Портрет отца альбрехт дюрер: Портрет отца, Альбрехт Дюрер, 1497


26.05.2023 Facebook Twitter LinkedIn Google+ Портрет


Содержание

АЛЬБРЕХТ ДЮРЕР — Портреты родителей — Художники Ренессанса

=> Художники Ренессанса => Альбрехт Дюрер

Портреты Альбрехта Дюрера старшего (1427–1502) и Барбары Дюрер (ок. 1451–1514) были созданы в начале 1490-х годов. В это время художник закончил своё ученичество у Михаэля Вогельмута и собирался, завершая своё образование, совершить путешествие. Портреты известны тем, что художник, не приукрашивая облик своих родителей, показал признаки старения человека. Автобиографические заметки Дюрера, оставившие сведения о нелёгкой жизни отца и матери, свидетельствуют о любви и уважении, которые художник питал к ним. Портреты были созданы Дюрером или для того, чтобы показать мастерство художника родителям, или в качестве подарка, перед тем, как отправиться в поездку для завершения обучения.

В настоящее время портрет Дюрера старшего находится в галерее Уффици (Флоренция). Портрет Барбары Дюрер с 1925 года хранится в Немецком национальном музее (Нюрнберг).

Связь между двумя работами была установлена в 1977 году на основании одинаковых размеров картин, того, что они обе имеют один инвентарный номер (19 — номер, под которым был зарегистрирован диптих в 1573/74 году в инвентаре Имгофа), схожести в композиционном построении, колорите. Однако, возможно, что картина из Нюрнберга — ранняя копия утраченного оригинала.

Портрет Альбрехта Дюрера старшего, 1490

Отец Альбрехта Дюрера, 1497

Портрет отца в этом диптихе считается работой более высокого качества и признан «свидетельством удивительной глубины психологизма» восемнадцатилетнего художника. На флорентийской картине плохо сохранилась оригинальная авторская живопись, она подвергалась поновлениям. Портрет подписан и датирован с обеих сторон, это первая по времени подпись Дюрера монограммой AD. Однако, вероятно, даты и монограмма были добавлены позже, и, возможно, не самим Дюрером. На обороте портрета отца нарисованы гербы семейств Дюреров (открытая дверь — Дюрер старший родился в венгерском селении Ajto, что по-немецки означает «дверь») и Хольперов (олень, значение герба неясно), под крылатым мавром в красном одеянии.

Барбара была дочерью нюрнбергского ювелира Иеронима Хольпера, у которого служил Дюрер старший. Двое мужчин подружились, а позднее сорокалетний Дюрер женился на Барбаре, которой было 15 лет. Супруги, судя по всему, жили в добром согласии. Привлекательная, по свидетельству сына, в молодости, к моменту написания портрета Барбара выглядела болезненной женщиной старше 40 лет. Она изображена в повороте три четверти на зелёном фоне. Наряд Барбары: красное платье и белый головной убор замужней женщины с длинным «хвостом», перекинутым через плечо, контрастирует со скромным тёмным костюмом мужа. Картина была обрезана слева, при этом нарушено равновесие композиции и удалена часть чепца женщины.

Портрет Барбары Дюрер, урождённой Хольпер. Приписывается Альбрехту Дюреру, ок. 1490

(Дубовая доска, масло, 47 см x 36 см. Немецкий национальный музей, Нюрнберг)

Портрет матери. 1514

До 1977 года этот портрет не связывался с матерью Дюрера. Исследователь жизни и творчества художника Федя Анцелевский отметил сходство женщины на портрете с рисунком 1514 года — единственным подписанным портретом Барбары Дюрер, где мать художника нарисована им в возрасте 63 лет. Сравнив зеркально перевёрнутый портрет 1490 года и рисунок 1514 Анцелевский счёл их изображениями одной и той же женщины.

