Альбрехт дюрер фото: Albrecht Durer — Biography, Facts, Famous Works, Art Style


14.07.2023 Facebook Twitter LinkedIn Google+ Разное


Альбрехт Дюрер: в поисках совершенства

Альбрехт Дюрер. Это имя всегда входит в чрезвычайно популярные сегодня сборники «ста великих художников» или даже «ста гениев человечества». График, живописец, теоретик искусства. Его называют «яркой звездой немецкого искусства», «северным Леонардо», «выдающимся мастером гравюры» … А еще он был ученым, исследования которого в области теории перспективы и геометрии актуальны и сегодня.

Он родился 21 мая 1471 года в Нюрнберге — одном из главных немецких центров торговли и ремесел. Его отец, известный в городе золотых дел мастер Альбрехт Дюрер-старший, мечтал о том, чтобы сын унаследовал его дело. Однако того магнитом манила мастерская соседа — известного нюрнбергского живописца Михаэля Вольгемута. Каждую свободную минуту парень пытался проводить там, наблюдал жадными глазами за работой мастера, подружился с его подмастерьями и кое в чем помогал. Однако отец даже слушать не хотел о том, чтобы отдать его в обучение к художнику. Даже поссорился с Вольгемутом, что тот сына, якобы, привлекает.

Однако Альбрехт-младший только и думал, что о рисовании. И не только думал. Его первая известная работа — автопортрет серебряным карандашом, выполненный в 1464 году — когда Альбрехту было всего 13 лет! — говорит и о большом таланте, и о том, что кое-чему мальчик уже научился — достаточно лишь взглянуть на то, как передал он фактуру волос и складки на одежде. Но прошло еще долгих два года, прежде чем отец смирился с выбором сына и отдал его «в науку» к Михаэлю Вольгемуту. Обучение получилось непростым: как писал позднее в «Семейной хронике» Дюрер, «в то время дал мне Бог усердия, так что я хорошо учился. Но мне приходилось много терпеть от подмастерьев». Впрочем учитель талант парня заметил и оценил — привлек к работе над иллюстрациями к книге Гартмана Шеделя «Всемирная хроника». Заметим, что в мастера Михаэля Дюрер не столько перенимал манеру работы, сколько чрезвычайно настойчиво изучал основы композиции и техники живописи, рисунка и гравюры.

Следует заметить, что гравюра — тогда еще новый вид художественной техники — с появлением в ХV веке книгопечатания быстро распространялась. Известным в немецких землях мастером гравюры во второй половине ХV века был Мартин Шонгауэр и молодой Дюрер старательно изучал и даже копировал некоторые его работы. К Шонгауэру и направился он после того, как истек оговоренный соглашением трехлетний срок обучения. Но, когда достался его родного Кольмара, уже не застал мастера в живых. После этого начались четырехлетние странствия молодого подмастерья Альбрехта Дюрера Германией, Нидерландами и Швейцарией. В Базеле он познакомился и, насколько это позволяла разница в возрасте и положении, подружился с профессором местного университета Себастьяном Брантом, который именно тогда писал свой «Корабль дураков» — книгу, которая навсегда вошла в сокровищницу мировой культуры. Альбрехт Дюрер стал первым ее иллюстратором. Более 70 листов этого цикла принесли ему признание в среде товарищей по цеху и, главное, осознание своего мастерства. Однако поиски и обучение Альбрехта Дюрера прервало письмо от отца — тот нашел ему невесту и требовал, чтобы сын немедленно вернулся домой.

… Брак с Агнес Фрей, дочерью богатого купца и механика, был браком по расчету. Альбрехт Дюрер-старший возлагал на него большие надежды: жена должна была принести сыну не только приданое, но и прочное общественное положение.

Вряд ли этот союз был очень счастливым. С самого начала супружеской жизни молодую интересовало не так творчество человека, как стоимость его работ: она сама взялась за реализацию его гравюр на ярмарках и среди торговцев книгами. Но как бы там ни было, Дюрер прожил с женой до последнего своего дня, хотя детей у супругов не было. Впрочем, почти сразу после свадьбы, осенью 1494 года из-за эпидемии чумы надвигающейся на город, он уехал в Италию. Выехал один, потому как молодая жена ехать так далеко наотрез отказалась и осталась в загородном доме родителей.

Целью поездки молодого художника была Венеция — один из трех центров Итальянского Ренессанса. Здесь он знакомился с работами местных мастеров, а иногда и копировал их, пытался перенять их приемы, особенно в передаче движения и сложных ракурсов человеческого тела, построения пространства на картине или рисунке, решения колористических задач и т. п. Познакомился с братьями Джованни и Джентиле Беллини, еще молодым тогда Джорджоне и с Джакомо де Барбаре, умение которого максимально точно передавать детали и фактуру изображаемой натуры произвело на Дюрера большое впечатление. С Барбаре немецкому художнику повезло даже бок о бок поработать. В совместной работе коснулся более или менее систематизированных сведений о перспективе и приемах передачи на плоскости картины глубин пространства. Возможно, именно от Барбаре он услышал о геометрических принципах линейной перспективы: известно, что венецианский мастер интересовался математикой и даже написал портрет известного математика того времени — Луки Пачоли. И уже тогда Дюрер начал упорные поиски разгадки тайны красоты, еще только подозревая, что все дело в соотношении отдельных частей целого — в пропорциях, от выбора которых зависит влияние на зрителя и гармония целого. Однако Альбрехт пробыл в Италии недолго и уже весной 1495 года вернулся в Нюрнберг, где вскоре открыл собственную мастерскую.

