Анатомия для начинающих: Анатомия человека. Основы: учимся видеть и рисовать энергию тела


11.05.2023 Facebook Twitter LinkedIn Google+ Для начинающих


Содержание

Анатомия человека. Основы: учимся видеть и рисовать энергию тела

Это первая из огромного числа обучаемых статей, действительно предоставляющая всю информацию, которая вам нужна, для того чтобы нарисовать человеческое тело как можно «живее». Прежде чем приступать к изучению анатомии человека, нужно провести существенную подготовку: научиться видеть и улавливать энергию тела в движении и покое.

Исследование тела с технической стороны

Изучение тела с технической точки зрения, которое имеет особую важность для художника, может обратиться в скучный конструктор, сложенный строго по инструкции. Это типичная ошибка в изучении анатомии, т.к. эта сторона не поддерживает изучения тела на реальных исследованиях: студент, заканчивая курс обучения, буквально собирает тело по частям, по тем стандартам, которым его научили, нежели по тому, что он мог бы воссоздать, исходя из более точных и подробных наблюдений, которые он провёл сам. То что даёт человеческой фигуре жизнь, не может быть запечатлено и начерчено на диаграмме или таблице.

Счастье, спешка, огорчение, шок, неуверенность, комфорт, усталость, что-то наивное и детское – все эти эмоции тела и больше, могут быть «изучены» только наблюдениями из жизни. Я использовала термин «изучены» в переносном смысле, чтобы вы не думали, что этому можно так же научиться, как научиться отмерять расстояние между глазами, которое примерно ровняется ширине одного глаза. Вы научитесь улавливать это, чувствуя на своём теле. Если научитесь видеть и чувствовать это на вас самих, то рука сама будет рисовать что нужно, и голова не будет болеть от того, как же это всё таки изобразить. Это является ключом к живому и выразительному изображению тела, подходящим и для рисования нечеловеческих тел, существ.

На первом рисунке мы видим двух персонажей, по сути, занимающих одну и ту же позицию. Но тонкое различие в том, что к обрыву они подошли с разным настроением – мимика даже не видна и это не имеет значения, когда ярко выражено поведение тела.

На рисунках ниже есть вещи, источники на которые вы просто не найдёте.

В таких случаях способность усвоения ключ к успеху.

Пожалуйста, не думайте что это очень сложно! Это только не легко, потому что нас всегда учат делать по уму, инструкции, схеме и это является препятствием, чтобы рисовать свободно и легко. Задача на этот месяц будет расслабиться и дать инстинкту охватить вас. Мы будем наблюдать за живыми людьми и пытаться передать энергию их тел на бумаге.

Первая фаза: быстрые, нестираемые наброски из реальной жизни

Вам потребуется недорогой скетчбук (не слишком маленький, такой, на котором вы бы свободно могли рисовать всей рукой, не лишайте себя возможности тренировать всё предплечье вместе с кистью) и нестирающийся инструмент для рисования, такой как маркер, шариковая ручка, фломастер и т.д.

Затем, всё что вам нужно это смотреть на людей и очень быстро, буквально через пару секунд после того как рассмотрите человека, зарисовывать то впечатление и энергию тела, которую он передал вам. Те эмоции, которые вы получили. Я заполнила эту страницу, пока сидела в кафе. Все эти люди спешили по улице, пока шёл дождь.

Как видите, здесь нет ничего шедеврального и я не пытаюсь нарисовать пропорции правильно или заполнить деталями, на первом этапе. Иногда конечности дорисованы, иногда нет, зависит от того, чему я уделяла больше внимания в том или ином положении. Тем ни менее, эти каракули что-то передают: вы можете понять, что это совершенно разные люди. Однако у них есть что-то общее — все они спешат куда-то, но так же и отличаются друг от друга. У всех этих персонажей разная энергия тела. И именно это я имею ввиду под вашей практикой на первое время!

Причина по которой мы займёмся этим, прежде чем изучать анатомию, это навык, который будет базовым, при создании более живых тел; а если у вас уже сформировалась привычка начинать рисунок с технической и точной стороны, то будут трудности «оживить» тело на следующем этапе. Создатель может застрять с синдромом «деревянного манекена», а мы этого не хотим. В показанных рисунках ниже вы увидите энергию наброска под завершаемыми, уверенными линиями и как это помогло закончить надлежащую анатомию правильно, сохранив динамику быстрого эскиза.

