Дети картинка нарисованная: Нарисованные дети | Детские рисунки, Рисунки, Дети


13.04.2023 Facebook Twitter LinkedIn Google+ Разное


О чем может рассказать детский рисунок семьи

Консультация для родителей

О чём может рассказать детский рисунок семьи

Дети, особенно дошкольники, не могут описать своих ощущений, не могут рассказать свои мысли и объяснить своего психического состояния. Но давно подмечено, что внутренний мир ребёнка отражается в его творчестве, а именно в рисунках.

       «Рисунок семьи» — один из самых популярных тестов среди детских психологов. Это объясняется тем, что семья в жизни ребёнка играет огромное значение. Семья – это любимые люди, это социальное общение, это частичка большого мира. Этот тест используется с целью лучше понять ребёнка и увидеть его проблемы: узнать о его страхах, понять отношения с членами семьи, выяснить уровень психического и умственного развития.

       Чем лучше рисует ребёнок, тем более информативным будет рисунок и тем легче его понять. Поэтому проводить тестирование следует не раньше, чем малыш перейдёт от изображения «головоногов» к нормальному изображению людей – с головой отдельно от туловища. Уже что-то можно понять по рисунку трёхлетки, но идеальный возраст для теста «Рисунок семьи» — с 5 до 10 лет.

       Некоторые дети отказываются рисовать свою семью (что уже может насторожить). Тогда можно предложить нарисовать животных, при этом эта семья не обязательно должна состоять из животных одного вида. Понять такой рисунок будет сложнее, так как отдельные детали в этом случае имеют особое значение, которого родитель может просто не знать.

        Итак, приступаем к тесту. Дайте ребёнку один лист бумаги формата А4 и достаточное количество хорошо наточенных цветных карандашей (хорошо, если среди них будет и простой карандаш). Дайте задание и отойдите в сторону, чтобы не смущать юного художника. Когда рисунок будет готов, рассмотрите его вместе, расспросите о непонятных деталях. И отложите художество. К интерпретации приступайте в отсутствие ребёнка – чтобы не обидеть его, раскрыв какую-нибудь большую тайну.

Что это значит

       Основная гамма рисунка расскажет об общем психическом состоянии ребёнка. Малыш, отлично чувствующий себя и не испытывающий проблем, использует много ярких цветов. Тусклый рисунок говорит о том, что ребёнка что-то беспокоит.

Можно отдельно обратить внимание на цвета каждого члена семьи: человек в яркой одежде вызывает у ребёнка положительные эмоции, с раскрашенным чёрным карандашом членом семьи отношения напряжённые.

Интересно

      Самого любимого, близкого человека ребёнок нарисует тем же цветом, что и себя.

Пространство

        Важно то, как ребёнок воспользуется имевшимся пространством, как расположит рисунок на листе. Когда на бумаге остаётся мало пустого места, это означает, что ребёнок уверен в себе. Мелкие рисунки или концентрация изображений в одном углу говорит о заниженной самооценке, о концентрации на собственном мире и отторжении окружающего. Часто ребёнок замыкается в себе из-за плохих отношений с кем-то в семье.

Последовательность

         В каком порядке ребёнок рисует членов своей семьи, покажет наиболее важных для ребёнка людей. Обычно первым рисуется или сам ребёнок (как центр собственного мира), или самый авторитетный человек. Последним рисуется человек, по мнению ребёнка, имеющий наименьший вес в семье. Если этим последним оказывается фигура самого художника, это говорит о недостаточной уверенности в себе.

        Очень плохим признаком считается, когда первыми на рисунке оказываются неодушевлённые предметы, детали или даже категоричный отказ рисовать членов семьи. Такой ребёнок равнодушен к родным, или они очень неприятны ему.

Размер изображений

        На рисунке ребёнок одного роста с родителями или лишь немного ниже их – это нормально. Все дети мечтают стать взрослыми, это их желание отражается в творчестве. А вот когда собственные фигуры дети рисуют значительно меньше остальных, это часто является знаком невозможности проявить самостоятельность, индивидуальность. Поищите на рисунке особенно крупные фигуры людей и предметы. Они играют большую роль в жизни ребёнка. И далеко не всегда это значение имеет положительный оттенок.