Дрезденский алтарь (фрагмент), 1 496 р. Уже первые годы самостоятельной работы принесли Дюреру признание. Он работал сразу в нескольких жанрах и техниках изобразительного искусства: живописи, ксилографии и гравюры на меди. Вскоре Дюрер выполнил первую большую самостоятельную работу на заказ — алтарную композицию, которая в истории искусства известна как Дрезденский алтарь (теперь она экспонируется в Дрезденской картинной галерее). Портреты, написанные им в те времена, заложили основы этого жанра в немецком искусстве — из них в нем начался медленный дрейф в сторону светской тематики и отказа от чисто религиозных мотивов. Вершиной стал автопортрет 1500 года, в котором Альбрехт Дюрер реализовал свое понимание красоты и воплотил в жизнь собственные идеи относительно идеальных пропорций и совершенства. Необычным был даже сам ракурс автопортрета — анфас: так до него художники изображали лишь Христа, святых или королей — таким образом он средствами искусства утверждал мысль Священного писания о том, что человек создан по образу и подобию Бога.

Заметим, что поиски идеальных пропорций человеческого тела и, если шире, критериев прекрасного, вообще были лейтмотивом творчества Дюрера в начале 1500-х годов. Творчество требовало не только вдохновения, но, прежде всего, точных знаний, и он пытался разгадать загадку числовых соотношений гармонии. Первым в Германии он начинает изучать женскую и мужскую обнаженную натуру, пытаясь вывести формулу идеальной красоты. Результатом этих поисков стала гравюра на меди «Адам и Ева» и, впоследствии, — живописный диптих под тем же названием.

… Конец XV века породил слухи о близких природных катаклизмах и конце мира, что не могло не найти отражения и в искусстве. В то время родились странные и зловещие размышления-фантасмагории Иеронима Босха, именно тогда серию иллюстраций к «Апокалипсису» сделал и Альбрехт Дюрер. Эти пятнадцать листов были абсолютно новым явлением в тогдашнем искусстве. В них художник с помощью только монохромных средств гравюры достиг вершин экспрессии и изобразительной силы. Но это еще не все. На обороте каждого отпечатка было — впервые в истории! — напечатано перевод на немецкий соответствующих мест «Апокалипсиса», который принадлежал Дюреру. Переплетены в одну книгу с добавлением шестнадцатого титульного листа, гравюры быстро разошлись Германией, а альбом стал предтечей немецкого перевода Библии, которую почти за два десятка лет спустя выдаст Мартин Лютер. И вместе с Лютером филологи позже назовут Дюрера основоположником немецкого литературного языка!

Осенью 1505 года он вновь отправился в Италию. Средства на поездку одолжил Вилибальд Пиркгеймер — нюрнбергский патриций, вошедший в историю как один из выдающихся немецких гуманистов.

У Венеции, куда Дюрер привез много своих гравюр на продажу, оказалось, что здешним любителям искусства его имя уже хорошо знакомо, причем настолько хорошо, что нашлись умельцы, которые начали подделывать его произведения . Отношения с некоторыми местными мастерами не сложились — ему завидовали, особенно после того, как он получил заказ на роспись церкви Святого Варфоломея на Немецком дворе. Но после успеха многофигурной композиции «Мадонна с четками» (ее еще называют «Праздник венков из роз»), которую он выполнил для алтаря церкви, и лучших отзывов о ней самого Беллини, недоброжелатели приумолкли. Здесь, в Венеции, Дюрер возобновил знакомство с Джорджоне и завязал дружбу с его гениальным учеником — тогда еще молодым Тицианом. А еще работал над картинами на религиозные темы и портретами, а также получил от Синьории города предложение остаться в нем навсегда, но отклонил его. А осенью 1506 года уехал в Болонью — за новыми знаниями. Там он наконец познакомился с Лукой Пачолли, который помимо многих математических трудов написал еще трактат «Божественная перспектива». Однако учиться у него Дюрер не смог — не хватило начальных знаний. Поэтому в те дни он и приобрел «Начала» Евклида в латинском переводе и именно с тех пор началось его настоящее погружение в область геометрии — в 35 лет! По предположениям некоторых историков искусства, он посетил и Милан, где познакомился с великим Леонардо да Винчи, и уж точно побывал в Риме, где общался с большим Рафаэлем, который работал тогда над росписями римских храмов и зодчим Браманте, по проекту и под руководством которого именно тогда началось сооружение собора Святого Петра.

Путешествие в Италию принесло изобилие. Дюрер вернулся в Нюрнберг в начале 1507 года, но слава о его успехах в столицах искусства достигла его родного города быстрее. Он получил несколько церковных и частных заказов и создал целый ряд настоящих шедевров: «Мученичество десяти тысяч христиан», «Поклонение Святой Троице» («Алтарь Ландауэр»), «Образ всех святых», «Мадонна с лилией», серию гравюр на дереве и меди «Страсти Христовы», «Жизнь Марии» и многие другие. Одновременно тщательно изучал Евклида и работал в библиотеке Региомонтана, оставшуюся в городе как наследие великого астронома. Записи, которые были сделаны в те времена, легли позднее в основу дюрерового трактата по измерениям и геометрии.

1412-1413 гг. Дюрер решил написать пособие для художников и трактат о пропорциях. Вместе с «Книгой о живописи», за которую он взялся сразу после возвращения из Италии, это пособие позднее составило так называемый «Эстетический экскурс», который неотъемлемой частью десять лет спустя войдет в трактат «Четыре книги о пропорциях». В те же времена были созданы возможно наиболее известные его графические произведения, получившие в истории искусства название «Мастерской гравюры» (то есть, искусно выполненные): «Рыцарь, Смерть и Дьявол», «Святой Иероним в келье» и «Меланхолия І». Эти гравюры полны смысла, большинство из которых современники читали наверное как книгу, а мы сегодня должны разгадывать. Это, впрочем, придает им дополнительное очарование. Поэтому уже полтысячи лет едет вдаль сосредоточенный рыцарь, которого пытается остановить смерть и соблазнить нечистый, в тихой келье клонится над рукописью Святой Иероним, в глубокой задумчивости склонился над книгой ангел с крыльями. Каждая из этих гравюр заслуживает отдельной статьи, а, возможно, и книгу. Но за недостатком места остановимся только на «Меланхолии І», что уже веками считается общепризнанной аллегорией творческого начала и божественного знания.