Искусствовед Юлиан фон Фиркс отмечает, что Дюрер мог быть знаком с портретом графа Георга фон Левенштейна работы Ганса Плейденвурфа через своего учителя Михаэля Вольгемута. Этот портрет, один из примеров изображения пожилого человека, в свою очередь, вероятно, был создан под влиянием портрета кардинала Николо Альбергати (1438), приписываемого Ван Эйку.

По предположению Анцелевского, портреты, вероятно, были разделены где-то между 1588 и 1628 годом, возможно, для продажи портрета отца Дюрера императору Священной Римской империи Рудольфу II.

Весной 1513 года мать Дюрера Барбара, которая последние годы жила постоянно только в его доме, заболела. Обычно она просыпалась первой и вставала раньше всех, сколько невестка пи уговаривала ее не делать этого. Но старая Барбара совсем не умела быть праздной. А в это апрельское утро она в обычный час не вышла из комнаты. В доме все давно поднялись, миновал час завтрака, а она еще не показывалась. Велели служанке разбудить ее. Барбора не отозвалась на стук. Встревоженная Агнес послала за Дюрером. Перепрыгивая через две ступени скрипучей лестницы, он вбежал на верхний этаж и, когда мать не откликнулась, взломал дверь. Барбара лежала на постели без сознания. Ее осторожно перенесли в нижнюю комнату. Послали за священником, чтобы он причастил ее. За врачом посылать не стали. Барбара в последние годы так много хворала и на сей раз была так плоха, что все были уверены, она умрет сию минуту. Однако мать оправилась.

Барбара Дюрер прожила еще год с лишним, все время болея. В один из дней этого последнего года ее жизни, бесконечно мучительного, Дюрер нарисовал ее портрет. Он работал углем, спешил Долго позировать Барбаре было трудно. Он нарисовал ее по грудь. На худое высохшее тело наброшена домашняя кофта. В вырезе рубахи резко выступают ребра, ключицы, жилистая шея. Лицо обтянуто кожей. Лоб в глубоких резких морщинах. Рот плотно сжат. Кажется, что Барбара старается сдержать стон. Углы губ печально опущены. Большие пристальные глаза смотрят мимо и сквозь сына, который ее рисует. Дюрер работает стремительно, торопливыми резкими штрихами. Он боится утомить мать, ему страшно что она упадет, пока он ее рисует, да и сам не в силах долго вглядываться в ее лицо, па нем ясно написано, что дни ее сочтены. Дюрер знает: мать непременно захочет посмотреть на рисунок. Заставить уголь солгать? Смягчить то, что прорисовано на этом лице резцом времени и болезней? Когда он рисует, он не умеет кривить душой. Рисунок закончен. Мать молча протягивает за ним руку, смотрит на него, молча обнимает сына. Она знает: ему труднее, чем ей. Рисунок сохранился. Он — шедевр графического искусства и один из самых проникновенных портретов в истории графики.

Барбара Дюрер скончалась в 1514 году теплым майским вечером. Перед смертью у нее хватило сил для последнего разговора со старшим сыном. Она наставляла его, а он почтительно и покорно слушал. Около смертного ложа матери Дюрер с потрясением заметил: она, прожив такую благочестивую жизнь, боится смерти. Неужели усомнилась в том, что ей будет даровано загробное блаженство? Похоронив мать, Дюрер сделал запись в своей «Памятной книжке». Запись дышит беспредельным уважением и глубокой любовью к матери. Он, давно уже взрослый, самостоятельный, знаменитый, терпеливо принимал материнские советы и наставления. «Она всегда мне выговаривала, если я нехорошо поступал». Дюрер и его братья доставляли матери много тревог своими жизнелюбивыми характерами. «Она постоянно имела много забот со мною и моими братьями из-за наших грехов».

Однако в этой записи есть что — то недоговоренное. Дюрер пишет: «Моя бедная страждущая мать, которую я взял себе па попечение через два года после смерти моего отца и которая была совсем бедна.

