Как нарисовать мечеть сердце чечни карандашом: Мечеть для срисовки — 93 фото


27.06.2023 Facebook Twitter LinkedIn Google+ Карандашом


Мечеть для срисовки — 93 фото

Мечеть карандашом


Мечеть набросок


Мечеть для рисования


Мекка Кааба рисовать


Мечеть для рисования


Мечеть Турция Стамбул эскиз


Мечеть кул-Шариф в Казани раскраска


Тадж Махал фасад отмывка


Тадж-Махал Индия раскраска


Рисунки мечети мусульманские


Мечеть рисунок


Мечеть для рисования


Мечеть раскраска


Мечеть раскраска


Мечеть сердце Чечни чертеж


Нарисовать мечеть сердце Чечни


Собор Святой Софии или мечеть Селимие


Тадж Махал скетч


Мечеть карандашом


Мечеть Султанахмет, Турция рисунок


Мечеть раскраска


Мавзолей Тадж-Махал рисунок


Мечеть рисунок красками


Мечеть карандашом


Набросок для рисования мечеть


Храм Святой Софии в Константинополе раскраска


Тадж Махал скетч


Мечеть Сулеймание вектор


Мечеть кул Шариф картина


Мечеть рисунок


Тадж Махал скетч


Силуэт собор Святой Софии — Стамбул, Турция


Московская Соборная мечеть рисунок


Раскраски мусульманские


Кул Шариф Казань раскраска


Тадж Махал скетч


Мечеть карандашом


Мечеть карандашом


Нарисовать Каабу


Мечеть иллюстрация


Архитектурные рисунки карандашом мечеть


Архитектура Тадж махала рисунок


Арабская архитектура карандашом


Рисование мечети для детей


Мечеть сердце Чечни вектор


Красивые мусульманские рисунки


Голубая мечеть Султанахмет


Мусульманский храм раскраска


Мечеть скетч


Мусульманский храм рисунок


Нарисовать Тадж Махал 4 класс


Древняя Индия живопись Тадж Махал


Детский рисунок мечети


Стамбул карандашом


Тадж Махал скетч акварелью


Мечеть кул-Шариф в Казани раскраска


Мечеть акварелью


Масджид для рисунки


Мечеть сердце Чечни вектор


Собор Святой Софии Стамбул чертежи


Тадж Махал скетч


Кул-Шариф Татарстан рисунки


Раскраска мечеть сердце Чечни


Кааба Мекка для раскрашивания


Тадж Махал скетч


Рисование мечети для детей


Мечеть раскраска


Мечеть для рисования


Зарисовки мечети


Храм Святой Софии в Стамбуле рисунок


Мечеть Ислама раскраски


Мечеть для рисования


Мечеть раскраска


Кул Шариф акварелью


Тадж-Махал Индия рисунок легкий


Рисунки на Рамадан для детей


Мечеть рисунок карандашом


Мечеть карандашом цветным


Мечеть раскраска


Нарисовать Тадж Махал карандашом


Раскраска для девочек мечеть


Мечеть кул-Шариф в Казани черно белое


Мечеть рисунок


Индия Тадж Махал вектор


Раскраска храм Тадж Махал Индия


Карандашный набросок мечети


Раскраска Рамазан


Раскраска Ислам


Мечеть Святой Софии Стамбул чертежи


Контур мечети рисунок


Мечети Coloring for Kids


Раскраска для девочек мечеть


Мечеть карандашом

Комментарии (0)

Написать

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Самая быстро построенная мечеть России, или чем ещё отличается «Сердце Чечни»? — Группа стратегического видения «Россия

09 сентября 2020

https://russia-islworld.ru/8me/

Ислам в России мечеть Сердце Чечни Чечня


А вы знаете, что в Чечне расположилась потрясающая и не повторимая по своей красоте и величию мечеть, одна из самых больших в мире, которая к тому же была построена в рекордно короткие сроки? Давайте знакомиться с ней ближе. Мы собрали для вас 7 главных особенностей, характеризующих мечеть «Сердце Чечни».


1. Одна из самых больших мечетей в мире


В центре Грозного, столицы Чеченской Республики, возвышается мечеть «Сердце Чечни», одна из крупнейших во всём мире. Если говорить о России, то по своим масштабам она уступает лишь Московской соборной мечети и Центральной мечети Махачкалы.


Площадь, которую занимает «Сердце Чечни» — 5 000 кв. метров, что позволяет вместить порядка 10 000 верующих. Мечеть имеет четыре минарета, каждый из которых – высотой 63 м, массивный центральный купол в высоту составляет 32 м, а в диаметре – 16. Голубой купол окружают ещё четыре полукупола. Кровля сложной формы украшена куполами поменьше, они опираются на барабаны с арочными окнами, откуда во внутренние помещения проникает солнечный свет. Свод центрального купола изнутри подсвечен рассеянными лучами голубоватого света, как напоминание о том, что он символизирует небосвод.


