Объемные фигуры как рисовать: Рисуем объемные тела и фигуры ♥ Рисунки карандашом поэтапно


13.02.2022 Facebook Twitter LinkedIn Google+ Разное


Содержание

Как рисовать геометрические фигуры карандашом? — Ghenadie Sontu Fine Art

Умение строить геометрические фигуры – это основа основ рисования в целом. Без этой базы вы не сможете продвинуться дальше и начать изображать более сложные фигуры и предметы.

Любые объекты состоят из геометрических тел, и их нужно уметь увидеть и правильно передать на бумаге. Геометрические фигуры учат понимать законы перспективы, изображать объем и выявлять правильность форм и композиции. Каждый художник, желающий стать профессионалом, должен в совершенстве владеть навыками построения линейно-конструктивного рисунка, уметь наложить штриховку, создать объем и сделать изображение выразительным и убедительным. Одной из базовых фигур, наряду с шаром и кубом, является цилиндр.

Приступая к работе

Цилиндр мы будем изображать карандашом. Для начального этапа нам нужны твердые или твердо-мягкие карандаши (T (можно TM) или H (HB)) для того, чтобы изображение цилиндра получилось более точным. Чтобы лист не протерся после неоднократной работы ластиком, выбирайте плотную чертежную бумагу. Используйте мягкий ластик, который не повредит текстуру бумаги. Вам также может пригодиться формопласт для облегчения тона рисунка.

Измерения пропорций цилиндра

При рисовании цилиндра с натуры можно произвести нужные измерения объекта при помощи карандаша. Для этого его нужно держать на расстоянии вытянутой руки. Кончик грифеля – начальная точка измерения. Большим пальцем зажмите отметку, где проходит нижняя граница объекта. Таким же образом измеряем цилиндр по ширине. Такой прием поможет вам соблюсти правильные пропорции изображаемого предмета.

Создание основы цилиндра

Рисуя с натуры на начальном этапе, лучше всего выбрать положение прямо напротив цилиндра. Таким образом, вы избежите искажения перспективы, а, соответственно, и искажения размеров и формы. Основой любого изображаемого объекта является центральная ось. Именно она будет служить нам ориентиром для дальнейшего построения цилиндра. Теперь рисуем две перпендикулярные линии, которые будут служить ориентиром для нижнего и верхнего оснований будущей фигуры.

На равном расстоянии от центральной оси рисуем по одной параллельной линии с каждой стороны. Они определяют ширину фигуры. Благодаря таким ориентирам нам будет просто определить границы будущего цилиндра и не исказить его пропорции.

Построение эллипсов

Вертикально расположенное геометрическое тело в горизонтальной плоскости нужно начинать создавать с его основания. Тут нам поможет метод линейно-конструктивного построения изображения. Эллипсы проще всего нанести двумя дугами, переходящими одна в другую. Для ровного построения окружностей требуется определенная тренировка. На начальном этапе линии могут получиться волнистыми.

Еще один способ – вписывание окружности в квадрат. Точки соприкосновения линий должны находиться в середине каждой стороны четырехугольника. Центральная ось цилиндра должна оставаться перпендикулярной плоскостям окружностей. Следите за искажением пропорций вследствие изменения перспективы.

В разных частях рисунка эллипсы будут иметь разную форму. Это зависит от того, под каким углом вы смотрите на фигуру. Со временем вам понадобиться все меньше вспомогательных линий для создания правильного цилиндра.

Грани

Теперь нам нужно немного ослабить нарисованные линии. На этом этапе делим наш цилиндр, отделяя передний план от заднего. Для этого мы прорисовываем более толстые линии видимых частей фигуры. Причем более толстые линии мы проводим по нижним и верхним дугам. Заднюю видимую часть эллипса вверху фигуры выделяем не так жирно, но она должна оставаться четкой. То есть у нас появляются три типа линий по толщине: толстые линии переднего плана, тонкая линяя заднего плана и едва заметные вспомогательные линии.

Окружности основания цилиндра прорисовывайте насквозь, на этапе штрихования внутренние (невидимые линии) удаляются. Таким образом, вы сможете проследить различия размеров верхнего и нижнего оснований.


Следующий этап: штриховка

При помощи мягкого карандаша мы будем накладывать тон на получившееся изображение, постепенно создавая объем. На начальном этапе лучше всего воспользоваться так называемой диагональной штриховкой. Начинать штриховать цилиндр следует с самых темных участков. Элементы светотени, которые встретятся в процессе выполнения работы, включают в себя блики, полутени, тени, рефлексы и свет. Самым светлым участком будет блик. Здесь наложения тона не требуется.

Следующий участок – это свет, здесь штрих должен быть еле заметным. Зона полутени – это основной тон цилиндра. В области тени мы накладываем самую темную и плотную штриховку. В районе кромки предмета находится рефлекс, тон практически равен полутени. Работать стоит аккуратно, нанося равномерную штриховку.   Свет строит форму геометрического тела. От правильности выполнения зависит его итоговый объем. От самого яркого участка (блика) свет расходится по округлой поверхности, переходя в полутень.

Цилиндрическая форма помогает рисовальщику понять последовательность распределения светотени. Сложность задачи состоит в том, чтобы сделать переходы между участками плавными и незаметными. На каждом этапе следите за правильной передачей пропорций и градациями тона.

Фон мы не оставляем нетронутым. Он также играет важную роль в восприятии объема и построении пространства. При помощи штриховки тона мы можем передать освещенность.

После того, как вы закончили создавать цилиндр, следует проверить наличие ошибок. Отойдите на расстояние в несколько метров от мольберта, так чтобы изображение было отчетливо видно. То есть, чем больше рисунок, тем дальше нужно от него отдалиться. С такого ракурса видны ошибки в построении. После исправления проверьте правильность выполнения еще раз.

