Как рисовать прялку поэтапно карандашом: Как нарисовать прялку 5 класс поэтапно карандашом


13.09.2019 Facebook Twitter LinkedIn Google+ Карандашом


Содержание

Как нарисовать прялку 5 класс поэтапно карандашом

ИЗО. 5 класс. Тема: Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка. По программе Б.М. Неменского

Рисунок прялки. Ученица 5 класса — Люба.

Все рисунки, творческие поделки ученики складывают в творческую папку (папка с файлами). Это папка Любы.

Работы Ярослава, ученика 5 класса.

Ярослав поведал на уроке очень интересную информацию: число городков указывает на количество детей в доме. Это он узнал в музее.

Домашнее задание Ярослава. (Надо было придумать образное решение рукоятей ковшей — черпаков и наливаек).

Домашнее задание Любы.

Сейчас сложно представить, сколько времени и труда нужно было затратить, чтобы соткать один аршин холста. Нитки пряли из льняных волокон, а для теплой одежды – из овечьей шерсти. Работы начинались ранней весной: сеяли семена льна, проросшие всходы в начале июня пололи, а в августе лен поспевал, и его выдергивали руками с корнем.

Потом лен обмолачивали, а стебли выстилали: раскладывали в поле тонкими слоями и оставляли на всю осень. Вымоченные дождями стебли становились мягче. Затем лен высушивали, мяли, трепали. Мягкая сердцевина шла на нить.

Чтобы сделать волокно еще мягче его несколько раз прочесывали гребнями. Подготовленное таким образом волокно – кудель пряли: вытягивали и скручивали в нить. Прядение начиналось осенью и продолжалось всю зиму. Маленькие замершие окна избы пропускали мало света. Поэтому неизменным спутником пряхи была горящая лучина.

Ручное прядение было очень медленным, малопроизводительным. Чтобы приготовить себе приданное, девушка должна была прясть и ткать с 6-8 лет. В музейных коллекциях хранятся маленькие детские прялки.

Таким образом, прялка была верной спутницей крестьянки на протяжении всей ее жизни. Прялка была не только орудием труда, но и произведением искусства: чтобы скрасить тяжелый труд, ее украшали резьбой по дереву, цветистой росписью, а иногда резьбой и росписью одновременно.

В росписи удивительным образом соединились сказочность и реальность… Очень интересно, как строится композиция росписи, как связывается она с конструкцией прялки, как согласуются цвета. Часто прялка была подарком: жених дарил прялку невесте, отец – дочери, муж – жене. И каждый хотел сделать подарок на радость и удивление. Тут творческая фантазия мастера не имела границ. Прялка становилась гордостью ее владелицы, передавалась по наследству от матери к дочери, от бабушки к внучке.

Прялки были сплошные, из корневища или ствола дерева, составные, у которых столбик-стоячок вставлялся в донце.

Русские прялки разнообразны: их различают размеры, форма лопасти, ножки декоративные украшения. На белом море вырезали прялки с тонкой ножкой, напоминающие своей хрупкой формой весло; в Поволжье были распространены стройные многоярусные прялки-“башенки”. В каждой области прялки отличались своими особенностями. Сколько солнечных розеток в резном декоре прялок Русского Севера! Интересно то, что мотив солнца пронизывает не только орнамент, но и саму конструкцию прялок.

В верхней части это разные выступы – “городки”, обозначающие путь солнца по небосводу, в нижней части боковые выступы – “серьги” – символы восходящего и заходящего солнца; на ножке прялки изображение ночного, подземного солнца. На поверхности лопасти прялки можно увидеть изображение ромбиков или квадратов. Это символы земли, которая иногда представлена сценками из жизни людей. Древние образы продолжают жить в творениях крестьянских мастеров, повествуя о круговороте солнца, о смене дня и ночи, о человеческой жизни, о вечном порядке и гармонии космоса.

Ах ты прялица – прялица моя,
Я не выброшу на улицу тебя.
Буду прясти, попрядывати,
По беседочкам побегивати.

Интересный предмет, старинная русская прялка. А знаете ли вы как она выглядела? Сегодня не составит труда открыть поисковую строчку в интернете и взглянуть на картинки. Здесь вам будут предоставлены на обозрение самые старинные прялки, которыми пользовались издавна. Но в историю мы вдаваться не будем, потому как задача совсем иная.

Как нарисовать прялку поэтапно?

Рассмотрим совсем простой вариант, с которым вполне может справиться ребенок.

Если смотреть слева направо, то на первой картинке мы увидим набросок нашей будущей прялки. Он очень напоминает зеркало с рукояткой, но это лишь на первый взгляд. Далее мы добавляем в наш рисунок изящности, украшая форму “ручки” и верхнюю часть. Затем вырисовываем узоры. Кстати, здесь можно дать волю фантазии. Не обязательно срисовывать всё точь-в-точь с шаблона.

И заканчиваем свою картинку узором посередине старинного русского приспособления.

При рисовании, используйте простой карандаш, чтобы можно было при необходимости и желании что-то подкорректировать, стерев не нужные контуры ластиком.

Не давите сильно на карандаш так как на бумаге будут оставаться заметные следы, которые после исправления и завершения рисунка могут бросаться в глаза.

Описание презентации по отдельным слайдам:

РУССКИЕ ПРЯЛКИ Урок ИЗО в 5 классе

В низенькой светелке Огонек горит, Молодая пряха Под окном сидит, Молода, красива, Карие глаза, По плечам развита Русая коса. Русая головка, Думы без конца… Ты о чем взгрустнула, Девица-краса?

Люди труда в старину думали о том, чтобы предметы производства и быта были красивыми. Эти художественно, со вкусом изготовленные прялки свидетельствуют о стремлении народа к прекрасному.

Прялка – орудие для ручного прядения. Она состояла из вертикального стояка –ножки с лопаской, к которой привязывалась кудель для прядения, и донца – горизонтального сиденья для пряхи. В верхней части резные выступы — «городки» обозначают путь солнца по небосводу, в нижней части боковые выступы – «серьги» – символы восходящего и заходящего солнца.

сплошные, из корневища или ствола древа составные, у которых столбик стоячок вставлялся в донце. Прялки были

«В избушке распевая, дева Прядет, и зимних друг ночей, Трещит лучинка перед ней»,- писал А.С.Пушкин.

Среди многих работ, которые выполняли крестьянки, прядение и ткачество были самыми трудоемкими. Напрясть и наткать надо было на всю семью, да еще и подати уплатить холстом.

Вот и сидели женщины за прялкой долгие зимние ночи. Прядение начиналось обычно в конце ноября и продолжалось всю зиму. Ручное прядение было очень медленным, малопроизводительным.

Чтобы приготовить себе приданое, девушка должна была прясть и ткать с 6-8 лет.

Самая искусная пряха, работая от зари до зари, могла напрясть в день не более трёхсот метров пряжи. А чтобы получить хотя бы 15 метров ткани, нужно было изготовить не менее 20 тысяч метров пряжи!

Прялка была не только орудием труда, но и произведением искусства: чтобы скрасить тяжелый труд, ее украшали резьбой или росписью.

Искусство изготовления прялок переходило по наследству. Часто прялка была подарком: жених дарил прялку невесте, отец – дочери, муж – жене. Подарок каждый хотел сделать на радость и удивление. Тут творческая фантазия мастера не имела границ. Прялка становилась гордостью ее владелицы, передавалась по наследству от матери к дочери, от бабушки к внучке.

Сверкающая золотом прялка – свадебный подарок жениха невесте. Свадебную прялку для невесты расписывали по — особому. Были прялки, где роспись выклеивали золотом, что означало силу жениховских чувств да ещё писали дарственную надпись. Такую прялку женщина особенно берегла.

На некоторых прялках есть именные и дарственные надписи. К примеру надпись: «Сия прялка Авдотьи Степановны. Кого люблю, тому дарю…»

Над прялкой трудилось два мастера: один вырезал ее из дерева, другой украшал росписью.

Рисунки живописцы не придумывали, а изображали то, чем жили, что волновало их. Одни сплошь покрыты цветами и листьями, на других – бытовые сценки, а иногда на одной несколько сцен.