Другой желанный результат такой практики: мы узнаём многое, наблюдая, но ещё больше наблюдая активно (делая эскизы). Рисуя свою толпу людей выше, я заметила, как кто-то наклоняется, чтобы выдержать большую нагрузку, как это редко можно найти человека, который будет ходить с правильной прямой осанкой в нашем уставшем обществе, как много людей держали телефон около уха и так далее. Проводить наблюдение это всегда хорошо и никогда не будет пустой тратой времени, но было бы более эффективно при этом делать какие-то заметки или наброски: это как нажимать кнопку «сохранить», чтобы получить и держать полученные навыки в вашей системе. Чем больше вы наблюдаете и зарисовываете, тем больше вы представляете это на своём теле, инстинктивно уже зная, как рисовать те или иные вещи. Это пригодится для второй фазы (и для вашей карьеры художника, конечно же).

Несколько советов:

  • Делайте много набросков, старайтесь заполнять хотя бы по два листа в день. Возьмите в пример того, кто начинал свою творческую карьеру как ограниченный художник: чтобы научиться рисовать, быть талантливым совсем необязательно. Главное – практика. Вы не можете рисовать слишком много. Чем больше вы рисуете, тем быстрее улучшается ваш навык. Поэтому практикуйтесь старательно и много, и вскоре пожнёте соответствующие плоды. Профессиональные художники рисуют постоянно и никогда не перестают наблюдать.
  • Не используйте карандаш для этого. Это слишком осторожный инструмент для эскизов. Рисуйте смелые линии таким инструментом, который уже нельзя будет стереть.
  • Старайтесь не срисовывать с готовых изображений. Мы рисуем энергию жизни! Статика фотографии не поможет вам в этом, а только заставит потратить слишком много времени на раздумья. Если вы хотите работать с фильмов, то всё в порядке, особенно если вы хотите запечатлеть более динамичные позы (такие как в спортивной передаче или приключенческом фильме).
  • Не судите себя строго (многие из нас являются любителями). Вы никогда ни чему не научитесь, если не смиритесь с тем фактом, что каждая ваша работа наверняка не будет шедевром с первого штриха.
    Кроме того, целью здесь не является «попасть в точку», потому что никто не собирается ставить вам оценки за это. Цель – развить навык и единственным эффективным способом это сделать является практика. Вместо скрупулёзного поиска ошибок, попытайтесь найти в своём рисунке то, что у вас действительно хорошо получилось, после чего поздравьте себя!
  • Если вы чувствуете творческий кризис и разочарование, чувствуете что стоите на месте – это нормально. Просто продолжайте рисовать. Вспомните и подумайте о тех людях, которые решили взлететь над землёй и потратили годы, покоряя склоны с деревянными крыльями, прикрепленными к рукам.

Вторая фаза: быстрый, нестирающийся набросок, без образца/источника

Когда почувствуете что вам достаточно хорошо удаются быстрые наброски из наблюдений (для меня не существует слова достаточно! Чем больше практики, тем лучше), можете приступать к следующей фазе, где будет, по сути, то же самое задание, только теперь вам нельзя будет смотреть на образец или источник рисунка. Здесь как раз становится полезен тот приём, в котором вы «чувствуете энергию на своём теле». И я говорю не о визуализации вашего объекта в вашем воображении, не то чтобы это неправильно и исключено, но это придёт как последствие второй фазы. В следующих эскизах, которые в целом отняли у меня 3 минуты, я не пыталась запечатлеть их как целое изображение, но впечатление, которое они мне передали, хоть и существовали только в моей голове. Некоторые из них не были столь запоминающимися, но среди них есть и те, в которых можно узнать полного мужичка за столом, смачный шлепок по лбу, целеустремлённого маленького человечка с мечом, малыша и застенчивую девушку…

Теперь ваша очередь заполнять каждый день по два листа воображаемыми людьми, которые делают воображаемые вещи, но вместо того чтобы наблюдать за ними глазами, вы должны сосредоточиться и почувствовать то, что хотите нарисовать. Некоторые вещи будет труднее представить, чем другие и это нормально: рисуй разное. Пробуй прочувствовать это. Вы ведь наверняка мимикрируете (повторяете) выражение лица персонажа, которого вы рисует (как я сам). Художники с родни актёрам – у них есть свои ниши «ролей». Возможность играть большое разнообразие персонажей и вещей, как указано в следующей, третьей фазе.

Третья фаза (дополнительная): рассмотрим нечеловеческие фигуры и объекты

Обе предыдущие фазы могут быть применены как к человеку, так и к животным, природе и неодушевлённым предметам. Всё имеет энергию, всё несёт какой-то характер. Даже отсутствие характера, это всё равно какой-либо символ. Даже если мы собираемся изучать конкретно анатомию человека, то это не значит, что вы не можете интересоваться чем-либо ещё, что бросается вам в глаза и вызывает интерес у вашей фантазии.