Были времена, когда меланхолию считали наименее желательным из четырех настроений. Однако в эпоху Возрождения ее стали отождествлять с артистическим темпераментом, или, скорее, вообще с творчеством. Более того, во времена Дюрера меланхоликов стали разделять еще на три типа: к первому относили художников и ремесленников, ко второму — людей, у которых ум преобладал над чувствами — государственных деятелей и ученых, к третьему — тех, у кого превалировала интуиция — богословов и философов. Разделение это было, наверное, достаточно условным, так как на гравюре, которая названа не просто «Меланхолией», а «Меланхолией І», изображены атрибуты не только художника или ремесленника, но и астронома и математика.

На гравюре задумчивый Гений — благородный ангел (возможно, в женском обличье) с крыльями. У него — такой же задумчивый Путто (ангелочек). На коленях Гения — книга, на поясе — связка ключей и два кошелька. Рядом сфера, усеченный параллелепипед, рубанок, пила, молоток, песочные часы, колокол. На стене — магический квадрат, где сумма чисел в каждой строке, столбце и диагонали равна 34. Интересно, что числа 15 и 14 в средних клетках нижней строки образуют год создания гравюры — 1514! Считают, что это первое изображение магического квадрата в европейском искусстве. Заметим, что свойства этих квадратов математики исследуют не одно столетие. На гравюре изображена и радуга, сквозь которую на зрителя смотрит солнце. Что она означает? Возможно, ворота в страну еще не познанных человечеством истин? ..

В тот же период Альбрехт Дюрер в сотрудничестве со знаменитыми немецкими учеными Иоганном Стабии и Конрадом Хейнфогелем создал три гравюры с изображением карт Северного и Южного полушарий звездного неба и Восточного полушария Земли (Старого Света). Дюрера карты звездного неба стали первыми в истории изображениями звездного неба напечатанными в книге. Они были сделаны в стереографической проекции, а фигуры созвездий выполнены согласно греческой мифологической традиции. Это не только произведения искусства, но и чрезвычайно интересные памятники истории развития науки и свидетельства о тогдашних астрономических и географических представлениях.

Последующие годы Дюрер настойчиво работает над выполнением нескольких заказов императора Максимилиана І. Наиболее заметное место среди них занимает грандиозная гравюра «Триумфальная арка», посвященная прославлению императорского рода и подвигов самого императора и его предков. Ее размер 3 x 3,5 метров! Понятно, что изготовить единую доску такой площади было невозможно, и гравюра выполнялась на 192 отдельных досках, резать которые помогали Дюреру несколько других немецких мастеров.

Труд художника не осталась без достойной оценки и вознаграждения: 6 сентября 1515 года император Максимилиан издал мандат на выплату Дюреру из городской казны Нюрнберга ежегодного жалованья в размере 100 гульденов — довольно приличная по тем временам сумма!

Вообще гравюре Альбрехт Дюрер отдавал большую часть своих сил. Он, один из немногих тогдашних художников, одинаково хорошо владел средствами и ксилографии и гравюры на металле, благодаря обучению ювелирному делу у отца. А еще одним из первых Дюрер начал работать и в технике офорта — «травильной гравюре» на металле. Существует предположение, что именно ему принадлежат определенные усовершенствования этой техники, в частности, применение для изготовления защитного покрытия пластины перед нанесением на нее рисунка и травления не воска, а лаков, которые после высыхания дают равномерную и твердую поверхность. Стоит заметить, что за четыре с половиной века почти такую же технологию начали использовать при изготовлении печатных плат для радиоэлектронных приборов! Конечно, используя современные методы разработки и нанесения на пластины электронных схем.

Мандат, которым пожаловал Дюрера император Максимилиан I, после смерти последнего в 1519 году власти Нюрнберга признавать отказалась, тем самым лишив художника гарантированного ежегодного дохода. Поэтому художник вынужден был вместе с женой отправиться за его подтверждением к новому императору Карлу I. А поскольку его коронация должна была состояться в городе Аахен, конечной целью этого путешествия стали Нидерланды. Поездка эта для Альбрехта Дюрера превратилась в триумфальную и продолжалась более года. Его торжественно принимали в городах, которые он проезжал; в Антверпене живописцы, объединенные в гильдию Святого Луки, дали в его честь праздничный обед, а позже магистрат предложил ему навечно поселиться в этом городе и получать не сто, как в Нюрнберге, а триста гульденов в год! Впрочем, как тогда в Венеции, Дюрер от такой чести отказался — мол, без родного города жить не сможет.

Здесь, в Антверпене, он познакомился со многими известными художниками и другими известными личностями, в том числе с выдающимся философом-гуманистом, автором «Похвалы глупости» Эразмом Роттердамским, который написал полон восторга отзыв о его гравюрах и вновь встретился с Себастьяном Брантом. Поездка в Аахен увенчалась успехом — подтверждение мандата Максимилиана художник получил.

Последние годы жизни Альбрехт Дюрер провел в родном городе. Он пользовался почетом и уважением сограждан — даже был избран в Совет сорока — высший самоуправляемый орган управления городом. Однако те времена были для Германии и вообще для всей Западной и Центральной Европы очень непростыми. «95 тезисов», прибитых 1517 Мартином Лютером к двери виттенбергской замковой церкви, положили начало необратимым изменениям не только в религиозной, но и культурно-политической жизни людей. Их волновали не только религиозные вопросы: слишком много накопилось проблем, связанных с самыми основами бытия целых народов. Вскоре разгорелась Крестьянская война во главе с Томасом Мюнцером, крестьян поддержала и городская беднота. Власти Нюрнберга начали яростно преследовать сторонников радикальных преобразований, в числе которых оказались и ученики и друзья Дюрера.