С прялками ходили на посиделки, или супрядки — деревенские вечеринки. Там девушки усаживались на лавки, начинали прясть, затягивали песни. А там у кого прялка красивее, тому и чести больше.

Вскоре в избу приходили парни. Изба быстро заполнялась народом, работа чередовалась с песнями, играми и плясками.

Непряха», «неткаха» — это были крайне обидные прозвища для девочек-подростков. «Непряхе» здесь не на что было надеяться, будь она хоть первой красавицей. Начать веселье, не завершив «урока», считалось немыслимым делом.

Красивая прялка была гордостью владелицы. Она несла её на вечеринку, держа за ножку так, чтобы все видели резной или расписной наряд прялки.

Кажется, что каждая прялка наделена своими индивидуальными чертами, имеет свой неповторимый характер. Типы прялок сложились в далёкие времена. На Руси два основных типа прялок: Гребни с донцами Прялки с лопастями

На каждой сравнительно небольшой территории была своя форма прялки, свои приёмы украшения.

Вологодская губерния., XIХ в. Прялки Русского Севера (Вологодская, Архангельские области) славились своей резьбой и росписью. В узорах повторялись древние символы солнца, звёзд, земли, водной стихии, квадраты, ромбы, зубчатые и прямые линии. В Поволжье были распространены стройные многоярусные прялки- «башенки».

Прялка с Сирином. Русский Север, 19 век Прялка «с ожерельем». Вологодская губерния, 20 век

А теперь, давайте распишем каждый свою прялку с использованием знаний о русском традиционном орнаменте и его символике.

Разгадайте кроссворд По горизонтали: 1. Стержень для навивания средней нити. 2. Приспособление, к которому привязывался кудель для прядения. 3. Вертикальный стояк с №2. По вертикали: 4. Орудие для ручного прядения. 5. Боковые выступы в нижней части №5 — символы восходящего и заходящего солнца. 6. Горизонтальное сидение для пряхи. 7. Резные выступы в верхней части №5, обозначающие путь солнца по небосводу. 7 4 5 6 1 3 2

ПРОВЕРЬ СЕБЯ! Г О Р П С Д О В Е Р Е Т Е Н О Д Я Р Н О Ж К А Л Ь Ц И Л О П А С К А Г Е А И

БЛАГОДАРЮ ВСЕХ ЗА УРОК! молодцы!

  • Елисеева Ирина АнатольевнаНаписать 9240 22.08.2016

Номер материала: ДБ-161840

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Урок по изобразительному искусству «Мы рисуем прялку», 5 класс

Комитет по вопросам образования

Муниципальное общеобразовательное учреждение

гимназия №9

Конспект

урока изобразительного искусства в 5 классе

тема урока: «Мы рисуем прялку»

Калугина А. Н.

учитель II квалификационной категории

Березники, 2015 г.

К народным традициям должно

быть величайшее внимание, их надо

изучать и воспринимать всей душой,

их надо осваивать.

А.Б. Салтыков

Пояснительная записка

Декоративное искусство имеет немало важное значение в развитии и воспитании учащихся. Основными задачами данного урока являются:

  • Эстетическое восприятие действительности и художественное восприятие произведений декоративно-прикладного искусства, знакомство с разными видами прялок;

  • Развитие изобразительных навыков;

  • Развитие творческих способностей, трудолюбия, аккуратности, умения использовать полученные знания об орнаменте в украшении модели прялки;

декоративно-прикладного искусства дети осваивают их образный язык, открывают для себя смысл, который несут декоративные элементы и благодаря которому ему становится художественной

Декоративно – прикладное искусство огромно и разнообразию, как окружающий нас мир.

На уроке дети открывают для себя красоту и традиции этого удивительного искусства. На уроке дети знакомятся с совершенно особым образным языком декоративного искусства. Освоение его дает возможность увидеть и понять особую красоту предмета, его декора, задуматься о смысле, который он выражает. Образному языку декоративно-прикладного искусства свойственны обобщенность и плоскостность изображения, художественная условность, орнаментальность.

Здесь по иному используются художественные средства: форма, объем, линии, ритм, цвет, фактуры.

Все природные мотивы – птицы, цветы, растения, животные, человек и т.д. – в декоративном искусстве выглядят иначе, чем в реальности: они всегда преобразованы фантазией художника в выразительный, обобщенный образ без мелких деталей и подробностей.

Изображения и цвет часто имеют символическое значение: например, красный цвет в русском народном искусстве – символ жизни, белый цвет- символ чистоты, конь – знак солнца и т. д.

Знакомясь на уроке с разными произведениями

5 класс

Тема урока: «Мы рисуем прялку»

Цель урока: Развивать умения выразительно строить декоративную композицию прялки на основе стилизация форм растительного и животного мира. Формировать художественные знания, умения и навыки передачи пропорции при изображении предмета и характера формы прялки. Воспитывать у школьников любовь и интерес к русскому народному декоративно-прикладному искусству.

Оборудование к уроку: Выставка изделий из дерева (туесок, шкатулка, прялка, коромысло, кукла оберег)

На доске: репродукции с изображением разных по характеру украшений прялок.

Словарь: кудель, прялка, пряха, лопасть, гребень, донце, веретено, супрядки.

Музыкальный ряд: народные песни.

План урока

  1. Сообщение темы урока.

  2. Беседа о прялках.

  3. Объясните задания.

  4. Самостоятельная работа учащихся выполнение эскиза росписи прялки.

  5. Подведение итога, выставка работ учащихся.

Ход урока

Учитель: Ребята, сегодня наш урок мы посвящаем прялке. Знакомимся с ее историей, особенностями и выполняем эскиз прялки.

В крестьянском обиходе на протяжении многих столетий дерево служило основным материалом, из которого делали и оружия труда и предметы повседневного быта. Из них лучше всего сохранились прялки и это неудивительно.

Прялка была верной спутницей крестьянки на протяжении всей жизни – от юности до глубокой старости.

Прялку бережно передавали из поколения в поколение, от матери к дочери, от бабушки к внучке. С прялками девушки ходили на посиделки, или супрядки, — веселые вечеринки. Там девушки усаживались на лавки, начинали прясть, пели песни.

Прялке посвящалось много песен, сказаний, легенд А.С. Пушкин писал:

«В избушке, распевала, дева

Прядет, и зимних друг ночей,

Трещит лучинка перед ней…»

Красивая прялка была гордостью владелицы. А мастера делавшие прялки, вкладывали в них все свое умение и сноровку.

Давайте рассмотрим, из чего состоит прялка. Прялка состоит из вертикальной лопатки с гребнем, к которому прикреплялась кудель (шерсть или лен), и из горизонтального донца, на котором сидела пряха, наматывая спряденную нить на веретено.

По своей конструкции прялки делятся на два вида сплошные (или корневые), созданные целиком из корневища дерева, и разъемные, когда лопасть с гребнем вставлялась в донце.

Прялка была орудием труда, но и произведением искусства: ее украшали росписью или резьбой. В украшении прялки использовались элементы растительного или геометрического орнамента. Почти каждый элемент орнамента несет определенный смысл, символ и если знать значение этих символов, можно прочитать рассказ.

Например:




              • Ромб – знак поля, точка в поле – «зерно», а в целом – символ «засеянного поля»


              • Розетка, круглая внутри спираль или розетки, напоминающие цветок означают символ солнца.

Иногда крест помещают в круг, это напоминает колесо, и символизируют движение солнца по небосводу. Знак солнца означает благополучие.

В украшении прялок можно встретить изображение птицы Сирин – это древний символ пожелание счастья. Если невесте на свадьбу дарили прялку с изображением птицы, значит, ей желали счастья в браке.

А изображение оленей и коней — символ природных стихий.

Типы прялок сложились в древние времена. На каждой территории была своя форма прялок, свои приметы украшений.

У нас в кабинете небольшая выставка прялок. Ни одна из них не повторяет другого, каждая имеет свой характер. Откуда же такие красавицы? Давайте послушаем историю этих прялок. Дети читают сообщения о прялках.

Ученик 1:

Роспись, называемая пермогорской (в соответствии с названием бывшего волостного цента Красноборского уезда), — одна из наиболее известных среди многочисленных двинских росписей.