Что нужно учитывать

Сходство и точность. Обратите внимание, как выразительный эскиз (и даже часто должно такое быть) имеет что-то общее и совпадает со своим источником:

Это очень важно. Совпадение и схожесть получается, потому что я рисую эмоцию, которую я получаю от играющего на пианино старика, и я совсем не пытаюсь скопировать, что я вижу механически, что могло бы передать только формы. Ваш скетч того или иного объекта выглядел бы немного иначе, но всё равно был точностью того, что вы рисовали. С этого следует, что точное копирование не является хорошим примером и уроком, поэтому некоторые реалистичные виды искусства, на ряду со своей восхитительностью несут скучность и отсутствие динамичности. Копирование из жизни никогда на самом деле не передаст саму жизнь. Когда мы передаём жизнь линиями на плоскую поверхность, то нам всегда нужно компенсировать её, добавляя что-то своё, некое дополнительное ощущение. Поэтому почти более важно научиться чувствовать и улавливать энергию персонажа или предмета, нежели изучить анатомию до медицинской точности. Живой рисунок всегда притягивает больше внимания, чего нельзя сказать о безжизненном дубликате (конечно, ваше творчество всё равно должно выглядеть достаточно правильно, но это не должно быть превосходной копией).

Мы могли бы назвать это поединком субъективного и объективного рисования. Архитектор или инженер, рисующий схемы и планы, будь то мед-иллюстратор или натуралист – обязан рисовать объективно. Художник же старается передать и нанести всё субъективно, особенно если стоит вопрос о развитии стиля.

Немного о стиле

Многие молодые и вдохновлённые художники обеспокоены созданием своего личного стиля. Стиль – это не что иное, как реальность, пройденная через фильтр, под названием Вы. Это не то, что вы вдруг решили создать. Это своего рода практика – рисовать и рисовать много не думая, и рука начнёт создавать то, где будет пробиваться и частичка вашей уникальности. Ваш собственный стиль будет постепенно проявляться в течение многих лет, если вы, конечно не будете заставлять копировать себя чей-то ещё. Я говорю года, но на самом деле всё зависит от вас и вашей практики. Поэтому рисуйте постоянно и верьте, что это вскоре произойдёт. Вы так же не можете заставить своё тело расти; оно вырастет само по себе, если вы будете питать его правильной пищей. То же самое происходит и с вашим стилем. Не пытайтесь его заставить расти, просто дайте ему время и возможность расцвести.

Делитесь своими эскизами с нами

В этом месяце, испытайте на себе хотя бы одну из трёх указанных фаз. Делитесь с нами, что вы увидели в людях на улице, ТВ и так далее. Делясь, друг с другом впечатлениями, мы научимся и наверняка распознаем новые позы.

 

Анатомия человека для начинающих — обучающие основы

Качественный рисунок человека невозможен без знания анатомии человеческого тела. Джефф Меллем, художник и автор книги «Как рисовать людей», выделил ряд правил изображения анатомии для начинающих, которые помогут вам начать рисовать более реалистичные образы за максимально короткое время. Наслаждайтесь!

1. Не повторяйте анатомический справочник

Изображение анатомии для начинающих может показаться непреодолимым на первый взгляд, так как в теле очень много мышц. Когда вы смотрите на модель и видите множество изгибов на теле, у вас может возникнуть желание достать книгу по анатомии, чтобы понять, что находится под кожей. 

 

Продумывайте рисунок в простых объемах

Приступая к своему рисунку, вам необходимо начать с основных объемов, используя сферы, кубы и цилиндры.

Начав с этих простых основ и затем постепенно усложнив их, вы сможете сделать ваш рисунок объемным. 

Если же вы копируете контуры фигуры, то вероятней всего у вас получится плоский рисунок.

(Рисунок слева чрезмерно подчеркивает мышцы модели, и он больше похож на рисунок из книги по анатомии, чем на фигуру. Художнику, прежде всего, нужно думать о трехмерной (объемной) форме мышц, чтобы придать образу иллюзию объема)

Помните: Используйте анатомический справочник только для того, чтобы понять, что находится под наружным покрытием тела, но также думайте о каждой мышце в трехмерном пространстве. Не рисуйте мышцы как ряд обыкновенных линий. Вообразите их в виде сфер, кубов и цилиндров.

Учитывая выше сказанное, вам не обязательно всегда рисовать сферы и кубы на странице. Если вы взгляните на такого художника, как Гарри Кармен, заметите, что, хотя он иногда изображает тело схематично, очевидно, что художник думает о трехмерных (объемных) свойствах рисунка.