Однако ничто не могло отвлечь его от ежедневного труда. Он начал работу над делом, о котором думал несколько десятилетий — созданием теоретических трактатов, в которых должны быть обобщены все те огромные художественные знания и умения, которые он нарабатывал всю жизнь. Первым из них стало «Руководство к измерению с помощью циркуля и линейки» (1525).

Свой трактат Дюрер задумывал как практическое пособие, а не как книгу по чистой математике. Но именно этой книге суждено стать первым немецким учебником по геометрии. Работа состоит из четырех книг, в которых дано определение геометрических фигур, угла, параллельных прямых, методы построения правильных многоугольников и т.п. Решение задач отличаются строгостью и одновременно оригинальностью. Большая часть размещенных в руководстве материалов вообще была изложена немецким впервые, вроде теории конических сечений, причем Дюрер показал в ней еще и каким образом можно получить плоские сечения любого заданного конуса. Полезными и сегодня приведенные в третьей части книги сведения о начертании и пропорции букв латинского и готического алфавитов. Своеобразной кульминацией трактата стала четвертая книга, посвященная теории и практическим вопросам перспективы. В ней Дюрер предложил не только приемы построения перспективных изображений, но некоторые устройства и приборы для ее правильного получения чисто механическими методами. Математические же методы, которые использовал автор, исходили из чисто изобразительных задач. Заметим, что позже некоторые из предложенных Дюрером приемов стали основой проективной и начертательной геометрии.

Работа сразу получила широкое распространение, которому способствовало еще и то, что написана она была на немецком языке с использованием чисто немецких словосочетаний и привычных для ремесел терминов. Более того, эта книга вообще была одним из первых произведений научного характера, которые были написаны на немецком!

Еще один трактат — «Четыре книги о пропорциях человеческого тела» — увидел свет уже после смерти Дюрера (его печатанием занимался друг художника Вилибальд Пиркгеймер, о котором мы уже упоминали) в 1528 году. В нем автор изложил свои представления о фигуре человека и методы, позволявшие на основе геометрических принципов желательным способом изменять пропорции любой фигуры. Методы эти были ничем иным, как аффинными преобразованиями! Кстати, в этой работе Дюрер использовал ортогональные (прямоугольные) проекции — вид спереди и вид сбоку, которые до сих пор используются в чертежах! Правда, в отличие от современных технических чертежей, Дюрер изобразил на схемах не детали и механизмы, а человеческие фигуры.

Нельзя не заметить, что к своим математическим исследованиям и открытиям Дюрер пришел, управляемый чисто практическими потребностями его искусства. И довольно долгое время их результаты были достоянием именно художников и архитекторов. Но с течением времени и развитием естественных наук и технических дисциплин они стали известными далеко за пределами профессиональных сообществ и в чем не потеряли актуальности и по сей день.

Чуть в стороне от этих двух работ стоит книга Дюрера «Руководство к укреплению городов, замков и крепостей», которая была напечатана в 1527 году. Художник взялся за эту тему под впечатлением от появления огнестрельного оружия. Свой труд по фортификации он писал, опираясь на опыт многочисленных военных кампаний, свидетелем которых ему довелось быть, мнения их участников и взгляды нюрнбергских оружейников. А еще руководствовался собственными идеями по архитектурной планировке. Идеи эти оказались настолько плодотворными, что их еще два века заимствовали инженеры-фортификаторы. Например, предложенные им ронделе (он назвал их бастеями) — крупные сооружения, имели наверху открытую пушечную оборону, были хорошо защищены с фронта и флангов, и могли быть разрушены только с помощью мин, — были реализованы в крепости Делла-Бокар в Вероне и в крепости города Шафгаузене в Северной Швейцарии. Дюреру же принадлежат и другие предложения, которые позже использовались при возведении фортификационных сооружений — тип круглого форта-заставы, квадратное укрепление т.п.

Однако, до последних своих дней не оставлял Альбрехт Дюрер и главного дела своей жизни. Как и в молодые годы, он упорно работал над гравюрами и картинами. Последним его произведением, которое он подарил родному Нюрнбергу, стал диптих «Четыре евангелиста», который иногда еще называют «Четыре темперамента» — возможно одно из самых высоких достижений его гения, причем не только за совершенством исполнения, но и по глубине замысла, который автор реализовывал в этих таких разных, но внутренне родственных фигурах …

… Умер Альбрехт Дюрер в родном городе. Похоронен на городском кладбище Святого Иоанна. На его могиле высекли эпитафию, придуманную Вилибальдом Пиркгеймером: «То, что было смертным в Альбрехте Дюрере, покоится под этим холмом. Он почил 6 апреля 1528 года». Могила эта и сегодня свято хранится в Нюрнберге.

Автопортрет, 1500
Дрезденский алтарь (фрагмент), 1496
Битва архангела Михаила с драконом. Иллюстрация к «Апокалипсиса», 1497-1498 гг.
Меланхолия И 1514
Карта Южного полушария звездного неба, 1515
Способ построения эллипса, как пересечения конуса (с «Руководства к измерению …»)
Прибор для построения перспективных изображений
Мужская кисть руки в двух проекциях

Альбрехт Дюрер – биография, фото, личная жизнь, картины

Биография

Альбрехт Дюрер – немецкий художник, чьи достижения оставили след в науке и искусстве. Он писал картины, создавал рисунки, гравюры. Мастер увлекался изучением геометрии и астрономии, философии и градостроительства. Память о талантливом деятеле искусств исчисляется большим количеством работ. Объем наследия, оставленного Альбрехтом Дюрером, сравним с коллекциями Рембрандта и Леонардо да Винчи.

Детство и юность

Деятель эпохи Возрождения появился на свет в Нюрнберге 21 мая 1471 года в семье венгров, мигрировавших в Германию. Немецкий живописец – 3 ребенок из 18 детей ювелира. К 1542 году в живых остались только трое братьев Дюрер: Альбрехт, Эндрес и Ханс.