Мечеть «Сердце Чечни» великолепно смотрится с разных ракурсов. Её фасады отделаны плитами травертина светло-коричневого цвета и украшены красно-синими изразцовыми орнаментами «бустам», традиционными в чеченской культуре.


К «Сердцу Чечни» примыкает обширная площадь, ограждённая арочной колоннадой, образующей галереи, укрытые небольшими куполами. Здесь расположены фонтаны для омовений, обязательных перед молитвой. В тени аркады установлены мраморные скамьи, где мусульмане ведут благочестивые беседы, размышляют и слушают проповедников Корана.


2. Рекордные сроки постройки


Грандиозное мусульманское сооружение было построено почти за два года. Первоначально идея создать такую мечеть пришла в голову Ахмату Кадырову в 90-ых годах прошлого века. По его задумке, мечеть должна была стать символом мира, но непростые события на территории Чечни надолго заморозили проект.


Лишь в 2006 году, когда закончилась Чеченская война, был заложен первый камень. И всего два года спустя, в 2008, «Сердце Чечни» распахнуло двери для верующих республики.


3. Чеченская версия Голубой мечети в Стамбуле


Мечеть была построена в классическом османском стиле. Прообразом «Сердца Чечни» стал, пожалуй, главный архитектурный шедевр Османской империи – известная по всему миру Голубая мечеть, что расположена в Стамбуле. И это неудивительно, ведь над мечетью в Грозном трудились турецкие архитекторы и дизайнеры.


По сторонам квадратного здания высятся четыре 63-метровых минарета, перехваченные кольцевыми балконами.

Во внутренней отделке преобладает белоснежный мрамор, доставленный из Турции. Своды поддерживают колонны с нарядными арками из блоков белого мрамора и красного гранита, выложенными поочередно. На светлых стенах сияют золотом аяты из Корана, арабская вязь филигранно выписана мастерами-каллиграфами. На верхней части купола каллиграфией написана 112 сура Корана: «Скажи: «Он – Аллах – Один. Аллах Самодостаточен. Он не родил и не был рождён. И нет никого [и ничего] равного [и подобного] Ему» (сура «аль-Ихлас). Мраморные полы укрыты коврами ручной работы.


4. Уникальное освещение


В мусульманских религиозных сооружениях особое внимание уделяется освещению. Так, в мечети в Грозном организована трёхуровневая подсветка: один прожектор рассчитан для удобства молящихся, другой освещает архитектурные изыски, а специальное праздничное освещение позволяет усилить эффект глубины купола и делает акцент на минареты.


Интерьеры освещают 36 люстр, отлитых из бронзы. Детали светильников позолочены и украшены кристаллами, напоминающими самоцветные камни. Дизайнеры придали люстрам очертания знаменитых в мусульманском мире мечетей, расположенных в Мекке, Медине, Иерусалиме. А самая большая центральная люстра была вдохновлена Каабой. Каждая люстра весит порядка 2,5 кг чистого золота и украшена кристаллами Swarovski.


5. «Бесконечный» михраб


Неотъемлемой частью любой мечети является михраб, или, другими словами, молитвенная ниша. Он обращён к Мекке, указывая направление верующим для молитвы. Михраб чеченской мечети невероятен по своим размерам – более 4 м в ширину и около 8 м в высоту. А пересекающиеся элементы, выполненные из мрамора, создают иллюзию бесконечности.


6. Часть исламского комплекса Грозного


Мечеть «Сердце Чечни» — это не просто отдельное религиозное сооружение, но часть целого исламского комплекса в Грозном, что расположился на берегу реки Суржа (приток Терека). На территории площадью 14 гектаров также находятся Российский исламский университет имени Кунта-Хаджи, Духовное управление мусульман Чечни, живописный парк с фонтанами, издательство и типография, гостиница, общежитие для студентов и приезжих паломников, необходимые инфраструктурные объекты. Парк украшен фонтанами, на аллеях установлены красивые светильники из литого чугуна.


7. Символ России


В 2013 году мечеть «Сердце Чечни» заняла второе место по итогам общественного опроса самых популярных визуальных символов России, уступив лишь Коломенскому кремлю.


Два года спустя правительство Габонской Республики заказало серию памятных монет с изображением мечети «Сердце Чечни» и портрета Кадырова, в честь которого и названа мечеть.

 

Ильмира Гафиятуллина

Фото: Creative Commons

 

Темная сторона стремления Грозного стать Дубаем Северного Кавказа | Города

Рано или поздно, кажется, все в Чечне будет носить имя Ахмат. Имя бывшего лидера республики Ахмата Кадырова теперь украшает главную мечеть российского региона «Сердце Чечни», его главную артерию и государственную галерею. Когда на следующей неделе в Грозный прибудет сборная Египта, игроки будут тренироваться на «Ахмат Арене», домашней арене футбольной команды региона, недавно переименованной в футбольный клуб «Ахмат». Рамзан Кадыров, лидер региона, включил имя своего отца в свой неофициальный лозунг: «Ахмат — сила».