2. Не акцентируйте свое внимание только на мышцах

Многие художники уделяют большое внимание анатомической проработке в своих работах, из-за чего персонажи получаются мускулистыми или слишком сухощавыми. Фигуры часто выглядят так, словно у них нет кожи и жира. Мышцы нужны для того, чтобы придать больше реализма образу, но они не должны быть главным фокусом изображения.

Используйте мышцы для усиления действия на рисунке

В центре изображения следует передать действие, эмоцию или личностные качества субъекта. Вы же не хотите, чтобы публика смотрела только на некоторые части вашего рисунка; вам нужно, чтобы наблюдатель наслаждался всей фигурой целиком и интересовался тем, что делает эта фигура и кем она является.

Чтобы правильно сосредоточиться на действии, всегда желательно начинать все ваши рисунки с изображения телодвижений. Это является своеобразным планом действий. Все, что происходит после, поможет прояснить и закрепить это действие.

Мышцы должны быть направлены на усиление движения нарисованной фигуры, но не должны привлекать к себе внимание. Хорошим примером являются персонажи комиксов, которых художники изображают с преувеличенной анатомией, чтобы наиболее наглядно была представлена их сила.

Более успешны те комиксы, которые не описывают мышцы героя, а демонстрируют силу персонажа в какой-либо истории. Объем мышц предназначен, прежде всего, для привлечения внимания через тело персонажа к точке действия. Читатель не останавливается, чтобы посмотреть на хорошо развитую мускулатуру главного героя.

(Обратите внимание, как мышцы на рисунке справа отражают телодвижение, изображенное слева. Мышцы используются для усиления действия фигуры, они не являются фокусом рисунка)

Помните: Анатомия нужна не только для того, чтобы рисунок казался более реалистичным, но и для передачи действия и положения всей фигуры.

3. Не рисуйте каждую фигуру с одинаковыми формами

Художники, применяя базовые формы для создания фигуры, часто ошибаются в использовании одних и тех же форм для построения каждой фигуры.  

Подстраивайтесь к вашему собственному предмету

Создавая фигуру, вам необходимо искать и приспосабливать требующийся материал к предмету, который вы создаете. Вы же не собираетесь использовать те же самые формы для изображения культуриста, так как он будет похож на борца сумо или бегуна.

Вы должны посмотреть на предмет и выяснить, какие формы являются подходящими для создания образа. Например, некоторые люди имеют квадратовидную форму головы, которая должна быть построены из кубов, а другие — круговидную форму, получаемую из сфер.

(Эти две фигуры находятся в одной и той же позе, но созданы из разных форм. Фигура справа построена из больших блоков, что делает образ более крепким)

Помните: Не нужно постоянно следовать формулам. Наоборот, подстраивайте фигуры к собственному предмету.

4. Не копируйте то, что видите

Если вы копируете увиденное, вы никогда не создадите то, что вы себе представляете. Нет никакого смысла тиражировать фото в чертеже. Зачем дублировать то, что уже существует, когда вы можете интерпретировать и адаптировать изображение по своему усмотрению?

Создайте увиденное на вашей странице

Наблюдательские навыки важны не только для копирования увиденного. Используйте эти навыки для анализа уникальных форм вашего образа, чтобы вы могли перенести их на страницу. Это означает, что вы не просто дублируете части тела. Наоборот, вы воссоздаете фигуру на листе с нуля. Вы начинаете с принятия телодвижения, перестраиваете фигуру трехмерным образом с помощью основных сфер, кубов и цилиндров, затем преобразовываете фигуры в анатомические формы. Это совершенно другой процесс, нежели простое повторение того, что вы видите.

Вы комбинируете увиденное с вашими трехмерными знаниями анатомии, чтобы воссоздать фигуру на странице. Это не только поможет вам разработать рисунок, обладающего массой, но и позволит вам адаптировать и изменить фигуру для создания чего-нибудь нового.

(Это забавный рисунок, помогающий проиллюстрировать важность понимания 3D-форм фигуры, для того чтобы воссоздать ин на листе. Это совсем другой образ мышления, чем простое копирование контуров)

Помните: Работа художника не должна повторять то, что он или она видит. При изображении фигуры вы привносите свои знания анатомии и объемов в рисунке, а не просто копируете контуры. Это делает вашу работу ценной.

5. Обращайте внимание на пропорции и анатомию

Чтобы нарисовать реалистичную фигуру, вам нужно обратить внимание на точное принятие пропорций и анатомии фигуры. Это происходит как от изучения анатомии, так и от хороших навыков наблюдения.

