Академический рисунок карандашом натюрморт: Как нарисовать натюрморт карандашом? Рисование бытовых предметов. — Ghenadie Sontu Fine Art
16.05.2023
Карандашом
Академический рисунок натюрморта: требования.
- ВСЕ
- Рисование
- Советы художника
- История искусств
- Живопись
- Рисунок
- Цветоведение
- Поэтапное рисование
- Вдохновение
- О художниках
- Ученики
- Композиция
- Абстракция
- Книги
01. 06.2020 16:13
Говоря об академическом (учебном) рисунке, важно чётко выделить его особенности и назначение. Это не просто рисунок карандашом, не изображение “красивых” предметов — это результат серьёзной, осмысленной работы.
Разумеется, и критерии оценки и требования к такому рисунку существуют вполне конкретные, основанные на методах обучения изобразительной грамоте, учебных программах и сформированности знаний, умений и навыков художника. Да, да, это всё можно оценить и логически обосновать. Особенно важно понимать, что должен из себя представлять академический рисунок натюрморта и каким он должен быть в итоге, абитуриентам художественных училищ и колледжей, Вузов и даже многих художественных школ, ведь им предстоит сдавать вступительные экзамены по рисунку, конкурировать с другими абитуриентами, демонстрировать свои лучшие качества рисовальщика.
Заранее подготовившись к вступительным испытаниям по рисунку, изучив требования к экзаменационной работе по рисунку натюрморта и поняв критерии оценки рисунка при поступлении, есть шанс подготовиться к экзамену тщательнее и поступить в художественный Вуз или художественное училище на бюджет. Итак, разбираемся.
1. Соответствие рисунка учебной задаче.
Любой академический рисунок создаётся не на пустом месте: во время его рисования начинающий художник выявляет объём и форму предметов, создаёт иллюзию трёхмерного пространства, передаёт при помощи линий, штрихов и пятен материальность предметов натюрморта и прочее.
В каждом задании акцент делается на чём-то одном. Эти задачи чётко прописаны в учебном плане и неразрывно связаны между собой. Именно эта точная и ясная цепочка графических упражнений от одного учебного задания к другому, ведёт начинающего художника к основной цели — овладению изобразительной грамотой в полном объёме, проще говоря, к умению реалистично рисовать с натуры всё, что угодно. Поэтому нельзя просто взять и нарисовать академический рисунок — учебное задание по рисунку, вырванное из контекста, не имеет смысла и ничему не сможет научить, ведь задать самостоятельно учебную задачу ученику не под силу.
Во время экзамена по рисунку натюрморта при поступлении такая задача тоже есть. Она прописана в требованиях к экзаменационной работе и обозначена в критериях оценки рисунков. Здесь важны приоритеты каждого учебного заведения: где-то достаточно грамотной компоновки и сквозного построения предметов, а где-то нужно продемонстрировать мастерство тональной моделировки формы в рисунке и ясность композиционного мышления.
2. Передача пропорций.
Рисунок натюрморта прекрасно показывает умение художника соизмерять и сравнивать пропорциональные отношения предметов друг с другом и частей предмета между собой. Точность пропорций — одно из основных условий выполнения экзаменационного рисунка и определения его качества. Уверенный замер пропорций методом визирования и перенос видимых пропорций предметов на лист бумаги — основной метод рисования с натуры. В рисунке учебных натюрмортов он актуален как нигде.
Именно на натюрмортах отрабатывается умение художника соизмерять части целого, находить точные соотношения и характерные особенности предметов — это один из самых важных этапов на пути развития художника.
Точность пропорций — важное и обязательное требование к академическому рисунку, причём важны не только соотношения крупных предметов и их частей, но и деталей по отношению к целому. Стоит сравнивать элементы натюрморта тщательнее, делать замеры методом визирования и на глаз, проверять пропорции в рисунке по несколько раз разными способами, чтобы достичь нужной точности и верности натурной постановке.
3. Передача объёма и формы.
Чем раньше начинающий художник поймёт, что он рисует не предметы и объекты, а форму в пространстве, тем качественнее будут его учебные рисунки. Причём, изобразить объём и форму предметов натюрморта можно разными способами — линейно, тоном, комбинированными способами. Подробно о способах передачи формы и объёма в пространстве я писала в статье
Здесь важно, чтобы это была точная, полноценная форма — реальные предметы при этом разбираются до простейших цилиндров, многогранников, коробок и сфер. Каждый элемент, составляющий большую форму при этом выстраивается отдельно насквозь с соблюдением перспективных сокращений, анализом линии горизонта (это важно для изображения раскрытия горизонтальных плоскостей) и в связке с остальными формами.
Передача объёма в рисунке натюрморта (степени его трёхмерности) выявляется художником при помощи штрихов, линий и пятен. Их комбинаторика и умелое владение техническими приёмами рисования карандашом помогают изображать предметы реалистично, объёмно, грамотно.
