Как нарисовать карандашом поэтапно человека голову – Как нарисовать голову человека? Пропорции головы и лица


04.08.2019 Facebook Twitter LinkedIn Google+ Карандашом


Как рисовать человека и его голову поэтапно

Рисование – это достаточно увлекательное занятие. Даже если особых способностей отродясь не наблюдается, это вовсе не причина не заниматься творчеством. К тому же давно доказано, что оно прекрасно успокаивает нервную систему и позволяет хотя бы на время забыть о проблемах. Рисовать можно все, что угодно, хотя каждый художник предпочитает какой-то определенный жанр, будь то натюрморт, пейзаж, бытовая сцена или портрет. Сегодня мы поведем речь именно о последнем, и расскажем, как правильно рисовать человека.

Конечно, профессионалы рекомендуют начинать рисовать с натуры, но, как показывает практика, фотографии людей также можно использовать, если с живыми натурщиками пока не складывается. Итак, прежде чем начать, подготовьте рабочее место: установите планшет (не электронный, а обычную доску или другую гладкую и твердую поверхность) с прикрепленным к нему листом бумаги в вертикальное положение. Если вы будете рисовать, положив лист на стол, угол вашего зрения исказится, и при прямом взгляде на полученный рисунок вы увидите массу дефектов.

Далее вам понадобятся простой карандаш и ластик. После того, как вы выберете персонажа, которого хотите изобразить, можете приступать к делу с учетом следующих рекомендаций:

— Как рисовать человека на первом этапе? Он предполагает нахождение пропорций его тела. Запомните, что голова взрослого человека занимает одну седьмую от его роста. Поэтому начните построение фигуры с обычной вертикальной осевой линии, которую разделите на семь равных частей, делая отметины. Рассмотрим более подробно каждую из частей, начиная сверху. Итак, самый верхний отрезок на линии – это голова. Наметьте ее овалом. Второй отрезок – грудь, третий – талия, четвертый – бедра, пятый и половина шестого отрезка – нога до колена, а все, что осталось – нога ниже колена. Теперь, исходя из этого, вы можете набросать общий силуэт фигуры с учетом ее особенностей. Помните, что женская и мужская фигуры отличаются по своему строению. Нарисуйте сначала схематично, при помощи простых фигур – овалов или прямоугольников. И не забудьте о руках: их длина достигает середины бедра, а локти находятся на уровне верхней части таза.

— Как рисовать человека на втором этапе? Уже можно приступить к общей прорисовке фигуры. Тонкими линиями прорисуйте плечи и руки (пальцы можно оставить на потом), затем торс и ноги. Старайтесь, чтобы линии были плавными и повторяли силуэт выбранной вами модели.

— Как рисовать человека на третьем этапе? Работа заключается уже в детальной прорисовке и придании фигуре объема. Здесь уже можно изобразить черты лица, пальцы, волосы, элементы одежды. Когда силуэт будет готов, приступайте к штриховке. Определите самые темные и самые светлые участки фигуры. Там, где есть тени, следует штриховать более насыщенно, желательно, мягким карандашом. Там, где падает свет, штрих становится тонким и едва заметным. Старайтесь уловить эти светотени. Для этого достаточно прищурить глаза и немного расфокусировать взгляд, смотря на модель. С помощью этого приема вы увидите и самые темные «пятна», и средние тона, и самые светлые.

Отдельно стоит упомянуть о том, как рисовать голову. Ее так же, как и фигуру, необходимо построить, чтобы черты лица были симметричны и пропорциональны. Для этого нарисуйте эллипс, но немного похожий на яйцо (заостренной стороной вниз) и разделите его на 4 равные части с помощью горизонтальной и вертикальной осей. Нижнюю часть будущего лица снова разделите пополам горизонтальной линией. Наметьте глаза: верхняя линия должна проходить через их уголки. Расстояние между глазами равно величине глаза в ширину. Также с верхней линии начинается нос. Нижняя ось показывает, где нос должен заканчиваться. Линия губ проходит приблизительно на расстоянии, равном половине длины носа. Верхний край уха находится на той же оси, что и брови (ее можно дополнительно провести над глазами), а мочка расположена на том же уровне, что и основание носа, то есть, на второй горизонтали. Теперь, когда основные наметки сделаны, можно прорисовать черты лица и придать ему объем с помощью штриховки.

Теперь вы имеете представление о том, как рисовать человека и голову, но хотелось бы сделать небольшое замечание по поводу штриховки: никогда не растирайте ее пальцами или бумажками, ибо это в корне неправильно. Учитесь технике штриха, и все у вас обязательно получится.

fb.ru

КАК НАРИСОВАТЬ ГОЛОВУ ЧЕЛОВЕКА Карандашом. Поэтапный рисунок головы..

