Набросок карандашом: Набросок карандашами, 7 (семь) букв


10.02.1979 Facebook Twitter LinkedIn Google+ Карандашом


Содержание

Наброски карандашом – первый шаг к освоению изобразительного искусства

Любая творческая работа начинается с освоения азов интересующего вида искусства. Так, для игры на музыкальном инструменте необходимо выучить ноты и проиграть немало этюдов. Прежде чем начать хорошо танцевать, желательно подготовить своё тело физическими упражнениями. Изобразительное искусство строится на приобретении умения переносить окружающий мир на плоскость. Это может быть бумага, холст, изделия из дерева, металла и т. д. Первым шагом в освоении рисования могут стать наброски карандашом на бумаге.

Подготовка к работе

Само понятие набросок подразумевает в себе изображение чего-либо без прорисовки всех деталей. При этом сам рисунок должен передавать суть, нести информацию. Допускается выделение некоторых деталей.

Прежде чем начать рисовать карандашом, необходимо подобрать его по уровню жёсткости. Существует три основных вида:

  • Твёрдые (ТВ, НВ) — используются для лёгких, едва заметных линий.
  • Средней мягкости (ТМ) — ими подчёркиваются более выделяемые и чёткие элементы.
  • Мягкие карандаши (М, В, 2В, 4В) — хорошо подходят для ретуширования (выделение наиболее тёмных мест и ярко выраженных деталей).

Второе, что необходимо учитывать при работе над набросками и зарисовками – это бумага. Очень гладкая, почти глянцевая структура затруднит нанесение частиц грифеля карандаша, а сильно шершавая, наоборот, сделает работу похожей на тиснение. Если «на глаз» ещё тяжело определить, то можно попробовать где-нибудь с краю сделать несколько штрихов, подобрав оптимальный для себя вариант бумаги.

Зарисовки карандашом не должны занимать много времени. В среднем это 5-7 минут. Начинать лучше с простых элементов. Это может быть ветка дерева, несложный цветок, предмет интерьера. Цель — передать узнаваемость и смысл рисуемого объекта в нескольких штрихах. Не стоит переживать, если сразу не получится. Прежде чем работа будет доведена до автоматизма, пройдёт достаточно времени, но оно того стоит. А если к усердию присоединится ещё и талант, то результат может превзойти все ожидания.

Основные требования к работе над набросками

Начинать наброски карандашом надо в такой последовательности:

  1. Выбрать ракурс, определить расположение на листе, отметить размер.
  2. Определившись со всеми параметрами, необходимо наметить несколькими штрихами изображаемый объект.
  3. С помощью штриховки подчеркнуть более тёмные места (это может быть тень или углубление).
  4. Если объект находится в движении, постараться указать направление.
  5. Для придания реалистичности можно прорисовать отдельную деталь, например, глаза, лепесток цветка, наиболее выделяющуюся часть предмета.
  6. Штрихи наносятся быстрым и чётким движением. Не допускается обводить, но при этом можно накладывать новые линии поверх уже нанесённых.

Делая наброски карандашом, первое время можно использовать ластик, в дальнейшем его нужно исключить (характерная особенность зарисовок и набросков – отсутствие возможности затирания).

Не нужно бояться неточностей в пропорциях, нанесения лишних линий — всё приходит с опытом. С каждой последующей работой погрешности будут уменьшаться, линии становиться чётче. Это называется «набить руку». Но даже первые работы, выполненные неуверенной рукой, могут пригодиться.

Наброски как основа будущих картин

Сделанные в разное время и различных местах наброски карандашом, несмотря на примитивность и кажущуюся незаконченность, могут послужить для создания полноценной картины. Например, из сделанных зарисовок различных цветов может получиться хороший натюрморт. При рассматривании набросков летящих птиц, веток деревьев, память восстановит недостающие элементы окружающей природы, что позволит создать пейзаж.

Каждый набросок несёт в себе частичку жизни, маленький миг, перенесённый на лист бумаги. Выполненный за короткий промежуток времени, он может стать на будущем полотне памятью на долгие годы.

Положительные стороны в работе

Если часто выполнять наброски рисунков карандашом, вырабатывается своя техника, точность движений, уверенность в результате. С каждой последующей зарисовкой улучшается способность видеть главное, не обращая внимания на второстепенные детали. Расширяется кругозор, вырабатывается наблюдательность, развивается зрительная память.

Зарисовки карандашом могут делать люди разного возраста, независимо от рода деятельности и места проживания, уровня достатка и положения в обществе. Для этого необходимо только желание и стремление достичь результата, а карандаш и кусочек бумаги найдутся у каждого.

Наброски карандашом

1. Введение. Несколько полезных советов

Как сделать хороший набросок? Многие хотели бы дать ответ на это вопрос. Я тоже попытаюсь. В качестве примера я использовал свои рисунки — мне легче было рассказать о собственном опыте — и рисунки некоторых известных мастеров. Конечно, я не претендую на то, что мой метод лучший.

Что такое набросок?

Набросок — это первый этап в создании картины. И в каком-то смысле самый важный этап. Его можно сравнить с фундаментом здания. Хороший набросок должен составить основу вашей работы, будь то рисунок, изображение на компьютере, веб-страница или иллюстрация в журнале. Мне ближе фэнтези-арт, так что на нем я и остановлюсь.

Иногда набросок сделан столь мастерски, что нет нужды дорабатывать его, добавлять цвет — это уже готовый рисунок. Часто работа карандашом отходит на второй план, ее затмевают цвет и различные эффекты. Нельзя не признать важности последних, но все они лежат на основе, которую составляет набросок.