Поэтому неудивительно, что планируемый небоскреб, последний мегапроект в столице Грозном, будет называться «Ахмат Тауэр». Объявленное самым высоким зданием в Европе, его 102 этажа и ошеломляющая стоимость в 1 миллиард долларов, это воплощение лихорадочного стремления города стать своего рода Дубаем на Северном Кавказе.

Помимо секретности вокруг инвесторов здания есть и другие намеки на то, что это не обычное развитие бизнеса.

Архитекторский рендеринг 102-этажной башни Ахмат Тауэр, признанной самым высоким зданием в Европе. Фотография: Smart Building/ Adrian Smith + Gordon Gill Architecture

«Говорить об этом проекте без очереди не считается правильным. Это культурные различия, понимаете. Разрешение идет сверху вниз в республике», — сказал мне недавно за чашкой кофе представитель застройщика, отказавшись от интервью. Вместо этого он передал глянцевый журнал «Высокие дома», спонсируемый архитектором «Ахмат Тауэр».

Башня «Ахмат Тауэр» отражает повальное увлечение маркетингом и пиаром в современной Чечне, провинции, поддерживаемой субсидиями из Москвы, где уровень бедности является одним из самых высоких в России, но где небоскребы комплекса «Грозный-Сити» с наполовину заполненными офисами и роскошным отелем стать символом нового богатства.

Правительство Чечни представляет тщательно ухоженный центр Грозного как свидетельство возрождения республики после войн 1990-х и 2000-х годов, опустошивших столицу и унесших жизни сотен тысяч мирных жителей.

На мартовском снимке 2000 года Грозный запечатлел разруху, понесенную чеченской столицей. Фотография: EPA

«Башня является символом победы добра над злом, нашей победы над угрозой международного терроризма», – сказал Джамбулат Умаров, региональный министр, в сферу деятельности которого входят СМИ и национальная политика. «Башня — символ победы идеалов первого президента Чеченской Республики Ахмата Кадырова».

Никто не верит, что это то, что сейчас нужно Чечне, а если и верят, то пропаганде

В прошлый четверг днем ​​в Грозном на выжженных солнцем мраморных дорожках у Сердца была всего горстка людей мечети Чечни, стилизованной под Голубую мечеть в Стамбуле. На время поста в Рамадан в основном закрылись кафе на проспекте Путина, главном проспекте, названном в честь президента России. Пара охранников бездельничала у мемориала, официально посвященного погибшим в борьбе с терроризмом. Все немного одурманены от нехватки еды и воды, ожидая окончания поста ифтаром, ужином.

Котлован находится прямо напротив проспекта Ахмата Кадырова, в самом центре города. При проектируемой высоте 435 метров (1427 футов) Ахмат Тауэр станет самым высоким зданием в Европе, возведенным правительством на самой окраине, объединяя отказ от западного либерализма с ультраконсервативным духом, который ставит сплоченность выше прав личности.

Мечеть Сердце Чечни в центре Грозного, стилизованная под стамбульскую Голубую мечеть. Фото: Кирилл Кудрявцев/AFP/Getty Images

На практике эти значения изменились.

Многочисленные сообщения прошлого года свидетельствовали о том, что власти региона задержали сотни геев и подвергли их избиениям и пыткам. Этот протест сделал имя Кадырова нарицательным на Западе. Когда его спросили о чистках, Кадырова, похоже, больше обидела сама мысль о существовании геев-чеченцев, чем обвинения в том, что их посадили в тюрьму или убили.

До этого его обвиняли в применении коллективных наказаний в отношении членов семей подозреваемых в терроризме и тех, кто протестовал против его правления, часто сжигая семейные дома.

Ряд чеченцев, с которыми разговаривали для этой статьи, отказались назвать свои полные имена в западном издании. Даже случайные критики правительства были публично пристыжены по телевидению, иногда отказываясь от своих взглядов, говоря, что они были одержимы демонами. Журналисты и правозащитники стали жертвами убийств и обвинений в тяжких преступлениях.

Люди приезжают просто посмотреть Грозный-Сити. Многие россияне, которые не были в Дубае, любят его сравнивать

Молодая женщина по имени Мариям, которая работает в сфере PR и постоянно переезжает из Грозного в другой город России, сказала, что, по ее мнению, башня свидетельствует о нецелевом использовании ресурсов, которое, по ее мнению, было связано с корыстными действиями. «Никто не верит, что это то, что сейчас нужно Чечне, а если и верят, то верят пропаганде», — сказала она. «Но в основном люди просто стараются не высовываться и просто жить. Честно говоря, я действительно думаю, что большинство людей вообще не имеют никакого мнения об этой башне. Это слишком далеко от их жизни».