Пермогорские прялки – корневого типа с большой лопатообразной лопастью, завершающейся пятью или семью круглыми или копьевидными гладко окрашенными «городками». Внизу на лопасти имеются по две «серьги» (чуски на местном диалекте), расположенные по обе стороны высокой ножки, переходящей в основании прялки.

Роспись лицевой стороны лопасти разбивается на две. Верхняя – большая часть – всегда традиционный сюжет: птица Сирин в ветвях древа. Древо это порой трудно разглядеть в хитроумно переплетенных цветущих побегах, усеянных красными зелеными, желтыми цветами и листами. Но если вглядеться получше, можно увидеть, что ветви его, написанные пером (что позволяет отнести эту роспись к графичным), начинают расти из одного стебля, иногда с небольшой треугольной «горки». Птица Сирин чаще всего заключена в круг и расположена или в середине древа, или под ним.

В нижней части прялки помещается сюжетная композиция с катанием, чаепитием, посиделками и т.д. Как известно, прялка сопровождала русскую крестьянку всю жизнь, с шести-семи лет и до глубокой старости. но наиболее красивую прялку она получала в подарок от отца или от отца или от жениха, будучи невестой. И эта прялка с изображением на ней картинами мирной крестьянской жизни вместе с парящей птицей – птицей счастья, являлась как бы пожеланием счастливого замужества.

Ученик 2:

Центром, где производились изделия с подобным орнаментом (прялки, коробейки, ваганы, ложки и т.д.), была деревня Палащелье в среднем течении реки Мезень. По имени реки эту роспись принято называть мезенской. Мезенская роспись очень архаична. Ее геометрические орнаментальные мотивы во многом созвучны декору керамических изделий неолита.

Восприятие зрителем росписи прялки происходит как бы от общего к частному. приближаясь к прялке, мы видим ее лицевую сторону, расписанную строго традиционно: два ряда коней и оленей в середине, косые кресты, символизирующие солнце, и стати птиц наверху, окаймленные полосами геометрического узора. И, кроме того, бесчисленное множество дополнений: косых крестиков, завитков, штрихов. Если вглядеться в этот ковер, взору представляется вся вселенная в миниатюре: наверху – мир небесный, наполненный солнечным светом и пением птиц, затем мир земной с населяющими его животными и, наконец, твердь земли, изображения в виде плотной полосы геометрического орнаментов.

На тыльной стороне прялки изображались бытовые сюжеты. Судя по обилию в геометрическом декоре символов, олицетворяющих силы природы и являющихся оберегами, не исключено, что и кони, и олени могут также являться олицетворением природных стихий, что пришло из древних славянских верований.

Таким образом, палощельские прялки являются отражением представлений человека о его месте в безбрежном, бесконечном мире могучей природы, переданным поэтичным языком символов.

Ученик №3:

Кенозерские прялки корневого типа. Они имеют большую и широкую лопасть с пятью «городками» (резное навершие прялки) и очень маленькую приземистую ножку. Снизу лопасть оканчивается двум «серьгами». Лопасть ориентирована трехгранновыемчатой резьбой с подкраской и свободной кистевой росписью растительного характера.

Наличие в центре ее плоскости резной розетки отражает связь ее декора с древнейшими пластами народного искусства, в котором основные орнаментальные элементы являются оберегами.

Академик Б.А. Рыбаков трактует построение композиции следующим образом: внизу – плотные ряды геометрической резьбы, как бы создающие изображение земной тверди, наверху и внизу «городки», изображающие суточный ход солнца вокруг земли (так представляли себе строение вселенной в древности). И на земле – цветущая растительность. Как и все русское народное искусство, убранство кенозерских прялок отражает радостное восприятие мира.

Учитель: Ребята, вот что было известно о ножках прялок. Они точные с перехватами. При покупке прялки точеные перехваты обязательно пересчитывали, приговаривая: «пряха — непряха, немытая рубаха», или «пряха – непряха, сусек – мешок». Если словом «пряха « заканчивался счет, то такую прялку брали безоговорочно, полагая, что на ней хорошо будет рабаотать. Таким образом, на ножке должно было быть не менее пяти точеных колец и яблок.

Вот оказывается, о чем могут рассказать нам прялки. Они несли в дом радость. Давайте и мы с вами будем дарить радость людям, чтобы светлее было на душе, когда они посмотрят на наши прялки.

Предлагаю вам выполнить эскиз прялки (лопасти) выбрать самостоятельно композицию из элементов растительного мира или геометрического орнамента, используя знаки символы, соблюдая закон симметрии и ритма.

(Перед работой проводится физ.минутка)

Самостоятельная работа учащихся.

Эскиз лопасти росписи прялки в альбомах. В конце урока – выставка эскизов и подведение итогов работы (беседа).

На доске висит словарь старинных слов. Повторить с учащимися какие они узнали новые слова и значение этих слов (прялка, лопасть, гребень, кудель, пряха, донце, веретено, супрядки).

Библиографический список

  1. Н.М. Сокольникова Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М.: Москва ACADEMIA, 2002 г.

  2. А. Миловский Скачи, добрый единорог. – Изд-во «Детская литература», 1982г.

  3. А.С. Хворостов Декоративно – прикладное искусство в школе. Изд-во М.: «Просвещение», 1981 г.

  4. Т.Я. Шпикалова Народное искусство на уроках декоративного рисования. Изд-во М.: «Просвещение», 1979 г.

  5. И.А. Горяева, О.В. Островская Изобразительное искусство. Декоративно – прикладное искусство в жизни человека. Учебник для 5 класса. По ред. Б.М. Неменского

  6. Худякова Л.В. Обвинская роспись. Программно- методический комплекс. Пермь, 2000 г.

Приложения

«В избушке, распевала, дева

Прядет, и зимних друг ночей,

Трещит лучинка перед ней…»


Мезенская роспись. Лопасть прялки.


Мезенская роспись. Прялка.


Пермогорская роспись. Прялка.



Пермогорская роспись.

Пермогорская роспись. Птица Сирин.


«Мать сыра земля»


«Засеянное поле»


«Дождь»


«Движение солнца по небосводу»



Символы природных стихий

Старинные Прялки, как произведения искуства

 

Пожалуй, ни одно орудие крестьянского труда не украшалось так многообразно, любовно, как прялка. Дух захватывает от силы народной фантазии и искусства, когда видишь резные, инкрустированные (даже зеркальцами!) расписные (даже по торцам!), гребневые, теремковые, светлые и темные, детские и взрослые прялки, прялицы, пресницы всех уголков России!

Конечно, такой затейливый предмет не только украшал крестьянскую избу, но и согревал душу неутомимой пряхе, в полном смысле скрашивал бесконечный монотонный труд.
Прялка была ценным подарком: отец дарил ее дочери, жених – невесте, муж – жене. В некоторых местах, по обычаю, жених должен был изготовить прялку собственноручно, а старую родительскую сломать в знак помолвки.

 

 

Многие прялки в добавление к росписям содержали дарственные надписи типа «Кого люблю того дарю», советы, поучения: » Пряди, прялку береги, за отца бога моли». Или вот такое: «Пряди, моя пряха, пряди нелениса» или тут же можно было прочесть лукавый ответ: «Я бы рада пряла, меня в гости звали» (орфография сохранена).

 

 

Почти все  народные росписи по дереву пришли к нам с прялок.
Надо сказать, что прялочные поверхности не так уж и простые: и «башенки» сверху, и «серьги внизу, и бока резные, и стояк с «яблоком».

Грязовецкие прялки

Именно эта обманчивость подводит многих начинающих художников. Особенно, если стараются повторить какой -нибудь образец росписи, взятой из книжной иллюстрации – фрагмента. Эта «точная копия», перенесенная на доску, часто становится чуть ли не пародией.
И все потому, что горе-художник не видел всего образца. Поэтому очень важно посещать музеи и выставки, осматривать предметы со всех сторон.

Это, кстати, поможет и тем, кто судит народное искусство как в некотором роде примитивное, неаккуратное, небрежное и тем самым прощает эти огрехи себе. Когда видишь большую поверхность прялки в натуре, во всех ракурсах, то мыслей о неточностях и небрежностях уже не возникает, а восхищенно думаешь:»Дорасти бы до такой простоты!»

А сейчас познакомимся с устройством прялок.