..» Если вдова почтенного ремесленника, каким был Дюрер — старший, оказывается через два года после его смерти совсем бедной, не значит ли это, что тот в последние годы жизни разорился? И далее: «Она прошла через большую бедность, испытала насмешки, пренебрежение, презрительные слова, много страха и неприязни, но она не стала мстительной». Строки эти написаны проникновенно и не могут быть сочтены надгробной риторикой. В них содержится намек на серьезное неблагополучие в семье Дюреров, но они не раскрывают, какое именно. Если мать знаменитого художника, которую он взял на свое попечение, испытала насмешки, пренебрежение, презрительные слова, не значит ли это, что в доме сына ей жилось не сладко? Мы можем только догадываться, какая домашняя драма скрывается за этими горькими словами. Не станем договаривать того, чего не договорил Дюрер. Вот еще несколько строк о смерти матери. Такой художник, как Дюрер,- художник всегда и прежде всего художник, видящий все в жизни через призму своего творчества.
Даже в минуты страшных потрясений он не перестает наблюдать.

«Она сильно боялась смерти, но говорила, что но боится предстать перед богом. Она тяжело умерла, и я заметил, что она видела что-то страшное. Ибо она потребовала святой воды, хотя до этого долго не хотела говорить. Вслед за тем ее глаза закрылись. Я видел также, как смерть нанесла ей два сильных удара в сердце и как она закрыла рот и отошла в мучениях. Я молился за нее. Я испытывал такую боль, что не могу этого высказать…» * (*Дюрер А. Дневники…, т. 1, с. 88, 90.).

Дюрер молит, чтобы бог и ему послал блаженный конец и вечную жизнь. Но в общепринятых ритуальных словах прорывается смятение. Чувствуется, что его мучает мысль: справедлива ли была судьба к матери? Почему столь тяжкой оказалась такая благочестивая жизнь и таким мучительным конец? Чтобы утешить себя, чтобы убедить себя, что мать все — таки обрела посмертное блаженство, Дюрер, когда уже все сказано, приписывает к странице, полной любви, раскаяния и горя, такие слова: «И мертвая она выглядела еще милее, чем когда она была жива».

Портрет Барбары Дюрер трагичен. Это горький и мужественный рассказ о матери художника. И о художнике, призвание которого заставляет его быть зорким и правдивым даже тогда, когда слезы застилают глаза, а скорбь сжимает сердце.

Воспоминанием о тяжелой болезни и смерти матери и многими другими потрясениями, а более всего неустанной, иногда непосильной работой были окрашены в жизни Дюрера 1514 и 1515 годы. Однако именно в эту пору он создал три свои самые знаменитые гравюры на меди: «Рыцарь, смерть и дьявол», «Св. Иероним в келье» и «Меланхолия». Они вошли в историю под именем «Мастерские гравюры».

Портрет отца Альбрехта Дюрера в возрасте 70 лет

Портрет отца Альбрехта Дюрера в возрасте 70 лет, 1497, атрибутируется Альбрехту Дюреру. Дерево, масло Национальная галерея, Лондон. 51 см x 40.3 см

«Портрет отца Альбрехта Дюрера в возрасте 70 лет» — картина, приписываемая Альбрехту Дюреру, портрет его отца, созданный, предположительно, в 1497 году.

Содержание

  • 1 История картины
  • 2 Атрибуция
  • 3 Примечания
  • 4 Литература

История картины

Предположительный автопортрет Альбрехта Дюрера старшего, 1486. Рисунок серебряным карандашом. Приписывается Альбрехту Дюреру старшему. Альбертина, Вена.

