Наброски людей в одежде карандашом в разных позах – Ой!


05.10.2019 Facebook Twitter LinkedIn Google+ Карандашом


4.Зарисовки и наброски фигуры человека в одежде.

Цель задания– развитие навыков быстрых зарисовок, чувство пропорций, умение обобщить изображаемую форму и выявить конструктивные особенности, выявить в зарисовке характерные позы и движения фигуры человека.

Задачи и последовательность выполнения. Зарисовка – быстрый рисунок ( не более 1,5 часа), набросок – очень быстрый рисунок (не более 10 мин.). Упражнения по зарисовкам и наброскам должны выполняться регулярно и целенаправленно в соответствии с конкретной задачей и с учетом освоения предыдущих заданий. Наброски могут быть как линейными, так и тональными. Выбор зависит от поставленной задачи и опыта в работе с тем или иным графическим материалом. Необходимо экспериментировать, выполняя наброски различными материалами, что придает наброскам разнообразие и характерную выразительность. В наброске необходимо успеть выявить только самое основное: движение, пропорции, характер силуэта фигура и деталей, тональное отношение основных пятен, главные, характерные складки одежды. Общее время на выполнение зарисовок–20 ч.

Материал – бумага для рисования формата А-4 или А-3, блокноты для зарисовок, графитные карандаши 3В-6В, угольные карандаши, фломастеры.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.

а) основная литература:

N

п/п

Наименование дисциплины (модуля) в соответствии с учебным планом

Автор, название, место издания, издательство, год издания учебной и учебно-методической литературы,

количество страниц

Количество экземпляров в библиотеке МГСУ

Число

обучающихся, воспитанников, одновременно изучающих дисциплину

(модуль)

1

2

3

4

5

1.

Архитектурный рисунок и графика

Н.Г. Ли «Основы учебного академического рисунка», М.: ЭКСМО 2012г. —

479 стр.

100

75

2.

Архитектурный рисунок и графика

В.Н.Жабинский, А.В.Винтова «Рисунок». Учебное пособие М.: Инфра-М, 2009г. – 255 стр.

25

75

3.

Архитектурный рисунок и графика

В.Н. Ткачев «Архитектурный дизайн»

М.: Архитектура – С, 2009г. – 350 стр.

18

75

б) дополнительная литература:

1. С.В. Тихонов, В. Г. Демьянов, В. Б. Подрезков « Специальность архитектура. Рисунок» — репринт. изд. – М. : Архитектура – С, 2004 г., 11 экз.

2. И. П. Мясников «Рисунок» — М.: изд-во АСВ, 2007 г., 120 экз.

в) учебно-методическая литература для самостоятельной работы студента:

1. Н Г. Ли «Основы учебного академического рисунка», М.: ЭКСМО 2012г

2. В.Н.Жабинский, А.В.Винтова «Рисунок». Учебное пособие М.: Инфра-М, 2009г.

3. В. Н. Ткачев «Архитектурный дизайн» М.: Архитектура – С, 2009г.

4. М.И. Макарова, «Практическая перспектива» — М.:Академический проект 2005 г.

5. Н.П. Бесчастнов «Графика пейзажа»- М.: ВЛАДОС, 2005 г.

6. О.В. Осмоловская, А.А. Минаков «Рисунок по представлению», М.: Архитектура – С, 2008г

г) ресурсы информационно–телекоммуникационной сети Интернет необходимые для освоения дисциплины, в том числе ресурсы дистанционной связи студента и преподавателя для информационной поддержки образовательного процесса:

Базы данных – использование ресурса Internet.

д) программное обеспечение и информационные справочные системы:

studfiles.net

«Наброски с фигуры человека». 6-й класс

Разделы: МХК и ИЗО


Цели урока:

  • Познакомить учащихся с художественными приемами выполнения наброска.
  • Научить анализировать пропорции анатомического строения тела человека.