Детали

Важно достаточно полно отобразить детали в наброске. Тогда можно будет без проблем наносить цвет. А на конечном этапе вы сможете сконцентрироваться на стиле, а не на пропорциях, тенях и т.д.

От наброска к рисунку

Вам понадобится несколько листов бумаги. Осознание того, что вы можете безнаказанно издеваться над бумагой, позволит вам немного расслабиться и не думать о том, как бы не допустить ошибку. Потом можно будет перенести окончательный вариант на чистовой лист или холст. Для этого есть множество способов: копирка, стекло с подсветкой, струйный принтер в конце концов. Все зависит от конкретной цели.

2. Работа над эскизом

Основные формы

Все можно упростить и свести к совокупности определенных основных элементов. Например голову можно представить как сочетание сферы и клина, руки — как цилиндры, плечи — как сферы, грудную клетку — как бочкообразное тело и т.д. Советую вам раскладывать то, что вы рисуете на основные формы. И не только то, что вам не привычно, но и то, что вы рисуете часто.

Это позволит, кроме всего прочего, понять расположение объектов в пространстве.

Пренебрежение этим этапом может привести к деформации и искусственности персонажей. Они будут резать глаз, потому что их конструкция ошибочна. Может показаться, что профессиональные художники пропускают этот этап и сразу рисуют то, что нужно. Но на самом деле они воссоздают эти формы в воображении, иногда даже делают это неосознанно.

Логично, что если мы начинаем с основных форм, то деталями на первых порах нужно пренебречь. Начинать с деталей не стоит — они могут отвлечь ваше внимание от композиции рисунка, от пропорций и перспективы.

Ниже приведен пример — от начального эскиза до законченного рисунка.

1. Начальный эскиз. Минимум деталей. Сосредоточьтесь на позе героя, его фигуре, пропорциях. 2. Почти законченный эскиз. Мы добавили детали к основным формам. Остальные формы доработаны и рисунок можно переносить на чистовой лист. 3. Законченный рисунок. Мы доработали набросок. Добавили остальные детали. Дали цвет.

Сложные формы. Свет

В большинстве случаев нужно продумать, как падает свет на вашего персонажа. Основные формы еще нам очень пригодятся — они помогут определить, как распределяется светотень. Для этого нужно определить источник света (или несколько, но в этом случае задача усложняется). Вы можете сделать рисунок в стиле комиксов, черно-белый или воспользоваться полутонами. Последний вариант предпочтительней, если собираетесь использовать сложные техники окраски (акриловая краска, гуашь, акварель) или создать иллюстрацию исключительно карандашом. Вот примеры полутонового рисунка:

3. Ссылки

Работы профессионалов

Важно уметь учиться у других. Многие известные художники открывают свои галереи в Сети.

Но зачастую их работы слишком профессиональны (если можно так сказать) и поэтому начинающий художник вряд ли сможет сразу многому научиться.

Но все же стоит ознакомиться с их работами, поскольку они дают художнику идею и, иногда, цель. Очень полезно заходить на сайты, на которых художники дают уроки. Вы сможете увидеть, как они начинают работу, как прорисовывают форму, как получают окончательный результат. Учитесь у них, пока есть возможность.

Старайтесь найти художника, который близок вам по духу. Например для меня такими художниками являются Алан Дэвис (Alan Davis), Френк Фразетта (Frank Frazetta), Адам Ньюджиз (Adam Huges), Джон Бассема (John Buscema), Берни Райтсон (Berni Wrightson), Артур Сайдем (Arthur Suydam), Алан Ли (Alan Lee), Жан Жиро (Jean Giraud). Вы сможете найти их в Сети без проблем — просто введите имя в любом поисковике.

Книги

Новичку очень трудно рисовать без, скажем так, учебного пособия. Множество подобных книг есть в специализированных, да и не только, книжных магазинах. Чем подробнее в книге рассмотрены основы рисования, тем лучше. Книга может впечатлять, но если в ней не будет описано, как работать, она будет бесполезной.

4. Примеры рисунков

1. Эльф

Начальный набросок. Второй этап: добавляем детали

2. Человек-птица — от наброска до полноцветного изображения

 

 

 

О набросках карандашом на пленере

О набросках карандашом на пленере

Рассмотрим особенности рисования карандашного наброска на пленере.

Карандашный набросок на пленере полезен и эффективен в нескольких отношениях.

Во-первых, это занятие, требующее минимум снаряжения: планшет А4 с офисной бумагой да мягкий (5В-9В) карандаш — вот и весь необходимый минимум. Правда, если Вы идете целенаправленно, желательно все же иметь маленький складной стульчик (а не кресло!!!) из магазина рыболов, за 600р, можно со спинкой.

Но в ситуации, когда Вы сомневаетесь, тащить ли с собой этюдник с маслом, и идти ли по этой причине, на пленер вообще, планшетик и карандаш могут быть в каком-то смысле выходом.

Когда сделана серия этюдов маслом — зарисовки графическими материалами, это отличная возможность переключиться. Карандаш в таких ситуациях, как раз и раскрывает себя как графический материал, что в повседневных учебных рисунках иногда немного забывается.

 

Одной из интересных с точки зрения образности, фактурности тем для набросков, я вляется рисование элементов старой архитектуры.

При этом, с самого начала мы можем рисовать не равнодушно — применяя разное давление на карандаш.

