Чем грунтовать холст: Грунт для холста и картона в Передвижнике


31.03.2023 Facebook Twitter LinkedIn Google+ Разное


Грунт для холста и картона в Передвижнике

Грунтуют холст для того, чтобы масло не впитывалось в ткань, краски не жухли и не проникали через поры на обратную сторону картины. Грунт — это связующее звено между холстом и красками. Писать на не загрунтованном холсте нельзя.
Грунтовый холст не должен расклеиваться, если провести с обратной стороны ногтем. Грунт должен быть ровным, белым, сохраняющим фактуру переплетений нитей, закрывающим все поры между ними.

Для масляной живописи существует 4 вида грунтов:
1. Клеевой,
2. Эмульсионный,
3. Полумасленный,
4. Масленый.

Клеевой грунт состоит из одной части сухого клея, 4 части белил или мела и 15 частей воды, также добавляют несколько капель касторового масла, являющимся пластификатором. Для приготовления клея его предварительно надо замочить, а затем варить на водяной бане при температуре 65-70°. Белила или мел следует предварительно размочить в воде, это необходимо для предотвращения их комкования при введении их в клей.

Наносить грунт надо теплым.
Следует помнить, что замена цинковых белил мелом усиливает свойственную эмульсионному грунту способность впитывать масло из красочных пигментов, что значительно понижает прочность наносимых красок, при этом потеря красками связующего — масла делает живопись матовой.

Эмульсионный грунт для холста. Для современной станковой живописи используются главным образом холсты, покрытые эмульсионным грунтом, так как он является самым практичным.
Грунт представляет собой клеемасляную эмульсию, в которой наполнителем служат цинковые белила. Пластификаторами грунта являются глицерин или касторовое масло. Антисептиком, предотвращающим образование плесени на грунте, служит пентохлорфенолят натрия. Его вводят в последнюю очередь. Для ускорения получения высокодисперсной клеемасляной эмульсий, применяют эмульгатор — ОП-7. Клей готовят так же, как и при клеевом грунте. Одновременно в небольшом количестве воды замачивают цинковые белила.

В подготовленный клей, разбавленный теплой водой до нормы, вводят высокосортную льняную олифу (согласно рецептуре). При вливании олифы клеевую воду интенсивно размешивают. Олифу вливают небольшими порциями, так как, размешивая клей ручной мешалкой, довольно трудно получить качественную эмульсию, но при наличии эмульгатора ОП-7 можно получить эмульсию более высокого качества.

Состав эмульсионного грунта (м. ч.):
Клей сухой -1
Масло льняное — 1
Белила сухие или мел — 4
Фенол (антисептик) — 0,02
Вода — 15
Несколько капель пластификатора.

Состав фабричного грунта (в килограммах):


Желатин технический -1
Белила цинковые — 3,5
Мел — 2
Фенол (антисептик) — 0,02
Вода — 10

Масляный грунт представляет собой масленые белила. Ими покрывают проклеенный холст.

Грунты тонированные. Цвет грунта влияет на колористический эффект картины. Грунт тонированный имеет решающее значение для оптического смешения красок. Чтобы получить тонированный грунт, в него вводят соответствующий пигмент или же белый грунт тонируют масляной краской, разведенной пиненом. Прозрачные краски, положенные на цветной или тонированный грунт, придают живописи глубину, выразительность и насыщенность тона. При применении лаков можно достичь некоторой прозрачности и кроющих красок, но с очень ограниченными цветовыми диапазонами.

В практике живописи художники обычно пользуются белым, светло-серым, красным, коричневым, темно-коричневым и другими цветными или тонированными грунтами. Белый грунт почти полностью отражает свет и увеличивает интенсивность красок. Темные грунты придают краскам глубину при нанесении пастозного слоя, например, белил.
Часто цветные и тонированные грунты в некоторых местах оставляют совсем незаписанными или слегка покрывают прозрачными или полупрозрачными красками. Рембрандт предпочитал грунт черный с сероватым оттенком; Рубенс — красно-коричневый и умбристый; Левицкий — нейтральный зеленый; Боровиковский пользовался нейтральным серым грунтом; Брюллов применял светло-коричневый; Александр Иванов тонировал грунт светлой охрой; Репин писал на белых грунтах. Для получения тонированного грунта в него вводится какой-либо из пигментов, например: окись хрома, охра светлая, охра красная и др.