Развитие навыков

Это был самый простой вариант расположения геометрического тела. Когда вы его освоите, то можете переходить к более сложным вариациям: цилиндр в пространстве, в горизонтальном или наклонном положении. В нашей художественной студии вы сможете обучиться азам рисования. Вы научитесь строить не только цилиндр, но и любые геометрические тела в разных положениях. С развитием навыков вы будете переходить к новым этапам, и сможете развить свои художественные способности. Со временем вам не понадобится такое множество вспомогательных линий, и вы с легкостью сможете начать изображать на бумаге сложные элементы.

Свяжитесь с нами!

Записаться также можно по тел.: 054 344 9543
https://www.ghenadiesontu.com/workshops/

Одна «чашка кофе» поможет существовать проекту целый месяц! Если вам нравится рисование, и наши статьи оказались вам полезны, поддержите нашу школу рисования!

Paypal:

paypal.me/ghenadiesontu

Яндекс.Деньги:

4100116350573968

Как нарисовать объемные геометрические фигуры. Как нарисовать цилиндр карандашом с тенью поэтапно? Пошаговая инструкция и рекомендации

Умение строить геометрические фигуры – это основа основ рисования в целом. Без этой базы вы не сможете продвинуться дальше и начать изображать более сложные фигуры и предметы. Любые объекты состоят из геометрических тел, и их нужно уметь увидеть и правильно передать на бумаге.

Геометрические фигуры учат понимать законы перспективы, изображать объем и выявлять правильность форм и композиции.
Каждый художник, желающий стать профессионалом, должен в совершенстве владеть навыками построения линейно-конструктивного рисунка, уметь наложить штриховку, создать объем и сделать изображение выразительным и убедительным.
Одной из базовых фигур, наряду с шаром и кубом, является цилиндр.

Приступая к работе

Цилиндр мы будем изображать карандашом. Для начального этапа нам нужны твердые или твердо-мягкие карандаши (T (можно TM) или H (HB)) для того, чтобы изображение цилиндра получилось более точным.

Чтобы лист не протерся после неоднократной работы ластиком, выбирайте плотную чертежную бумагу. Используйте мягкий ластик, который не повредит текстуру бумаги. Вам также может пригодиться формопласт для облегчения тона рисунка.

Измерения пропорций цилиндра

При рисовании цилиндра с натуры можно произвести нужные измерения объекта при помощи карандаша. Для этого его нужно держать на расстоянии вытянутой руки. Кончик грифеля – начальная точка измерения. Большим пальцем зажмите отметку, где проходит нижняя граница объекта. Таким же образом измеряем цилиндр по ширине. Такой прием поможет вам соблюсти правильные пропорции изображаемого предмета.

Создание основы цилиндра

Рисуя с натуры на начальном этапе, лучше всего выбрать положение прямо напротив цилиндра. Таким образом, вы избежите искажения перспективы, а, соответственно, и искажения размеров и формы.

Основой любого изображаемого объекта является центральная ось. Именно она будет служить нам ориентиром для дальнейшего построения цилиндра. Теперь рисуем две перпендикулярные линии, которые будут служить ориентиром для нижнего и верхнего оснований будущей фигуры.

На равном расстоянии от центральной оси рисуем по одной параллельной линии с каждой стороны. Они определяют ширину фигуры. Благодаря таким ориентирам нам будет просто определить границы будущего цилиндра и не исказить его пропорции.

Построение эллипсов

Вертикально расположенное геометрическое тело в горизонтальной плоскости нужно начинать создавать с его основания. Тут нам поможет метод линейно-конструктивного построения изображения.

Эллипсы проще всего нанести двумя дугами, переходящими одна в другую. Для ровного построения окружностей требуется определенная тренировка. На начальном этапе линии могут получиться волнистыми.

Еще один способ – вписывание окружности в квадрат. Точки соприкосновения линий должны находиться в середине каждой стороны четырехугольника.

Центральная ось цилиндра должна оставаться перпендикулярной плоскостям окружностей.

Следите за искажением пропорций вследствие изменения перспективы. В разных частях рисунка эллипсы будут иметь разную форму. Это зависит от того, под каким углом вы смотрите на фигуру. Со временем вам понадобиться все меньше вспомогательных линий для создания правильного цилиндра.

Грани

Теперь нам нужно немного ослабить нарисованные линии. На этом этапе делим наш цилиндр, отделяя передний план от заднего. Для этого мы прорисовываем более толстые линии видимых частей фигуры. Причем более толстые линии мы проводим по нижним и верхним дугам. Заднюю видимую часть эллипса вверху фигуры выделяем не так жирно, но она должна оставаться четкой.

То есть у нас появляются три типа линий по толщине: толстые линии переднего плана, тонкая линяя заднего плана и едва заметные вспомогательные линии.

Окружности основания цилиндра прорисовывайте насквозь, на этапе штрихования внутренние (невидимые линии) удаляются. Таким образом, вы сможете проследить различия размеров верхнего и нижнего оснований.

Следующий этап: штриховка

При помощи мягкого карандаша мы будем накладывать тон на получившееся изображение, постепенно создавая объем. На начальном этапе лучше всего воспользоваться так называемой диагональной штриховкой. Начинать штриховать цилиндр следует с самых темных участков.

Элементы светотени, которые встретятся в процессе выполнения работы, включают в себя блики, полутени, тени, рефлексы и свет. Самым светлым участком будет блик. Здесь наложения тона не требуется. Следующий участок – это свет, здесь штрих должен быть еле заметным. Зона полутени – это основной тон цилиндра. В области тени мы накладываем самую темную и плотную штриховку. В районе кромки предмета находится рефлекс, тон практически равен полутени. Работать стоит аккуратно, нанося равномерную штриховку.

Свет строит форму геометрического тела. От правильности выполнения зависит его итоговый объем. От самого яркого участка (блика) свет расходится по округлой поверхности, переходя в полутень. Цилиндрическая форма помогает рисовальщику понять последовательность распределения светотени.