Расположение членов семьи

         Рядом с фигуркой, изображающей ребёнка, находятся самые близкие ему люди. Идеальная ситуация – когда он находится между мамой и папой. Чем дальше от фигуры ребёнка находится фигура члена семьи, тем меньше эмоциональная значимость этого человека. Когда вся семья нарисована в одной комнате или люди находятся очень близко друг к другу, это описывает семейные отношения как очень крепкие. В такой семье есть взаимные любовь и понимание. О крепкой дружбе свидетельствуют протянутые друг к другу руки. Но если известно, что этой связи нет, то такое изображение означает стремление ребёнка к близости, желание чувствовать себя нужным и любимым.

        Ещё один знак неуверенности в себе – расположение своей фигуры ниже линии, на которой нарисованы другие родственники. Ребёнка, находящегося так далеко внизу, никто не замечает, а значит, его мнение никому неинтересно.

Состав семьи

        На рисунке может отсутствовать какой-нибудь из близких родственников. Этого человека ребёнок игнорирует, не желает видеть, не хочет даже думать о нём. Такое настроение может быть спровоцировано как недавней ссорой, так и затянувшимся конфликтом.

       Бывает, что родители не находят на рисунке самого ребёнка. Это самый тревожный знак, потому что отсутствие в своём мире самого себя означает ощущение абсолютной ненужности и полного отвержения.

       Появление на детском рисунке вымышленного персонажа может рассказать о том, в чём ребёнок испытывает острую нехватку – в общении, любви. Попытайтесь выяснить, что это за персонаж, какие чувства ребёнок испытывает к нему, какую роль он играет в семье.

Чем заняты персонажи

        Хорошо, когда на рисунке семья занята каким-то одним делом. Это говорит о сплочённости и хороших отношениях. Когда каждый занят чем-то своим, это или может свидетельствовать о разобщённости, или просто характеризует изображённых людей. Родители, рассмотрев такой рисунок, могут узнать что-нибудь интересное о себе и своих привычках.

Детали

         Особое внимание красоте и нарядности кого-либо из членов семьи выделяется самому любимому человеку, в том числе и себе. Это могут быть вырисованные детали одежды, яркие краски, необычные «праздничные» наряды. Но если рисунок слишком детализирован, это характеризует ребёнка как скрытного человека, скрывающего эмоции в себе. Закрытая дверь, замок символизирует секрет. Когда на рисунке подмечается такая деталь, это говорит о том, что в семье есть какая-то тайна, от которой ребёнка усиленно ограждают.

  

Подготовила педагог-психолог: Баскова Е.М.

Как понимать рисунки детей — Православный журнал «Фома»

Приблизительное время чтения: 15 мин.

100%

+

Код для вставки

Код скопирован

Родители с умилением смотрят, как малыш малюет на листе кисточкой, чиркает фломастером, выводит карандашом ручки-ножки-огуречик. Детские рисунки фотографируют, с гордостью вывешивают в блогах, а оригиналы складывают в папочку на долгую память. Между тем рисунок ребенка — это не только его первый шедевр. Это еще и возможная информация, маркер, указатель, по которому психиатры, психологи, педагоги могут сделать выводы о здоровье юного художника, о его психическом и эмоциональном состоянии, о благополучии его семьи. Как понимать рисунки детей? Несколько рекомендаций для родителей — в нашем материале.

Что почитать по теме и что иметь в виду?

Все написанное ниже — не домыслы и фантазии. Это обобщенное мнение современных детских психологов, основанное на многолетних исследованиях. Если вы хотите глубже вникнуть в тему, узнать подробности, которые не вместила эта статья, рекомендуем книги:

  • Алла Баркан «О чем говорят рисунки детей. Руководство для родителей и педагогов»;
  • Джозеф Дилео «Детский рисунок. Диагностика и интерпретация»;
  • Марина Озерова «О детском рисовании».

И еще — об этом мы будем упоминать здесь не раз: предлагаемые в статье интерпретации рисунка не окончательные диагнозы, а лишь предположения об эмоциональном состоянии ребенка. Рисуночные тесты не могут заменить собой другие формы диагностики, а используются только как дополнение, поскольку вероятность погрешностей довольно велика. Изображение все же вторично, а первичны слова ребенка, как он сам объясняет то, что изобразил. И не нужно делать выводы, основываясь на одном-единственном рисунке: перед обращением к психологу, неврологу, психиатру понаблюдайте за ребенком в динамике, наберите статистику!