ГРУНТ ДЛЯ КАРТОНА

Эмульсионный грунт для картона. Предварительно картон проклеивается с двух сторон техническим желатином или качественным столярным клеем. Проклейка картона производится 4-5 — процентным раствором теплого клея. Перед нанесением клея картон закрепляют гвоздиками на фанере или подрамнике. Клей наносят широким флейцем или сапожной щеткой ровным слоем (без следов флейца или щетки). Когда на одной стороне картона клей высохнет, проклеивают вторую сторону и после полного просыхания клея приступают к нанесению эмульсионного грунта.
Для того чтобы приготовить грунт необходимо предварительно в небольшом количестве воды замочить цинковые белила или мел и пигмент, если необходим тонированный грунт, с тем чтобы цинковые белила или мел (как и пигмент) пропитались водой и не комковались в приготовленной эмульсии. Заранее приготовленный клей растворяют в общем, количестве воды, а затем очень небольшими порциями в этот раствор вливают олифу, тщательно перемешивая клеевую воду. В полученную эмульсию добавляют замоченные белила или мел, также тщательно размешивая жидкость. Приготовленный состав подогревают и перемешивают для равномерного смачивания белил или мела клеем и обволакивания маслом.

Эмульсионный грунт наносится на картон в 2-3 слоя каждый раз после полного просыхания предыдущего слоя. Картон просушивается в подвешенном виде, так как в вертикальном положении происходит более равномерное просыхание грунта. Для предотвращения пожухания красок рекомендуется грунтованный картон протирать тампоном, пропитанным смесью живописного масла и лака, взятых в соотношении 2:1, или уплотненным маслом № 1 или № 2.

Натяжка проклеивание и грунтовка холста в Передвижнике

НАТЯГИВАНИЕ ЧИСТОГО ХОЛСТА

Начинающим рекомендуется холст средней толщины ткани. На грубом холсте будет трудно прорабатывать форму в небольших этюдах. А гладкие ткани, особенно миткалевые, совершенно не годятся, так как на них и красочный слой приобретает гладкую клеенчатую поверхность. Кроме того, эти ткани очень непрочны, их быстро разъедает льняное масло, содержащееся в красках.

Натягивают холст так, чтобы он был упругим, не проваливался под кистью и нигде не морщинился. Вначале прибивают временными гвоздями по углам подрамника. Затем натягивают и закрепляют холст по середине коротких сторон, а потом длинных. После чего попеременно натягивают и закрепляют полотно от середины сторон к их углам. Пока полностью не натянут холст, гвозди до конца не забивают. Постоянно следят, чтобы волокна холста оставались параллельными сторонам подрамника. При окончательном укреплении холста из углов подрамника вынимают временные гвозди.


При прибивании холста расстояние между гвоздями должно быть 3-4 см для малых и средних подрамников. Во избежание трещин на подрамнике от гвоздей их забивают в шахматном порядке. Прибивают холст коническими гвоздями «ТЭКС», применяемыми при обивке мягкой мебели.

Хорошо натянутый холст проклеивают, цель проклейки — закрыть поры между нитями и создать переходный слой между тканью и грунтом, некоторые виды которого содержат масло.

НАТЯГИВАНИЕ ЗАГРУНТОВАННОГО ХОЛСТА.

При натягивании холста с готовым грунтом ни в коем случае нельзя его смачивать, так как смоченный грунт, высохнув, покроется микротрещинами, и будет поглощать связующее красок, что вызовет не только жухлость красок, но и сделает их менее прочными.

ПРОКЛЕИВАНИЕ ХОЛСТА

После того, как холст был хорошо натянут, его следует проклеить. Цель проклейки:

изолировать холст (картон, бумагу, доску) от масляной краски, так как клеевая пленка не растворяется в масле и растворителях. На непроклееной основе масло из краски проникает в целлюлозу, свободные жирные кислоты, содержащиеся в масле, частично разрушают ее. От этого целлюлоза становится хрупкой и при механических воздействиях легко ломается.

если ткань имеет редкое переплетение, то клеевая пленка дополнительно закрывает отверстия между нитями. Это достигается нанесением нескольких проклеек 2-4.