Они были двух типов: с гребнем и с лопастью.
Гребневые бытовали в центральных, южнорусских губерниях и в Поволжье. А с лопастями – на Севере, а также в центральных губерниях, на Урале, в Сибири, на Алтае.
«На осине сижу, сквозь клену гляжу, березу трясу» – эта старинная русская загадка о прялке полностью описывает, из чего она была сделана.

Прялки. Кистевая роспись

Донца вырезали из осины или липы, гребень делали из твердых пород, чаще всего из клена, ну а веретено было березовым.

Прялки 19 века. Вологодская область

Прялки-гребни были разборные и состояли из двух деталей, самого гребня и донца (гузно, подгузок, дно) куда он вставлялся.

На нижней Вычегде существовала иная роспись. На лопасти прялок по киноварному, или ярко-синему фону наносился сложный растительный орнамент в виде букетов роз с пышными распустившимися цветами и зеленой листвой. Растительные мотивы наносились красным, голубым, желтым цветом с тонировкой более светлых тонов и контурной черной обводкой некоторых деталей.

Как раз такими и были городецкие прялки со знаменитыми расписными донцами.
Кажется, зачем же было так стараться над росписью, которая никому не будет видна под сидящей пряхой? Ан нет, представьте только, до чего же было красиво такое украшение (картина!) на бревенчатых стенах избы, куда его вешали, пока пряха бездействовала!

Прялки с лопастью – лопаской, личиной, головкой, пером – по-разному называли верхнюю часть таких прялок – были разборными или, что встречается чаще, сделанными из цельного куска сосны или ели с корневищем так, чтобы сразу получался и подгузок, и лопаска. Поэтому такие прялки назывались «копылками», «корневухими».

Прядение и ткачество были самыми трудоемкими из всех видов работ, падавших на плечи крестьянки. Почти пять месяцев в году, с ноября по март, проводила она за прялкой.

«В избушке, распевая, дева
Прядет, и, зимних друг ночей,
Трещит лучинка перед ней» —

Писал Александр Сергеевич Пушкин.

Работа пряхи часто продолжалась за полночь, и приходилось пользоваться лучиной, вставив ее в светец, рядом с которым (в противопожарных целях) стояла бочка с водой. На лавку рядом ставили лукошко с клюквой. Потому что кислая клюква способствовала выделению слюны, которой пряха время от времени смачивала нить.

«Ручное прядение было очень медленным. Обработанное льняное волокно – кудель – привязывалось к верхней части прялки – лопасти, а на сиденье прялки – донце, установленное на лавке, садилась пряха и левой рукой осторожно вытягивала из кудели нить, скручивая ее при помощи веретена. Сколько нужно было ловкости и терпения, чтобы нить получилась тонкой, ровной и прочной: чуть потянешь, сильнее – она оборвется, а чуть слабее – будет слишком толстой или неровной. Вытянув нить достаточной длины, пряха сматывала ее на веретено, и повторяла всю операцию сначала. Самая искусная пряха, работая от зари до зари, могла напрясть в день не более трехсот метров пряжи. А чтобы получилось хотя бы 15 метров ткани, нужно было изготовить не менее 20 тыс. метров пряжи!

Поэтому прясть и готовить себе приданое девушка начинала уже с 6 – 8 лет.
Веретена с напряденными нитками – мочками пряхи складывали в специальную коробку – мочесник. Стенки его были расписаны также нарядно, как и сама прялка. С мочесниками и прялками девушки ходили на посиделки, или супрядки, – веселые вечеринки. Там девушки усаживались на лавки, начинали прясть, затягивали песни. Вскоре в избу приходили и парни. Изба быстро заполнялась народом, работа чередовалась пением, играми и плясками (см. рис.). Красивая прялка была гордостью владелицы. Она несла ее на вечеринку, держа за ножку, так, чтобы все видели резной или расписной наряд прялки.

 

Интересно, что из многих сотен прялок, хранящихся нынче в наших музеях, ни одна не повторяет другую. Так и кажется, что каждая прялка наделена своими индивидуальными чертами, имеет свой неповторимый характер.
Типы прялок сложились в далекие времена. На каждой сравнительно небольшой территории была своя форма прялки, свои приемы украшения.
Прялки Русского Севера (Вологодская, Архангельская области) славились своей резьбой и росписью. В узорах повторялись древние символы солнца, звезд, земли, водной стихии – круги, квадраты, ромбы, зубчатые и прямые линии.

 

вычегда

Пряла лен, пряла лен,
Да льняное волокно.
Приходи ко мне, миленочек,
С тальянкой под окно».
Частушка, Холмолгорский район.
Росписи Северной Двины и Мезени.

Народные росписи, рожденные на берегах рек Северной Двины и Мезени, – яркое и самобытное искусство. Эти школы народного мастерства возникли в Х1Х в. Северодвинская роспись объединяет несколько крупных центров. Среди них особенно выделяются росписи пермогорская, ракульская, борецкая. Еще одна очень интересная роспись архангельского края – мезенская.

 

северодвинская прялка

северодвинская прялка

Круг бытовых предметов, которые украшала и преображала роспись, был очень широк: ковши, скобкари, блюда, солоницы, туеса, набирухи, короба, сундуки, люльки, санки и многое другое. Особенно славились богатством и разнообразием росписи прялки. Декор каждой вещи индивидуален, расположение орнамента подчинено форме предмета. Обычные предметы крестьянского быта роспись превращала в подлинные произведения искусства.
Основу пермогорской, ракульской и борецкой росписи составляют растительные мотивы, а для мезенской росписи кроме растительных элементов характерны геометрические орнаменты, удивительные птицы и тонконогие кони красного цвета. Во всех этих росписях основными выразительными средствами являются линия, контур и силуэт, а цвет дополняет изображения.

Очевидно, что все виды северодвинской росписи уходят своими корнями в древнерусское искусство: монументальную живопись, иконопись, миниатюру и орнаментику книг. Народные мастера многие приемы и мотивы книжной миниатюры перенесли в роспись.

Очень близки миниатюрам манера изображения одежды персонажей, колорит, простота и лаконичность рисунка. Многие композиционные приемы тоже взяты из книжной миниатюры и иконописи: повествовательность, соединение в одной композиции разновременных сцен и др.

 

Вологодская область

Ведущая тема северодвинской росписи – это опоэтизированная жизнь народа и родной природы.

Вологодская область

Ярославль-Столбчатые прялки

Вологодская область

северодвинские прялки

Две вепсские прялки из Бабаевского района, датируемые концом XIX – началом XX веков

Прибалтика-прялки перекликаются с русскими

Прибалтика

Украина

Городецкая прялка- донце

Архангельская область

Архангельская   область, Каргопольский район

вологда

Вологодская область

Швейка, внизу солонница

Швейка

Городецкая прялка

Городецкая прялка

Городецкая прялка

вологда

Городецкая прялка-гребень-чесало

Городецкая прялка

Веретено

вологда

Пермогорская прялка-«рассказ»

Архангельская область,

северодвинская прялка

Архангельская область,




ярославль теремковая прялка

теремковая- ярославль

вологодская область

грязовецкие прялки

гребень-чесало

Обработка волокна, прядение и ткачество:1 – часть льномялки; 2 – веретено; 3 – шиферное пряслице; 4 – гребень от прялки; 5 – гребенка для расчесывания льна, конопли и шерсти; 6 – игла для плетения; 7 – шпилька от прялки; 8 – юрок; 9 – педаль от прялки; 10 – крюк от ткацкого станка

 

 

Образы богинь судьбы часто связываются с образом нити, прялки, веретена. В народе женщины-рукодельницы, имеющие дело с полотном и нитью, также наделяются пониманием тайной природы вещей и умело используют свое знание. При помощи нити воздействуют на все сферы жизни: «какова нить, такова и жизнь».

Судьба человека воспринимается как нить, выпряденная на прялке божеством, и затем оформленная (уже человеческими руками) в виде символического шитья, магического вязания, ткачества и т.п. – с целью предначертания будущего новорожденному или же с целью корректировки уже предопределенной судьбы. Божества могут изменить судьбу человека в моменты ритуальной смерти, т.е. при инициации, замужестве, отказе от рода и пр.