Сложность задачи состоит в том, чтобы сделать переходы между участками плавными и незаметными. На каждом этапе следите за правильной передачей пропорций и градациями тона.

Фон мы не оставляем нетронутым. Он также играет важную роль в восприятии объема и построении пространства. При помощи штриховки тона мы можем передать освещенность.

После того, как вы закончили создавать цилиндр, следует проверить наличие ошибок. Отойдите на расстояние в несколько метров от мольберта, так чтобы изображение было отчетливо видно. То есть, чем больше рисунок, тем дальше нужно от него отдалиться. С такого ракурса видны ошибки в построении. После исправления проверьте правильность выполнения еще раз.

Развитие навыков

Это был самый простой вариант расположения геометрического тела. Когда вы его освоите, то можете переходить к более сложным вариациям: цилиндр в пространстве, в горизонтальном или наклонном положении.

В художественной студии К.Э. Арутюновой вы сможете обучиться азам рисования. Вы научитесь строить не только цилиндр, но и любые геометрические тела в разных положениях. С развитием навыков вы будете переходить к новым этапам, и сможете развить свои художественные способности. Со временем вам не понадобится такое множество вспомогательных линий, и вы с легкостью сможете начать изображать на бумаге сложные элементы.

Этот урок входит в состав начального комплекса заданий в . С рисования геометрических фигур начинается знакомство с основными законами и правилами академического рисунка.

Для постановки выбирается одна, две или три геометрические фигуры, например, куб, цилиндр или гипсовая ваза с простым сечением. Предметы изображаются на белой предметной плоскости, на светлом фоне. Акцент делается на изображении фигуры, исключая проработку окружающего пространства. Освещение устанавливается сверху и слева от предметов для наглядного строения классических объемов и большей разницей между светом и тенью, что на первых этапах обучения имеет большое значение для анализа формы и передачи тональных градаций на листе.

Цель рисования геометрических фигур.

  • Научиться компоновать предметы на листе;
  • Освоить базовые навыки построения и формообразования предметов на плоскости;
  • Получить представление о перспективном расположении, сокращении линии горизонта;
  • Приобрести навыки работы карандашом, класть штрих по форме, использовать тона и полутона, грамотно передавать расположения планов.

Для работы с последующими заданиями программы, пригодятся все используемые здесь приемы и техники. Главным итогом этого задания, безусловно, является умение располагать предметы в пространстве. Ваш рисунок станет отражением пространства на листе, где все подчинено неизменным законам композиции и расположению светотени на предметах.

Примеры рисунков простых геометрических форм, выполненных учениками нашей школы.

Это основное и важное задание, где на простом примере, без нагромождения предметов и тонов, ясно демонстрируются конструкция и принципы построения ключевой формы, которая лежит в основе большинства вещей — куб. Эта простая геометрическая фигура содержит в себе основу для создания любого предмета.

Работы выполнены .

Научившись правильно строить и изображать углы, грани и плоскости кубика, точно изображать перспективное сокращение, верно определять точки схода, моделировать штрихом объем и тени, вы сможете интуитивно представлять конструкции и объемы любых предметов.

Не просто так в основе трехмерного моделирования сложнейших конструкций всегда находиться куб, как база для создания любой последующей формы. А для рисования куб — это воплощение трехмерного изображения; при рисовании его на листе линиями показывается вертикаль как высота, горизонталь как ширина и третья линия как глубина, которая раскрывает пространство, делая предмет объемным.

Сложно переоценить важность этого задания. Пусть не отталкивает простота постановки, так как в ней содержится фундаментальный принцип создания художественных произведений: от простого к сложному.

Изучение и рисование геометрических тел в учебном академическом рисунке является основой для освоения принципов и методов изображения более сложных форм.

Обучение изобразительным искусствам требует строгого соблюдения последовательности усложнения учебных задач и многократных повторений для овладения техникой. Наиболее подходящей формой для усвоения принципов построения рисунка являются геометрические тела , имеющие в своей основе ясные конструктивные строения. На простых геометрических телах легче всего понять и усвоить основы объемно-пространственной конструкции, передачи форм в перспективном сокращении, закономерности светотеней и пропорциональные соотношения.

Упражнения по рисованию простых геометрических тел позволяют не отвлекаться на детали, имеющиеся в более сложных формах, таких, как архитектурные объекты и тело человека, а всецело сосредоточиться на главном – изобразительной грамоте.

Правильно понятые и усвоенные закономерности при изображении простых форм должны способствовать более осознанному подходу к рисованию сложных форм в последующем.

Для того, чтобы научиться грамотно и правильно изображать форму предмета, необходимо осознать скрытую от глаз внутреннюю структуру предмета – конструкцию. Под словом «конструкция» подразумевается «строение», «структура», «план», то есть взаимное расположение частей предмета и их соотношение. Это важно знать и понимать при изображении любых форм. Чем сложнее форма, тем больше и серьезнее придется изучать внутреннее строение натурной модели. Так, например, при рисовании живой натуры – головы или фигуры человека, помимо знания конструктивных особенностей непременно следует знать и пластическую анатомию. Поэтому без ясного понимания строения формы и характера предмета невозможно грамотно освоить рисунок.

При изображении пространственных форм, кроме знания закономерностей строения конструкции, необходимы знания о законах перспективы, пропорциях, светотени. Для правильного изображения натурной модели необходимо приучить себя всегда анализировать натуру, ясно представлять ее внешнее и внутреннее строение. Подходить к работе следует осознанно, с научной точки зрения. Только такое рисование будет способствовать успешному выполнению работ по изображению как простых, так и сложных форм.