Родители Альбрехта Дюрера

В 1477 году Альбрехт уже был учеником латинской школы, а дома часто помогал отцу. Родитель лелеял надежды, что мальчик продолжит семейное дело, но биография сына сложилась иначе. Талант будущего живописца стал заметен рано. Получив первые знания от отца, мальчик задался целью учиться у гравера и живописца Михаэля Вольгемута. Дюрер-старший недолго негодовал и отправил Альбрехта под опеку кумира.

Мастерская Вольгемута имела безупречную репутацию и популярность. 15-летний юноша перенял навыки живописи, рисунка и гравирования по дереву и меди. Дебютом стал «Портрет отца».

Автопортрет Альбрехта Дюрера в детстве

С 1490 по 1494 годы Альбрехт путешествовал по Европе, обогащая знания и набираясь опыта. В Кольмаре Дюрер работал с сыновьями Мартина Шонгауэра, которого не успел застать в живых. Альбрехт был вхож в круг гуманистов и книгопечатников.

В путешествии молодой человек получил письмо от отца, оповещавшего о договоренности с семейством Фрей. Благородные родители согласились выдать дочь Агнесс замуж за Альбрехта. Он обрел новый статус и завел собственное дело.

Живопись

Творчество Дюрера безгранично, как и спектр идей и интересов. Живопись, гравюра и рисунок стали основными направлениями деятельности. Деятель искусства оставил наследие, исчисляемое 900 листами изображений. По объему и разноплановости работ искусствоведы сравнивают его с Леонардо да Винчи.

Рисунок Альбрехта Дюрера «Заяц»

Дюрер работал углем, карандашом, тростниковым пером, акварелью и серебряным штифтом, ставя во главу угла рисунок как этап создания композиции. Большую роль в творчестве Дюрера играла религиозная тематика, что соответствовало тенденциям в искусстве той эпохи.

Нестандартное мышление, склонность к поискам и экспериментам позволяли мастеру постоянно развиваться. Одним из первых заказов стала роспись дома горожанина Зебальда Шрейера. Узнав об успешной работе художника, курфюрст Саксонский Фридрих Мудрый заказал ему свой портрет, и этому примеру последовали патриции Нюрнберга. Дюрер следовал европейской традиции, изображая модель на фоне пейзажа в трехчетвертном развороте и детально прорабатывая мельчайшие нюансы изображения.

Гравюра Альбрехта Дюрера «Меланхолия»

Гравюры занимали центральное место в деятельности творца. Циклы работ появлялись в его мастерской в Германии. Дебютные экземпляры созданы с помощью Антона Кобергера. Нюрнберг располагал к экспериментам и поискам, поэтому на родине мастер применил новые техники.

Работы хорошо продавались. Живописец сотрудничал с городскими изданиями, создавая изображения на заказ. В 1498 году он изготовил ксилографии для издания «Апокалипсис», что принесло автору известность в Европе. Дюрера приняли в общество гуманисты, лидером которых был Кондрат Цельтис.

В 1505 году художник создал для Сан-Бартоломейской церкви в Венеции алтарный образ под названием «Праздник четок». Сюжет описывает доминиканских монахов, молящихся с четками. В центре изображения – Дева Мария и младенец Иисус.

Итальянская школа повлияла на манеру живописца. Он совершенствовал технику описания человеческого тела в движении и сложных ракурсов. Художник понял важность гибкости линий и избавился от присущей его манере готической угловатости. Он получил много заказов на алтарные образы. Венецианский совет предлагал Дюреру большое вознаграждение, чтобы творец остался в Италии, но он был верен родине. Слава Дюрера быстро росла и вскоре позволила приобрести дом в Циссельгассе.

Картина Альбрехта Дюрера «Поклонение волхвов»

«Поклонение волхвов» написано по возвращении из Италии и демонстрирует черты, присущие итальянскому Ренессансу. Картина описывает библейский сюжет. Работы Дюрера, созданные в период с 1507 по 1511 годы, отличаются симметрией, прагматичностью, строгой манерой изображения. Дюрер следовал пожеланиям заказчиков и придерживался консервативной традиции, не ограничивавшей цикл его венецианских работ.

Встреча с императором Максимиллианом I стала знаковой для творческого деятеля. Ознакомившись с произведениями живописца, правитель заказал изготовление собственного портрета. Но расплатиться сразу не смог, поэтому назначил художнику ежегодную премию. Она позволила Дюреру отойти от живописи, заняться гравюрой и научными исследованиями. «Портрет Максимиллиана» известен на весь мир: венценосная особа изображен с желтым гранатом в руках.

Картина Альбрехта Дюрера «Портрет Максимиллиана I»

Немецкий художник повлиял на изобразительное искусство Северной Европы в 16 столетии. Он превознес жанр автопортрета, сохраняющий образ для потомков. Интересный факт: Дюрер тешил тщеславие собственными портретами. Он воспринимал подобные изображения как способ подчеркнуть статус и запечатлеть себя на конкретном жизненном этапе. Это дублирует современные возможности фото. Интересны его автопортреты с остролистом и в одежде, отделанной мехом.

Дюрер хранил рисунки, созданные в период обучения, поэтому графические работы мастера сегодня составляют одну из крупнейших коллекций в мире. Работая над изображением, Альбрехт Дюрер не был ограничен желаниями заказчика и раскрывался в нем максимально. Такую же свободу он чувствовал, создавая гравюры.

Гравюра Альбрехта Дюрера «Рыцарь, смерть и дьявол»

«Рыцарь, смерть и дьявол» – известнейшая гравюра художника, символизирующая жизненный путь человека. Вера охраняет его от искушений, дьявол ждет момента для порабощения, а смерть отсчитывает часы до кончины. «Четыре всадника Апокалипсиса» – работа из библейского цикла. Победитель, Война, Голод и Смерть сметают всех и вся на пути, воздавая каждому по заслугам.