Голова человека состоит из многих элементов. Поэтому правильно рисовать голову человека довольно сложно. Это труднее, чем рисовать руку. Мы рассмотрим способ облегчающий рисование головы. В этом поэтапном уроке рисования Вы научитесь как нарисовать голову взрослого человека шаг за шагом.

Метод рисования головы называемый — методика крестовины.

Крестовина головы состоит из двух пересекающихся линий. Первая — средняя лицевая линия — проходит вниз от переносицы к середине основания носа и затем к середине подбородка; вверх она идет от переносицы к верху головы. Опорные точки и оси головы человека при рисовании. посередине лба и темени к затылочной части.

Вторая линия крестовины проходит через переносицу влево и вправо к краям головы через середину разреза глаз, как бы охватывая всю голову горизонтальным обручем. Пересекаясь, эти две линии образуют некий каркас, характеризующий положение головы в пространстве по отношению к точке зрения рисующего.

Если, например, голова расположена в фас без наклона и уровень глаз совпадает с линией горизонта, то крестовина головы будет иметь вид прямых, пересекающихся под прямым углом .

Поэтапное рисования ГОЛОВЫ человека.

Если голова на портрете расположена в фас, но немного запрокинута назад, то средняя лицевая линия останется вертикальной прямой, а поперечная линия крестовины превратится в эллипс, ближняя часть которого окажется выше, а задняя, затылочная, ниже уровня глаз. Если голова расположена в трехчетвертном повороте без наклона, а глаза по-прежнему находятся на уровне горизонта, то средняя лицевая линия будет иметь вид овала, а поперечина крестовины — вид прямой горизонтальной линии.

Определив положение крестовины головы в пространстве по натуре, легко изобразить это положение на рисунке в виде каркаса-крестовины, по которому и будет строиться рисунок головы в нужном ракурсе.

Рисование головы — начальная стадия.

Применение крестовины при построении рисунка головы в начальной стадии овладения рисунком дает наибольший эффект, так как многие ошибки в рисунке возникают в результате неправильного определения положения головы в пространство. Только тогда, когда вы твердо усвоите основы построения рисунка, то можете учитывать крестовину головы, не изображая ее. Обычно этот прогресс в рисовании наступает не так скоро.

Перейдите к поэтапному рисунку головы человека самостоятельно. Практика рисования поможет Вам научиться выполнять рисунки головы все лучше и лучше. Успехов в рисовании!

 

~ К началу страницы ~

 

kak-risovat.ru

Как нарисовать портрет человека поэтапно карандашом

Добавлено: 04.04.2015 в 05:34             Просмотров: 26207

В этой статье рассмотрим как нарисовать портрет человека поэтапно карандашом. Многие не догадываются, что нарисовать голову человека, повернутую на 3/4, так как в этом случае к природной асимметричности черт добавляется перспективное сокращение. Поэтому, мы и научимся рисовать портрет человека именно в таком сложном ракурсе. Трудности добавляет тот факт, что человек, особенно, активный, редко застывает в одной позе. Наиболее живым лицо получится не в четком рисунке в профиль или анфас и не в строгом повороте головы на 3/4. Многие люди мечтательны и часто смотрят вверх, в небо, другие — всегда недовольны и глядят исподлобья. Старайтесь рисовать портреты с разных ракурсов.

Определяем особенности строения и характерные черты лица человека, которого будем рисовать. Находим композиционное расположение головы и намечаем его на листе бумаги в виде овала, стараясь соблюсти ее пропорции и общую форму. Проводим серединную линию, которая при таком повороте головы будет выглядеть дугой. Ее положение определит степень поворота головы и ее перспективного сокращения.
Следующей основной вспомогательной линией будет та, которая пересечет серединную линию на уровне корня носа и внутреннего угла глаз.
Если серединная линия имеет форму дуги, то остальные вспомогательные линии являются прямыми и имеют общую точку схода на линии горизонта. Они проводятся обычно на уровне бровей, основания носа и разреза рта. Определяем пропорциональное отношение лицевой и мозговой частей. Разделяем их, намечая височную линию, внешний край глазной впадины, угол скуловой кости и угол нижней челюсти. Легкими линиями намечаем призму на месте носа, глазничные впадины, разрез рта, ухо и т. д., в качестве ориентира используя переносицу, по которой проверяем расположение каждой детали головы. Обязательно учитываем тот факт, что при повороте головы часть лица, повернутая от зрителя, будет изображаться в перспективном сокращении. Изображая глаз в 3/4, нужно помнить, что в таком положении его пропорции резко меняются: в общих чертах он напоминает квадрат. Зрачок и радужная оболочка в перспективе имеют вид эллипсов.
При рисовании губ все размеры откладываются от серединной линии — длина ближайшей половины губ, длина другой половины, толщина губ и т. д. Не забываем, что губы находятся на челюсти и соответствуют ее форме. В процессе рисования постоянно сравниваем размеры всех деталей с общим размером головы. Постепенно линии на рисунке проводим с более сильным нажимом. Прорисовываем все детали лица, уточняя характер натуры, выделяем его наиболее характерные особенности.
Вводим тон, вначале обобщенно, затем детализируем, где это необходимо. Подчеркиваем передний план. Хорошо прорабатываем все площадки носа, чтобы он вышел на первый план. В общих чертах намечаем мышцы шеи. Можно показать направление ресниц, выделить некоторые волосинки бровей.