Дальше набросок может переходить в тональный, в этом случае, психологически, приемы работы по внутренним ощущениям близки к работе над живописным этюдом. Тональный набросок вообще, можно порекомендовать в качестве частого упражнения начинающим живописцам.

Либо карандашный набросок может оставаться по преимуществу линейным. В этом случае, мы можем например позаботиться о «живости», не равнодушности линий и использовать их например для фактуры изображаемых объектов, передачи каменной кладки и т.д.

Заметим, сами принципы работы, способы нанесения линий в таких набросках отличаются от тех, что мы привыкли применять, работая над длительными рисунками в студии — здесь как правило не требуется тонкая, аккуратная штриховка и некоторая холодность, присущая длительным учебным рисункам начинающих художников. Наоборот, каждая линия здесь по возможности «живая», «живописная» — не одинаковой толщины и жирности. так же и нанесение тона, скорее можно охарактеризовать, как своеобразное намазывание, или подкрашивание, его органично наносить лопаточкой, а не острием. А конкретные детальки все же удобнее уточнять острием. Это заставляет нас включать ощущение кончика грифеля, как разнообразного инструмента.

Следствием такого «включения» новых ощущений, является большее графическое богатство получающихся набросков. Почувствовав в себе эту способность — с первых же линий выдавать более интересный в графическом отношении рисунок, начинающий художник, помимо общего прилива радости, получает следующие возможности для применения новых навыков:

1. Более позитивное отношение к рисованию набросков вообще — раз они получаются более интересными, эстетичными и т.д., значит есть стимул их чаще делать!

2. Прочувствование самого механизма нанесения «живописной» линии, приводит к желанию применять ее для быстрого отображения любых объектов, не только в окружении, но по памяти, что в итоге, способствует большей легкости в создании графических работ из воображения.

 

3. Осознание линии и штрихов как более живых элементов самих по себе, сказывается и на работе над длительными рисунками — они становятся более сочными, исчезает некоторая сухость, равнодушие линий и штриховки.

Таким образом, если у большинства начинающих, наброски вначале больше напоминают длительные рисунки в миниатюре (поскольку длительными рисунками занимаются, а набросками — нет), затем наброски приобретают свои характерные черты, затем наброски начинают влиять на длительный рисунок.

 

Не только для развития пластичности линий, но и для развития способности передавать пластику во всем, что мы рисуем, в т.ч. пластики фигуры человека, полезно рисование объектов, обладающих ярко выраженной пластичностью, но самих по себе не сложных, например сильно коряжистых, ветвящихся деревьев и других подобных объектов.

Акцент также может быть как на линии (в т.ч. передаче ею фактуры объекта),

так и на тоне

Олег Торопыгин

 

 

 

Набросок карандашом. В Красноярске нашли неизвестный рисунок Сурикова | КУЛЬТУРА

В Красноярском краеведческом музее обнаружили рисунок Василия Сурикова, который считали потерянным около 100 лет назад.  На карандашном рисунке эскизного типа изображены мужчина и женщина, которые едут на одноконной линейке. «АиФ-Красноярск» рассказывает, как музейщики обнаружили набросок. 

Перепутали авторство

«В этом году в наших фондах было обнаружено ранее неизвестное произведение Василия Сурикова — рисунок. Так сложилось, что он находился у нас в фондах, но был неправильно атрибутирован, то есть приписывался другому художнику, — рассказывает замдиректора по экспозиционно-выставочной работе и маркетингу краеведческого музея Илья Куклинский. — Путаница возникла из-за переездов и неправильной инвентаризации. Возможно, сработал человеческий фактор — рисунок случайно переложили из одной папки в другую. В итоге обнаружить набросок удалось благодаря старым фотографиям и репродукциям с видами выставки работ Сурикова».

Экспозиция 2016 года. Фото: Красноярский краевой краеведческий музей

Когда художник скончался, красноярцы устроили уголок его памяти. Известные горожане принесли работы, которые хранились у них дома. Стеклянный негатив, на котором запечатлена выставка 1916 года «Старый Красноярск» и виден уголок Сурикова, сохранился до наших дней. Центральную его часть занимает картина «Милосердный самаритянин», находившаяся в то время в фондах краеведческого музея, а по краям видны работы Сурикова, предоставленные красноярцами. Вытянутый рисунок, который получил название «Бричка», находится слева. Тогда он был впервые продемонстрирован публике. После проведения выставки «Старый Красноярск» работа была подарена музею братом Сурикова Александром.

Подлинность подтверждена

После революции в организации музейной жизни изменилось многое. След рисунка теряется после 20-х годов. Тогда в каталоге отдела изобразительных искусств имени В. И. Сурикова этот рисунок числился под номером 11 и был подписан просто как «Набросок карандашом». Именно этот номер виден в углу работы — сопоставляя негатив с изображением экспозиции и с каталогом, эксперты пришли к выводу, что речь идёт именно о нём. Обнаружился рисунок совершенно случайно.

Рисунок сохранился на негативах столетней давности. Фото: Красноярский краевой краеведческий музей

«В прошлом году мы готовили книгу о Сурикове. Анализировали и сопоставляли все его работы, которые хранятся у нас и в других красноярских музеях. И этот небольшой графический рисунок найти не смогли. О его существовании мы знали, но не представляли, где он хранится. Просмотрели всю нашу коллекцию Сурикова. Поинтересовались наличием этого рисунка в других музеях и выяснили, что и там его нет. А в этом году мы случайно обнаружили его в базе графики среди работ Дмитрия Иннокентьевича Каратанова», — говорит Илья Куклинский.