В данный момент особо не на что смотреть, только прямоугольный котлован со сваями, закрытыми от посторонних глаз. Активно ведется строительство соседнего торгового комплекса «Грозный Молл», который, как ожидается, будет обслуживать больший спрос, чем роскошные апартаменты и офисы, запланированные для «Ахмат Тауэр». Уже есть предположения, что строительство башни застопорилось и срок ее возведения в 2020 году может быть перенесен на 2022 или 2024 год.

Макет комплекса Грозный-Сити, включая Башню Ахмат. Фото: Елена Афонина/ТАСС

Проект указывает на стремление Кадырова придать городу международный вид по образцу Дубая, который начался со стеклянных башен комплекса зданий Грозный-Сити. Глубоко желанное чувство интернационализма также придается найму фирмы во главе с Адрианом Смитом, архитектором Бурдж-Халифа в Дубае и Башни Царства в Саудовской Аравии.

Отвечая на вопрос о сравнении города с Дубаем, Элина Батаева, директор государственной компании по развитию туров, сказала, что поддерживает развитие города, но это помогает смотреть на вещи в перспективе. «Люди приезжают просто посмотреть «Грозный-Сити». Многие россияне, которые не были в Дубае, любят его сравнивать. Я была в Дубае, поэтому знаю, что это не совсем Дубай», — смеется она. «Но что-то есть в городе и в людях».

Ночной вид на район Бизнес-Бэй в Дубае, где находится небоскреб Бурдж-Халифа, спроектированный Адрианом Смитом. Фотография: Alamy

Одной из загадок остается источник финансирования. Инвесторы в башню не разглашаются, в отличие от эмиратских сторонников исламского университета, строящегося в центре города, и неясно, как здание когда-либо будет приносить прибыль.

Первоначально планировалось, что башня будет стоить 500 миллионов долларов, но в 2016 году мэр города Муслим Хучиев сообщил, что башня будет стоить более 1 миллиарда долларов. Тогда он сказал, что строительство полностью финансировалось частными инвесторами, а не государственными субсидиями, но отказался назвать их имена, что вызвало слухи о том, что в список могут быть включены государственные компании или фонды, контролируемые чеченским правительством.

Человек, близкий к областному правительству, на условиях анонимности сообщил, что большая часть нынешнего комплекса в Грозном-Сити не занята никакими предприятиями, а среди нынешних арендаторов есть государственные компании, которые были размещены там политическими решение.

Надежда, по его словам, заключалась в том, что предложение офисных помещений и роскошных квартир в конечном итоге создаст спрос.

— Если здесь есть мини-Дубай, может быть, они и придут к нему, — сказал он.

For more on life inside the Russian cities hosting the World Cup, visit Guardian Cities or follow on Twitter , Facebook and Instagram


The burning land of Lenin -Аул

Ленин-Аул и соседний Калинин-Аул, два села у границы Дагестана с Чечней, 2006 г. Фото CC BY-SA 3.0: Умар Дагиров / Wikimedia Commons. Некоторые права защищены.

Ленин-Аул — город с населением около 10 000 человек в Республике Дагестан, на Северном Кавказе России. Недалеко отсюда находится Чечня, и в последние недели ее присутствие ощущается очень остро. Земельный спор в Ленин-Ауле практически перерос в межнациональное противостояние между местным аварским населением и аккинами (субэтнос чеченцев). Несмотря на то, что после беспорядков в конце июля в деревне легко был восстановлен мир, корни этого конфликта лежат глубже — недоверие все еще сохраняется.

Яблоком раздора является историческое право собственности на эти земли, на что у обеих сторон есть свое оправдание.

Тонкие красные линии 

Ленин-Аул проходит по границе между Казбековским и Новолакским районами Дагестана. Пока Сталин не выкорчевал и не депортировал весь чеченский народ с его исторических земель в 1944 году, поселок был известен как Акташ-Аух, и многие его жители были этническими чеченцами. В те годы из Дагестана было депортировано около 28 тысяч чеченцев, в том числе 15,4 тысячи аккинцев. Этнические аварцы из села Алмак после ссылки в Казахстан поселились в опустевших домах чеченцев. Росчерком пера Акташ-Аух получил звучное название Сталин-Аул, а Ауховский район, к которому он принадлежал, был расформирован.

Чеченцы, депортированные из села Аух-Юрт, Дагестан (ныне Калинин-Аул) на железнодорожной станции в советской Средней Азии, после того, как им разрешили совершить долгий путь обратно на родину. Бишкек, Кыргызстан, 1957 г. Фото CC BY-SA 4.0: Wikimedia Commons. Некоторые права защищены.

К 1961 году Сталин-Аул был переименован в Ленин-Аул, и депортированные чеченцы стали возвращаться на родину, но не в свои дома — им запретили переселяться в родовые села. Тем не менее часть аккинских чеченцев добралась до Ленин-Аула, выкупив свои старые дома у аварцев, которые теперь их заняли.