С какого возраста рисунки можно оценивать?

Принято считать, что до пяти лет детские рисунки малоинформативны. Малыш пока учится удерживать в пальцах карандаш и кисточку, экспериментирует с нажимом, учится координировать движения, знакомится с цветами. Если мы в этот период просто обеспечим ребенка всем необходимым — чем рисовать, на чем рисовать, временем, доброжелательной атмосферой, — этого будет достаточно. Разве что можно почаще подбадривать и хвалить юного творца и изредка подсказывать: «Смотри, а можно еще и так…» Напомним: речь идет о ребенке до пяти лет. Конечно, в каждом конкретном случае это может быть и чуть меньше пяти, и чуть больше.

Но вот примерно с пяти лет рисунки детей можно уже рассматривать предметно и целенаправленно. И больше не надо подсказывать, что рисовать.

Какой рисунок расскажет о ребенке больше?

Повторим и запомним: по одному рисунку никаких «диагнозов» не ставят. Вчера дочь рисовала усталая и сонная, сегодня взялась за карандаши после просмотра веселых мультиков, завтра у нее во время рисования побаливал живот — в каждый момент времени один и тот же цветочек получится разным, в зависимости от состояния. А вот собрав пять-шесть образцов, мы уже сможем определить какую-то тенденцию.

Допустим, наше чадо в данный момент пребывает в благодушном настроении, время подходящее, и мы предлагаем ему изобразить… что? Обычно психологи просят детей нарисовать человека, дом, дерево и свою семью.

Больше всего информации для психологического тестирования содержат рисунки с изображением людей — себя, своей семьи, различных жанровых сценок с другими людьми… Хорошо, если ребенок сам, по своей инициативе рисует человечков и животных. Если нет, если он предпочитает абстрактные орнаменты или неодушевленные предметы, это может свидетельствовать о сложностях в социализации, общении, выстраивании отношений. В крайних случаях полное отсутствие живых существ на рисунках — признак неврологических нарушений, возможно, даже аутизма.

Опять же, оговоримся, если сын рисует сплошь танки, самолеты, машинки без человечков, это не значит, что сразу нужно впадать в панику: «Аутист! Невроз!..» Может быть, он просто сейчас в этой теме, и самолетик для него не менее живой, чем летчик. Но за тенденцией мы следим…

Можно дать ребенку простое задание: «Нарисуй человека, похожего на тебя!», «Нарисуй нашу семью!», «Нарисуй садик!», «Нарисуй то, что мы сегодня делали, куда ходили, что ты видел!. .» Только, если мы хотим объективности в оценках, не надо конкретизировать: «Нарисуй маму, папу, брата Толика, тетю Зину и бабушку Клаву! А дядю Петю не рисуй — он злой!» И не подсказываем: «А что ж ты уши не нарисовал? И вот здесь на руках не три пальца нужно, а пять! А дереву еще веточек добавь!» Пусть отобразит то, что считает нужным. Не изображенное на рисунке — это тоже важная для нас информация.

Если мы хотим протестировать рисунок, тогда в качестве инструмента лучше дать юному живописцу не краски, а карандаши. Так можно будет оценить силу нажима, она тоже маркер, дополнительная характеристика.

Если ребенок нарисует ситуацию — себя в гостях, визит к доктору, прогулку, школу или садик, — надо попросить его прокомментировать свое произведение. Можно поинтересоваться, где он изобразил себя, что происходит на рисунке, что делает он сам и другие люди на картине, какое у него-нарисованного настроение — веселое или грустное и почему… Таким образом для самого ребенка рисунок станет подспорьем не только в описании ситуации, но и в формулировке своего состояния, называния эмоций. Это полезное упражнение.

О чем расскажет рисунок семьи?

Сын или дочка нарисовали свою семью. На что имеет смысл обратить внимание нам, родителям, в первую очередь?