Набросок малой формы имеет большую ценность, учитывая масштаб личности Василия Сурикова, и для музея это очень важное приобретение. Работа загрязнена и пострадала от излишнего воздействия света, особенно её центральная часть, так как изначально она была оформлена в паспарту. Подлинность рисунка и авторство Василия Сурикова подтвердили специалисты Третьяковской галереи.

Создание карандашного наброска из фотографии в AKVIS Draw

Купить Пробная версия

AKVIS Draw превращает фотографию в карандашный набросок. Эскизы, выполненные в программе, копируют технику настоящего рисунка.

 

Программа проста в использовании, фотография превращается в рисунок с учетом заданных настроек. Перебирая готовые пресеты и регулируя параметры эффекта, можно получить различные стили рисования. Draw позволяет создать черно-белые наброски и рисунки цветными карандашами.

Преобразование происходит автоматически, результат можно отредактировать с помощью с ластика и карандаша: убрать или смягчить линии, добавить дополнительные штрихи.

Экспериментируя с режимами наложения, попробуйте «проявить» фотографию сквозь рисунок. Вы можете придать изображению вид комикса или добиться эффекта акварельного карандаша.

С помощью инструментов выделения можно ограничить область эффекта и получить впечатляющее сочетание рисунка и фотографии.

AKVIS Draw можно использовать для создания авторского эскиза или как один из этапов для подготовки художественного произведения, в сочетании с другими инструментами: ArtWork, OilPaint, Pastel, Charcoal.

Программа поддерживает пакетную обработку данных, что позволяет обработать множество фотографий в автоматическом режиме и создать целый альбом набросков или подготовить раскадровку.

AKVIS Draw представлен в виде обычной программы (standalone) и в виде плагина для графических редакторов (plugin), для Windows и Mac. Тип лицензии определяет доступные возможности.

    Standalone — автономная программа, которая запускается и функционирует обычным способом.

    Plugin — дополнительный фильтр, который подключается к графическому редактору: AliveColors, Adobe Photoshop, Corel PaintShop Pro и др.

Воспользуйтесь ознакомительным периодом, чтобы попробовать все возможности программы и создать свою коллекцию уникальных рисунков!

Программа доступна на русском языке.

 

Попробовать бесплатно

 

Попробуйте программу в течение бесплатного ознакомительного периода!

После установки программа будет работать 10 дней без регистрации.
Пробный период поможет вам оценить все возможности программы.

Скачайте программу:

 

 

Купить — AKVIS Draw 8.5

Facebook

Twitter

Вконтакте

Pinterest

Курсы рисунка фигуры карандашом| АРТАКАДЕМИЯ Курсы рисования Киев

Десять подсказок, которые помогут вам извлечь максимальную пользу из ваших скетчей с натуры.

Делать пятиминутные скетчи – полезное и увлекательное упражнение: этого времени достаточно, чтобы передать выразительную позу, но недостаточно для того, чтобы начать вдаваться в ненужные детали. Упрощение и экономия выразительных средств – главная черта таких скетчей.

При быстром наброске, стоит в первую очередь обращать внимание на главные, бросающиеся в глаза черты вашего объекта – так что мы в нашей инструкции также будем переходить от общего к частному, оставляя напоследок детали и тональную проработку. Давайте начнем рисовать с Артакадемией.

  1. Сконструируйте торс

После того, как вы зафиксируете движение фигуры, разделите торс на грудную клетку, живот и таз. После этого наметьте «пазы», куда будут вставляться конечности, а также основные группы мышц. Наконец, намекните на разницу планов, чтобы придать фигуре структуру и объем.

Рисуем торс карандашом

  1. Придайте форму конечностям

Начните намечать конечности как длинные, конусообразные формы, отходящие от торса. Далее, наметьте суставы, чтобы зафиксировать положение конечностей и направление движения. Наконец, используя простые овалы, обозначьте мышцы, а также локти и коленные чашечки.

  1.  Упростите анатомию

Начиная с торса, сгруппируйте мышцы верхнего плечевого пояса (окружающие плечевой сустав) так, чтобы получились простые геометрические формы. Если они видимы, подчеркните кости таза, колени и локти. Вы также можете придать скетчу большую выразительность, если уделите вниманиеместам, где мышцы накладываются друг на друга.

 

  1. Наметьте голову

Для быстрых скетчей головы, первым делом наметьте направление движения и общий контур, а также убедитесь, что правильно поймали наклон и поворот. Следующим шагом, обозначьте основные плоскости, например, лоб и боковую сторону головы. Наконец, уделите внимание чертам лица и поработайте с мышцами шеи.

  1.  Зарисуйтекисти рук

Рисование кистей руки может быть непростой задачей, поэтому стоит начать, набросав, в зависимости от положения пальцев, простой овал или прямоугольник. Потомначните уточнять форму – но все еще сохраняйте пальцы сгруппированными вместе. Только после этого«отделите» от общей массы большой палец – и, если считаете, что так рисунок станет выразительнее, наметьте другие пальцы.

  1.  Набросайте стопу

Упростить форму стопы достаточно легко, так как пальцы короткие и сгруппированные вместе. Начните с треугольной формы, которая поможетпоймать движение ноги, и не забудьте подчеркнуть точку контакта с поверхностью. Потомуточните форму щиколотки и пальцев – и лишь после этого «отделите» большой палец и, если нужно, наметьте остальные.