Задачи:

  1. Обучающие – обучить приемам изображения.
  2. Развивающие – развивать композиционное мышление, образное воображение, логическое мышление.
  3. Воспитывающие – воспитывать любовь к изобразительному искусству.

Оборудование.

Для учителя:

  • методические таблицы:
    • Пропорции человека,
    • Наброски фигуры человека,
    • Динамическая модель фигуры человека,
    • «Живая модель» – ученики из класса,
  • бумага А3, уголь.

Для учащихся: бумага, мягкий карандаш, ластик.

План урока:

  1. Организация – 1 минута.
  2. Объяснение нового материала – 10 минут.
  3. Педагогический рисунок – 2 минуты.
  4. Практическая работа учащихся – 25 минут.
  5. Обсуждение работ, выставка – 5 минут.
  6. Задание на дом – 2 минуты.

Ход урока

Учитель: Ребята, расскажите, что вы знаете о набросках в изобразительном искусстве? (Возможные ответы детей: быстрый рисунок; рисунок, передающий самое главное в объекте изображения; быстрое изображение отдельной части натуры.) Набросок является средством выражения первоначального впечатления от восприятия натуры. Полезно рисовать на улице, в учреждениях, в гостях. Помимо накопления впечатлений, такое рисование развивает умение «видеть» действительность, подмечать характерные особенности предметов, явлений.

Сегодня мы с вами будем выполнять наброски фигуры человека с натуры в положении «сидя».

Учитель: Давайте посмотрим наброски известных мастеров: И. Е. Репина <рисунок 1, 2> и В. А. Серова <рисунок 3, 4>.

Рисунок 1 Рисунок 2
Рисунок 3 Рисунок 4

Учитель: Ребята, а какими художественными материалами можно выполнять наброски? (Возможные ответы: карандашом, углем, акварелью, гуашью, пером, тушью, фломастером.)

Чтобы правильно выполнить рисунок нам с вами необходимо провести анализ конструктивно-анатомического строения натуры и пропорциональных отношений частей тела. Нам помогут методические таблицы:

Динамическая модель Каркас фигуры

1) Учитель приглашает одного из учеников (мальчика) в качестве модели для позирования.

Основой формы туловища служат позвоночник и грудная клетка. К туловищу с помощью плечевого пояса присоединяются кости рук. С помощью тазового пояса к туловищу присоединяется скелет ног, состоящий из бедра, голени и стопы.

При определении пропорций используют единицу меры, равной высоте головы. В нашем случае голова укладывается во всей фигуре приблизительно 6-7 раз.

2) Учитель демонстрирует последовательность выполнения рисунка фигуры.

Педагогический рисунок Ильин С. В.

Учитель: Определяю общее расположение на плоскости листа бумаги. Провожу линию, определяющую движение фигуры, ее характер. На ней отмечаю основные пропорциональные отношения головы, шеи, груди, таза, рук, ног. Далее прорисовываю очертания всех основных частей фигуры школьника.

3) Учащиеся выполняют два наброска с фигуры мальчика. Во время выполнения учащимися рисунка подхожу к рабочим местам для помощи. Осуществляю контроль за правильностью ведения рисунка <рисунок 5, 6>.


Рисунок 5


Рисунок 6

4) Обсуждение выполненных рисунков. Отмечаем наиболее выразительные, точные рисунки. Уделяем внимание недостаткам, погрешностям. Учитель дает пожелания и рекомендации ученикам относительно ведения работы над наброском <рисунок 7, 8, 9, 10>.


Рисунок 7


Рисунок 8


Рисунок 9


Рисунок 10

5) Дома выполнить наброски с натуры родственников, изучить пропорции фигуры человека.

Этапы урока Что делают
Учитель Ученики
1 Объясняет материал, задает вопросы. Внимательно слушают, отвечают на вопросы.
2 Выполняет набросок с натуры. Комментирует свои действия. Внимательно смотрят и слушают.
3 Осуществляет контроль, помогает учащимся. Изобразительная деятельность.
4 Проводит анализ выполненных работ вместе с учащимися. Высказывают свое мнение, отвечают на вопросы.
5 Поясняет домашнее задание. Записывают в дневник.