Справа от Ленина-Аула, за небольшой горой, находится соседнее село Новолакское — административный центр соседнего Новолаковского района. Согласно решению от 23 июня 1991 года этот район должен был быть преобразован в Ауховский район. Одновременно с этим должен был появиться новый Новолакский район недалеко от столицы Дагестана Махачкалы, где поощрялось заселение преимущественно лакского населения села Новолакское (этнические лаки также заселяли бывшие аккинские чеченские села после 19 в.44).

Для других этносов, переселившихся сюда после 1944 г., исконные земли депортированных чеченцев стали домом, и они не желают их так просто отдавать прежние границы, и полное возвращение аккинских чеченцев на свои исконные земли — но это мало помогает чеченцам Ленин-Аула и соседнего Калинин-Аула, желающим вернуться на родину. После ликвидации Ауховского района эти два села были переданы соседнему Казбековскому району, а значит, вернуться туда они не могут.

Местные власти, мягко говоря, затянули с возрождением старого Ауховского района. Мало того, что депортированные аккинские чеченцы имеют самые большие претензии, так еще и для других этносов, переселившихся сюда после 1944 года, эти земли стали родными, и они не хотят так просто их отдавать.

Нажмите, чтобы увеличить эту частичную карту Дагестана и Чечни. Ленин-Аул отмечен. Источник: Google Карты.

Этот тупик привел к сегодняшнему положению дел, переросшему в самое острое противостояние Дагестана за последние годы. Я направился в Ленин-Аул, чтобы услышать обе стороны.

Драка федерального значения

7 июля в социальных сетях распространилось анонимное обращение, призывающее чеченцев выехать на Ленин-Аул и поддержать своих соотечественников. Это должно было принять форму «народного схода», который должен был состояться после пятничной молитвы у центральной мечети в столице Чечни Грозном и в самом поселке Ленин-Аул.

Митинг в Грозном так и не состоялся — в сегодняшней Чечне такие спонтанные публичные митинги практически невозможны. Будь то в Чечне, Ингушетии или самом Дагестане, в Ленин-Аул направлялись заинтересованные лица. Реакция была настолько сильной, что, безусловно, удивила «организаторов» обращения, кем бы они ни были. Ленин-Аул находится в 18 км от города Хасавюрт, крупнейшего города Дагестана на границе с Чечней. Колонна машин стояла всего в 10 км — каждая битком набита людьми, решившими въехать на Ленин-Аул.

Колонна остановилась на окраине села Ново-Данух, где их ждали фургоны ОМОНа и машины чеченского СОБРа, а также грузовики УРАЛ дагестанских военных. В пяти километрах стояли два БТР. Если 25 июня произошли локальные столкновения между группами аварцев и чеченцев, то лишь к 7 июля ситуация переросла в межэтнический спор, в котором теперь участвовали чеченцы из самой Чечни. Попытки урегулировать ситуацию мирным путем, без привлечения властей, ни к чему не привели.

Председатель парламента Чечни Магомед Даудов беседует с чеченским лидером Рамзаном Кадыровым на мероприятии в честь отца последнего Ахмата-Хаджи в Грозном, 2016 г. Фото (с): Саид Царнаев/РИА Новости. Все права защищены.

Эту колонну автомобилей с буквами «КРА» на номерных знаках (инициалы лидера Чечни Рамзана Кадырова) вел в Ленин-Аул председатель парламента Чечни Магомед Даудов, известный под кличкой «Владыка». Только кортежу Даудова разрешили проехать дальше; простых чеченцев заставили ждать. Со своей стороны, Дагестан также направил несколько видных государственных чиновников, в том числе аварца Сайгитпашу Умаханова, министра транспорта и энергетики и бывшего мэра Хасавюрта.

Вокруг приезда Даудова поползли слухи, главный из которых, что в него забросали камнями. Трудно поверить, что это действительно произошло; в таком регионе, как Северный Кавказ, и даже за его пределами все знают, какими могут быть возможные последствия такого акта.

Еще ходили слухи, что в Ленино-Аульском районе нет чеченской милиции. На самом деле почти все машины спецслужб прибыли из самой Чечни — и после того, как днем ​​они выехали из Хасавюрта, этого никто не скрывал. Прибыв к месту назначения, чеченские силовики прошли мимо мирных жителей с автоматами наперевес — и ушли только после того, как кортеж Даудова с тонированными стеклами уехал в Чечню. Покидая Дагестан, все машины, возвращавшиеся в Чечню, встречали массовыми аплодисментами огромного скопления людей.

Глава Республики Дагестан Рамазан Абдулатипов посетил Ленин-Аул всего через несколько дней после описанных выше событий, что вызвало у местных жителей обвинения в том, что он оставил Ленин-Аул и его проблемы «на откуп» соседней республики.

Чеченская история 

В нижней части Ленин-Аула проживают потомки аккинских чеченцев, депортированных из этих земель в 1944 году. Они вернулись сюда в 1960-х, несмотря на запрет на это. В 1990-е годы, после принятия решения о восстановлении Ауховского района, их количество значительно выросло.