  1. Подчеркнитединамику боковых поз

Если фигура повернута к вам боком, значительная ее часть будет скрыта. Чтобы рисунок заработал, подчеркните и преувеличьте места перекрытия – там, где одна нога загораживает другую, голова – руку и так далее. Если это возможно, особенно стоит подчеркнуть точки перекрытия конечностей и торса. Чтобы добиться иллюзии объема, уделите особое внимание плечевым мускулам и тазовым костям.

  1.  Подчеркните динамику фигур в ракурсе

Как и в случае с видом сбоку, ваш скетч будет смотреться выгоднее, если при рисовании фигур в сильном ракурсе вы подчеркнете места, где торс, голова и конечности перекрывают друг друга. Если торс уходит в ракурс, отдаляясь от вас, подчеркните, как его перекрывают таз и живот. Если торс ближе к вам, уделите вниманиегрудной клетке и верхнему плечевому поясу, чтобы подчеркнуть перспективу. Видимые пересечения конечностей также помогут создать ощущение объема.

  1. Сфокусируйтесь на точках контакта для лежащих фигур

Если фигура сидит или лежит, удачным решением будет акцентировать внимание на тех частях тела, чтосоприкасаются с поверхностью. Если руки также находятся в контакте с чем-то, подчеркните это, более детально проработав пальцы и запястье.

 

  1. Добавьте тон

Если фигура достаточно хорошо освещена, завершите свой скетч, добавив тон. Самый быстрый и легкий способ сделать это – наметить всю теневую область в целом, а потом уже более внимательно пройдитесь по форме.

 

Больше про классический рисунок карандашом можно прочесть тут:

Правила линейной перспективы и их применение на курсах рисунка карандашом

Курс рисунка карандашом эллипса и круга — как рисовать подобные фигуры?

Как рисовать окружность на курсах рисунка каранадашом

Описание академического рисунка губ человека с примерами набросков — программа для среднего и высшего уровня подготовки.

Академический рисунок губ человека карандашом

Набросок

НАБРОСОК

 

Набросок — это небольшое графическое, живописное или скульптурное произведение, созданное художником в быстрой, беглой манере. Предназначается для быстрого запечатления на холсте каких-либо замыслов или наблюдений в ходе текущей работы живописца. Набросок может быть выполнен с натуры, по памяти или быть плодом воображения художника. Чаще всего набросок выполняется карандашом и по своему исполнению приближается к эскизу.

Наброски помогают развивать наблюдательность, умение остро и точно схватывать самое главное в натуре и отбрасывать второстепенное, несущественное. Острое чувство приходит не сразу, и именно наброски пробуждают способность воссоздавать увиденное как яркий зримый образ и долго удерживать его в памяти. Это качество крайне необходимо каждому художнику.

Особенно труден для начинающих первый этап, когда ничего не получается, нет навыков быстрого рисования, линия не «живет» на бумаге, трудно передать объем и пространство малыми средствами.

Опытные рисовальщики используют великое множество графических приемов и средств, разнообразные линии, штрихи, пятна, стараясь как можно полнее задействовать возможности материала. Применяют смешанные техники двух и трех материалов для получения большей выразительности.

Каждый графический материал обладает своими специфическими изобразительными свойствами. Пером и тушью делают небольшие изящные наброски с тонкой и лаконичной линией и малым количеством тона. В перьевом наброске, как и в карандашном, особенно хороша линия.

Быстрые рисунки — наброски и зарисовки с натуры — выполняют важную роль в творческом процессе художника.

В отличие от длительного, многосеансного рисунка, где основательно прорабатываются даже мельчайшие детали сложного целого, наброски с натуры фиксируют чаще всего общее впечатление, самое главное в объектах изображения или же, наоборот, отдельные частности натуры. Вместе с тем набросок в не меньшей степени, чем длительный рисунок, должен правильно передавать форму, пропорции, объем, пространственное положение предмета, психологическое состояние изображаемого человека. Характерная особенность наброска — простота, обобщенность, широта в передаче формы объекта. Художник с наиболее возможной быстротой рисует то, что заинтересовало, привлекло его внимание. Нередко образы и впечатления дополняются накопленными ранее, будят творческую активность художника, рождают замысел будущего произведения. Те рисунки, с которых начинается воплощение творческого замысла, называются эскизами.

Трудно назвать более или менее известного художника, у которого не было бы большого количества разнообразных набросков. Они предшествуют и сопутствуют созданию произведений графики, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, помогают выделить главное, идею в различных жанрах изобразительного искусства.

Наброски могут выполняться с учебно-познавательной целью. В этом случае рисунок является средством изучения натуры, окружающей жизни и накопления профессиональных знаний и умений. Иная творческая задача ставится художником при выполнении набросков и зарисовок с целью проработки деталей, отдельных образов того или иного крупного произведения. В этом случае наброски художника часто имеют самостоятельную художественную ценность, экспонируются в музеях и на выставках. Таковы многие наброски Рембрандта, А. Дюрера, Ж. О. Д. Энгра, Э. Делакруа, И. Е. Репина, В. М. Васнецова, В. А. Серова, К. П. Брюллова, М. А. Врубеля, И. И. Шишкина, известных советских художников Н. А. Андреева, И. И. Бродского, Б. В. Иогансона, Г. С. Верейского, М. Б. Грекова и других мастеров.

Обе эти функции набросков органически связаны и представляют собой единство в изобразительной деятельности как начинающего художника, так и зрелого мастера.