klubok.kg7.ru

Как рисовать голову человека карандашом поэтапно. Студия рисования

Для того чтобы появилась возможность нарисовать голову человека поэтапно с помощью карандаша, необходимо соблюдать ряд важных мероприятий, в частности, понимать ее основную структуру. Рассмотрим, как рисовать голову человека карандашом поэтапно.

Подготовка к обучению

Для того чтобы приступить к процессу, потребуется чистый лист бумаги, предпочтительно А4, а также простой карандаш, немного угля и самое основное, что потребуется начинающему художнику – натура. Именно рисование с натуры даст невероятный эффект. Так что следует посадить перед собой того, кто мог бы уделить вам достаточное количество времени. Если не имеется возможности рисования с натуры, то можно использовать для этой цели высококачественную фотографию.

Рисование для детей и взрослых

  • Сделать наброски, в данном случае не стоит беспокоиться о чистоте. Необходимо скомпоновать человеческую голову, а при необходимости – добавить к рисунку шею и плечи. Для начала можно работать «на глаз», так вы проверите свое художественное видение.
  • Найти место, в котором будет располагаться основной объем не только головы, но и шеи с плечевым поясом. Нужно представить, что перед вами не просто картинка, а объемное изображение. На этом этапе основная задача художника – наблюдать за этим объемом, а затем перенести его на плоскость листа.
  • Ни в коем случае не стоит забывать, что изображение формы – трехмерное. Поэтому важно прочувствовать ее конструкцию до мелочей.
  • После подготовки основы работы необходимо найти параметры, с которых необходимо стартовать в работе. А именно, придется подыскать основные точки, плоскости, которые образуются изломами формы. На самом деле все элементы, которые улавливаются нами, не являются случайными. Это и будет представлять собой структуру человеческой головы, а также ее элементы.
  • При взгляде на натуру, первое, что художник обычно находит на черепе – это высота головы, а впоследствии выделяются шары глаз, нос, точки скул, губы, подбородок, лоб.

Это было первое упражнение, после которого важно понять, что голова представляет собой объем, который имеет свои плоскости и грани. Далее рассмотрим, как рисовать голову человека карандашом поэтапно, используя лучшую технологию.

Благодаря конструктивным точкам, можно запросто определить соотношение всех плоскостей и основные пропорции, которые и образуют общую форму. Далее детально прорисовываются глазничные впадины, скуловые элементы, бугры лба, подбородок, нижняя челюсть, самая высокая точка черепа, височные точки, а также теменные бугры в области затылка.

Курсы академического рисунка в Москве

Важную роль в процессе поэтапного рисования головы человека карандашом играют заготовки/шаблоны, которые могут быть овальными или прямоугольными. Для начинающего художника лучше подойдут прямоугольные заготовки, поскольку они дадут общее представление о пропорциях головы.

Мы рассмотрели, как рисовать голову человека карандашом поэтапно, однако лучше всего учиться рисованию вместе с профессионалом. Ведь ситуация, когда хочется изобразить шедевр, а получается детская мазня, знакома всем, кто хоть раз в жизни пробовал рисовать лицо человека. Обратившись к нам, вы в течение короткого времени научитесь рисовать голову человека и получить видение картины в целом. У нас есть студия рисования, в которой уроки точно не пройдут даром и позволят вам получить новые знания в области рисования. Учитесь этому нелегкому ремеслу вместе с мастерами и получайте хорошие результаты!

art-matita.ru

Как нарисовать голову снежного человека карандашом поэтапно

Шаг 1.

Рисуем вытянутую овальную форму головы снежного человека. Проводим линию симметрии лица.

Шаг 2.

Изображаем плечи и разбиваем лицо на четыре части, тремя линиями, находящимися друг от друга на равных расстояниях.

Шаг 3.

Рисуем очертания бровей, впадину под носом, изображаем складки вокруг носа и рта, дугой рисуем подбородок. Несколькими линиями помечаем область под правое ухо.

Шаг 4.

Рисуем область складок вокруг глаз, изображаем переносицу, показываем складки вокруг носа. Рисуем линию рта. На подбородке, а также левой и правой его сторон дугами помечаем область, на которой будет размещена растительность на лице снежного человека. Продолжаем строить ухо, все больше подчеркивая его форму.

Шаг 5.