Рисование геометрических форм малоопытным рисовальщикам кажется на первый взгляд достаточно легким. Но это далеко не так. Для уверенного овладения рисунком прежде всего необходимо освоить методы анализа форм и принципы построения простых тел. Любая форма состоит из плоских фигур: прямоугольников, треугольников, ромбов, трапеций и других многоугольников, которые отграничивают ее от окружающего пространства. Задача заключается в том, чтобы правильно понять, как эти поверхности сочетаются между собой, образуя форму. Для правильного ее изображения необходимо научиться рисовать такие фигуры в перспективе, чтобы без труда выделять на плоскости объемные тела, ограниченные этими плоскими фигурами. Плоские геометрические фигуры служат основой понимания конструктивного построения объемных тел. Так, например, квадрат дает представление о построении куба, прямоугольник – о построении призмы параллелепипеда, треугольник – пирамиды, трапеция – усеченного конуса, круг представляется шаром, цилиндром и конусом, а эллипсовидные фигуры – шарообразными (яйцевидными) формами.

Все предметы имеют объемно-пространственные характеристики: высоту, длину и ширину. Для определения и изображения их на плоскости пользуются точками и линиями.

Точками определяются характерные узлы конструкции предметов, ими устанавливается взаимное пространственное расположение узлов, характеризующее конструкцию формы в целом.

Линия является одним из основных изобразительных средств. Линиями обозначают контур предметов, образующие их форму. Ими обозначают высоту, длину, ширину, конструктивные оси, вспомогательные, определяющие пространство линии, линии построения и многое другое.

Для основательного изучения геометрические формы лучше всего следует рассматривать в виде прозрачных каркасных моделей. Это позволяет лучше проследить, понять и усвоить основы пространственного построения конструкций и перспективного сокращения форм геометрических тел: куба, пирамиды, цилиндра, шара, конуса и призмы. Вместе с тем, такой прием в значительной степени облегчает построение рисунка, в котором отчетливо прослеживаются все пространственные углы, ребра, грани тела, независимо от их поворотов в пространстве и в перспективном сокращении. Каркасные модели позволяют развить у начинающего художника объемно-пространственное мышление, тем самым способствуя правильному изображению геометрической формы на плоскости бумаги.

Для основательного закрепления в сознании начинающего художника объемно-пространственного представления о строении этих форм было бы наиболее эффективным выполнить их своими руками. Модели можно сделать без особого труда из подручных материалов: обыкновенной гибкой алюминиевой, медной или любой другой проволоки, деревянных или пластмассовых реек. В последующем, в целях усвоения закономерностей светотени, можно будет изготовить модели из бумаги или тонкого картона. Для этого необходимо сделать заготовки – соответствующие развертки или отдельно вырезанные плоскости для склеивания. Не менее важен сам процесс моделирования, который больше принесет пользы для осознания обучающимися сущности строения той или иной формы, чем использование уже готовой модели. Для изготовления каркасных и бумажных моделей потребуется немало времени, поэтому в целях его экономии не следует делать модели большого размера – достаточно, если их габариты не будут превышать трех-пяти сантиметров.

Поворачивая изготовленную бумажную модель под разными углами к источнику света, можно проследить за закономерностями света и тени. При этом следует обратить внимание на изменение пропорциональных отношений частей предмета, а также на перспективное сокращение форм. Приближая и отдаляя модель от источника света, можно увидеть, как меняется контрастность освещения на предмете. Так, например, пр приближении к источнику света свет и тень на форме приобретают наибольшую контрастность, а по мере удаления становятся менее контрастными. Причем, близлежащие углы и грани будут наиболее контрастными, а углы и грани, находящиеся в пространственной глубине, – менее контрастными. Но самое главное на начальном этапе рисования – это умение правильно отображать объемно-пространственную конструкцию форм с помощью точек и линий на плоскости. Это является основополагающим принципом в освоении рисунка простых геометрических форм, а также при последующем изучении более сложных форм и осознанном их изображении.

Необходимые материалы:
— лист бумаги
— графитный карандаш.

Порядок действий

1 этап
Изобразите ровную окружность – это основа шара. Проведите в центре листа прямую. В ее центре поставьте точку. Через нее проведите прямую перпендикулярно первой, такой же длины. Старайтесь делать линии едва заметными.
Чтобы понять, где центр листа, вы пока можете пользоваться линейкой, но лучше развивайте глазомер – в будущем это не раз вам пригодится.

2 этап
Соедините крайние точки получившихся пересекающихся линий, образовывая круг. Вероятно, у вас не получится ровная окружность с первого раза, но не бросайте попытки. Когда вы закончите с этой задачей, сотрите лишние линии.

3 этап
Создадим объем за счет наложения теней. Допустим, свет падает сверху и слева. Поставьте точку в самой освещенной части шара и отметьте ширину тени штрихом.

4 этап
Теперь нужно провести диаметр шара через его центр, перпендикулярно направлению падающего света. На основании отрезка диаметра нарисуйте эллипс, обозначающий свето-теневые границы.

5 этап
Условно шар можно разделить на несколько частей в соответствии со степенью освещенности. Какая-то часть сильно освещена, какая-то – слабо, какая-то часть – более темная, а четвертая – целиком в тени. Эти области, разные по освещенности, лучше сначала представить мысленно (если это дается трудно, можно поставить перед собой шарообразный предмет). Самое освещенное место, которое отражает свет – это блик. Можно просто помнить о нем, а можно обозначить на листе.

6 этап
Окружает блик светлое пятно. Затем будет постепенный переход от света к тени и, наконец, самая теневая область. Изобразите тень дугообразными штрихами.

7 этап
Настало время штриховки. Область блика не трогайте, светлую область закрасьте светло-серым. Цвет штриховки делайте более темным в теневом направлении. Не забудьте о дугообразных штрихах, параллельных контуру шара, а затем расходящихся радиально от блика до тени. Рефлекс сделайте более светлым в сравнении с падающей тенью.

8 этап
Сделайте изображение тени, отбрасываемой шаром на поверхность. При искусственном освещении она будет более четкой, при дневном – менее четкой.

9 этап
Если необходимо, добавьте предметную плоскость и фон.

Поздравляем! Теперь вы знаете, как нарисовать шар поэтапно.