Десятки и сотни набросков известных мастеров свидетельствуют о внимательном, вдумчивом изучении ими закономерностей формы, объема, строения объектов окружающего мира, о тех чувствах, которые охватили художника при встрече с поразившим его явлением, событием. Здесь рисунки натурщиков, учебные натюрморты, наброски уличных сцен, портреты современников, зарисовки пейзажа, животных, архитектурных сооружений, эскизы тематических картин и многое другое.

В ряде случаев быстрые рисунки выполняются под непосредственным впечатлением (или с натуры) от того или иного события, встречи, не связываясь в воображении художника с будущей тематической композицией, с конкретным сюжетом. Увидел художник поразившую его группу школьников на вокзале, достает альбом и тут же зарисовывает ее. Привлекло его внимание поваленное молнией дерево или зеркальная гладь ясного озера — опять карандаш с альбомом в руки. Такое собрание рисунков впрок необходимо в дальнейшей творческой работе, позволяет накапливать наблюдения и нередко служит отправным моментом в создании замечательных произведений искусства.


Большую пользу оказывает рисование на улице, в метро, в учреждениях, на стройках, во время экскурсий и т. п. Помимо накопления впечатлений такое рисование развивает умение «видеть» действительность, характерные особенности предметов и явлений. Умение же «видеть»— необходимый компонент художественного творчества.

Особое значение приобретает набросок для развития глаза, руки и наблюдательности юного художника, ведь в этом случае рисовальщик вынужден отбрасывать детали, стремится несколькими линиями, штрихами схватить лишь самое существенное, характерное для данной модели.

Наброски в зависимости от цели, задач, условий выполняются самыми различными способами и материалами. Наиболее часто — линиями без основательной моделировки формы; линиями с тоновой проработкой формы, с применением элементов схемы построения. Иногда наброски могут выполняться тоном, пятном.

Материалы, применяемые при набросках, очень разнообразны. Это графитные карандаши различной мягкости, цветные карандаши, тушь (кистью мокрой и сухой, а также пером), соус (мокрый и сухой), сангина, пастель, однотонная акварель, уголь (древесный и прессованный), мел (на тонированной бумаге, картоне).

Велика роль набросков как целенаправленного средства активизации внимания, интереса юных художников к изобразительному искусству, к своему художественному творчеству. На занятиях в художественных кружках, студиях, детских художественных школах наброски — важное средство воспитания любви к искусству, хорошая школа профессионального мастерства юного художника, развития его художественных способностей, эстетических чувств.

История сохранила интерес­ные факты из жизни Аппелеса, одного из самых знамени­тых художников Древней Гре­ции, который писал портреты, исторические картины, натюр­морты. Однажды Аппелес так живо нарисовал Александра Македонского, что один из его военачальников — Кассандр -затрясся всем телом, приняв изображение грозного царя за живого. А вот что сообщил Плиний:

«Находясь в свите Александра, Аппелес имел столкновение с Птолемеем: в его правление страшная буря занесла Аппелеса в Александ­рию. Завистники художника подговорили царского шута пригласить Аппелеса на пир к Птоломею. Птолемей потребовал сказать, кто его сюда пригласил. Аппелес стал указывать, кто именно из прислужников его позвал, и, чтобы точно обозна­чить, выхватил из печки потух­ший уголь и на стене набросал портрет так, что царь узнал по наброску лицо своего шута».

Итак, знаменитый художник умел мгновенно схватывать и изображать в натуре самое ха­рактерное, то есть мастерски владел искусством наброска.

Быстрые рисунки — наброски и зарисовки с натуры, наряду с длительными, многосеансными сопровождают, как правило, работу над картиной или скульптурой. Они предваряют создание произведения. Худож­ник с наиболее возможной быст­ротой рисует то, что заинтере­совало, привлекло его внима­ние. Нередко образы и впечат­ления дополняются накопленны­ми ранее и вызывают творчес­кую активность художника, рождают замысел. Те рисунки, с которых начинается воплоще­ние творческого замысла, назы­ваются эскизами и обычно вы­полняются «от себя».

Особое значение приобретает набросок для развития глаза, руки и наблюдательности. В наброске рисо­вальщик вынужден отбрасывать детали, стремиться несколькими линиями, штрихами схватить лишь самое существенное, ха­рактерное для данной модели. Но даже в столь быстрых ри­сунках предполагается правильность передачи формы, пропор­ций и объема, положения пред­мета в пространстве, психоло­гического состояния человека.

В каждом отдельном случае набросок имеет свое определен­ное значение. Это может быть изучение тех или иных законо­мерностей натуры, например, строения объемной формы пред­метов, их конструкции, законов линейной, воздушной перспек­тивы или светотени.

Набросок незаменим при пе­редаче движения, в рисовании птиц, животных, человека. Сде­лать законченный рисунок с подвижной модели невозможно. Даже изображая натурщика в динамической позе, нельзя обычным рисовальным приемом передать ту живость, красоту и правдивость движения, кото­рые получаются в наброске. Ведь в подобном положении человек может находиться ми­нуты две-три, да и сама поза человека в этом случае будет лишь имитацией движения.

Важны наброски в работе над композицией. Здесь рисунок, выполненный за не­сколько минут, выявляет харак­терные черты того или иного персонажа, помогает сосредо­точить внимание на главном.

Наброски в за­висимости от цели, задач, усло­вий выполняются самыми раз­личными способами и материа­лами.