Разделение города совершенно очевидно. Каждый скажет вам, где начинается «аварский квартал». Прогуливаясь по узким улочкам «чеченского квартала», вы вряд ли встретите аварцев. Говорят, что после недавних инцидентов им даже запретили заходить в чеченские магазины.

У чеченцев в этой части города есть две действующие мечети. Самое новое, большое здание, было построено год назад на средства, собранные самим сообществом. Его называют «Сердце Ауха». На доме напротив установлена ​​мемориальная доска Ахмату-Хаджи Кадырову, бывшему президенту Чечни и отцу Рамзана Кадырова, именем которого названа улица.

На улице тихо, спокойно — изредка встречаем группу школьников. Но 7 июля здесь не протиснешься сквозь толпу; ведь именно в этой мечети Магомед Даудов встречался с местными чеченскими старейшинами.

Новопостроенная мечеть Сердце Ауха в чеченском микрорайоне Ленин-Аул, по улице Ахмат-Хаджи Кадырова. Фото предоставлено автором.

Мурад Закаев, местный лидер чеченской молодежи в Ленин-Ауле, был непосредственным участником этих событий. Мурада здесь все знают — он что-то вроде местного авторитета. Его машину легко узнать по слову «АУХ» на номерном знаке. «25 июня между молодыми аварцами и чеченцами произошла драка. Старейшины разлучили их. Мы думали, что конфликт исчерпан, но потом услышали, что все аварцы собрались на заправке. Несколько наших ребят прошли мимо них, и аварцы просто набросились на них. Полицейская патрульная машина была тут же, но они и пальцем не пошевелили. Они просто стояли и смотрели. Все милиционеры на участке — аварцы», — вспоминает Мурад.

«Нас было всего пять-шесть человек и около 200 аварцев. Они явно были в ярости. Мы сказали полиции прекратить это, успокоить своих парней. И, наконец, появилось несколько полицейских — но толпа просто растоптала их».

Только с прибытием ОМОНа, который стрелял поверх голов, толпа успокоилась.

«Тогда мы узнали, что на блокпосте собралась еще одна толпа, — говорит Мурад. «Милиция заблокировала вход — если ты аварец, тебя пропустят, если чеченец — не пропустят. Однако в тот день многие люди уезжали из города, чтобы навестить своих родственников на празднике. Уже образовалась большая пробка, а потом из Хасавюрта подъехал ОМОН и БТР».

По его словам, правоохранительные органы постоянно провоцировали аварскую толпу и задерживали молодых чеченцев, пытавшихся пройти через оцепление милиции. Мурад был среди них.

«Я видел несколько тяжелораненых людей, один из них потерял сознание. Мы умоляли полицию вызвать скорую, но они отказались. Отпустили нас только после заявления главы местного МВД. Там мы написали заявление, но троих наших ребят, которые были на заправке и даже не участвовали в драке, задержали на семь суток. Мы не паниковали, так как думали, что на этом все и закончится», — вспоминает Мурад.

После этих событий в Ленин-Аул прибыли руководитель комитета безопасности Дагестана Абдулмуслим Абдулмуслимов и заместитель руководителя аппарата главы РД Алексей Гасанов, которые призвали местное население к мирному урегулированию их конфликта. Все согласились, но история вскоре получила неожиданное продолжение.

Защищать Грозный: два мальчика на улице чеченского микрорайона Ленин-Аул. Фото предоставлено автором.

«Незадолго до 7 июля я получил смс с просьбой записать видеообращение к Путину и Кадырову. Я понятия не имею, кто был отправителем, но они точно были не из нашего города. После этого в WhatsApp появилась группа, которая начала призывать людей собираться в Грозном и Хасавюрте. Я позвонила на номер администратора, но мне никто не ответил. Я написал им, что я сам из Ленин-Аула, и попросил отменить встречу».

7 июля Закаев направился в Грозный, пытаясь остановить сбор чеченской молодежи. Находясь там, он узнал, что активисты уже уехали в Ленин-Аул, поэтому поспешил домой. «На КПП была другая толпа — в основном чеченцы из Дагестана. Мероприятие в мечети, на котором председательствовал Даудов, уже было в самом разгаре», — говорит Мурад.

Закаев считает, что приезд Даудова мог быть заранее согласован с руководством Дагестана. «Если это было так, то это было мудрое решение. Этот случай показал, что чеченские власти имеют влияние не только на простых людей, но и на правоохранительные органы», — считает Мурад.

Локальные споры из-за земли часто возникают по всей России, но в Ленин-Ауле они легко становятся катализаторами межнационального противостояния. Вновь эти столкновения вращаются вокруг возможного возрождения Ауховского района. «Я живу в новом доме, а старый дом моего деда сейчас стоит в аварской части города, — рассказывает мне Закаев. «Если вы хотите по-настоящему стать свидетелем этого конфликта, тогда давайте поднимемся туда и спросим, ​​чей это дом на самом деле. Они сразу ответят, что «это мое — мне дал Сталин».