Другой пример рисования шара

Очень легко, но это далеко не так. Чтобы изобразить объем и тень, необходимо умение и аккуратность в работе. Рассмотрим, как нарисовать цилиндр карандашом.

Первый вариант

Вариантов рисования карандашом много, разберем поэтапно один из них. Для работы потребуется карандаш, желательно средней мягкости, ластик и лист белой бумаги, можно взять формат А4.

Ход работы:

  1. Нарисуйте две параллельные линии. Сверху и внизу соедините отрезки овалами. Так как это урок рисования, то никаких линеек не используйте, старайтесь сразу ставить руку, чтобы в будущем было легче рисовать различные предметы.
  2. Сделайте две перпендикулярные линии в верхнем овале, а из середины проведите линию вниз.
  3. Снизу также прорисуйте две линии.
  4. Обведите контур более ярко и переходите к выполнению тени.
  5. Выбираем правую сторону для более темного оттенка, с левой стороны цилиндр останется белым. Наносить тень надо аккуратно, растушевывая карандаш. Оттенок должен сменяться очень плавно.
  6. Прорисовываем тень от цилиндра. Так как справа у нас темнее, то изображаем ее спереди.
  7. Точной длины нет, поскольку в разное время суток длина тени от предметов неодинакова.
  8. В данном случае берем около трети высоты цилиндра. Прорисовываем два параллельных диагональных отрезка и соединяем их вершины.
  9. Закрашиваем тень.

Работа готова. Это один из самых простых вариантов, так как мы не использовали перспективы и изобразили только один цилиндр.

Второй вариант

В данном мастер-классе мы рассмотрим, как нарисовать цилиндр карандашом уже на более профессиональном уровне, так что если вы неуверены в своих силах, лучше не браться за работу. А также такая техника графики не подходит для маленьких детей.

Для работы вам потребуются:

  • бумага, причем для начинающих художников лучше приобрести специальную среднезернистую, на которой значительно приятней рисовать;
  • несколько карандашей с разной степенью твердости;
  • ластик;
  • палочка, чтобы растирать штриховку (можно просто свернуть бумагу в конус и растирать ею).

Совет перед началом творчества: создавать набросок толстыми штрихами, так как их в дальнейшем легче стереть.

Переходим к самой работе, как нарисовать цилиндр поэтапно:

  1. Размечаем лист бумаги. Это необходимо, чтобы правильно определить местоположение фигуры.
  2. Делаем разметку. Для этого прорисовываем две вертикальные линии от руки, слегка нажимая на карандаш. Затем две горизонтальные — сверху и снизу, чтобы соединить прямоугольник.
  3. Следом рисуем пару эллипсов (снизу и сверху) — это основание цилиндра. Чтобы сделать их правильной формы, следует от центра верхней и нижней линии отметить в обе стороны по две точки на одинаковом расстоянии, а затем рисовать фигуру.
  4. Переходим к тонированию. Предположим, что источник освещения располагается сверху справа. И, отталкиваясь от этого, будем прорисовывать самые яркие и темные места.
  5. Самым темным у нас будет передняя сторона, чуть левее центра. Теперь переходим к штрихованию, желательно, чтобы штрихи повторяли форму предмета.
  6. Осталось прорисовать тень от цилиндра, сделаем ее небольшой и в виде конуса зеркально отраженного от цилиндра.

Работа готова. Чтобы скрыть яркость штриховки, берем палочку для затирания или бумагу и плавно проходим небольшими движениями по листу, пока не добьемся нужного эффекта.

Лучше всего оттачивать свое мастерство, прорисовывая реальный объект, поэтому разумнее взять какой-либо предмет для основы. В форме цилиндра много вещей вокруг вас, например, стакан.

Несколько цилиндров

Теперь рассмотрим, как нарисовать цилиндр карандашом с тенью, если мы хотим отобразить сразу несколько объектов.

Поэтапное рисование:

  1. Нарисуйте две опорные точки.
  2. Отступите вниз определенное расстояние и нарисуйте эллипс.
  3. Теперь проведите две вертикальные линии вверх и там тоже прорисуйте эллипс.
  4. Сотрите лишнюю нижнюю линию, у вас получится своеобразная кастрюлька.
  5. Теперь сзади фигуры поставьте две параллельные точки.
  6. Нарисуйте эллипс и от него две линии вниз, причем одну линию только до первой фигуры, а вторую до нужной длины.
  7. Проведите нижнюю изогнутую линию, чтобы закрыть вторую фигуру.
  8. Таким же образом нарисуйте третий цилиндр с другой стороны.
  9. Теперь прорисовываем тень. Она будет справа, так что на всех фигурах более плотной штриховкой закрашиваем правую часть.
  10. Небольшими штрихами в виде прямоугольника от начала изогнутой линии нарисуйте на поверхности тень от предметов.

Ваша работа готова. Мы рассмотрели, как нарисовать цилиндр с тенью, с несколькими элементами на картине.

По такому же принципу можно рисовать много башенок на свое усмотрение, главное, не использовать линейку и не заходить на первые фигуры, чтобы получилась работа объемной.

Рисуем цилиндр на столе

Теперь рассмотрим, как нарисовать цилиндр с окружением. Чтобы правильно все нарисовать, возьмите реальный предмет и поставьте на стол. А свет отрегулируйте так, чтобы тень красиво падала на стол, при этом не была слишком короткой или длинной.

Самый аккуратный рисунок можно сделать на планшете, натянув на него лист бумаги. Подходящий размер этого устройства 30 на 40 см.

