.

На переднем плане рисуем глаз, проводим осевую и в глубине лица рисуем второй глаз, вполовину меньше первого. Где-то посередине рисуем нос. Чтобы не попасть впросак, лучше наметить только нижнюю его часть. Ну и остались губы. Рисуя их, не забываем про носогубную складку. Осталось нарисовать легко. Здесь нужно проявить фантазию, можно бусинами выложить узор или расположить их в хаотичном порядке.


В некотором царстве жил-был купец. Двенадцать лет жил он в супружестве и прижил только одну дочь, Василису Прекрасную. Когда мать скончалась, девочке было восемь лет. Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей

optistore.ru

Елена-премудрая » Сайт для детей и родителей

В стародревние годы в некоем царстве, не в нашем государстве, случилось одному солдату у каменной башни на часах стоять; башня была на замок заперта и печатью запечатана, а дело-то было ночью.
Ровно в двенадцать часов слышится солдату, что кто-то кричит из этой башни:
– Эй, служивый! Солдат спрашивает:
– Кто меня кличет?
– Это я – чёрт, – отзывается голос из-за железной решетки, – тридцать лет как сижу здесь не пивши, не евши.
– Что же тебе надо?
– Выпусти меня на волю. Как будешь в нужде, я тебе сам пригожусь; только помяни меня – и я в ту же минуту явлюсь к тебе на выручку.

Солдат тотчас сорвал печать, разломал замок и отворил двери – черт выскочил из башни, взвился кверху и сгинул быстрее молнии.
«Ну, – думает солдат, – наделал я дела; вся моя служба ни за грош пропала. Теперь засадят меня под арест, отдадут под военный суд и, чего доброго, заставят сквозь строй прогуляться; уж лучше убегу, пока вре­мя есть».
Бросил ружьё и ранец на землю и пошёл куда глаза глядят.
Шёл он день, и другой, и третий; разобрал его голод, а есть и пить нечего; сел на дороге, заплакал горькими слезами и раздумался:
«Ну, не глуп ли я? Служил у царя десять лет, каждый день по три фунта хлеба получал. Так вот нет же! Убежал на волю, чтобы помереть голодною смертию. Эх, чёрт, всему ты виною!»
Вдруг откуда ни взялся – стал перед ним нечистый и спрашивает:
– Здравствуй, служивый! О чём горюешь?
– Как мне не горевать, коли третий день с голоду пропадаю.
– Не тужи, это дело поправное! – сказал чёрт. Туда-сюда бросился, притащил всяких вин и припасов,
накормил-напоил солдата и зовёт его с собою:
– В моём доме будет тебе житьё привольное: пей, ешь
и гуляй, сколько душа хочет, только присматривай за моими дочерьми – больше мне ничего не надобно.

Солдат согласился. Чёрт подхватил его под руки, поднял высоко-высоко на воздух и принёс за тридевять земель, в тридесятое государство – в белокаменные палаты.
У чёрта было три дочери – собой красавицы. Приказал он им слушаться того солдата и кормить и поить его вдоволь, а сам полетел творить пакости: известно – чёрт! На месте никогда не сидит, а всё по свету рыщет да людей смущает.
Остался солдат с красными девицами, и такое ему житьё вышло, что и помирать не надо. Одно его кручинит: каждую ночь уходят красные девицы из дому, а куда уходят – неведомо. Стал было их про то расспрашивать, так не сказывают, запираются.
«Ладно же, – думает солдат, – буду целую ночь караулить, а уж усмотрю, куда вы таскаетесь». Вечером лёг солдат на постель, притворился, будто крепко спит, а сам ждёт не дождётся – что-то будет?
Вот как пришла пора-время, подкрался он потихоньку к девичьей спальне, стал у дверей, нагнулся и смотрит в замочную скважинку. Красные девицы принесли волшебный ковёр, разостлали по полу, ударились о тот ковёр и сделались голубками; встрепенулись и улетели в окошко.
«Что за диво! – думает солдат. – Дай-ка я попробую». Вскочил в спальню, ударился о ковёр и обернулся малиновкой, вылетел в окно да за ними вдогонку.