Рисуем глазные яблоки, складки между бровями и над ними. Изображаем форму носа, дорабатываем рот. Несколькими штрихами на подбородке, правой щеке и спине снежного человека помечаем области размещения волос.

Шаг 6.

Детальная работа над чертами лица, заштриховываем глаза, делая их черными. Вокруг глаз показываем складки. Прорабатываем нос и рот, усиливая, нажим на линии, где это необходимо, изображаем более мелкие складки. Со временем Вы поймете, какие линии необходимо делать более толстыми, а какие оставить тонкими. А пока, внимательно сравнивайте свой рисунок с рисунком, представленным в этом уроке, и у Вас обязательно все получится. Дорабатываем ухо и приступаем к рисованию волос на лице и спине.

Шаг 7.

На данном этапе урок завершен. Вы можете оставить карандашный набросок или придать рисунку цвет. Желаем Вам творческих успехов!

purmix.ru

Как нарисовать голову человека поэтапно

Это средний по сложности урок. Повторить этот урок может быть затруднительно и взрослым, поэтому не рекомендую рисовать голову человека по этому уроку маленьким детям, но если есть большое желание — то можно и попробовать. Также хочу отметить урок «Как нарисовать глаза» — обязательно попробуйте повторить его, если у вас останется время и желание рисовать сегодня.

Что понадобится

Для того, чтобы нарисовать голову человека нам может понадобиться:

  • Бумага. Лучше брать среднезернистую специальную бумагу: начинающим художникам будет гораздо приятней рисовать именно на такой.
  • Наточенные карандаши. Советую брать несколько степеней твердости, каждую нужно использовать для разных целей.
  • Ластик.
  • Палочка для растирания штриховки. Можно использовать обычную бумагу, скрученную в конус. Ей лего будет растирать штриховку, превращая её в монотонный цвет.
  • Немного терпения.
  • Хорошее настроение.

Поэтапный урок

Может показаться, что простые геометрические фигуры рисовать очень легко, но это ошибочная точка зрения. Чтобы правильно нарисовать голову человека нужно очень сильно постараться. Я рекомендую рисовать с натуры. Именно так вы сможете посмотреть куда именно падает свет, как и где он фигура отбрасывает тень. Фотография в этом случае не лучший помошник…

Кстати, кроме этого урока советую обратить своё внимание на урок «Рисуем попугая». Он поможет повысить ваше мастерсово или просто доставит немного удовольствия.

Обратите внимание, что каждый предмет, каждое живое существо, каждое явление на бумаге можно изобразить при помощи простых геометрических предметов: кружочков, квадратиков и трегольников. Именно они создают форму, именно их нужно видеть художник в окружающих предметах. Нет дома, есть несколько больших прямоугольников и треугольник. Так строить сложные предметы гораздо легче.

Совет: создавайте набросок как можно менее толстыми штрихами. Чем толще будут штрихи наброска — тем трудней их будет стереть в последствии.

Первым шагом, точнее нулевым, всегда нужно размечать лист бумаги. Это даст вам понять где конкретно будет находиться рисунок. Если вы расположите рисунок на половине листа — вторую половину вы сможете использовать для другого рисунка. Вот пример разметки листа по центру:

Перед вами механический метод определения пропорций идеальной женской ГОЛОВЫ. Этот метод познакомит вас c пропорциями. Используйте его на начальном этапе для построения, остальное рисуйте от руки.

Разделите линию, равную ширине головы, на пять частей (каждая часть -это примерно ширина одного глаза). На одном из дальнейших этапов глаза разместятся под 2-й и 4-й частями.

Поставьте ножку циркуля в центр среднего отрезка (точка A). Начертите круг, радиусам которого будет расстояние от точки A до точки B.

Проведите вертикальную линию через точку A. Отмерьте на этой линии отрезки б и 7, равные отрезкам 1−5. Далее точка C будет кончиком носа.

Разделив отрезок б пополам, вы получите точку F, которая является центром окружности c радиусом, равным рас-стоянию от F до E; точка E будет нижней границей подбородка, точка F — верхней границей рта, a точка D — нижней границей рта.

Осторожно соедините окружности линиями G и Н. Эти линии не должны проникать внутрь или выходить за пределы окружностей.

Соедините линии G и H в точке касания c большей окружнос-тью. Вы получите от-резок JК будущую верхнюю границу глаз.

Нарисуйте дугу КМ, поставив ножку циркуля в точку J; так же нарисуйте дугу JL, используя точку к в качестве центра. Эти дуги являются линиями щек. Заштрихованная область показывает углуб-ление под костью щеки.

Начертите две вертикальные линии из точек J и К; эти линии являются боковыми границами головы. Заметьте, что эти линии отсекают небольшие кусочки большей окружности.

Нарисуйте глаза под линией JK и прямо под отрезками 2 и 4 первой линии. Расположите нос на линии C прямо под отрезком з . Рот нарисуйте между линиями F и D. Имейте в виду, что рот должен быть несколько шире, чем нос.