Переходим к самому процессу создания рисунка:

  1. Определитесь с расположением фигуры и прорисуйте «невидимые линии» для будущего цилиндра.
  2. Постройте цилиндр, вначале нарисовав две параллельные линии, потом эллипс сверху и снизу.
  3. «Невидимые линии» также потребуются для правильного расположения света и тени. Прорисуйте невидимые грани на лицевой стороне цилиндра, чтобы вы понимали, какие зоны будут темнее, а какие светлее.
  4. Штриховку выполняете по форме фигуры, небольшими линиями, чтобы потом легче было размазывать штрихи.
  5. Заполняете заранее нарисованную тень. Она должна быть темнее.
  6. Теперь необходимо прорисовать плоскость стола и задней стены. Причем задняя стенка будет темнее стола, но светлее, чем основная тень от фигуры.

Таким образом, очень аккуратно и не спеша можно нарисовать объемную фигуру. Необязательно, чтобы это был цилиндр, можно взять шар или куб.

Как нарисовать композицию с несколькими предметами

Чтобы тренироваться в своем мастерстве, используйте сразу несколько фигур. Для начала хорошо подойдет куб, а сверху на него поставьте цилиндр. Отрегулируйте свет, чтобы тень красиво падала на стол, и приступайте к рисованию.

Как нарисовать цилиндр и куб карандашом:

  1. Так как снизу у нас будет куб, то вначале рисуем его на листе бумаги. Чтобы правильно его прорисовать, сначала нарисуйте передний квадрат, а потом линии по диагонали, чтобы придать объем. Соедините сзади линии, затем сотрите лишние грани.
  2. Теперь рисуем цилиндр. Процесс его воссоздания ничем не отличится от предыдущих вариантов, так как куб — это тоже ровная плоскость.
  3. Когда вы расположите фигуры, сотрите лишние грани.
  4. Переходим к теням. Поскольку у нас в прорисовке находится пирамида, то и общая тень у них будет одна в форме башни.
  5. Прорисуйте передние тени на фигурах согласно тому, как у вас падает свет.
  6. Закончите работы задней стенкой и столом.

Такие композиции можно делать самыми разнообразными в зависимости от вашего желания. После того как вы овладеете мастерством рисования геометрических фигур, то сможете рисовать более сложные предметы или композиции.

  1. Чтобы понять, как нарисовать цилиндр правильно, лучше брать за основу реальный предмет, заранее отрегулировав освещение.
  2. Удобнее рисовать на планшете, так как лист не будет скользить.
  3. Используйте карандаши с разной степенью жесткости.
  4. Не спешите при выполнении элементов, а если что-то не получается, не бойтесь начинать сначала.

Как рисовать форму и объем – Моника Загробельна

Рисование – это искусство иллюзии: ровные линии на плоском листе бумаги выглядят как нечто реальное, что-то полное глубины. Для достижения такого эффекта художники используют специальные приемы. В этом уроке я покажу вам эти приемы и дам вам ключ к рисованию трехмерных объектов. И мы сделаем это с помощью этой симпатичной тигровой саламандры, изображенной Джаредом Дэвидсоном на складе.

Почему некоторые рисунки выглядят трехмерными

Саламандра на этой фотографии выглядит довольно трехмерной, не так ли? Теперь превратим его в линии.

Хм, здесь что-то не так. Линии, безусловно, правильные (в конце концов, я их обвел!), но сам рисунок выглядит довольно плоским. Конечно, ему не хватает затенения, но что, если я скажу вам, что вы можете рисовать трехмерно без затенения?

Добавил еще пару строчек и… случилось волшебство! Теперь это выглядит очень 3D, может даже больше, чем на фото!

Хотя вы не видите этих линий на окончательном рисунке, они влияют на форму узора, кожные складки и даже затенение. Они являются ключом к распознаванию трехмерной формы чего-либо. Отсюда вопрос: откуда они берутся и как их правильно представить?

Когда вы рисуете по этим линиям все, что вы рисуете на теле, это будет выглядеть так, как будто оно обернуто вокруг него.

3D = 3 стороны

Как вы помните из школы, трехмерные тела имеют сечения. Поскольку наша саламандра трехмерна, у нее также есть поперечные сечения. Так что эти линии не что иное, как очертания поперечных сечений тела. Вот доказательство:

Отказ от ответственности: ни одна саламандра не пострадала в процессе создания этого урока!

Трехмерный объект можно «вырезать» тремя различными способами, создавая три поперечных сечения, перпендикулярных друг другу.

Каждое поперечное сечение двумерное, т. е. имеет два измерения. Каждое из этих измерений является общим с одним из других поперечных сечений. Другими словами, 2D + 2D + 2D = 3D!

Итак, трехмерный объект имеет три двумерных сечения. Эти три поперечных сечения в основном представляют собой три вида объекта: здесь зеленый — вид сбоку, синий — вид спереди/сзади, а красный — вид сверху/снизу.

Таким образом, чертеж выглядит двухмерным, если вы видите только одно или два измерения . Чтобы он выглядел трехмерным, вам нужно показать все три измерения одновременно.

Чтобы было еще проще: объект выглядит трехмерным, если вы можете видеть хотя бы две его стороны одновременно . Здесь вы можете видеть верхнюю, боковую и переднюю часть саламандры, и поэтому она выглядит трехмерной.

Но подождите, что здесь происходит?

Когда вы смотрите на двухмерное поперечное сечение, его размеры перпендикулярны друг другу — между ними есть прямой угол. Но когда то же поперечное сечение видно в трехмерном виде, угол меняется — размерные линии растягивают контур поперечного сечения.

Подведем итоги. Одно сечение легко представить, но оно выглядит плоским, потому что оно двумерное. Чтобы объект выглядел трехмерным, вам нужно показать как минимум два его поперечных сечения. Но когда рисуешь сразу два и более сечений, их форма меняется .

Это изменение не случайное. На самом деле это именно то, что анализирует ваш мозг, чтобы понять вид. Итак, существуют правила этого изменения, которые ваше подсознание уже знает, и теперь я собираюсь научить ваше сознательное «я», в чем они заключаются.