При подготовке урока был использован материал учебника «Изобразительное искусство 6 кл.» автор Ломов С. П.; «Рисунок. Наброски и зарисовки» автор Кузин В. С.

22.04.2013

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Рисование и живопись: Наброски

Раньше я очень не любила делать наброски. Почему-то считается что студент по умолчанию должен уметь делать наброски и не испытывать тоскливой паники прочитав в листе с заданием: 50 листов набросков одетой фигуры в движении. Однако, у меня наброски чаще всего получались лохматыми и унылыми, поэтому я исспользовала набросок только в качестве подготовительной работы для основного рисунка.    Сказать что такая ситуация меня огорчала — значит не сказать ничего.

  А вот на прошлом семестре нам — о чудо! — не только показали и рассказали как правильно делать наброски, но и даже выдали методичку, и задали 70 листов домашнего задания по 5 набросков на каждом. Так вот, оказывается если следовать определенной методике, все получается очень быстро, красиво и четко! Я наконец поняла как можно использовать наброски для пополнения творческой коллекции интересных характеров, динамичных и сложных поз и просто впечатлений. Здорово раскрепощает мозг, перестаешь циклиться на собственноручно выработанных канонах изображения — легче увидеть суть и форму.  Кстати, освоив эту технику избавилась от страха рисования в блокнотах — раньше они просто лежали, а я боялась что испорчу хорошую вещь и не трогала их вообще.





Зато когда сдавала зачет, два листа с моими набросками забрал преподаватель со словами, что очень уж они классные:) Так что я воспряла духом и теперь точно уверена, что эта чудо-техника поможет мне не раз.


Основные ошибки и трудности возникают когда встает задача сделать точный набросок в крайне ограниченный промежуток времени (подвижное животное в зоопарке или человек в транспорте). Поэтому особенно важно заранее выделить главное,  не раздумывая об этом в процессе работы. Нам повезло что в принципе все люди устроены одинаково, животные по большей части тоже.  Суть в том, чтобы рисовать только самое главное, сразу же отбрасывая все лишнее.  Конечно, нас гораздо больше интересует движение фигуры, ее динамика, чем узор у нее на шарфике.  Если бы было наоборот, мы бы рисовали набросок шарфикаJ.  Поэтому основным в наших набросках будет именно линия движения, с которой начинается  (и к которой по сути сводится) работа над изображением.  При выполнении набросков не требуется подробная прорисовка деталей, необходимо быстро передать общее движение, пропорции основной массы тела, а также характерный силуэт. Это развивает способность целостного видения.


когда речь идет об одной линии, нельзя не вспомнить мастера:)



1. Шаг первый. Схематичное рисование.
Чтобы быстро и точно изобразить объект (человека или животное) нужно точно знать, что у него откуда растет. Для этого удобно разбирать фигуру на составные части. (У нас это называется бодрым словом «расчлененочка»)






Мы, например, делали такое упражнение: берем фотографию человека в сложной позе. Строим его по классической схеме:
1. основная ось
2. линия движения фигуры (здесь следим, чтобы опорная точка и центр тяжести фигуры были на  линии основной оси — если эта фигура стоит). обычно — примерно позвоночник и опорная нога.
3. Начинаем т.н. сквозное, объемное, линейно-пространственной построение.
— намечаем скелет (бочонок грудной клетки, конус таза, руки-ноги палочками с отмеченными кружками сочленениями)
— наращиваем мяско, показывая объем в нужных местах овалами.
4. уточняем линии.
А потом рядом по уже изученной схеме рисуем линейный набросок этой же фигуры.  Отличное упражнение по-моему.