Как правило, набросок начи­нается с линий, очерчивающих модель и ее общее положение в пространстве. В этот момент художник как бы рисует по воображению, на основе своих первых впечатлений. Получен­ное изображение еще несовер­шенно и только при последую­щей работе начинает проступать все ярче.

Многие выдающиеся худож­ники и педагоги подчеркивали важность непосредственного впе­чатления от натуры. П. П. Чис­тяков писал:

«Если будете брать умом, рассудком — птица уле­тит, и вы дадите промах».

Ярким примером выполнения набросков линиями служат ра­боты Рембрандта. Техника и материалы рисования великого мастера, как известно, отличались исключительным разнообразием: от серебристого ка­рандаша до тростникового пера.

Его наброски сделаны с макси­мальной быстротой. Об этом говорят свободно проведенные и оборванные штрихи, линии и непринужденная трактовка формы. В набросках нищей с палкой, например, мастер не заостряет внимания на психо­логической характеристике ли­ца, он ищет выразительность в общем облике старухи. За жи­вым, легким почерком отчетливо выступает структура изображае­мой формы.

В набросках марокканца, выполненных Делакруа, напротив, выражение психологии харак­тера становится главной целью художника. Поэтому с таким вниманием он фиксирует черты заинтересовавшего лица: очер­тания лба, подбородка, носа, изучает поворот головы. Выяв­лению характера изображаемо­го способствует перовая техника, которая позволяет предельно выразительными линиями пере­дать главное.

Обычно рисунки пером бы­вают четырех видов: контурно-линейные; штриховые; смешан­ные, линейно-штриховые; живо­писно-тональные.

Линейный рисунок в твор­честве художника А. Матисса играет самостоятельную роль. Отсюда серьезное и вниматель­ное отношение мастера к на­броскам, отработка своего инди­видуального метода рисования. Выполнив с натуры тщательно проработанный рисунок, Матисс начинал делать с него другой, более обобщенный, и так много раз. В итоге получался лако­ничный, цельный рисунок. Ли­ния, очень тонкая, почти непре­рывная, охватывает контур и обозначает самые главные и характерные черты.

Свободными линиями выпол­нен быстрый рисунок Э. Мане «Портрет мадам Гийеме». Плав­ные, гибкие линии итальянского карандаша по крупозернистой бумаге, то тонкие, как нитка, то проведенные широко, с на­жимом, боковой поверхностью грифеля, создают впечатление трепетности взгляда, изящества красивого лица, легкости пово­рота головы с вьющимися воло­сами.

Особый интерес представляет изучение набросков В. Серова. И. Грабарь, близко знавший его, пишет:

«Не только у Репина, но и дома, и на улице он не расставался с альбомом, постоянно рисуя все, что ни по­падается».

Эта привычка сохранилась у Серова до конца жизни.

Разнообразие подходов к вы­полнению набросков сказывает­ся прежде всего в использова­нии различных материалов для рисования, которыми художник одинаково хорошо владел: свинцовых и графитных каран­дашей, мела, пастели, угля, соуса, цветных карандашей, пера и туши, акварели, темперы.

Об исключительной вырази­тельности «серовской» линии свидетельствует «Портрет балерины Т. П. Карсавиной». Этот набросок недаром считается со­вершенством блистательной рисовальной техники. Он поражает свободой выполнения, предельной четкостью, легкостью и точностью линий.

Совершенства и лаконичности штриха Серов достигал с по­мощью такого приема работы: рисуя в специальном альбоме с почти прозрачной бумагой, первый набросок делал на пред­последней странице альбома молниеносно, в течение одной-двух минут. И тотчас перево­рачивал страницу. Предыдущий набросок теперь просвечивал через бумагу. По проступаю­щему контуру Серов быстро про­ходил карандашом, уточняя и поправляя то, чем был недово­лен в предыдущем наброске. Это проделывалось до четырех, пяти и даже семи раз. В альбоме оставался последний, наиболее удавшийся набросок, остальные уничтожались.

Интересным примером может служить рисунок-портрет скри­пача Изаи. Художник начинает набросок слабыми, дрожащими линиями, едва касаясь каран­дашом листа бумаги. Эти перво­начальные, почти незаметные линии хорошо видны на ри­сунке — левая и правая кисти рук, нос, губы, подбородок. Такое начало в данном случае, очевидно, объясняется подвиж­ностью модели и трудностью сразу же более уверенно наме­тить ее на рисунке.

Следующий этап работы — более конкретная прорисовка. Образ играющего скрипача, за­печатленный в зрительной памя­ти художника при первом взгля­де и перенесенный на бумагу, оказывается уже недостаточным.

В наброске каждый штрих становится более уверенным. В сущности, это линия, то едва видимая и прерывистая, то широ­кая, с сильным нажимом на карандаш и очень напряженная. Иногда одна линия очерчива­ет почти всю фигуру (левую руку, скрипку и переходит в линию спины), то становясь очень тонкой, как нитка, то тол­стой и интенсивной. Причем эта широкая линия одновременно с выявлением границы формы в пространстве часто обозначает тень. Рядом с начальными ли­ниями проводится одна или еще несколько линий (спины, правой руки, скрипки), уточняющих пропорции, направление формы, пространственные отношения. Линии сами по себе плавные, гибкие. Набросок выполнен на крупнозернистой бумаге мягким карандашом. Все это позволило художнику в течение несколь­ких минут наметить общее дви­жение фигуры человека, на­правление отдельных частей тела, выявить объем, свет и тень, уловить позу. А главное, пере­дать психологическую характеристику изображаемого, пока­зать творческий подъем, вдох­новение артиста.