Правила перспективы

Вот несколько разных видов одной и той же саламандры. Я отметил очертания всех трех поперечных сечений везде, где они были видны. Я также отметил верхнюю, боковую и переднюю часть. Взгляните на них. Как каждый вид влияет на форму поперечных сечений?

В 2D-виде у вас есть два измерения на 100 % их длины и одно невидимое измерение на 0 % его длины. Если вы используете одно из измерений в качестве оси вращения и вращаете объект, другое видимое измерение отдаст часть своей длины невидимому. Если вы продолжите вращаться, один будет продолжать проигрывать, а другой — приобретать, пока, наконец, первый не станет невидимым (длина 0%), а другой не достигнет своей полной длины.

Но… не выглядят ли эти трехмерные изображения немного… плоскими? Правильно — есть еще одна вещь, которую нам нужно принять во внимание. Есть нечто, называемое «конусом зрения» — чем дальше вы смотрите, тем шире ваше поле зрения.

Из-за этого можно накрыть рукой весь мир, если расположить ее прямо перед глазами, но она перестает так работать, когда вы перемещаете ее «глубже» внутри конуса (дальше от глаз). Это также приводит к визуальному изменению размера: чем дальше находится объект, тем меньше он выглядит (тем меньшую часть поля зрения он охватывает).

Теперь давайте превратим эти две плоскости в две стороны коробки, соединив их с третьим измерением. Сюрприз — третье измерение больше не перпендикулярно другим!

Вот как на самом деле должна выглядеть наша диаграмма. Измерение, являющееся осью вращения, в итоге меняется — край, который ближе к зрителю, должен быть длиннее остальных.

Однако важно помнить, что этот эффект основан на расстоянии между обеими сторонами объекта. Если обе стороны находятся довольно близко друг к другу (относительно зрителя), этот эффект может быть незначительным. С другой стороны, некоторые объективы камер могут его преувеличивать.

Итак, чтобы нарисовать 3D-вид с двумя видимыми сторонами, вы помещаете эти стороны вместе…

… изменяете их размер соответствующим образом (чем больше одну вы хотите показать, тем меньше должна быть видна другая)…

… и сделайте края, которые дальше от зрителя, чем другие, короче.

Вот как это выглядит на практике:

А как же третья сторона? Приклеить его к обоим краям других сторон одновременно невозможно! Или это?

Решение довольно простое: перестаньте пытаться любой ценой сохранить все углы правильными. Наклоните одну сторону, затем другую, а затем сделайте третью параллельную им. Легкий!

И, конечно же, не забудем сделать более дальние края короче. Это не всегда необходимо, но полезно знать, как это сделать:

Итак, вам нужно скосить стороны, но насколько? Здесь я мог бы вытащить целый набор диаграмм, объясняющих это математически, но правда в том, что я не занимаюсь математикой при рисовании. Моя формула такова: чем больше вы наклоняете одну сторону, тем меньше вы наклоняете другую. Просто взгляните на наших саламандр еще раз и убедитесь в этом сами!

Вы также можете думать об этом так: если одна сторона имеет углы, близкие к 90 градусов, другой должен иметь углы, далекие от 90 градусов

Но если вы хотите нарисовать таких существ, как наша саламандра, их сечения не очень похожи на квадрат. Они ближе к кругу. Точно так же, как квадрат превращается в прямоугольник, когда видна вторая сторона, круг превращается в эллипс. Но это еще не конец. Когда видна третья сторона и прямоугольник наклонен, эллипс тоже должен быть наклонен!

Как наклонить эллипс? Просто поверните его!

Эта диаграмма поможет вам запомнить:

Несколько объектов

До сих пор мы говорили только о рисовании одного объекта. Если вы хотите нарисовать два или более объектов в одной и той же сцене, обычно между ними существует какая-то связь. Чтобы правильно показать это отношение, решите, какое измерение является осью вращения — это измерение останется параллельным в обоих объектах. Как только вы это сделаете, вы сможете делать все, что захотите, с двумя другими измерениями, если будете следовать правилам, описанным ранее.

Другими словами, если что-то параллельно в одном виде, то оно должно оставаться параллельным и в другом. Это самый простой способ проверить, правильно ли вы поняли свою точку зрения!

Существует еще один тип отношений, называемый симметрией. В 2D ось симметрии — это линия, в 3D — плоскость. Но работает точно так же!

Вам не нужно рисовать плоскость симметрии, но вы должны быть в состоянии представить ее прямо между двумя симметричными объектами.

Симметрия поможет вам при сложном рисовании, как голова с открытой пастью. Здесь цифра 1 показывает угол челюстей, фигура 2 показывает ось симметрии, а фигура 3 объединяет оба.

Трехмерное рисование на практике

Упражнение 1

Чтобы лучше понять все это, вы можете попробовать найти сечения самостоятельно, рисуя их на фотографиях реальных объектов. Сначала «разрежьте» объект по горизонтали и вертикали на половинки.

Теперь найдите в объекте пару симметричных элементов и соедините их линией. Это будет третье измерение.

Если у вас есть это направление, вы можете нарисовать его по всему объекту.

Продолжайте рисовать эти линии вокруг объекта, соединяя горизонтальное и вертикальное сечение. Форма этих линий должна основываться на форме третьего поперечного сечения.

Когда вы закончите с большими фигурами, вы можете попрактиковаться с меньшими.

Вскоре вы заметите, что этих линий достаточно, чтобы нарисовать трехмерную фигуру!

Упражнение 2

Вы можете выполнить аналогичное упражнение с более сложными формами, чтобы лучше понять, как рисовать их самостоятельно. Сначала соедините соответствующие точки с обеих сторон тела — все, что будет симметрично на виде сверху.

Отметьте линию симметрии, проходящую через все тело.

Наконец, попытайтесь найти все простые формы, из которых получится окончательная форма тела.

Теперь у вас есть идеальный рецепт самостоятельного рисования подобного животного в 3D!