  • Все члены семьи изображены или кого-то «забыли»?
  • Кого ребенок нарисовал первым?
  • Кто оказался выше и крупнее всех?
  • Кто — в центре, а кто — сбоку?

Понятно, что все эти признаки указывают на иерархию в семье с точки зрения ребенка. Если папа — высокий «по жизни» — это одно. Если же его рост сопоставим с маминым, а на рисунке папа занял пол-листа, у него гигантская голова и неестественно богатырская комплекция — это другое! Значит, для ребенка папа в семье не просто главный, а более значимый, чем все остальные.

Если мама изображена в центре рисунка, яркая, красивая, хорошо прорисованная, а остальные члены семьи дорисованы не до конца, фигуры их мельче и деталей в них меньше, значит мама для ребенка — «пуп земли», самая-самая важная и любимая, а остальные домочадцы остаются пока «в тени».

«В центре вселенной» на рисунке может оказаться и сам художник. Значит, по его мироощущению, все должно крутиться вокруг него, он — главный и самый значимый. Это нормально для ребенка. А вот младшую сестренку художник вдруг почему-то не нарисовал. Или наоборот, изобразил гигантом, нависающим над другими фигурами. Что за этим кроется? Может быть, просто забыл — бывает. А возможно, так проявляется ревность к сестре — она появилась в семье, и все внимание мамы с папой переключилось на нее. Или это, наоборот, гипертрофированное чувство ответственности старшего за младшую — ребенку кажется, что за младшего братика или сестричку отвечает теперь он, старший, и ему очень страшно не справиться с тяжелой ношей. Все очень индивидуально. Нам важно отметить эту деталь в рисунке, а уже потом оценить в зависимости от конкретной ситуации в конкретной семье. Понятно, что никаких замечаний, а тем более упреков, самому рисовавшему мы не делаем. Просто спрашиваем. Интерпретация автора важнее изображения.

Рассматриваем рисунок дальше

Как члены семьи расположены друг относительно друга? Они взаимодействуют, стоят рядом, держатся за руки? Если так — хорошо: семья в сборе, ребенок эмоционально связан с каждым. Домочадцы отвернулись друг от друга, разобщены, каждый сам по себе? Ребенок изобразил, как близкие ругаются, или «разбежались» по разным углам листа? Тогда есть повод задуматься над «погодой в доме», которая, как мы помним, важней всего. Например, если члены семьи заштрихованы или разбросаны по разным краям листа это может говорить о тревожности ребенка. Стоит расспросить художника, что он нарисовал и почему именно так.

Бывают случаи, когда на просьбу изобразить семью ребенок ограничивается изображением кого-то одного — только мамы, только бабушки… Значит, этот человек в сознании ребенка в данный момент заслонил собой всех других членов семьи. Может быть, ребенок скучает по нему. Или это единственный человек, которого ребенок считает своей семьей, кому доверяет.

Крайний случай — людей на рисунке нет вообще. Есть, например, один домик. О чем это может говорить? Похоже, что родные маленького живописца не понимают. Они — где-то там, «в домике», а он — снаружи на домик смотрит. Обстановка в семье кажется ребенку напряженной, враждебной, ему в домик заходить не очень хочется. Или наоборот, очень хочется — малыш мечтает о границах семьи, о ее безопасности, — а почему-то не получается…

Нарисованный дом, кстати, тоже может быть разным и содержать в себе много информации. Скажем, количество окон в доме часто соответствует количеству членов семьи. А если окон нет вообще, и дверей тоже нет, вероятно, в данный момент у автора есть желание уединиться, потребность в закрытии своих границ. Он сейчас не очень хочет общаться, не хочет на что-то смотреть…

О чем расскажет автопортрет?

Очень интересно проследить, как ребенок воспринимает самого себя и изображает то, каким бы хотел быть. Попросим его нарисовать свой портрет.

Внимание! Ко всем дальнейшим характеристикам мы добавляем слова «возможно», «в некоторых случаях», «как вариант», и так далее. То есть везде — «не всё так однозначно…». И опять — обязательно просим ребенка объяснить нарисованное.

Итак, какова поза изображенной фигуры? Например, наклоненная фигура в некоторых случаях является признаком психологической неуравновешенности и нестабильности.