«Верхняя их мечеть построена во дворе дома чеченца. После его депортации там поселился аварец, который затем пожертвовал землю для строительства мечети. Теперь аварцы ходят туда молиться. Но разрешения на это у чеченца, первоначального владельца земли, никто не спрашивал, поскольку они обязаны делать это по законам шариата. Тот чеченец ушел из жизни в прошлом году и до последнего вздоха говорил, что никогда их не простит».

«Если вы хотите стать свидетелем этого конфликта, пойдем и спросим у аварца, чей на самом деле их дом. Они ответят, что «это мое — мне его подарил Сталин».

Местные чеченцы опасаются, что Ленин-Аул и бывшие дома их семей в его Аварском районе не войдут в состав нового Ауховского района. Для них это дело принципа. «Документов, подтверждающих, что Ленин-Аул или Калинин-Аул будут включены в границы района, мы пока не видели. Но мы хотим исторической справедливости, и мы хотим свои земли. Ведь по всему Дагестану есть гораздо менее многочисленные этносы, чем чеченцы, у которых есть свои районы», — поясняет Мурад.

«Мы не хотим выгонять аварцев. Пусть остаются здесь. Мы им говорим: «Давайте дружить, станьте братьями, но только верните нам то, что принадлежит нам». Они говорят, что понимают, что было в нашей истории, и могут вместе с нами решить вопрос. Но нет.»

Последние события привели к обрыву и без того редких путей сообщения между аварцами и чеченцами Ленин-Аула. «Аварская сторона с 7 июля даже не подошла к нам. И почему мы должны к ним приставать? Не мы это начали!» — восклицает Закаев.

Аварская история

Аварская часть города очень сильно отличается от чеченского квартала. Извилистые, узкие проходы змеятся вокруг дворов и перетекают друг в друга, как горные ручьи. Когда-то здесь жили аккинские чеченцы. В центре стоит историческая чеченская мечеть — говорят, ей более 200 лет. Здание находится в плачевном состоянии — оно использовалось как сельскохозяйственный склад с 1930-х годов, и чеченцы только недавно получили разрешение на его ремонт, правда, на собственные средства.

Аварцы построили еще три мечети. Напротив одного из них я встречаюсь с депутатом местного городского совета Батырханом Музычовым. Как и большинство населения Ленин-Аула, он родом из села Алмак.

«Примерно в 1989 году начались различные провокации. Граффити появились на принадлежащих аварцам зданиях, даже на школьных партах, призывая аварцев «вернуться домой, в Алмак».

Музыхов добавляет, что нигде в России, кроме Дагестана, нет закона о территориальном решении проблем репрессированных при советской власти этносов. «Чеченцы лоббировали территориальное решение. Так что теперь и аварцев, и лакцев, и других приходится переселять, чтобы разместить их. Но мы никогда не соглашались ни на какие их территориальные претензии. Мы живем здесь, в Казбековском районе, уже 70 лет, а их Ауховский район существует всего три с половиной месяца!» Он напоминает мне, что аккинские чеченцы уже получили компенсацию за утраченные земли — 28 гектаров в низинах Хасавюртовского, Кизилюртовского и Бабаюртовского районов.

Историческая чеченская мечеть в Аварском районе Ленин-Аул. Фото предоставлено автором.

Нынешний спор является продолжением 1991 года. «Чеченцы тогда построили лагерь в яблоневом саду, привезли своих родственников и просто поселились там. Затем к ним приехали поговорить лидер парламента (по национальности чеченец) Руслан Хасбулатов и Рамазан Абдулатипов. Приехал и депутат Думы по национальности аварец от Дагестана Гаджи Махачев. Так же поступил и Сайгитпаша Умаханов. Они смогли разрешить ситуацию, пусть и временно», — говорит Музыхов. И решать ее надо было, ибо протест аккинских чеченцев с требованием восстановления Ауховского района привел к тому, что 19 сентября в Казбековском районе было введено чрезвычайное положение.91. 

«Тогда мы даже подписали документ, пообещав жить вместе мирно, но все вернулось на круги своя. Они все еще строят тот же лагерь». Музыхов убежден, что нынешние столкновения произошли под руководством властей Чечни. «Рамзан Кадыров начал предъявлять претензии на соседние республики — и Дагестан, и Ингушетию. Он думает, что может прийти сюда и восстановить порядок на своих условиях. Кадыров — амбициозный сосед; он хочет править всем Северным Кавказом — всей землей до реки Сулак, выхода к Каспийскому морю!»