При приклеивании холста ставится задача не промочить (пропитать) его насквозь, а нанести защитную пленку на лицевую сторону. Поэтому используют 5% раствор клея, который при комнатной температуре (20-22) имеет консистенцию холодца, при такой вязкости он незначительно впитается в нити, но достаточно для прочного сцепления с ними.

Остывший, студенистый клей наносят широкой кистью, щеткой или столовым ножом со скругленным концом. Излишки клея сразу снимают с холста ребром ножа или мастихином. При этом следят, чтобы клей не проникал сквозь поры на обратную сторону холста, то есть держать нож нужно более вертикально. Толстые слои проклейки склонны к растрескиванию. После первой проклейки надо дать холсту хорошо просохнуть при комнатной температуре. Ни в коем случае нельзя ускорять просушку нагревом у батареи или на солнце. Располагаться холст может как горизонтально, так и вертикально, главное чтобы воздух поступал равномерно с обеих сторон.

Стоит подчеркнуть, что клей должен содержать пластификатор. Но в некоторых случаях первую проклейку (при очень грубом переплетении нитей со множеством узелков) можно делать вообще без пластификатора — проклеенные узелки становятся более твердыми и легче удаляются.

После первой и второй проклейки высохший холст нужно обработать наждачной бумагой. Шлифовать надо легко, чтобы только убрать волокна, которые выступают «ершом» после проклейки, особенно сильно выступающие узелки можно срезать ножом. Вторую и третью проклейку делают жидким, но не теплыми клеем (20-25 градусов, чтобы не растворять первый слой) и обязательно с пластификатором (не менее 30% глицерина или мед от веса сухого клея). Если все поры холста закрылись (это определяется после первой грунтовки отсутствием белых точек на оборотной стороне холста), то можно считать проклейку удачной. Если все-таки белые точки появились, то для данного типа холста в следующий раз делают еще одну дополнительную проклейку. Это во многом зависит и от качества клея. Лучшие клеи желатиновый (пищевой, технический, фотожелатин) или казеиновый; допустим и столярный клеи, но только лучших мездровых сортов (выпускается в виде полупрозрачных желтовато-коричневых плиток или в гранулах).

ГРУНТОВКА ХОЛСТА

Высохший после проклеек холст нужно загрунтовать. Грунтуют холст для того, чтобы создать связующее звено между холстом и красками.

Стоит заметить, что можно писать на проклеенной, но не на загрунтованной основе. Правда со временем, когда краска твердеет (а она твердеть продолжает постоянно — годами), у нее постепенно снижается адгезия (прилипание) к основе, и естественно повышается опасность осыпания красок при сильных изгибах основы. Если не изгибать, не подвергать резким изменениям влажности и хранить в нормальных комнатных условиях, то срок хранения произведений не ограничен. Чем меньше колеблются размеры основы, тем лучше. Так многие художники писали этюды и эскизы к картинам масляными красками на негрунтованной, а только по проклеенной желатином бумаге. В дальнейшем этим работам не придавали никакого значения, периодически уничтожали, как отработанный материал при наведении порядка в мастерской.

Наносить грунт надо флейцем или щеткой или тем же ножом. Ни в коем случае нельзя проводить кистью несколько раз, по одному и тому же месту, иначе грунт отлипнет местами и не даст ровного покрытия. После высыхания первого слоя грунта наносят второй, а если необходимо, и третий, но, следя за тем, чтобы не забивалась фактура холста. Или наносят четвертый, пятый, энные слои, чтобы наоборот смягчить фактуру холста или свести ее почти на нет, если этого требует художественный замысел будущей картины. Для равномерного грунтования лучше наносить больше тонких слоев жидким грунтом, чем один-два толстым, густым.

Грунтовый холст не должен растрескиваться, если провести с обратной стороны ногтем. Грунт должен быть ровным, сохраняющим фактуру переплетений нитей, закрывающим все поры между ними.

ГАШЕНИЕ ГРУНТА

Если грунт еще сильно впитывает (особенно, меловой и полумеловой грунты), холст «гасится» смесью из 1 части скипидара и 1 части льняного масло или 1 части смолистого масла (даммарнова смола в соотношении 1 : 3 разводиться в терпентине). Грунт после этого уже не будет сильно поглощать краску, так что на нем легко будет писать и краска лучше «сядет» на грунт. Если к этой смеси добавить чуть больше льняного масла или смолистого масла и примешать пигмент или краску из тубы, пока не получиться светлая, прозрачная масляная цветная смесь, то этот слой называют имприматурой.