Если ребенок изобразил себя как на египетской фреске — тело развернуто «на зрителя», а голова повернута в профиль — возможно, он испытывает напряженность в отношениях с другими детьми. «Возможно», но не обязательно: может быть, он просто научился изображать профиль и гордо демонстрирует свои достижения в этом.

Тело, повернутое на три четверти, демонстрирует творческую направленность ребенка.

Если фигура нарисована в движении или в момент выполнения какой-то работы, вероятно, рисовал ее ребенок активный, энергичный.

Художник изобразил себя сидячим или лежачим, руки безвольно опущены — возможный признак пассивности, вялости.

Если впереди себя малыш изобразил какой-то предмет — стол, табурет, большую игрушку, — это может говорить о сложностях в общении, проблемах социализации, негативизме, желании оградиться от других.

Обратите внимание: нарисовал ребенок себя «просто так» или в какой-то роли? Например, «Я — принцесса!» «Я — спортсмен!» «Я — артист!»… Если художник выбрал себе персонажа, он явно нуждается во внимании, восхищении, похвале, он — чувствительный и любит произвести впечатление.

У психологов есть даже интерпретации конкретных ролей.

Клоун, шут — заниженная самооценка. Возможно, этот ребенок сознательно нарушает нормы и правила, чтобы его заметили.

Царь — царица, принц — принцесса — высокий уровень притязаний.

Солдат, военный, генерал — демонстрация силы, способности защищать, показать, что он взрослый и сильный.

Любой «плохой» персонаж — Карабас-Барабас, Бармалей, жулик, Кощей, пьяница, Баба Яга — асоциальность, негативное самопредъявление, антисоциальность. Сюда же, как ни удивительно, относятся роли «я — полицейский», «я — омоновец». Впрочем, иногда полицейский — это просто полицейский. Особенно если ребенок рисует по горячим следам: видел полицейского, слушал рассказы о нем… Мы помним, что рисунок вторичен, а первичны комменарии ребенка.

  • «Я — старичок», «я — бабушка» — депрессия, плохое настроение.
  • «Я — богач», «я — нищий» — недовольство своим материальным положением.
  • «Я — робот», «я — инопланетянин» — одиночество, замкнутость, закрытость, интровертность.

Вновь обратимся к автопортрету и рассмотрим подробно главную его часть — голову.

С головы дети, как правило, начинают рисовать человека и прорисовывают ее наиболее подробно. Это норма: голова — вместилище собственого «я», своих мыслей, убеждений. Шляпа, очки, усы и борода, прически и украшения на голове — это хорошо, но слишком сильная зацикленность ребенка на прорисовывании разных деталей головы, по мнению психологов, демонстрирует ослабление умственных способностей или самоконтроля. Но вот небрежно нарисованная голова без всяких деталей может свидетельствовать о плохой социальной адаптации ребенка.

Соотношение головы и туловища — демонстрация соотношения духовного и физического начала в авторе рисунка.

Слишком большая голова — берем на заметку, может быть, ребенок страдает головным болями? У него была травма, и он подсознательно пытается указать нам на место дискомфорта? Часто при большой голове рисуется треугольная шея. Это признак проблем в шейном отделе и плохого снабжения головы кровью. Иногда непропорциональную голову рисуют дети, отстающие в психическом или умственном развитии.

Маленькая голова на большом мускулистом теле — показатель агрессивности.

Если девочка «залипает» на вырисовывании локонов, кудрей, пышных и вычурных причесок, это свидетельствует о начале ее сексуального созревания.

Черты лица, прорисованные слабо и нечетко, могут говорить о робости, сложностях в общении, проблемах с социализацией.

Лица вообще не видно, оно не прорисовано, человек изображен со спины, в профиль — вероятный показатель негативизма.

Наоборот, черты лица подчеркнуты, слишком сильно прорисованы, нарочиты — ребенок пытается выглядеть успешным, общительным, примерным, возможно, компенсируя тем самым реальное не самое радужное свое состояние.

Выражение лица имеет значение. Какое оно?

Грустное. Возможно, ваш ребенок чувствует одиночество, он устал, ослаблен. Не исключена депрессия.

Растерянное. Это свидетельство неуверенности, ощущения бессилия, тревоги, невротического состояния.