2. Виды набросков.
Наброски могут быть линейные или тональные. В идеале если вы начали заполнять лист линейными набросками, то придерживаться необходимо какого-то одного вида. Как показывапет практика, это не только не обязательно но и мешает. Мне часто бывает интересно изобразить объект сначала пятном, потом линией. Часто натура просто требует, чтобы два этих вида сочетались. Техника и настроение линейных и тональных набросков различны, они требуют разных материалов.
 Линейные наброски передают движение  и характер объекта двумя-тремя линиями. Для них хорошо подходят карандаши, фломастеры, маркеры — все что помогает создать точную и живую линию.






С пятновыми все сложнее и интереснее. Контраст пятна и фона определяет границу, исполняющую функцию линии. динамика и форма пятна должна передавать характер объекта. Здесь и с материалами разнообразнее: мягкий материал (уголь, мел, пастель и т.д.), маркеры с широкой линией или даже тушь (кистью). С тушью работать мне понравилось больше всего, особенно для создания набросков животных.


замечательная коза от  late_night_trip






Мой кот Заяц, который мне одинаково нравится что пятном, что линией:)





3. Последовательность работы.

1.  изучаем натуру, внимательно ее разглядывая. Анализируем, выбираем удачный ракурс, позу, момент.

2. Продумываем расположение набросков на листе.  Все персонажи на листе должны либо смотреть на зрителя либо быть повернутыми в центр листа. Так же нужно следить, чтобы пространство листа было заполнено равномерно.  Это помогает выработать аккуратность и навыки композиции.  (Перед нами стояла задача закомпоновать 5 набросков на листе А4. У меня набросков на лист влазит значительно больше, пустые места  между фигурами я заполняю более мелкими деталями, так что лист в итоге забивается довольно плотно. Еще я поняла, что лично мне гораздо удобнее брать для набросков листы А3. На этом формате не всегда удобно работать на улице, но если просто тренеруешься дома, рисуя с интересных фоток, то это выгоднее. На улице же все равно рисовать получается в блокноте, так что о строгом формате речь все равно не идет.) Начинать работу следует в верхнем левом углу листа.


3. наброски людей:

Общая форма тела человека намечается последовательно: вначале намечаются место и размер головы, затем быстро продлевают линию от головы до пяток, то есть одной линией намечается движение всей фигуры человека. Затем быстро и уверенно уточняются общий контур силуэта фигуры и положение ног.  В наброске для нанесения тонального пятна применяется сплошная заливка всей силуэтной формы. Хотя это и не обязательно – иногда очень интересно бывает разделить рисунок на полностью черные и белые пятна.




наброски животных:

Две-три быстро нанесенные легкие линии  (либо же пятна) должны сразу определить место, размер и общую массу формы. Общая форма тела намечается последовательно: вначале наиболее крупная часть формы — туловище, затем ноги. Одной линией/пятном (от хвоста до лопаток) намечается движение всей массы туловища. Затем быстро и уверенно уточняются общий контур туловища (до лопаток) и положение ног. Голова и шея изображаются в последнюю очередь. Чтобы определить место и размер головы, быстро продлевают линию позвоночника от лопаток до кончика носа. Контурная линия при этом может быть не замкнутой, прерывистой, а иногда и совсем исчезнуть.


снова  late_night_trip



Даже следуя этой технологии, наброски у всех без исключения получаются очень разные.  Я люблю на одном листе сочетать различные материалы и техники, это делает работу очень живой . получается красивым не только каждый набросок в отдельности, но и весь лист воспринимается как целостная картина. Кто-то например любит наоборот сначала наметить четкое месторасположение набросков на листе, чтобы выстроить четкую композицию, сохранить пространство между рисунками.  В общем, интереснее чем рисовать самому  может быть только сравнивать, как получилось у другихJ. Мы с одногруппниками целый час перед сессией разглядывали друг у друга листы с набросками, наперебой восхищались и каждый взял себе на заметку что-нибудь интересненькое.


to-drawing.blogspot.com

Comments