 


 

Колесо прялки стало колесом времени (или же понимание цикличности процессов в природе оказалось там просто объяснить посредством вращающегося колеса) – рождения, жизни и смерти, а символ круга означал солнце, вечность, образы Бога и мира как точки отсчета. Колесо символично и цифре 0 – замкнутый круг, беспредельное, начало и конец, символ абсолюта. Узоры на прялке связывали человеческую жизнь с мифическим актом ткачества мироздания. В восточно-славянской культуре центральная часть прялки, с которой соприкасалась кудель, часто украшалась знаками-символами солнца и суточного круговорота. Колесо крутится – жизнь-нить прядется, солнышко по небу катится.

Время в мифологии осмыслялось как конкретная предметная стихия – кудель на прялке, челнок или ткань на станке богов (пример, к сожалению, «не русский», но показательный: Пенелопа, наученная Афиной, распускает натканное за день, тем самым отсрочивая время выбора, т.е. приостанавливает время, замедляет течение человеческой жизни). В некоторых традициях определенный отрезок времени так и назывался «пряжей» («бабий счет по пряже»).

 

 

Если на нити (читай – на прямом течение силы/жизни/энергии) завязывался узелок, это изменяло заданное течение. В одних случаях узелки на нитях могли выступать в качестве оберегов от болезней и вреда, в других – наоборот, свидетельствовать о наведении порчи (например, при родах). Спутывая или перекручивая нить – по аналогии переносили действие на жизнь человека, спутывая, сбивая, либо наоборот – выпрямляя. Создавая изделие, вместе в нитью вплетали свои желания, посулы, мечты. Умельцы вязания узелков на нити с целью изменения жизни/сеобытия назывались наузниками, а сами колдовские узелковые нити — наузами.
Колдовская нить прялась ради изменения (коррекции) судьбы, т.е. изменения чего-то в настоящем и будущем. Однако иногда чтобы изменить будущее, надо вернуться назад, в прошлое – в обрядовом ткачестве это выполняется кручением нити против часовой стрелки (т.е. открываются запирающие барьеры, пряха оказывается в потоке времени). В этот момент она создает новый посыл/желание, и вплетает его в ткань овеществленной реальности.

 

 

В христианизированной традиции появляются народные сказания о том, что Бог сам создал ткачество и научил женщин (вернее, прародительницу Еву) прясть.
Важность прядения в человеческой жизни нашло выражение и в делении изб на на «пряху» и «непряху (если печь располагалась при входе справа от двери ее устье было обращено к свету – изба «пряха»; если печь помещалась слева от входа – изба «непряха»).

 

Духи прядущие, ткущие, вышивающие

 

Мифические существа любят заниматься прядением и ткачеством, но чаще всего практической пользы это не приносит. «От кикиморы не дождешься пряжи» – говорится в пословице. Народная память сохранила больше историй о нехорошем «исходе» пряденья духами: видеть прядущую кикимору – к смерти в избе; когда кикимора гремит коклюшками – быть беде. Однако если за прялку садится дух (особенно в значимые дни года, благосклонно расположенный к хозяевам), последствия бывают благоприятными – дух может «напрясть» богатство, здоровье, удачу.

 

 

Чаще всего прядя, дух приговаривает и нашептывает пожелание, чаруя пряжу, домочадцев, скот. Для того, чтобы «не рисковать», старались не оставлять рукоделье на видном месте, вовремя заканчивать работу, и, по большому счету, не ссориться с духами.
В прядущих (вяжущих, плетущих, ткущих, шьющих, вышивающих) духах часто узнаваемы божества, предопределяющие судьбу, будущее. Существуют разные версии – «кто был первичен». Одни утверждают, что сначала было много мелких божков и духов, из которых выделились основные Боги. Кто-то говорит, что все было наоборот, и Богов было мало, а функций, возложенных на них – много, и постепенно эти функции дробились, передаваясь сначала младшим богам, а потом и природным духам. Другие считают, что мир вокруг живой, и все, что есть на земле отражается в «другом мире», а наоборот. В любом случае боги, духи и люди сосуществуют рядом.

 

городецкая прялка

Среди богинь-прях наиболее известна Мокошь (предположительно связь со словом «mokos» – «прядение», но этой связи обнаружить мне не удалось, зато в санскрите найдены слова mocsa – освобождение, спасение души, мокшака – разрывающая связи).

Другие версии имени – Ма-кош означает «Мать жребия” (в санскрите найдены слова kac – связывать, kac – «быть видимым, проявляться»).
Рожаницы, богини «предопределенности», вместо пряжи прядут судьбу людей, наделяя их счастливым или несчастливым уделом. Одна дева меряет жизнь, другая отрезает нить судьбы, третья, старшая, произносит слово судьбы. (Культ рожаниц постепенно сливался с культом домашних духов). Иногда рожаницам соответствуют «пряхи заговоров», локализуемых на горе (камне, на реке (море), под деревом (на столбе), где «три девицы… прядут, выпрядают, узоры набирают».

 

 

Сходные функции несли богини судьбы Доля и Недоля (Среча и Несреча).
Домовой (либо доможириха, женская ипостась домового), хранитель дома, предок рода.
Мара (призрак, привидение, наваждение, выглядящая как маленькая, «запечельная» старушка), появляется лунной ночью. Иногда она принимает вид прялочного колеса, иногда рвет пряжу и кудель, что служит определенным символом – (в образе богини смерти) мара забирает душу, покидающую тело.

 

Кикимора (вариации мара/жена домового, выглядит как женщина любого возраста с выраженным физическим уродством, связана с культом мертвых) любит прясть в одиночестве – иногда помогая хорошим хозяйкам, а нерадивым вредя.
Русалки (объединяющие в народных представлениях всех женских природных духов, а также умерших неестественной смертью женщин) любят шить. В русальную неделю им оставляли на деревьях холстину, нитки, одежду.

 

из музея в финляндии

«Лесные жены» дарят людям клубки «неубывающих» ниток.
Комоха (персонификация лихорадки) – помимо владения разными инструментами (режет ножом, точит) еще и прядет.
Параскева Пятница, после прихода на Русь христианства восприняла функции Мокоши, стала покровительницей ткачества, прядения и домашней работы. Ее образ, вероятно, слился в т.ч. сБабой Середой (помогающей прясть и белить холсты), украинской Ничкой (прядущей, особенной по пятницам, оставленные кудели).

 

из музея в финляндии

Мифическая пряха, живущая в «избушке на курьей ножке, на веретенной пятке… шелк прядет, нитки длинные сучит, веретено крутит…» (по описанию Баба-Яга, либо старуха/ведунья). Пряха веретено крутит, избушка вертится, нить в клубок скручивается – а тот клубок помогает преодолеть пространство и время герою, ищущему свою судьбу.
Женщина Иного мира, помогающая кому-то в мире человечьем – используя магические способности она оживляет тканное/вышитое полотно, творя гармонию между мирами – низшим, высшим и срединным.
Предполагается, что изначально каждый день недели связывался с существом прядуще-ткущим, даже само название «сутки» однокоренное с глаголом «ткать» – «то, что соткано» (с’тки). Месяцы года тоже зашифрованы в русской «прядельной» загадке: «Стоит дом в 12 окон/В каждом окне по 4 девицы/У каждой девицы по 7 веретен/У каждого веретена свое имя».

 

северодвинская прялка

Появление прядущих духов приурочено к определенному времени – в «переходные» моменты, когда миры оказываются близко друг к другу, прядение носит не бытовой характер, а судьбоносный. Поэтому «простым смертным» в такое время нельзя притрагиваться к магическому инструменту сотворения полотна жизни – женщины отдыхают, а богини, духи и «знающие» прядут, воздействуя на человеческую жизнь и мироздание.

В «переломное» время нельзя вить веревки, скручивать нитки, сматывать клубки, вязать узлы, плести, гнуть… Люди, не подозревающие о скрытой связи вещей (что наверху – то и внизу), могут легко разрушить хрупкое равновесие, позволяя силам хаоса проникнуть в «упорядоченный» мир, принося дисгармонию и асимметрию. Отсюда проистекают страшные истории о наказанных пряхах, пренебрегшим запретом – в их жизни либо что-то рвется, либо путается, либо выходит криво-косо, либо оказывает влияние на погоду или свою семью и рождение детей, естественно, в неблагополучном смысле.