Особенно это важно при выполнении тонального и светотеневого рисунка натюрморта. Объёмность предметов в натюрморте передаётся при помощи градаций светотени: каждая градация находится на своём месте, зависит от положения источника света и связана с остальными тональными блоками. Изучение положения теней собственных и падающих, полутеней, рефлексов на простейших объёмных формах (куб, шар, цилиндр и т.д.) задаёт основу передачи формы в пространстве, необходимую при рисовании натюрмортов, как предметов, складывающихся из простейших объёмов.
О том, в чём разница между объёмом и формой в рисунке, я писала здесь: https://jotto8.ru/blog/obem-i-forma-v-risunke-v-chem-raznitsa .
Для линейного рисунка натюрморта важна ещё и сквозная конструкция предметов — сочетание и чередование простых объёмов и форм внутри сложной. На занятиях классическим рисунком по специальной учебной программе этому можно научиться, главное — приложить достаточно усердия и времени на обучение.
4. Передача пространства.
Пространство в натюрморте не глубокое, но, как правило, ясно выраженное. Так как натюрморт обычно освещается сверху слева, чуть фронтально (софит или окно, от которых идёт свет находятся с левой стороны от натюрморта рядом с художником), то предметы переднего плана обычно более светлые по сравнению с дальними. Уходящие в глубину предметы натюрморта обычно изображаются менее подробно, более тёмными тонами и не слишком контрастными к фону.
Но это скорее стереотип, ведь, как я уже писала выше, учебные задачи в рисунке натюрморта и сами предметы в среде могут быть совершенно разными.
Для начинающего художника важно научиться передавать разницу в прорисовке и тональном решении предметов натюрморта по планам: передний, средний и дальний. Отделяя их друг от друга, легко научиться передавать неглубокое пространство тоном, фактурой штриха, качеством силуэта, степенью объёмности предметов и т.д..
5. Минимум самовыражения, максимум реализма.
Учебный рисунок есть учебный рисунок, творчества здесь минимум. И хотя стандартные учебные постановки натюрмортов в исполнении разных начинающих художников немного отличаются манерой наложения штрихов, общим тональным состоянием, положением предметов друг относительно друга (ракурс с каждого рабочего места свой), особенностями компоновки, но в целом всё здесь сводится к успешному решению учебной задачи, а не к самовыражению. В обучении рисованию креатив можно проявить на уроках композиции (в рамках упражнения) или специальных творческих постановках (это оговаривается отдельно).
Академический же рисунок создаётся в целях тщательного изучения натуры (в нашем случае, предметов натюрморта во взаимосвязи друг с другом и окружающим пространством).
Причём, характер и резкость штриховки, нажим на карандаш, качество светлоты бликов и прочее выполняется в рисунке натюрморта в соответствии с тем, как они действительно выглядят в реале при рассматривании с положения художника. Ничего случайного здесь быть не может. Каждая деталь в академическом рисунке натюрморта должна быть реалистичной, подчинённой общей идее. И оправдание “я так вижу” здесь не поможет — помимо видения, важно ещё и понимание, одно без другого не работает.
Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:
1. Поставьте «лайк».
2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.
3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже 🙂
Рекомендации участникам по комплексу предметов «Академический рисунок, живопись, композиция и история искусства и культуры»
Участники заключительного этапа олимпиады «Культура и искусство»!
Сегодня мы рассмотрим задания комплекса «Академический рисунок, живопись, композиция, история искусства и культуры». Заметим, что 1 академический час — это 45 минут.
Академический рисунок
Участник выполняет задание на выбор, который должен быть сделан заранее:
- Рисунок фигуры человека (мужской или женской),
- Натюрморт.
1. Объемно-пространственный рисунок одетой фигуры человека с цифрового изображения, сделанного при направленном освещении необходимо выполнить в течение 6 академических часов. Техника исполнения — карандаш. Формат А-2. Ракурс фигуры вы выбираете самостоятельно из полученных фотографий в задании. Но перед этим конкурсанту нужно будет выполнить серию набросков в течение 1 академического часа. Каждый набросок выполняется на формате листа А4. Техника исполнения — карандаш, соус, сангина, пастель, уголь, тушь и т.д.
Рисунок фигуры человека должен быть более конструктивным и прозрачным, не плоским и не силуэтным. Не обязательно большое количество тона для разграничения светотени. В изображении фигуры человека важно соблюсти пропорции (головы, торса, конечностей и т. д).