«Где-то в 1989 году на принадлежащих аварцам зданиях, даже на школьных партах появились граффити, призывающие аварцев «вернуться домой, в Алмак»»

«Но мы можем решить наши конфликты самостоятельно. У нас есть полиция, сельский голова, район, республика. Но нет, [аккинские чеченские] лидеры решили обратиться к Рамзану Кадырову, ехать в Грозный и призывать народ ехать на Ленин-Аул. И кого они решили отправить сюда? Какой-то «Владыка» [Даудов], не имеющий никакого отношения к Дагестану! Чечня — соседний субъект Российской Федерации, а они приезжают сюда и привозят свои спецслужбы!» — восклицает Музихов.

Согласно источникам Музыхова, Даудов считал, что аварцы придут и обсудят с ним этот вопрос. — Но никто из нас этого не сделал. Кто он нам? Какой-то парень фальшивыми медалями его наградили. Мы бы никогда не пришли поговорить с ним. Мы — депутаты и главы поселка — ждали его у здания местной администрации. Если бы он оказался здесь, мы бы с ним встретились».

Музичев подчеркивает, что мнение чеченской общины учитывается во всех важных решениях, касающихся жизни села, добавив, что в местный совет входят девять аварцев и шесть чеченцев. Батырхан заключает: «Четверо моих соседей — чеченцы. Чеченцам принадлежат три заправки, пять магазинов. Директор школы — чеченец, заместитель главы местной администрации — чеченец. Они даже управляют местным бизнесом такси. Заместитель главы Казбековского района – чеченец. Глава местного пенсионного фонда – чеченец. Любые разговоры о дискриминации в отношении них абсурдны».

В поисках компромисса

В основе напряженности на Ленин-Ауле лежат разногласия по поводу Ауховского района. Рано или поздно вопрос придется решать — но на данный момент никто не может пойти на компромисс. Константин Казенин, старший научный сотрудник РАН и Института Гайдара, считает, что первые шаги нужно начинать с малого — налаживания нормального взаимодействия между этническими общностями и их лидерами.

Многие аварцы в Ленин-Ауле искренне опасаются окончательного присоединения Ауховского района к самой Чечне. Однако Казенин считает такой шаг неправдоподобным и очень сложным с юридической точки зрения. Он добавляет, что на Северном Кавказе широко распространены теории заговора, и Ленин-Аул не исключение.

Казенин добавляет, что опасения по поводу нового моноэтнического Ауховского района беспочвенны. «Очень важно, чтобы руководство Дагестана и Чечни, а также федеральные власти заверили всех, что район будет этнически смешанным, и будут учитываться интересы всех сторон, в том числе и аварцев», — говорит он.

Какая надежда на общий дом? «Я люблю Казбековский район» — гласит эта вывеска. Фото предоставлено автором.

Так почему же так долго не решается вопрос об Ауховском районе и какие села к нему относятся? Казенин считает, что отчасти в этом виновата частая смена власти в дагестанской власти. Решающее значение имеет также вопрос о том, куда переселить лакское население. «Двусмысленность этого вопроса многих вполне устраивает — мы знаем о нескольких коррупционных схемах, связанных с этим. Но пока этот вопрос не будет полностью решен, решение проблемы Ауховского района будет невозможно», — поясняет Казенин.

Что касается вмешательства чеченских чиновников, Казенин напоминает мне, что свою роль сыграли и могущественные дагестанцы — не в последнюю очередь Сайгитпаша Умаханов, пользующийся огромным влиянием среди аварцев в Хасавюрте и его окрестностях. Эксперт также отвергает возражения против участия Даудова в споре. «С точки зрения сохранения мира его вмешательство имело положительный эффект», — подчеркивает Казенин. «Конечно, некоторые чеченские чиновники имеют большое влияние на чеченцев Дагестана. И если они могут использовать это в положительных целях в подобных ситуациях, то это отлично».

На данный момент можно только порадоваться, что ситуация не ухудшилась, хотя Казенин добавляет, что корень конфликта все еще остается. «Наивно думать, что все равно все заживут мирно, работы предстоит много», — признает он.

Сохраняем спокойствие

Обвинение в Ленино-аульском конфликте обречено на провал, так как обе стороны этого спора информированы только фактами, подтверждающими их правоту. А количество «доказательств» с годами только увеличивается, усугубляя очередной конфликт за ящиками столов региональных властей.

Маловероятно, что этот вопрос когда-либо удастся решить на местном уровне. Не хватает даже влияния и усилий дагестанских политиков — доверие к ним практически иссякло. Действительно, федеральным властям пора бы взяться за активное участие в споре вокруг Ауховского района, в том числе и о территориальных границах.

Обвинение в Ленин-Ауле обречено на провал, так как обе стороны в этом споре информированы только фактами, подтверждающими их правоту.

Другой реалистичный вариант заключается в том, что внешнее измерение этого конфликта накаляется. Чтобы понять, насколько это вероятно, достаточно побывать в Ленин-Ауле 7 июля и увидеть воздействие призыва к оружию (автор которого до сих пор неизвестен).

Comments