Если же человек, вмешавшийся в процесс «плетения невовремя» понял, что рождается сейчас под его руками нечто нехорошее, должен рассечь созданную вещь на части, дабы «вернуть мироздание в исходное состояние».

 

одна из древнейших- найдена При раскопках староладожского городища  IX в

Нельзя прясть в дни солнцеворота (зимний – связывался с культом мертвых, отсюда обычай рядиться, приходить к друг другу в гости ряженными и прясть, сидя на полатях, словно бы не женщины, а кикиморы, ведя при этом разговоры о судьбе молодого поколения), на русальной неделе (переход от весны к лету, седьмая неделя после Пасхи, когда рожь зацветает), по пятницам.

 

прибалто-финские

Прядения обрядовой нити приходилось на определенные календарные даты: Введение в храм Богородицы (4 декабря), Св. Андрея (13 декабря), в канун Нового года, Св. Евдокии (1 марта), Св. Алексея (30 марта), среда 4-ой недели Великого поста, Чистый четверг, Ивана Купала или определенные дни недели. При этом отдельно оговаривались а) время суток: до восхода солнца или в течение дня или ночи; б) место прядения: на пороге дома, «на воде», на ходу, у окна; в) состав исполнителей (женщины, старухи или девочки-»недоростки», часто ни разу до этого момента не прявшие). Необходимо было и соблюдение ритуальной чистоты исполнительниц. Иногда колдовские нити пряли левой рукой с кручением веретена «от себя» (против часовой стрелки).

 

Сезон «прядения» и обработки льна начинался с наступлением зимы (октября). На девичьих посиделках и запрядках (досл. «новая пряжа») женщины и девушки общались, мечтали, пряли (а женская магия предполагает умение мечтая – создавать, вынашивать и рождать желаемое).
Нить, выпряденная в день Введения, обладала целебной силой. Это связывалось, вероятно, с христианским поверьем, что в этот день маленькая Мария была введена в ту часть храма, куда мог входить раз в год только первосвященник с очистительной жертвенной кровью – т.е. случилось чудо. В этот день «церковь нарушает молчание Священного Писания, раскрывая неисповедимые пути Господни» (поверим на слово).

 

Кенозерские прялки — корневые

северодвинская прялка

Созданная в Чистый четверг и в канун Нового года нить (либо шнурок) и надетая «знающим» людьми на запястье или поясницу человека, совершившего телесное и духовное очищение (по поверьям, баня и это умеет делать), способствовала благоприятному продолжению человеческой жизни и защищала от колдовства (поверим на слово).
В ночь перед Рождеством (зимнее солнцестояние), когда границы миров истончаются, прошлое-настоящее-будущее оказываются рядом, пряли программирующие нити.
Заканчивалось прядение 26 марта (по ст.ст.), к этому времени полагалось завершить последнюю пряжу, иначе сделанное «не пойдет впрок».
Вышивка, выполненная накануне пасхальной, ивановской и петровской заутрени (пороговые дни года), обладала особой магической силой. Одежда, созданная в значимое время года подразумевала обновление и возрождение.

 

Используемый в прядении материал – чаще всего шерсть, лен, конопля, хотя иногда в ход идут куриные перья (кикимора и мара) и волосы хозяев (Мокошь). Используя шерсть/перья/волосы духи манипулируют средоточием жизненной силы людей и животных, поэтому такие «нити» обладают более сильным воздействием. Духи-пряхи часто сами могут оборачиваться куделью, и тогда прядется уже не просто шерсть, а их волосы – как сочетание жизненной и магической силы, передаваемой полотну. Одновременно прядущие духи ли, женщины ли, наговаривают на свою работу пожелания.


В отличие от простых смертных духи все-таки выполняют свою «работу» сознательно, они существуют на тонком уровне – и видят тонкие плетения – с чего они начаты, как связаны, чем закончатся: поэтому для них «плести» потоки также легко, как для людей нити.
Для достижения целей использовали не только разный материал для нитей (шерсть, лен, шелк), но и разную цветовую гамму (красные, белые, суровые, черные), а также разное количество нитей (одна, три или более).

 



В районе Вашки, Мезени, Печоры, Усы распространена мезенская роспись

Способ повязывания нитей на тело человека можно соотнести с различными украшениями: на шее нить ассоциируется (либо заменяется позже) ожерельем, на руке – браслетом, на пальце – кольцом, на талии – поясом.
Также важен был способ крепления нити на теле: обвязывание или крест-на-крест.

Использование нити/кудели/веревки в обрядах:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тайный, магический смысл рукоделий оказался известен не только богам-духам, но и «знающим» людям, колдунам, знахарям. В отличие от простых людей, «знающие» занимались осознанными и целенаправленными манипуляциями с куделью, пряжей, нитью, веревкой и пр. атрибутами рукоделия. Эти действия нашли отражение в гадательных и магических обрядах.

1. Прядут «наопак» (наоборот) две нити – одну женихову, другую – невестину, пускают их на залитую водой сковороду, и смотрят: сойдутся, совьются – быть свадьбе, а если разойдутся – не судьба. Отсюда может идти выражение «связать свою судьбу».
2. В частушке «нитки рвутся, я вяжу/все на милого гляжу» прослеживается та же идея – если пряхе удается связать рвущуюся нить, судьба сложится, совместная жизнь удастся.
3. Гадание на Троицу, когда по воде пускают нить (жизни-судьбы, судьбы-смерти), и смотрят – утонет или поплывет.
4. Льняной пряжей обвивают конец лучины, втыкают между половиц и поджигают. В какую сторону лучина склонится, оттуда и жениха ждать. Вариант: отмечают, куда летят остатки догоревшей на лучине кудели – к дверям, – жди сватов, от дверей – в девках куковать.
5. Атрибутом гаданий выступали и изделия из ниток и пряжи, например, пояс. Пояс клали у порога церкви, и первый перешагнувший был «носителем имени жениха». Для девушки же, сплетшей кушак, нить становилась судьбоносной (вероятно, если она хотела изменить судьбу, надо было распустить, перерезать кушак?).
6. Программирование жизни молодых при помощи нити и пр. Девушка перед свадьбой шли в баню с колуном, держась за конец пояса. Перед тем, как парить невесту, колдун перевязывал оставшейся частью пояса ей правую руку, правую ногу и грудь, приговаривая: «Ноги к ногам, руки к рукам, к грудине – на восток». Этот обряд «связывал» молодых, чтобы они шли рука об руку, не расходились и любили друг друга. (Интересно, а с мужчинами ничего подобного не проделывали?).
7. На свадьбах пряли «нитки долгой жизни», связывая молодых «на долго и счастливо».
8. Пояс в бане, надетый на невесту, имел определенное число узлов. По числу узлов рождалось число сыновей.

9. По количеству узлов при перевязывании пуповины считали, сколько детей еще родит роженица.
10. Скручивание шерсти в нитку, совершаемое колдуньей при пересечении дороги свадебному поезду моделировало пересечение жизни зарождающейся семье, разлад в ней.
11. Новорожденному ребенку, которого впервые клали в колыбель, окручивали зыбку (люльку) нитками, спряденными с молитвами (заговорами) в Святки – то есть в период работы Богинь-прях. Концы этой нити потом снимали с зыбки, связывали в единую нить и клали под голову младенцу, тем самым суля ему долгую и счастливую жизнь. (Запрет на рукодельничание в Святки здесь, вероятно, нарушается тем, что мать не просто прядет, а ребенку судьбу плетет. В этот момент она может либо приравниваться к богиням-пряхам, либо выступать как проводник их воли).

12. В детскую колыбель клали пряслице для девочки или лучок для отбивки шерсти для мальчиков, в ряде мест к колыбели привешивали веретено/кудель/лучину/ножницы, считая, что эти предметы отвлекут ночных духов от ребенка (ведь прясть им часто куда интереснее).
13. Обряд «отворачивания». Ища или желая вернуть заблудившегося/пропавшего человека/скотину, красной нитью (символ жизни) обвязывали кусочек холста (как существа в целом). Вероятно, тут срабатывал принцип путеводной нити Ариадны в критском лабиринте.
14. Нить-судьба работает в новоселье, чтобы судьба владельцев дома была прочно связана с новым обиталищем, клубок ниток бросали через порог, а потом по старшинству, держась за «путеводную нить» входили в дом.