Веки могут быть пол-ными или тонкими, и располагаются они прямо над отрезком JK. Верхнее веко мо-жет иметь такую фор-му, что будет практи-чески незаметно. Глаза могут быть различных оттенков . Возможны разные форма и наклон глаз.

Рот может быть различной формы.

Теперь вы знаете как нарисовать голову человека. Если приложите усилия, я верю, что вы добьетесь всего, о чем хотели. Теперь можете обратить внимание на урок «Как нарисовать платье» — он такой же интересный и увлекательный. Делитесь уроком в социальных сетях и показывайте свои результаты друзьям.

plusphotoshop.ru

Как нарисовать голову поэтапно | Хорошие уроки

Это достаточно сложный урок, поэтому вам может потребоваться достаточно много усилий, чтобы его повторить. Если с первого раза не получилось нарисовать голову — не отчаивайтесь и попробуйте еще раз. Попробуйте приложить максимум усилий, чтобы выполнить этот урок. Если же, все-таки не получится — можете попробовать выполнить урок «Как нарисовать девушку». Но я верю, что у вас всё получится.

Что понадобится

Для того, чтобы нарисовать голову нам может понадобиться:

  • Бумага. Лучше брать среднезернистую специальную бумагу: начинающим художникам будет гораздо приятней рисовать именно на такой.
  • Наточенные карандаши. Советую брать несколько степеней твердости, каждую нужно использовать для разных целей.
  • Ластик.
  • Палочка для растирания штриховки. Можно использовать обычную бумагу, скрученную в конус. Ей лего будет растирать штриховку, превращая её в монотонный цвет.
  • Немного терпения.
  • Хорошее настроение.

Поэтапный урок

Разные части тела и органы человека должны рисоваться с определенной долей реализма. Этого требует академический рисунок. Также, он настоятельно рекомендует рисовать голову с натуры или, в крайнем случае, с фотографии. Только так можно добиться высокой реалистичности и проработанности.

Кстати, кроме этого урока советую обратить своё внимание на урок «Рисуем руки». Он поможет повысить ваше мастерсово или просто доставит немного удовольствия.

Все сложные рисунки должны создаваться с помощью перспективного мышления и видения. Предмет должен быть не только формой на листе. Вы должны его рисовать объемно, то есть создавая из простых геометрических тел так, как будто они друг на друге: вот шар на кубе, а вот два шара рядом. Из этих примитивных форм и состоит всё живое и не живое на земле.

Совет: создавайте набросок как можно менее толстыми штрихами. Чем толще будут штрихи наброска — тем трудней их будет стереть в последствии.

Первым шагом, точнее нулевым, всегда нужно размечать лист бумаги. Это даст вам понять где конкретно будет находиться рисунок. Если вы расположите рисунок на половине листа — вторую половину вы сможете использовать для другого рисунка. Вот пример разметки листа по центру:

В различных специализированных заведениях (художественных школах, к примеру) рекомендуется изучить полное строение головы — от мышц и до волос — чтобы удалось правильно ее нарисовать. Но здесь есть один маленький секрет: даже если вам каким-то чудом удастся выучить самостоятельно абсолютно все термины хоть косвенно связанные со строением головы, вы всё равно не сможете нарисовать голову так, как полагается. А все потому, что подобные заведения имеют в своем распоряжении большое количество надзирателей (преподавателей, в смысле), которые корректируют и направляют учеников во время работы.

Наша задача (прежде чем научиться рисовать портреты) — самостоятельно (без учителей под боком) научиться координировать свои действия, понимать саму суть процесса рисования, иметь возможность видеть свои ошибки и правильно исправлять их. Именно поэтому, мы немного обогнем стандартную привычную систему и приступим к формированию пунктов своеобразной инструкции, что поможет нам решить нашу задачу:

Во-первых, нам нужно понять процесс работы в создании головы на бумаге

Дальше — самое легкое на первый взгляд — просто рисовать.

И, наконец, научиться без лишнего напряга правильно рисовать голову, понимать суть этого процесса и иметь возможность ликвидировать свои ошибки

Ну что, дорогие рисовальщики-любители, готовы? Настроились на работу? Тогда вперед и с песней (напевать желательно мысленно, нечего соседей настораживать!)

Для начала работы нам, как всегда, нужно найти все, что может потребоваться. В данном случае, это мольберт, уголь, бумага формата А2, натура, стул (или скрепка — это от вашей натуры зависти…). Для натуры вылавливаем неугомонного и проверенного друга или убеждаем бабушку с ее вязанием переместиться на табуреточку к вам, или просим деда рассказать о чем-то интересном (в процессе, конечно, трудимся). Если у вас имеются усидчивые братики-сестрички — и их можно пристроить. Но, не стоит начинать рисунок головы с рисования головы любимого попугайчика… На крайний случай (ну очень на крайний — если выхода совершенно нет и рядом ни одной живой души) можно использовать уже готовую репродукцию или же фото (которое мы крепим на мольберте в верхнем левом уголочке). Все есть? Натура имеется? Продолжаем, а, вернее, приступаем к рисованию.