Голубки опустились на зелёный луг, а малиновка села под смородинов куст, укрылась за листьями и высматривает оттуда. На то место налетело голубиц видимо-невидимо, весь луг прикрыли; посредине стоял золотой трон.
Немного погодя осияло и небо и землю – летит по воздуху золотая колесница, в упряжи шесть огненных змеев; на колеснице сидит королевна Елена Премудрая – такой красы неописанной, что ни вздумать, ни взгадать, ни в сказке сказать!
Сошла она с колесницы, села на золотой трон; начала подзывать к себе голубок по очереди и учить их разным мудростям. Покончила ученье, вскочила на колесницу – и была такова!
Тут все до единой голубки снялись с зелёного луга и полетели каждая в свою сторону. Птичка-малиновка вспорхнула вслед за тремя сестрами и вместе с ними очутилась в спальне. Голубки ударились о ковёр – сделались красными девицами, а малиновка ударилась – обернулась солдатом.

– Ты откуда? – спрашивают его девицы.
– А я с вами на зелёном лугу был, видел прекрасную королевну на золотом троне и слышал, как учила вас королевна разным хитростям.
– Ну, счастье твоё, что уцелел! Ведь эта королевна – Елена Премудрая, наша могучая повелительница. Если б при ней да была её волшебная книга, она тотчас бы тебя узнала – и тогда не миновать бы тебе злой смерти. Берегись, служивый! Не летай больше на зелёный луг, не дивись на Елену Премудрую, не то сложишь буйну голову. Солдат не унывает, те речи мимо ушей пропускает. Дождался другой ночи, ударился о ковёр и сделался птичкой-малиновкой. Прилетела малиновка на зелёный луг, спряталась под смородинов куст, смотрит на Елену Премудрую, любуется её красотой ненаглядною и думает:

«Если бы такую жену добыть – ничего б в свете пожелать не осталося! Полечу-ка я следом за нею да узнаю, где она проживает».
Вот сошла Елена Премудрая с золотого трона, села на свою колесницу и понеслась по воздуху к своему чудесному дворцу; следом за ней и малиновка полетела.

Приехала королевна во дворец; выбежали к ней навстречу няньки и мамки, подхватили её под руки и увели в расписные палаты.
А птичка-малиновка порхнула в сад, выбрала прекрасное дерево, что как раз стояло под окном королевниной спальни, уселась на веточке и начала петь так хорошо да жалобно, что королевна целую ночь и глаз не смыкала – всё слушала. Только взошло красное солнышко, закричала Елена Премудрая громким голосом:
– Няньки, мамки, бегите скорее в сад; изловите мне птичку-малиновку!

Няньки и мамки бросились в сад, стали ловить певчую пташку… Да куда им, старухам! Малиновка с кустика на кустик перепархивает, далеко не летит и в руки не даётся.
Не стерпела королевна, выбежала в зелёный сад, хочет сама ловить птичку-малиновку; подходит к кустику – птичка с ветки не трогается, сидит, опустя крылышки, словно её дожидается. Обрадовалась королевна, взяла птичку в руки, принесла во дворец, посадила в золотую клетку и повесила в своей спальне.

День прошёл, солнце закатилось, Елена Премудрая слетала на зелёный луг, воротилась, начала снимать уборы, разделась и легла в постель. Как только уснула королевна, птичка-малиновка обернулась мухою, вылетела из золотой клетки, ударилась об пол и сделалась добрым молодцем.
Подошёл добрый молодец к королевниной кроватке, смотрел, смотрел на красавицу, не выдержал и поцеловал её в уста сахарные.
Видит – королевна просыпается, обернулся поскорей мухою, влетел в клетку и стал птичкой-малиновкой.
Елена Премудрая раскрыла глаза, глянула кругом – нет никого. «Видно, – думает, – мне во сне это пригрезилось!» Повернулась на другой бок и опять заснула.
А солдату крепко не терпится; попробовал в другой и в третий раз – чутко спит королевна, после всякого поцелуя пробуждается. На третий раз встала она с постели и говорит:
– Тут что-нибудь да недаром: дай-ка посмотрю в волшебную книгу.
Посмотрела в свою волшебную книгу и тотчас узнала, что сидит в золотой клетке не простая птичка-малиновка, а молодой солдат. – Ах ты! – закричала Елена Премудрая. – Выходи-ка из клетки. За твою неправду ты мне жизнью ответишь!
Нечего делать – вылетела птичка-малиновка из золотой клетки, ударилась об пол и обернулась добрым молодцем.
– Нет тебе прощения! – сказала Елена Премудрая и крикнула палача рубить солдату голову.