Не будьте слишком жесткими

Анатомия и пропорция важны. Но по-отдельности они не сделают интересного рисунка. Рисунок фигуры, который похож на личность или выглядит динамичным, будет интереснее, чем тот, который содержит в себе соблюдение всех правил.

Анатомия и пропорция играют вспомогательную роль в изображении телодвижений. Главное — передать динамику, движение, позу фигуры, а детали второстепенны. Каждый шаг вашего рисунка должен состоять в том, чтобы создать единую фигуру, которая имеет энергию, даже если это требует изменения пропорций или анатомии.

(Эта фигура имеет преувеличенные пропорции — аналогичные тем, которые используются при рисовании модной одежды. Не важно, что это неправильно, если решение преувеличить является целенаправленным. Вы можете найти множество примеров художников, которые искажают и преувеличивают пропорции по стилистическим причинам)

Помните: При рисовании анатомии художники создают реалистичные фигуры, которые, как кажется на первый взгляд, имеют фактическую массу и объем. Однако анатомия должна добавлять лишь иллюзию движения фигуры и не отвлекать внимания от этого.

Бонусный совет

Теперь, когда у вас есть лучшее понимание изображения анатомии для новичков, переходите от теории к практике рисования человеческих фигур.

Автор: Maria Woodie

 

Поделиться статьей:

 

Анатомия для начинающих (сериал 2005–)

Эпизоды111

Episodes

Toptop Rated

3 Seasons

321 См. Все

2 года

20072005See All

Top

9000.

Деннис Лау

  • Модель…

Джульетта Персиваль

  • Художник-анатом…

Джон Хейворт

  • Соавтор0027

    Emma Rand

    • Self — Demonamator First Aid

    Anna Tatarczyk

    • Self — Model
    • All Cast & Crew
    • Производство, кассовое отделение и больше в IMDBPRPRO

: Отделение неотложной помощи

Вскрытие: жизнь и смерть

Сюжетная линия

Отзывы пользователей1

Обзор

Избранный обзор

10/

10

Вскрытие, выполненное со вкусом и уважением для непрофессионала

Мы действительно живем в эпоху чудес. Сначала на это немного сложно смотреть, но какое мы чудо! Вы можете видеть жировые отложения, сухожилия и кости и видеть в действии, какие группы мышц вызывают какие движения. Когда вы видите экспонаты фон Хагена в музеях, это никоим образом не воздает им должное. Обучение приходит через слышание и видение. Хотя, конечно, культура и эволюция сделали нас неудобными и наложили на нас табу; наступил век, когда мы все можем смотреть на человека с удивлением.

В первом эпизоде ​​фон Хаген удаляет всю кожу как единый орган. Вы можете видеть желтый подкожный жир, который я изо всех сил пытался удалить. Вы можете четко видеть сухожильные влагалища и сухожилия. Он извлекает спинной мозг, седалищный нерв и нервные окончания как единое целое, иллюстрируя в сопоставлении с живой моделью, как наше тело движется и чувствует.

Я нашел его подход уважительным. Он использует такие инструменты, как мясорубка для мозга и долото, чтобы вскрыть череп. Это все обучение, проводимое для непрофессионала с приличиями хорошей медицинской школы. Я могу только надеяться, что в следующих эпизодах он проведет больше времени в областях моих конкретных недугов.

helpful•7

0

  • dansandini
  • Aug 20, 2015

Details

  • Release date
    • January 2005 (United Kingdom)
  • Country of origin
    • United Kingdom
  • Официальный сайт
    • Канал 4 (Великобритания)
  • Язык
    • Английский
  • также известен как
    • 人体 マニュアル
  • Производственная компания 9
  • Производственная компания 9. 0052
  • Firefly Productions
  • См. Больше кредитов компании по адресу Imdbpro
  • Технические спецификации

    • Runtime

      3 часы 20 минут

    • Color
    7

    News

    . недостающий контент

    Top Gap

    Под каким названием был официально выпущен фильм «Анатомия для начинающих» (2005) в Канаде на английском языке?

    Ответ

    Анатомия для начинающих — Физиологическое общество

    Член редакционной группы новостей физиологии

    Джон Ли недавно выступил со-презентатором сериала Channel 4. Здесь он обсуждает программу с Остином Эллиоттом

    .

    Особенности

    https://doi. org/10.36866/pn.59.21

    Джон Ли и Гюнтер фон Хагенс готовятся к съемкам

    Остин Эллиотт (AE) Пару лет назад вы появились в телевизионной передаче публичного вскрытия Гюнтера фон Хагенса. Как вы впервые встретились с ним и вмешались в это?