Личная жизнь

В 1494 году Альбрехт Дюрер по настоянию отца женился на Агнессе Фрей, представительнице старинного рода. Как это часто случалось в те времена, молодые люди не виделись до свадьбы. Единственной весточкой от жениха стал автопортрет. Дюрер не был поклонником института семьи и посвящал себя творчеству. Супруга оставалась холодна к искусству. Возможно, в этом причина того, что личная жизнь мастера связана исключительно с его работами.

Альбрехт Дюрер и его жена Агнесса Фрей

Сразу после венчания Альбрехт покинул юную супругу, уехав в Италию. Он оставался безэмоциональным по отношению к жене всю совместную жизнь. Дюрер получил признание, обзавелся статусом и положением в обществе, но так и не достиг согласия с Агнесс. Союз не принес потомства.

Смерть

После смерти Максимиллиана I в 1520 году выплата премии Дюреру прекратилась. Он предпринял поездку для разъяснения обстоятельств и, находясь в Нидерландах, заболел.

Могила Альбрехта Дюрера

Биографы предполагают, что художника сразила малярия. Приступы недуга мучили живописца до последних дней. Спустя 8 лет, 6 апреля 1528 года, живописец скончался в родном Нюрнберге.

Произведения

  • 1490 — «Портрет отца»
  • 1490-1493 — «Чудесное спасение утонувшего мальчика из Брегенцы»
  • 1493 — «Се, человек»
  • 1496 — «Портерт Фридриха III Мудрого»
  • 1496 — «Святой Иероним в пустыне»
  • 1497 — «Четыре ведьмы»
  • 1498 — «Апокалипсис»
  • 1500 — «Автопортрет в одежде, отделанной мехом»
  • 1504 — «Поклонение волхвов»
  • 1507 — «Адам и Ева»
  • 1506 — «Праздник венков из роз»
  • 1510 — «Успение Богородицы»
  • 1511 — «Поклонение Святой Троице»
  • 1514 — «Меланхолия»
  • 1528 — «Заяц»

Альбрехт Дюрер (1471–1528) | Эссе | Музей Метрополитен

В высшей степени одаренный и разносторонний немецкий художник эпохи Возрождения Альбрехт Дюрер (1471–1528) родился во франконском городе Нюрнберге, одном из сильнейших художественных и коммерческих центров Европы в течение пятнадцатого и шестнадцатого веков. веков. Он был блестящим художником, рисовальщиком и писателем, хотя его первое и, вероятно, самое большое художественное влияние было связано с гравюрой. Дюрер учился у своего отца, который был ювелиром, и у местного художника Михаэля Вольгемута, мастерская которого производила гравюры на дереве для крупных книг и публикаций. Поклонник своего соотечественника Мартина Шонгауэра, Дюрер произвел революцию в гравюре, подняв ее до уровня самостоятельного вида искусства. Он расширил ее тональный и драматургический диапазон, дав образам новую концептуальную основу. К тридцати годам Дюрер завершил или начал три из своих самых известных серий гравюр на дереве на религиозные темы:

Апокалипсис (1498; 19.73.209, 18.65.8), цикл Большая гравюра на дереве (ок. 1497–1500) и Жизнь Богородицы (начало 1500). Он продолжал создавать независимые гравюры, такие как гравюра Адам и Ева (1504; 19.73.1), и небольшие, самодостаточные группы изображений, такие как так называемые Meisterstiche (основные гравюры) с изображением Рыцарь, смерть и дьявол (1513; 43.
106.2), Святой Иероним в кабинете (1514) и Melencolia I (1514; 43.106.1), которые предназначались больше для знатоков и коллекционеров, чем для народного поклонения. Их техническая виртуозность, интеллектуальный размах и психологическая глубина не имели себе равных в более ранних печатных работах.

Больше, чем любой другой североевропейский художник, Дюрер был занят художественными практиками и теоретическими интересами Италии. Он посетил страну дважды, с 1494 по 1495 год и снова с 1505 по 1507 год, из первых рук ознакомившись с некоторыми великими произведениями итальянского Возрождения, а также с классическим наследием и теоретическими трудами региона. Влияние венецианского цвета и дизайна можно увидеть в Праздник розовых гирлянд Алтарь (1506; Národní Galerie, Прага), заказанный Дюреру немецкой колонией купцов, живущих в Венеции. У Дюрера появился новый интерес к человеческой форме, о чем свидетельствуют его обнаженные тела и антикварные этюды.

Итальянские теоретические занятия также глубоко находили отклик у художника. Он написал «Четыре книги о человеческих пропорциях » ( Vier Bücher von menschlichen Proportion ), только первая из которых была опубликована при его жизни (1528 г.), а также вводное пособие по геометрической теории для студентов ().0003 Underweysung der Messung , 1525; 125.97 D932), который включает первую научную трактовку перспективы североевропейским художником.

Талант, честолюбие и острый, разносторонний ум Дюрера снискали ему внимание и дружбу некоторых из самых видных деятелей немецкого общества. Он стал официальным придворным художником императоров Священной Римской империи Максимилиана I и его преемника Карла V, для которых Дюрер разработал и помог реализовать ряд художественных проектов. В Нюрнберге, оживленном центре гуманизма и одном из первых, кто официально принял принципы Реформации, Дюрер имел доступ к некоторым выдающимся европейским богословам и ученым, включая Эразма (19.

73.120), Филипп Меланхтон и Виллибальд Пиркхаймер, каждый из которых запечатлен художником в проницательных портретах. Для ратуши Нюрнберга художник нарисовал две панели из Четырех апостолов (1526; Старая пинакотека, Bayerische Staatsgemäldesammlungen, Мюнхен) с текстами в переводе Мартина Лютера, которые отдают дань уважения принятию городом лютеранства. Сотни сохранившихся рисунков, писем и дневниковых записей документируют путешествия Дюрера по Италии и Нидерландам (1520–1521 гг.), свидетельствуя о его настойчиво научной точке зрения и требовательности к художественному суждению.