Отстраненное. Малыш, желая защититься от не слишком дружелюбного мира, погружается в свой мир, мир фантазий. Возможно, он интроверт.

Мрачное. Может быть, у ребенка депрессия, болезненно-пониженное настроение. Он не может приспособиться к реальности, которая слишком часто и резко меняется. Понаблюдайте за ним — он излишне раздражителен, часто злится, слишком педантичен, зацикливается на чем-то… Или просто очень не хочет рисовать.

Злое, неприятное, отталкивающее. Это признак негативизма, агрессивности, импульсивности. Иногда даже психопатии. Если рисовал подросток — подростковый кризис. Или, опять же, отрицательное отношение к самому процессу рисования.

Тревожным знаком считают лицо, которое вообще ничего не выражает, обезличенное.

Лоб на нарисованном лице символизирует самоконтроль, область социальных контактов. Если лба нет, ребенок сознательно игнорирует интеллектуальную сферу.

Глаза дети, как правило, рисуют со зрачками и смотрят они прямо на зрителя. Если зрачков нет, можно предполагать проблемы в общении, внутренние страхи, фобии и даже признаки аутизма у рисовавшего.

Широко открытые глаза рисуют дети любознательные, а маленькие глазки — скрытные, поглощенные собственными переживаниями. Закрытые глаза — художник хочет отгородиться от внешнего мира, ограничить контакты с окружающими.

Взгляд прямой, но пронизывающий, не дружелюбный — агрессия, склонность к демонстративному вызывающему поведению.

Брови. Ребенок, который обращает внимание на свою внешность, нарисует брови аккуратные и ровные. Строптивый, грубый, резкий изобразит густые брови. Высокомерный высоко поднимет брови своему нарисованному герою.

Если носа на лице нет, это может свидетельствовать о некоторой интеллектуальной незрелости. Если нос, наоборот, слишком большой, а художнику уже больше семи лет, возможно, ребенок недоволен своей внешностью.

На автопортрете оскаленные зубы или, наоборот, маленькие поджатые губы — автор рисунка настроен к миру агрессивно и враждебно. Юный художник очень тщательно вырисовывает зубы или открывает своему нарисованному герою рот — это признак речевой активности.

Если девочка замалевывает себе красным карандашом на рисунке губы — это хорошо: губы — символ сексуальной сферы, ребенок верно идентифицирует себя по половому признаку. Хотя все может быть проще: у нее очень яркий красный карандаш, цвет которого ей нравится.

Подбородок — символ упорства, воли, властности. Выделение подбородка на рисунке, корректирование этой части лица, перерисовывание ее — либо попытка справиться со своей нерешительностью, либо открытое стремление к превосходству над окружающими, либо развитая волевая сфера.

Шея — связь физического начала, тела, с интеллектуальным центром, головой. Сильный акцент на шее — свидетельство неуверенности в себе. Длинная шея — чрезмерный самоконтроль, скованность, зажатость. Короткая шея — прямолинейность. Вообще нет шеи — признак незрелости. Вообще необычная шея на рисунке может свидетельствовать об особенностях кровоснабжения головы, о травмах шеи или головы и так далее.

Кратко — о теле нарисованного человечка.

Обратим внимание на, кажется, несущественные мелочи: как человечек «собран». Руки и ноги присоединены к туловищу? Хорошо. Нет? Человечек «рассыпается»? Тревожно. Сигнал о возможной личностной дезорганизации или психических нарушениях у автора рисунка.

Ребенок изобразил себя с длинными и большими руками — он уверен, что физически развит, силен и ловок. А вот если чувствует свою слабость, руки на рисунке будут маленькими. Если руки спрятаны за спину или в карманы — автор рисунка не уверен в себе. Об агрессии свидетельствуют руки, поднятые вверх, о желании действовать — широко раскинутые руки.

Ноги — символ опоры в реальной жизни. Длинные ноги на рисунке — ребенок мечтает о независимости. Ноги широко расставлены — художник в себе уверен.

О мужественности говорит квадратное или угловатое туловище, нарисованное мальчиком. Туловище маленькое, непропорциональное — ребенок чувствует себя униженным.

Что означают цвета на рисунке?