    John Lee (JL) Я пошел посмотреть его выставку Bodyworlds, которую я считаю превосходной. Меня особенно заинтересовала реакция других посетителей – детей и взрослых всех возрастов, – которые были в восторге от возможности узнать что-то еще о своем собственном теле. Я договорился о встрече с фон Хагенсом и обсуждении с ним выставки, и во время этого разговора он упомянул, что думает о проведении публичного вскрытия, и спросил мое мнение по этому поводу. Я сказал, что это может быть полезно, но вряд ли будет разрешено. Когда фон Хагенс начал публичное вскрытие, он связался со мной и пригласил принять участие. Сначала я отказался по целому ряду причин, в основном политических, а не образовательных. Но в конце концов я решил, что польза, вероятно, будет стоящей, поэтому решил принять участие.

    AE Когда появилась идея Анатомия для начинающих ?

    JL После вскрытия и Channel 4, и фон Хагенс стремились сделать что-то еще, включая демонстрацию публичной анатомии, и в течение следующего года или около того велись различные обсуждения. Хотя некоторые из них касались меня, на том этапе я подумал, что кто-то другой, вероятно, лучше сможет помочь с сериалом. Однако политическое давление и личный выбор привели к тому, что ни один из людей, которых я предложил, на самом деле не смог принять участие. Впоследствии подключилась другая продюсерская компания, и эта идея вернулась ко мне относительно незадолго до того, как должен был быть снят сериал. После подробного обсуждения целей серии и того, как она будет проводиться, я согласился участвовать. Тогда я принимал непосредственное участие в этапах планирования, а также в самих съемках.

    AE Откуда взялись тела для сериала?

    JL Фон Хагенс проводит обширную программу донорства тел, в рамках которой люди, которые видели его выставку или желающие пожертвовать свои тела в образовательных целях, связываются с ним и оставляют свои тела Институту пластинации в Гейдельберге. Эти формальности выполняются в соответствии с немецким законодательством и включают полное согласие на вскрытие в образовательных целях и посмертное отображение их тел или частей тел. Пожертвование тела, кажется, довольно популярно, так как фон Хагенс накопил несколько сотен тел за последние несколько лет, и многие люди стоят в очереди, чтобы пожертвовать свое.

    AE Могли бы вы сделать сериал в Великобритании?

    JL Я думаю, что это очень сомнительно. Даже если бы это было теоретически возможно в соответствии с существующими правилами (что, вероятно, не так), любой британский анатом, который попытался бы провести такую ​​​​серию, подвергся бы крайнему бюрократическому и политическому давлению, чтобы они не продолжали. Мне кажется, нынешнее отношение властей можно охарактеризовать как более близкое «что-нибудь для спокойной жизни», чем «стоит ли это предложение и принесет ли оно какую-то пользу».

    AE Используемые тела были свежими или законсервированы в формалине?

    JL Два тела были свежими. Не свежими в том смысле, что они только что умерли — умерших хранили в замороженном виде, а затем размораживали для вскрытия. Эти незафиксированные тела использовались для программ по движению, кровообращению и дыханию, потому что для проведения некоторых демонстраций, которые мы проводили, требовались податливые ткани. Два оставшихся тела, которые использовались для программ пищеварения и размножения, были обработаны формалином и, следовательно, были зафиксированы. Фиксация делает ткани тела более прочными и была необходима как для сохранения кишечника, так и, в частности, для обеспечения возможности рассечения мелких и нежных канальцев мужской репродуктивной системы.

    AE Зрители в сериале вежливо аплодировали, но время от времени заметно морщилось. Вам пришлось делать какие-то сокращения, потому что кто-то побежал к выходам?

    JL Нет, к выходам никто не бежал. На самом деле я чувствовал, что кадры реакции аудитории, показанные по телевидению, на самом деле не отражали реакцию аудитории. Телевизионщики любят привносить в процесс немного драматизма при монтаже, но на самом деле зрители сидели тихо и сосредоточенно в течение 3-4 часов съемок каждой передачи. Их интерес отражался в разумных и вдумчивых вопросах, которые они задавали во время сеансов вопросов и ответов (в основном не транслируемых по телевидению), которые мы проводили сразу после вскрытия. Многие из присутствовавших на самом деле участвовали в программе фон Хагенса по донорству тел.

    AE Это все было в прямом эфире или вам приходилось делать больше одного дубля? У операторов должны были быть особо крепкие желудки?