Считается, что портрет был парным Автопортрету Альбрехта Дюрера 1498 года[1]. Обе картины одинакового размера, модели на них изображены в половину роста. Портреты были переданы Нюрнбергом в 1650 году Томасу Говарду, графу Арунделю, для английского короля Карла I, как работы самого знаменитого горожанина — Дюрера-сына[2]. После свержения английского короля, во времена Кромвеля собрание было разрознено, обе картины в 1653 году оказались в распоряжении некоего Ричарда Саймонда. О том, где в дальнейшем находился портрет отца Дюрера, сведений нет. Портрет Альбрехта Дюрера старшего в 1904 году был приобретён у душеприказчика леди Ашбертон Уильяма Комптона, 5-го маркиза Нортхемптонского[3], Лондонской Национальной Галерей (инв. № NG1938). Автопортрет Дюрера был куплен музеем Прадо (Мадрид)[1].

На момент приобретения портрета Национальной галереей не было достаточной информации о его происхождении. На обратной стороне доски сохранилась фрагменты бумажной этикетки, которая датирована по начертанию букв XVII веком, и была похожа на этикетку с автопортрета Дюрера 1498 года. Также было отмечено сходство изображённого мужчины с портретом Альбрехта Дюрера старшего (1490) и предполагаемым его автопортретом (1486). В инвентарной описи коллекции Карла I (1639) одна из картин названа портретом отца художника, в чёрной шапке, одетого в «тёмно-жёлтое платье, в широкие рукава которого он спрятал руки, написан по красноватому грунту в трещинах»[4].

Атрибуция

Портрет плохо сохранился, имеются утраты красочного слоя фона и одежды модели. Картина была расчищена в 1955 году, при этом обнаружилось особое мастерство в изображении лица. Некоторые специалисты считают, что этот портрет является работой Альбрехта Дюрера[1]. Однако в Лондонской Национальной Галерее портрет экспонируется как «приписываемый Альбрехту Дюреру»[2].

Лондонский портрет считается специалистами галереи одним из самых удачных изображений отца художника. Однако техника его исполнения отлична от подлинных работ Дюрера. Ни у одной известной картины Дюрера нет такого небрежного фона. Выполненный мареной, он со временем выцвел, при этом стали более заметны полосы на нём. Не характерны для живописной манеры Дюрера и трещины, появившиеся в толстом слое краски. Дюрер тщательно и тонко прописывал каждый слой своих картин, добиваясь гладкой поверхности. Сравнение картины с бесспорно признанными произведениями Дюрера привело исследователей к выводу, что это скорее всего копия с утраченного оригинала. Время её исполнения — приблизительно вторая половина XVI века[2].

Примечания

  1. 1 2 3 Bailey, 58
  2. 1 2 3 Wieseman, Marjorie E. ‘The Painter’s Father’, 1497. National Gallery, London. Архивировано из первоисточника 17 сентября 2012. Проверено 7 апреля 2012.
  3. Foister, Susan. Dürer’s Nuremberg Legacy: The case of the National Gallery portrait of Dürer’s father. British Museum, 21 March 2003. Архивировано из первоисточника 16 мая 2012. Проверено 7 апреля 2012.
  4. Wieseman, Marjorie E. «‘The Painter’s Father’, 1497». National Gallery, London, 30 June 2010.

Литература

  • Allen J. Albrecht Dürer. — Whitefish, MT: Kessinger Publishing, 2005. — ISBN 0-7661-9475-2
  • Bailey M. Dürer. — London: Phidon Press, 1995. — ISBN 0-7148-3334-7
  • Conway, Martin. «Dürer Portraits, Notes». The Burlington Magazine for Connoisseurs, Volume 33, No. 187, October 1918. 142–143
  • Brion M. Dürer. — London: Thames and Hudson, 1960.
  • Campbell Hutchison J. Albrecht Dürer: A Guide to Research.  — New York: Garland, 2000. — ISBN 0-8153-2114-7
  • Foister, Susan. Dürer’s Nuremberg Legacy: The case of the National Gallery portrait of Dürer’s father. British Museum, 21 March 2003. Архивировано из первоисточника 16 мая 2012. Проверено 7 апреля 2012.
  • Sturge Moore T. Albrecht Dürer. — Kessinger Publishing, 2004. — ISBN 1-4191-0533-7

Отец художника | Близкий осмотр

Престижный провенанс не является гарантией подлинности – Карл I получил оригинал Дюрера или копию?