 

самопрялка горизонтальная

15. Веревка выступает как образ общины (то, что сплетено из множества нитей – но по сути является одной).
16. Веревка – это дорога между мирам (чаще, правда, в нижний мир, чем в верхний).
17. Сплетенные левой рукой нитки в чистый четверг считались «программирующими судьбу». В Егорьев день (6 мая) эту нитку вместе с лоскутом вешали на древо желаний, и задуманное исполнялось.

18. К пряже приравнивается и человеческий волос как средоточие жизненной силы (души). Смертную рубаху вышивали волосами, в саван вплетались волосы покойного – так воплощалась идея загробного существования и последующего возрождения.
19. Тканные изделия (холсты, полотна, особенно украшенные «вычурами») часто связывались с дорогой, соединяющей миры, а также умершими предками и будущими потомками. Понятия «дорога», «ткань», «полотенце», «платок» в мифологии эквивалентны словам «дорога» и «судьба».

Пересказала Тайгана

пряха- кудожник Касаткин, Русский музей СПБ

Важские прялки

Самопрялка горизонтальная

Самопрялка вертикальная

Прялка — технолог

Вращающиеся колеса — отличный способ привнести элемент случайности в класс.

Быстрый поиск в Google показывает, насколько популярны прялки. Их можно использовать для ряда игр, а также для определения количества баллов, которые получают учащиеся, темы, о которой они собираются говорить, или вопроса, на который они должны ответить.

Вы можете найти прялку в Интернете, а также есть приложения, доступные как для iOS, так и для Android, но что, если вы хотите использовать прялку в своей презентации?

Итак, я создал прялку в PowerPoint.У этой версии есть некоторые преимущества. Его можно вставить в любую презентацию, скопировав и вставив слайд, и для этого не требуется подключение к Интернету.

Посмотрите демонстрацию Spinning Wheel, чтобы узнать, как оно используется.

Видео демонстрация прялки.
Продолжительность видео составляет 1 минуту 29 секунд.

Загрузите PowerPoint прялку.

Перейдите по ссылке или щелкните изображение, чтобы загрузить шаблон.

Выпущена обновленная версия Spinning Wheel.

Нажмите на изображение выше или перейдите по этой ссылке, чтобы получить информацию о последней версии.


После того, как вы загрузили шаблон, добавьте свой собственный текст в каждый сегмент колеса.

  1. Вы можете добавлять баллы, и ваши ученики крутят колесо, чтобы определить, какие очки они выиграли.
  2. Вы можете добавить темы и попросить учащихся обсудить их в течение определенного времени.
  3. Вы также можете добавить вопросительные знаки и попросить своих учеников крутить колесо, чтобы определить вопрос, на который они должны ответить.

Использование шаблона

То, как вы используете шаблон, зависит от того, какое прялку вы создаете.

Если вы создаете вращающееся колесо с очками или призами, оно, вероятно, будет сопровождать игру или мероприятие, которое вы уже подготовили. Затем колесо будет периодически вращаться в течение всего этого действия.

А как насчет создания вращающегося колеса, которое является основным направлением деятельности?

Темы

Колесо прялки, проецируемое на поверхность.
В этой версии показаны разные темы, написанные в каждом сегменте.
  • Подготовьте прялку, написав тему для каждого сегмента.
  • Разделите учеников на пары или группы.
  • Крути колесо.
  • Предложите ученику сказать, когда остановить колесо.
  • Остановить колесо.
  • Представьте тему.
  • Поощряйте своих учеников говорить на эту тему в установленное время.
  • Установите ограничение по времени в 2 минуты или обсудите ограничение по времени со своими учениками.
  • Когда время истечет, попросите студентов замолчать.
  • Еще раз крутите колесо.
  • Представьте следующую тему и установите новый временной лимит.
  • Повторите столько раз, сколько необходимо.

Вопросы

Колесо прялки, проецируемое на поверхность.
В этой версии отображаются разные подсказки с вопросами, написанные в каждом сегменте.
  • Подготовьте прялку, написав номер вопроса в каждом сегменте.
  • Подготовьте список из 20 вопросов.
  • Разделите учеников на пары, группы или команды.
  • Крути колесо.
  • Предложите ученику сказать, когда остановить колесо.
  • Остановить колесо.
  • Задайте вопрос, связанный с номером вопроса на колесе.
  • Любой ученик, пара, группа или команда может ответить.
    • Если ответ правильный, крутите колесо. Учащийся, ответивший на предыдущий вопрос, правильно и говорит, когда остановить колесо.
    • Если ученик отвечает неправильно, оставьте вопрос открытым. Предложите другим студентам ответить на вопрос.
    • Если ни один учащийся не ответил в отведенное время, снова поверните колесо.
  • Еще раз крутите колесо, чтобы задать следующий вопрос.
  • Повторите столько раз, сколько необходимо, или пока не ответите на все вопросы.

Как работает шаблон

Видеоурок, показывающий, как изменить параметры эффекта.
Продолжительность видео составляет 1 минуту 6 секунд.

Вращающееся колесо было создано путем разделения круга на 20 сегментов и последующего применения непрерывной анимации вращения, которая назначается триггеру. Триггером в этом случае является кнопка запуска с надписью «spin». В результате получается вращающееся колесо, которое можно активировать, нажав кнопку.

Чтобы создать свою прялку, вам нужно сделать следующие три вещи:

  1. Разделите круг на равные сегменты, а затем сгруппируйте сегменты вместе.После чего можно применить анимацию вращения.
  2. Повторить анимацию до следующего щелчка мыши.
  3. Создайте привязку, чтобы PowerPoint не переходил к следующему слайду.

Создание прялки

  • Вращающееся колесо было создано путем рисования большого круга.
  • Прямоугольники, которые были длиннее диаметра круга и имели ширину 0,01, были помещены поверх круга.
  • Все формы были выбраны, и форм фрагментов было выбрано из опции слияния на ленте формата .
  • Это разделило круг на сегменты. Цвет каждого сегмента был изменен, и над каждым сегментом было помещено текстовое поле.
  • Затем все эти формы были сгруппированы вместе.
  • Меньший круг был нарисован и помещен в центр колеса. Это будет действовать как кнопка запуска.
  • Группа колес была выбрана и получила анимацию вращения. Кнопка запуска была назначена триггером для этой анимации.

Установите повторяющуюся анимацию, открыв диалоговое окно «Параметры эффекта / синхронизация».

  • Выберите колесо. Вы заметите, что у него есть анимация вращения .
  • Открыть панель анимации .
    • Перейти к ленте анимации .
    • В разделе расширенной анимации есть небольшой значок с надписью панель анимации .
    • Щелкните значок, чтобы открыть панель анимации .
  • Щелкните левой кнопкой мыши стрелку вниз рядом с анимацией вращения.
  • Щелкните опций эффекта . Убедитесь, что анимация вращения установлена ​​на 360 градусов.
  • Перейдите на вкладку тайминги .
    • Чтобы перейти непосредственно на вкладку синхронизации, щелкните левой кнопкой мыши стрелку вниз рядом с анимацией.
    • Щелкните по времени.
  • Выберите до следующего щелчка в раскрывающемся списке повтора. Теперь анимация будет непрерывной.
  • Щелкните ОК .

Якорь

Анимация вращения будет продолжаться до следующего щелчка мышью, но этот щелчок мыши также переместится к следующему слайду, если не будет создана привязка.Он называется якорем, потому что удерживает вас на одном слайде.

Якорь — это невидимая форма, которая скрыта за кнопкой вращения.

  • При первом нажатии кнопки вращения колесо начинает вращаться.
  • При втором нажатии кнопки вращения колесо перестанет вращаться, а скрытая форма появится и исчезнет через 00,02 секунды.
  • Теперь анимацию вращения можно повторять сколько угодно раз перед переходом к следующему слайду.

Снимок экрана «привязки» с открытыми панелями анимации и выбора.

Внимание! Не удаляйте привязку, так как это повлияет на функциональность шаблона.

Приведенные выше шаги должны дать вам некоторое представление о том, как создавать новые вращающиеся колеса, если вам нужно больше или меньше сегментов.