Гашение обладает свойством стабилизировать загрунтованный холст, при этом он, тем не менее, остается эластичным.

Как загрунтовать холст акрилом или маслом

К

Марион Бодди-Эванс

Марион Бодди-Эванс

Марион Бодди-Эванс — профессиональный квилтер, художник и писатель с 15-летним опытом работы в области квилтинга и живописи. Она работает художником в художественной студии острова Скай, расположенной в Шотландии, где также проводит мастер-классы.

Узнайте больше о The Spruce Crafts’ Редакционный процесс

Обновлено 09.08.20

Владимир Годник / Getty Images

Когда у вас есть натянутый холст, следующим шагом будет его грунтовка, чтобы вы могли начать рисовать. Грунтовка герметизирует и защищает основу, делает холст менее впитывающим, помогает выделять цвета, может обеспечить более гладкую поверхность с достаточным количеством зубьев для сцепления краски и, следовательно, является отличной поверхностью как для акрила, так и для масла. С готовым левкасом, подходящим как для акриловой, так и для масляной живописи, грунтовать очень просто.

Необходимые материалы

  • Липс, подходящий для масла или акрила. Акриловый левкас, такой как Golden Acrylic Gesso, можно использовать как для масла, так и для акрил. (Примечание: акриловый левкас, который хорошо подходит для грунтовки и легко доступен в магазинах, не является настоящим левкасом, который традиционно изготавливается из животного клея и мела. Большинство художников больше не используют настоящий левкас.)
  • Натяжной холст
  • Большие малярные кисти шириной три дюйма, поролоновая кисть или малярный валик для нанесения ровного слоя краски. Для меньших полотен используйте меньшие версии этих инструментов, но максимально большие, чтобы выполнить работу.
  • Мелкая наждачная бумага, если вы хотите отшлифовать слои гипса для получения более гладкой поверхности
  • Емкость для воды
  • Ветошь или бумажное полотенце
  • Ткань, газетная бумага или газета, на которые можно положить холст
  • Кнопки

Этапы грунтовки

  1. Обязательно купите бутылку гипса, подходящего как для акриловой, так и для масляной живописи. Он очень быстро сохнет и наносится прямо на натянутый холст.
  2. Тщательно перемешайте контейнер перед использованием. Не пропускай этот шаг!
  3. Решите, будете ли вы наносить один или несколько слоев гипса. Один слой дает более грубую отделку. Для хорошей общей отделки рекомендуется два слоя. Если вы наносите только один слой, используйте левкас, когда он выходит из бутылки, для увеличения толщины и покрытия поверхности.
  4. Если вы собираетесь наносить несколько слоев, разбавьте грунтовку первого слоя небольшим количеством воды до густоты густой сметаны. Различные марки левкаса имеют разную вязкость. Вы можете обнаружить, что вам нужно добавить больше или меньше воды в зависимости от марки гипса, который вы используете. Вы также можете добавить в воду немного акрилового глянцевого медиума, чтобы предотвратить растрескивание гипса, хотя это не часто проблема.
  5. Используя чистую широкую кисть или валик, нанесите левкас прямо на натянутый холст равномерными мазками. Работайте сверху вниз холста, параллельными мазками от одного края к другому.
  6. Не забывайте прокрашивать края холста с каждым новым слоем гипса.
  7. Дайте первому слою высохнуть в течение нескольких часов.
  8. В этот момент вы можете немного сдвинуть картину, чтобы она не прилипла к какой-либо газете или газетной бумаге под ней.
  9.  Тем временем немедленно промойте щетку водой с мылом. Как только левкас высохнет на кисти, он не выйдет. №
  10. Когда первый слой высохнет (он больше не холодный на ощупь), вы можете слегка отшлифовать его мелкой наждачной бумагой, если хотите получить более гладкую поверхность.
  11. При нанесении двух слоев нанесите второй слой в направлении, перпендикулярном первому слою. Этот слой может быть толще первого слоя.
  12. Дайте слою высохнуть и снова отшлифуйте, если хотите получить очень гладкую поверхность.
  13. Еще раз почистите кисти.
  14. При желании вы можете добавить еще один слой гипса. Выбор ваш. Вы также можете добавить немного акриловой краски на левкас, если хотите добавить оттенок цвета, чтобы создать цветную основу для рисования.