Рисование головы карандашом

В первую очередь делаем конструктивные наброски углем — и пусть выходит не очень аккуратно, не волнуйтесь, это ведь просто наброски:

Ищем основные соотношения пропорций высоты и ширины — для этого компонуем на бумаге плечи, шею и голову. Тут у нас усердно трудится наш глазомер.

Теперь нам нужно найти объемы того, что мы скомпоновали по отдельности (голова, шея, плечевой пояс)

Помните, как в самом начале, будучи еще несмышлеными начинающими рисовальщиками, вы трудились в поте лица над рисованием объемных кубиков, цилиндриков и т.п. ? Так вот, посмотрите на свою натуру и поймите, что это не голова, а всего лишь одна из разновидностей формы. Именно сейчас мы должны осознать и воспринять то, что голова — неживой предмет, тогда и рисовать будет легче.

Следующим шагом будет наблюдение за вашей натурой и зарисовка этого самого объема головы. Не стоит сразу же вырисовывать малюсенькие морщинки, щетинки и реснички — лучше обратите внимание на то, что мы рисуем трехмерное изображение, а не плоское. А из этого следует, что нам нужно прочувствовать объем головы, ощутить все выступающие части лица и головы вообще.

Рисуйте, хватит тратить время на чтение моих писулек — карандашики в зубки и вперед, вы должны понять саму суть процесса. А как поймете — я все еще буду здесь.

Для того, чтобы нарисовать голову карандашом, нам нужно за что-то держаться. Это могут быть такие точки, которые, если смотреть, видны сразу — они означают наиболее выпирающие места в области головы. Дальше нужно выделить основные плоскости — они образовываются с помощью разнообразных изломов формы.

Наиболее выделяющиеся точки и, соответственно, плоскости составляют структуру обьема головы — это конструктивные моменты. Ярче всего нашим взором выделяются скулы, нос (или же носовая призма — ведь нос по форме напоминает призму), лоб, подбородок, шары глаз в глазницах. Для поиска высоты головы нам достаточно просто найти наивысшую точку на черепе и наинизшую, наиболее выпирающую точку на подбородке.

Теперь важно распределить основную светотень. Для этого нужно сощурить глаза и глянуть на натуру, тогда вы сможете распределить базовые светотени по плоскостям головы. Кстати, если вы сильны в распределении теней по граням простейших геометрических фигур, то скажу по секрету, что голову вполне можно вписать в куб, так что… И действовать по той же системе распределения света и тени.

Главное, что вы должны понять на этом этапе работы — так это то, что голова — такая же форма, в которой имеются такие характеристики, как глубина и ширина плюс плоскости и грани (как в кубе). То есть на нее действуют все те же закономерности, что и прежде (надеюсь вы помните, там шла речь об активном и неактивном, отдаленном и приближенном).

Форма головы

Приступаем к следующему пункту. В одном из предыдущих абзацев говорилось о загадочных конструктивных точках, благодаря которым определяется форма головы. Именно эти точки дают нам пропорциональные соотношения плоскостей на объеме головы. Если всю важность этих точечек вы осознали, то с должным благоговением и трепетом приступаем к их рассмотрению, разбору и распределению.

  • Первое, что нам бросается сразу же, это конечно же глазничные впадины и глазницы.
  • Второе, на что мы сразу же обращаем внимание — скуловая точка слева и справа.
  • Теперь черед лобных бугров.
  • Подбородок (вернее, точка подбородка)
  • Угол нижней челюсти
  • Теперь одна из наиболее важных — это самая высокая точка на черепе нашей натуры.
  • Наконец, височные точки

Теменные бугры — наиболее выпуклые, согласно учебникам, по ширине кости, которые расположены на затылке.

Ну вот и всё для начала с точками — их нужно прорисовать и хорошенько запомнить, иначе придется снова повторять этот материал. А теперь гляньте еще раз на рисунок сверху, видите? Кроме точек там есть еще и цветные линии. Вам интересно, что же они обозначают и как их звать-величать? Терпение, дорогие мои, сейчас разберем и их.

Эти линии называются осями, которые, что вполне логично, схематично разделяют голову человека на разные определенные участки. На следующем рисунке, уже более «очеловеченном», а не костяном, мы можем рассмотреть как наши точки, так и оси.

Первая линия красного цвета — она делит голову на две равных половины, иными словами это ось симетрии.

Синим цветом выделена линия надбровных дуг, которая делит голову на верхнюю черепную и нижнюю лицевую область.