Приписывается Альбрехту Дюреру, 1471–1528
«Отец художника», 1497

Известь, масло, 51 x 40,3 см
NG1938

В 1636 г. город Нюрнберг подарил Карлу I пара портретов его самого известного гражданин, Альбрехт Дюрер: автопортрет и портрет отца художника. Вторая работа, по всей видимости, сейчас находится в Национальной галерее. Научная экспертиза, дотошное знание и тщательное изучение исторических документов начали собирать воедино историю, окружающую эту картину.

Приписывается Альбрехту Дюреру, отцу художника, 1497 

Королевское происхождение

В ноябре 1636 года Томас Говард, граф Арундель, посетил немецкий город Нюрнберг. Спутник описал их визит в ратушу, в которой была комната, «обставленная несколькими редкими картинами, в том числе двумя работами Альбрехта Дюрера, изображающими его самого и его отца, которые отцы города преподнесли его превосходительству [Арунделю]» в подарок королю Карлу I. Портреты вошли в королевскую коллекцию, но были проданы после казни Карла I в 1649 году.. Автопортрет впоследствии вошел в испанскую королевскую коллекцию (и сейчас находится в Национальном музее Прадо в Мадриде), но судьба портрета отца Дюрера более неясна.

Альбрехт Дюрер, «Автопортрет», 1498
© The Art Archive / Museo Nacional del Prado, Мадрид

Отец художника пришел в Национальную галерею в 1904 году, имея мало информации о ее ранней истории. Однако тщательное изучение картины выявило возможную зацепку. На обратной стороне опоры из деревянной панели находится фрагмент старой бумажной этикетки с надписью, похожей на руку XVII века. Надпись на аналогичной этикетке на оборотной стороне автопортрета Прадо (возможно, написанная той же рукой) дает понять, что картина Прадо, по крайней мере, когда-то принадлежала Карлу I. 

Портрет Галереи точно соответствует описанию образа отца Дюрера в королевской коллекции, как указано в описи 1639 года. Там описывается, что натурщик имеет черную кепку и «темно-желтое платье, в котором его руки спрятаны в широких рукавах, нарисованных на красноватом фоне, все трещины». Хотя известны и другие версии портрета, ни одна из них не имеет такого же красноватого фона, как в Национальной галерее. Тот факт, что портрет явно описывается как «ненормальный», также имеет значение. На большей части поверхности «Отца художника» — и особенно на заднем плане — видны широкие уродующие трещины (теперь покрытые современной ретушью), образовавшиеся по мере высыхания краски.

Взвешивание атрибуции

Фрагмент из «Отца художника», приписываемого Альбрехту Дюреру, 1497 

Хотя картина Национальной галереи считается лучшей из четырех известных версий «Отца художника», ее качество и техника не соответствуют подлинным произведениям Дюрера. Полосатый розовато-красный фон не похож ни на одну другую работу художника. Он был окрашен мареной, красным озерным пигментом, который со временем выцвел, подчеркнув эффект полос. Явных трещин при высыхании нет ни на одной другой работе Дюрера, чье тщательное нанесение последовательных слоев краски привело к безупречно гладкой поверхности. Напротив, художник картины Галереи, похоже, нанес краску быстро, одним относительно толстым слоем, что, вероятно, объясняет обширное растрескивание.

Деталь из Альбрехта Дюрера, «Автопортрет», 1498
© Художественный архив / Национальный музей Прадо, Мадрид / Джанни Дагли Орти – дает понять, что художнику Галерейной версии не хватает утонченного и высокореалистичного подхода Дюрера к моделированию формы. Картина Галереи, вероятно, является копией с утерянного оригинала Дюрера, выполненного, вероятно, во второй половине XVI века.