    JL Сериал снимался в прямом эфире. Мы разработали порядок работы для каждой программы — другими словами, общий порядок, в котором мы планировали проводить вскрытие, использовать реквизит и объяснять, что происходит, — но, кроме первоначального вступления фон Хагенса, не было никакого сценария. и нет автозапуска. Иногда нам приходилось повторять точку или показывать что-то немного по-другому, чтобы режиссер получил правильный кадр, и мы иногда останавливали действие по техническим причинам, пока шло вскрытие или пока камеры двигались. Но в основном ощущение было такое, как будто читаешь демонстрационную лекцию перед аудиторией, хотя и с камерами и принадлежностями, делающими что-то на заднем плане. Я должен сказать, что я думал, что операторы, да и вся съемочная группа, были исключительно профессиональны, так как это был первый раз, когда большинство из них когда-либо видели анатомию. На самом деле, это вызвало некоторый ажиотаж в постановке, поскольку большая часть съемочной группы была очарована происходящим так же, как и публика в студии.

    AE В шоу вы говорили в основном о физиологии, а не о патологии. Было ли это преднамеренным?

    JL В общем, в медицинском институте мне всегда казалось, что анатомия, физиология и патология — это три краеугольных камня медицины: что это такое, как это работает и как это идет не так. При планировании программ мы чувствовали, что простое демонстрирование анатомии не будет иметь большого смысла для аудитории, если мы не попытаемся объяснить что-то из того, для чего это нужно. Затем это неизбежно приводит к некоторым мыслям о том, как что-то пойдет не так. Пытаясь понять, о чем говорить, я пытался выбрать вещи, которые было легко объяснить, но в то же время достаточно распространенные, чтобы многие люди имели прямой или косвенный опыт с ними.

    AE Вы изучали медицину, затем защитили докторскую диссертацию по физиологии мышц, а затем специализировались на патологии. Считаете ли вы патологоанатомов «переодетыми медицинскими физиологами»? Обычно говорят, что анестезиологи — это физиологи в медицине.

    JL Специальность анестезии, безусловно, показывает, чего можно достичь с помощью здравомыслящей прикладной физиологии. Как патологоанатом я считаю себя специалистом по болезням и их механизмам. Я определенно считаю, что хорошее понимание основ физиологии необходимо для того, чтобы быть эффективным патологоанатомом. Дело не столько в том, что патологоанатомы являются переодетыми медицинскими физиологами, а в том, что их работа заключается в изучении возмущенных физиологических систем, а не контролируемого нормального функционирования.

    AE Считаете ли вы, что анатомию/физиологию/патологию лучше всего донести до публики с помощью живого выступления? Или что-то вроде выставки Von Hagens Bodyworlds?

    JL Я думаю, что оба метода обучения являются действительными. Выставка позволяет людям двигаться в своем собственном темпе и вникать в вещи со своим собственным уровнем детализации. С другой стороны, телесериал охватывает очень широкую аудиторию (от 1,5 до 2 миллионов зрителей на каждую из четырех программ) и обладает непосредственностью, которой трудно добиться каким-либо другим способом. Студийная аудитория подтверждает впечатления телеаудитории. И, как мы все знаем из посещения демонстраций любой темы, есть что-то в том, чтобы увидеть реальную вещь, которая особенно привлекает и удерживает внимание.

    Фон Хагенс (справа) и немецкий художник Йозеф Бойс (слева) — можете ли вы найти сходство?

    Программы помогли людям более реалистично взглянуть на свое тело и его строение.

    AE Несколько вещей, которые мне запомнились, это потягивание сухожилий для сжатия кулака и надувание легких — наверное, физиологические особенности анатомии.

    JL Да, было интересно пообщаться с людьми, которые смотрели передачи. Многие люди сочли эти части увлекательными, но на самом деле существует широкий спектр вопросов, выделенных разными людьми на основе личного опыта или интереса. Лично мне было интересно увидеть снятие кожи как целого органа, а также увидеть вскрытие пищевода сзади, в том числе. Мы постарались включить предметы, которые могли бы заинтересовать людей, не знакомых с анатомией, а также такие, которые не увидели бы даже опытные анатомы.

    AE Вы упомянули выше, что шоу, вероятно, не могло быть сделано в Великобритании по юридическим причинам. В то время было много возражений против публичного вскрытия и выставки Bodyworlds фон Хагенса. Действительно, даже Британская медицинская ассоциация была довольно «против», судя по некоторым комментариям на веб-сайте Bodyworlds канала Channels 4. Как вы думаете, отношение меняется? Считаете ли вы, что правила, регулирующие диссекцию и анатомию в Великобритании, слишком строгие?