О широких возможностях наброска в изучении и передаче быстрого движения (мгновен­ных, почти неуловимых прыж­ков, бросков) свидетельствуют многочисленные наброски А. Дейнеки. Как пра­вило, его наброски линейны, энергично намечены. Особенно запоминаются те быстрые ри­сунки, где буквально одной-дву­мя линиями простого каранда­ша запечатлена вся фигура че­ловека в движении. В книге «Из моей рабочей практики» Дейнека пишет:

«Я часами по­крываю листки альбома такими безграмотными, школярскими и такими убедительными своей динамической правдой «снай­перскими» набросками с дина­мовских прыгунов. Через каж­дую минуту в воздухе летит человек. Мгновение — на сет­чатке глаза фиксируется силуэт летящего. Мгновение — и пока голова прыгуна выскакивает из воды рывком, врисовываю в лист впечатление».

Динамично выполнены на­броски бойцов. Дейнека стре­мился передать самый решаю­щий момент схватки — когда один из спортсменов бросает на ковер противника. Линии очер­чивают фигуры по их внешнему касанию с пространством; то почти незаметные, то проведен­ные с силой, прекрасно переда­ют напряжение мышц, общее расположение форм в простран­стве.

Немецкий художник Менцель средствами линейного рисунка отображал особенности движе­ния человека в трудовом про­цессе: посмотрите на его набро­сок фигуры рабочего к извест­ной картине «Железопрокатный завод».

Но не менее часто, чем ли­нейным рисунком, художники выполняют наброски линиями с одновременной проработкой формы тоном. Линии в таких набросках порывистые, штрих или тушевка подчеркивают и уточняют форму; тоновая обра­ботка формы идет параллельно с проведением первых штрихов. Часто набросок делают тонки­ми, слабыми линиями, после чего ведется обработка рисунка тоном.

Подобным способом выполнил наброски к росписи Сикстинской капеллы Микеланджело. В ле­вой нижней части листа изобра­жена слегка опущенная вниз мужская голова. В этом наброс­ке художник передает силу че­ловека, его духовное напряже­ние. Мастер добивается вырази­тельности линий и резким конт­растом светотени. Можно пред­положить, что с самого начала был проведен еле заметной ли­нией общий контур головы, го­ловного убора, левого плеча.

Чуть заметная линия видна в незаконченной части наброс­ка — головном уборе. Наметив общий силуэт, Микеланджело начинает работать над отдель­ными формами. Наносятся над­бровные дуги, намечается рас­положение глаз, носа, губ, ушей. В сущности, даже трудно ска­зать, чем в большей степени передается объем: линия и тон у Микеланджело представляют собой неразрывное целое. Часто штрихи сангины растираются пальцем (лоб, щеки, подбородок, грудь, плечо). Художник словно испытывает непреодолимое же­лание, как скульптор, ощутить материал и пальцами следовать за направлением каждой формы. На этом же листе бумаги над наброском головы нарисована ступня мужской ноги, справа — плечо и предплечье. На неокон­ченном наброске плеча особенно заметна слабая и очень тонкая обработка отдельных участков, что помогает художнику пере­дать нежные нюансы светотени, мягкие переходы форм, фак­туру. Резкие, с сильным нажи­мом линии, наоборот, интенсив­но подчеркивают тень и свет, направление объемов.

Постоянно работал с натуры И. Репин. Его руки и глаз были настолько привычны к наброс­кам, что, когда врачи запретили ему рисовать, он, по словам К. Чуковского, макал в черниль­ницу окурок папиросы и умуд­рялся таким способом сделать выразительный рисунок.

И. Грабарь пишет:

«У Репина всегда был с собой альбом. Шел ли он на заседание Совета художеств или на литературный вечер, ехал ли он на званый обед, садился ли в конку или в вагон поезда, при нем был альбом, в котором по возвраще­нии домой оказывалось много новых страниц, заполненных портретными набросками».

Техника наброска

Для рисования набросков необходим маленький карманный альбом в твердом переплете (размер приблизительно 9 х 15 см) с заменяющимися листками, а также альбом большого формата (приблизительно 20 x 27 см) с жесткой крышкой. Рисовать в альбоме надо на одной стороне листа. Наброски рисуйте легким контуром, стараясь поначалу чуть-чуть прикасаться мягким карандашом к бумаге, охватывая сразу возможно большие формы.

В наброске, который вы затем используете в дальнейшей работе, следует какие-то детали, форму и складки одежды, а также форму здания, листа или ствола дерева и т. д. зарисовать отдельно и очень тщательно. При зарисовке дерева группы листьев связывайте с соответствующей веткой, отмечайте степень густоты и разреженности листьев.

Выполняются наброски твердыми и мягкими графитными карандашами, цветными карандашами, тушью (с помощью кисти или пера), соусом (сухим и мокрым), сангиной, пастелью, древесным и прессованным углем, акварелью (однотонной), мелом. При набросках мелом используйте тонированную бумагу или картон.

В. КУЗИН

карандашный набросок в предложении

Эти примеры взяты из корпусов и из источников в Интернете. Любые мнения в примерах не отражают мнение редакторов Кембриджского словаря, издательства Кембриджского университета или его лицензиаров.

Кроме того, его блокноты содержат высококачественные наброски ручкой и карандашом, которые никогда не предназначались для всеобщего обозрения.

Из

Википедия