Ценность и значимость

Но если картину Галереи можно правдоподобно идентифицировать с картиной, подаренной Карлу I городом Нюрнбергом, как она может быть копией? Восхищение творчеством Дюрера было таково, что с его картин делались копии еще при его жизни, в том числе некоторые работы самого художника или сделанные под его руководством. Производство копий и их распространение продолжались по мере того, как его известность росла и после его смерти. В 1636 году отцы города Нюрнберга, возможно, не знали или не заботились о том, что одна из картин, которые они подарили английскому королю, была копией. Он оставался ценным символом достижений одного из самых выдающихся их граждан.

Марджори Э. Виземан — куратор голландской живописи в Национальной галерее. Этот материал был опубликован 30 июня 2010 г. одновременно с выставкой «Тщательный анализ: подделки, ошибки и открытия»

Дополнительная литература

С. Фойстер, «Нюрнбергское наследие Дюрера: дело о портрете отца Дюрера в Национальной галерее», доклад, сделанный на конференции «Альбрехт Дюрер и его наследие», Британский музей, Лондон, 21 марта 2003 г. Специальная статья Британского музея 130 (PDF 301k)

Отец художника

После Альбрехта Дюрера

1497

Тег: Живопись

Узнать больше

Отец художника, Альбрехт Дюрер (1497) | Культура. гравюры, которые глубоко погрузились в европейское воображение. Дюреровские графические образы ведьм, святых, апокалипсиса и т. д. блестяще использовали новую технику печати. Его искусство представляет собой плодотворный синтез немецкого готического средневековья, видимого в его толстых завитых линиях и древесной запутанности его пейзажей, а также в его интересе к смерти, и классических ценностей и теории перспективы итальянского искусства эпохи Возрождения.

Дюрер работал в Венеции в 1506-1507 гг. , где его выдающийся талант заставил гильдию художников обеспокоиться конкуренцией. Однако большую часть своей карьеры он провел в своем родном городе Нюрнберге. Город подарил этот портрет Карлу I в 1636 или 1637 году. Атрибуция картины подвергается сомнению; только лицо нарисовано авторитетом, который мы связываем с Дюрером. Фон выглядит так, как будто он был добавлен позже.

Тема: Надпись на латыни в верхней части этой картины называет ее героем Альбрехта Дюрера старшего, 70 лет. Отец Дюрера поселился в Нюрнберге в 1455 году и работал ювелиром; у него было 18 детей, из которых артист был третьим.

Если слава художника увела его далеко от скромной ремесленной среды его родителей, методы тонкой работы с металлом, которым его научил отец, имели решающее значение для его искусства. Гравюра была тесно связана с ремеслом ювелира, потому что она включала гравировку рисунка на деревянном блоке или металлической пластине. Для создания таких произведений, как гравюра на дереве «Четыре всадника Апокалипсиса», художник использовал точно такой же инструмент, резец или резец, которым владел его отец в ювелирной мастерской.

Отличительные черты: Это властное изображение умного, жесткого лица старика — то ли Альбрехтом Дюрером, то ли скопировано одним из его последователей с утерянного оригинала, как предполагают некоторые, — имеет силу, которая является отличительным вкладом Дюрера в искусство эпохи Возрождения. В этом лице есть что-то совершенно индивидуальное; она не сглажена и не приукрашена, сложность природы не сведена к универсальному идеалу. Это вызывающе уникальный портрет.

Дюрер был очарован Леонардо да Винчи, и эта картина раскрывает его осведомленность об анатомических исследованиях да Винчи и рисунках голов стариков. Очертание через линию экстраординарно, демонстрируя, насколько глубоко картина Дюрера пропитана графической чувствительностью гравера; он задает ритмы линий, морщины вокруг глаз расширяются, как рябь в пруду, круг завершается дугообразными бровями. Морщины на нижней щеке опускаются последними, далекими кругами вокруг глаз, а в контрапункте мощные шейные сухожилия подобны классическим колоннам.

Comments