Есть ли у вас какие-либо предложения относительно прялки?
Пожалуйста, оставьте комментарий, если у вас есть идеи, которыми вы хотели бы поделиться, или если у вас есть вопросы по шаблону.
Вы также можете отправить мне сообщение на моей странице в Facebook или в Twitter.
Спасибо за чтение и заботьтесь!

Вы также можете прочитать:

Игра «Таинственная дверь» — это увлекательный способ вовлечь учащихся в их собственное образование, предоставляя им возможность сделать выбор относительно того, чему они собираются учиться или что делать. Это задание можно использовать для выбора тем для обсуждения, выбора занятий, выбора задачи или выбора награды.

Случайный выбор основан на упражнении, с которым я столкнулся в «Драме и импровизации» Кена Уилсона. Файл Excel выбирает случайное действие, место и время из списка. Нажав F9, вы можете генерировать новые случайные варианты. Затем учащиеся могут объяснить, почему они выполняют задание в необычном месте, или это можно использовать как часть жеста или упражнения с горячим сиденьем.


Вращающееся колесо было разработано с помощью Microsoft PowerPoint 2016.Анимация и звуки могут отличаться при открытии в другом программном обеспечении для презентаций.

Microsoft® Office® является продуктом корпорации Microsoft®, защищенным авторским правом. Все изображения предназначены только для образовательных целей.

Шаблон и изображения в этом посте можно загрузить бесплатно, но они предназначены только для образовательных целей.

Нравится:

Нравится Загрузка …

Как рисовать цветными карандашами

Цветные карандаши используются для создания красивых красочных рисунков.В руках опытного художника по цветным карандашам этот материал может почти напоминать мастерски написанную картину. Но для того, чтобы добиться подобных результатов, вы должны понимать используемые методы. Просто взяв карандаш и сделав отметки, вы не получите экспертных результатов.

* ПРИМЕЧАНИЕ. Марка карандаша, который вы используете, влияет на его характеристики. Посмотрите мою сравнительную таблицу и посмотрите, какие бренды я рекомендую здесь.

Давайте рассмотрим несколько наиболее распространенных техник, которые используются для создания четких изображений с помощью цветных карандашей.

Штриховка и перекрестная штриховка

Штриховка и перекрестная штриховка, обычно используемые как взаимозаменяемые, представляют собой методы рисования, в которых линии используются для создания значений и цветов. По мере того, как линии пересекают каждую, происходит наложение слоев, создавая смешанные цвета и более интенсивные оттенки. Значение также зависит от частоты пересечения линий. По мере развития слоев цвета становятся более естественными и убедительными. Штриховка и перекрестная штриховка — это быстрый способ получить информацию на поверхности с помощью цветных карандашей.Следующие два метода отнимают немного больше времени.

Наслоение локального цвета

Местный цвет — это цвета, которые фактически наблюдаются на поверхности объекта. Сферы, нарисованные в этом уроке, зеленые, поэтому зеленый считается локальным цветом. Однако, работая с цветными карандашами, мы хотим «раздвинуть» цвета, которые мы видим, и максимально смешать их. Поскольку зеленый цвет получается путем смешивания синего и желтого цветов, мы включаем их в качестве локальных цветов.

Сначала к сфере добавляется зеленый цвет. Далее синий цвет используется в затененных областях, а желтый — в выделенных областях. Значения усиливаются белым и коричневым. Сверху накладываются местные цвета.

Поскольку цветные карандаши обычно состоят из воскообразного связующего, слои легче смешивать по мере их добавления. Когда на поверхность наносится определенное количество материала цветного карандаша, восковое связующее способствует смешиванию. На этом этапе по мере добавления материала произойдет полировка.Полировка приводит к более гладкой поверхности с равномерным смешиванием цветов и значений.

Создать подмалевок

Подмалевок обычно создается для определения значений или цветовой температуры цветного рисунка или картины. «Подмалевок» сначала создается с использованием только одного цвета и значений этого цвета. Поверх подмалевка накладывается местный колорит. Значения, установленные в подмалевке, будут заметны и повлияют на законченный рисунок. Создание подмалевка вначале позволяет художнику сконцентрироваться на ценностях только на одной стадии рисунка и чистом оттенке на последних стадиях рисунка.

Как нарисовать орла карандашом этапы

Орел — красивая и большая птица. Ее тело составляет от 75 до 90 см в длину, а размах крыльев — более двух метров. Эта птица обладает невероятной силой и мощью и умеет поднимать предметы, намного превышающий вес собственного тела. Есть истории, что орел поднимал маленьких детей и пытался унести их в небо. В этой статье мы пытаемся понять, как поэтапно нарисовать орла карандашом.

доступных птиц

Каждый день мы видим на улицах разных птиц.В основном наше внимание привлекли сизые голубые, серые воробьи, желтые синицы, черные вороны и галки, реже — румяные снегири и свиристели. Птицы появились на нашей планете давно — 175 миллионов лет назад. Их там много, но структура остается неизменной: голова, ноги, крылья и хвост.

Общие элементы рисования птиц

Рассмотрим простой пример, как можно изобразить птицу простым карандашом. Для работы нам понадобится картинка с изображением какой-нибудь птицы.

Этапы простого рисования:

  • Чтобы изобразить птицу, строим овал и круг (голова и туловище).
  • получить основную структуру схемы, добавив хвост, клюв и крылья.
  • дорисовывать стопы.
  • карандаш добавить мелкие детали.
  • Выбрать штриховое оперение.
  • прорисовывает глазки и клюв.

Учимся изображать орла на бумаге

Первые этапы рисования карандашом лучше начинать с небольших набросков, изображающих какие-то мелкие детали — голову, крылья.Попробуем научиться изобразить голову орла крупным планом.

Как нарисовать орла:

  • Нарисуйте круг. Планируемое расположение центральных линий для глаз и клюва. Голова орла в профиль, однако в верхней части окружности действует изогнутая горизонтальная линия (вогнутая вниз) .
  • Клюв имеет форму крючка, поэтому край закруглен и плавно спускается.
  • прорисовывает нижнюю часть рта, клюв и ноздри.
  • приступаем к контурам стабилизатора изображения.
  • Взгляд у наших птиц очень выразительный и гордый. Мы изображаем глаз, четко прорисовывая зрачок.
  • Лучше понять, как нарисовать орла, выйдет последний этап работы, характеризующийся утонченностью перьев на шее и нижней части головы.
  • Соблюдаем правила света и тени при штриховке. Стараемся максимально точно передать количество за счет оперения головы птицы.

Этапы рисования карандашом

После серии набросков тренировок можно переходить к более сложным заданиям.Например, как нарисовать орла в полете. Для работы над эскизом нам понадобится картинка или фотография птиц, бумага, карандаши.

Внимательно прочтите изображение птицы, чтобы понять ее строение.

  • Из линий и окружностей (голова — круг, тело — овальные линии представляют крылья) построить песню, стараясь точно передать пропорции.
  • Для того, чтобы научиться рисовать орла карандашом поэтапно, тонкой линией соедините голову с туловищем.
  • крылья изображают изогнутые линии, потому что мы рисуем птицу в полете.
  • очерчивает форму клюва, который удерживается линиями, соединяющими туловище. Он должен быть достаточно высоким и изогнутым. Разобравшись, как нарисовать орла, детально проработав его клюв, обрежьте небольшими штрихами.
  • проведите линию от верхней челюсти головы, голова не должна быть слишком плоской и приплюснутой.
  • Нарисуйте шею и грудь. Не нажимая сильно на оперение карандашом, нарисуйте зигзагообразные линии на шее.
  • Шея от определенных линий очерчивает крыло, которое не должно сливаться с телом птицы.
  • Далее нарисуйте контур крыльев. Перья крыльев начинают рисовать от кончиков. Не забываем, что чем ближе к туловищу, тем они меньше. На изгибе напоминают торчащие пальцы.
  • внимательно различают перья. Крупнейшие изображены в первую очередь.
  • рисует глаза и ноздри.
  • Обращаемся к изображению лап и когтей. В полете перья лап незаметны, потому что они притянуты к телу птицы.
  • спланирован на бумаге и изображает крупное расклешенное рулевое перо.
Comments