2. Объемно-пространственный рисунок натюрморта (бытовые предметы, геометрические тела с драпировкой) с цифрового изображения, сделанного при направленном освещении, необходимо выполнить в течение 6 академических часов. Техника исполнения — карандаш. Формат А-2. Задание необходимо выполнить конструктивно, с небольшим включением тона. Передать условное изображение предметов, которые хорошо скомпонованы, поставлены на плоскость, имеют ясную последовательность ближнего, среднего, дальнего плана.
Живопись
Участникам предлагается в течение 6 академических часов выполнить натюрморт в цвете (бытовые предметы, фрукты с драпировками) с цифрового изображения, сделанного при направленном освещении. Техника исполнения — акварель, гуашь, темпера. Смешивание техник допустимо, но мы не рекомендуем этого делать и советуем работать традиционно одним способом. Формат не менее А-2. Необходимо сделать паспарту. Размеры полей: 5 см — слева, справа, сверху; 7 см-снизу.
Композиция
Участник выполняет задание на выбор, который должен быть сделан заранее:
- Эскиз костюма,
- Монохромная объемно- пространственная композиция,
- Плоскостная хроматическая композиция,
- Станковая композиция.
1. Эскиз костюма
Участникам предлагается в течение 4 академических часов выполнить 2 эскиза одежды из материалов различных фактур (мех, ткань, трикотаж и др.).
Техника исполнения — акварель, гуашь, темпера, сангина и др. Формат А-3. Каждый эскиз должен быть выполнен на отдельном листе. Участникам будет дано текстовое задание, в соответствии с которым необходимо будет разработать эскизы.
2. Монохромная объемно-пространственная композиция. Участникам предлагается в течение 4 академических часов выполнить одну композицию из геометрических тел на заданную тему. Техника исполнения — мягкие рисовальные материалы (сепия, соус, сангина, уголь, пастель, графитный карандаш и т.д.). Формат А-2.
3. Плоскостная хроматическая композиция. Участникам предлагается в течение 4 академических часов выполнить композицию из простейших геометрических фигур в цвете на заданную тему. Техника исполнения — по выбору. Участники могут использовать краски, гуашь, маркеры, линеры, а также приветствуется техника аппликации. Для этого вам понадобятся ножницы, цветная бумага. Можно включать в свою композицию геометрические фигуры: круги, квадраты, прямоугольники, кольца, полукольца, полумесяцы. Овалы использовать не рекомендуется. Если в задании предполагается использование шрифта, то обратите внимание на то, чтобы этот шрифт был читаем в вашей созданной композиции. Формат работы — А4.
4. Станковая композиция.
Участникам необходимо в течение 6 академических часов выполнить две композиции:
- монохромная композиция на заданную тему,
- композиция в цвете на свободную тему Техника исполнения — по выбору. Формат А-3. Также необходимо оформить работу в паспарту. Размеры полей: 5 см — справа, слева, сверху; 7 см — снизу.
Чтобы более наглядно представить, как могут выглядеть задания, вы можете обратиться к материалам олимпиады прошлых лет, размещенных на сайте.
Graphite Pencil- Drawing – Nélida Samara
Когда я учился в старшей школе Академии Сонома, я записался на курс под названием Studio 1. Мы работали над всем: акриловыми красками, гуашью, акварелью, карандашными рисунками, тушью, скульптурой. , рисунки мелками и многое другое. Справа пример выполненного в этом курсе задания по рисованию акварелью гуашью.
Одно задание требовало от меня развития навыков рисования натюрморта, сосредоточив внимание на декорациях, созданных нашим профессором, используя белую бумагу в качестве фона, предметы из ее шкафа с забавными вещами для рисования и свет для создавать определенные блики и тени. Материалом, на котором мы сосредоточились, были графитные карандаши.
До этого задания я никогда не садился рисовать с натуры. У меня были каракули здесь и там, в стиле автоматической сушки, но я никогда не сидел с предметами и внимательно не рисовал с моей точки зрения. Это был бодрящий опыт, наполненный утомительной концентрацией на мельчайших деталях, а также на малейших изменениях тональности и переходных оттенков.
Я помню, как рисовал эти фигуры и понял, что я учусь видеть по-новому . Я учился видеть очень мелкие детали и переносить их на страницу тем, как тона и оттенки подчеркивали трехмерность фигуры в поле зрения. Это был революционный навык, потому что именно так я научился видеть свет и наносить то, что я вижу, на бумагу руками.
Этот рисунок, хотя и утомительный, был воодушевляющим занятием. Никогда раньше я не пробовал ничего подобного. После часов и часов (более 15 часов) тщательного наблюдения и перевода я наконец-то могу сказать, что завершила свой рисунок!
Аналогичным образом, в первый год учебы в Уэслианском университете я проходил вводный курс Уэслианской студии искусства. Майор: рисование 1. Этот курс, в отличие от старшей школы, где на вводном уроке я изучал целый ряд техник и предметов, состоял из рисования с обнаженные модели и в основном углем.