Мой процесс

Я дал вам всю информацию, необходимую для рисования 3D-объектов из воображения. Теперь я собираюсь показать вам мой собственный мыслительный процесс при рисовании 3D-существа с нуля, используя знания, которые я представил вам сегодня.

Я обычно начинаю рисовать голову животного с круга. Этот круг должен содержать череп и щеки.

Затем я рисую линию глаз. Это полностью мое решение, где я хочу разместить его и под каким углом. Но как только я приму это решение, все остальное должно быть приспособлено к этой первой строке.

Провожу среднюю линию между глазами, чтобы зрительно разделить сферу на две стороны. Вы можете заметить форму вращающегося эллипса?

Я добавляю еще одну сферу спереди. Это будет мордочка. Я нахожу подходящее место для него, одновременно рисуя нос. Воображаемая плоскость симметрии должна разрезать нос пополам. Также обратите внимание, как линия носа остается параллельной линии глаз.

Я рисую область глаза, которая включает в себя все кости, образующие глазницу. Такую большую область легко правильно нарисовать, и это поможет мне позже добавить глаза. Имейте в виду, что это не круги, прикрепленные к передней части лица — они следуют изгибу основной сферы и сами по себе являются трехмерными.

На этом этапе так легко нарисовать рот! Мне просто нужно следовать направлению, продиктованному линией глаз и линией носа.

Я рисую щеку и соединяю ее с подбородком, создавая линию подбородка. Если бы я хотел нарисовать открытые челюсти, я бы нарисовал обе щеки — линия между ними была бы осью вращения челюсти.

При рисовании ушей я обязательно провожу их основание на одном уровне, линию, параллельную линии глаз, но кончики ушей не должны так строго следовать этому правилу — потому что обычно они очень подвижны и могут вращаться в различных осях.

На этом этапе добавлять детали так же просто, как и в 2D-чертеже.

Вот и все!

Это конец этого урока, но начало вашего обучения! Теперь вы должны быть готовы следовать моему уроку «Как нарисовать голову большой кошки», а также другим моим урокам с животными. Чтобы практиковать перспективу, я рекомендую животных с простыми формами тела, например:

  • Птицы
  • Ящерицы
  • Медведи

Вам также должно быть намного легче понять мой учебник по цифровому шейдингу! И если вы хотите еще больше упражнений, посвященных теме перспективы, вам понравится мой старый учебник, полный как теории, так и практики.

Распространенные ошибки рисования: потеря объема

По мере изучения человеческого тела и способов рисования анатомии вы будете постоянно возвращаться к очень немногим из основных принципов. Трудно думать о них, когда берешь в руки карандаш, и это причина для занятий рисованием. Когда эти принципы становятся второй натурой, нам больше не нужно о них думать, мы просто в пути. Ради этого.

Ученик рисует, когда объем потерян.

Я повторяю это много-много раз и буду повторять до сих пор, это так важно. Массирование — один из краеугольных камней рисования фигуры. Для тех из вас, кто плохо знаком с этой идеей, массирование — это способ преобразования сложных форм объекта — в нашем случае человеческого тела — в простые геометрические формы, о которых затем можно думать. Как только вы начнете думать о фигуре, вы сможете принимать решения о ее форме, размере, ориентации и отношении к другим фигурам вокруг нее.

Тебе нужна анатомия. Без вопросов. Кости, мышцы и сухожилия становятся частью набора инструментов вашего рисовальщика. Но рисуя палец, человек не начинает с воспоминаний о скучном уроке анатомии о том, как первая фаланга соединяется с пястной фалангой через суставную фасетку ее верхней конечности. Если бы это было то, что художник должен делать, никакое искусство никогда не увидело бы свет.

Начнем с упрощения. Представьте палец в виде цилиндра. Все мы знаем, как выглядит цилиндр. (Если вам нужно попрактиковаться в рисовании цилиндров ((очень хорошее упражнение)), положите бутылку вина и изучите форму. ) Видя палец как цилиндр, вы можете очень быстро определить, в какую сторону он обращен, является ли он указывая на вас или кого-то другого. Вы можете легко увидеть его размер. И затем вы слегка указываете на этот цилиндр на бумаге. Без каких-либо деталей, костяшек, ногтей, морщинок… без всего этого… сразу похоже на палец. Затем вы делаете то же самое со следующим пальцем. Потом ладонь. С этим вы можете захотеть переключиться с формы цилиндра на форму куба. И так далее. Как только вы слегка утяжелите свою фигуру, вы можете начать вспоминать все те детали, которые вы узнали из анатомии. Но к тому времени сущность фигуры, ее пропорции и выражение схватываются с живой скоростью. Это массирование.

Теперь, когда мы вспомнили и установили этот фрагмент, мы можем сосредоточиться на содержании этого эпизода. Мы продолжим с очень важной концепцией, которая является частью набора массы: потеря объема. Простой способ объяснить это через грудную клетку. Мы размещаем наши наблюдения за телом в основном на костной структуре, потому что она не изменяется. Мышцы имеют тенденцию смещаться, и когда они не сокращаются, они имеют тенденцию (буквально) свисать с кости. Грудная клетка — одна из тех костных структур, на которые мы полагаемся. Это также тот, который меняется больше всего. В конце концов, он сплющивается и расширяется с каждым нашим вдохом. Изменения очень незначительны, поэтому грудная клетка остается таким же надежным проводником на дороге, как и любая другая кость в теле. Концепция гласит, что никакой объем не может исчезнуть из тела. Объем может сдвигаться, менять форму, но не может исчезнуть.

На рисунке одного из моих учеников вы можете увидеть, что происходит, когда вы позволяете объему потеряться. Рисунок довольно приятный, есть заметная попытка массирования. Голова воспринимается как шар в перспективе, обе дельты видны как шары, как и левая ягодица. Но затем, перемещаясь вниз по туловищу, грудная клетка внезапно не принимается во внимание, и эта ошибка передается на положение наружной косой мышцы живота, а также таза и ягодиц.

Comments