Художник также пролил яркий свет на свой собственный образ, создав ряд поразительных автопортретов — нарисованных, раскрашенных и напечатанных. Они показывают все более успешного и уверенного в себе мастера, стремящегося утвердить свой творческий гений и врожденное благородство, но все еще отмеченного ясным, часто предчувствующим взглядом. Они дают нам совокупный портрет выдающегося североевропейского художника, чья эпитафия гласила: «Все, что было смертным в Альбрехте Дюрере, лежит под этим холмом».


Цитата

Виссе, Джейкоб. «Альбрехт Дюрер (1471–1528)». В Хайльбрунн Хронология истории искусств . Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2000–. http://www.metmuseum.org/toah/hd/durr/hd_durr.htm (октябрь 2002 г.)

Дополнительное чтение

Бартрум, Джулия и др. Альбрехт Дюрер и его наследие: графика художника эпохи Возрождения . Каталог выставки. Лондон: Британский музей, 2002. 9.0019

Бурш, Сюзанна и Надин М. Оренштейн. «Печать на Севере: Эпоха Альбрехта Дюрера и Лукаса ван Лейдена». Метрополитен-музей Бюллетень 54, вып. 4 (весна 1997 г.), стр. 3–12. См. на MetPublications

Эйхбергер, Дагмар и Чарльз Зика, ред. Дюрер и его культура . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 1998.

.

Панофски, Эрвин. Жизнь и искусство Альбрехта Дюрера . Изд. ред. Принстон: Издательство Принстонского университета, 2005.

Дополнительные эссе Джейкоба Виссе
  • Вайс, Джейкоб. «Северный маньеризм в начале шестнадцатого века». (октябрь 2002 г.)
  • Вайс, Джейкоб. «Прага во время правления Рудольфа II (1583–1612)». (Ноябрь 2013)
  • Вайс, Джейкоб. «Бургундские Нидерланды: придворная жизнь и покровительство». (октябрь 2002 г.)
  • Вайс, Джейкоб. «Бургундские Нидерланды: частная жизнь». (октябрь 2002 г.)
  • Вайс, Джейкоб. «Питер Брейгель Старший (ок. 1525–1569 гг.))». (октябрь 2002 г.)
  • Вайс, Джейкоб. «Реформация». (октябрь 2002 г.)

Альбрехт Дюрер / OAI — Open Art Images

  • 1

    title: Allerheiligenbild («Алтарь Ландауэра»)

    Художник: Альбрехт Дюрер

    дата: 1511

    дата QS:P571,+1511-00-00T00:00:00Z/9

    материал: дерево, масло

    размеры: размер см 135 123

    текущее местоположение: de |1=Художественно-исторический музей Вены

    источник: Yorck

    кредит: The York Project () 10.000 Meisterwerke der Malerei (DVD-ROM), распространяется org/wiki/Commons:10,000_paintings_from_Directmedia» title=»Commons:10 000 картин от Directmedia»>DIRECTMEDIA Publishing GmbH .

    ISBN: 3936122202.

    лицензия:Общественное достояние

    НРАВИТСЯ

    поделиться

    просмотреть все подробности 900 скачать

  • 2

    заголовок:

    Лот и его дочери [обратная сторона] Изменить это в Викиданных svg/10px-OOjs_UI_icon_edit -ltr-progressive.svg.png» decoding=»async» srcset=»https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/8/8a/OOjs_UI_icon_edit-ltr-progressive.svg/15px-OOjs_UI_icon_edit-ltr -progressive.svg.png 1.5x, https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/8/8a/OOjs_UI_icon_edit-ltr-progressive.svg/20px-OOjs_UI_icon_edit-ltr-progressive.svg.png 2x» data-file-width=»20″ data-file-height=»20″>
    метка QS:Lde,»Лот и невод Töchter»< /дел>
    label QS:Len,»Лот и его дочери»

    художник: Альбрехт Дюрер

    дата: примерно между 1496 и 1499 годами

    date QS:P571,+1496-00-00T00:00:00Z/8,P1319,+1496-00-00T00:00:00Z/9, P1326,+1499-00-00T00:00:00Z/9,P1480,Q5727902

    Материал: дерево, масло

    Размеры: Размер см 52,4 42,2

    org/TouristAttraction»> Текущее местонахождение: Учреждение: Национальная художественная галерея | 35

    источник: 1. Йорк 2./3. Объект NGA|41599

    Кредиты: 1. Проект Йорк () 10.000 Meisterwerke der Malerei ( DVD-ROM), распространяется DIRECTMEDIA Publishing GmbH. ISBN: 3936122202. 2./3. Национальная художественная галерея, Вашингтон, округ Колумбия, онлайн-коллекция

    description:

    Эта сцена нарисована на обратной стороне wikimedia.org/wiki/File:Albrecht_D%C3%BCrer_-_Madonna_and_Child_(obverse)_-_Google_Art_Project.jpg» title=»File: Альбрехт Дюрер — Мадонна с младенцем (аверс) — Google Art Project.jpg»>Мадонна Дюрера с младенцем

    лицензия:Общественное достояние

    НРАВИТСЯ

    поделиться

    просмотреть все детали

    увеличить и скачать

  • 3

    title:

    Немецкий: Porträt Albrecht Dürer des Älteren Отец художника
    title QS:P1476,de:»Porträt Albrecht Dürer des Älteren»
    label QS:Lde, «Портрет Альбрехта Дюрера де Альтерен»
    label QS:Len, «Отец художника»

    org/Person»> художник: По Альбрехту Дюреру

    date: 1497

    date QS:P571,+1497-00-00T00:00:00Z/9

    Medium: Technique Oil Lime Panel

    Размеры: Размер см 51 40,3

    Текущее местоположение: Учреждение: Национальная галерея, Лондон

    источник: NGonline|after-albrecht-durer-the-painters-father Национальная галерея, Лондон

    кредит: Национальная галерея, Лондон Национальная галерея, Лондон — онлайн-каталог.