Цветов на рисунке может быть много, но какие-то карандаши юный живописец выбирал особенно часто — мы это сразу заметим. Определим, какого оттенка больше всего, и узнаем, как интерпретируют цвета на детских рисунках психологи.

Много голубого, розового, лилового и других пастельных оттенков. Автор — гармоничная свободная личность. Очень любит обнимашки, поглаживания, поцелуи, любые приятные тактильные ощущения.

Много красного. Автор открыт, активен, непоседлив, возбудим, бывает непослушным от переизбытка энергии. Такие дети вырастают успешными, пробивными, многого добиваются в жизни.

Много синего. Автор уравновешен, спокоен, нетороплив.

Много зеленого (говорим о случаях, когда на рисунке изображены люди, а не лес или луг, где зеленый цвет необходим). Автор упрям и настойчив. При этом оттенки имеют значение: светло-зеленый преобладает — ребенку необходима защита. Темно-зеленый — ребенку не хватает любви и внимания, он замкнут, его нужно поддержать, похвалить…

Много желтого. Автор — фантазер, у него отличное воображение, любит мечтать и играть в одиночестве. Для игры достаточно палочек, камешков, песка и воды.

Много оранжевого. Оранжевый — цвет жизнерадостных людей. Автор фонтанирует энергией, перевозбужден, ищем достойный, интересный и безопасный канал для выхода этой неуемной энергии.

Много фиолетового. Автор — чувствительная, творческая, ранимая натура с богатым внутренним миром. Таким детямнеобходима не просто поддержка, а восхищение их творчеством, поощрение всего, что они делают.

А вот дальше — цвета, которые должны заставить нас насторожиться и обеспокоиться.

Много коричневого. Возможно, автор болезненно переживает семейные неурядицы. Возможно, у него проблемы со здоровьем или слишком много отрицательных эмоций в последнее время.

Много серого. Если автор упорно выбирает простой карандаш, ему не хватает положительных эмоций. Он замкнут, отторгает мир вокруг себя, ощущает себя бедным и несчастным.

Много черного. Автор чувствует угрозу, пережил стресс или даже психологическую травму.

Много темно-красного, бордового. Автор в тревожном состоянии, возможно, у него депрессия.

Если названные цвета преобладают в рисунках, причем на протяжении долгого времени, это достаточный повод, чтобы обратиться к психологу для уточнения состояния ребенка.

Сильный нажим и слабый нажим — что за признак?

Выше мы говорили, почему для тестирования по рисунку стоит предпочесть краскам карандаши. Нажим — это тоже характеристика.

Очень слабый нажим, нечеткие линии, постоянное обращение к ластику: нарисовал — стер — перерисовал, могут свидетельствовать о неврологических нарушениях, робости, пассивности, неуверенности, тревожности. А могут указывать на патологию зрения или опорно-двигательного аппарата, недостаточное развитие мелкой моторики. Заметили такое за ребенком — можно подумать об обращении к педиатру и неврологу.

С другой стороны, если художник в процессе создания произведения так сильно давит на карандаш, что ломает грифель и продырявливает лист, это признак переполняющих его эмоций, гиперактивности.

* * *

О том, как понимать рисунки детей, написаны тома. Имеют значение и положение, и размер рисунка, и его структура, и общее впечатление… Арт-терапевты, социальные работники, психологи, нейропсихологи, психиатры, педагоги, воспитатели — специалисты многих направлений, знающие специфические нюансы, о которых родители не догадываются, могут помочь мамам и папам верно интерпретировать детские рисунки. Главное — не спешим делать выводы, ставить диагнозы и паниковать. Детей любим, о детях заботимся, к детям проявляем внимание… Ну, и в блоги не забываем очередных нарисованных чадом человечков запостить!

30,000+ Дети рисуют картинки | Скачать бесплатные картинки на Unsplash

Более 30 000 детей рисуют картинки | Скачать бесплатные изображения на Unsplash
  • A Photophotos 10k
  • Степка фотосколков 10K
  • Группа людей 0

Person

Painting

Женский

Finger

USPLASH Logo

UNSPLASH+

в Collsab с Getty Images

с Collty

с Getty Images

в Collsab с Getty Image

с Getty Images

с nOsplash+

в Collty

с Getty Images

в Collty

с Collty

.