Откуда ни взялся – стал перед ней великан с топором и с плахою, повалил солдата наземь, прижал его буйную го­лову к плахе и поднял топор.
Вот махнёт королевна платком, и покатится молодецкая голова…
– Смилуйся, прекрасная королевна, – сказал солдат со слезами, – позволь напоследях песню спеть.
– Пой, да скорей!
Солдат затянул песню, такую грустную, такую жалобную, что Елена Премудрая сама расплакалась; жалко ей стало доброго молодца, говорит она солдату:
– Даю тебе сроку десять часов; если ты сумеешь в это время так хитро спрятаться, что я тебя не найду, то выйду за тебя замуж; а не сумеешь этого дела сделать, велю рубить тебе голову.
Вышел солдат из дворца, забрёл в дремучий лес, сел под кустик, задумался-закручинился:
– Ах, дух нечистый! Всё из-за тебя пропадаю. В ту ж минуту явился к нему чёрт:
– Что тебе, служивый, надобно? – Эх, – говорит, – смерть моя приходит! Куда я от Елены Премудрой спрячуся?
Чёрт ударился о землю и обернулся сизокрылым орлом:
– Садись, служивый, ко мне на спину, я тебя занесу в поднебесье.
Солдат сел на орла; орёл взвился кверху и залетел за облака-тучи чёрные. Прошло пять часов. Елена Премудрая взяла волшебную книгу, посмотрела – и всё словно на ладони увидела; возгласила она громким голосом:
– Полно, орёл, летать по поднебесью; опускайся на низ – от меня ведь не укроешься.
Солдат пуще прежнего закручинился:
– Что теперь делать? Куда спрятаться?
– Постой, – говорит чёрт, – я тебе помогу.
Подскочил к солдату, ударил его по щеке и оборотил булавкою, а сам сделался мышкою, схватил булавку в зубы, прокрался во дворец, нашёл волшебную книгу и воткнул в неё булавку. Прошли последние пять часов.
Елена Премудрая развернула свою волшебную книгу, смотрела, смотрела – книга ничего не показывает; крепко рассердилась королевна и швырнула её в печь.
Булавка выпала из книги, ударилась об пол и обернулась добрым молодцем. Елена Премудрая взяла его за руку.
– Я, – говорит, – хитра, а ты и меня хитрей!
Не стали они долго раздумывать, повенчались и зажили себе припеваючи.

Иллюстрации: Сазонова Т.П. и Прытков Ю.А.

ollforkids.ru

Василиса Прекрасная. Рисунки И.Я. Билибина.

СПб.: Экспедиция заготовления государственных бумаг, 1902. 12 с. с ил. Обложка и иллюстрации выполнены в технике хромолитографии. В цветной иллюстрированной издательской обложке. 32,5х25,5 см. Серия «Сказки». Суперклассика!