Хотя уголь был основным материалом, с помощью которого мы научились рисовать быстрые фигуры, мы также работали с пастелью, тушью, карандашами и несколькими другими инструментами для разметки.
Для финального рисунка я решила использовать графитный карандаш, чтобы следовать стилю моего «изображения-вдохновения» — наброска обнаженной натуры Микеланджело. Использование карандашей было кропотливой задачей для такого большого рисунка. Имея около 7 футов в высоту, это один из самых больших и подробных карандашных рисунков, которые я создал на сегодняшний день.
Микеланджело Буонарроти (итальянец, 1475-1564) Воскресший Христос ок. 1532 Королевская коллекция © 2009 г., Ее Величество Королева Елизавета II жизнь превратилась и развилась в технику, которую я могу применить к другим рисункам графитным карандашом и к другим средам включительно. Когда я смотрю на эти два рисунка, я одинаково потрясен тем фактом, что мне удалось добиться таких реалистичных качеств в каждом из них. Прочная основа, с которой я начал работать над Рисунком 1, позволила мне более точно наблюдать тональные изменения и тонкости. Это также открыло мне двери для более сложных задач, таких как штриховка всего моего рисунка в натуральную величину, похожего на стиль Микеланджело.
Натюрморт | Искусство средней школы
Описание проекта:
Учебная программа для 7-х классов посвящена некоторым элементам и принципам дизайна. Элементы, которые изучаются в классе, помогут создать основу художественного опыта учащихся в средней школе. Линия, тон, цвет, текстура и повторение исследуются в различных проектах, выполненных в классе. Студенты будут развивать наблюдательность и технические навыки в рисовании, живописи, гравюре, скульптуре и различных других художественных средствах.
Цели обучения:
Учащийся будет:
— Находить и создавать произведения искусства на основе элементов искусства и принципов искусства.
— Продемонстрируйте на своих рисунках, как использовать элементы искусства, чтобы показать движение и выразить чувства.
— Распознавайте, сравнивайте и используйте различные материалы для создания своих произведений искусства.
— Воспитывать уважение и признательность за работы художников, включая работы одноклассников.
— Распознавайте и сравнивайте различия в нескольких художественных средах.
— Создание репрезентативного и абстрактного искусства.
— Научитесь создавать глубину в двухмерном изображении, используя одно- и двухточечную перспективу.
— Обмениваться мыслями, чувствами и переживаниями с другими через искусство.
— Понимать термины, которые являются основными для художественных средств массовой информации, процедур и методов, а также оценки искусства.
— Поддерживайте альбом для рисования для различных заданий по рисованию, чтобы совершенствовать свои зрительно-моторные способности и навыки рисования.
Прочное понимание:
Учащиеся 7-го класса разовьют понимание того, как генерирование идей и планирование могут привести к выразительным творениям. Студенты также лучше поймут, как теория цвета влияет на художников. Художники будут передавать смысл через изобразительное искусство.
Основные вопросы:
Какие четыре техники смешивания используются при создании натюрморта?
Что делает композицию успешной?
Что такое теория цвета?
Как художник начинает свою работу?
Каковы элементы и принципы дизайна?
Рубрика:
Рубрика стала популярной среди учителей как средство сообщения об ожиданиях от задания, предоставления целенаправленной обратной связи о незавершенных работах и оценки конечных продуктов. Критерий — это документ, который формулирует ожидания от задания, перечисляя критерии или то, что имеет значение, и описывая уровни качества от отличного до плохого.
Рубрики часто используются для оценки работ учащихся, но они могут выполнять и другую, более важную роль: Рубрики могут обучать, а также оценивать. При использовании в рамках формирующего, ориентированного на учащихся подхода к оцениванию рубрики могут помочь учащимся развить понимание и навыки, а также сделать обоснованные суждения о качестве своей работы. Учащиеся должны иметь возможность использовать рубрики во многом так же, как их используют учителя — для разъяснения стандартов качественной работы и для направления постоянной обратной связи о прогрессе в достижении этих стандартов.
Рубрику проекта «Натюрморт» можно посмотреть, скачать и распечатать ниже. Наслаждайтесь
Значение:
Яркость или темнота тонов или цветов. Белый — самое светлое значение; черный самый темный. Значение на полпути между этими крайними значениями называется средним серым цветом.
Художник: Дж. Д. Хиллберри
Дж. Д. Хиллберри обладает природными способностями и сильным желанием рисовать, которые проявились в его жизни рано. Выросший в Вайоминге, он начал разрабатывать свои собственные методы смешивания древесного угля и графита, чтобы придать своим рисункам фотореалистичный вид. JD использует эту монохромную среду, чтобы сосредоточить внимание зрителя на драме света, тени и текстуры без дополнительного влияния цвета.
Leave a Comment