Unsplash+

Разблокировать

close-upclassroomhappiness

Фил Херинг

синие изделия ручной росписи и ремесла

–––– –––– –––– – –––– – –––– –– – –– –––– – – –– ––– –– –––– – –.

Senjuti Kundu

Happy images & picturesHd kids wallpapersGirls photos & images

Andrey Shpigunov

russiastakhanovskaya street18

Sigmund

tablesainte-émélie-de-l’énergieqc

Rod Long

Hd white wallpapersHeart imagesserve

Unsplash logo

Без брызг+

In collaboration with Getty Images

Unsplash+

Unlock

lifestylesa helping handliving room

Sigmund

educationarts and craftscrafts

Bárbara Fróes

paintingpainterart studio

Tanaphong Toochinda

childplayfulenjoy

pure julia

paintswatercolourswatercolor palette

Alice Dietrich

рукиHD арт обоиДизайн обои

Unsplash logo

Unsplash+

In collaboration with Getty Images

Unsplash+

Unlock

fatherFamily images & photosfamily life

Gautam Arora

preschoolpre-schoolnursery

Mick Haupt

drawingHq background imagescolorful

Markus Spiske

deutschlanderlangenplaything

Tyler Lagalo

latin americateaching4northproject

Markus Spiske

Текстуры фоныHd абстрактные фоткиРадуга фото

Unsplash logo

Unsplash+

In collaboration with Getty Images

Unsplash+

Unlock

toddlerPeople images & picturespainting fingernails

Steve Johnson

Hd art wallpapersmodern artcanvas

close-upclassroomhappiness

Happy images & picturesHd kids wallpapersGirls photos & изображения

Hd белый фоткиСердце фотообслуживание

образованиеискусства и ремесла

ребенокигривыйнаслаждайтесь

рукиHd художественные обоиHd дизайн обои

отецСемейные изображения и фотографиисемейная жизнь

рисунокHq фоновые изображениякрасочные

deutschlanderlangenигрушка

Текстурные фоныHd абстрактные обоиРадужные изображения и картинки

– ––– – – –––– –– – –– –––– – – –– ––– –– –––– – –.

синий ручная росписьискусства и ремесла

россиястахановская улица18

столысенте-эмели-де-л’энержиек

lifestylesa helping handliving room

paintingpainterart studio

paintswatercolourswatercolor palette

preschoolpre-schoolnursery

latin americateaching4northproject

toddlerPeople images & picturespainting fingernails

Related collections

children painting

2 photos · Curated by ginalin

Children рисунок и живопись

4 фотографии · Куратор Анжела Стефания Шавуи

TEXTURE

796 photos · Curated by wakeupshaun

Hd art wallpapersmodern artcanvas

close-upclassroomhappiness

russiastakhanovskaya street18

educationarts and craftscrafts

handsHd art wallpapersHd design wallpapers

preschoolpre-schoolnursery

deutschlanderlangenplaything

toddlerPeople images & картиныраскрашивание ногтей

синяя ручная росписьискусства и ремесла

tablesainte-émélie-de-l’énergieqc

Hd white wallpapersHeart imagesserve

paintingpainterart studio

paintswatercolourswatercolor palette

latin americateaching4northproject

Hd art wallpapersmodern artcanvas

–––– –––– –––– – – ––– – –––– –– – –– –––– – – –– ––– –– –––– – –.

Happy images & imagesHd kids wallpapersДевушки фото и картинки

lifestylesa помощь в обращении гостиная

childplayfulenjoy

Изображения и фотосессии Life

Связанные коллекции

Дети.

drawingHq background imagescolorful

Texture backgroundsHd abstract wallpapersRainbow images & images

Просматривайте премиум-изображения на iStock | Скидка 20% на iStock

Логотип Unsplash

Сделайте что-нибудь потрясающее

Дети рисуют — Etsy.de

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.

Найдите что-нибудь памятное, присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.

( 1000+ релевантных результатов, с рекламой Продавцы, желающие расширить свой бизнес и привлечь больше заинтересованных покупателей, могут использовать рекламную платформу Etsy для продвижения своих товаров.

Comments