Зеленая линия та, что делит голову на лицевую и затылочную область и проходит она аккурат через высшую точку черепа и через уши

По желтенькой линии обычно определяют поворот головы (сами понимаете, для рисунка это очень важно), то есть это ось трех-четвертного поворота.

Цилиндр шеи, на котором установлена голова

И еще одна ось, она бирюзового цвета, которая проходит через нижние точки ушей и нижнюю линию носа. Она показывает нижнюю часть носовой призмы.

НО! Все это дается вам, начинающим рисовальщикам, исключительно для ознакомления и для того чтобы вы лучше понимали строение головы. А рисовать мы будем учиться по более легкой версии вышеописанного — это болванки. Значит так, рисуем прямоугольные болванки сразу в трех положениях: вид спереди, сбоку и поворот в три четверти.

На этих прямоугольных болванках есть все, что нам надо: оси, точки, пропорциональные соотношения разных областей головы и, собственно, самое главное — строение. То есть, как пример, пропорциональных соотношений, высота от уровня бровей и до уровня нижней линии носа равна высоте уха или же вот рот и нижний угол челюсти расположены на одной линии. Но и здесь можно применить законы перспективы: та часть лица, что ближе к нам, сохраняет оригинальные размеры и формы, а та, что в отдалении (в повороте, к примеру) будет немного (немного, дорогие художники, немного, а не как всегда…) искажаться в размере, становиться меньше.

Закрепление результата рисования головы

Теперь финал: закрепляем только что прочитанное. Для этого нам нужно будет потрудиться вдвоем с болванкой. Сейчас наш главный помощник в рисовании — это болванка, она вроде шаблона, некоего прототипа настоящей головы. По ней гораздо проще учиться.

Вы уже рисуете голову человека, то есть композиция намечена и место для головы, основные объемы тоже.

Вторым шагом будет поиск пропорциональных соотношений головы, ее форма и характер. Это и будет наброском основы головы, нашей незатейливой болванки.

Теперь вертикальная ось — прям руки чешутся разделить голову на равные области (ну, не обязательно равные — это зависит от всяких поворотов и ракурсов). Эта ось определяется по расположению носа и дает нам аж две важные точки: наивысшую и наинизшую.

Поскольку мы определяем еще и поворот головы, то нужно найти линию трех-четвертного поворота — она нам была бы очень кстати. Для этого визуально находим расположение скуловой кости и проводим линию через скуловую точку. С ней мы разберемся позже, поэтому пока достаточно просто слегка ее наметить.

Вот и пришел черед линии надбровных дуг. Здесь нам нужно просто задействовать глазомер и определить сколько места занимает лоб и волосы, а сколько лицо вплоть до подбородка. Ву-а-ля! Готово.

Теперь нужно выделить линию нижней пирамиды носа. Для этого лучше воспользоваться такой закономерностью: линия надбровных дуг и линия нижней призмы носа делят голову на одинаковые части. Но при этом нужно учитывать также и особенности рисуемой головы.

Следующий этап — поиск линии, разделяющей голову на затылочную и лицевую часть. Мы уже помним, что она проходит через ушное отверстие и наивысшую точку. Теперь присмотритесь повнимательнее: на пересечении линии трех-четвертного поворота и предыдущей линии находится височная точка, намеченная нами ранее. Если у вас еще не просматривается форма головы, то скорректируйте все линии с помощью глазомера.

Ну что же, у нас уже предостаточно точек и линий, чтоб приняться за разметку носа, место для которого уже расчищено и найдено.

То же с ухом — и для него место есть (было бы странно, если б этого места не было, согласитесь). Его высота равна расстоянию между линией надбровных дуг и линией нижней призмы носа, а само оно проходит через линию, делящую голову на лицевую и затылочную часть. Лучше гляньте на рисунок, думаю, он понятней, чем все эти закрученные фразы.

Осталось совсем немного…

Следующий этап — поиск скуловых точек, но поскольку они зажаты, можно сказать, в линиях, то найти их будет не сложно. И уголок нижней челюсти — он расположен на пересечении (опять на пересечении) линии рта и линии, делящей голову на заднюю и переднюю часть (вы поняли, о чем я). Ну, рот теперь найти сумеет даже ежик

Осталось найти немного и среди этого «немного» место для глаз, надбровные бугры (ну места особо выступающие на бровях — расшифровываю). И вот пришло время искать лобные бугры (то есть выступающие точки на лбу). Их искать не менее просто, стоит только провести линии от надбровной дуги к самым выпуклым точкам лба. Та-да! У вас уже есть лобные бугры. Но, чтобы лучше их понимать, нужно привязать эти точки к наивысшей точке и к височным.

Ну и напоследок, если ракурс позволяет нам увидеть теменной бугор — наиболее выпуклую часть на затылке.