    JL Я думаю, что реакция на эту серию очаровательно отличалась от реакции на публичное вскрытие. Был истерический протест по поводу вскрытия, за которым последовало довольно застенчивое молчание, когда небо не упало, и многие люди сочли программу интересной. Примечательно, что, хотя Анатомия для начинающих показал гораздо больше вскрытий, чем вскрытие, вряд ли это можно было назвать новостью. Я думаю, что это представляет своего рода прогресс. В целом мне кажется, что широкая публика гораздо более взрослая во всем вопросе анатомии, чем многие из наших политиков. Текущие правила Великобритании чрезвычайно бюрократичны, и они будут дополнены работой Управления по тканям человека, которое создается в результате недавнего Закона о тканях человека. Хотя некоторые из идей, лежащих в основе этого и других законодательных актов, связанных с биомедициной, вполне разумны, в Великобритании, к сожалению, существует тенденция сначала принимать законы, а не пытаться думать о том, как они на самом деле будут работать или влиять на вещи, до тех пор, пока после. Лично я не верю, что это хорошо для медицины, науки или общества в целом. Кстати, мы также написали новый веб-сайт, сопровождающий сериал, который можно найти по адресу:
    www.channel4.com/science/microsites/A/anatomy/

    AE Новым ли является такое двусмысленное отношение британцев к анатомии? В конце концов, братья Хантер устраивали публичные демонстрации в 18 веке, но после того, как стало известно, что в лекциях Роберта Нокса по анатомии в Эдинбурге в 1820-х годах использовались тела жертв убийства Берка и Хэйра, общественность возмутилась.

    JL Верно, начало было не из лучших. Тогда-то и зародилась бюрократия, и с тех пор британские власти, похоже, с трудом находят хорошо продуманные и соразмерные ответы на вопросы, связанные с телами. О том, что это продолжается по сей день, свидетельствует институционализированная истерия в ответ, скажем, на дело Шипмана, среди многих других примеров.

    AE Теперь у нас есть медицинские школы в Великобритании с небольшим преподаванием классической анатомии или анатомического кабинета, и даже одна медицинская школа вообще не имеет анатомического кабинета. Что Вы думаете об этом? Вы когда-нибудь обсуждали это с фон Хагенсом, который раньше был учителем анатомии в медицинской школе в Гейдельберге?

    JL Да, за последнее десятилетие или два наблюдалась сильная тенденция к удалению настоящих практических товаров и замене их заменителями второго сорта. Для этого есть много причин, хотя не многие из них имеют непосредственное отношение к тому, хорошо ли это для образования. Лично я считаю чрезвычайно тревожным тот факт, что студенты-медики во многих медицинских школах в настоящее время мало или вообще не проводят анатомических вскрытий, не посещают демонстрации вскрытия и проводят мало реальных практических занятий по физиологии или биохимии. Часто утверждается, что учащиеся могут получить эти знания с таким же успехом из книг или с помощью компьютерных симуляций. я просто не согласен. Мне кажется, что это отношение очень похоже на то, что привело к интеллектуальному банкротству средневековой схоластики. На мой взгляд, очень важно, чтобы студенты видели и делали что-то сами, если они действительно хотят понять, что представляют собой практические научные предметы. Я думаю, что чувствовал бы себя обманутым студентом, если бы знал, как мало реального практического опыта я получаю во многих научных дисциплинах в современных университетах. Фон Хагенс явно страстно увлечен преподаванием анатомии, и я думаю, что он придерживается схожих взглядов.

    AE Один мой знакомый научный писатель сказал, что находит фон Хагенса несколько застенчиво омерзительным, препарирующим в своей фетровой шляпе и так далее… Что вы думаете об этом?

    JL Да, многим людям трудно избавиться от шляпы и немецкого акцента. Люди различаются по тому, насколько индивидуалистичными они хотят быть, представляя себя широкой аудитории. Лично я думаю, что интересные темы говорят сами за себя, и люди предпочитают концентрироваться на теме, а не на других атрибутах, которые на самом деле просто отвлекают.

    AE Все еще на ту же тему – людям, разбирающимся в искусстве 20-го века, личный визуальный стиль фон Хагенса – шляпа, безрукавка – очень напоминает немецкого художника Йозефа Бойса (недавно фигурировавшего в крупной ретроспективе в Тейт Модерн, 4 февраля — 2 мая 2005 г.). Вы знаете, если это преднамеренно? И почему?

    JL Понятия не имею. Я полагаю, что это просто представляет местный стиль, точно так же, как почти все в Великобритании сейчас носят черное.

    AE Наконец, чего вы надеялись достичь в Анатомия для начинающих ? Вы думаете, что он реализовал свои цели?

    JL Я думаю, что мои надежды на программы были просто в том, что они охватят большую аудиторию, заинтересуют их анатомией и помогут им более реалистично думать о своем теле.

    Comments