 

 

 

 

Конечно, у Билибина были предшественники и прежде всего Елена Дмитриевна Поленова (1850—1898). Но Иван Яковлевич все же пошел по собственному пути. Иллюстрации он на первых порах делал не по заказу, а, можно сказать, для себя. Но получилось так, что ими заинтересовалась Экспедиция заготовления государственных бумаг. Лучшая русская типография, основанная в 1818 году, печатала банкноты, кредитные билеты и прочую официальную продукцию, нуждавшуюся в специальных средствах защиты от подделки. Вопросы себестоимости и экономической целесообразности ее не занимали. Экспедицию щедро финансировало государство, нужды в средствах она не испытывала. Но люди, которые руководили Экспедицией заготовления государственных бумаг, — ее управляющий — князь, но и известный ученый, академик Борис Борисович Голицын (1862—1916), инженер и изобретатель Георгий Николаевич Скамони (1835—1907), устали от однообразия официальной продукции. Билибин делает иллюстрации к «Сказке об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке», к «Царевне-лягушке», к «Перышку Финиста Ясна-Сокола», к «Василисе Прекрасной».

Все это были акварели. Но в Экспедиции заготовления государственных бумаг их решили воспроизводить хромолитографией. На дворе стоял ХХ век, и в полиграфии уже утвердилось господство фотомеханических способов репродуцирования, а Экспедиция будто бы возрождала стародавние репродукционные процессы. Свои акварели Билибин показал в 1900 году на второй выставке «Мира искусства». Художник вроде бы пересматривает свои взгляды на сообщество, которое и Илья Ефимович Репин, и выдающийся критик Владимир Васильевич Стасов (1824—1906) трактовали как упадническое, декадентское. Слово «декадентство», происходящее от латинского decadentia, что значит «упадок», прилипло к новому художественному направлению.

Любопытно, что В.В. Стасов в своем критическом разборе выставки «Мира искусства» противопоставил Билибина остальным ее участникам — «декадентам», проведя параллели между этим художником и передвижником Сергеем Васильевичем Малютиным (1859—1937). «Не так давно, в 1898 году, — писал Стасов, — Малютин выставил около десятка иллюстраций к пушкинской сказке “Царь Салтан” и к поэме “Руслан и Людмила”… На нынешней выставке нет никаких иллюстраций г-на Малютина, но зато есть несколько превосходных подобных же иллюстраций г-на Билибина — 10 картинок к сказкам “Царевна-лягушка”, “Перышко Финиста…” и к присказке:

Жил-был царь,

У царя был двор,

На дворе был кол,

На колу мочало,

Не начать ли сказку сначала?

Это все явления очень приятные и замечательные. Народный дух в творчестве новых наших художников еще не погиб! Напротив!». Акварель с царем, ковыряющим в носу, была репродуцирована Экспедицией заготовления государственных бумаг в особой технике — альграфии — плоской печати с алюминиевых пластин. Оттиски приложили к петербургскому журналу «Печатное искусство», пользовавшемуся большим авторитетом среди полиграфистов, но, к сожалению, выходившему недолго. О Билибине заговорили, подчеркивая своеобычие и оригинальность его таланта.


Знакомство с художниками мамонтовского кружка Е. Поленовой и С. Малютиным, с картинами В. Васнецова, помогло Билибину найти свою тему. Он, будучи членом кружка «Мир искусства» становится приверженцем национально-романтического направления. А началось все с выставки московских художников в 1899 году в Петербурге, на которой И. Билибин увидел картину В. Васнецова «Богатыри». Воспитанный в петербургской среде, далекой от увлечений национальным прошлым, художник неожиданно проявил интерес к русской старине, сказке, народному искусству. Летом этого же года Билибин уезжает в деревню Егны Тверской губернии, чтобы самому увидеть дремучие леса, прозрачные речки, деревянные избушки, услышать сказки и песни. В воображении оживают картины с выставки Виктора Васнецова. Художник Иван Билибин начинает иллюстрировать русские народные сказки из сборника Афанасьева. И осенью того же года Экспедиция заготовления государственных бумаг начала выпускать серию сказок с билибинскими рисунками.