Теперь покрутите болванки, используйте линии и точки, которые запомнились. К примеру, как-то так:

Пересмотрите еще раз то. что мы уже прошли здесь, и повращайте болванки с учетом всех конструктивных мелочей. Для начала хорошо бы, чтоб у вас получались болванки в трех привычных положениях: профиль, фас, ну и трех-четвертной.

Наигрались? Готовы к страшно серьезной работе? Вылавливайте свою натуру и возвращайте на место. Сейчас будем постепенно переносить то, что мы выучили на болванках, на нашу многострадальную натуру. Взгляните на нее новым взглядом. Осмотрите голову со всех ракурсов и попытайтесь оценить ее как неживой предмет, понять ее «устройство»… Абстрагируйтесь от персоны носителя головы.

Следующая задача — просто перенести все изученные ранее конструктивные оси и точки на уже живую, вполне любопытную, задающую вопросы по типу «И как? Похоже вышло?». Конечно же не буквально — визуально (боюсь, вашей натуре будет совсем не смешно, если вы расчертите ей голову и лицо разноцветными карандашиками).

Теперь, когда вы в усердных поисках, расскажу вам кое-что о пропорциях. Идеальными пропорциями принято считать так называемые «греческие» пропорции ибо именно обитатели Древней Греции выделили идеальные пропорции тела. Но вот идеальные пропорции несколько отличаются от тех, что есть у каждого человека — именно эти расхождения позволяют людям сохранять свою индивидуальность. Но проверить правильность пропорций можно соединив все наиболее важные части лица или же конструктивные точки, расположенные один напротив другого — их соединение будет проходить через ушное отверстие.

Практика

Теперь практическая часть — переносим наши знания на рисунок натуры:

Итак, прорабатываем композицию, находим место для головы, шеи, плеч. Работаем по принципу: отступ от края бумаги (планшета) перед лицевой частью (перед!) больше, чем над затылочной, а вверху отступ меньше, чем внизу.

Теперь находим место отдельно для каждого предмета композиции: шеи, плечевого пояса и, соответственно, головы.

Болванку нашу помните? Рисуем сейчас болванку, но с учетом всех пропорциональных особенностей нашей натуры. Не забывайте о том, что шея у нас не просто странный прямоугольник, она цилиндр — то есть она объемная, равно как и плечи.

Болванка уже на месте, теперь работаем с ней с помощью следующих подпунктов:

  • a) Находим наиболее низкую и наиболее высокую точки с помощью оси, разделяющей голову на две равные части.
  • b) Линия трех-четвертного поворота — помните такую? Поскольку она проходит через скуловую точку (конечно же вы это еще не забыли!), то нам придется сначала найти эту самую точку и наметить.
  • c) Дальше по плану линия надбровных дуг. Ее можно провести по уровню бровей (немного дальше) и плюс еще одна деталь, которую мы самовольно назовем точкой излома надбровных дуг. Эта точечка находится аккурат там, где брови меняют свое направление.
  • d) Теперь черед нижней линии призмы носа. Ее проводим как и в случае с надбровными дугами, по уровню носа, только дальше. Расфокусируйте взгляд на вашу натуру, не смотрите конкретно в нее. И старайтесь не менять угол вашего наблюдения.
  • e) Височная точка, которую довольно-таки хорошо заметно на нашей натуре. На одной и той же линии расположены аж три точки (височная, высокая и ушное отверстие) и она ложится по форме головы
  • f) Ушки и нос. Высота уха уже найдена с помощью линий, а вот форму берем у нашей натуры. С носом немного сложнее. Нужно наметить общий объем носа схематически пирамидкой и там уже разбираться с особенностями. Но! Ни одна форма на нашей натуре не живет сама по себе, она переходит, переползает и перетекает в нечто другое. Плавность, товарищи, и пластичность, помните об этом — вот нос, к примеру, соединяется с надбровными дугами.
  • g) Завершаем поиск скуловых точек (да-да, он длился все это время!).
  • h) Определяем место для рта и по форме находим угол нижней челюсти
  • i) Наконец, находим линию для глаз, которая идет где-то по уголкам глаз. Чтобы они были нарисованы верно, между глазами должно хватать место еще для одного (третий глаз рисовать не обязательно, а лучше вообще пока что не рисовать)
  • j) И вот мы подошли к лобным буграм. Они находятся с помощью линий, которые вы проводите от надбровных бугров к наиболее выпуклым областям лба человека — эти линии расположены симметрично к центральной оси. А от них проводим линии к височным точкам и к наивысшей точке. Ура нам!

Думаю вопрос: «Как рисовать голову» — был хотя-бы немного для вас раскрыт, спасибо Вам за то, что вы с нами!

Вот вы и узнали как нарисовать голову, надеюсь было интересно и познавательно. Теперь можете обратить внимание на урок «Как нарисовать Чиполлино» — он такой же интересный и увлекательный. А еще можете поделиться с друзьями этим уроком.

plusphotoshop.ru

Comments