    лицензия:Общественное достояние

    НРАВИТСЯ

    поделиться

    просмотреть все подробности

    увеличить и скачать

  • org/VisualArtwork»> 4

    название:

    Автопортрет

    художник: Альбрехт Дюрер< /а>

    дата: 1498

    материал: масло на панели

    размеры: размер см 52 41

    текущее местоположение: учреждение :Prado

    источник: Prado в Google Earth|zoom=7|compression_quality=9

    кредит: Prado в Google Earth: Главная — 7й уровень масштабирования, качество сжатия JPEG: 9.

    описание: Дюрер нарисовал себя полуростом и слегка повернутым рядом с окном, выходящим на горный пейзаж. Он носит белую куртку с черной окантовкой и рубашку с золотым кружевом, длинные волосы, черно-белую полосатую кепку с кисточками, коричневый плащ и серые лайковые перчатки. Выбор элегантной аристократической одежды и суровый взгляд, который он с надменным спокойствием устремляет на зрителя, свидетельствуют о желании Дюрера блеснуть своим социальным положением.

    Эта работа отличается богатыми деталями, тщательной обработкой качеств и блестящей цветовой гаммой с золотыми тонами, которые дополняют безупречно точный рисунок.

    Его удовлетворенность собственными художественными способностями проявляется в немецкой надписи на подоконнике, которая гласит: «1498, раскрасил по своему рисунку. Мне было двадцать шесть лет Альбрехт Дюрер».

    лицензия:Общественное достояние

    НРАВИТСЯ

    поделиться

    просмотреть все подробности

    увеличить и скачать

  • 5

    title: Молодой паре угрожает смерть; или Променад.

    org/Person»> художник: Альбрехт Дюрер

    дата: около 1498

    дата QS:P571,+1498-00-00T00:00:00Z/9,P1480,Q5727902

    среда: техника гравировки

    размеры: размер единица=мм высота=196 width=121

    текущее местоположение: Частная коллекция

    источник: [http://news.blog.gustavus.edu/files/2011/09/Durers-The- Promenade.jpg Колледж Густава Адольфа]

    кредит: Колледж Густава Адольфа

    лицензия:Общественное достояние

    НРАВИТСЯ

    поделиться

    просмотреть все подробности

    увеличить и скачать

  • 0:3 title 6 3 Адам и Ева

    org/Person»> художник: Альбрехт Дюрер< /а>

    дата: 1504

    носитель: Техника гравировки

    размеры: размер см 26,5 20,9

    текущее местоположение: Учреждение: Библиотека и музей Моргана

    источник: [http://www.themorgan.org/collections/collections.asp? id=17 themorgan.org]

    кредит: themorgan.org

    лицензия:Общественное достояние

    НРАВИТСЯ

    поделиться

    просмотреть все подробности

    увеличить и скачать

  • 7

    название: Albrecht of Brandeburg Duerer VandA E.

    653-1940

    исполнитель: Альбрехт Дюрер

    дата: 1519

    дата QS:P571,+1519-00-00T00:00:00Z/9

    среда: бумага для гравировки Technique

    размеры: размер см высота=14,7 ширина =9.6

    Текущее местоположение: Учреждение:Музей Виктории и Альберта

    источник: [[Пользователь:Jastrow|Мари-Лан Нгуен]] (2012)

    кредит: Мари-Лан Нгуен (2012)

    описание: Портрет кардинала Альбрехта Бранденбургского.

    лицензия:Общественное достояние

    НРАВИТСЯ

    поделиться

    просмотреть все подробности

    увеличить и скачать

  • org/VisualArtwork»> 8

    title:

    Заяц, 1502
    title QS:P1476,en:»Заяц, 1502″< /дел>
    метка QS:Len,»Заяц, 1502″

    художник: Альбрехт Дюрер

    дата: 1502

    дата QS:P571,+1502-00-00T00:00:00Z/9

    текущее местоположение: Альбертина, Вена

    кредит: NgGmZAZW17zfhw в Google Cultural Institute максимальный уровень масштабирования

    лицензия:общественное достояние

    НРАВИТСЯ

    поделиться

    просмотреть все подробности

    увеличить и скачать

  • org/VisualArtwork»> 9

    title:

    Представление Христа во храме
    title QS:P1476,en:»The Представление Христа во храме»
    label QS:Len, «Представление Христа во храме»
    метка QS:Lfr,»Презентация Иисуса в Храме»

    художник: Альбрехт Дюрер

    дата: с 1503 по 1505 год

    дата QS:P571,+1503-00-00T00:00:00Z/8,P580,+1503-00-00T00:00:00Z/9,P582, +1505-00-00T00:00:00Z/9

    носитель: бумага для гравюры на дереве

    размеры: размер см 29,9 21

    текущее местоположение: Средневековье и Возрождение, комната 64, корпус 21 Учреждение:Виктория и Альберт Музей

    источник: [[Пользователь:Jastrow|Мари-Лан Нгуен]] (2012)

    кредит: wikimedia.org/wiki/User:Jastrow» title=»User:Jastrow»> Мари-Лан Нгуен (2012)

    лицензия:Общественное достояние

    НРАВИТСЯ

    поделиться

    просмотреть все подробности

    увеличить и скачать

  • 10

    title:

    Немецкий: Porträt Albrecht Dürer des Älteren Отец художника
    title QS:P1476,de:»Porträt Albrecht Dürer des Älteren»
    label QS:Lde, «Портрет Альбрехта Дюрера де Альтерен»
    label QS:Len, «Отец художника»

    художник: По Альбрехту Дюреру

    date: 1497

    date QS:P571,+1497-00-00T00:00:00Z/9

    Medium: Technique Oil Lime Panel

    Размеры: Размер см 51 40,3

  • Comments