В течение 4-х лет Иван Билибин проиллюстрировал семь сказок: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Белая уточка», «Царевна-лягушка», «Марья Моревна», «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке», «Перышко Финиста Ясна-Сокола», «Василиса Прекрасная». Издания сказок относятся к типу небольших по объему крупноформатных книжек-тетрадей. С самого начала книги Билибина отличались узорностью рисунка, яркой декоративностью. Художник создавал не отдельные иллюстрации, он стремился к ансамблю: рисовал обложку, иллюстрации, орнаментальные украшения, шрифт – все стилизовал под старинную рукопись. Названия сказок исполнены славянской вязью. Чтобы прочесть, надо вглядеться в затейливый рисунок букв. Как и многие графики, Билибин работал над декоративным шрифтом. Он хорошо знал шрифты разных эпох, особенно древнерусские устав и полуустав. Ко всем шести книгам Билибин рисует одинаковую обложку, на которой располагает русские сказочные персонажи: трех богатырей, птицу Сирин, Жар-птицу, Серого волка, Змея-Горыныча, избушку Бабы-Яги. И все-таки видно, что эта старина стилизована под современность. Все страничные иллюстрации окружены орнаментальными рамками, как деревенские окна резными наличниками. Они не только декоративны, но и имеют содержание, продолжающее основную иллюстрацию.

В сказке «Василиса Прекрасная» иллюстрацию с Красным всадником (солнышко) окружают цветы, а Черного всадника (ночь) – мифические птицы с человеческими головами. Иллюстрацию с избушкой Бабы-Яги окружает рамка с поганками (а что еще может быть рядом с Бабой-Ягой?). Но самым главным для Билибина была атмосфера русской старины, эпоса, сказки. Из подлинных орнаментов, деталей он создавал полуреальный-полуфантастический мир. Орнамент был излюбленным мотивом древнерусских мастеров и главной особенностью тогдашнего искусства. Это вышивки скатертей, полотенец, раскрашенная деревянная и глиняная посуда, дома с резными наличниками и причелинами. В иллюстрациях Билибин использовал зарисовки крестьянских построек, утвари, одежды, выполненные в деревне Егны. Билибин проявил себя художником книги, он не ограничивался выполнением отдельных иллюстраций, а стремился к цельности. Почувствовав специфику книжной графики, он подчеркивает плоскость контурной линией и однотонной акварельной раскраской. Систематические занятия рисунком под руководством Ильи Репина и знакомство с журналом и обществом «Мир искусства» способствовали росту мастерства и общей культуры Билибина. Решающее значение для художника имела экспедиция по Вологодской и Архангельской губерниям по заданию этнографического отдела общества «Мир искусства». Билибин познакомился с народным искусством Севера, увидел воочию старинные церкви, избы, утварь в доме, старинные наряды, вышивки. Соприкосновение с первоисточником художественной национальной культуры заставило художника практически переоценить свои ранние произведения. Отныне он будет предельно точен в изображении архитектуры, костюма, быта. Из поездки по Северу Билибин привез много рисунков, фотографий, коллекцию образцов народного искусства. Документальное обоснование каждой подробности становится неизменным творческим принципом художника. Увлечение Билибина старинным русским искусством получило отражение в иллюстрациях к пушкинским сказкам, которые он создал после поездки по Северу в 1905–1908 гг. Работе над сказками предшествовало создание декораций и костюмов к операм Римского-Корсакова «Сказка о золотом петушке» и «Сказка о царе Салтане» А.С. Пушкина. Особого блеска и выдумки достигает Билибин в своих иллюстрациях к сказкам А.С. Пушкина.

Роскошные царские палаты сплошь покрыты узорами, росписью, украшениями. Здесь орнамент настолько обильно покрывает пол, потолок, стены, одежду царя и бояр, что все превращается в некое зыбкое видение, существующее в особом иллюзорном мире и готовое вот-вот исчезнуть. «Сказка о золотом петушке» наиболее удалась художнику. Билибин объединил сатирическое содержание сказки с русским лубком в единое целое. Прекрасные четыре иллюстрации и разворот полностью рассказывают нам содержание сказки. Вспомним лубок, в котором был целый рассказ в картинке. Огромный успех имели пушкинские сказки. Русский музей Александра III купил иллюстрации к «Сказке о царе Салтане», а весь иллюстрированный цикл «Сказки о золотом петушке» приобрела Третьяковская галерея.


www.raruss.ru

Comments