Советы

  • Дешевая декоративная кисть хорошо работает, но перед использованием несколько раз промойте ее, так как волосы имеют тенденцию выпадать. Если вы хотите, чтобы кисть была тоньше, отрежьте часть волосков ножницами.
  • Верхний слой гипса, тонко разведенного водой и акриловым глянцевым средством, поможет создать гладкую поверхность для рисования.
  • Gesso также можно использовать для грунтовки оргалита или бумаги, которые служат хорошей основой для рисования маслом и акрилом.
  • Если ваш холст не слишком большой, вы можете вставить канцелярские кнопки в задние углы подрамников для холста, чтобы обеспечить ножки для вашего холста.
  • Вы также можете добавить текстуру к последнему слою левкаса, добавив акриловый гель или другие элементы, такие как опилки или песок.

Как загрунтовать холст акрилом

21 марта 2018 г.

Ключом к созданию наилучшей поверхности для рисования и сохранению жизни и внешнего вида ваших работ является грунтование холста. Грунтовка — это процесс создания барьера между холстом и краской картины. Обычно это делается путем нанесения слоев акрилового левкаса, прозрачной акриловой среды или традиционного клея hyde и масляной грунтовки белого цвета. Праймер делает несколько вещей, чтобы ваши работы выглядели наилучшим образом и прослужили всю жизнь, и это на удивление легко сделать. Gesso служит водонепроницаемой поверхностью, которая позволяет краске равномерно распределяться по холсту. Это также помогает вашей краске сохранять интенсивность цвета, защищая холст от естественной коррозии, вызванной кислотностью многих красок.

Существует множество техник и вариантов грунтовки холста, но мы сосредоточимся только на лучших инструментах и ​​методах, используемых сегодня художниками.

Best Tools & Practices

Основные инструменты, которые вам понадобятся в дополнение к левкасу и необработанному холсту, — это широкая кисть для нанесения и палочка для смешивания. Есть несколько вещей, о которых нужно помнить, прежде чем начать процесс грунтовки. Поскольку левкас высыхает до водостойкого состояния, что обеспечивает наилучшую поверхность для рисования акриловыми красками, вам нужно убедиться, что вы правильно очищаете свои инструменты между слоями и после грунтовки, чтобы не повредить их.

Также разумно работать быстро, так как gesso быстро сохнет, и вы должны убедиться, что каждый слой нанесен равномерно и что каждый слой слегка отшлифован перед началом следующего. Праймеры обычно имеют «пластиковые» элементы в своем составе. После высыхания он создает защитный слой между вашим необработанным холстом и несоответствиями окружающей среды, такими как жара или влажность, которые естественным образом могут привести к тому, что ваш холст сожмется или расширится.

Метод Center Out

Начните с центра с квадрата, нанося грунтовку горизонтальными и вертикальными движениями. Следуйте естественному переплетению холста, чередуя их и равномерно распределяя левкас по краям. Быстро нанесите грунтовку так, чтобы каждый мазок кисти слегка перекрывал предыдущие влажные мазки. Этот процесс работы от центра к краям позволяет вам обеспечить равномерное покрытие, не дублируя нанесение грунтовки в каком-либо конкретном месте и не создавая несоответствий на поверхности вашей покраски. Всегда слегка шлифуйте каждый слой после высыхания перед нанесением следующего слоя.

Техника угловых квадратов

Другим методом, который оказался систематически быстрым и высокоэффективным, является метод ряда или угловых квадратов. Выберите угол холста и нарисуйте небольшой квадратик, меняя направление штрихов, следуя переплетению холста. Затем двигайтесь вдоль ряда, чтобы создать еще один маленький квадрат рядом с предыдущим. Опять же, не забудьте позволить краям вашей кисти перекрывать предыдущие, влажные мазки левкаса, чтобы не было пробелов в вашем слое грунтовки.

Передовые методы грунтовки

Вместо гипса можно использовать прозрачный акриловый грунт, который после высыхания становится прозрачным и матовым, а не ярко-белым. Вы также можете попробовать предварительно тонированный левкас или даже подкрасить свой белый левкас своими руками, чтобы он выглядел совершенно по-другому. Личным фаворитом является то, что, используя акриловую модельную краску, вы можете создать на холсте уникальную текстуру, подобную многим потрясающим акриловым картинам, которые вы видите в галереях.

Comments